Мир Авиации 2005-02
-
Х.Салес Ллух, А.Абалле Виеира - Бомбардировщик "Мартин" или "Катюшки" генерала Франко /История/
Бомбардировщик СБ б/н 20W-1 вскоре после того, как получил камуфляж "немецкого типа".
Республиканский СБ "белый 1" сразу после захвата его франкистами. Аэродром Таблада (Севилья), весна 1937г.
Тот же самолет с нанесенным камуфляжем "итальянского типа". Таблада, август-сентябрь 1937г.
Экс-республиканский СБ "белый 49", восстановленный националистами.
Экс-республиканский СБ "белый 52".
СБ б/н 20W-6 с радиоантенной и ветрогенератором. Самолет имеет камуфляж "немецкого типа": поля цветов образованы ломаными линиями.
Вид СБ с обоими работающими моторами М-100, запущенными, вероятно, для проверки. Носовое остекление могло быть восстановлено с использованием деталей других сбитых машин.
Два пилота 13-го полка, одетые в "сборную солянку" из итальянского, испанского и немецкого обмундирования.
На этом снимке СБ "20W-10" видны явные признаки того, что он был основательно подретуширован. Верхние поверхности подкрашены для большей четкости, а лопасти винта, которые должны быть видны из-под радиатора, отсутствуют. На это же указывают андреевский крест на руле и знак "фаланги" в черном круге на фюзеляже.
Этот снимок СБ "20W-11" дает представление о тех усилиях, которые прилагал наземный персонал для поддержания флота этих машин в хорошем состоянии.
На этом снимке хорошо виден временный характер нанесенного на самолет камуфляжа. Обратите внимание на редкие зеленые точки и след густого загрязнения от выхлопа двигателей, расширяющийся к стабилизатору.
Первый СБ-2М-100, захваченный националистами и впоследствии получивший тактический номер 20W-1. Здесь он показан в том виде, который он приобред к концу войны после нанесения камуфляжа, разработанного по немецкому типу. После войны так же были окрашены все оставшиеся в строю "Катюшки". Обращает на себя внимание немецкий пулемет MG-15 в кабине стрелка.
СБ 20W-6 на аэродроме Ла Рабаса в Аликанте с нетипичным расположением антенны за кабиной летчика. Обратите внимание на красно-желто-красные знаки под крылом, его белые законцовки и ветряной электрогенератор под корневой частью крыла.
Три СБ 2М-100 из состава 13-го полка летят строем над исссушенной местностью, начало 40-х годов.
Этот одинокий бывший республиканский СБ на аэродроме Таблада после многомесячной фронтовой службы выглядит почти по-деревенски. Белый номер "49" в хвостовой части означает, что эта машина не принадлежит к группе, собранной в Барахасе, следовательно, это должен быть один из самолетов, восстановленных на алжирском аэродроме Ла Сениа, Оран. Следует отметить желтые линии, нанесенные поверх красных полос на фюзеляже.
Вероятно, это наиболее известный снимок первого СБ, захваченного мятежниками, а затем поставленного ими на службу. Самолет показан в новом пятнистом камуфляже с опознавательными знаками националистов. Обращают на себя внимание фрагменты прежней окраски в отдельных местах.
Слева: Испанские оружейники проводят техническое обслуживание, регулировку и наземную пристрелку 7,62-мм ШКАСов. Здесь видно хитроумное приспособление, предназначенное для одного пулемета. Сверху расположен патронный магазин. Справа: То же, но со спаренной установкой.
Вид крупным планом пилотской кабины СБ на аэродроме Лос Льянос.
СБ с номером "белый 1" республиканцев, сфотографированный итальянским добровольцем Винченцо Декуалем на месте вынужденной посадки под Мотрилом всего несколько часов спустя.
Самолет, доставленный на аэродром Таблада, в ожидании ремонта, которым руководил инженер Хосе Пазо. Ясно видно, что изначально номер 1 был нанесен пульверизатором по трафарету. Весна 1937г.
Разбитый двигатель М-100, извлеченный из обломков СБ, пролежавшего под водой в озере Баньолас десятки лет, теперь находится в экспозиции Музея авиации в Куатро Вентос под Мадридом.
После многочисленных экспериментов испанские техники предложили этот вариант вооружения на внутренней подвеске, состоящий из восьми 50-кг бомб предположительно тип SC 50, шесть из которых располагались вертикально и две - горизонтально.
Составленная в испанских ВВС схема секторов обстрела оборонительного вооружения СБ.
Этот рисунок, сделанный в полевых условиях, был приложен к разведывательному донесению от 15 сентября 1938г., составленному португальским лейтенантом Мариу Сантушем.