Мировая Авиация 39
-
AV-8B МП США с бомбами CBU-58 взлетает для выполнения последней боевой задачи, поставленной перед Harrier. Эти самолеты в основном использовались для уничтожения иракских танков.
Northrop Grumman B-2 Spirit
На службе эстонских ВВС. На этом Camel N-6616 летал капитан Клод Эмери, в 1919 году откомандированный в эстонскую авиаэскадрилью. Самолет был получен с авианосца "Виндиктив" и использовался эстонскими ВВС совместно с другими поставленными Британией машинами, в том числе Avro 504K, D.H.9 и Short 184.
В Бельгии. Самолет Camel, на котором в конце войны летал в составе 9-й эскадрильи бельгийской истребительной авиагруппы пилот Йан Олейслагерс (шесть побед). Всегда утверждалось, что он сбил больше немецких самолетов, чем официально зафиксировано в его послужном списке, хотя ни одной сбитой им машины над занятой немцами территорией не зафиксировано.
После Первой мировой войны самолеты Camel стояли на вооружении 17-ти эскадрилий первой линии британских ВВС. На снимке, сделанном в марте 1919 года, самолеты 28-й эскадрильи.
Самолет Camel разрабатывался фирмой "Sopwith" по собственной инициативе в дополнение к истребителю SE.5a. Он безупречно служил на Западном фронте и стал любимым самолетом многих асов британских ВВС.
Sopwith Camel, сбитый 12 августа 1918 года немецкими истребителями и упавший под Виллерс-ле-Роем, Франция.
F-16C Block 52+ Jastrzab. Первый самолет F-16C Block 52+, сделанный по заказу польских ВВС. В такой раскраске его выкатили из сборочного цеха завода "Lockheed Martin" в Форт-Уорте на официальной церемонии начала поставок для Польши, которая в марте 2006 года присоединилась к Греции и Израилю в эксплуатации данной модели Viper.
Польша закупила обладающий большим потенциалом американский самолет F-16C/D Block 52+ Fighting Falcon, который никогда еще не размещался в странах бывшего Варшавского договора. Модернизированный F-16 продолжает участвовать в некоторых странах, в том числе в Индии, в конкурсах на современный истребитель.
Греция стала первым иностранным покупателем Block 52+, приспособленных для применения управляемых бомб JDAM и оснащенных другим новейшим оборудованием. До появления аналогичных машин в Польше она обладала самой совершенной модификацией F-16 в Европе.
F-16I Sufa составляет костяк штурмовой авиации Израиля. В надфюзеляжной части самолета установлена авионика, главным образом израильского производства. Оборудование включает инерциальную навигационную систему Rafael, совместимую с контейнером целеуказания Litening, и израильское управляемое вооружение SPICE. Помимо подвесных баков объемом 2271 л и 1136 л самолет может нести ракеты AIM-120B AMRAAM, Python IVIR и 907-кг бомбы GBU-10C с лазерным наведением.
В конце 1940-х годов фирма "North American" находилась на передовом рубеже по созданию реактивной авиации. Помимо Sabre (на фотографии первый) компания также спроектировала бомбардировщик B-45 Tornado (на фотографии второй - XB-45).
Первый XP-86 на полигоне в Мьюроке, на нем "облетный" номер ВВС США. Самолет оснащен аэродинамическими тормозами.
Одна из первых фотографий XP-86 в полете, попавшая в прессу. Хорошо видны выпущенные предкрылки. Они стали изящным решением проблемы сваливания на низких скоростях, вызванной стреловидной формой крыла.
В марте 1948 года с авиазавода в Инглвуде вышел первый серийный P-86A с заводским номером 47-605.
Этот F-86A использовался для испытаний в условиях холодного климата. Его отправили в Лэдд-Филд на Аляске. Для лучшей заметности на фоне снега его киль и законцовки крыльев окрасили в красный цвет. Снимок сделан в конце лета 1948 года.
