Мировая Авиация 16
-
Хотя при создании самолета МиГ 1.44 использование технологии "Стелс" не было основной задачей, утверждается, что для снижения его радиолокационнойзаметности разрабатывается система, создающая вокруг самолета плазменное облако.
Характерная особенность "1.44" - большое количество отклоняемых поверхностей
26 декабря 1982г.: летчик-испытатель Владимир Терский поднял в воздух первый прототип военно-транспортного самолета Ан-124 (680125) ("Condor" по классификации НАТО), который стал преемником военно-транспортного самолета Ан-22 "Cock".
Большое количество МиГ-21 находилось на вооружении ВВС ГДР - более 200 самолетов этого типа несли службу в трех полках, базировавшихся в Котбусе, Древитце и Марксвальде. После окончания холодной войны и объединения Германии Люфтваффе унаследовали весь парк ВВС бывшей ГДР, включая МиГ-21. В отличие от более современных самолетов, таких как МиГ-29 и Су-22, МиГ-21 были вскоре сняты с вооружения, и большую часть из них утилизировали.
До своего распада Югославия имела большой парк МиГ-21 различных модификаций (более 150 машин). В настоящее время Хорватия остается единственной из бывших югославских республик, сохранившей на вооружении эти самолеты, количество которых, как считается, не превышает двух дюжин. Хорватские МиГ-21 участвовали в боевых действиях в Сербской Крайне в 1995 году (в мае 1995 года один из них был сбит при нанесении штурмового удара по мосту в районе Босанска Градишка в Герцеговине. Летчик катапультировался, но с ним расправились после приземления). Сегодня эти самолеты имеют две основные базы - Загреб-Плесо и Пула, но могут действовать и с аэродромов оперативного развертывания по всей стране. В 1998 году Хорватия объявила о программе модернизации своих МиГ-21, которую должна была выполнить израильская фирма "Elbit".
МиГ-21 состояли на вооружении ВВС Финляндии с 1963 по 1998 год. За это время через руки финских пилотов прошло четыре модификации самолета: МиГ-21Ф-13, У, УМ и МиГ-21бис. На снимке - последний полет последнего финского МиГ-21бис MG-138, готовящегося совершить посадку на авиабазе Риссала 7 марта 1998 года. Финляндия заменила свои МиГ-21 на американские истребители Boeing F-18.
Чешская Республика сохранила довольно много МиГ-21МФ "Fishbed-J" для решения задач ПВО и поддержки войск, оснастив ими три эскадрильи своих ВВС.
Очень часто противниками американских F-4 Phantom в небе Ближнего Востока становились МиГ-21 советской постройки. На снимке: египетский МиГ-21 делает вираж на малой высоте для повторной атаки.
МиГ-21МФ "Fishbed-J". Представленный на рисунке МиГ-21МФ ранее принадлежал 7-й эскадрилье "Battle Axes" ВВС Индии (IAF). Хотя в настоящее время это подразделение вооружено французскими истребителями Mirage 2000, две другие эскадрильи продолжают эксплуатировать МиГ-21МФ. Всего с начала поставок IAF получили более 700 МиГ-21 различных модификаций, часть из которых была построена в СССР, а часть по лицензии выпускалась фирмой HAL (Hindustan Aeronautics Limited) на заводе в городе Насик. Наряду с МиГ-21МФ, наиболее распространенными за рубежами бывшего СССР, IAF также имеют на вооружении истребители модификаций МиГ-21М, МиГ-21ФА и МиГ-21бис.
МиГ-21МФ "Fishbed-J"
МиГ-21ФЛ. Лицензионным вариантом МиГ-21ПФ был представленный на рисунке МиГ-21ФЛ. Он производился в Индии фирмой "Hindustan Aeronautics Ltd" и служил в 1 -й эскадрилье "Tigers" индийских ВВС до 1972 года. МиГ-21 различных модификаций несли долгую и славную службу в составе IAF, и даже ранние модификации, такие как МиГ-21ФЛ, продолжают оставаться на вооружении некоторых подразделений. Правда, 1-я эскадрилья в настоящее время летает на французских истребителях Mirage 2000Н.
