Мировая Авиация 37
-
27 февраля 1965г.: первый полет самого большого в мире транспортного самолета Ан-22. Уже в июне эта машина была продемонстрирована на Парижском авиасалоне.
Е-4 отличался треугольным крылом, которое, было установлено на серийных МиГ-21. Первоначально на стояли два больших гребня, которые в дальнейшем заменили шестью перегородками меньших размеров. Этот самолет первым в семействе МиГ-21 получил кодовое обозначение НАТО - "Fishbed".
На Западе первоначально считали, что А-50 будет действовать совместно с такими истребителями, как МиГ-29. На этом "предположительном" рисунке самолет изображен с остеклением в носовой части, как у Ил-76.
Россия имеет около 30 самолетов А-50, обычно действующих совместно с истребителями-перехватчиками МиГ-31 "Foxhound". Передача данных между самолетами осуществляется по закрытым каналам связи.
10 июля 1965г.: капитаны Кеннет Холкомб и Томас Робертс, летавшие на F-4 Phantom, стали первыми пилотами ВВС США, одержавшими воздушную победу во Вьетнаме. На снимке они получают медали "Серебряная звезда" от генерала Джозефа Мура.
Важную роль в войне сыграли истребители McDonnell Douglas F-15C. Ставшие первыми западными самолетами, прибывшими в район залива прямо из США, они начали действовать совместно со своими коллегами из ВВС Саудовской Аравии - вторым членом коалиции, имевшим на вооружении эти самолеты.
Вероятно, самыми известными самолетами в этой войне стали Lockheed F-117A, вызывавшие гипертрофированный интерес у средств массовой информации с момента своего появления в этом районе. Они использовались в качестве "серебряной пули" - оружия, предназначенного для поражения особо важных целей. Это было первое официальное развертывание F-117 за пределами США.
Рекорды YF-12. 1 мая 1965г.: в 1956 году фирма "Lockheed" предложила ВВС США проект высотного скоростного самолета-разведчика для замены U-2. После интенсивных исследований был создан самолет с треугольным крылом, оснащенный двумя двигателями Pratt & Whitney J75. Первый полет прототипа, получившего обозначение A-12, состоялся в апреле 1962 года. Выдающиеся летные характеристики машины побудили построить на его базе четыре прототипа истребителей YF-12 (три YF-12A и один YF-12C). 1 мая 1965 года ВВС США использовали два YF-12A для установления ряда рекордов. Наиболее выдающимся из них был абсолютный рекорд скорости - 3331,51 км/ч. Хотя YF-12 так и не пошел в серийное производство, он стал базой для создания удачного самолета-разведчика SR-71, через 10 лет побившего рекорд своего предшественника.
Программа перехватчика F-12 официально закрыта 5 января 1968 года - даже несмотря на положительные результаты испытаний ракетного оружия в 1967 году. В 1970-1971 годах ВВС США использовали этот самолет для имитации МиГ-25 в целях изучения вопросов создания новых средств ПВО. Во время посадки на авиабазе Эдвардс самолет попал в аварию и был потерян.
Lockheed YF-12A Mach 3 prototype fighter (two Pratt & Whitney J58 turbojet engines)
AV-02, второй прототип YAH-64, на раннем этапе летных испытаний. Обратите внимание на первоначальную форму носовой части фюзеляжа и фонаря кабины.
Прототип AV-03 с макетами ракет Hellfire. Видна управляемая поверхность задней кромки крыла, использовавшаяся на первых AH-64. Позднее от ее использования отказались.
Для установки на вертолет ААН были предложены варианты систем TADS/PNVS от двух разработчиков, фирм "Martin-Marietta" (слева) и "Northrop" (справа). В обоих случаях в состав систем входили тепловизионные и телевизионные датчики, позволявшие экипажу обнаруживать и атаковать цели днем и ночью. Изображения, передаваемые TADS/PNVS, отображались на нашлемных индикаторах экипажа.
Официальная церемония передачи первого AH-64A Армии США была проведена в сентябре 1983 года на заводе в Меза, Аризона, специально построенном для выпуска Apache.
Испытания ракет Hellfire начались в 1980 году. Большая дальность пуска обеспечивает Apache высокую живучесть в условиях современного боя. На начальном этапе испытаний выявили ряд недостатков Hellfire - туман, дым, пыль или дождь затрудняли работу лазерной системы наведения.
AV-04, третий летный прототип (AV-01 использовался для наземной отработки), стал первой машиной с новым хвостовым оперением. Управляемую хвостовую поверхность - цельноповоротный стабилизатор - установили вместо Т-образного оперения. При использовании последнего из-за влияния скоса потока с винта вертолет летал "задрав нос". Новый стабилизатор, связанный с автоматической системой управления полетом, значительно облегчил пилотирование YAH-64A.