Первые серийные F-86, поступившие в феврале 1949 года в 1-ю истребительную группу на базу ВВС Марч, Калифорния. На фотографии: F-86A-5 с крышками пулеметных портов и 908-литровыми подвесными топливными баками.
После списания из боевых частей Hurricane Mk I часто передавались в летные школы. Например, эта машина была разоружена и отправлена в Центральную британскую летную школу в Халлавингтоне. На фотографии она летит рядом с двумя Spitfire Mk IIA.
Среди многих Hurricane, сохранившихся до наших дней в летном состоянии, есть и этот Mk XII с серийным номером 5711, собранный в Канаде в 1943 году. Он восстановлен с использованием деталей, по меньшей мере, от четырех самолетов, чтобы воспроизвести Mk IIB Z7381. В 1989 году самолет находился вДаксфорде, Англия, в составе экспозиции "Коллекция истребителей".
БОМБЫ. Хотя внешняя боевая нагрузка существенно снижала скорость, под крыло Hurricane Mk IIВ подвешивали пару 113-кг или 227-кг бомб. Такие машины прозвали "Харрибомберы". Эти самолеты, эскортируемые Hawker Typhoon, осуществляли досаждающие немцам налеты через Ла-Манш, атакуя мосты и другие цели, хотя потери были высокими. На последующих серийных Hurricane бомбодержатели стали стандартным оборудованием.
Mk IIB стал первой модификацией Hurricane, способной нести небольшие бомбы на подкрыльевых бомбодержателях. Эти самолеты имели небольшую поражающую способность, но, без сомнения, оказывали психологическое воздействие на противника.
ПУШКА HISPANO КАЛИБРА 20 ММ. Наиболее распространенный вариант Hurricane - Mk IIC был вооружен четырьмя пушками Hispano калибра 20 мм. Пушечное вооружение, установленное в крыле Mk I, прошло испытания в 46-й эскадрилье во время битвы за Британию, но пушки, оснащенные ленточной подачей боепитания, оказались ненадежными. Серийные Mk IIС, Sea Hurricane Mk IС и Mk IIС оснащались пушками с магазинным боепитанием и магазинами барабанного типа (первый такой самолет поступил в эксплуатацию в апреле 1941 года).
СБРАСЫВАЕМЫЕ ТОПЛИВНЫЕ БАКИ. На бомбодержатели Hurricane Mk IIC можно было подвесить вместо бомб дополнительные топливные баки емкостью по 200 л. На заокеанских театрах военных действий иногда использовались также 400-литровые баки.
ДВУХПУШЕЧНАЯ УСТАНОВКА. Фирма "Hawker" в соответствии со спецификацией F.37/35 на пушечный перехватчик (контракт выиграл "Westland Whirlwind") предлагала Hurricane с пушками. К этой идее вернулись в 1938 году, когда Hurricane Mk I с металлическим крылом (бортовой номер L1750), оснастили двумя пушками Oerlikon калибра 20 мм в подкрыльевых контейнерах. Но у них была низкая скорострельность и точность. В конечном итоге пушки Oerlikon заменили на Hispano-Suiza.
ПЕРВЫЕ РЕАКТИВНЫЕ НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ СНАРЯДЫ. На первых этапах испытаний реактивных неуправляемых снарядов самолет нес шесть ракет, по три под каждой консолью. Серийные установки содержали уже по четыре направляющих. На снимке Hurricane Mk IIА, бортовой номер Z2415, сфотографированный в испытательном центре RAF в Боскомб-Дауне, во время испытаний ракетного оружия в начале 1942 года.
Шестерка вооруженных пушками Hurricane Mk IIВ из 601 -й эскадрильи над Англией в 1941 году. Эта авиачасть летала на Mk IIВ большую часть года, охраняя небо над Ла-Маншем и эскортируя бомбардировщики. К концу года его перевооружили на Bell P-39 Airacobra. Позднее летчики пересели на Spitfire, а эскадрилья передислоцировалась в Средиземноморье.
