Мир Авиации 2006-01
-
В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
Конкурент М-15: M-18 "Дромадер".
Lala-1 на земле.
Lala-1 в полете.
Борт 15221 (с/н 1S 003-04) из состава 102-го летного отряда (г.Полтава).
Летчик-испытатель ВНИИ СХСП ГА И.И.Коротич возле борта 0201. Мелец, 1975г.
В полете один из М-15 1-й серии. Судя по проплывающей под крылом чересполосице, снимок сделан где-то в районе завода-изготовителя на юге Польши. Применять самолет при таком землепользовании было невозможно.
"Длинноносый" М-15 с аппаратурой крупнокапельного опрыскивания заходит на посадку.
Прототип LLM-15. 1973г.
Командир 317-го летного отряда П.И.Безродний (слева) и конструктор Е.И.Гура возле М-15. 1977г.
Главный инженер майкопской АТБ А.С.Морозов на стоянке М-15. 1977г. Первоначально надпись "Аэрофлот" на М-15 выполнялась с трафаретными "прожилками", которые впоследствии были закрашены. Брызговики на носовых стойках самолетов еще не установлены. Обратите внимание на загрязненность колес самолета.
Пилот Александр Прохоров (в центре), "техник-шильник" Станислав Пшебило (слева) и "техник-агро" возле М-15. Открыта крышка левого химбака.
Пилот А.Н.Прохоров (справа) и агроном совхоза "Северо-Восточные сады" (Майкопский район, Адыгея) уточняют по карте район опыления. Весна 1978г. На заднем плане - "коротконосый" М-15 с брызговиком на носовой стойке.
Пилоты В.А.Рыбников (слева) и А.Н.Прохоров возле длинноносого М-15. Красноармейский район Краснодарского края. Лето 1980г.
Сотрудницы ВНИИ ПАНХ и польские специалисты возле заправляющегося институтского М-15 (регистрация СССР-15100) во время дополнительных испытаний сельхозаппаратуры. Краснодарский край, 1978г.
Польские специалисты на прибывшем вместе с М-15 электрокаре (эти машины Мелецкий авиазавод поставлял в Канаду в качестве гольф-каров). Крайний слева - старший инженер второго состава сервис-группы Рышард Пшигода. На заднем плане - стоянка М-15. Обратите внимание, что на неровном грунте самолеты стоят с разными углами крена.
Борт 15221 (с/н 1S 003-04) из состава 102 летного отряда (г.Полтава).
Спарка M-15-40 (борт 15215).
Польский погрузчик K-406A1 распространения в СССР так и не получил.
Первая проба загрузчика ЗУН-1,5. Главный инженер АТБ А.С.Морозов замеряет рулеткой высоту подъема стрелы.
Для быстрой загрузки М-15 самые зажиточные хозяйства держали сразу по два ЗУН-1,5. Красноармейский р-н. Лето 1980г.
Взлетает М-15 в длинноносой конфигурации.
В полете борт 15104. Май 1978г. Через месяц этот самолет спишут из-за грубой посадки.
Опыление на М-15 выглядело со стороны не очень эффектно...
М-15 с новой опрыскивающей аппаратурой.
Крупнокапельное опрыскивание...
Мелкокапельное опрыскивание поражало воображение...
В связи с нехваткой спецтрапов для обслуживания стабилизатора М-15 приходилось ставить на хвост.
Замена АИ-25 была достаточно трудоемкой процедурой.
ВСУ АИ-9.
Предложенный майкопчанами брызговик переднего колеса в форме велосипедного крыла применения на М-15 так и не нашел.
Химбаки М-15 были разнесены по крылу для расширения опыляемой полосы.
Сопла АИ-25 (вверху) и ВСУ АИ-9 (внизу).
Воздухозаборник АИ-25 при закрытых капотах.
Воздухозаборник АИ-25 при открытых капотах.
Прощание с М-15. Техники Владимир Арустамян (слева), Виталий Заезжий (в центре) и пилот Вячеслав Скварек (справа) только что перегнали последний летающий майкопский М-15 (СССР-15154) в Ульяновский музей ГВФ. 24 августа 1983г.
Экипаж-перегонщик и руководство Ульяновского центра ГА СЭВ и Музея ГВФ возле первого натурного экспоната только что организованного музея. Ульяновск, 24 августа 1983г.
"Sic transit..." Пятигорский М-15 (борт 15105) на стоянке в Монино.
Под этой "гильотиной" и окончился земной путь майкопских М-15. Фото 2 августа 2002г.
Верхняя правая панель кабины.
Левая панель управления с РУД. Задняя (слева) и передняя части.
Командир звена А.Н.Прохоров в кабине М-15.
Командир звена А.Н.Прохоров (слева) и некий высокий гость из Индии возле "длинноносого" М-15. Станица Воронежская Усть-Лабинского района Краснодарского края. Обратите внимание на следы пластилина на двери пилотской кабины - здесь самолет опечатывали.
Длинные носы получили не только одноместные М-15, но и спарки. На снимке - группа майкопских школьников-экскурсантов возле M-15-42.
Если пилот при повороте действовал только педалями без расстопорения носовой стойки, то шток гидроцилиндра мог сделать пробоину в обшивке носовой части самолета.
В таких условиях приходилось трудиться шасси М-15.
Борт 15138 на месте вынужденной посадки в рисовый чек. 4 июля 1980г.
Для извлечения самолета пришлось применить технику.
Борт 15138 после извлечения из чека. А.Н.Прохоров (справа) и инспектор по безопасности полетов.
Предъявленный комиссии макет М-15 имел аэрофлотовскую окраску, которую предполагалось тогда использовать на этом типе самолета (май 1972г.)
Испытания аппаратуры сухого опыления.
Карикатуры на М-15 из сувенирного альбома для членов макетной комиссии.
Сверху: Для отработки сельхозаппаратуры М-15 был построен специальный натурный стенд.
Главным новшеством в М-15 считалась аппаратура сухого опыления с применением пневмотракта (предварительный вариант) и вращающиеся распылители для мелкокапельного опрыскивания (показан один из пробных вариантов).
Сверху вниз:
Схема аппаратуры крупнокапельного опрыскивания М-15.
Первоначальный вариант аппаратуры сухого опыления надежд не оправдал.
Аппаратура мелкокапельного опрыскивания.
Новый вариант опыливателей оказался более работоспособен.
Конкурент М-15: PZL-106 "Крук".