Мировая Авиация 33
-
Ан-2Т. В 1959 году серийный выпуск самолетов Ан-2 был перенесен из Советского Союза в Польшу, где на заводе PZL было собрано более 12 000 машин, большей частью эксплуатировавшихся в СССР. Самым массовым стал сельскохозяйственный Ан-2Р. Здесь изображен транспортный самолет Ан-2Т с польской регистрацией.
Ан-2 предназначался, прежде всего, для использования в сельском и лесном хозяйстве СССР как замена самолету По-2. На фотографии: "Аннушка" распыляет пестициды над одним из колхозных полей.
Экспорт самолетов Ан-2 был очень успешным, но покупали эти машины в основном дружественные СССР страны. На фотографии: два Ан-2 с гражданской регистрацией Непала.
Варианты Ан-2 с лыжным шасси и поплавками широко применялись на внутренних линиях СССР, где имелось большое количество рек, озер и различных водоемов. Летом самолеты эксплуатировались на поплавках с воды, а зимой - на лыжах со снега и льда. Обратите внимание - название двигателя на фюзеляже написано латиницей: самолет построен в Польше.
Работа по распылению жидких или сыпучих химических реагентов требует наличия на летательных аппаратах специальных емкостей. На протяжении десятилетий в мире выпускалось немало специализированных сельскохозяйственных самолетов, наподобие Pacific Aerospace Cresco. Вертолетов аналогичного назначения построили намного меньше. Одним из них стал советский Ка-26 (фото), в одной из модификаций предназначавшийся именно для сельского хозяйства. Опыление полей, садов и огородов с воздуха занимает гораздо меньше времени, чем при выполнении тех же работ на земле.
Французы использовали в Индокитае самолеты B-26B с установленным в носовой части фюзеляжей стрелковым вооружением и B-26RB, способные нести бомбовую нагрузку массой 2722 кг. Поначалу самолеты Invader применялись с высочайшей эффективностью, но потом они перешли к выполнению боевых заданий ночью, для чего их полностью перекрасили в черный цвет. Через 10 лет эти самолеты вновь появились в небе Вьетнама, но теперь они несли опознавательные знаки ВВС США.
На летающей лаборатории B-52 проходили летные испытания двухконтурные турбореактивные двигатели Pratt & Whitney JT9D и General Electric CF6 (на фотографии).
Самолеты PH-ASK, приобретенные голландской авиакомпанией KLM, были ранней моделью DC-3. 15 мая 1940 года часть этих самолетов была захвачена Германией, хотя некоторые DC-3 успели переправить в Англию. Впоследствии они использовались на маршруте Лондон - Лиссабон (позже продлен до Гибралтара).
Этот новый самолет, принадлежавший авиакомпании "American Airlines", был из первой партии DC-3 (1936 год). DC-3 использовались для перевозки пассажиров и почты.
Первый прототип семейства DST/DC-3 поступил в авиакомпанию "American Airlines". Он имел номер NC14988.
Плавные обводы, высокое качество и полностью металлическая конструкция были одними из многих факторов, сделавших DC-3 феноменально успешным самолетом.
Чарльз Линдберг из компании TWA, разработавший требования и заказавший первые DC-2, очень быстро оценил потенциал DC-3. Компания немедленно сделала на них заказ.
После Второй мировой войны в авиакомпании "Air France" было много бывших военных самолетов C-47, переданных в гражданскую эксплуатацию. Из самолетов гражданских модификаций был один DC-3A, полученный еще до войны, и три DC-3D. Модель 3D была новой гражданской моделью, созданной на базе военных C-47.
Самолет сопровождения F-86 фирмы "Boeing" подчеркивает размеры гиганта. На фотографии - первый 747-100 выполняет свои первый полет, во время которого шасси не убирали.
На правой катапульте авианосца "Арроманш" установлен истребитель Grumman F6F-5 Hellcat. Самолет времен Второй мировой войны неплохо зарекомендовал себя во Вьетнаме.
Самолеты Grumman F8F-1 Bearcat появились в Индокитае в январе 1951 года и быстро стали самыми эффективными истребителями-бомбардировщиками. Их использовали исключительно для нанесения ударов по наземным целям - самолеты показали хорошую боевую живучесть в условиях воздействия зенитного огня. На рисунке изображен самолет из истребительной авиаэскадрильи "Овернь" (G.С.2/21 "Auvergne").