"Люди и машины китайско-британской истребительной эскадрильи" - с такой подписью эта фотография была опубликована Министерством авиации. На ней изображен окрашенный в черный цвет Hurricane Mk IIС из 247-й эскадрильи RAF, которая в 1942 году наносила ночные штурмовые удары по германским объектам. Этой эскадрилье оказывали поддержку англичане, проживавшие в Китае.
Hurricane Mk I
Beech Model 35 Bonanza
После списания из боевых частей Hurricane Mk I часто передавались в летные школы. Например, эта машина была разоружена и отправлена в Центральную британскую летную школу в Халлавингтоне. На фотографии она летит рядом с двумя Spitfire Mk IIA.
В Израиле CH-53 известен как Yas'ur. Он эксплуатировался с 1970 года в тяжелых условиях и прошел ряд доработок, осуществленных израильскими конструкторами.
Типичная для Юго-Восточной Азии сцена спасательной операции, воссозданная на учениях "Рифорджер 1980". Вертолеты HH-53C благодаря устройству, сбрасываемому через кроны деревьев, а также мастерству и мужеству экипажей помогали доставлять на базу сбитых летчиков.
Во Вьетнаме вертолеты ВВС США HH-53 не раз под огнем спасали от гибели и плена сбитых летчиков. Боевые задачи в Северном Вьетнаме регулярно требовали дозаправки от HC-130P в полете.
Базы огневой поддержки на вершинах гор играли важную роль в военной кампании США во Вьетнаме. Их могли обслуживать только вертолеты, которые часто взлетали с посадочных матов, если им вообще удавалось приземлиться. Этот Sea Stallion сел на покрытие, подготовленное 3-м дивизионом морской пехоты.
Варианты H-53, разработанные для боевых действий во Вьетнаме, после войны составили основу американского парка тяжелых вертолетов. На снимке RH-53D взлетает с палубы корабля "Гуам" для доставки грузов морской пехоте, размещенной в Ливане в начале 1980-х годов.
Опыт, приобретенный RH-53A во Вьетнаме, стал основой для появления в 1980-х годах модернизированного минного тральщика RH-53D.
S-65 стал реже использоваться в США, только CH-53D остается на вооружении Морской пехоты. А ВМС давно перестали эксплуатировать свои минные тральщики RH-53D, в том числе и этот борт "749".
27 сентября 2008 года Pave Low выполнил последний боевой вылет в Ираке, а 30 сентября вертолеты этого типа сняли с вооружения. Программа CSAR-X, определяющая требования к замене MH-53M, увязла в разногласиях и отсрочках, что создает серьезные проблемы в осуществлении поисково-спасательных операций.
Скорострельный пулемет Minigun калибра 7,62 мм являлся очень эффективным оружием, чтобы прижать противника к земле, когда HH-53 выполнял свою работу. Большие вертолеты CH-53 и HH-53 выглядели заманчивыми целями.
HH-53C редко проводил спасание из воды. На фотографии пловец прыгает с трапа при низком зависании. Зависание при этом должно быть максимально коротким, так как в этот момент вертолет очень уязвим.
Eurofighter Typhoon
Вертолеты Sea King Королевских ВВС выполняли разнообразные тактические боевые задачи. Большинство из них прибыло на ТВД на бортах транспортных самолетов Вспомогательных ВВС.
В конце 1940-х годов фирма "North American" находилась на передовом рубеже по созданию реактивной авиации. Помимо Sabre (на фотографии первый) компания также спроектировала бомбардировщик B-45 Tornado (на фотографии второй - XB-45).
Первый серийный Andover с номером J7267, поступивший в 1924 году на базу британских ВВС в Хендоне.
Единственный "Авро-563" "Андовер" был обязан своим происхождением бомбардировщику "Олдершот" и возникновению линии имперской воздушной почты Каир-Багдад.
Гражданский самолет серии 563 отличался наличием 12 пассажирских кресел, расположенных по обеим сторонам центрального прохода, мест для багажа и туалета.
