Мировая Авиация 28
-
Самолет Ан-22М в окраске военно-транспортной авиации. Серийное производство модификации Ан-22М началось в 1971 году.
Свое имя "Антей" самолет Ан-22 получил в честь мифологического героя Антея - сына Посейдона и Геи.
ВВС республики Мали получили три самолета Ан-24 и два Ан-26 (на рисунке). В конце 2008 года в эксплуатации оставались два Ан-24 и один Ан-26.
Парк самолетов Ан-26 Венгрии состоит из пяти машин, которые используются в Ираке и Афганистане.
The Antonov An-26 Curl tactical transport
Ан-26
Ан-124 с открытыми передней и задней грузовыми дверьми
Blenheim Mk IF. Bristol Blenheim Mk IF представлял собой ночной истребитель, под фюзеляжем которого стояла гондола с четырьмя пулеметами калибра 7,7 мм. На этом самолете впервые был установлен радиолокатор и одержана первая "ночная" победа - в ночь со 2 на 3 июля 1940 года.
На снимке хорошо видны отклоненные интерцепторы на верхней поверхности крыла Boeing 707 авиакомпании "World Airways". Интерцепторы имеются на большинстве современных авиалайнеров.
Система Lockheed Martin LANTIRN обеспечила возможность нанесения высокоточных ударов истребителем-бомбардировщиком F-16C/D (на фото F-16D) в темное время суток. Система состоит из двух контейнеров (навигационного и прицельного), подвешиваемых под фюзеляж самолета. Оснащенный системой LANTIRN самолет F-16C/D по своим ударным возможностям сопоставим со специализированным ударным самолетом F-15E.
Hornet из эскадрильи VNFA-323 с восемью бомбами Mk 82 и двумя УР "воздух-воздух" AIM-9. В ходе операции "Буря в пустыне" F/A-18 выполнили больше боевых вылетов, чем любой другой самолет авиации ВМС и Корпуса морской пехоты США. Самолеты Hornet прошли боевое крещение в период конфронтации США с Ливией в 1986 году, когда они, взлетая с авианосцев, наносили удары по объектам на ливийском побережье. В 1990-е годы истребители-бомбардировщики Hornet, включая F/A-18D, участвовали в боевых действиях на Балканах.
ШАССИ. F/A-18 на глиссаде, перед касанием палубы авианосца. Отклонена вся взлетно-посадочная механизация крыла, выпущены шасси и тормозной гак. Самолет обладает очень прочным шасси, способным выдержать сильный удар о палубу при выполнении посадки без выравнивания и значительную нагрузку, которая возникает при зацеплении гаком троса аэрофинишера. На ранних этапах программы самолета Hornet фирма "Northrop" проектировала вариант сухопутного базирования F-18L с облегченным шасси и рядом других конструктивных изменений, но удача сопутствовала фирме "McDonnell Douglas", предложившей иностранным заказчикам свою сухопутную версию F/A-18. Ни одного F-18L построено не было.
ПУШКА M61A1 С ВРАЩАЮЩИМСЯ БЛОКОМ СТВОЛОВ. Конструкторы пушечной установки самолета Hornet столкнулись с массой проблем. Например, стрельба из пушки вызывала сильнейшую вибрацию, негативно воздействующую на установленный рядом с пушкой радиолокатор. Но американским инженерам удалось решить все проблемы. Скорострельность пушки М61 составляет 6000 выстрелов в минуту, боекомплект - 570 снарядов. Перезарядка магазина производится через бортовой люк. Через люк, расположенный на нижней поверхности фюзеляжа, перед носовой опорой шасси выполняются монтаж и демонтаж пушечной установки. Пушка предназначена для поражения воздушных целей в ближнем бою, а также для штурмовки наземных целей.
