Мировая Авиация 29
-
Ан-32 в индийских ВВС заменил устаревшие самолеты Faicrhild C-82 Packet и Douglas DC-3. Эксплуатанты высоко ценят превосходные высотные характеристики самолета и возможность использования его на неподготовленных аэродромах.
Самолет Ан-32, помимо явных отличий от Ан-26, имеет подфюзеляжный гребень большей площади, хвостовое оперение увеличенного размера и высокоэффективную механизацию крыла.
Ан-32 "Cline"
Ан-124 "Руслан" получил в НАТО кодовое название "Condor".
Ан-124 "Руслан"
Первый прототип 9-12 имел удлиненную носовую стойку шасси, вынесенную далеко вперед, в отличие от последующих вариантов, кроме того, оснащенных двуствольными пушками ГШ-23-2 калибра 23 мм. Позднее 901-й получил нижний киль.
Возрождение интереса к IRST для западных истребителей в основном проявилось после установки современных датчиков на советских МиГ-29 (на фотографии) и Су-27.
МиГ-29СД применялся ОКБ для испытаний по дозаправке в воздухе с убираемой штангой, которая устанавливается на малазийских МиГ-29N, а также машинах нового поколения МиГ-29СМТ/УБТ.
904-й, четвертый прототип МиГ-29, во время полета с четырьмя бомбами ФАБ-500. Он использовался для анализа прочности конструкции, пределов боевой маневренности и испытания последних моделей оружия класса "воздух-поверхность".
A6M5 представлял собой промежуточный улучшенный вариант, который строился в больших количествах, чем любой другой вариант Zero. Он появился осенью 1943 года и предназначался для восстановления баланса сил в воздухе против F6F Hellcat.
По маневренности Zero намного опережал современные ему истребители союзников. На виражах он превосходил даже Grumman F6F Hellcat, но его возможности на пикировании и бронезащита оставляли желать лучшего.
Разведка союзников добилась большого успеха, когда в июне I 942 года обнаружила практически неповрежденный A6M, совершивший вынужденную посадку на Алеутских островах. Самолет морем доставили на авиабазу ВМС Норт-Айленд (Сан-Диего) для тщательного изучения. И здесь, наконец, миф о неуязвимости Zero был разрушен.
Harrier GR.Mk 7 резко взмывает вверх после взлета с коротким разбегом. Harrier II оснащен множеством устройств, которые значительно увеличивают подъемную силу, даже несмотря на то что Pegasus развивает примерно ту же тягу, что и на самолетах первого поколения.
РЛС APG-65 увеличила массу базового самолета AV-8B на 454 кг, но так как все Harrier II+ оснащались более мощным двигателем F402-RR-408A, это мало сказалось на его характеристиках. Другие изменения Harrier II+ включали применение крыла с наплывом в корневой части передней кромки и наличие четырех подвесок с каждой стороны фюзеляжа, включая возможную установку пилонов под ракеты класса "воздух-воздух" у законцовок крыла.
Harrier II+ отличается великолепным вооружением: четыре неуправляемые бомбы Мк82 (в данном случае учебные), пара пусковых установок для Sidewinder и два подфюзеляжных контейнера, связанных с пушечной системой GAU- 12/U калибра 25 мм. Самолет обладает широкими возможностями для поражения любых наземных целей, сочетая в себе универсальность самолета AV-8B(AN) и возможность ведения воздушного боя первых F/A-18 Hornet.
231-я штурмовая эскадрилья Морской пехоты с A-8B Harrier II+ являлась частью MAW-2. В августе 1996 года она размещалась на борту авианосца "Нассау" в составе 26-го экспедиционного корпуса Морской пехоты. Летчики эскадрильи принимали участие в боевых действиях в Албании, Боснии и Заире. "Пиковые тузы" вернулись в море в 1999 году для выполнения боевых операций в составе объединенных вооруженных сил НАТО, они бомбили цели на территории бывшей Югославии.
Эмблема на хвостовом оперении этого Harrier II+ из VMA-502 говорит о возвращении к универсальным обозначениям парка машин Морской пехоты. "Летающие тигры" являются самым долголетающим на A-8A подразделением, летчики пересели на них с F-4B в июне 1970 года. Изображенный самолет только что сбросил 227-кг учебную бомбу Mk 82R с замедленным падением с хвостового держателя B5U-86.