Ключевую роль во вьетнамских событиях сыграли самолеты Ju 52/3m французской постройки, известные как Toucan. Они применялись как транспортные и как легкие бомбардировщики. Несколько самолетов разбилось при посадках на примитивных аэродромах.
Специально для фотосессии на аэродроме выставлены самолеты ВВС Франции - Mirage F1 В/С, Mirage III и Mystere (на заднем плане). ВВС Франции закупили всего 20 двухместных F1B - совсем немного на фоне боевых F1 (251 машина).
Чистоту аэродинамики самолета можно увидеть на данном рисунке, на котором изображен перехватчик F1CG ВВС Греции. На долю F1C пришлась примерно половина всех построенных самолетов F1. В носовой части фюзеляжа перехватчика установлен моноимпульсный радиолокатор Cyrano IV.
Mirage F1AZ. Последние "Миражи" ВВС ЮАР получили трехцветную камуфляжную окраску серо-коричневого и зеленого цвета. В ходе нанесения камуфляжа опознавательные знаки и символика эскадрилий часто закрашивались. Изображен самолет 1-й эскадрильи, дислоцированной в Хёдспруте, последнего эксплуатанта F1 в ВВС ЮАР до их списания в конце 1997 года.
С появлением самолета Mirage 2000 карьера F1 начала клониться к закату. Оставленные на вооружении машины модернизировали в истребители-бомбардировщики F1CT, которыми заменили устаревшие ударные самолеты Mirage 5. На фотографии - самолет с бортовым номером 274 в испытательном полете с символикой Испытательного центра военной авиации (CBAM) на киле.
Специально для фотосессии на аэродроме выставлены самолеты ВВС Франции - Mirage F1 В/С, Mirage III и Mystere (на заднем плане). ВВС Франции закупили всего 20 двухместных F1B - совсем немного на фоне боевых F1 (251 машина).
Разведчики F1CR состояли только на вооружении ВВС Франции. Встроенный панорамный аэрофотоаппарат дополняло разнообразное разведывательное оборудование в подвесных контейнерах. Снимок самолета F1CR сделан в США на учениях "Red Flag".
Дозаправка в воздухе значительно увеличила боевой потенциал F1, особенно в условиях отсутствия развитой аэродромной инфраструктуры. Данный фактор для Франции, исторически имеющей значительную сферу влияния в третьих странах, имеет большое значение.
ВВС Испании закупили 72 самолета F1B/C/E, получивших обозначение С.14. Уцелевшие машины прошли модернизацию и будут эксплуатироваться до 2015 года, когда их окончательно заменят самолетами Eurofighter EF2000. На фотографии - перехватчик F1 СЕ (испанское обозначение СЕ.14А).
Mirage F1CG поступил на вооружение двух эскадрилий ВВС Греции. Самолеты были окрашены в оттенки серого, как и самолеты ВВС Франции. Более того, первые 16 "греческих" истребителей изначально строились по заказу ВВС Франции.
ВВС ЮАР использовали в боевых действиях самолеты двух модификаций - F1A и F1C. B период войны с Анголой имели место воздушные бои самолетов F1 с истребителями МиГ-21. Летчики ВВС ЮАР утверждают, что они всегда на голову превосходили своих противников.
В первый полет "Jumbo" ушел с нанесенными на фюзеляж логотипами 28 авиакомпаний, уже заказавших авиалайнеры данного типа. Самолет получил регистрацию N7470, но так и остался собственностью фирмы "Boeing".
Самолет сопровождения F-86 фирмы "Boeing" подчеркивает размеры гиганта. На фотографии - первый 747-100 выполняет свои первый полет, во время которого шасси не убирали.
Сборочный цех завода в Эверетте, начало 1980-х годов. Ведется сборка трех самолетов 747-200 и одного 747SP. По окраске рулей направления можно видеть, что два авиалайнера предназначены для авиакомпаний "Alitalia" и "Air France", а SP - для авиакомпании "Qantas".
Специально для сборки самолетов 747-й модели был построен новый завод в Эверетте, недалеко от Сиэтла. Строительные работы начались с расчистки площадки в лесном массиве весной 1966 года, а выкатка первого самолета Boeing 747 местной сборки состоялась уже в сентябре 1968 года.
