Мир Авиации 2007-02
-
А.Красильников - Саратовские самолеты. Надписи на борту /История/
Як-3 - третий по счету самолет (первые два были Як-1), переданный 22 августа 1944г. колхозницей А.С.Селивановой командиру эскадрильи 431-го иап А.С.Суравешкину.
Торжественная передача самолета Як-3 фронту
Подарочная надпись на самолете Як-3
Самый первый из подарочных Як-1б (зав. N 34104). В ноябре 1942 года вручен командиру 291-го иап (по другим данным - 581-го иап) Герою Советского Союза майору В.И.Шишкину. На тот момент самолет имел иную окраску, а представленную получил после перекраски его в полку. Бортовой номер не известен, хотя, с большой степенью вероятности, был.
Як-1б, переданный Ф.П.Головатым летчику Б.Н.Еремину в летней окраске, без бортового номера. Фамилия колхозника уже написана верно. В таком виде самолет был выставлен летом 1944 года на площади Кирова в Саратове
Тот же самолет в 1970г., в экспозиции Саратовского музея. Изначально трафаретная надпись утолщена кистью. На капоте для пущей "военно-патриотической воспитательной наглядности" нарисованы 8 победных звезд - в общем, мало общего с обликом реального боевого самолета
Окраска самолета восстанавливалась по фото, где видна и подарочная надпись, и бортовой номер (редкий случай). Як-1б б/н 17 в ряде публикаций приписывают эскадрилье "Нормандия" ("Normandie"), что вполне вероятно, поскольку несколько самолетов с такой надписью французам действительно передали в январе 1943 года в период формирования подразделения в Иванове (заметим - достаточно далеко от Сталинграда). Борт 17 в тех же публикациях приписывают конкретно летчику - Марселю Иву Безьену (Marcel Ives Bizien), видимо, на том основании, что существует фотография, где этот французский летчик вылезает на левое полукрыло самолета (б/н на этом фото не видно), имеющего ту же надпись (фрагмент слева). Жесткая привязка самолета к летчику мало обоснована, поскольку: 1) Як-1 с такой надписью в эскадрилье было несколько; 2) на выделенных для освоения нескольких истребителях летали практически все прибывшие в первой партии французские летчики. Кок самолета может быть и черным.
Именной Як-1 Ферапонта Головатого, выставленный на площади города Саратов, ноябрь 1942г.
Як-1 Ферапонта Головатого в экспозиции Саратовского музея, 70-е годы
Летчик А.И.Севрюков в кабине именного Як-1
Як-1, купленный колхозником Ферапонтом Головатым и переданный летчику Борису Еремину
В кабине Як-1 - летчик Борис Еремин, рядом - даритель самолета колхозник Ферапонт Головатый, ноябрь 1942г.
В.И.Шишкин в кабине именного Як-1
Летчик А.Н.Катрич в кабине подаренного ему Як-1
А.Селиванова (в центре), в войну купившая 3 самолета для фронта, и А.С.Суравешкин (в кителе с медалями), летавший на одном из этих самолетов, в музее города Саратова у самолета Як-1. 9 мая 1970г.
А.Селиванова у первого купленного ею самолета Як-1
Редкий снимок именного самолета, на котором он виден целиком. В ряде публикаций машину причисляют к эскадрилье "Нормандия"
Як-1 эскадрильи "Нормандия" - подарок колхозников Красноярского района Саратовской области. Из кабины вылезает французский летчик Марсель Ив Бизьен. Январь 1943г.
Были саратовские истребители Як-1 с надписями на борту и в эскадрилье "Нормандия". Иваново, январь 1943г.
Первая надпись (с ошибкой в написании фамилии дарителя на левом (слева) и правом (справа) бортах Як-1б, переданного Ф.П.Головатым летчику Б.Н.Еремину. Декабрь 1942г. Бортовой номер не известен, хотя, скорее всего, был
Подарочные надписи на самолетах Як-1б
Подарочная надпись на самолете Як-1б
Надпись на самолете Як-1б. Истребитель куплен колхозником И.Д.Фроловым и передан летчику А.Н.Катричу. Бортовой самолета номер не известен, хотя, с большой степенью вероятности, был.