Авиация ВМС США была быстро развернута в Персидском заливе. Первым в этот район прибыл авианосец "Индепенденс", а присоединившиеся к нему в дальнейшем корабли резко увеличили потенциал сил коалиции.
27 сентября 1965г.: поднялся в воздух первый из семи штурмовиков LTV A-7A Corsair II, заказанных для испытаний ВМС США. В дальнейшем этот самолет стал победителем в конкурсе на замену штурмовика A-4E Skyhawk.
Вооруженный ракетами Х-31, Р-77 и Р-73, "борт 917" был первым самолетом, полностью соответствующим стандарту МиГ-29СМТ. Ранее эта машина была демонстратором МиГ-29СЭ и имела бортовой номер 555.
Первый серийный МиГ-29СМТ, со съемной штангой для дозаправки. Самолет вооружен ракетой "воздух-поверхность" Х-31П с пассивным наведением и дальностью пуска 120 км и ракетами "воздух-воздух" Р-73.
Самолеты Stratocruiser авиакомпаний "Northwest Airlines", "Pan American" и BOAC на стоянке завода фирмы "Boeing" рядом с бомбардировщиками B-50. Будучи коммерческим вариантом военно-транспортного самолета C-97, Stratocruiser, как и его предшественник, унаследовал многие элементы конструкции бомбардировщиков B-29/B-50: крыло, хвостовое оперение, шасси и нижнюю часть фюзеляжа. Несмотря на то, что Stratocruiser обеспечивал высочайший комфорт для пассажиров, он оказался очень сложным для эксплуатации авиакомпаниями.
NX1039V был первым Stratocruiser, построенным для "Pan Am". До поставки заказчику этот самолет летал в окраске "Boeing". "Pan Am" также купила у "Boeing" первый прототип, доведя его до стандарта 377-10-26 в своих мастерских.
Авиакомпания "American Overseas Airlines" приобрела семь лайнеров Boeing Stratocruiser, первый из которых, "Flagship Great Britain", был поставлен в 1949 году. В 1959 году этот самолет, служивший авиакомпании "Pan Am", был списан в Токио.
Хотя стоимость эксплуатации Stratocruiser была выше, чем у DC-6 или Constellation, роскошь и комфорт на борту позволяли использовать его на линиях "первого класса". Авиакомпания "Pan Am" первоначально закупила 20 самолетов Stratocruiser, позднее добавив к ним еще восемь.
BOAC приобрела десять Stratocruiser в 1949 году, эксплуатация которых началась в декабре на линии в Южную Африку. Среди прочих она дополнительно закупила в 1954 году один самолет ранее принадлежавший "Pan Am"и шесть - "United". Эти Stratocruiser несли службу в годы расцвета BOAC, хотя уже через несколько лет им на смену пришли первые пассажирские лайнеры.
Полученные BOAC Stratocruisers имели цвет полированного металла. Позднее верхнюю часть фюзеляжей окрасили в белый цвет и нанесли синюю полосу как на снимке. Представленный здесь самолет G-AKGM Castor, последний из шести первоначально заказанных BOAC, был поставлен 24 марта 1950 года. Позднее он был продан через "Boeing" авиакомпании "Transocean".
Лайнер авиакомпании "Pan American World Airways" убирает шасси после взлета. Учитывая высокую стоимость эксплуатации самолета, "Pan Am" использовала его "роскошную" обстановку на борту, предлагая обслуживание по первому классу.
"United Air Line" была одной из немногих авиакомпаний, заказавших на своих Stratocruiser прямоугольные окна пассажирской кабины. Ее семь самолетов начали полеты с Гавайев в январе 1950 года, но позднее шесть из них были проданы фирме BOAC из-за высокой стоимости эксплуатации.
Самолет "Clipper Flying Eagle" авиакомпании "Pan Am" над Тауэрским мостом в Лондоне после завершения очередного трансатлантического рейса. Европейским центром флота этих самолетов был аэропорт Хитроу.
Пять Stratocruisers были куплены израильской фирмой "Israeli Aircraft Industries" (IAl) в 1962 году. Все самолеты прошли разного рода доработки. Представленный на снимке 4X-FPZ получил грузовую рампу, а остальные четыре машины, переделанные в транспортные, обзавелись откидывающейся хвостовой частью фюзеляжа. IAI также владела одним из военно-транспортных YC-97. Самолет перешел фирме от частного владельца в качестве компенсации за неоплаченные работы.