Конфликт во Вьетнаме ускорил оснащение ВМС Франции новыми вертолетами. Так, в авиаэскадрилье 58S вертолеты Sikorsky S-51 заменили на более эффективные Piasecki HUP (на снимке).
Конечно, в качестве "кукурузников" применяются не только самолеты специальной постройки. После окончания Второй мировой войны высвободилось большое количество военных самолетов и летчиков. Некоторые самолеты доработали для опыления сельхозугодий, а часть летчиков занялась агроавиационным бизнесом. Особенно массовым это явление стало в США, Австралии и Новой Зеландии. Для сельского хозяйства переделывали любые самолеты, способные устойчиво летать на сверхмалых высотах и нести нагрузку в виде баков с реагентами. Одним из них стал Beech 18.
Изображен самолет Ар-2 одного из бомбардировочных авиационных полков ВВС РККА, лето 1941 года.
Первым самолетом ВМС Франции, попавшим во Вьетнам, стала данная летающая лодка Catalina, прибывшая в Индокитай 27 октября 1945 года. Около самолета - японские военнопленные, которых в то время было много в Индокитае.
Peacemaker в варианте B-36A (на фотографии в первом полете) был далек от "настоящего" бомбардировщика: на нем отсутствовало вооружение и ряд ключевых систем, а часть установленного оборудования оказалась неработоспособной. Первым серийным B-36A стал самолет BM-004. Подобно многим B-36A, заводской номер был крупно нанесен в носовой части фюзеляжа - утверждается, что это помогало гражданам подавать жалобы на экипажи, выполняющие полеты на чрезмерно малой высоте.
Генерал Ле Мэй всегда стремился продемонстрировать потенциальные возможности как САК ВВС США в целом, так и самолета B-36 в частности. Для серии показательных полетов на большую дальность он выбрал бомбардировщик B-36B. Первый такой полет состоялся 7 декабря 1948 года - B-36B выполнил перелет с авиабазы Карлсуэлл (штат Техас) на Гонолулу и обратно. Самолет с экипажем из 16 человек нес инертную бомбу массой 4536 кг, которая была сброшена в районе острова Оаху. Затем самолет облетел Гонолулу и Перл-Харбор, после чего вернулся в Карлсуэлл, имея в баках 10 600 л топлива. Самолет пролетел 13 035 км и находился в воздухе 35 часов.
Самолёт B-36 - первый межконтинентальный бомбардировщик в мире. Он мог нести атомное оружие любого калибра.
B-36F (на снимке) отличался от B-36D главным образом более мощными моторами R-4360-53. Один бомбардировщик B-36F обходился американскому налогоплательщику примерно в 4,1 млн долларов. Разведчик RB-36F после доработки по программе "Featherweight" достигал практического потолка 15 240 м. В ходе заводских испытаний самолет RB-36 продемонстрировал рекордную продолжительность полета - 51 час.
17 самолетов RB-36D, включая зтот RB-36D-10, изначально построены как разведчики, еще семь машин данной модификации конвертировали из бомбардировщиков B-36B. САК ВВС США получило первый разведчик RB-36D на три месяца раньше бомбардировщика B-36D. Самолеты RB-36 предназначались, прежде всего, для ведения радиотехнической разведки, но выполняли еще и дневные и ночные полеты на фоторазведку. На RB-36 также возлагался объективный контроль (фотографирование) результатов боевой работы бомбардировщиков.
Всего было построено 83 бомбардировщика B-36H и 76 разведчиков RB-36H (на снимке). На самолетах стояди поршневые моторы R-4360-53 Wasp Major мощностью по 3800 л.с., обеспечивавшие практический потолок 10 058 м и скорость 670 км/ч. Разведчики обладали в сравнении с бомбардировщиками несколько лучшими характеристиками в начале выполнения задания за счет меньшей полетной массы, но после сброса бомб масса бомбардировщика становилась меньше и его летные характеристики, соответственно, улучшались.
