Мировая Авиация 49
-
Бомбы сброшены, топливные баки почти сухие - аргентинский штурмовик A-4C Skyhawk принимает в воздухе топливо от Chancha после нанесения ударов по британским кораблям у берегов Фолклендов. Наличие системы дозаправки в воздухе на A-4 позволило аргентинскому командованию использовать эти самолеты с большой гибкостью.
Самолетами сопровождения в испытательных полетах по программе FICON являлись бомбардировщики B-29. На снимке - B-29 с авиабазы Карлсуэлп сопровождает прототип GRB-36F (49-2707), на трапеции которого находится F-84E, май 1952 года.
NB-36H в полете сопровождает самолет B-29.
Второй предсерийный F4H-1 Phantom II "Skyburner" активно использовался для испытаний, на нем же на полигоне авиабазы Эдвардс подполковник Р. Робинсон установил рекорд скорости - 2585 км/час. Корпус морской пехоты изначально планировал закупку самолетов Phantom, поэтому летчики морской пехоты принимали участие в разработке и испытаниях истребителя.
Лейтенанты Хантингтон Хардисти и Эрл Ди Эш на втором Sageburner (8-й Phantom, № 145307) установили рекорд скорости на замкнутом 3-км маршруте. Самолет, на котором был установлен рекорд, позже передали в Национальный музей авиации и космонавтики.
Лоуренс Флинт вылезает из кабины YF4H-1 после рекордного полета 6 декабря 1959 г.
Коммандер Лоуренс Флинт-младший на 1189 м превысил официальный рекорд высоты (28 852 м), установленный в июле 1959 года майором В. С. Ильюшиным на самолете Т-431.
Вице-адмирал Экстром поздравляет коммандера Флинта с установлением нового мирового достижения, на заднем плане - самолет-рекордсмен Флинта.
Sea Harrier и Harrier GR.Mk 3 базировались крыло к крылу на кораблях британского оперативного соединения. Аргентинская пресса дала Sea Harrier прозвище "La Muerta Negra" - "Черная смерть".
Dassault Mirage F1Е: истребитель для Европы? 16 марта 1973г.: экспортный истребитель Mirage F1E (Е - European) был разработан на фирме "Dassault" в инициативном порядке. Самолет с двухконтурным турбореактивным двигателем SNECMA М53 Super Atar проектировался в расчете на победу в конкурсе на единый истребитель для ВВС европейских стран НАТО. Официальный заказ от правительства Франции был получен 16 марта 1973 года - было объявлено о закупке от 40 до 120 самолетов F1Е (включая двухместный учебный F1D), правда, в том случае, если это же сделают еще две страны. Однако, в конечном итоге, Бельгия, Дания и Голландия, а затем и Норвегия остановили свой выбор на истребителе F-16. Так что программа F1E была закрыта, о чем и было официально объявлено на Парижском авиасалоне в 1975 году.
На вооружении армейской авиации Пакистана состоит 18 вертолетов Model 206B JetRanger, первый из которых был получен в 1975 году.
Вертолеты TH-57, за исключением яркой окраски, почти ничем не отличаются от гражданского Model 206A. На снимке - вертолет TH-57A с гражданской регистрацией, такая регистрация наносилась на период заводских сдаточных испытаний.
Последний канадский вертолет CH-136 снят с вооружения в конце XX века, большинство задач, ранее выполнявшихся ими, возложено на вертолеты Bell CH-146 Griffon. Некоторое количество вертолетов CH-136 эксплуатируется гражданскими организациями.
На вертолете JetRanger предусмотрена возможность замены лыжного шасси поплавковым. В 1997 году новый вертолет Model 206B-3 JetRanger III в варианте с двигателем Allison 250-20J продавался по цене 695 000 долларов.
Вертолет Model 206L LongRanger по полезному объему фюзеляжа и массе полезной нагрузки превосходил JetRanger, поэтому он достаточно широко применяется в качестве санитарного и полицейского.