РАДИОЛОКАТОР AN/APG-65. Многофункциональный радиолокатор AN/ APG-65 позволяет применять управляемое оружие по воздушным, наземным и надводным целям. Радиолокатор измеряет дальность до цели, ее скорость и курсовые углы. Кроме боевых режимов, радиолокатор способен работать в режиме картографирования, обзора морской поверхности, предупреждения столкновения с землей, отображения движущихся целей и радиовысотомера. Информация от радиолокатора обрабатывается системой управления оружием. Свою высокую эффективность радиолокатор AN/APG-65 продемонстрировал во время операции "Буря в пустыне", когда самолеты F/A-18 при выполнении боевого задания по нанесению удара по наземным целям на маршруте к цели обнаружили и сбили два истребителя F-7 ВВС Ирака.
РАДИОЛОКАТОР AN/APG-73. На момент принятия на вооружение самолета Hornet его радиолокатор AN/APG-65 считался самым совершенным в мире. На основе AN/APG-65 разработали еще более эффективный радиолокатор AN/APG-73, который ставили на самолеты более поздней постройки, включая экспортированные в Финляндию, Малайзию и Швейцарию. В радиолокаторе AN/ APG-73 использованы новый процессор с повышенной производительностью, новый приемники новый блок питания. Удалось значительно повысить наработку на отказ, не увеличив при этом массы радиолокатора. В процессе ремонта РЛС AN/APG-73 монтировали на ранее построенных самолетах F/A-18. Радиолокатор AN/APG-65 также ставили на СВВП AV-8B Harrier II Plus авиации Корпуса морской пехоты США.
КАТАПУЛЬТИРУЕМОЕ КРЕСЛО MARTIN-BAKER. Еще с середины прошлого века британская фирма "Martin-Baker" является основным поставщиком катапультируемых кресел для многих западных реактивных самолетов. Для самолетов F/A-18 Hornet выбраны катапультируемые кресла Martin-Baker SJU-5/6 класса "ноль-ноль", то есть обеспечивающие благополучное катапультирование из стоящего на земле самолета. ВМС США предъявили к креслу дополнительное требование: в случае падения тяги двигателей при взлете катапультирование выполняется автоматически, без вмешательства экипажа.
F/A-18A Hornet. Изображенный самолет F/A-18A Hornet принадлежит 314-й истребительно-бомбардировочной эскадрилье (VMFA-314 "Black Knight") авиации Корпуса морской пехоты США. В 1986 году 314-я эскадрилья принимала участие в операциях "Еl Dorado Canyon" и "Praire Fire", базируясь на авианосце "Корал Си". Самолеты эскадрильи нанесли удар по позициям ливийских ЗРК. На этот период код эскадрильи "VW" на килях самолетов был заменен кодом "АК" авиакрыла CVW-13 авианосца "Корал Си". На вооружении 13-го авиакрыла также находились самолеты A-6E и KA-6D Intruder, EA-6B Prowler, E-2C Hawkeye и вертолеты SH-1 Sea King.
Э. В. Клоуз у кабины своего истребителя Hurricane из 1-й эскадрильи с изображением осы на фюзеляже, октябрь 1940 года. Летом 1940-го 1-я эскадрилья базировалась в Нортхолте.
На снимке хорошо видно положение элеронов и дифференциально отклоняемого стабилизатора самолета Jaguar М.
Истребители-бомбардировщики Jaguar ВВС Франции применялись во время проведения операции "Буря в пустыне". Самолеты наносили высокоточные удары управляемым оружием, используя лазерные контейнеры ATLIS 2 и корректируемые 400-кг бомбы фирмы "MATRA" с лазерным наведением.
XX108 - самолет ранней постройки, который использовался для различных испытаний фирмой "BAe" и агентством DRA в Боскомб Дауне. В частности, на нем проверялись летные характеристики с подфюзеляжным топливным баком, асимметричной подвеской контейнера TIALD и корректируемой бомбой с лазерным наведением под крылом.
Три штурмовика Jaguar из трех эскадрилий авиакрыла, базирующегося в Колтишелле. Комбинация контейнеров TIALD и бомб с лазерным наведением делала эти машины отличным средством для нанесения ударов по наземным целям.
Кабина самолета Jaguar 96. В центре установлен индикатор движущейся цифровой карты местности. Верхняя часть ручки управления выполнена по типу ручки управления самолета Tornado F.Mk 3. На центральный индикатор, кроме цифровой карты, может выводиться информация от контейнера TIALD или контейнера с разведывательной аппаратурой.