Рекламный снимок "Boeing", на котором стюардессы шести авиакомпаний позируют, сидя на полу верхней кабины секции фюзеляжа Stratocruiser, наглядно демонстрирует простор пассажирской кабины и нижнего багажного отделения.
Model 377-10-32 Stratocruiser. Авиакомпания "British Overseas Airways Corporation" (BOAC) располагала флотом из 17 самолетов Stratocruiser, которые она эксплуатировала с ноября 1949 года по декабрь 1959 года. Шесть новых самолетов были куплены в 1949 году, а в декабре 1954 года к ним добавили еще шесть самолетов, ранее принадлежавших "United", четыре - SAS и один - "Pan Am". Служба самолетов Stratocruiser пришлась на "золотой век" BOAC, хотя на престижных трансатлантических линиях они летали сравнительно недолго - на смену им пришли первые реактивные лайнеры. Большая часть флота BOAC уцелела и была передана обратно "Boeing" в обмен на реактивные Boeing 707. Еще два самолета были пущены на разделку, а машина, представленная на рисунке (G-ALSA Cathay) - одна из приобретенных у компании SAS, - была потеряна в Прествике в Рождество 1954 года. Эта катастрофа, унесшая жизни 24 пассажиров и четырех членов экипажа, была единственной в истории Stratocruiser, эксплуатировавшихся компанией BOAC. Все самолеты, возвращенные "Boeing", были проданы в июле 1959 года американской чартерной авиакомпании "Transocean Airlines Inc". Когда этот перевозчик прекратил свое существование в 1961 году, несколько самолетов было продано фирме "Aero Spacelines" для переделки в транспортные Guppy.
Stratocruiser
15 апреля 1965г.: взлетел вертолет SA 330, позднее получивший название Puma, созданный в рамках совместной англо-французской программы.
13 июня 1965г.: в Бембридже, остров Уайт, совершил первый полет самолет BN-2 Islander, ставший заметным успехом для британской авиационной индустрии.
Помимо огромного обтекателя антенны РЛС, А-50 отличается от других вариантов Ил-76 наличием большого воздухозаборника в основании киля. Через него поступает воздух для охлаждения многочисленного радиоэлектронного оборудования. Интересно, что на китайских KJ-2000 и индийских А-50ЭИ этот воздухозаборник отсутствует.
В задней части обтекателей шасси А-50 установлены две аэродинамические поверхности, которые компенсируют возмущения, создаваемые обтекателем РЛС.
Первым западным самолетом, сфотографировавшим А-50 из Шяуляя, стал в декабре 1987 года норвежский Р-3 Orion. Этот снимок был сделан шведским истребителем Viggen над Баренцевым морем.
Россия имеет около 30 самолетов А-50, обычно действующих совместно с истребителями-перехватчиками МиГ-31 "Foxhound". Передача данных между самолетами осуществляется по закрытым каналам связи.
После отказа от попытки создать собственные самолеты ДРЛОиУ Индия в 2003 году заказала три А-50ЭИ. Первый самолет (фото) был поставлен в мае 2009 года. А-50ЭИ оснащен израильской РЛС Phalcon и российским бортовым оборудованием. На самолете установлены двигатели ПС-90.
На Западе первоначально считали, что А-50 будет действовать совместно с такими истребителями, как МиГ-29. На этом "предположительном" рисунке самолет изображен с остеклением в носовой части, как у Ил-76.
В число самолетов фирмы "Aviatik" серии "С" вошел весьма удачный аэроплан С VI. Фактически данный аппарат был спроектирован не "Automobil und Aviatik АG", а представлял собой лицензионный вариант самолета D.F.W. С V.
Во время проводившихся учений для придания большего реализма самолеты Peacemaker часто перехватывались истребителями из стратегических авиационных крыльев. В задачу этих подразделений входило сопровождение и защита флота бомбардировщиков.
Бомбардировочные группы наносили свои эмблемы в носовой части самолета (развитое остекление было характерной чертой всех модификаций Peacemaker). Для защиты от атак спереди в носовой части установлены сдвоенные 20-мм пушки.
Перед взлетом экипаж получал от командира последний инструктаж, следовавший за проверкой личного снаряжения. Во время секретных полетов над территорией СССР от членов экипажа требовали не брать с собой личных вещей и документов на случай, если самолет будет сбит.
Группа B-36A и -В сотрясает небо грохотом двигателей - одновременно работают 2492 цилиндра (один из двигателей на правом крыле самолета в первой тройке остановлен). Установка на поздних модификациях реактивных двигателей позволила улучшить характеристики самолета в полете над целью и увеличила массу бомбовой нагрузки.