На авианосцах Испании и Италии базируются AV-8B Harrier II+. Италия заказала 16 самолетов Harrier II+ (планируется закупить еще восемь). Первые три поступили 20 апреля 1994 года из партии, от которой отказалась Морская пехота США. Итальянские Harrier окрашены в необычный двухтональный серый цвет, верхние поверхности намного темнее нижних. (Обозначения нанесены светлым цветом, национальные символы уменьшены в размере. На переднем обтекателе сопла одноместных машин изображен якорь, некоторые из них несут обозначения и на руле направления. Самолеты базируются на авианосце "Джузеппе Гарибальди".
Едва заметный на фотографии контейнер с аппаратурой целеуказания Litening II, установленный на внутреннем крыльевом пилоне по правому борту, идентифицирует и подсвечивает цель лазером для удара по ней 227-кг бомбой с лазерным наведением GBU-12, подвешенной на левом внутреннем подкрыльевом пилоне.
На авианосцах Испании и Италии базируются AV-8B Harrier II+. В соответствии с трехсторонним протоколом о намерениях от 1990 года Испания заказала восемь новых Harrier II+ и двухместный TAV-8B и заявила, что 11 имеющихся самолетов AV-8B будут доведены до стандарта Harrier II+. Окончательную сборку указанных восьми машин осуществляла испанская фирма CASA. Самолеты поступили в 9-ю эскадрилью на авианосец "Принц Астурийский". Стандартное вооружение включает AIM-9M Sidewinder и AIM-120 AMRAAM. 9-я эскадрилья была сформирована 29 сентября 1987 года в Роте из самолетов EAV-88, которые поставлялись с октября 1987-го по сентябрь 1988 года. Фирма "McDonnell Douglas" использовала обозначение EAV-8B, но в Испании их именовали VA.2 Matador II. В 1989 году эскадрилья летала на стандартных VA.2, но часть летчиков до получения Harrier II+ откомандировали в ВВС для получения опыта полетов на F/A-18 Hornet и изучения РЛС APG-65.
AV-8B Harrier II+. Изображенный самолет летал в составе эскадрильи VMA-542 "Летающие тигры" 14-й авиационной группы (MAG-14) 2-го авиакрыла Морской пехоты (MAW-2), базировавшейся на авиабазе Черри-Пойнт. В апреле 1986 года VMA-542 сменила самолеты A-8A и A-8C на A-8B. Она стала второй эскадрильей с A-8B, дислоцированной в Персидском заливе; в конфликте было потеряно два самолета. Затем она стала первой эскадрильей с самолетами Harrier II+, начавшими поступать с 8 июля 1993 года. Полная маркировка этой эскадрильи состоит из треугольной "тигровой шкуры" на руле направления и изображения головы тигра на носу. Другими подразделениями MAG-14, вооруженными Harrier II+, были VMA-223 "Бульдоги" и VMA-231 "Пиковые тузы".
AV-8B Harrier II+
Двигатель Rolls-Royce Pegasus. На всех модификациях Harrier устанавливается двухвальный двигатель Pegasus. Характеристики короткого взлета и вертикальной посадки Harrier достигаются с помощью четырех поворотных сопел, которые могут отклоняться от горизонтального положения на 98,5°. Часть воздуха второго контура (показан синим) используется для охлаждения корпуса компрессора высокого давления и выбрасывается через передние сопла. Газы, проходящие через турбину (показаны красным), отводятся через задние сопла.
497-я ТИЭ "Ночные совы" 8-го ТИК действовала из Убона. Часто на фюзеляже рисовали сову, а на воздухозаборнике - луну. Изображенный самолет носил название "Sweet Vicki" ("Сладкая Вики") в честь жены летчика. Характер выполнявшихся задач придавал самолетам потрепанный вид. Помимо бомб Snakeye самолеты несли инфракрасные ловушки SUU-42 и контейнер ALQ-87 со средствами радиоэлектронной борьбы. По возвращению на базу с боевого задания летчики часто доверяли управление самолетом бортовому оператору РЭО.
С наращиванием мощи противовоздушной обороны Северного Вьетнама неуклюжие C-123, использовавшиеся для сброса датчиков, стали заменяться на F-4D, осуществлявшие данную операцию на высоких скоростях. На фотографии: F-4D из 25-й ТИЭ с аппаратурой SAO-1, 30 января 1969 года.
F-4 Phantom II ранее, во время дневных рейдов операции "Раскаты грома", приобрел отличную репутацию. Теперь самолет, оснащенный аппаратурой наблюдения, осветительными бомбами и бомбардировочным оборудованием Loran, мог также успешно действовать и ночью.