В конце Второй мировой войны в США закрыли семь школ, которые готовили воздушных стрелков, а подавляющее большинство этих специалистов демобилизовали. Те школы, которые остались, готовили стрелков преимущественно для бомбардировщиков B-29. Причем с началом войны в Корее и отправкой туда B-29, стрелков для них катастрофически не хватало. С появлением B-36, в составе экипажа которого имелось шесть воздушных стрелков, дефицит летного состава данной специальности в ВВС США стал еще более острым. Прошло несколько месяцев, прежде чем экипажи всех B-36 удалось полностью укомплектовать стрелками.
RB-36E-CF Peacemaker. Изображен самолет 72-й бомбардировочной авиаэскадрильи 5-го тяжелого бомбардировочного авиакрыла 15-й воздушной армии, авиабаза Трэвис, штат Калифорния. Самолеты Peacemaker состояли на вооружении 72-й авиаэскадрильи с 9 января 1951 по 30 сентября 1958 года. Вначале это были разведчики RB-36, а с 1955 года стали поступать и бомбардировщики B-36. Авиакрыло было сформировано 1 июля 1949 года в качестве стратегического разведывательного, 14 ноября 1950 года преобразовано в 5-е стратегическое тяжелое разведывательное, а 1 октября 1955 года - в 5-е тяжелое бомбардировочное авиакрыло. После Второй мировой войны командующий Стратегическим авиационным командованием ВВС США генерал Кертис Ле Мэй уделял огромное внимание разведке. В отсутствие спутников-разведчиков самолеты-разведчики должны были выявлять местоположение и режимы работы РЛС системы ПВО, важных военных объектов и других целей, подлежащих уничтожению в случае начала войны. Оснащенные фоторазведывательной аппаратурой и системами радиотехнической разведки, самолеты-разведчики ВВС США регулярно выполняли полеты над территорией СССР, где им противостояли советские истребители и средства ПВО, однако, насколько известно, ни один RB-36 сбит не был.
B-36J Peacemaker
На рисунке изображен Argosy C.Mk 1 из авиакрыла "Бенсон" британских ВВС, включавшего 114-ю и 267-ю эскадрильи. В Королевских ВВС Великобритании самолеты Argosy C.Mk 1 также использовались для калибровки радиолокаторов.
Argosy стал последним гражданским самолетом "Armstrong Whitworth" и вообще последним самолетом, в названии которого фигурировало название этой фирмы.
Примером классического агросамолета может служить Air Tractor AT-401B. Его прочная конструкция отлично подходит для напряженной эксплуатации в полевых условиях, вместе с тем машину отличает превосходная аэродинамика.
Модернизированный до уровня AT-402 путем установки турбовинтового двигателя, самолет AT-401 (фото) стал типичным представителем сельскохозяйственных машин нового поколения. Самолет имеет "вылизанную" аэродинамику - все специальное оборудование спрятано в фюзеляже, крыло оптимизировано для полета на сверхмалых высотах с малыми скоростями. Он обладает хорошими взлетно-посадочными характеристиками, обзор из кабины отличный, к тому же кабина защищена уплотняющими прокладками от попадания внутрь распыляемых химикатов.
В ценах 2007 года стоимость Eclipse 500 составляла 2,15 млн долларов. Первый полет самолета с двигателями Pratt & Whitney PW610F состоялся 31 декабря 2004 года, а сертификат типа получен 30 сентября 2006 года. Производство прекращено в 2008 году из-за финансовых трудностей, испытываемых фирмой "Eclipse Aviation".
Выполнивший первый полет 23 апреля 2005 года, Cessna Citation Mustang был сертифицирован по нормам FAA 8 сентября 2006 года. В стандартном варианте самолет рассчитан на перевозку шести пассажиров. Mustang стал первым самолетом VLJ, получившим сертификат серийного производства FAA.
Комплекс авионики самолета Citation Mustang разработан на базе системы G1000 и унифицирован с бортовым электронным оборудованием самолетов серии Phenom, но информация в кабине Mustang отображается на двух основных 26,42-см многофункциональных индикаторах и одном центральном 38,10-см индикаторе.
Владельцы самолетов VLJ предпочитают комфортабельные салоны по типу автомобилей представительского класса, как на этом самолете Citation Mustang. В то же время уровень комфорта на самолетах типа Gulfstream для самолетов VLJ считается излишним.
"Armstrong Whitworth" разработала модификацию Siskin Mk IIIB с более мощным мотором для замены истребителей Siskin Mk IIIA, но в серийное производство данный вариант не передавался.