Взлет пары МиГ-21 на перехват как символ холодной войны. Такая картина наблюдалась на советских аэродромах на протяжении 30 лет.
Пара польских МиГ-21ПФМ "Fishbed-F" в плотном строю летит над Польшей во время учений, проводившихся в 1981 году. Главным внешним отличием МиГ-21ПФМ от своего предшественника МиГ-21ПФ стало введение нового фонаря кабины с отдельным ветровым козырьком.
Египетские МиГ-21 в 1960-х и начале 1970-х годов вели постоянные схватки с израильскими истребителями, пилоты которых имели значительно лучшую подготовку. Но серьезные потери египтян в авиатехнике быстро компенсировались поставками из СССР.
В годы холодной войны отдельные экземпляры МиГ-21 попадали на Запад благодаря действиям некоторых стран коммунистического лагеря или другими, более тайными, путями. Этот снимок МиГ-21 советской постройки сделан в районе авиабазы Неллис в США, также известной как "Зона 51", где базировалась секретная 4477-я испытательная эскадрилья. Это подразделение занималось проведением сравнительных испытаний авиационной техники вероятного противника с лучшими западными самолетами, для определения ее тактико-технических характеристик и выбора оптимальной тактики борьбы. Завеса строгой секретности, окружавшая "Зону 51", породила массу легенд (например, об испытаниях на этой базе НЛО), которые даже нашли отражение в кинематографе и литературе.
Первая партия из 12 МиГ-21Ф-13 (на снимке) и пары МиГ-21ПФ была поставлена Индии перед началом войны с Пакистаном в 1965 году. Сразу после этого индийская фирма HAL приступила к сборке (а затем и к постройке) первых самолетов из 150 МиГ-21ФЛ. Партия МиГ-21 МФ, достаточная для оснащения двух эскадрилий, была закуплена в СССР в 1973 году. Тогда же HAL приступила к постройке партии из 150 МиГ-21 М. Последняя партия из 200 истребителей МиГ-21 бис была построена на заводе HAL в г. Насике в период с 1979 по 1987 год. Во время индо-пакистанских конфликтов МиГ-21 часто использовались для сопровождения бомбардировщиков HAL HF-24 Marut. МиГам довелось участвовать в схватках с пакистанскими истребителями F-104, Sabre, Shenyang F-6 и Dassault Mirage IIIEP.
ОКБ им. П. О. Сухого разработало самолет - демонстратор технологий С-37 (позднее Су-47) прежде всего для изучения пилотажных характеристик. Тем не менее, в конструкцию этой машины включены некоторые элементы технологии "Стелс", в том числе внутренний отсек для вооружения.
Бомбардировщики B-1B Lancer оказывали непосредственную поддержку с воздуха американским войскам в Афганистане. Многоцелевой Lancer, имеющий самую большую в ВВС США боевую нагрузку из управляемого и неуправляемого оружия, сегодня является основой американской бомбардировочной авиации.
Ударный самолет F-117A проложил дорогу на службу в ВВС США для более совершенных малозаметных самолетов.
Fw 190A-1. Оснащенная одними из первых серийных Fw 190A-1, 6-я эскадрилья 26-й истребительной эскадры (6./JG 26) базировалась в ноябре 1941 года неподалеку от Кале на побережье Ла-Манша. Самолет на рисунке принадлежал обер-лейтенанту Вальтеру Шнайдеру, одержавшему 20 побед до своей гибели в декабре 1941 года, когда его самолет в тумане столкнулся с землей.
