Мировая Авиация 53
-
Ни один из двух прототипов А-40 не был оснащен полным комплектом бортового оборудования. В случае реализации проекта в полном объеме из "Альбатроса" вполне мог получиться очень эффективный морской авиационный комплекс.
Бе-42 "Альбатрос"
Бе-103
Бе-200
Самолеты МБР-2 разных модификаций эксплуатировались долго и успешно, а в годы Великой Отечественной войны им пришлось воевать почти на всех флотах
МБР-2
Fortress B.Mk III(SD). 100-я группа спецназначения была сформирована в ноябре 1943 года для координации в масштабах всего Бомбардировочного командования усилий по радиотехническому и "силовому" подавлению системы ПВО противника. Ранее задачи постановки помех выполнял ряд мелких разбросанных подразделений. Здесь изображен самолет 214-й эскадрильи специального назначения, базировавшейся в Оултоне.
Самолет Fortress Mk II FL459 "J" из 206-й эскадрильи в полете парой с другой машиной Берегового командования. Оба самолета в конце 1943 года базировались на Азорских островах. Под крылом и носовой частью фюзеляжа установлены антенны поисковой РЛС. Самолеты использовались для патрулирования Атлантики и охраны конвоев союзников на переходах из США в Великобританию и обратно.
На фотографии B-17F из Берегового командования хорошо видны обтекатель антенны РЛС под носовой частью фюзеляжа и антенна этой же РЛС над остеклением кабины штурманов. Самолет принадлежал 220-й эскадрилье и базировался на авиабазе Балликелла, Северная Ирландия.
Первый "Gustav" на заснеженном аэродроме Регенсбург, зима 1941-7942 годов. "VJ+WA" являлся первым из трех предсерийных Bf 109G-0. Обратите внимание на усиленный переплет герметичной кабины летчика.
На Bf 109G часто монтировали набор R 1 - подфюзеляжный держатель ETC-500 IXb для одной 500-кг бомбы. На фотографии: Bf 109G-6 из 3-й истребительной эскадры "Udet".
Pulk-Zerstorer. Несколько "G-6" вооружили системой WGr-21 (Werfergranate калибра 210 мм), представлявшей собой миномет, выстреливавший заряд массой 40 кг и предназначенный для поражения бомбардировщиков, находящихся в плотном боевом порядке (Pulk-Zerstorer - разрушитель группы). Система использовалась с некоторым успехом в частях ПВО рейха и в Северной Италии.
Bf 109G-6/R6 из I./JG 53 "Pick Асе" (Сицилия).
Одним из самых массовых конверсионных наборов для Bf 109G стал R6 - две подкрыльевых гондолы с одной 20-мм пушкой MG 151 в каждой. Доработанные набором R6 самолеты именовались "Kanonenboote" ("Канонерка"), На фотографии: Bf 109G-6/R6 из 13-й (словацкой) эскадрильи 52-й истребительной эскадры с бульбообразными выступами на фюзеляже в районе казенников пулеметов MG 131. Восточный фронт.
F-4G. Двенадцать модернизированных F-4B получили обозначение F-4G. На них установили аппаратуру передачи данных ASW-13, позволявшую выполнять перехват воздушной цели в автоматическом режиме по командам с земли, даже посадка могла выполняться без вмешательства летчика - для этого на самолете перед носовой опорой шасси установили убираемый радиолокационный отражатель. Десять из 12 самолетов F-4G с октября 1965 года принимали участие во вьетнамской войне в составе 213-й эскадрильи (VF-213). На время "командировки" во Вьетнам самолеты получили экспериментальную темно-зеленую окраску. В 1966-1967 годах все F-4G переоборудовали обратно в вариант F-4B, хотя некоторые элементы системы ASW-13 устанавливались на самолетах F-4B и F-4J.
F-4A (F4H-1/F4H-1F/Model 98AM). Вслед за двумя прототипами последовали 45 машин модификации F4H-1, позже обозначение изменили на F4H-1F, а в сентябре 1962 года - на F-4A. Самолеты первой партии (21 машина) являлись предсерийными и отличались друг от друга. На первых 19 из них были установлены небольшой обтекатель антенны РЛС и низкопрофильный фонарь кабины как у прототипов. Потом стали монтировать увеличенные обтекатели антенн РЛС и более высокие фонари кабин. Первые самолеты оснащались двигателями J79-GE-2A, позднее ставили J79-GE-8 (на фотографии). F-4A эксплуатировались в основном в испытательных и учебно-тренировочных частях.