Самолет B-36 был реальным средством устрашения, которое США демонстрировало всему миру. В полете из конца в конец самолета экипажу приходилось добираться через туннель длиной 24,83 м, проходивший над бомбоотсеками.
Величие и мощь летящего на большой высоте B-36 Peacemaker демонстрирует RB-36D, один из 24 самолетов этого типа, построенных заново или переделанных из B-36B. Для стратегической разведки самолет имел на борту 14 камер, но мог использоваться и как ударный, поскольку сохранил два бомбоотсека.
7 сентября 1965г.: в Форт-Уорте, Техас, впервые поднялся в воздух вертолет огневой поддержки Bell Model 209 HueyCobra, созданный на базе вертолета UH-1 Iroquois.
Е-2А (1956 год). ОКБ МиГ разработало два эскизных проекта нового перехватчика: Е-2 со стреловидным крылом и Е-С с дельтовидным крылом. Первым в мае 1956 года взлетел Е-2А ("Faceplate" по классификации НАТО), но его отвергли в пользу проекта с дельтовидным крылом, ставшего основой для создания МиГ-21.
Отличавшийся от МиГ-21 формой крыла, Е-2 имел аналогичный по конструкции фюзеляж. Представленный на рисунке самолет имеет только пушечное вооружение, в то время как первые серийные МиГи получили на вооружение и ракеты.
В отличие от МиГ-21 на Е-2 было установлено стреловидное крыло. Тем не менее, серийные истребители сохранили выполненный по правилу площадей фюзеляж с установленным под носовой частью приемником воздушного давления.
Авиация ВМС США была быстро развернута в Персидском заливе. Первым в этот район прибыл авианосец "Индепенденс", а присоединившиеся к нему в дальнейшем корабли резко увеличили потенциал сил коалиции.
Большинство МиГ-29 ("9-13") поступило в подразделения 16-й Воздушной армии, развернутой в Восточной Германии. На снимке самолет из Центра боевой подготовки в Липецке - на фюзеляж нанесена белая полоса для повышения заметности.
Вооруженный парой боевых ракет Р-27, МиГ-29 ("9-13") из 787-го истребительного авиаполка стоит перед ангаром в Эберсвальде. Снимок сделан в ноябре 1990 года.
Украине досталось большое количество МиГ-29. Эти самолеты используются пилотажной группой "Украинские соколы", а также несут службу в составе 40-й, 114-й и 204-й истребительных авиабригад.
7 мая 1965г.: самолет ВВП с поворотным крылом Canadair CL-84 Dynavert выполнил первый вертикальный взлет и посадку.
20 мая 1965г.: совершил первый полет прототип удачного транспортного самолета с укороченным взлетом и посадкой DHC-6 Twin Otter.
Для улучшения аэродинамики Aviatik DII имел преимущественно фанерную обшивку. Такая конструкция в дальнейшем стала типичной для истребителей фирмы "Aviatik", также как и характерный обтекатель винта.
The Bz IIIbo-powered Aviatik D.III, a small series of which was ordered for service test and evaluation.
Aviatik D III
Необычной чертой истребителя D VI, имевшего классическую конструкцию, стало использование четырехлопастного винта.
9 апреля 1965г.: после получения сертификата летной годности авиакомпания "British United Airways" начала эксплуатацию лайнера BAC One-Eleven на линии Гатвик-Генуя.
Откидная носовая часть обеспечивала доступ к грузовому отсеку Carvair. Для подъема автомобилей и грузов использовался специальный подъемник. Многие самолеты использовались для обычных грузовых перевозок.
На DI использовались три типа радиаторов: в носовой части фюзеляжа (на снимке), на передней кромке верхнего крыла или два радиатора по бортам фюзеляжа.
Aviatik (Berg) D I
Самопет 30.24 не снискал особого успеха. Он был одним из нескольких германских истребителей, созданных в ответ на появление Sopwith Triplane.
The sole Berg-designed fighter triplane, the Aviatik 30.24.
Имевшие высокие летные характеристики истребители 30.27 (на снимке) и 30.29 страдали от недостаточной прочности. Ни один из этих самолетов не был запущен в серийное производство.
DII имел необычное вертикальное оперение, состоявшее из маленького киля и высокого руля направления с большой хордой.
First prototype of the D II, the Aviatik 30.22 was flown in the summer of 1917 and employed much of the structure of the 30.21 which had been the third definitive prototype for the D I.
Aviatik (Berg) D II
Spitfire FR.Mk XIVE NM821 "Fochinell" принадлежал подразделению тактических разведчиков (2-я эскадрилья), в сентябре 1945 года базировавшемуся в Германии в составе Британских оккупационных ВВС (BAFO).
