Мировая Авиация 46
-
Макет палубы авианосца и катапульты в НИЦ авиации Великобритании в Бедфорде сыграли важную роль в программе Buccaneer. На снимке - первый S.Mk 2 во время испытаний, он вооружен блоками из 24 ракет (на вооружение не приняты).
Вооруженный бомбами, самолет S.Mk 2D из 809-й эскадрильи сфотографирован в момент взлета с авианосца "Арк Ройял". Чтобы достигнуть достаточного угла атаки крыла при взлете с короткой катапульты, Buccaneer с помощью замково-стопорной системы устанавливался в положении с приподнятым носом.
Второй (XK487, на заднем плане) и четвертый (XK489, на переднем плане) прототипы Buccaneer во время перелета на авиасалон в Фарнборо в сентябре 1960 года.
Buccaneer S.Mk 1 показал себя маневренной машиной, способной выполнять сложные фигуры высшего пилотажа.
Самолет XK531 из зскадрильи 700Z стал первым Buccaneer, поступившим на вооружение ВМС. Здесь самолет разворачивается для захода на посадку над бухтой Лоссимут.
Прототип XK849 выполняет упражнение "посадка с уходом на второй круг" на палубу авианосца "Викториз" во время испытаний в январе 1960 года. Позднее XK849 участвовал в испытаниях на "Арк Ройял".
В ударном неядерном варианте Buccaneer мог нести до восьми 454-кг бомб (на снимке), а для нанесения ядерных ударов мог брать тактическую ядерную бомбу Red Beard мощностью 15 килотонн.
Do 17Z летят в сгущающихся сумерках. Во время битвы за Британию этими самолетами были вооружены девять немецких бомбардировочных групп. Из-за активных действий британских истребителей и зенитной артиллерии потери этих устаревших самолетов были велики.
Do 17Z над юго-восточной частью Англии. Обозначения светлого цвета на законцовках крыла, вероятно, предназначались для обозначения данной группы в строю бомбардировщиков.
Самолет Не 111 с наспех нанесенным камуфляжем из KG55 над Францией во время ночного блицкрига в начале 1941 года.
Успех британских истребителей против дневных бомбардировщиков был настолько высок, что Люфтваффе быстро переключились на ночные рейды.
Пара Не 111 из KG55 выруливает для взлета на аэродроме на севере Франции. Эти бомбардировщики, имевшие недостаточную защиту, считались главными целями для истребителей Hurricane.
Принадлежащий НАСА самолет SR-71B использовался для переучивания летчиков ВВС по программе возрождения Blackbird. На снимке - учебный самолет отходит от топливозаправщика KC-135.
Gazelle АН.Mk 1. Армии Франции и Великобритании по-прежнему остаются основными эксплуатантами Gazelle, используя их для разведки и наблюдения. Изображенный вертолет принадлежал Центру армейской авиации в Миддл-Уоллоп, где входил в состав эскадрильи базового обучения пилотов вертолетов (670-й авиаэскадрильи). На то, что машина учебная, указывают хорошо видимые панели, окрашенные яркой краской фирмы "Dayglo".
Вертолет модификации SA 342 ALAT выполняет пуск франко-германской противотанковой управляемой ракеты НОТ.
В Кувейте, получившем первые машины в 1974 году, по-прежнему эксплуатируется много Gazelle. Данные машины стоят на вооружении 33-й эскадрильи, авиабаза Али Салим Сабах.
"Soko" собрала более 250 Gazelle (под обозначением Partizan). Она разработала и два основных варианта: противотанковый (GAMA) и разведчик-наблюдатель (HERA).
The Soko-built Aerospatiale SA 342L Gazelle fitted with AT-3 Sagger anti-armour missiles. Production of the SA 342L by Soko followed on the manufacture of 132 SA 341H helicopters at Mostar.
Во время фолклендской войны армия и морская пехота Великобритании широко применяли Gazelle, некоторое их количество было потеряно. На снимке - вертолеты 3-й эскадрильи, вооруженные блоками НАР и пулеметами, хотя большинство использовалось без вооружения для разведки и эвакуации раненых.
