Мировая Авиация 12
-
"American Airlines" - крупная американская авиакомпания, купившая этот Boeing 707 25 марта 1959 года для полетов по маршруту Нью-Йорк - Лос-Анжелес. Она приобрела большое количество самолетов, последний из которых списали в 1983 году.
Компания "Air Mauritius" приобрела этот 707-400 (C-ARWD) у "BEA Airtours", которая в свою очередь купила его у компании BOAC. Самолет 400 - "англизированный" вариант 707-300. Согласно договору между BOAC и "Boeing", он оснащался двигателями Rolls-Royce Conway. O-ARWD был одним из множества 707-х, проданных крупными фирмами более мелким в середине 1970-х годов. Он летал в "Air Mauritius" в течение двух лет.
Поначалу Boeing 707 развивал непревзойденную скорость на трансконтинентальных маршрутах внутри США, но с трудом мог пересечь Атлантику. Однако после появления серии 300, модель 707 стала настоящей классикой межконтинентальных перелетов.
"World Airways" - одна из небольших американских авиакомпаний, закупивших Boeing 707. Этот 707-373C был одним из первых самолетов серии 300. "World Airways" эксплуатировала его с 1963 по 1971 год, а затем продала английской компании "Britannia Airways".
Самолет Model 367-80 был создан фирмой "Boeing" с немалым риском. Это революционный самолет дал начало самой большой династии реактивных самолетов мира.
Boeing 707, раскритикованный за слишком узкий фюзеляж, был переделан. Компания постаралась, чтобы ее самолет имел самый широкий салон. На этом раннем снимке показан ряд из пяти сидений, хотя обычно сидений было шесть.
02/F-WTSA: Concorde с "раздвоением личности". F-WTSA с роскошной кабиной для VIP-пассажиров в задней части фюзеляжа не был чисто демонстрационной машиной. Он принимал участие во многих важных испытаниях, для чего на хвостовом оперении делались калибровочные отметки. Ради рекламы он нес на левом борту окраску авиакомпании "Air France", а на правом - "British Airways". Свой последний полет он совершил в январе 1976 года, после чего отправился на "вечную стоянку" в аэропорт Орли. Первые два французских серийных самолета, как и левая сторона предсерийного F-WTSA, несли расцветку "Air France" старого образца. Ее изменили перед первыми коммерческими рейсами. На фотографии: F-WTSA несет символику Олимпиады 1976 года.
Британский прототип Concorde летит над портом Сиднея в 1972 году во время предпродажного тура. Его сопровождали VC10 Королевских ВВС и Belfast, который нес запасной двигатель Olympus. В течение тура самолет взлетал 32 раза, совершив семь демонстрационных полетов в Тегеране, Сингапуре, Токио, Сиднее, Мельбурне, Дахране и Бейруте. Демонстрационный полет в Бомбее был отменен из-за погодных условий.
20 сентября 1973 года французский предсерийный самолет 02/F-WTSA стал первым Concorde, приземлившимся в Соединенных Штатах. На фотографии он стоит на площадке недавно открытого аэропорта Даллас-Форт Уорт. Виден его правый борт, раскрашенный в цвета авиакомпании "British Airways".
Для Concorde все чаще приходилось искать более выгодные маршруты. На фотографии: F-WTSA проходит осмотр на площадке в Каракасе, Венесуэла. Этот маршрут с остановкой для дозаправки в Санта Мария на Азорах был открыт компанией "Air France" в апреле 1976 года.
Concorde, участвующий в рекламных турах, садился с флагом той страны, которую посещал. На фотографии он во время первого визита в США в 1973 году. Из-за путаницы в отделе маркетинга Concorde 002 прибыл в Анголу под флагом оппозиционных повстанцев.
Заказы из Северной Америки. Из 16 авиакомпаний, заказавших Concorde, восемь находились в Северной Америке. Главным маршрутом для их самолетов был атлантический, но трассы в Южную Америку и трансконтинентальные рейсы также имели значение. Помимо четырех нижеуказанных перевозчиков, интерес проявили "Air Canada" (четыре машины), "Continental" (три), "BRANIFF" (три) и "United" (шесть).