В середине 1942 года маршал авиации Шолто Дуглас направил резкое письмо государственному секретарю по вопросам авиации лорду Шервуду, в котором писал:"...Ни я, ни мои пилоты не сомневаются, что Fw 190 - лучший на сегодня истребитель в мире...". На фотографии: ранние машины Fw 190A-0 с малым и большим крылом в ходе испытаний.
Первый из самолетов с большим крылом №0015 (на снимке справа) вместе с другими Fw 190A раннего выпуска в ходе испытаний.
Последний, 18-й Fw 190A-0 в ходе испытаний.
Этот Fw 190A-0 использовался в качестве прототипа для истребителя-бомбардировщика Fw 190A-3/U3. Заводская доработка U3 предусматривала установку под фюзеляжем самолета держателя ETC 250 для 250-кг бомбы SC250.
Fw190V8 - первый самолет с увеличенным крылом - проходит испытания с бомбодержателями SC 50 под 50-кг бомбу. В случае установки SC 50 на Fw 190A-3/U3 пушки MG/FF в крыле сохранялись.
В конце июня 1942 года немецкий пилот, потерявший ориентировку во время боя со Spitfire над Западной Англией, по ошибке посадил свой Fw 190A-3 на аэродром Пембри на юге Уэльса. Так англичане получили неповрежденный экземпляр этого истребителя. Но к этому моменту модификация А-3 уже уступала в производстве Fw 190A-4, оснащенному мотором BMW 801D-2 с системой впрыска водометаноловой смеси MW-50, которая позволяла кратковременно увеличить мощность силовой установки на малых и средних высотах.
Fw 190A-1. Оснащенная одними из первых серийных Fw 190A-1, 6-я эскадрилья 26-й истребительной эскадры (6./JG 26) базировалась в ноябре 1941 года неподалеку от Кале на побережье Ла-Манша. Самолет на рисунке принадлежал обер-лейтенанту Вальтеру Шнайдеру, одержавшему 20 побед до своей гибели в декабре 1941 года, когда его самолет в тумане столкнулся с землей.
Harrier GR.Mk 3 ВВС Великобритании на палубе авианосца.
Британская фирма BSA купила лицензию на производство надежных американских пулеметов Colt Browning, переделанных под английские патроны калибра 7,7-мм, что позволило разместить вооружение Hurricane в крыле. Использовавшиеся ранее пулеметы Vickers часто давали осечки, и их приходилось устанавливать перед кабиной, чтобы пилот имел к ним доступ для перезарядки.
Прототип перехватчика-моноплана Hawker, номер K5083, незадолго до первого полета в 1935 году. Обратите внимание на ажурный каркас фонаря кабины, откидывающуюся нижнюю часть створки ниши шасси и отсутствие вооружения.
Отсутствие двигателя с высокой удельной мощностью было одной из главных проблем для создателей истребителей в начале 1930-х годов. Мотор Rolls-Royce Merlin позволил закрыть эту "брешь" и был установлен на прототипах новейших истребителей - Hurricane и Spitfire. Использование турбонаддува позволило существенно улучшить его характеристики, особенно - на больших высотах.
В полете истребители, только что полученные военными. На них еще нет ни бортовых кодов, ни эмблемы подразделения. Лишь на второй слева машине, под фонарем кабины, виден шеврон командира эскадрильи.
Наземный персонал 79-й эскадрильи во время летних учений 1939 года. Это подразделение, перевооруженное на Hurricane в ноябре 1938 года, позднее несло службу на Дальнем Востоке и сменило свои самолеты на американские истребители Republic Thunderbolt лишь в июле 1944 года. На снимке хорошо виден установленный в кабине простейший кольцевой прицел, использовавшийся на самолетах раннего выпуска.
Истребители Hurricane прошли боевое крещение во время боев за Францию в 1940 году. В число подразделений, прикомандированных к британским передовым ударным ВВС (Advanced Air Striking Force), входила и 87-я эскадрилья. Ее истребители были сфотографированы "где-то во Франции" в марте 1940 года. Большая часть самолетов оснащена двухлопастными винтами фиксированного шага, хотя на второй справа машине уже установлен новый трехлопастный винт de Havilland.