На этом Spitfire Mk II летал чехословацкий ас Адольф Выбирал из 312-й (чешской) эскадрильи, базировавшейся в ноябре 1941 года на авиабазе Эйр, Шотландия. Названный "Garfield Weston IV", этот самолет имел серо-темно-зеленый камуфляж, нанесенный поверх средне-зелено-серого, в который с 16 августа 1941 года окрашивались серийные Spitfire.
Spitfire Mk IIA P7350, регулярно летающий в составе группы британских ВВС во время празднования годовщины битвы за Британию, в настоящее время является самым старым Spitfire, находящимся в состоянии летной годности.
Spitfire Mk II внешне был очень схож с моделью Mk I. Обратите внимание на изящные обтекатели пулеметных установок в передней кромке крыла и подкрыльевые гильзоотводы.
An early production Spitfire II, P7508, photographed in October 1940.
Техперсонал женского полка обслуживает Spitfire Mk IIA из 411-й (канадской) эскадрильи на британской базе Дигби, октябрь 1941 года. Подразделение было сформировано 16 июня 1941 года и успешно летало на Mk V и Mk lX до его расформирования 21 марта 1946 года.
Mk III отличался крылом с "подрезанными" законцовками и полностью закрытыми нишами основного шасси, которые имели форму шарнирных люков, размещавшихся параллельно земле при выпущенном шасси. Подобные люки устанавливались на прототипе Spitfire, но никогда не применялись в эксплуатации.
Прототип Mk III (№3297), от которого отказались в пользу Mk V, осенью 1941 года был передан "Rolls-Royce" и оснащен двигателем Merlin 61. После устранения неисправности в силовой установке истребитель стал демонстрировать отличные характеристики на средних и больших высотах.
A-12. Самолеты A-12 можно легко определить по обтекаемым контурам носовой части и одноместной кабине. За летчиком располагалась шарнирно откидывающаяся вверх панель, закрывавшая так называемый Q-отсек, Здесь размещалась камера нижнего обзора Actron Type Н или Itek KA-102A - основная разведывательная система A-12.
Особые требования к выполняемым задачам привели к появлению самолета уникальной конструкции. Широкие наплывы плавно переходили в передние кромки крыла, скрывая в основном круглое поперечное сечение фюзеляжа. Огромные гондолы двигателей и связанные с ними воздухозаборники с подвижными центральными конусами также получили наплывы, обеспечивая точное сопряжение с передней кромкой крыла и малую площадь поперечного сечения SR-71. Это уменьшило не только сопротивление, но и эффективную поверхность рассеяния.
Комплексная система стабилизации рабочих режимов состояла из двух систем, которые подавали теплый и холодный воздух в кабины и на различное оборудование самолета. Обогрев или охлаждение требовались различным элементам воздухозаборников, для герметизации кабин, борьбы с обледенением и запотеванием. Охлаждались также кабины и отсеки с оборудованием. Воздух использовался и для вентиляции гермокостюмов экипажа, и создания избыточного давления для герметизации кабины. Имелось два режима герметизации: один по давлению на высоте 3050 м, другой - на высоте 7925 м. Для нужд экипажа применялись три газификатора жидкого кислорода (один резервный), аварийный комплект каждого катапультного кресла включал кислородный баллон.
Картина, многократно повторявшаяся в 1980-х годах: SR-71 оставляет свой "тигриный след" над Милденхоллом во время авиашоу. Самолет пользовался неизменным успехом у любителей авиации.
Article 2001, прототип SR-71A, делает медленный разворот над пустыней Мохаве. Этот самолет был потерян 10 января 1967 года во время испытаний тормозов на влажной ВПП.
Первые шесть SR-71A использовались для программы летных испытаний. За ними последовали два учебных SR-71B, а затем появился серийный 64-17958, который доставили на авиабазу Бил 4 июня 1966 года. Несмотря на временную задержку поставок (в основном из-за неисправности трубопроводов), самолеты впоследствии поступали быстро. На снимке - четвертый серийный самолет. В дальнейшем эта машина стала источником запчастей для поддержания в летной годности других самолетов.
Неспособность американских разведывательных спутников предоставить снимки отдельных объектов с высоким разрешением, привела к кратковременному возвращению в строй SR-71, хотя потом ВВС снова сняли его с эксплуатации.