Система FITS (справа) устанавливается на CN-235 Persuader и предлагается для модернизации Airbus Military Р-3 Orion. На базе C-295 зта система позволяет создать мощный морской самолет, способный патрулировать в течение примерно 11 часов.
На закате своей карьеры английский бомбардировщик Handley Page Victor применялся в Персидском заливе для дозаправки в воздухе самолетов британских ВВС и американских ВМС.
HU-25B Береговой охраны США, базировавшийся в Бахрейне, пролетает над одной из подожженных отступающими иракцами нефтяных скважин. Ранее этот самолет использовался для контроля за огромным пятном нефти, которую иракцы вылили в Персидский залив.
Собранный из компонентов нескольких Avro серии 504, Avro 521 уступал своему предшественнику в простоте пилотирования. Прототип (на фото) был доставлен в Фарнборо в 1916 году. Британские ВВС заказали всего 25 серийных Avro 521, но построен был только один.
На серии 523 стояли моторы с толкающими воздушными винтами, в то время как у серии 523A винты были тянущими. Проектировались самолеты 523B и 523C с более мощными моторами, но они так и остались в чертежах.
The Avro 523 Pike, the first prototype of which is illustrated, was a three-seat anti-airship and long-range escort fighter.
Элероны имелись только на верхнем крыле истребителя Spider. По отчетам нескольких летчиков, самолет обладал отличными маневренными качествами.
Avro Type 566 Avenger
Avocet летал с двумя видами оперения: с треугольным килем и уменьшенным рулем направления (на фотографии), а также - с уменьшенным килем и большим рулем направления.
Создав вариант A330-200, фирма "Airbus" предоставила авиакомпаниям возможность перевозить 253 пассажира (в трех классах) на расстояние 12 500 км или до 295 пассажиров на расстояние 10 500 км. Самолет A330-200 оптимизирован для дальних, "незагруженных" маршрутов, а вариант A330-300 способен перевозить больше людей, но на более короткие дистанции. Оба варианта рассчитаны на трансатлантические перелеты. Все типы лайнеров "Airbus" имеют одинаковые кабины пилотов, что позволяет экипажам без переквалификации переходить с одного варианта A330 на другой, а авиакомпаниям использовать эти самолеты без дополнительных затрат на переподготовку персонала. Лайнер A330-200 авиакомпании "bmi" и A330-300 авиакомпании "Dragonair" имеют разную длину, но оба самолета оснащены двигателями Trent, что легко заметно по одинаковым мотогондолам.
Компания "Qantas Airways" является крупнейшей и старейшей авиакомпанией Австралии. В составе ее авиапарка находится 15 самолетов A330 различных модификаций.
"Airbus" предлагает три варианта двигателей для A330, и хотя параметры располагаемой тяги изменялись со временем, основные типы двигателей остались неизменными. Так, A330-200 авиакомпании "QANTAS" оснащен двигателями General Electric CF6-80E1A2, A330-300 авиакомпании "Asiana" (ниже слева) - Pratt & Whitney PW4168A, а A330-300 авиакомпании "China Southern" - турбовентиляторными Rolls-Royce Trent 7728-60.
Лайнер A330-300 авиакомпании "Singapore Airlines" с турбовентиляторными двигателями Rolls-Royce Trent. A330-300 - это базовый вариант A330. В салоне бизнес-класса на 30 пассажиров расстояние между рядами кресел было около метра, а в салоне эконом-класса на 305 пассажиров - примерно 80 см. Пассажировместимость аналогична A340-300, при той же длине фюзеляжа - 63,60 м. Длина салона 50,35 м, максимальная ширина 5,28 м.
Как и все лайнеры фирмы "Airbus", A330 обязан своими хорошими характеристиками превосходному крылу. Крыло, спроектированное для A330-200, похоже на крыло A340, отличия минимальны. Крыло A330 не требовало изменения конструкции и модификации предкрылка.