Jaguar GR.Mk 3. Самолет, принадлежащий 54-й эскадрилье британских ВВС, был модернизирован в GR.Mk 3A.
Самолеты Spitfire из 64-й эскадрильи базировались на хорошо защищенном средствами ПВО аэродроме Кенли. Но даже это не защитило их от мощного авиаудара Люфтваффе.
Контейнеры GEC Ferranti TIALD использовались в операции "Буря в пустыне". Два таких контейнера, являвшихся на самом деле прототипами, предназначались для установки на самолеты Tornado GR.Mk 1 ВВС Великобритании. На фотографии: Tornado в типичной конфигурации с контейнером TIALD на левом поворотном подкрыльевом пилоне. Позже TIALD стали подвешивать на истребители-бомбардировщики Jaguar, а с февраля 1998 года - на СВВП Harrier GR.Mk 7.
Открытая грузовая рампа самолета C-17.
ВВС Чехословакии получили шесть самолетов Ан-24РВ. По две из четырех уцелевших машин достались Чехии и Словакии после распада ЧССР.
Ан-24В
АН 225 "МРIЯ". С "Бураном" наверху самолет Ан-225 производит неизгладимое впечатление, это один из самых удивительных авиационных комплексов, когда-либо поднимавшихся в небо. Но по причинам, далеким от технических, самолет появился не ко времени. Ан-225 изготовили в единственном экземпляре, хотя фирма "Антонов" ведет сборку второй машины, недостроенной во времена Советского Союза.
"Любой груз, как внутри, так и снаружи, по всему миру" - эти слова в отношении самолета Ан-225 произнес конструктор самолета Анатолий Буланенко. На фотографии видно, как осуществляется погрузка внутрь фюзеляжа.
Фантастический Ан-225 с полетной массой 600 тонн и размахом крыла более 80 м выполняет посадку в Фарнборо, 1990 год. Несмотря на гигантские размеры, "Мрiя" обладает прекрасной маневренностью, правда без груза.
Ан-225 легко узнать по огромному двухкилевому оперению и шести двигателям на пилонах под крылом. Двухкилевое оперение необходимо для сохранения путевой управляемости при установке груза над фюзеляжем. По размаху крыла Ан-225 уступает единственному самолету в истории авиации - летающей лодке Hughes Hercules.
Спроектированный как транспортный, самолет Ан-12 был приспособлен для выполнения очень широкого круга задач. На рисунке изображен Ан-12ПС - поисково-спасательный самолет и самолет постановки помех.
В качестве транспортного самолет Ан-12 более-менее эквивалентен американскому C-130 Hercules. На фотографии хорошо видны отогнутые вниз внешние части консолей крыла и развитая взлетно-посадочная механизация.
Ан-12 "Cub-A"
F-100C Super Sabre, элерон отклонен вверх.
Истребители Boulton Paul Defiant продемонстрировали свою беспомощность в воздушных боях уже в первые дни битвы за Британию. Летчики Люфтваффе быстро выявили ограниченные возможности этого истребителя с турельным вооружением.
B-36H Peacemaker. Изображенный самолет принадлежал 11-му бомбардировочному авиакрылу, дислоцированному на авиабазе Карсуэлл, штат Техас. В состав крыла входили три бомбардировочные эскадрильи: 26-я, 42-я и 98-я. На вооружении авиакрыла самолеты B-36 состояли с 1 декабря 1948-го по 13 декабря 1957 года.
Проблемы с шасси. На прототипе XB-36 стояли основные опоры шасси с колесами диаметром 2,80 м - самыми большими в истории авиации. Для эксплуатации самолета были пригодны лишь аэродромы с бетонными ВПП с толщиной покрытия не менее 59 см. Попыткой расширить количество доступных аэродромов стало использование гусеничного шасси. Такое шасси спроектировали и испытали, но от него отказались в пользу менее экзотичных многоколесных опор.
