Мировая Авиация 8
-
Ла-5ФН. Капитан Петр Яковлевич Лихолетов всю войну прошел в составе 159-го истребительного авиационного полка. Первую победу в воздушном бою одержал 12 июля 1941 года, сбив на истребителе МиГ-3 бомбардировщик Ju 88. Он воевал на самолетах МиГ-3, Як-7, P-40, а с 1943 года - на Ла-5ФН. П. Я. Лихолетов выполнил 382 боевых вылета, в 78 воздушных боях сбил 25 самолетов лично и пять - в группе, 4 февраля 1944 года был удостоен звания Герой Советского Союза.
Ла-5ФН
В сравнении с Ла-5 истребитель Ла-7 был аэродинамически более совершенным. Капот мотора стянут лентами из нержавеющей стали. Ленты обеспечивают плотное прилегание створок капота в полете.
В конце 1944 года серийное производство истребителей Ла-7 велось на двух государственных авиационных заводах (ГАЗ) - №381 в Москве и №21 в Горьком (ныне Нижний Новгород). На фотографии - истребители Ла-7, хорошо виден смещенный назад, по сравнению с Ла-5ФН, маслорадиатор.
Авиаконструктор С.А.Лавочкин (второй справа) с летчиками-истребителями ВВС Краснознаменного Балтийского флота на фоне истребителя Ла-7. В годы войны самолеты Ла-7 на вооружении истребительных авиаполков авиации ВМФ не состояли, но на самолетах Ла-5 сражались 3-й и 4-й гвардейские ИАП ВВС Краснознаменного Балтийского флота.
Техники и летчики сфотографировались на память у самолета Ла-7. Самолет укрыт маскировочной сеткой, хотя на заключительном этапе войны, когда на фронте появились Ла-7, воздушные разведчики Люфтваффе почти не появлялись над расположением советских войск, так как в небе целиком и полностью господствовала советская авиация.
Ла-7 с дополнительным ЖРД. Руль направления самолета Ла-7Р был снизу обрезан, под ним находилось сопло жидкостного реактивного двигателя конструкции В.П. Глушко (позже он стал Главным конструктором ракетно-космических систем, в частности ракеты-носителя "Энергия"). Первые ЖРД не отличались надежностью. На Ла-7Р-1 было выполнено всего 15 полетов. На Ла-7Р-2 была проведена целая серия испытаний.
На китайском берегу реки Ялу на ротационной основе базировалось два - три истребительных авиаполка сначала ВВС, а затем авиации ПВО Советского Союза. Самолеты этих полков несли опознавательные знаки ВВС КНДР, летчики летали без документов в китайской военной форме. На фотографии - истребители МиГ-15 ВВС СССР (к войне в Корее отношения не имеют).
B-29A из 98-го бомбардировочного авиакрыла освобождается от груза над Северной Кореей. Для защиты от МиГов бомбардировщики B-29 сопровождались большими группами истребителей.
Concorde 001: первый прототип. Первые два прототипа построили в модификации, определяемой французским требованием к дальности полета, поэтому они были короче, чем серийные самолеты, и не имели длинного хвостового конуса фюзеляжа.
Сборка второго прототипа 002/G-BSST близится к завершению, 1968 год. Рядом видны фюзеляж и крыло первого предсерийного самолета в процессе сборки.
Образец для статических испытаний на прочность, на заводе в Тулузе, Франция. Схожий нелетающий прототип для климатических испытаний был собран в Великобритании на заводе в Фарнборо.
Церемония выкатки самолета 001 была обставлена с помпой. Это был первый публичный показ самолета. Достижение англо-британской промышленности приветствовали стюардессы 15 авиакомпаний и многочисленные журналисты.
В 1961 году на Парижском авиационно-космическом салоне фирма "Sud Aviation" представила модель Super Caravelle. Проект внешне очень походил на британский BAC 223, но был рассчитан на меньшую дальность полета.