Bell Model 206A JetRanger
Nimrod MR.Mk 2Р. Результатом войны на Фолклендах стало оснащение самолетов Nimrod британских ВВС системами дозаправки в воздухе, которые позволили разведчикам действовать в "зоне тотального запрета". К ведению разведки кроме самолетов Nimrod также привлекались и самолеты Victor.
P-47D-5 Thunderbolt. На самолете по прозвищу "Lucky" Джонсон летал в начале 1944 года, одержав свои третью, четвертую, пятую и шестую победы. Позже самолет, пилотируемый Дэйлом Стримом, был сбит в марте 1944 года над Северным морем. А до "Lucky" Джонсон летал на двух P-47C, на которых он одержал две победы.
P-47D-21 Thunderbolt. Еще до потери "Lucky" Джонсон пересел на самолет с именем "Double Lucky", на котором довел свой счет до 24 побед. Свои последние победы (26-ю и 27-ю) ас одержал на изображенном здесь истребителе с собственным именем "Penrod and Sam", данным ему Джонсоном в честь техников своего экипажа. Превзойдя личный победный счет Рикенбекера. Джонсон вернулся в США героем.
Летчики 62-и эскадрильи 56-й истребительной группы не жалели времени на украшение своих самолетов "фюзеляжной живописью". Джонсон в этом плане не стал исключением, он летал на самолетах с собственными именами "HALF Pint", "Аll HELL", "Penrod and Sam" и др.
Воевать Роберт Джонсон начал на P-47C, а позже сражался на P-47D. За успехами летчика внимательно следили техники его самолета, отмечая на обшивке все победы аса. К 5 января 1944 года Джонсон одержал в воздушных боях 11 побед.
18 марта 1973г.: авиакомпании "Air Inter" передан пятый (последний) самолет Caravelle 12, на этом завершилось серийное производство самого удачного двухдвигательного европейского пассажирского самолета.
Главной ударной силой аргентинской авиации являлись пять Super Etendard, вооруженных ПКР AM39 Exocet. Эти самолеты потопили ракетами два британских корабля.
Первая пятерка аргентинских "Супер Этандаров" во время тренировочного полета во Франции. Лето 1981г.
M-21/D-21. В программе "Tagboard" были задействованы два самолета M-21 и тридцать БЛА D-21. Всего выполнили четыре воздушных старта БЛА с самолета-носителя, все со второго M-21 (60-6941). Первый старт произвели 31 июля 1966 года, а четвертый, при котором БЛА не полностью отделился от носителя, окончился катастрофой. После этого программу закрыли.
Одной из проблем для летчиков-испытателей стал поиск подходящей зоны, где можно было бы разогнать комплекс до скорости, на которой производилось отделение БЛА.
Designated M-12, this variant of the SR-71 was used several times to launch D-21 pilotless drones in Mach 3 launches similar to those proposed for the sub-scale NASP.
Без БЛА D-21 самолет M-21 обладал такими же высокими характеристиками, что и обычный A-12, но с дополнительной нагрузкой в виде "дочки" носитель становился очень вялым в управлении. Прямоточный двигатель БЛА, переведенный в рабочее состояние, мог быть использован для создания тяги в дополнение к двум двигателям J58 самолета M-21.
По соображениям секретности окна ангара были задрапированы черной тканью. На снимке - инженеры "Lockheed" крепят D-21 к заднему пилону M-21. Строжайшая завеса секретности окружала A-12, но режим секретности в отношении M-21 ужесточили еще больше. Видно, что БЛА еще не оснащен ПВРД.
F-14B: усовершенствованный Tomcat. 12 сентября 1973г.: для устранения едва ли не главного недостатка самолета F-14A - недостаточной тяги двигателей TF30 - фирма "Grumman" разработала с целью удовлетворения требований VFX-2 вариант F-14B, в который был модернизирован седьмой прототип YF-14. На F-14B установили двигатели P&W F401-PW-400, вариант двигателя F100, установленного на истребителях ВВС США F-15 и F-16. Первый полет F-14B выполнил 12 сентября 1973 года.
Истребитель из I./ZG 52 (на фюзеляже изображен белый дракон - эмблема группы) техники маскируют ветками. Место съемки - захваченный французский аэродром или же "аэродром подскока" группы в Нойхаузен-об-Эк, Германия.