Проблемы с шасси. На прототипе XB-36 стояли основные опоры шасси с колесами диаметром 2,80 м - самыми большими в истории авиации. Для эксплуатации самолета были пригодны лишь аэродромы с бетонными ВПП с толщиной покрытия не менее 59 см. Попыткой расширить количество доступных аэродромов стало использование гусеничного шасси. Такое шасси спроектировали и испытали, но от него отказались в пользу менее экзотичных многоколесных опор.
Постройка гиганта. Завод фирмы "Convair" в Форт-Уорте, штат Техас, подходил для сборки гигантских бомбардировщиков. Длина главного сборочного цеха составляла 1,6 км.
Для демонстрации прогресса американской авиации в мае 1951 года фирма "Convair" публично экспонировала поставленные рядом биплан Curtiss 40-летней давности и бомбардировщик B-36D.
Ан-8 обладал очень эффективным крылом, но надежность двигателей на первых порах была низкой.
Конструкция Ан-8 делала его почти идеальным транспортным самолетом. Машина стала очередным триумфом конструкторского бюро Олега Антонова.
На фотографии хорошо видны особенности хвостового оперения Ан-10А с двумя подфюзеляжными килями. Застекленная носовая часть фюзеляжа типична для советских многомоторных самолетов 1950-1960 годов.
Самолет B-534 из 31-й эскадрильи 1-го авиаполка ВВС Чехословакии, Ужгород, 1938 год. На киле изображен логотип фирмы "Avia". При мобилизации 1938 года на всех самолетах этой эскадрильи для обеспечения секретности закрасили номера и бортовые эмблемы. Самолет - ранней постройки, с открытой кабиной летчика.
B-534 захвачен немцами при оккупации Чехословакии и включен в состав 3-й эскадрильи 71-й истребительной эскадры Люфтваффе (3/JG 71). Аэродром Эйтинген близ Штутгарта, ноябрь 1939 года.
Открытые кабины летчиков и шасси без обтекателей колес - отличительные признаки B-534 ранней постройки.
Один из самолетов B-534 чехословацкой полиции. Полиция считалась невоенным формированием, поэтому полицейские самолеты получали гражданскую регистрацию, в данном случае - OK-PAV.
B-534 из коллекции музея ВВС Чехии в Кбелах. В 1960-е годы для самолета изготовили комплект крыльев, после чего он вновь получил возможность производить рулежки по земле.
Один из многих B-534, включенных в состав Люфтваффе после немецкой аннексии Чехословакии в 1939 году.
Самолеты Ан-24 эксплуатировались, главным образом, гражданскими авиакомпаниями. На фотографии: выпущенный в Китае по лицензии под обозначением Xian Y-7 самолет авиакомпании "CAAC".
На крыле самолета Hawker Raytheon 1000 вблизи фюзеляжа видны утолщения.
Gladiator Mk II. К началу военных действий в Великобритании осталась всего одна эскадрилья бипланов Gladiator - 247-я, которая базировалась в Робору.
Ar 234 выруливает на старт, на заднем плане - бомбардировщик Ju 188. Первый в мире реактивный бомбардировщик Ar 234 также выполнял разведывательные полеты в небе Европы.
Ar 234B-2. В октябре 1944 года первые реактивные бомбардировщики получила штабная эскадрилья 76-й эскадры. Изображен самолет из II./KG-76. II группа начала перевооружение на новую технику в ноябре 1944-го, накануне наступления немецких войск в Арденнах, которое началось в декабре.
Для взлета Ar 234A ставился на тележку, передняя опора которой могла поворачиваться, а колеса основных опор были снабжены тормозами. Тележку сбрасывали вскоре после отрыва от ВПП, чтобы избежать ее повреждения.
Ракетные ускорители Ar 234 оставляли за собой шлейфы черного дыма. Они предназначались для сокращения длины разбега. Пробег после посадки уменьшал тормозной парашют.
Трофейный представитель самого многочисленного варианта этого самолета - Ar 234B-2. Над кабиной возвышается обтекатель перископа, предназначенного для обзора задней полусферы.