Заказы в других странах мира. Многие крупные авиакомпании разных стран заказывали Concorde не только для полетов по маршрутам, но и ради престижа. Кроме нижеперечисленных, заказы сделали Japan Air Lines" (три самолета) и "Middle East Airlines" (два), а китайская фирма CAAC и "lran Air" представили письма о намерениях совершить покупки.
F-4D Phantom. Иран смог содержать в боеготовности больше своих самолетов американской поставки, чем предполагалось, в немалой степени благодаря Израилю (который был готов помочь любому противнику Ирака) и ЦРУ США, сформировавшему тайную программу содействия.
Вследствие иранской революции эксплуатационная надежность вооружения и военной техники этой страны заметно снизилась из-за прекращения поставок запчастей. Но, в конечном счете, Ирану удалось восстановить лётную годность своего авиапарка. Шесть Lockheed P-3F Orion использовались для противолодочного патрулирования.
P-51C-10-NT. Самолет с именем Ina the Macon Belle был личной машиной Ли "Бадди" Арчера, самого высококлассного из афроамериканских истребителей, служивших в армии США, все еще подверженной сегрегации. Пройдя летную подготовку в Тускеджи, штат Алабама, Арчер поступил в 332-ю истребительную группу 15-й воздушной армии. На его счету, по крайней мере, пять сбитых самолетов, но это количество никогда официально не признавалось руководством, которое приписывает ему лишь четыре подтвержденных Bf 109. Это можно объяснить подозрением в обмане, связанном с расовыми предрассудками.
Два прототипа XP-51B были переделаны из Mustang Mk IА Королевских ВВС и впоследствии вооружены 20-мм пушками. Самолет, показанный на фотографии, сохранил это вооружение после испытаний.
One of the two P-51s converted to Merlin-engined XP-51B prototypes by North American; note that aircraft retained its four-cannon armament.
Никогда обширный радиус действия P-51B не имел столь важного значения как при сопровождении бомбардировщиков 8-й воздушной армии в немецкие тылы. Этот Mustang "Mighty Eight" относился к модификации P-51B-1-NA и состоял в 357-й истребительной эскадрилье 355-й истребительной группы, базирующейся в Стипл-Мордене.
Самолеты P-51B и P-51C широко применялись в Китае, где акцент делался на штурмовки наземных целей. Этот P-51B оснащен пусковыми направляющими для 76-мм ракет под плоскостями. Акулья пасть была эмблемой 26-й истребительной эскадрильи 51-й истребительной группы.
P-51C-10-NT. Самолет с именем Ina the Macon Belle был личной машиной Ли "Бадди" Арчера, самого высококлассного из афроамериканских истребителей, служивших в армии США, все еще подверженной сегрегации. Пройдя летную подготовку в Тускеджи, штат Алабама, Арчер поступил в 332-ю истребительную группу 15-й воздушной армии. На его счету, по крайней мере, пять сбитых самолетов, но это количество никогда официально не признавалось руководством, которое приписывает ему лишь четыре подтвержденных Bf 109. Это можно объяснить подозрением в обмане, связанном с расовыми предрассудками.
Последние шесть Vulcan Королевских ВВС были переделаны в воздушные топливозаправщики. На фотографии: Vulcan K.Mk 2 XH560 заправляет самолет Tornado 9-й эскадрильи.
F-14 были предназначены для обеспечения обороны авианосной ударной группы. На фотографии самолеты F-14A сопровождают советский разведывательный самолет Ту-95РЦ ("Bear-D").
Несмотря на отличные характеристики самолета F-14A, проблемы с его двигателями TF-30 привели к появлению F-14D, оснащенного более мощными двигателями F110 и с усовершенствованными бортовыми системами.
По окончании холодной войны авианосцы стали для Америки основным средством переброски на дальние расстояния воинских сил для "поддержания мира". Более трех десятилетий авианосцы ВМС США были защищены совершенным истребителем-перехватчиком - F-14 Tomcat компании "Grumman".