Bf 110C из 5./ZG 26 выруливает на старт с затянутой маскировочной сетью стоянки, май 1940 года. На борту фюзеляжа в носовой части изображены белая собака (эмблема II группы) и пиковый туз в красном треугольнике (эмблема 5-й эскадрильи).
Bf 110C из ZG 26 выполняет полет на "свободную охоту" над южной частью Великобритании или над Францией, лето 1940 года. Буква "А" в кодировке самолета указывает, что машина, вероятно, принадлежит командиру эскадрильи.
Пара истребителей из 5./ZG 26 демонстрирует эффективность новой камуфляжной окраски (по новой пятнистой схеме окрашен самолет на переднем плане) в сравнении со старым камуфляжем темно-зеленого цвета. Немецкая подпись к снимку: "Над Англией, октябрь 1940 года".
Две пары Bf 110C в полете над Триумфальной аркой (в нижнем левом углу). Фотография отретуширована цензурой, но установлено - самолеты принадлежат V.(Z.)/LG 1 (код L1),
Снимок сделан во Франции летом 1940 года. Самолет из 1./ZG 52 либо "встал на нос" при взлете с полевого аэродрома или едва не скапотировал при посадке.
"Aircraft Hydro-Forming Inc." вывезла этот Model 5-AT Tri-Motor из Мексики и восстановила, после чего самолет в 1960-е годы эксплуатировала компания "American Airlines". На снимке самолет установлен на одной стоянке с авиалайнером Boeing 727-23 "Astrojet", полученным авиакомпанией в 1964 году.
Новая Зеландия получила 75 вертолетов UH-1D, первым в 1966 году был поставлен вертолет NZ3801.
В конце 1990-х годов пригодными к полетам оставались примерно 40 вертолетов UH-1H из 76 поставленных вооруженным силам Сальвадора; первый вертолет был поставлен в 1976 году.
UH-1D/H создавался как многоцелевой вертолет поля боя, он остается важнейшим компонентом ВС США и сейчас. Сверху и снизу носовой части фюзеляжа установлены резаки, предназначенные для перерезания проводов линий электропередач. Двери кабины больше, чем у вертолета Model 204.
Bell UH-1D Iroquios
English Electric Canberra B.Mk 62. Аргентинские Canberra из 2-й группы выполнили 54 боевых вылета, включая три полета на тактическую разведку и четыре дальних рейда для нанесения ударов по британским кораблям. Изображен самолет британской постройки, выполнивший 14 дневных и 22 ночных боевых вылета на бомбардировку.
Единственным подразделением САК ВВС США, получившим на вооружение GRB-36, стала 99-я стратегическая эскадрилья (авиабаза Фэйрчайлд, штат Вашингтон). На ее вооружении самолеты стояли менее года.
GRB-36F Peacemaker. К концу 1955 года GRB-36F FICON поступили на вооружение 99-го стратегического разведывательного авиакрыла. По данному проекту доработали 10 разведчиков RB-36D, параллельно в вариант RF-84K модернизировали 25 истребителей-разведчиков RF-84F. GRB-36F был способен транспортировать RF-84K на расстояние 4500 км.
26 октября 1973г.: первый полет выполнил прототип франко-германского учебно-тренировочного самолета Dassault-Breguet/Dornier Alpha Jet.
Вертолет AH-1G ранней постройки - один из немногих AH-1G с хвостовым винтом с левой стороны балки. Обратите внимание на закрытую турель с GAU-2B/A Minigun.
Bell AH-1F HueyCobra
10 апреля 1973г.: взлетел первый экземпляр 171-14031 самолета Boeing T-43A ВВС США, разработанный на основе гражданского лайнера 737-200 и предназначенный для штурманской подготовки.
28 июня 1973г.: в воздух поднялся первый серийный лайнер A300B2, вариант самолета A300B, заказанного авиакомпаниями "Air France" и "Lufthansa".