Летчик F-4 Phantom готовится к очередному ночному вылету. Каждый раз экипажи сталкивались со смертельной угрозой в виде зенитной артиллерии и батареями зенитных управляемых ракет, что в сочетании со сложностью ночных полетов приводило к непомерной усталости пилотов.
Второй прототип Ан-70 с высокоэффективной механизацией крыла.
Очень мало самолетов было окружено таким ореолом таинственности, как Zero. Летчики союзников, послышанные о боевых успехах Zero в Китае и на первых этапах японской кампании на Тихом океане, были убеждены, что японский истребитель является неуязвимым.
Из почти 10500 самолетов Zero в состоянии летной годности сохранилось только два. A6M5 находится в музее авиации в Чаино (Калифорния), на нем стоит оригинальный двигатель Sakae. Другой уцелевший экземпляр (на фото) - A6M2 - участвовал в боях над Соломоновыми островами в составе 5-й авианосной группы, базировавшейся на авианосце "Дзуйкаку". Сейчас на нем стоят американский двигатель и винт.
Операция "Священный ветер". Когда поражение Японии стало очевидным, военное командование пошло на отчаянные меры - самоубийственные атаки бомбардировщиков. На фотографии снаряженный бомбами Zero выруливает со стоянки во время операций над заливом Лейте, ноябрь 1944 года. Сослуживцы салютуют камикадзе перед выполнением его последнего полета.
801-я эскадрилья вернулась с Фолклендских островов в грязно-сером камуфляже, но вскоре разноцветные обозначения подразделения были восстановлены.
Под командованием Уорда летчики 801-й эскадрильи противостояли всей воздушной мощи Аргентины и добились победы над превосходящими силами противника.
Уорд сыграл важную роль воеводе в строй Sea Harrier. Его глубокие знания техники и уникальные возможности самолета позволили во время фолклендской войны превратить его в устрашающую боевую машину.
Sea Harrier 801-й эскадрильи осуществляли полеты с авианосца "Инвинсибл" для нанесения ударов по наземным целям 454-кг бомбами и вылетали на боевое патрулирование и перехват. Sea Harrier достигли значительно лучших результатов при бомбардировках, чем самолеты Vulcan британских ВВС.
Самолет Sea Harrier FRS.Mk 1 висит над судном-заправщиком британского вспомогательного флота. Во время конфликта Sea Harrier надежно защищали суда ВМС.
Усложнение IRST иллюстрирует OSF (оптоэлектронная система переднего обзора), установленная на Rafale. Этот самолет имеет две сенсорных головки: инфракрасную и телевизионную высокого разрешения для полета в условиях достаточной видимости. Система эффективно использует данные от пассивного обнаружения и отслеживания цели для визуальной идентификации цели на большом расстоянии, оценки повреждений и навигационной помощи.
Самолет U-2R поступил в эксплуатацию в конце 1967 года, сначала дополнив, а затем полностью заменив ранние варианты U-2.
Способность U-2 совершать длительные полеты и нести полезную нагрузку в виде различных датчиков и блоков на взаимозаменяемых стеллажах делают его полезной и гибкой разведывательной управляемой платформой.
Летчик на фоне U-2 с портативной системой воздушного кондиционирования и обеспечения кислородом, которую он носит с собой до подключения к системам самолета.
Когда U-2A поступили в эксплуатацию, они были неокрашенными. Но при сборке U-2 в "Skunk Works" машину покрасили. К началу 1960-х годов самолеты ЦРУ уже полностью камуфлировались черным цветом.
Борт 156 - шестой и последний прототип самолета 9-15 (МиГ-29М). Сегодня он используется как МиГ-29М ОВТ с силовыми установками РД-33-10М, оснащенными соплами с изменяемым вектором тяги.
Миг-29СМ, борт 331, использовался как прототип для МиГ-29СМТ с кабиной с компьютеризированными графическими дисплеями, позднее его оборудовали натурным макетом гаргрота варианта СМТ.
Редкий вариант "ганшипа" - реактивный бомбардировщик B-57 "Канберра". Под фюзеляжем хорошо видна 20-мм трехствольная пушка на подвижной установке.