Отклоняемая носовая часть фюзеляжа, разработанная фирмой "Marshall Aerospace", во многом обеспечила успех проектирования самолета, рассчитанного на крейсерскую скорость полета М=2. На верхнем снимке представлен один из ранних вариантов конфигурации носовой части фюзеляжа, на двух нижних - финальная конфигурация.
23 марта 1948г.: на доработанном третьем серийном самолете Vampire (TG278) с крылом увеличенного размаха и новой кабиной Джон Каннигхэм установил новый мировой рекорд высоты - 18119 м.
Самолет DHC-2, оснащенный 7-цилиндровым двигателем PZL-3S польского производства с четырехлопастным воздушным винтом.
DHC-2 Beaver. Хороший самолет для труднодоступных регионов обязательно должен обладать возможностью выполнять укороченные взлеты и посадки, иметь высокую удельную мощность для выполнения крутых маневров в стесненных условиях, емкий фюзеляж для перевозки людей и грузов и большой люк для облегчения погрузочно-разгрузочных операций. Самолет Beaver разработала фирма "de Havilland Canada", он должен был заменить запущенный в серию еще до войны самолет Norseman. Благодаря мощному мотору Pratt & Whitney Wasp Junior и обеспечившему отличные взлетно-посадочные характеристики крылу, аппарат получился удачным и самым массовым самолетом канадской конструкции, он также имел неплохой спрос на внешнем рынке. Предпринимались попытки установить на Beaver более легкий и мощный двигатель с пониженным расходом топлива.
В Корее Габрески энергично и уверенно командовал 51-м авиакрылом истребителей-перехватчиков, вооруженным самолетами F-86E, но далеко не всегда соблюдал ограничения, которые накладывались на личное участие в боевых действиях командира авиакрыла.
В полете на F-86F капитан Ральф Парр из 334-й эскадрильи истребителей-перехватчиков. F-86F стал первой модификацией самолета Sabre, по всем параметрам превзошедшей МиГ-15бис.
Обе эскадрильи авиации корпуса морской пехоты США на "Coral Sea" в 1983 году находились в состоянии полной боеготовности. Эскадрильи дислоцировались в Эль-Торо, Калифорния, их временно передали в 13-е палубное авиакрыло из-за нехватки самолетов F/A-18 в авиации Атлантического флота.
Палубная команда подготовила к взлету с катапульты истребитель-бомбардировщик Hornet из эскадрильи VFA-131 "Wildcat", авианосец "Coral Sea". Эскадрилья VFA-131 "Wildcat" была сформирована в 1983 году, ее первый поход на борту авианосца начался в октябре 1985 года в Средиземное море.
Hornet из эскадрильи VMFA-323 выполнил посадку на палубу авианосца "Coral Sea". Самолеты эскадрильи "Death Rattlers" штатно несли на килях аббревиатуру "WS", но в период базирования на авианосце "Coral Sea" буквы "WS" на самолетах эскадрильи заменили буквами "АК" - 13-е палубное авиакрыло.
Подготовка к полету самолета F/A-18 Hornet, авианосец "Coral Sea". Самолет и его сложные и высокотехнологичные системы на деле продемонстрировали свою надежность и безотказность.
Hornet из эскадрильи VMFA-323 подготовлен к катапультному старту с авианосца, 1986 год.
Ярко окрашенный Не 51B-1 из 2-ой эскадрильи 132-й истребительной группы. Белые цифры бортового номера "10" обведены черной каймой, номер продублирован в центре верхнего крыла.
He 51C-1 легиона "Кондор" из 4-ой эскадрильи 88-й истребительной эскадры, 1938 год. В эскадре использовались опознавательные знаки националистов - круги черного цвета, внутри кругов на белом фоне тузы пик; белый руль направления с черным косым крестом.
В середине войны самолеты Не 51 обычно полностью окрашивались в темно-зеленый цвет. На рисунке - самолет Не 51В, принадлежащий авиационной школе А/B-123 в Загребе, 1942 год. На капоте мотора изображена эмблема училища, основа дизайна эмблемы - феска.