F-4N. В рамках проекта "Вее Line" ВМС США модернизировали 228 F-4B в вариант F-4N, первый модернизированный самолет поднялся в воздух 4 июня 1972 года. Целью модернизации являлось, прежде всего, продление ресурса и модернизация БРЭО, в том числе установка нового вычислителя, а на воздухозаборниках смонтировали антенны системы РЭБ ALQ-126 (по ним легко определить данные машины). Самолеты сохранили установленные под носовой частью фюзеляжа ИК-системы слежения и двигатели J79-GE-8, на них также установили внедренные на F-4J внутренние секции предкрылков. Поставки модернизированных самолетов начались в 1973 году, на вооружении F-4N оставались до середины 1980-х годов. На фотографии - самолет из 321-й эскадрильи КМП США.
F-4B (F4H-1/Model 98AM). До сентября 1962 года F-4B строились под обозначением F4H-1. F-4B стал первой серийной модификацией самолета (всего построено 649 машин), а первый полет на нем выполнил 25 марта 1961 года Томас Харрис. Первые F-4B мало отличались от последних F-4A, но оснащались РЛС APQ-72, системой использования ядерного оружия AJB-3, автоматической системой управления полетом ASA-32 и полным комплектом пилонов для подвески внешней нагрузки. Двигатели J79-GE-8 или -8А и система предупреждения о радиолокационном облучении APR-30 ставились, начиная с 19-го самолета (до данного уровня доработали все ранее построенные машины). Поставки ВМС США начались весной 1961 года. Первой на F-4B перевооружили 121-ю истребительную эскадрилью (VF-121 "Pacemakers"), на базе которой велась подготовка экипажей для эскадрилий, дислоцированных на Западном побережье США. На Восточном побережье первой F-4B получила 101-я эскадрилья (VF-101 "Grim Reapers"). Первой боевой частью, получившей F-4B, стала 74-я эскадрилья (VF-74 "Bedevilers"), приписанная к авианосцу "Форрестол". Именно самолеты данной эскадрильи стали первыми F-4B, вступившими в бой 5 августа 1964 года в Тонкинском заливе. 9 апреля 1965 года экипаж F-4B из 96-й эскадрильи (VF-96) одержал первую победу в воздушном бою, сбив китайский МиГ-17. Карьера F-4B в авиации ВМС и КМП США оказалась долгой, последний самолет сняли с вооружения в 1978 году. Много F-4B прошло модернизацию в вариант F-4N, летающие лаборатории NF-4B и беспилотные мишени QF-4B.
В Пойнт-Мугу осуществлялись многие программы в области ракетных испытаний США. На фотографии представлена беспилотная мишень QF-4N.
Перед носовой опорой шасси истребителя F-4G просматривается убираемый радиолокационный отражатель, который в сочетании с радиолокатором SPN-10 позволял выполнять посадку на палубу авианосца в автоматическом режиме.
Варианты для ВМС и КМП США
Ударные самолеты сопровождали истребители F-8 Crusader, вооруженные четырьмя встроенными пушками и УР "воздух-воздух" Sidewinder с тепловыми ГСН. На снимке: два истребителя F-8 Crusader из 211-й эскадрильи авиакрыла авианосца "Хэнкок".
"Eastern Air Lines". Будучи стартовым заказчиком, "Eastern" приобрела 37 самолетов первой серии, но часть из них была сразу продана на вторичный рынок. Один самолет потерпел катастрофу 29 декабря 1972 года в Эверглейдсе. По финансовым причинам в январе 1991 года "Eastern" остановила свою деятельность, полеты самолетов прекратили. Большинство самолетов TriStar впоследствии было продано другим авиакомпаниям, главным образом - компании "Delta".
"Trans World Airlines". Авиакомпания TWA, один из стартовых заказчиков, приобрела 38 самолетов Series 1 для использования на внутриамериканских трансконтинентальных маршрутах. Несколько самолетов впоследствии доработали до уровня Series 50, и они эксплуатировались на трансатлантических линиях. Один самолет авиакомпании TWA сгорел при пожаре на аэродроме Бостона. Авиакомпания эксплуатировала самолеты данного типа с 1972 по 1997 годы.
