Авиация и Время 2019-05
-
А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Ил-2 из 8-го ГвШАП ВВС ЧФ, начало 1944 г.
Ил-2 к-на В.И. Мыхлика (с июня 1945 г. - дважды Герой Советского Союза) из 566-го ШАП. Восточная Пруссия, апрель 1945 г.
Ил-2 к-на И.Ф. Павлова (с февраля 1945 г. - дважды Герой Советского Союза) из 6-го ГвШАП. Восточная Пруссия, октябрь 1944 г.
Ил-2 к-на A.H. Ефимова (с апреля 1945 г. - дважды Герой Советского Союза) из 198-го ШАГ). Восточная Пруссия, зима 1945 г.
Ил-2 подполковника Н.Г. Степаняна (с марта 1945 г. - дважды Герой Советского Союза, посмертно), командира 47-го ШАП ВВС Балтийского флота, осень 1944 г.
Ил-2КР мл. л-та В.А. Прокофьева, командира звена из 71-й ОКАЭ. Аэродром Петровск, сентябрь 1943 г.
Пара Ил-2 в зимнем камуфляже. Ленинградский фронт, 1943 г.
Ил-2 из состава Воздушных сил Чехословакии. 1948 г.
Ст. л-т С. Федяков из 872-го ШАП покидает свой Ил-2 после 150-го боевого вылета. Осень 1944 г.
Ил-2 с крылом «со стрелкой» (Ил-2КСС). В кабине - летчик-испытатель В.К. Коккинаки Это фото стало классикой жанра. Москва, 1944 г.
Экипажи Ил-2КР получают задание
Техники чехлят пушку НС-37
Два звена штурмовиков идут на средней высоте
Загрузка противотанковых бомб ПТАБ-2,5-1,5
До 1943 г. ФАБ-100 были наиболее эффективным оружием Ил-2 против бронетехники. Загрузка бомбоотсека одного из первых серийных двухместных Ил-2 штурмовика. Район Сталинграда, конец 1942 г.
Ил-2КР, дооборудованный аэрофотоаппаратом АФА-3С
Серийный Ил-2, вооруженный 37-мм пушками НС-37
Штурмовики из состава 2-й авиадивизии ВВС Югославии. Начало 1950-х годов
Маслорадиатор в бронекоробке
Линейка Ил-2 из 281-го ШАП. Ленинградский фронт, 1944 г.
Хвостовое оперение и хвостовая опора шасси
Раскапотированная 37-мм пушка ШФК-37
Учебные самолеты. Вооружение двухместного учебно-тренировочного Ил-2У (УИл-2) было сведено к паре пулеметов ШКАС, двум ракетам РС-82 и двум авиабомбам ФАБ-100, которые использовались для проведения учебных стрельб и бомбометаний. 7,62-мм пулеметы ШКАС устанавливались еще на первых прототипах самолета, но вскоре их заменили на 20-мм пушки ШВАК, а затем на 23-мм пушки ВЯ-23. За Ил-2У (фото) последовал Ил-10У, с самого начала выпускавшийся параллельно с одноместным Ил-10. Ил-10У, унаследовавший фонарь пилотской кабины, в качестве вооружения имел лишь пару пушек ШКАС. После 1950 года производство Ил-10У переместилось на заводы "Avia" в Чехословакии, где этот самолет выпускался под именем BS-33. В СССР многие сохранившиеся Ил-2У/Ил-10У использовали после войны для тренировки экипажей бомбардировщиков.
Штурмовики вылетают на боевое задание. Сталинградская битва, январь 1943 г.
Ил-2 из 8-го ГвШАП ВВС Черноморского флота. Аэродром Саки, апрель 1944г.
Не так уж много советских самолетов в годы Второй Мировой войны было сфотографировано под разными ракурсами, но этому Ил-2 из состава 8-го ГШАП в этом смысле повезло. Но правом борту фюзеляжа самолет нес белую стрелу и надпись "За Родину!".
Оружейник К. Ефимова загружает боекомплект к пушке
Двухместный Ил-2 первых серий выпуска. Летчик В.П. Алексухин, стрелок А.Д. Гатаюнов. 617-й ШАП, Харьковское направление, август 1943 г.
К-н И.Павлов из 6-го Гв.ШАП возле своего именного самолета. Январь 1945 г.
Опытный Ил-2, вооруженный 45-мм пушками НС-45
Серийный Ил-2 с 37-мм пушками ШФК-37
Основные опоры шасси
Летчики 8-го польского штурмового авиаполка и советский офицер на фоне Ил-2, 1944 г.
Кабина летчика восстановленного Ил-2, который был продемонстрирован на МАКС-2019
Старшина П. Шуляков за своим пулеметом УБТ
Обер-лейтенант Георг Шентке осматривает сбитый им Ил-2
Сбитый Ил-2 чудом не разрушил деревенскую избу
Один из трех Ил-2, поступивших в 55-й ИАП. Южный фронт, август 1941 г.
Ил-2 майора H.A. Зуба, комэска 210-го ШАП. Южный фронт, Новоалександровка, зима 1941-42 годов
Ил-2 из 232-го ШАП. Астраханское направление, ноябрь 1942г.
Ил-2 сержанта М.Г. Гареева (с апреля 1945 г. - дважды Герой Советского Союза). 3-я АЭ из 505-го ШАП. Сталинградский фронт, декабрь 1942 г.
Оснащение штурмовика двигателем АМ-38Ф на заводе № 18
До 1943 г. ФАБ-100 были наиболее эффективным оружием Ил-2 против бронетехники. Подготовка к боевому вылету Ил-2 из 15-го Гв.ШАП. Ленинградский фронт, сентябрь 1942 г.
Подготовка на авиазаводе № 30 бронекорпусов к передаче на сборку
Транспортировка деревянной хвостовой части Ил-2 в сборочный цех авиазавода № 1.
Завершается сборка очередного Ил-2. Макеты авиабомб предназначены для проверки бомбодержателей. Куйбышев, 1942 г.
Бронекорпуса Ил-2, изготовленные на заводе № 207 в Куйбышеве
C.B. Ильюшин (в центре) осматривает серийные Ил-2. Куйбышев, 1942 г.
Группа летчиков 504-го ШАП. Сидит второй справа ст. л-нт Иван Пстыго. Лето 1942 г.
Самолет ЦКБ-55П считался эталоном для серийного производства. Госиспытания, март 1941 г.
Заправка топливом штурмовика из состава 243-й ШАД
Штурмовик перед очередным вылетом в район Сталинграда
Одноместный Ил-2 с неубираемым лыжным шасси
Линейка штурмовиков в сборочном цехе авиазавода № 18 Куйбышев, 1942 г.
Истребитель бомбардировщиков Ил-2И. Аэродром НИИ ВВС, август 1943 г.
Захваченный Ил-2, выставленный в Будапеште
Поврежденный во время боевого вылета Ил-2 л-та Г.Д. Столетнего из 4-го ШАП был сдан в ремонт. 30 июня 1941 г.
Захваченные противником штурмовики 61-го ШАП. Вильнюс, лето 1941 г.
Подбитый Ил-2 после вынужденной посадки
Тяжелый штурмовик ТШ-3 конструкции С.А. Кочеригина