The experimental Siskin IIIB which featured a Townend ring cowling and uprated Jaguar engine.
"City of Glasgow" - первый Argosy Mk I, поставленный авиакомпании "lmperial Airways". Самолет изображен в оригинальной голубой окраске.
Отличимый по угловатому вертикальному оперению, Ан-2М стал последней "Аннушкой", строившейся в СССР серийно. Первый полет Ан-2М выполнил в 1964 году. Самолет существенно отличался от более ранних вариантов и мог управляться одним летчиком (без борттехника и второго пилота).
Первый экземпляр самолета Ан-2М, который поднял в небо И.Е.Давыдов
Latest version of the Antonov An-2 is the An-2M with revised tail surfaces and other refinements
"Convair" использовала на YB-60 не только двигатели J57, установленные на XB-52, но также и мотогондолы, поставленные компанией "Boeing". Кабина и фюзеляж YB-60 практически идентичны самолету B-36.
Летчик-испытатель компании "Convair" Берил Эриксон, выполнивший первый полет на B-36, первым поднял в воздух и YB-60.
CONVAIR YB-60. The Consolidated-Vultee YB-60 was built four years ago to meet the same overall specification as the Boeing B-52A Stratofortress. The latter faced a considerable challenge because the Convair YB-60 had the initial advantage of being a direct development of the B-36, a standard production inter-continental heavy bomber. The Fort Worth, Texas, engineers retained as much of the production B-36 as possible so as to permit a rapid tooling change-over to the YB-60 had the design secured the contract. The greater part of the fuselage was retained and built on to the new swept wings and tail assembly. Two YB-60 prototypes were built, the first taking the air on 18th April, 1952. Like the YB-52, the YB-60 mounted eight 8,800-lb.s.t. Pratt & Whitney J57-P-3 turbojets in four twin pods, but being bulkier and heavier than the YB-52, the maximum speed was 30 m.p.h. slower, 620 m.p.h. Loaded weight, 360,000 lb. Service ceiling, over 50,000 ft. Span, 206 ft. ; length , 171 ft.
Дополнительная опора шасси самолета на данной фотографии по требованию цензуры была заретуширована, причиной чего, вероятно, послужили цензурные запреты на изображения шасси самолета XB-52.
ВВС Франции заказали очень небольшую партию двухместных учебно-тренировочных самолетов F1B, причем самолет сохранил боевые возможности одноместной машины в полном объеме.
Специально для фотосессии на аэродроме выставлены самолеты ВВС Франции - Mirage F1 В/С, Mirage III и Mystere (на заднем плане). ВВС Франции закупили всего 20 двухместных F1B - совсем немного на фоне боевых F1 (251 машина).
Летающая лодка Sypermarine Sea Otter из эскадрильи 9S на борту гидроавиатранспорта "Робер Гайар" (снимок сделан в Тонкинском заливе). Подобные гидропланы вели регулярный поиск плавсредств "Вьет Миня" в водах, прилегающих к границе с Китаем.
Самолет EMBRAER Phenom 100 выпускается в вариантах, способных перевозить шесть или восемь пассажиров.
Оснащенный двигателями PW617F самолет Phenom 100 способен в простых метеоусловиях перевозить шесть пассажиров на расстояние 2446 км. Первый полет состоялся 26 июля 2007 года, а поставки заказчикам начаты 24 декабря 2008 года.
Самолет Adam A700 с двигателями Williams FJ33 выполнил первый полет 28 июля 2003 года, при этом его разработка сильно затянулась по причине нехватки финансовых средств. В июле 2008 года американская компания "ААI Acquisition", принадлежащая группе российских компаний, закупила самолет Adam с намерением сертифицировать его в США в 2009 году, но кризис снова скорректировал планы - начало эксплуатации самолета откладывается, о чем и было сообщено в феврале 2009 года представителем компании.
Подобно вертолету AS 350, новый EC120 используется в городах для VIP-перевозок и в качестве летающего крана. На фотографии - датский вертолет с грузом на внешней подвеске.
Вертолеты EC120 эксплуатируются по всему миру, также как их предшественники - AS 350 и SA 340 Gazelle. На фотографии - вертолет Colibri, используемый для корпоративных перевозок в Нью-Йорке.