Фирмы "Airbus" и "Boeing" добавляют специальные индексы к обозначениям своих авиалайнеров, чтобы отразить заказчиков этих машин. Так, самолет для компании "China Airlines" с двигателями General Electric известен в "Airbus" как A330-302. Индекс "2" показывает, что машина была построена для данного перевозчика. "Airbus" предлагает различные варианты комплектации лайнеров на заказ, начиная со специальнойавионики и компоновки салона и заканчивая силовыми установками и максимальной взлетной массой. А система индексов обеспечивает простой способ стандартизации.
(Проект дальнемагистрального авиалайнера A350 ???)
Грузовой самолет A330-200F
Northrop M2-F2
ВВС Испании по понятной причине являются самым крупным эксплуатантом C-295. Тем не менее, этот превосходный транспортный самолет, по мнению ряда аналитиков, был бы несомненным фаворитом конкурса на ETC для Армии США.
Хотя C-295 считается надежным самолетом в польских ВВС, 23 января 2008 года с ним произошла катастрофа на подходе к Мирославцу. Проведенное расследование привело к увольнению пяти человек командного состава и пересмотру рабочих процедур. После инцидента Словения отказалась от заказа данного типа самолета.
C-295 Persuader может снаряжаться для противолодочных и других операций - подвески крепятся на шести подкрыльевых узлах.
C-295 Persuader может снаряжаться для противолодочных и других операций - подвески крепятся на шести подкрыльевых узлах.
C-295 составил конкуренцию более крупному Lockheed Martin C-130J. Как и Hercules, он приспособлен для десантирования войск и сброса грузов с малых высот с помощью вытяжных парашютов.
Первый финский C-295 прибыл в Тиккакоски 6 марта 2007 года, финские самолеты оснащены штангами для дозаправки в воздухе. Предполагается приобрести еще пять таких машин.
В некоторых источниках бразильские C-295 упоминаются как Persuader, но фактически это тактические транспортные самолеты. Они решают задачи в рамках Системы защиты Амазонии и проекта "Северный коридор", направленного на поддержку населения отдаленных районов амазонских джунглей.
Эволюция оперения LeO 45
Хвостовое оперение H.P.42
Avro серии 539A с гражданскими обозначениями сфотографирован 10 сентября 1919 года. Позже его руль направления оснастили роговой аэродинамической компенсацией и изменили форму киля.
A British non-competitor in the 1919 Schneider Cup Contest: The Avro seaplane (Siddeley "Puma") on which Capt. Hamersley put up some demonstration flights..
Самолет J6955 был предпоследним в серии из 15 машин Aldershot Mk III, которые стояли на вооружении 99-й эскадрильи британских ВВС.
Avro Type 549 Aldershot
Не осталось никаких записей о количестве поставленных в Аргентину в 1921-1922 годах самолетов серии 552. На этих машинах использовалось стандартное двухпоплавковое шасси.
Стойки центроплана подняли верхнее крыло второго прототипа Bison примерно на 0,40 м над фюзеляжем.
Avro Bison Mk IA
Buffalo Mk I, позднее модифицированный до стандарта Buffalo Mk II. В июле 1928 года самолет передали Министерству авиации с военным серийным номером N239.
Самолет серии 616 Sports Avian, проданный в Новую Зеландию и летавший еще в 1960-х годах.
После эксплуатационной оценки в 100-й эскадрилье британских ВВС Antelope передали Королевскому НИИ авиации в Фарнборо, где самолет использовался как летающая лаборатория, причем на нем дважды меняли двигатели.
Avro серии 618 получил название Ten, поскольку был рассчитан на восемь пассажиров и двух членов экипажа. "Imperial Airways" получила первый самолет в 1930 году, эти машины использовались в основном для чартерных рейсов на европейских маршрутах.
Единственный экземпляр Avro серии 642/4m построили для вице-короля Индии, который получил его в декабре 1934 года. Самолет эксплуатировался до 1940 года.
