Авиация и Время 2020-04
-
А.Харук - Меч самурая: палубный истребитель "Мицубиси" A6M "Зеро"
A6M5 модель 52 мичмана Тетсузо Ивамото из состава 253-й авиагруппы. Рабаул, февраль 1944 г.
A6M5 модель 52 из состава учебной авиагруппы Гензан. Корея, Вонсан, июль 1944 г.
Один из первых экземпляров истребителя-бомбардировщика A6M7
A6M5c со снятыми 13,2-мм пулеметами и пусковыми установками ракет под крылом.
Последний вариант A6M5c появился в конце 1944 года, чтобы заполнить пробел, возникший из-за проблем с новым истребителем Mitsubishi A7M1 Reppu. Боевой опыт требовал усиления защиты и вооружения самолета. На самолете установили дополнительную бронезащиту и пулеметы в крыле, что привело к увеличению его массы на 317 кг и снижению летных характеристик. Были построены только 93 истребителя этого варианта.
Этот A6M7 из состава 302-й авиагруппы достался американцам почти целым. 1945 г.
A6M5 под управлением камикадзе атакует эскортный авианосец «Вайт Плейнс». Самолет был сбит на подлете к кораблю. 25 октября 1944 г.
Многие истребители "Zeke" на заключительном зтапе войны были использованы летчиками-камикадзе для самоубийственных атак кораблей и судов союзников.
На фотографии - пилот самолета "Zeke" пытается таранить американский линкор "Миссури". В результате этой атаки корабль получил минимальные повреждения. Бои за Окинаву, 11 апреля 1945 г.
A6M5 модель 52 стал первым в своем семействе, оснащенным реактивными выхлопными патрубками
Техник несет пустой ПТБ к истребителю A6M5
Прототип истребителя-бомбардировщика A6M8, ставший трофеем американцев
Раскапотированный двигатель «Сакае 31».
Истребитель A6M5 которого испытывали американцы
The Mitsubishi "Zeke" 52 Single-seat Naval Fighter (1,200 h.p. Nakajima Sakae 21 engine).
Заправка топливом из бочки истребителя A6M5
A6M5b с экспериментальной подвеской десяти 30-кг бомб
A6M2 модель 11 раннего выпуска из Центра переучивания морских летчиков. Авиабаза Касумигаура. На заднем плане - истребитель A5M
A6M2 модель 11 старш. 3 кл. Масаюки Накасе из состава 12-й авиагруппы. Китай, начало 1941 г.
A6M2 модель 21 из состава 381-й авиагруппы. Маршалловы острова, атолл Мили, конец 1943 г.
A6M2 модель 21 из состава 582-й авиагруппы. Соломоновы острова, остров Рассел. На этом самолете 6 марта 1943 г. был сбит мичман Каничи Кашимура
A6M3 модель 32 из состава 204-й авиагруппы. 18 апреля 1943 г. самолет участвовал в сопровождении перелета адмирала И. Ямамото
A6M2 модель 21, пилотируемый лидером истребительной группы л-том Хидэки Синго, стартует с авианосца «Сёкаку», октябрь 1942г..
«Зеро» из состава самолетов второй волны взлетает с палубы «Акаги». Нападение на Перл-Харбор, 7 декабря 1941 г.
Укрытые тентами самолеты на палубе авианосца «Дзуйкаку», который держит курс в Коралловое море. 5 мая 1942 г.
Линейка истребителей из состава 3-й авиагруппы. Тайвань, конец 1941 г.
A6M2 модель 21 перегружают с баржи на транспорт
«Зеро» с двумя 30-кг бомбами готов к боевому вылету
Подготовка «Зеро» к очередному вылету на стоянке со сборным покрытием
Звено Нисизавы готовится сопровождать пятерку пилотов-камикадзе на A6M с подвешенными 250-кг бомбами. На переднем плане самолет лейтенанта Юкио Секи. Аэродром Мабалакат на о.Лусон (Филиппины), 25 октября 1944г.
Сборка A6M2 модель 21 на заводе фирмы «Накадзима». Коидзума, 1941 г.
Замена воздушного винта в ангаре
Курсанты школы механиков на практических занятиях по обслуживанию двигателя
Обслуживание двигателя истребителя A6M3 модель 32 в полевых условиях
A6M3 модель 22a оснащался пушками «тип 99» модель 2
Основная опора шасси
Истребители A6M2 и пикирующие бомбардировщики D3A готовятся к взлету с авианосца «Секаку», чтобы атаковать Перл-Харбор
С палубы взлетает «Зеро» с двумя подвешенными бомбами. Бой возле островов Санта-Крус, 26 октября 1942 г.