22 августа 1973г.: вслед за первым полетом модернизированного самолета Gates Learjet Model 26, который состоялся 4 января, в воздух поднялся первый пассажирский самолет VIP-класса Model 35.
Бомбардировщик Vulcan готовится к приему топлива от заправщика Victor K.Mk 2 во время одного из трех налетов на Порт-Стэнли. Другой Vulcan выполнил два успешных налета на аргентинские РЛС, еще два боевых вылета самолетов Vulcan пришлось отменить.
11 мая 1973г.: первый полет выполнил прототип самолета Dassault Mystere 30/Falcon 30, являвшегося непосредственным развитием самолета Mystere 20/Falcon 20.
Главным достижением фирмы BAC стала покупка американской авиакомпанией "American Airlines" 30 самолетов One-Eleven Series 401AK. Самолеты эксплуатировались с 1966 по 1972 год.
Фирма BAC вела агрессивную рекламную кампанию по продвижению варианта Series 400, для чего организовала турне лайнера по всему миру. Результатом предпринятых усилий стала продажа самолетов в Канаду, страны Латинской Америки, на Филиппины, в Испанию, США и ФРГ. Четыре Series 414EG приобрела компания "Bavaria Fluggesellschaft" (позже "Bavaria Germanair").
"Braniff International" получила 15 новых One-Eleven Series 200 в первой половине 1965 года. Компании BAC удалось потеснить на американском рынке местных производителей - "Douglas" и "Boeing".
Вариант Series 500 с удлиненным фюзеляжем был создан преимущественно в расчете на большой заказ от BEA. Авиакомпания BEA эксплуатировала лайнеры в базовом 97-местном варианте, в то время как наибольшую популярность завоевал 99-местный Series 500.
"British Airways" получила большинство ранее принадлежавших авиакомпании BEA самолетов One-Eleven. Часть самолетов BEA купила компания "British Caledonian". На снимке - Series 500.
Военные и экспериментальные One-Eleven. One-Eleven создавался как гражданский самолет, его военное применение не предполагалось. В разное время четыре One-Eleven использовались исследовательскими организациями Минобороны Великобритании: RAE (на снимке) и DERA (ныне QinetiQ). В том числе самолеты были задействованы в летных испытаниях РЛС истребителя Eurofighter Typhoon, а также для обучения слушателей школы летчиков-испытателей. В 2008 году пригодными к полетам оставались три машины.
Военные и экспериментальные One-Eleven. One-Eleven создавался как гражданский самолет, его военное применение не предполагалось. Первыми из военных в 1968 году два Series 217EA заказали австралийские ВВС, бразильцы закупили один Series 423ET в 1969 году (на снимке), а оманские ВВС купили один Series 485GD в 1974 году и еще два в 1975 году. Все машины являлись военно-транспортными самолетами с одной большой грузовой дверью и усиленным полом кабины.
Военные и экспериментальные One-Eleven. В США три One-Eleven Series 401AK эксплуатировала фирма "Northrop Grumman"; из них. по крайней мере, один (N162W), ранее эксплуатировался фирмой "Westinghouse" (на снимке) - на нем отрабатывалась и испытывалась бортовая электроника истребителя.
16 апреля 1973г.: бразильская региональная авиакомпания "Transair" начала эксплуатацию первого полученного 15-местного пассажирского самолета EMBRAER EMB-110C Bandeirante.
1 августа 1973г.: первый полет без включения двигателя выполнил экспериментальный летательный аппарат с несущим корпусом Martin Marietta X-24B, модернизированный из X-24A.
Два ряда иллюминаторов в бортах фюзеляжа указывают на наличие двух плауб на самолете XC-99.
Редкий цветной снимок Boeing Model 314 в полете. Огромные летающие лодки эксплуатировались, главным образом, авиакомпанией "Pan American" на тихоокеанских и трансатлантических маршрутах.
Прототип гидроплана Model 314 имел один киль сравнительно небольшой площади. Позже однокилевое оперение заменили двухкилевым, но путевая устойчивость все равно не вошла в норму как при движении по воде, так и в полете.
В толще консоли крыла имелись туннели, по которым борттехники в полете могли подобраться к любому двигателю для выполнения мелкого ремонта.