Два предсерийных истребителя Не 51A-0 в полете. Фотография хорошо передает чистоту обводов биплана конструкции Хейнкеля. Самолеты Не 51A-0 поступили в подразделение Reklame-staffel Mitteldeutschland для проведения оценочных испытаний.
WHAT'S IN A NAME? A pair of Arado single-seater fighters (B.M.W. engines), of Germany's "Richtofen" squadron. The machines are businesslike and, judging from films of their work, their pilots know how to use them. Features of interest to British eyes are the wire-braced undercarriage and peculiar exhaust pipes.
Первой строевой частью Люфтваффе, вооруженной самолетами Не 51, стала 132-я истребительная группа Richthofen. Первый Не 51 группа получила в 1935 году.
В свои лучшие времена карьеры в Люфтваффе Не 51 считался первоклассным истребителем. Но Не 51 был тяжелее, больше по размерам и медленнее зарубежных самолетов такого же класса - итальянского Fiat CR.32 и британского Gloster Gauntlet. Сравнивать Не 51 с истребителем И-15 просто некорректно, так как советский самолет превосходил германский абсолютно по всем параметрам.
Группа летчиков легиона "Кондор" позирует на фоне самолета Не 51. В воздушных боях германские истребители-бипланы быстро показали свою полную несостоятельность. Они не могли на равных сражаться с истребителями И-15. Не 51 использовались для нанесения ударов по наземным целям, а опыт их боевого применения в данном качестве лег в основу тактики боевого применения пикирующих бомбардировщиков Hs 123 и Ju 87.
Помимо истребительных групп, самолеты Не 51 эксплуатировались в частях береговой обороны Люфтваффе. За двумя опытными гидросамолетами (Не 51W и Не 51A-2) последовало 46 серийных Не 51B-2, оснащенных поплавковым шасси. Этими самолетами вооружили 7-ю и 2-ю эскадрильи Kustenjagdgruppe-136, дислоцированные в Киле-Хольтенау и Евере.
Габрески, будучи пилотом 61-й истребительной эскадрильи, летал в Европе на модификации истребителя P-47D Thunderbolt с гаргротом, но потом сменил этот самолет на раскрашенный пятнистым камуфляжем P-47 с каплеобразным фонарем кабины.
Ла-5Ф из 21-го истребительного авиационного полка выруливает на старт, лето 1944 года. Хорошо видна отличающаяся от Ла-5 конструкция фонаря кабины и задняя часть фюзеляжа.
Сборочная линия истребителей Ла-5 на заводе N 21 в Горьком. Без этой фотографии не обходится ни одна статья или книга о самолете Ла-5. Виден воздухозаборник нагнетателя и амбразуры двух пушек ШВАК.
Самолеты Ла-5 и Ла-7 вошли в число лучших истребителей Второй мировой войны. Ла-5 М-82А сфотографирован на полевом аэродроме в районе Курска летом 1943 года. Вскоре советский летчик вступит в бой с самолетами 4-го воздушного флота Люфтваффе.
Скорость самолета Ла-7Д-10 с установленными под крылом прямоточными воздушно-реактивными двигателями Д-10 тягой по 2кН была ограничена значением 630 км/ч из-за недостаточной прочности деревянной конструкции планера.
10 марта 1948г.: первые посадки на палубу авианосца "Boxer" на самолетах FJ-1 Fury выполнили пилоты Эван Орэнд и Р. М. Ильдер, VF-5 стала первой в авиации ВМС США эскадрильей реактивных истребителей, сертифицированной для эксплуатации с авианосцев.
3 июля 1948г.: первый полет первого из трех прототипов XAJ-1. За опытными самолетами последовал заказ на 55 серийных самолетов AJ-1 Savage, первый из которых поступит на вооружение эскадрильи VC-5 авиации ВМС США в 1949 году.
Апрель - июнь 1948г.: после окончания палубных испытаний на борту эскортного авианосца "Pretoria Castle" два самолета Meteor F. Mk III выполнили 32 посадки на авианосец Implacable.
Истребители Firefly FR.Mk 5 принадлежали ВМС Великобритании и Австралии. Для опознавания американскими летчиками на крылья Firefly были нанесены черные и белые полосы.