Этот F-14D, вооруженный неуправляемыми бомбами и бомбами с лазерным наведением, а также оснащенный системой инфракрасного ночного видения, аэронавигации и целеуказания LANTIRN, представляет собой образец типичного вооружения самолета, применявшегося в операции "Освобождение Ирака". Самолет принадлежит эскадрилье VF-213, которая участвовала в последнем боевом вылете Tomcat совместно с эскадрильей VF-31 в 2005 году.
Система управления оружием AWC-9 самолета F-14 и ракеты AIM-54 Phoenix класса "воздух-воздух" позволяли поражать самолеты противника на разных расстояниях. Шесть целей, находящихся на различной высоте, могли обстреливаться одновременно.
F/A-18 Super Hornet фирмы "Boeing" окончательно вытеснил Tomcat с авианосцев ВМС США.
Решая задачи обороны, F-14 использовался в тесном контакте с компаньоном от фирмы "Grumman" - самолетом дальнего радиолокационного обнаружения E-2C Hawkeye. Во время воздушного боя системы двух самолетов обменивались информацией по закрытому радиоканалу передачи данных.
Второй прототип YCH-53A (№151614) совершил свой первый полет 14 октября 1964 года из Стратфорда, штат Коннектикут. До запуска машины в серию в летных испытаниях использовались только два YCH-53A.
Sikorsky CH-53A heavy assault helicopter (two 2,850 shp General Electric T64-GE-6 shaft-turbine engines)
HH-53C был модификацией промежуточной спасательной модели вертолета HH-53B. Объем его внутренних и наружных топливных баков был уменьшен, но радиус действия не изменился. Вертолеты HH-53C 55-й эскадрильи аэрокосмической службы поиска и спасения (ARRS) вылетали во время каждого космического полета Apollo, готовые к поиску капсулы с экипажем.
Вертолет Морской пехоты CH-53A несет вертолет CH-46 во время испытаний в Патуксен Ривер. Большая грузоподъемность позволила Sea Stallion эвакуировать более 1000 самолетов во Вьетнаме.
Основной задачей RH-53D была буксировка минных тралов, которые заставляли морские мины всплывать на поверхность. Затем их расстреливали с вертолета из двух 12,7-мм пулеметов.
Полицейские вертолеты, способные пролетать большие расстояния на высокой скорости, обеспечивают неоценимую поддержку наземным подразделениям. Салон полицейского вертолета оснащен высокотехнологичными средствами наблюдения, помогающими экипажу выслеживать преступников. MD Explorer, изображенный на фотографии, ценится за низкий уровень шума, что облегчает ведение наблюдения.
Т-10-1. Это первый прототип самолета Т-10 ОКБ им. П.О. Сухого в том виде, в каком он появился на конечной стадии разработки. Он имел ряд отличий от последующих серийных Су-27, получивших в странах НАТО название "Flanker".
Первый Т-10 сохранился до наших дней в виде экспоната знаменитой коллекции авиамузея в Монино. Видны противофлаттерные грузы в килях и передней кромке крыла.
Этот самолет, продемонстрированный по советскому телевидению, был первым Су-27, увиденным на Западе. Показав посадку и взлет Т-10-1, фильм продемонстрировал очевидное сходство самолета с американскими истребителями того поколения.
Т-10 отличался скругленной формой законцовок крыла. Крыло серийного самолета было изменено - на законцовках появились узлы подвески ракет, также игравшие роль противофлаттерных грузов.
Reportedly now equipping three air defence regiments, the Sukhoi Su-27 Flanker illustrated by this new photograph is believed to be a pre-series aircraft as it shows the original vertical tail position and wingtips.
Vulcan использовались в нескольких программах по испытанию двигателей. На фотографии самолет B.Mk.1 XA903, несущий под передней частью фюзеляжа стенд для исследования процессов обледенения, испытывает двигатель самолета Concorde Olympus 593. Позже на нем испытывалось влияние стрельбы из авиапушки на работу двигателя RB199 от истребителя-бомбардировщика Tornado.