В годы войны летающие лодки Model 314 эксплуатировались одновременно в авиации ВМС и Армии США, в последнем случае гидропланы получили обозначение C-98. Экипажи гидропланов комплектовались из персонала авиакомпании "Pan American".
The Boeing 314-A Trans-Atlantic Flying-boat (four Wright Cyclone 709C-14AC1 engines).
Летающая лодка авиакомпании BOAC выполняет взлет. Компания использовала три летающие лодки данного типа в годы войны для рейсов через Атлантику.
17 апреля 1973г.: выполнил первый полет прототип сельскохозяйственного самолета PZL-106 Kruk, предназначенный для замены самолета PZL-101.
First prototype of the PZL-106 Kruk agricultural aircraft (400 hp Lycoming IO-720 engine)
21 мая 1973г.: в воздух поднялся первый Saab SF 37, разработанный на базе истребителя Viggen вариант самолета-фоторазведчика.
SF 37 overland reconnaissance version of the Saab 37 Viggen
Концепция ABC (Advancing Blade Concept). 26 июля 1973г.: первый полет выполнил прототип экспериментального вертолета Sikorsky S-69 (71-1472), получившего в Армии США обозначение XH-59A. Вертолет предназначался специально для исследования концепции ABC (Advancing Blade Concept) - соосного несущего винта с жестким креплением лопастей, что позволило отказаться от хвостового винта и увеличить полезную нагрузку.
В первом трехмоторном Model 4-AT отчетливо видны элементы конструкции самолета 2-AT - полукруглые иллюминаторы салона, открытая кабина пилотов. Позже самолеты 4-AT, получившие иллюминаторы иной формы и закрытую кабину летчиков, использовались фирмой Форда на линии Детройт - Кливленд.
Адмирал Ричард Бёрд получил зтот доработанный 4-AT-B (регистрационный номер NX4542, собственное имя "Floyd Bennett" в честь его бывшего пилота) от фирмы "Ford" для планировавшегося первого полета над Южным полюсом. Ранее Бёрд использовал самолет Fokker F.Vll/3m для своей арктической полярной зкспедиции. Полет длительностью 18 ч 50 мин и продолжительностью 2575 км состоялся 28-29 ноября 1929 года, самолетом управлял Бернт Бальхен. Для увеличения дальности и продолжительности полета на самолете были установлены дополнительные топливные баки. При доработке был увеличен размах крыла, двигатели Wright J-5 заменены на Wright Cyclone. Ныне самолет экспонируется в музее Форда в Дирборне, штат Мичиган.
Для ВВС США были построены 22 самолета: 13 для Авиационного корпуса Армии США и девять для ВМС и Корпуса морской пехоты. Все в транспортном варианте. Армия получила восемь 4-AT и пять 5-AT (военные обозначения в зависимости от варианта C-3, C-4, C-4A и C-9). Флот и морская пехота также закупили самолеты обеих модификаций, получившие обозначения XJR-1, JR-2, JR-3, RR-4 и RR-5. На снимке - RR-5, один из двух 5-AT-D, поступивших на вооружение ВМС. 5-AT-D именовали "Ford с высоким крылом", так как его центроплан был приподнят на 20 см для увеличения высоты кабины. Другим отличием являлась дверь прямоугольной формы. "Ford" также построил бомбардировочный вариант самолета Tri-Motor (XB-906-1). ВМС США была предложена модификация на поплавках, способная нести две торпеды, однако заказа на постройку такого самолета.
В 1970-1980 годы компания "Scenic Airways Inc." из Лас-Вегаса использовала этот самолет для полетов с туристами над Большим Каньоном и другими местными достопримечательностями.