Этот B-57C прошел испытания на базе ВВС США в Эглине (Флорида) с шарнирно-закрепленной стреляющей вниз пушкой M61A1 калибра 20 мм по программе испытаний ночной авионики, целеуказателей и приборов видения (программа PAVE GAT). Самолет был отправлен во Вьетнам вместе с RB-57E (кодовое название "Patricia Linnn), но без пушечной установки.
Первые базовые IRST устанавливались на перехватчики ВВС США F-102. Они помогали ракетам с самонаводящейся головкой AIM-104 Falcon обнаруживать и захватывать цели до пуска при управляемом с земли перехвате.
Ли-2 Б.П.Лисунова. Представленный самолет Ли-2 окрашен в стандартные цвета "Аэрофлота". Ли-2 использовались Красной армией для перевозки войск во время многих основных сражений.
Правительство КНР получило некоторое количество Ли-2 для вновь созданного Управления гражданской авиации Китая (CAAC). Некоторые самолеты эксплуатировались даже в 1970-х годах.
Единственный оставшийся в состоянии летной годности Ли-2 летает в составе венгерской организации "Золотые времена". В 2008 году он был окрашен в цвета компании "Malev", которые он носил во время эксплуатации в 1950-1960-х годах.
Этот Ли-2 находился в составе Латвийского Управления авиакомпании "Аэрофлот".
Ли-2 использовались всеми Управлениями "Аэрофлота", данный самолет мог эксплуатироваться практически на всех типах аэродромов. На фотографии: использовавшийся при исследованиях Арктики самолет Ли-2 с лыжным шасси.
В 1927г. появился цельнометаллический французский одноместный прототип Nieuport-Delage Ni-D 52. В 1928 году 34 машины поступили на вооружение испанских ВВС.
C-2 (серийный номер 26-204) был последним из трех построенных машин данного типа, поступивших на вооружение Армии США. На базе Fokker F.10A был также построен один C-5.
28-29 июня 1927г.: лейтенанты А. Хегенбергер и Л. Майтланд на моноплане американской армии Fokker С-2 совершили первый удачный беспосадочный перелет из Оклахомы (Калифорния) в Гонолулу (Гавайи).
Ан-71 "Madcap"
После распада СССР многие Ан-30 обрели новых собственников. Этот разноцветный самолет принадлежит "Лук-авиатранс".
У самолета Ан-30, кроме увеличенной и застекленной носовой части фюзеляжа под рабочее место штурмана, характерно приподнята кабина экипажа. Она выступает за обводы корпуса примерно на 1 метр. С дополнительными двумя топливными баками в центроплане (каждый по 1000 л) общая масса топлива достигает 6400 л.
Antonov An-30 aerial survey development of the An-24 twin-turboprop transport aircraft, with glazed nose and other modifications
Ан-30
АНТК им. O.K. Антонова спроектировало Ан-74 для выполнения задач в Арктике, поэтому самолет часто можно увидеть окрашенным в хорошо заметные красный и белый цвета, а не в обычные голубой и белый.
Одним из военных заказчиков самолетов Ан-74 была Иранская республиканская гвардия (на фотографии). Иран оснащает свой Ан-74 внешним вооружением, включающим пушку и кассеты с ракетами.
После списания из компании "Аэрофлот" многие Ан-28 используются для тренировки парашютистов. Этот самолет "Родина" взлетает со следующей группой, готовящейся совершить прыжок.
Ан-28
Этот 9-13 "FULCRUM-C" без опознавательных знаков находится на стоянке в Жуковском и, по имеющимся данным, окрашен радиопоглощающим покрытием. Предположительно, он служит летающей лабораторий для испытаний некоторых разработок по технологии "стелс".
4 июля 1927г.: "Lockheed Aircraft Company" начала летные испытания нового самолета Vega, который считался одним из самых аэродинамичных для своего времени.
Борт 304, первый прототип МиГ-29УБТ с ракетами класса "воздух-воздух" Р-60 и Р-73, был переделан из МиГ-29УБ. Данный вариант оптимизирован как самолет наведения и штурмовик.
Самыми последними представителями семейства "Fulcrum" являются МиГ-35 и двухместный МиГ-35Д, оснащенные РЛС с АФАР и двигателями РД-33МК палубного МиГ-29К.
Hamilton H-47 Metalplane, один из самых первых цельно-металлических самолетов, построенных в США, поднялся в воздух в 1927г. и позднее ограниченно использовался в коммерческих целях.
Уорд сыграл важную роль в разработке новой боевой тактики для McDonnell Douglas Phantom FG.Mk 1.