Х-4 "Bantam": околозвуковая бесхвостка. 16 декабря 1948г.: изучив трофейную германскую документацию в области аэродинамики больших скоростей, специалисты НАСА пришли к выводу, что самолет-бесхвостка лучше отвечает особенностям сверхзвуковой аэродинамики, чем самолет традиционной схемы. Самолет Northrop Х-4 предназначался для летных исследований поведения бесхвостки на скоростях порядка М=0,85. Первый из двух прототипов (46-676, на фото) выполнил первый полет на авиабазе Мюрок 16 декабря, самолет пилотировал 28-летний летчик-испытатель Чарлз Такер.
Х-4 "Bantam": околозвуковая бесхвостка. Первый из двух прототипов (46-676) выполнил первый полет на авиабазе Мюрок 16 декабря 1948г., самолет пилотировал 28-летний летчик-испытатель Чарлз Такер (на фото).
Eurofighter DA2. Самолет DA2 (ZH588) стал первым прототипом истребителя Eurofighter собранным в Великобритании, и вторым прототипом, поднявшимся в воздух. Первый полет на прототипе DA2 выполнил 6 апреля 1994 года старший летчик-испытатель фирмы "British Aerospace" Крис Йо.
Eurofighter DA 1 (98 29), построенный для Люфтваффе, достиг максимальной скорости полета М=1,87. На самолете были установлены два двигателя RB.199. Он использовался для выполнения летных испытаний на устойчивость и управляемость, а также для испытаний двигателей и оценки прочности конструкции.
Beech Model 18. Доказав свою надежность в годы Второй мировой войны, многие американские самолеты после ее окончания были приспособлены для гражданской эксплуатации. На фотографии - двухмоторный транспортный самолет Beech Model 18, оснащенный поплавковым шасси для эксплуатации на бескрайних просторах Канады.
17 января 1948г: Boeing 314A RMA Bristol авиакомпании BOAC выполнил свой последний рейс на линии "Балтимор-Бермуда", летающие лодки на этом маршруте заменили самолеты Constellation.
Ноябрь 1948г.: на вооружение 47-го бомбардировочного авиакрыла ВВС США, авиабаза Барксдейл, Луизиана, поступили первые американские реактивные бомбардировщики B-45A.
Первым европейским покупателем вертолетов Aircrane стал итальянский государственный лесной корпус. Ранее Италия брала в аренду вертолеты компании "Erickson" для тушения пожаров на Сицилии и Сардинии.
Все вертолеты, эксплуатируемые компанией "Erickson", имеют собственные имена. На фото - самый первый вертолет компании, N154AC Georgia Peach, отремонтированный в 1992 году.
Вертолеты S-64 часто можно увидеть в небе Калифорнии. На фотографии - вертолет транспортирует контейнер, очень похожий на армейский. Такие контейнеры являлись обычной нагрузкой вертолетов CH-54 Tarhes во время войны во Вьетнаме.
С помощью водозаборного устройства Sea Snorkel вертолет заполняет бак водой в кратчайшее время. Забор воды возможен при высоте волны до 46 см.
В пожарном варианте Skycrane известен как Helitanker. Helitanker способен быстро доставить в очаг пожара большее, чем вертолет меньшего размера, количество воды с более высокой, чем самолет, точностью.
В сельском хозяйстве вертолеты S-64 применяются для засевания больших площадей в труднодоступных районах, а также для удобрения уже засеянных. На фотографии - вертолет удобряет траву заградительного противооползневого вала на склоне горы.
S-64E Aircrane в противопожарном варианте Helitanker
Габрески (на фото справа) никогда не отказывал техникам в просьбе сфотографироваться на память. Фоном служит истребитель P-47, на фюзеляже и крыле которого нанесены черно-белые "полосы вторжения" - в день высадки союзников в Северной Франции самолеты 56-й группы наносили удары по позициям германских войск, черно-белые полосы помогали зенитчикам союзников быстро опознавать в небе свои самолеты.