Самым известным "долгожителем", выпущенным компанией "Ford", стал 5-AT-11, который летал в "Pan American" и TACA (Колумбия), а в августе 1945 года был куплен за 4500 долларов мексиканской авиакомпанией "TATSA", где получил регистрацию XA-HIL. Самолет использовался для перевозки людей и грузов между Масатланом и расположенным в районе Дуранго в каньоне небольшим аэродромом, обслуживавшим шахту. Самолет налетал на этих маршрутах 5376 ч, перевез более 65 000 пассажиров и порядка 7400 т грузов без единого происшествия. В 1966 году, когда записанный в паспорте самолета налет достиг почти 23 000 ч, машину купила авиакомпания "Island Airlines" из Порт-Клинтона, штат Огайо, эксплуатировавшая его до 1980-х годов в качестве туристского. В 2009 году самолет-ветеран занял достойное место в коллекции аэрокосмического музея в Сан-Диего.
Военные Tri-Motor эксплуатировались не только ВС США, но и ВВС Австралии, Канады и Республиканской Испании. Model 5-AT-CS - один из четырех самолетов данного типа с поплавковым шасси, закупленных ВВС Чили.
5-AT-B Tri-Motor. NC9688 стал последним из десяти самолетов 5-AT-B, поставленных в 1928-1932 годах авиакомпании "Pan American" - основному эксплуатанту самолетов Tri-Motor. Главным образом, они использовались в ее дочерних латиноамериканских компаниях - мексиканской СМА ("Compania Mexicana de Aviacion"), колумбийской "SCADTA", кубинской "Cubana" и "Panagra" (зарегистрированная в США компания, которая выполняла рейсы только в Латинской Америке). Парк самолетов Tri-Motor авиакомпании "Pan American" включал четыре машины Model 4-AT-E, десять Model 5-AT-B, восемь Model 5-AT-C и шесть Model 5-AT-D. Изначально NC9688 был поставлен в Мехико, но в декабре 1934 года его передали авиакомпании СМА, где он получил регистрацию XA-BCW. Самолет потерпел аварию 5 марта 1940 года недалеко от вулкана Сан-Мартин, обошлось без жертв.
5-AT-D Tri-Motor
Tri-Motor 60-х годов - Bushmaster 2000. В 1960-х годах "Aircraft Hydro-Forming Inc." модернизировала для авиакомпании "American Airlines" самолет 5-AT-D Tri-Motor в вариант Bushmaster 2000. На 15-местном прототипе (на снимке) были установлены три двигателя Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior. Первый полет эта машина выполнила в 1966 году, в серию самолет, предназначенный для труднодоступных районов, не передавался.
Одним из предшественников самолета Tri-Motor являлась модификация Stout Model 2-AT, которая эксплуатировалась в компании Форда "Stout Air Transport" с 1926 года.
Подавляющее большинство из 200 построенных Tri-Motor составили машины модификаций 4-AT и 5-AT, другие варианты строились либо ограниченными сериями, либо в единичных экземплярах. К ним относится 11-АТ-вариант 4-AT с тремя дизельными двигателями Packard, выполнивший первый полет в 1930 году (заказов на него не поступило). Транспортный одномоторный 8-AT использовался для отработки и испытаний различных силовых установок, включая двигатель жидкостного охлаждения Hispano-Suiza, затем был переоснащен двигателем Wright Cyclone и продан на Аляску. Самым радикально измененным вариантом стал 14-AT (на снимке) - попытка создания 40-местного пассажирского самолета, но машина выполняла только рулежки по аэродрому и ни разу не поднялась в воздух.
8 октября 1973г.: выполнил первый полет легкий двухместный самолет Fanliner, разработанный фирмами "Rhein-Flugzeugbau" и "Grumman", и оснащенный двигателем с вентилятором в кольцевом обтекателе.
5 августа 1973г.: первый полет выполнил прототип шестиместного самолета-амфибии Canadian Trident TR-1 Trigull-320 (C-F-TRI-X) с двигателем Teledyne Continental.
Вертолет Model 207 положил начало классической компоновке боевого вертолета с размещением двух членов экипажа тандемом - стрелка на переднем кресле и летчика на заднем.
NB-36H/X-6 от компании "Convair". Первый в мире самолет с ЯР на борту NB-36H (изначально XB-36H) проектировался по требованиям ВВС США от 1946 года. Стоимость программы - 1 млрд долларов. На фотографии - экипаж фирмы "Convair" у NB-36H.