Использование хвостового винта-фенестрона позволило значительно снизить шумность у ЕС 120. Очень жесткие требования к шумности предъявляются к вертолетам, эксплуатируемым в урбанизированной местности.
Компания "Osterman" из Швеции является одним из старейших в мире эксплуатантов вертолетов. Ныне она использует в своей работе вертолеты Colibri.
Вертолеты EC120 по желанию заказчика могут оснащаться различным дополнительным оборудованием. Для полетов над водными пространствами их оборудуют надувными баллонетами, которые также возможно использовать для смягчения аварийной посадки на твердый грунт.
Компания "Cirrus" рассматривает свой самолет SF50 Vision, выполнивший первый полет 3 июля 2008 года, не как полноценный VLJ, а как развитие поршневого SP.22 Turbo. При этом он ориентирован больше на частные полеты самого пилота, чем для перевозки пассажиров.
Первый полет самолет Spectrum S.33 Independence выполнил в январе 2006 года. Крупный заказ на самолет, способный перевозить девять пассажиров, поступил в марте 2008 года от американской компании "Jetpool". Самолеты данного типа заказала также чартерная компания "Starfish" из Чикаго. Сертификация машины намечена на 2010 год, причем серийные самолеты будут оснащены двигателями Williams FJ33.
Компания "Honda" вышла на новый для себя рынок авиатехники с необычным самолетом HondaJet. На нем установлены двигатели Honda HF-120. Начало производства самолетов на заводе в Северной Каролине намечено на 2010 год, первый полет самолет выполнил 3 декабря 2003 года, а программа летных испытаний началась в июне 2009 года.
Самолет Diamond Aircraft D-Jet выполнил первый полет 18 апреля 2008 года. На нем установлено два двигателя Williams FJ33-4, в салоне помещается пять пассажиров. Сертификация по нормам FAA намечена на 2010 год, а на весну 2009 года уже имелись заказы почти на 600 самолетов.
Работа по распылению жидких или сыпучих химических реагентов требует наличия на летательных аппаратах специальных емкостей. На протяжении десятилетий в мире выпускалось немало специализированных сельскохозяйственных самолетов, наподобие Pacific Aerospace Cresco (фото).
Большинство агросамолетов внешне очень похожи друг на друга - низкопланы с фюзеляжами значительного объема, в которых размещены баки, распылительные устройства монтируются под крылом. Вместе с тем история авиации знает несколько попыток создания сельскохозяйственных самолетов с необычным внешним видом. Одним из них стал австралийский Transavia PL-12 Airtruck, построенный в более чем ста экземплярах. Фактически он представляет собой бак для химикатов с кабиной пилота, крылом, мотором, шасси и хвостовым оперением. Вероятно, управлять этим аппаратом в полете совсем не просто.
Изначально на самолете Apollo были установлены трехлопастные воздушные винты, но потом их заменили четырехлопастными. В серию самолет не пошел, прежде всего, из-за проблем с двигателями Mamba.
Одной из причин провала на тендере стала установка на самолете Awana моторов таким образом, что зазор между законцовками воздушных винтов и фюзеляжем был минимальным - это приводило к разрушению иллюминаторов.
Двухместный разведчик Wolf на вооружение британских ВВС принят не был, всего построили шесть самолетов данного типа.
Обладая весьма удачной конструкцией, Active не нашел заказчиков и в серийное производство не передавался. Единственный уцелевший Active II (на фотографии) за длительный период эксплуатации полностью подтвердил правильность конструкции оригинального образца.
Разработанный согласно требованиям к дешевому массовому самолету с автомобильным мотором, Arrow Sport Model F стал одной из четырех конкурсных машин, но, не взирая на практичную конструкцию, в серию не пошел.
Разработанный и поднявшийся в небо в конце 1940-х годов Arsenal O.101 стал экспериментальной летающей лабораторией. Наблюдатель, место которого находилось перед местом летчика, был полностью лишен обзора вперед, но зато имел возможность хорошо видеть крыло через небольшие окна в бортах фюзеляжа.
Специально для фотосессии на аэродроме выставлены самолеты ВВС Франции - Mirage F1 В/С, Mirage III и Mystere (на заднем плане). ВВС Франции закупили всего 20 двухместных F1B - совсем немного на фоне боевых F1 (251 машина).