Трофейный Ar 234B, получивший собственное имя "Snafu 1",
Ar 234B-2 получился более пригодным к боевому применению, чем его предшественник Ar 234B-1. Он был способен вести разведку и бомбометание, а также использовался в качестве самолета-лидера групп бомбардировщиков. Для ускорения взлета он оснащался ракетными ускорителями Rauchgerate, которые монтировались под крылом с внешних сторон мотогондол.
Линейка самолетов Ar 234 в ожидании приказа на боевой вылет во время арденнского наступления, декабрь 1944-го - январь 1945 года. Самолеты Arado тогда применялись для нанесения ударов по передовым позициям союзников.
Ar 234 использовался в испытаниях "воздушного прицепа" - Deichselschlepp. "Прицеп" позволял увеличить дальность полета, он представлял собой оснащенный крылом, шасси и килем топливный бак емкостью 2800 л. Жесткая сцепка одновременно являлась топливопроводом.
Буксируемый топливный бак Deichselschlepp являлся кардинально переделанным самолетом-снарядом Fiesler Fi 103 (V-1). С V-1 демонтировали двигатель, боеголовку и систему управления, а взамен добавили примитивное шасси.
С целью увеличения мощности силовой установки на Ar 234 поставили четыре двигателя BMW 003A вместо двух Junkers Jumo 004B. Четырехдвигательная машина получила обозначение Ar 234C.
Высотные разведчики Ar 234 оставались практически неуязвимыми для истребителей союзников, они беспрепятственно летали и над Англией. На фотографии: техники устанавливают фотокамеру в фюзеляжный отсек Ar 234.
Если говорить о недостатках самолета Hornet, то, прежде всего, надо упомянуть его малую дальность полета с запасом топлива только во внутренних баках, из-за чего ему часто приходится летать с внешними топливными баками. Для увеличения дальности и продолжительности полета используется также система дозаправки в воздухе. В данном случае на торцевых крыльевых пилонах подвешены учебные ракеты с телеметрической аппаратурой, позволяющей выполнять "электронный" пуск.
Истребитель-бомбардировщик F/A-18C из эскадрильи VFA-86 "Sidewinders" демонстрирует мощь двигателей F404, набирая высоту с большим углом тангажа, будучи загруженным подфюзеляжным топливным баком и бомбами Mk 82 Snakeye. Самолет способен применять высокоточное управляемое оружие, но даже бомбометание обычными, свободнопадающими бомбами отличается высокой точностью.
Неуправляемые ракеты Zuni калибра 127 мм широко применялись еще в годы войны во Вьетнаме, но и сегодня они широко используются самолетами авиации ВМС и Корпуса морской пехоты США. В частности, при выполнении задач авианаведения (РАС) экипажи F/A-18D "помечают" объекты для нанесения ударов именно такими ракетами, оставляющими хорошо видимый дымный след. Ракеты Zuni снаряжаются раз личными боевыми частями, включая бронебойные, фугасные, зажигательные, осколочные и дымовые/осветительные. Обычно ракетами Zuni заряжают блоки LAU-10 - по четыре штуки в каждый блок. Блоки изготовлены из фибры с тонкой алюминиевой обшивкой.
На вооружение авиации ВМС и Корпуса морской пехоты США поступило более 1000 самолетов F/A-18. Эксплуатация большинства из них продолжается и сейчас. Общее количество построенных машин с учетом поставок на экспорт превысило 1400 экземпляров. В других странах самолеты F/A-18 используются чаще всего в составе ВВС.
ПРИБОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЫ. На самолетах F/A-18C/D установлена система отображения информации фирмы "Kaiser Electronics" в составе двух многофункциональных индикаторов (на большинстве самолетов монохромных) и центрального индикатора фирмы "GEC-Marconi", совместимого с очками ночного видения GEC-Marconi Cats Eyes. Фирма "Kaiser" также обеспечила самолеты Hornet индикаторами на фоне лобового стекла AN/ AVQ-28, снабженного видеокамерой для фиксации параметров полета в целях объективного разбора полета.
F/A-18D Hornet
6-я эскадрилья ВВС Великобритании дольше всех сохраняла на вооружении истребители-бомбардировщики Jaguar. На фотографии: посадка самолета T.Mk 4.