"Школой" для экипажей Vulcan была 230-я учебная часть боевой переподготовки (OCU), ставшая первым подразделением, использующим самолеты модификаций B.Mk 1 и B.Mk 2 (на фотографии). Изначально базировавшаяся в Ваддингтоне, эта часть в 1961 году перебазировалась в Финглей; для обозначения новой базы ее самолеты получили новые знаки отличия - белые розы Йоркшира на киле. В 1969 году часть перебазировалась в Скэмптон, откуда экипажи совершали полеты до августа 1981 года. В дополнение к своим Vulcan в период с 1974 по 1977 года OCU включала в себя 1066-е авиазвено, оснащенное транспортными Hastings T.Mk.5 с РЛС H2S Mk 9. Эти машины использовались для тренировки экипажей Vulcan.
Vulcan В. Mk 2А из 617-й эскадрильи, вооруженный ядерной ракетой Blue Steel. Оригинальная серебристая окраска в 1957 году была заменена на белую, уменьшающую воздействие от вспышки атомного взрыва, со специальными тусклыми эмблемами и серийными номерами.
Благодаря принятию на вооружение тяжелой крылатой ракеты воздушного базирования "Блю Стил" с ядерной БЧ, английский стратегический бомбардировщик "Вулкан" получил возможность наносить удары по целям, не заходя в их зону ПВО.
Ракета Blue Steel принята на вооружение. 14 февраля 1963г.: первой достигла боеготовности 617-я эскадрилья британских бомбардировщиков Avro Vulcan, вооруженная управляемыми ракетами класса "воздух - земля" Hawker Siddeley (Avro) Blue Steel. Чуть позже к ней присоединились 27-я и 83-я эскадрильи. На фотографии самолет из 617-й эскадрильи несет ракету Blue Steel.
Бомбардировщики Vulcan, как часть британских воздушных сил ядерного сдерживания, находились в постоянной боеготовности (Quick Reaction Alert - QRA) в период с 1962 по 1969 год. Первоначально они были оснащены свободнопадающими бомбами Yellow Sun, а позже - ракетами Blue Steel.
В 1964 году, после появления советских зенитных ракет, англичанам пришлось изменить тактику применения стратегических бомбардировщиков, перейдя к полетам на малых высотах. Самолеты Vulcan приобрели камуфляжную окраску и РЛС слежения за рельефом (с 1966 года) с антенной в носовом "бугорке". Ракеты Blue Steel, состоящие на вооружении авиакрыла в Скэмптоне, были модифицированы для запуска с малых высот, однако сброс бомб Yellow Sun, которыми вооружались другие Valcan, требовал подъема на высоту не менее 3658 м. В 1966 году появилась бомба WE-177B, решившая эту проблему. В 1977 году нижние поверхности Vulcan также получили камуфляжную окраску. Этот самолет из 44-й эскадрильи с индексом XM657 стал последним построенным Vulcan.
С переходом к маловысотным полетам самолеты Vulcan Mk 2 получили двухцветный камуфляж, РЛС слежения за рельефом (здесь не установлена) и приборы для измерения усталостного износа конструкции, необходимые ввиду сильных вибраций на этих высотах.
С 1969 по 1975 года два подразделения базировались на авиабазе Акротири на Кипре, заменив самолеты Canberra в бомбардировочном крыле на ближневосточном направлении. В 1974 году во время вторжения турецких войск на Кипр, самолеты Vulcan осуществляли различные виды разведки, наблюдение и радиоретрансляционные функции.
В ноябре 1983 года 27-я эскадрилья в Скэмптоне взяла на себя задачи радиолокационной разведки, ранее выполняемые самолетами Victor из 543-й эскадрильи. Эскадрилья, оснащенная модифицированными Vulcan B.Mk 2 MMR (радиолокационная морская разведка) с дополнительным оборудованием и РЛС, установленными "рогаткой (но без радиолокационной станции слежения за местностью), была задействована в оперативной морской разведке, включая патрулирование жизненно важных британских месторождений нефти на Северном море. Самолет модификации B.Mk 2 MMR проводил взятие проб воздуха, для чего оснащался контейнерами, размещенными на крыле.