Базировавшаяся в Тан Сон Нхуте (французский Индокитай) 273-я эскадрилья непродолжительный период, начиная с ноября 1945 года, использовала Spitfire FR.Mk XIV.
Spitfire Mk XII представлял собой модифицированный Mk VC. На снимке самолет из 41-й эскадрильи - первого подразделения RAF, вооруженного Griffon-Spitfire.
610-я эскадрилья "County of Chester" Королевских вспомогательных ВВС использовала Spitfire до начала 1950-х годов. Mk XIV поступили на ее вооружение в январе 1944 года, а первыми самолетами этого типа были Spitfire Mkl, полученные в 1939 году.
ОКБ им. А. И. Микояна надеялось, что МиГ-29УБТ может стать конкурентом Су-30 при замене самолетов Су-24 в российских ВВС. Второй прототип МиГ-29УБТ был сфотографирован в Жуковском.
12 февраля 1965г.: начались летные испытания прототипа самолета с вертикальным взлетом и посадкой Dassault Mirage III-V.
АТС Javelin был смелой попыткой гражданской фирмы создать практически сверхзвуковой учебный самолет. На снимке - единственный экземпляр машины, ныне находящийся на приколе из-за прекращения финансирования программы
Очень похожий на Mk XIV позднего выпуска, Spitfire Mk XVIII отличался двигателем Griffon 65, каплевидным фонарем кабины и крылом типа "Е". Представленный на снимке NH872 - 11-й серийный самолет.
В дополнение к турбореактивному двигателю на Е-50 был установлен ЖРД. Использование комбинированной силовой установки рассматривалось как возможный вариант создания высотного перехватчика с высокими летными характеристиками.
Авиатика 890 представляет собой пример популярного на тот период конверсионного производства. В разработке самолета принимало участие одно из подразделений фирмы "МиГ".
6 апреля 1965г.: британское правительство заявило об отказе от продолжения разработки тактического ударного самолета BAC TSR.2, вместо которого было решено приобрести американские General Dynamics F-111K. B дальнейшем отказались и от этой сделки.
Стратегический воздушный мост. Транспортные подразделения сил коалиции внесли неоценимый вклад в подготовку Запада к войне. Уже через пять дней после начала операции "Щит пустыни" транспортные самолеты С-5 и C-141B перебросили в Саудовскую Аравию пять истребительных эскадрилий, обслуживающий персонал средств ДРЛО и бригаду из 82-й десантной дивизии. Эти самолеты также доставили 11-ю бригаду ПВО армии США, вооруженную ЗРК Patriot, сыгравшими важную роль в этой войне. Наравне с военными самолетами активно использовались машины из гражданского авиационного резерва (самолеты принадлежащие частным авиакомпаниям "FedEx" и 'Southern Air Transport", которые могли быть привлечены американскими военными в случае войны).
Созданный как недорогой легкий самолет, Super2 вначале имел много проблем с двигателем, что стало причиной банкротства фирмы "ARV Aviation".
Хотя фирма "Aviation Traders" раньше занималась лишь ремонтом и доработками самолетов, ей удалось создать удачный лайнер Accountant.
Avid Magnum - один из многих самолетов, претендующих на замену Cessna 150. Представленный на снимке самолет обычно летает от равнин Монтаны до Карибского моря.
Располагая богатейшими запасами нефти, Саудовская Аравия закупает самые современные боевые самолеты. Саудовские Tornado ADV вместе с F-15 осуществляли воздушное патрулирование вдоль границы с Кувейтом.
Экспортные варианты А-50. В 1988 году один самолет был переоборудован в экспортный вариант А-50Э для демонстрации индийским военным, но заказов на него не последовало. В 1994 году Китай начал обсуждать возможность создания самолета ДРЛОиУ на базе планера А-50 с использованием израильской РЛС IAI Phalcon. В июне 1997 года Россия согласилась поставить первый А-50И для интеграции бортового радиоэлектронного оборудования IAI. Радар должен был быть установлен неподвижно в отличие от вращающегося обтекателя А-50, Первый из запланированных четырех самолетов поднялся в воздух в июле 1999 года, а в октябре был поставлен в Тель-Авив. Под давлением США Израиль отказался от участия в программе. Вместо этого Китай создал собственный самолет ДРЛОиУ KJ-2000 (фото) на базе первого А-50И (с которого теперь было снято израильское оборудование). На KJ-2000 установлена РЛС с фазированной антенной решеткой китайской разработки. Производство самолетов ведется в Сиане с использованием планеров Ил-76.