Два всемирно знаменитых изделия подразделения "Skunk Works" компании "Lockheed" выполняют парный полет из Палмдейла. U-2R стал результатом разработок по программе ASARS-2. На этом SR-71A (№ 17955) с собственным прозвищем "The Flower" проводились испытания по программе ASARS-1.
Три SR-71, принадлежащих НАСА, на стоянке аэродрома Драйден (на заднем плане - озеро Роджерс-Драй). НАСА использовала SR-71 до 1999 года. Первым летчиком НАСА, получившим разрешение летать на SR-71, стал Стив Ишмаэл (25 июля 1991 года).
Построили только два учебно-тренировочных SR-71B с двойным управлением, один из которых потерян в январе 1968 года. Инструктор размещался в приподнятой кабине, зто мало повлияло на характеристики самолета, но вызвало необходимость в установке подфюзеляжных гребней, наподобие используемых на YF-12, чтобы скорректировать недостаточную путевую устойчивость.
Принадлежащий НАСА самолет SR-71B использовался для переучивания летчиков ВВС по программе возрождения Blackbird. На снимке - учебный самолет отходит от топливозаправщика KC-135.
SR-71A Blackbird. Самолет с номером 64-17964 впервые поднялся в воздух 11 мая 1966 года. Здесь он изображен полностью окрашенным в черный цвет с красными цифрами и надписями - такая схема окраски стала стандартной на последнем этапе эксплуатации SR-71.Свой последний полет он совершил 20 марта 1990 года, в настоящее время самолет находится на авиабазе Оффатт, штат Небраска. Три других самолета - два SR-71A и один SR-71B - после прекращения полетов в ВВС США в начале 1990 года передали НАСА, а один SR-71A оставался в ВВС США и не эксплуатировался. Во время операции "буря в пустыне" стало очевидно, что не хватает самолетов-разведчиков типа Blackbird, поэтому было предложено возвратить неиспользуемый SR-71A в строй, а также добавить к нему еще один самолет. Но командование ВВС США не было заинтересовано в возрождении программы SR-71, так как в работе находились другие проекты - такие как беспилотные Tier 2 Plus и Tier 3 Minus Darkstar. 29 января 1994 года был назван состав трех экипажей, и 26 апреля 1995 года самолет SR-71A (64-17971) выполнил первый полет под контролем ВВС, но с экипажем НАСА. В строй вернули и второй SR-71A, a SR-71B использовался совместно с НАСА. Самолеты должны были летать в составе 2-го отряда 9-го авиакрыла стратегической разведки, приписанного к авиабазе Бил (традиционному месту расположения SR-71), но базировавшегося на авиабазе Эдвардс. Однако боевые полеты не выполнялись, и программа была закрыта навсегда. Оставшиеся у НАСА самолеты SR-71A участвовали в летных испытаниях с установленным над фюзеляжем двигателем Boeing-Rocketdyne J2-S. В силовой установке, созданной по новой технологии, в качестве топлива использовался водород, она предназначалась для Lockheed Martin X-33 -демонстратора технологий по программе создания многоразового космоплана. Но проект X-33 также закрыли.
SR-71 Blackbird
SR-71A отличался более тонким профилем носовой части, а кабины пилота и оператора располагались тандемно. Носовые секции были съемными, что позволяло устанавливать необходимое для выполнения конкретной задачи оборудование. Было разработано три типа этих секций, в одной - размещалась большая фотокамера.
SR-71B. Для обучения летчиков два SR-71A оборудовали второй приподнятой кабиной, где располагался инструктор. Самолет, обозначенный как SR-71B, обладал несколько меньшей скоростью и худшей путевой устойчивостью. Для компенсации последней в задней части фюзеляжа установили два подфюзеляжных гребня.
YF-12 предназначался для перехвата и характеризовался более округлым профилем носовой части, где размещалась часть оборудования системы управления огнем Hughes ASG-18. В заднем Q-отсеке теперь располагался оператор вооружения, обязанностью которого было обнаружение цели, прицеливание и пуск ракет "воздух-воздух" AIM-47 или позднее AIM-54A Phoenix, подвешиваемых в передней нижней части фюзеляжа.