Мощный вертолет CH-53E и сейчас остается основной машиной авиации Морской пехоты США для решения сложных задач.
MH-53E Sea Dragon был разработан для ВМС США в качестве минного тральщика. Внешние признаки данного типа - значительно увеличенные "плавники" и топливные баки, а также наличие зеркал заднего вида. При тралении вертолет тащит по воде специальные "полозья", при этом он длительное время испытывает большие нагрузки и тратит больше топлива, чем при выполнении обычных транспортных задач той же длительности. Зеркала заднего вида позволяют экипажу следить за "полозьями".
Первыми британскими самолетами, прибывшими в район Персидского залива, стала эскадрилья Tornado F.Mk 3, проходившая подготовку на Кипре. Она сразу же начала осуществлять боевое патрулирование против внезапных нападений иракских самолетов.
Если не считать ударов по Ливии в 1986 году, "Буря в пустыне" стала первой боевой операцией самолетов Hornet. Несмотря на опасения в отношении их малого радиуса действия, F/A-18 хорошо показали себя в боевых действиях.
Единственный экземпляр Avro 554, известный как Shackleton или Antarctic Baby, строился главным образом для поддержки экспедиции Эдвина Шэклтона на Южный полюс. Самолет сфотографирован на рулежных испытаниях в Саутгемптоне-Уотере в 1921 году.
ПЕРВЫЕ ИСПЫТАНИЯ ПУШЕК "S". При начальных испытаниях пушек "S" использовался Hurricane Mk IIА, бортовой номер Z2326, ставший прототипом Mk IID. Также испытывалось орудие фирмы "Rolls-Royce" известное как BF, но от него отказались, поскольку оно было крупнее, менее надежно и имело боезапас только 12 снарядов. Построили около 300 самолетов Mk llD и Mk IV с так называемым "универсальным" крылом, способным нести пушки "S".
ПУШКИ VICKERS. На Hurricane Mk IID пушки Vickers "S" имели боезапас всего по 15 снарядов на каждый ствол. Большинство таких машин воевало в Северной Африке, где их оружие оказалось очень эффективным против бронетехники.
РЕАКТИВНЫЕ СНАРЯДЫ. Ракеты массой 11,3 кг и 27 кг испытывались на Hurricane Mk IIА в 1941 году и стали основным оружием известного штурмовика Hurricane Mk IV. Реактивные снаряды, впервые примененные британскими летчиками в 1942 году, доказали свою эффективность.
Hurricane Mk IID. На рисунке - Hurricane Mk IID, построенный на заводе "Hawker Aircraft Ltd" в конце 1942 года и отправленный в Северную Африку. Самолет поступил в 71-е учебно-боевое подразделение, которое в феврале 1943-го базировалось в Судане. Он использовался для подготовки летчиков к действиям над пустыней. Позже его перевели в 6-ю эскадрилью британских ВВС, воевавшую на самолетах данного типа с июня 1942 года против танков генерала Роммеля. После недолгого пребывания в Египте 6-я эскадрилья снова приступила к борьбе с немецкими танками в Ливии и Тунисе. За эффективность действий против бронетехники 6-й эскадрилье дали прозвище "Летающие консервные ножи", которое сохранилось и по сей день. Как и у большинства других британских самолетов, действовавших в Северной Африке, у этого Hurricane отсутствует буквенный код части на фюзеляже, хотя некоторое время наносились буквы "JV", при этом сохранялись индивидуальные коды самолетов.
Третий экземпляр Avro серии 624 Six, отличавшийся подфюзеляжными гондолами и наклонным лобовым стеклом от Avro серии 619 Five. Изображенный самолет принадлежал фирме "Air Service Training" и использовался как летающий тренажер для обучения штурманов.
Во Вьетнаме вертолеты ВВС США HH-53 не раз под огнем спасали от гибели и плена сбитых летчиков. Боевые задачи в Северном Вьетнаме регулярно требовали дозаправки от HC-130P в полете.