Четвертый прототип отличался от трех первых наличием индивидуальных катапультных кресел у членов экипажа, вместо общей кабины-спасательной капсулы. Дозаправка в воздухе была важной частью программы летных испытаний.
30 сентября 1982г. в Далласе, Техас, приземлился вертолет Bell 206L LongRanger "Spirit ofTexas", завершивший кругосветный перелет с рекордным для вертолетов временем - 29 дней, 3 часа и 8 минут.
6 января 1982г.: первый Tornado GR. Mk 1 для ВВС Великобритании был передан 9-й эскадрилье в Хонингтоне, Суффолк. Это подразделение достигло полной боеготовности 1 июня.
Фирма "Boeing" предлагала свой вариант истребителя JSF. Ее X-32, с более угловатыми формами и массивным воздухозаборником в носовой части, имел большую радиолокационную заметность, чем X-35.
Технология "Стелс" была использована при создании истребителя F-22 Raptor. Истребитель F-15 Eagle, которому F-22 пришел на смену, со своими рублеными формами фюзеляжа не слишком подходит под понятие малозаметного самолета.
Три бомбардировщика САК сфотографированы с борта самолета-заправщика KC-135. B-1A (в центре) обладал скоростью и возможностью полета в режиме следования рельефу местности как FB-111 (слева) и имел грузоподъемность и дальность полета как у B-52 (справа).
5 октября 1982г.: начались летные испытания пассажирского самолета Boeing 747-300 (N6005C/HB-IGC), на верхней палубе которого были предусмотрены места для 96 пассажиров.
Принятый на вооружение в конце 1950-х годов, МиГ-21 продолжал нести службу в ВВС некоторых стран Восточной Европы и в начале 21-го столетия. МиГ-21УС, изображенный на снимке, принадлежал ВВС Словакии, в которых самолеты этого типа продолжали использовать до 2002 года.
Ночной истребитель S1A Denko был создан, чтобы противостоять налетам на Японию бомбардировщиков B-29 Superfortress. Было построено только два прототипа, и оба были уничтожены во время американского налета.
Aichi S1A Denko
13 января 1982г.: правительство Кувейта заключило контракт стоимостью 90 млн. долларов с "Lockheed" на поставку четырех военно-транспортных самолетов L-100-30 Hercules для кувейтских ВВС.
Первый из двух прототипов тренировочного самолета AT-3. Эта машина сменила в ВВС Тайваня самолеты Lockheed T-33.
Хотя некоторые тайваньские AIDC AT-3 Tsu Chung несут камуфляж, подавляющее число этих самолетов окрашены в цвета пилотажной группы ВВС "Громовые тигры".
AIDC AT-3 Tsu Chung
Ching-Kuo, известный также, как Indigenous Defence Fighter (Национальный оборонительный истребитель), обычно оснащен вооружением, произведенным на Тайване, которое включает в себя ракеты Sky Sword I под крылом и ракеты Sky Sword II под фюзеляжем.
Первый прототип модернизированного F-CK-1C Ching-Kuo поднялся в воздух в октябре 2006 года. Было существенно доработано бортовое радиоэлектронное оборудование истребителя, и, кроме того, он получил возможность нести два конформных топливных бака.
Ching-Kuo, созданный Тайванем в рамках амбициозной программы по разработке собственного истребителя, служит в ВВС наравне с истребителями зарубежного производства - F-16 и Mirage 2000.
AIDC F-CK-1B Ching Kuo
Первый МиГ-21 китайской постройки появился в 1961 году. В Китае этот самолет получил обозначение J-7, а на экспорт он шел как F-7. На фотографии представлен истребитель F-7MG, способный нести расширенную номенклатуру вооружения, включая ракеты "воздух-воздух" AIM-9 Sidewinder и R.550 Magic.