Вертолеты AH-1Z готовят к погрузке в C-5 Galaxy (апрель 2009 года). Получив заказы от Корпуса морской пехоты США, фирма "Bell" стремится подписать контракт на 22 ударных вертолета с ВС Индии.
Grumman KA-6D Intruder. Обычно каждая эскадрилья с Intruder имела в своем составе 3-4 заправщика KA-6D. На этом самолете, переоборудованном из A-6A, демонтировано большинство систем бомбометания и вооружения, а также РЛС, хотя теоретически танкеры сохраняли возможности дневного бомбардировщика. Была установлена новая топливная система и проведено местное упрочнение крыла и задней части фюзеляжа.
Наличие самолетов-заправщиков KA-6D в составе корабельного авиакрыла позволило авианосцам более активно проводить автономные операции без отвлечения других самолетов от их основных обязанностей для выполнения дозаправки в воздухе.
Особенно отличились A-6E в войне в Персидском заливе 1991 года. На снимке - самолеты из 65-й зскадрильи на борту авианосца "Рузвельт", персонал подвешивает авиабомбы, которые предназначены для целей в Ираке.
85-я эскадрилья начала получать A-6E в декабре 1971 года, десять лет спустя появилась модификация TRAM. Самолеты эскадрильи участвовали в нанесении штурмовых авиаударов по целям в Ливане (один самолет был сбит), в Ливии (операция "Огонь в прерии") и в Ираке ("Буря в пустыне").
Самолет A-6E легко садился на палубу авианосца и обладал достаточной маневренностью и мощностью, чтобы справиться с большинством нештатных ситуаций. Действия летчиков облегчала автоматическая система посадки.
Два всемирно знаменитых изделия подразделения "Skunk Works" компании "Lockheed" выполняют парный полет из Палмдейла. U-2R стал результатом разработок по программе ASARS-2. На этом SR-71A (№ 17955) с собственным прозвищем "The Flower" проводились испытания по программе ASARS-1.
Двигатель CF6 проходит обслуживание на Boeing 747 авиакомпании KLM в аэропорте Шипхоль, Амстердам. У первых вариантов двигателя тяга была 142 кН, а у новой модели Dash 80E-1 тяга составляет 320 кН.
Трехвальный Trent 800 с высокой степенью двухконтурности поступил в эксплуатацию в апреле 1996 года и сертифицирован на тягу 400 кН. Он занял 44% рынка двигателей для моделей Boeing 777-200/200ER/300.
Турбовентиляторный GE90 на сборочной линии. Разработка двигателя была начата в 1989 году, по мощности он аналогичен Trent 800, но немного больше и тяжелее. Изначально он был предназначен для Boeing 777 компании "British Airways".
В ходе военных действий битвы за Британию приняли участие и 80 самолетов Fiat BR.20M Cicongna, базировавшихся в Мельсбруке, Бельгия. В одном из рейдов 11 ноября 1940 года немцы потеряли шесть этих бомбардировшиков и три истребителя сопровождения CR.42.
Defiant Mk II с РЛС AI являлся самым удачным британским ночным истребителем в 1940-1941 годах.
Двигатель Уиттла W.1 тягой 3,83 кН был запущен 12 апреля 1941 года, в мае его установили на Gloster Е.28/39 для первого полета в Кранвелл.
Этот Model 247, бывший сельскохозяйственный самолет для опыления полей, был восстановлен Тихоокеанским фондом истории авиации. В настоящее время его окраска соответствует времени нахождения в составе UAL.
Прототип Model 247 после доработки до стандарта 247E с полностью закапотированными двигателями, скошенным назад лобовым стеклом и другими усовершенствованиями.
Первый самолет Model 247 вернули Boeing для испытаний, в результате чего появился 247D. Он летал с различными конфигурациями киля, затем его вновь передали авиакомпании - он стал единственным Model 247E. С началом Второй мировой войны самолет под обозначением C-73 перешел к ВВС США.
Два Model 247 приобрела "Deutsche Lufthansa" - один из двух заказчиков машины (вторым была UAL). Салон, обладавший определенной комфортностью, вмещал 10 пассажиров.