DHC-3 Otter. Штаб-квартира известной авиакомпании "Wardair" находится в Йеллоунайфе, Северо-западная территория Канады. В 1979 году, на момент прекращения полетов на малоосвоенных территориях, компания эксплуатировала не менее пяти самолетов Otter.
DHC-3/1000 - Otter с новыми двигателями. На самолете Otter заменили мотор для улучшения летных характеристик и снижения эксплуатационных издержек. Airtech Canada DHC-3/1000 может быть оснащен разными двигателями: PZL-3S (600 л.с.) или АШ-62ИР (1000 л.с).
Turbo Otter - Otter с новыми двигателями. Наиболее радикальной модернизацией является установка турбовинтового двигателя Pratt & Whitney Canada PT6A на вариант самолета Сох DHC-3T Turbo Otter. На турбовинтовом самолете пришлось удлинить носовую часть, чтобы сохранить в прежних пределах центровку самолета, так как турбовинтовой двигатель PT6A легче предыдущих поршневых.
DHC-3 Otter. Штаб-квартира известной авиакомпании "Wardair" находится в Йеллоунайфе, Северо-западная территория Канады. В 1979 году, на момент прекращения полетов на малоосвоенных территориях, компания эксплуатировала не менее пяти самолетов Otter.
В Люфтваффе поступило почти 400 самолетов G91, более 200 из которых было собрано в ФРГ. Они использовались как легкий штурмовики и учебно-тренировочные самолеты.
16 июля 1948г.: прототип пассажирского самолета Vickers-630 Viscount выполнил первый 10-минутный полет с аэродрома Уисли, Суррей. Самолетом управляли летчики Дж. Саммерс и Г. Брайс.
de Havilland Canada DHC-6 Twin Otter. Концептуально Twin Otter представляет собой увеличенный самолет DHC-3 с фюзеляжем большего размера, похожим крылом и двумя турбовинтовыми двигателями. Штатно самолет оснащается колесным шасси, но предусмотрена возможность монтажа лыж или поплавков (на фото - самолет Twin Otter с поплавковым шасси Air ВС), а также комбинированного колесно-поплавкового шасси.
de Havilland Canada DHC-6 Twin Otter. Концептуально Twin Otter представляет собой увеличенный самолет DHC-3 с фюзеляжем большего размера, похожим крылом и двумя турбовинтовыми двигателями. Штатно самолет оснащается колесным шасси, но предусмотрена возможность монтажа лыж или поплавков, а также комбинированного колесно-поплавкового шасси (фото). Первый полет самолет совершил в 1965 году. На DHC-6 Twin Otter установлены два турбовинтовых двигателя Pratt & Whitney Canada PT6A. Серийное производство продолжалось до 1988 года. В 2009 году фирма "Viking Air of Canada" планирует возобновить поставки заказчикам обновленного варианта DHC-6 Series 400.
29 декабря 1948г.: с аэродрома Боскомб-Даун под управлением Майка Литгоу поднялся Supermarine Type 510, первый британский самолет со стреловидными крылом и хвостовым оперением.
Двухдвигательный биплан-бомбардировщик AEG.IV, Базель, лето 1918 года.
Первые германские двухдвигательные бомбардировщики были известны как "К"-тип. AEG G.I (известный как К.1) и G.III (на заднем плане) оба имели неудачную конструкцию. Их построили в небольшом количестве.
AEG G.III (foreground) and G.I
Двухместный вооруженный самолет-разведчик AEG C.IV из подразделения Fliegerabteilung (А), базирующегося в Шато Беллингкамп, весна 1917 года.
Работы по экспериментальной авиационной программе (EAP) велись параллельно с проектированием самолета BAe P.120, создававшегося по заказу Королевских ВВС Великобритании. Когда стало ясно, что боевого самолета из проекта P.120 не получится, самолет EAP стал рассматриваться в качестве демонстратора в рамках международной программы ACA (позже EFA).
В проекте по разработке самолета ACA (Agile Combat Aircraft - маневренный боевой самолет) объединили элементы самолетов, созданных в результате двух проектов - германского TKF-90 и британского P.110/ECF. Макет самолета ACA демонстрировался на Парижском авиационно-космическом салоне.