"Air India" стала первой из многих авиакомпаний, оценивших дальность полета лайнеров модификации L-749/749A. В своем парке данный перевозчик имел три самолета этой и еще несколько более поздних модификаций. На снимке представлен L-749A, о чем можно судить по отсутствию воздухозаборников сверху капотов двигателей.
L-049 Constellation
L-049 Constellation
L-649/L-749
Макет МиГ-21-2000, модернизированного израильской фирмой IAI. Модернизация значительно расширила возможности истребителя, получившего полностью переделанную кабину, новые РЛС и другое бортовое оборудование. Первым заказчиком этой модификации стали Королевские ВВС Камбоджи.
Хотя несколько стран строили самолеты для базирования на борту субмарин, лишь Aichi М6А Seiran представлял собой ударную машину. Остальные самолеты предназначались для ведения разведки и наблюдения.
Первоначально известный под обозначением M6A1-K Seiran Kai, этот тренировочный вариант Seiran так и не был запущен в серию.
Aichi M6A Seiran
3 апреля 1982г.: в Тулузе первый полет продолжительность 3 часа 15 минут совершил первый Airbus A310 (F-WZLH). Машина одновременно несла элементы окраски авиакомпаний "Lufthansa" и "Swissair".
Самолет AT-302 создавался на основе AT-307. На него были установлены турбовинтовые двигатели фирмы "Textron Lycoming".
В качестве силовой установки на AT-301 и AT-301B (отличался увеличенным бункером для химикатов) использовался двигатель Pratt & Whitney R-1340.
Аргентинский Dagger пролетает над кораблем снабжения "Сэр Бедивир" во время атаки британского флота у Сан-Карлоса 24 мая.
10 апреля 1982г.: первый полет прототипа Canadair CL-601 (C-GC6T-X) с винглетами на законцовках крыла и турбореактивными двигателями фирмы "General Electric".
Самым заметным внешним изменением Vulcan при переходе к полетам на малых высотах стало использование камуфляжа, который первыми получили B.Mk 1А из Вэддингтона. На снимке B.Mk 2 из Коутсмура в компании с самолетом из учебного подразделения, окрашенным в белый цвет.
Самолет Vulcan, сопровождаемый Jet Provost, с которого и был сделан этот снимок, демонстрирует свою способность лететь на малой высоте. Маленький "наперсток" в носовой части - радар системы следования рельефу местности.
За время эксплуатации Vulcan XH558 успел послужить и морским разведчиком, и заправщиком. Для демонстрационных полетов на нем установили хвостовой обтекатель от бомбардировщика, разумеется, без аппаратуры РЭБ. Из-за этого самолет отличается от стандартных B.Mk 2 отсутствием воздухозаборника для охлаждения аппаратуры РЭБ по правому борту.
Самолет Vulcan B.Mk 2 (MRR), летящий на малой высоте, эффектно демонстрирует свое огромное крыло. Характерной чертой морских разведчиков было отсутствие "наперстка" радара системы следования рельефу местности в носовой части. В начале 1970-х годов на самолеты Vulcan был нанесен матовый двухцветный камуфляж.
Самолет Vulcan XM571 во время испытаний заправочного агрегата Flight Refuelling Mk 17В. Часть нижних поверхностей самолета окрашена в белый цвет, а на заправочном шланге нанесены маркеры.
Появление достаточного числа свободных Vulcan, связанное с сокращением авиационной составляющей британских стратегических сил, позволило использовать эти самолеты для дальней морской радиолокационной разведки, используя их прицельно-навигационный радар. Имевший большую дальность полета и хорошую управляемость на малых высотах, Vulcan идеально подходил для решения этих задач.
29 марта 1982г.: базирующаяся в Девоне авиакомпания "Brymon Airways" открыла в аэропорту Плимут-Хитроу службу, использующую самолеты de Havilland Canada DHC-7 Dash 7.