Model 247 мог продолжать набор высоты с одним работающим двигателем. Эта характеристика была важным аргументом для продажи машины авиакомпаниям, желавшим повысить безопасность пассажиров.
Самолет, сфотографированный в полете над Нью-Йорком, с 1937 года по 26 октября 1945 года летал в составе UAL и использовался для изучения возможных новых маршрутов для авиакомпании, а также был учебно-тренировочным самолетом для подготовки пилотов.
Для Model 247 специалисты "Boeing" применили конструкцию с работающей обшивкой, значительно улучшившей аэродинамику самолета по сравнению с трехмоторными Ford. Носовой люк обеспечивал доступ к радиооборудованию и почтовому отсеку.
Построили всего один Spitfire Mk IV, здесь он изображен с муляжом установки из шести 20-мм пушек Hispano. Mk IV имел универсальное крыло, где можно было разместить любое сочетание пулеметов и пушек с минимальными доработками.
Самолет Model B100 имел дополнительный обьем топлива и более мощный ТВД Garrett с четырехлопастными винтами от Model A100.
Beech U-21F
"Air lnter" получила первый A330 в декабре 1993 года и стала первым эксплуатантом данного типа самолета.
В середине 2009 года авиапарк "Cathay Pacific" насчитывал 29 машин A330-300 - на всех стоят двигатели Rolls-Royce Trent 700. Самолеты авиакомпании имеют три различные компоновки салона.
"Star Airlines" приобрела два A330-200, по одному в 2002 и 2004 годах. Авиакомпания, ранее известная как "Star Europe", просуществовала недолго и закрылась к 2008 году.
A330 с двигателями PW4168 удачно выполнил 14 октября 1993 года первый полет из Тулузы (продолжительность - 3 ч 28 мин). Полет стал частью 500-часовой программы сертификации данных двигателей для A330.
Пять A330-200 стали основой флота "Air Algerie", они были поставлены в 2005 году и получили двигатели CF6.
"Philippine Airlines" в 1995 году заказала восемь A330-300. Поставки начались 1 августа 1997 года, в 2009 году все машины оставались в эксплуатации.
Авиапарк "Northwest Airlines" из 11 самолетов A330-200 и 21 A330-300 стал основным достижением фирмы "Airbus". Любая сделка на традиционной территории фирмы "Boeing" особенно приятна для европейской компании.
Часть самолетов C-12A из состава ВВС США была выделена для обслуживания военных атташе, групп военных наблюдателей и аппарата военных советников. Машины доставляли грузы и перевозили пассажиров по всему миру.
С 1981 года, когда Model B200 была впервые представлена, машина прошла серию доработок. Она оставалась в производстве и в 2009 году под обозначением B200GT.
Помимо увеличения фюзеляжа на 0,86 м и увеличения размаха крыла на 0,61 м, Model 350 можно отличить от Model 300 по двум дополнительным окнам кабины с каждой ее стороны.
Beech C-12A Huron
Поднятая на 0,36 м крыша салона Model 1900D обеспечивала пассажирам значительно больше пространства, хотя сам самолет принял характерный "горбатый" вид.
Beech Model 1900C-1
Самолет Model 2000A (на снимке) помимо салона на шесть пассажиров отличался увеличением полезной нагрузки на 222 кг, повышением запаса топлива на 92 кг, меньшей скоростью сваливания и укороченным разбегом. Самолет поступил в эксплуатацию в 1993 году.
Beech Model 2000 Starship 1
Самолет Premier, который обычно летает с одним пилотом и четырьмя пассажирами, имеет самый большой для бизнес-джетов фюзеляж. На фотографии - Premier I.
Самолет N4799C строился как Model 99. Впоследствии "Beech" выкупила его у "Allegheny Airlines" и модифицировала, чтобы использовать в качестве прототипа Model С99.
Beech Model 99 Airliner
GE/SNECMA UDF стал первым реактивным двигателем с открытым вентилятором, установленным на самолете. Хорошо различимые на фотографии лопасти имеют изменяемый шаг и оба ряда вращаются противоположно, а степень двухконтурности достигает почти 35. На снимке - двигатель, установленный на летающей лаборатории MD-80.