Через 25 лет после начала эксплуатации этот Vulcan участвовал в операции "Corporate", предпринятой Соединенным Королевством для возврата Фолклендских островов. Между британскими авиабазами и районом нанесения удара было значительное расстояние, и Vulcan был единственным самолетом Королевских ВВС, который использовался для атак с наземного аэродрома. На фотографии: самолет XM607 совершает пробег после посадки на авиабазе Уайдевэйк после нанесения удара с кодовым названием "Black Buck 1" - первой бомбардировки аэропорта Порт Стэнли 1 мая 1982 года.
Прототип Avro Type 698 (№ VX770) совершил свой первый полет 30 августа 1952 года. Оригинальная треугольная форма крыла была характерной для первых пяти Vulcan B.Mk 1. Позже самолет строился с крылом "Фаза 2", отличающимся изогнутой передней кромкой.
После проведения двух бомбардировок ("Black Buck 1 и 2") и двух запланированных, но отмененных ("Black Buck 3 и 4"), бомбардировщик Vulcan участвовал в нанесении двух ударов по РЛС противника ("Black Buck 5 и 6") с использованием американских ракет AGM-45 Shrike. Удар под кодовым названием "Black Buck 5" был нанесен в ночь с 30 на 31 мая двумя ракетами Shrike, пущенными с бомбардировщика XM597 и незначительно отклонившимися от цели. Удар "Black Buck 6" 2-3 июня оказался более удачным: была уничтожена РЛС Skyguard. В этом полете самолеты несли по четыре ракеты Shrike.
Vulcan B.Mk 2. Самолет XM597 использовался во время двух операций "Black Buck", направленных против аргентинских РЛС. На рисунке он изображен в момент удара "Black Buck 6" в ночь с 2 на 3 июня. Как и во время предыдущих атак, основной целью оставалась РЛС TPS-43F на Фолклендских островах, но расчеты противника продемонстрировали хорошее умение контролировать излучение станции и соблюдать радиоэлектронную маскировку. Возможно, они также использовали оборудование, восстановленное после первой атаки Shrike. После 40 минут патрулирования командир эскадрильи Макдугалл и его команда решили предпринять атаку на Порт Стенли, но тут было зафиксировано облучение самолета радаром ПВО Skyguard. В результате эта РЛС была разрушена двумя ракетами Shrike. Vulcan повернул обратно, но во время дозаправки конус выпал из гнезда и часть топлива вылилась. В результате топлива оказалось недостаточно, чтобы долететь до запасного аэродрома в Рио на высоте 6095 м. Самолету пришлось подняться на 12190 м для более экономного расхода топлива. Экипаж пытался запустить обе оставшиеся ракеты Shrike, но одна из них так и не сошла с пилона. Во время полета в Рио члены экипажа собрали все секретные фотоматериалы, сложили в ящик и сбросили в океан через аварийный люк, надев предварительно кислородные маски и снизив давление в кабине. На подлете к Рио самолет передал сигнал бедствия, при этом экипаж не указал названия самолета, называя его "four-jet". За 10 км до посадочной полосы Макдугалл начал круто снижаться и приземлился в аэропорту Галео с остатком топлива всего 907 кг, это меньше чем необходимо для захода на второй посадочный круг. Vulcan оставался в аэропорту до 10 июня, дня своего отлета на Асеньсьон. Однако ракету Shrike пришлось оставить в Бразилии.
Vulcan B.Mk 2
Agusta-Bell АВ 47, принадлежавший Люфтваффе и переданный в 1973 году вооруженным силам Мальты, был первым вертолетом на службе формирующихся вооруженных сил этого островного государства в Средиземном море. Все пять экземпляров были выведены из эксплуатации к 2008 году.
Ago C.II был улучшенным вариантом предыдущего самолета компании, разведывательного и связного биплана C.I. Два экземпляра поплавкового аэроплана C.II-W (на фото) испытывались германскими имперскими ВМС, но дальнейших заказов не последовало.