19 февраля 1982г. - первый Boeing 757 (N757A) совершил полет с заводского аэродрома в Рентоне. Самолет для авиалиний малой и средней протяженности, Boeing 757 имел такой же диаметр фюзеляжа, как у машин семейства Boeing 707/727/737 и был оснащен турбовентиляторными двигателями Rolls-Royce 535C. Он стал первым авиалайнером фирмы с двигателями зарубежного производства.
3 июля 1982г.: в Форт-Уорте впервые поднялся в воздух боевой самолет General Dynamics F-16XL, создававшийся как усовершенствованный истребитель/истребитель-бомбардировщик.
11 марта 1982г.: фирма "Bristow Helicopters" получила в Мариньяне первый из 12 заказанных вертолетов Aerospatiale AS 322L Super Pumas с удлиненным фюзеляжем.
Истребитель F-4 Phantom II поступил на вооружение ВВС Израиля в 1969 году и закупался в больших количествах.
4 февраля 1982г.: вертолет Sikorsky S-76 II установил первый из 12 зарегистрированных ФАИ рекордов в своем классе. Все рекорды были установлены в течение шести дней.
16 марта 1982г.: начались поставки 16 самолетов Embraer EMB-121 Xingus авиации ВМФ.
Лайнер L-1049 стал первой коммерческой модификацией, на которой были установлены турбокомпаундные двигатели. Авиакомпания QANTAS имела в своем парке четыре таких машины и позднее добавила к ним самолеты модификаций L-1049E, G и H.
L-1049 Super Constellation
L-1049 Super Constellation
Последняя модификация семейства, L-1649A Starliner, не снискала коммерческого успеха - построили только 44 самолета. Лишь авиакомпании "Air France" (на снимке), "Lufthansa" и TWA приобрели эти машины.
L-1649A Starliner
L-1649A Starliner
Январь-сентябрь 1982г.: Gulfstream III "The Spirit of America" фирмы "Gulfstream Aerospace" 10 января приземлился на аэродроме Тетерборо в Нью-Джерси, установив новый мировой рекорд кругосветного перелета для административных реактивных самолетов - 43 часа 39 минут. Самолет "The Spirit of America" принадлежал фирме "US Distillers and Chemical Corporation", он побил три уже существовавших рекорда и установил 10 новых, зарегистрированных ФАИ, для самолетов своего класса.
12 июня 1982г.: первый полет двухместного учебно-боевого самолета IAR-825TP Triumf (YR-IGB), оснащенного турбовинтовым двигателем.
Очень заметно внешнее сходство T-CH-1 с T-28 Trojan, но тайваньский самолет, в отличие от американской машины, был оснащен турбовинтовым двигателем.
По снимку этого T-CH-1 в камуфляжной окраске можно судить о том, какой хороший обзор из кабины самолета был обеспечен курсанту и инструктору.
Несмотря на надежды разработчиков, XC-2 не произвел впечатления на покупателей ни на внутреннем, ни на внешнем рынках.
AIDC XC-2
Производство Model 18-A, добившейся некоторого коммерческого успеха в 1960-х годах, было возобновлено в 1991 году американской фирмой "Farrington Aircraft".
Farrington Model 18-A light autogyro (180 hp Lycoming O-360-A1D engine)
Бомбардировщик B-1A (номер 74-0158) совершает посадку на авиабазе Эдвардс после завершения своего первого полета. Этот прототип предназначался для определения основных аэродинамических и летных характеристик.
Три прототипа бомбардировщика B-1A на авиабазе Эдвардс во время проведения первой фазы программы летных испытаний. На этом этапе определялись летные характеристики самолета, нагрузки на конструкцию и проверялось функционирование аппаратуры радиоэлектронного противодействия.
Единственное появление B-1A за пределами США имело место в сентябре 1982 года, когда четвертый прототип принимал участие в авиасалоне в Фарнборо.