This full-scale mock-up, exhibited by British Aerospace at Farnborough. represents the latest configuration of the Agile Combat Aircraft (ACA), on which a joint team drawn from Aeritalia. BAe and MBB has been working since April. The ACA is a Mach 2 cranked-wing canard single-seater powered by a pair of developed RB.199s and intended to provide a relatively light and highly manoeuvrable air combat aircraft with added ground attack capabilities, for entry into service in the early 1990s.
Западногерманский проект TKF-90 создавался согласно требованиям ВВС ФРГ к истребителю 1990-х годов (JF-90) и был направлен на завоевание превосходства в воздухе. Самолет, созданный по этому проекту, впервые был публично показан на авиашоу в Ганновере в 1980 году. Предполагалось создать двухкилевой самолет с дельтовидным крылом и двумя турбореактивными двигателями класса RB.199.
28 июня 1948г.: Бэзил X. Аркиль на вертолете Fairey Gyrodyne G-AIKF установил мировой рекорд скорости для вертолетов - 200,05 км/ч.
Испытания НР.115 подтвердили расчеты несущих свойств дельтовидного крыла и ненужность установки на SST дополнительных устройств, создающих подъемную силу в полете с малой скоростью.
Патент на отклоняемую носовую часть фюзеляжа самолета BAC 221 перешел к фирме "Westland", когда та слилась с фирмой "Fairey", затем патент купила фирма BAC для использования его в конструкции самолета Concorde.
Noorduyn Norseman. Первый самолет поднялся в воздух в конце 1935 года. Хотя Norseman много и справедливо критиковали за недостаточную мощность двигателя, особенно первые варианты с мотором Whirlwind, машина строилась серийно вплоть до 1950-х годов, а всего было построено более 800 самолетов.
Самолеты типа Aeronca и Piper Cub (фото) в последние годы стали использовать в труднодоступных регионах, несмотря на очевидный недостаток удельной мощности этих машин (особенно ярко недобор мощности проявляется в вариантах с поплавковым шасси) и малую грузоподъемность.
1 июня 1948г.: авиакомпания BEA стала первой британской авиакомпанией, использующей для перевозки авиапочты вертолеты. Вертолеты S-51 приступили к перевозке почты из Питерборо в различные населенные пункты Восточной Англии.
Unloading mail from S-51 (1 June 1948).
Самолеты типа Aeronca (фото) и Piper Cub в последние годы стали использовать в труднодоступных регионах, несмотря на очевидный недостаток удельной мощности этих машин (особенно ярко недобор мощности проявляется в вариантах с поплавковым шасси) и малую грузоподъемность.
Cessna Caravan. Первый полет самолет Cessna Caravan выполнил в 1982 году. Серийное производство модификаций этого турбовинтового высокоплана продолжится и в 2009 году. Самолет предназначался для замены DHC-2 Beaver и DHC-3 Otter. Caravan выпускается в вариантах с колесным или поплавковым шасси. Для лучшей путевой устойчивости на стабилизаторе установлены небольшие вертикальные шайбы, дополняющие киль. В обтекателе на правой консоли крыла установлена метео-РЛС.
5 марта 1948г.: Первый полет Curtiss Model 29A (XF-87) Blackhawk, двухместный всепогодный истребитель-перехватчик, оснащенный четырьмя турбореактивными двигателями Westinghouse XJ34.
AEG B.II
Фирма AEG в общей сложности построила 658 самолетов серии "С", самыми массовыми из которых стали C.IV. На опытном самолете C.III был установлен двигатель Mercedes D.III.
N404AR - первый из двух построенных самолетов AR404. Конструкция самолета была очень многообещающей.
Разработанный по заказу ВМС Китая единственный построенный AB-3 собрали в январе 1932 года. Первый этап испытаний самолет прошел в Японии.
Показав свою непригодность к военной службе, AB-4 был модифицирован для использования в качестве гражданского транспорта.