На фотографии представители нового поколения полицейских вертолетов Eurocopter - ЕС 135T без контейнеров с целевым оборудованием и ВК 117C-1 в полном оснащении.
FLIR/TV. Одним из самых удачных новинок в полицейской авиации стало появление аппаратуры FLIR (Forward Looking Infrared), позволяющей следить за объектом ночью. В то время как полицейские на земле легко теряли убегающего преступника из вида, вертолеты, оснащенные FLIR, могли наблюдать за целью,ориентируясь по выделяемому ею теплу (при использовании тепловизора). На фото турель с LEO 2 FLIR/TV, установленная спереди от контейнера Macpod на полицейском Eurocopter ЕС 135T. За ней мегафоны громкоговорителя "Sky shout".
На фотографии видны два преступника, пытающиеся забраться в дом - без вертолета и инфракрасной системы слежения их преступление могло остаться нераскрытым.
Bell 214A Isfahan. Иранская армия широко использовала вертолеты, имея к началу войны лее 400 Bell 214 и Bell AH-1. Вертолет Bell 214 прошел модернизацию, чтобы соответствовать иранским требованиям.
Поначалу Ago C.IV не имел отдельно киля. Но на серийных машинах для улучшения путевой устойчивости установили киль в дополнение к рулю поворота.
Captured Ago C.IV.
Scamp В - оригинальный легкий сельскохозяйственный биплан.
Agusta Model 115 (480 shp Turbomeca Astazou shaft-turbine)
Вертолет Model 115, построенный на основе лицензионного Bell Model 47, не смог привлечь внимание покупателей.
Конструкция вертолета Agusta A101G была перспективной, но кое в чем она опережала производственные возможности своего времени. MM80358, первый из трех прототипов машины, впоследствии подвергся модернизации. Все они недолго прослужили в итальянских ВВС.
Agusta A 101G
А 104 был разработан на основе А 103 и в целом являлся улучшенным двухместным вариантом Bell 47.
А 103 представлял собой переходную форму от лицензионного Bell 47 к конструкции собственной разработки.
В модификации А 105B (на фото) модель А 105 представляла собой легкий вертолет общего назначения. Однако ему не суждено было попасть в серийное производство.
Небольшой одноместный А 106 был перспективной моделью, которой не удалось поступить в полноценную эксплуатацию.
AZ-8L был первым послевоенным итальянским самолетом с четырьмя двигателями. Многообещающая конструкция не поступила в производство, единственный прототип использовался итальянскими ВВС в качестве "такси".
Agusta CP-110 был одним из многих западноевропейских маломестных пассажирских самолетов, которые не смогли превзойти американских конкурентов.
CP-111 - трехместная модификация CP-110 с более мощным мотором, не получившая ни военных, ни гражданских заказов и сохранившаяся только в виде прототипа.
Сконструированный для гражданских и военных целей АВ 102 был, по сути, переделкой неудачного Model 48 фирмы "Bell".
Австрийские ВВС с 1963 года получили 26 вертолетов АВ 204B. В 1999 году их сменили S-70 Black Hawk фирмы "Sikorsky".
AB204 использовались в шведской армии и ВВС под обозначением НКР 3.
F-5E Tiger II. Перед падением шаха Иран сформировал семь эскадрилий F-5, большинство из которых поддерживали свою боеготовность благодаря помощи из Вьетнама, Израиля и (после соглашения об освобождении заложников) от ЦРУ США. 50 самолетов F-5 были сбиты в боях в первые годы войны.
Простая идея добавить третий двигатель в фюзеляж H-53 привела к созданию более мощного вертолета. Этот испытательный YMH-53E (без типичных больших поплавков вертолета MH-53E) способен буксировать минный трал при сильном волнении.
Стандартная станция наблюдателя на вертолете первого поколения AS 355N включает в себя монитор аппаратуры FUH/TV, служащий также для отображения карты местности (в центре), радиостанцию (над ним), систему слежения за угнанными машинами (слева) и систему управления датчиками на поворотном устройстве (вверху справа).