Операция против Алеутских островов. С палубы авианосца стартует "Зеро", вооруженный двумя 60-кг авиабомбами
Палубная команда авианосца «Дзуйкаку» принимает «Зеро» в ходе битвы в Коралловом море
Установка двигателя на первый A6M1 "Зеро". Обратите внимание на двухлопастный винт
"Зеро" перед стартом с палубы авианосца "Дзуйкаку"
A6M2 модель 21 из 202-й авиагруппы (бывшая 3-я). В ходе новогодней церемонии по случаю встречи 18-го года Сева (1943 г.)
Истребители A6M3 модель 32 (хорошо видны "обрубленные" законцовки крыла) и 22 (фото справа) из состава авиагруппы "Ивакуни", сформированной на одноименной авиабазе и занимавшейся подготовкой морских летчиков
Model 32 'Zeros' at an operational training unit somewhere in Japan. Following the arrival of the A6M5 Model 52a, many of the earlier models were relegated to the training role from late 1943 into early 1944. Note the clipped wings, unique to the 'Hamp'.
Учебно-тренировочные самолеты A6M2-K модель 21
Вначале на вооружении авиации ВМС Японии состояли только одноместные самолеты A6M, а летчики тренировались на самолетах устаревших типов. С появлением двухместной модификации A6M-K процесс подготовки пилотов истребителей "Zeke" упростился.
«Зеро» в ходе одного из первых боевых вылетов. Китай, Хайкоу, сентябрь 1940 г.
Истребители A6M3 модель 22 выполняют задание в районе Соломоновых островов
Ранний вариант A6M5 модель 52 (на переднем плане) и A6M3 модель 22 из состава 201-й авиагруппы над Тихим океаном. Осень 1943 г.
Air-to-air view of a pair of A6M3 'Zeros' of the 254th Kokutai. This Air Group was formed in October 1943 with both Model 32s and 22s on strength, flying in defence of Hong Kong and the Chinese coast. Note the use of two different shades of green (or black) circling the fuselage Hinomaru (national insignia), also the silver hub and propeller. Both fighters look factory-fresh.
Истребитель A6M2 модель 21 которого испытывали американцы
Хвостовая опора шасси
Истребители A6M2 модель 21 готовятся к вылету на аэродроме в окрестностях Рабаула. Вторая половина 1942 г.
A6M3 модель 22 с авианосца «Дзуйкаку». Два шеврона на борту - отличительный знак командира истребительной эскадрильи авиагруппы. Рабаул, ноябрь 1942 г.
Техники осматривают A6M2 из авиагруппы «Тайнань». Аэродром Лакунай, Рабаул, весна 1942 г.
A6M2 модель 21 взлетает с авианосца «Дзуйкаку». 23 января 1942 г.
Истребитель A6M3 модель 32 начали серийно выпускать в июле 1942
Этот «Зеро» совершил вынужденную посадку на китайской территории 26 ноября 1941 г. Был восстановлен на авиабазе Лючжоу (верхнее фото) и в результате получил несколько отличий конструкции. Его перекрасили и нанесли опознавательные знаки ВВС Китая. В конце 1942 г. этот самолет перелетел в Карачи (Британская Индия), а оттуда на корабле был отправлен в США
«Зеро» из 4-й авиагруппы выруливает на старт. Новая Гвинея, март 1942 г.
Пара истребителей A6M2 модель 11 из 12-й авиагруппы. Китай, май 1941 г.
Моторама и пулеметы «тип 97», установленные на «Зеро» мод. 22
«Зеро», захваченные на Сайпане и в Сингапуре, стали трофеями британцев
В конце войны два трофейных Zero прошли испытания в подразделении ATAIU (Allied Technical Air Intelligence Unit), дислоцированном в Сингапуре.
A6M2 модель 21, закрепленный на палубе авианосца «Акаги», отправляющегося в поход для атаки на Перл-Харбор. Курилы, залив Хитокаппу (ныне Касатка), ноябрь 1941 г.
A6M3 "модель 22" с закругленными законцовками крыла
Кабина пилота
Сиденье пилота
Фотокинопулеметы американских истребителей зафиксировали гибель этих «Зеро»
«Зеро» с авианосца «Хирю», сбитый в районе австралийского порта Дарвин. 19 февраля 1942 г.
Слева - первым «Зеро», сбитым американцами над Перл-Харбором, был самолет с «Акаги», который пилотировал Таеши Хирано.
Американцы осматривают "Зеро" унтер-офицера 1-го класса Кога
В мае-июле 1942 г. японцы предприняли попытку захвата Алеутского архипелага. В ходе этих боев американцам достался почти целый «Зеро», летчику которого пришлось совершить вынужденную посадку на о. Акутан
Американские морпехи рассматривают разбитый «Зеро». Сайпан, июль 1944 г.