BEA/"British Airways". Изначально заказанные авиакомпанией BEA девять самолетов Series 1 были в октябре 1974 года поставлены авиакомпании "British Airways", которая позже приобрела еще восемь TriStar 200 и шесть TriStar 500. Несколько самолетов модернизировали до уровня Series 50 или Series 100, они эксплуатировались дочерней компанией "Caledonian".
"Gulf Air". Межгосударственная авиакомпания Бахрейна, Омана, Катара и ОАЭ закупила семь новых TriStar и еще пять машин - на вторичном рынке. Парк лайнеров был смешанным - в него входили самолеты Series 100 и Series 200. Полеты последних пяти TriStar прекратили в 2001 году.
"Delta Air Lines". "Delta" стала крупнейшим покупателем самолетов TriStar, с октября 1973 года компания приобрела 44 новых лайнера и эксплуатировала их, главным образом, на внутренних линиях США. Еще некоторое количество самолетов данного типа было закуплено у других авиакомпаний. Позже самолеты TriStar 1 дополнили моделью TriStar 500, предназначенной для эксплуатации на трансатлантических линиях, а шесть ранних самолетов доработали до уровня TriStar 250.
"Pan American" приобрела TriStar одной из последних, закупив в 1978 году 12 машин Series 500 для использования на межконтинентальных линиях. В 1986 году компания "United" приобрела несколько самолетов у "Pan Am" и после недолгой эксплуатации продала их авиакомпании "Delta" и Королевским ВВС Великобритании.
"Air Canada". Национальный авиаперевозчик Канады приобрел 10 самолетов TriStar 1 и приступил к их эксплуатации в январе 1973 года на линиях, связывающих Канаду и США. Позже самолеты модернизировали до уровня TriStar 100 и поставили на трансатлантические маршруты. Авиакомпания также закупила шесть TriStar 500 и эксплуатировала их до 1993 года, когда на смену пришли Boeing 767.
"Air Lanka". Национальный авиаперевозчик Шри-Ланки начал эксплуатацию TriStar в 1980 году, когда в лизинг у "Air Canada" был взят лайнер TriStar 1. В 1982 году последовала покупка самолета на вторичном рынке, и в том же году компания заказала два новых TriStar 500, которые были поставлены в августе - сентябре 1983 года и использовались, главным образом, для полетов из Шри-Ланки в Лондон. Последний L-1011 снят с эксплуатации в 2001 году.
"British West Indian Airways". Зарегистрированная в Тринидаде авиакомпания закупила четыре TriStar 500 для использования на линиях, связывающих Карибы с Лондоном. Первый лайнер был поставлен в 1979 году, а последний самолет, L-1011-500, сняли с эксплуатации в 2001 году.
"All Nippon Airways". Основной японский авиаперевозчик закупил 21 TriStar 1 тремя партиями, первый самолет заказчик получил в декабре 1973 года. Самолеты эксплуатировались, главным образом, на внутрияпонских линиях.
LTU ("Lufttransport-Unternehmen"). LTU приобрела шесть новых самолетов, в том числе два Series 500. Компания использовала лайнеры для чартерных перевозок между городами Германии и курортами Средиземноморья. Со временем на вторичном рынке было куплено еще семь самолетов, включая лайнер, принадлежавший авиакомпании PSA (на фотографии).
"ТАР Air Portugal". ТАР закупила пять самолетов TriStar 500 для использования на линиях большой протяженности, первый был поставлен в 1983 году. Последний самолет сняли с эксплуатации в 1997 году, лайнеры продали чартерным операторам, таким как "LuzAir".
"ALIA" - "Royal Jordanian Airlines". "Alia" закупила восемь TriStar 500, в числе которых были последние построенные самолеты данного типа. Первый TriStar компания получила в сентябре 1981 года. В 1986 году авиакомпания стала именоваться "Royal Jordanian Airlines". Девятый самолет компании использовался для перевозок членов правительства, пока его не заменил A340-600.
"Pacific Southwest Airlines". PSA заказала три лайнера TriStar в конфигурации максимальной вместимости для использования на линии Лос-Анджелес - Сан-Франциско с опционом на закупку еще трех самолетов. Первый авиалайнер заказчик получил в июле 1974 года, но уже в 1976 году авиакомпания прекратила полеты TriStar из-за резкого повышения мировых цен на авиатопливо. Три самолета, предусмотренных опционом, так и не были выкуплены, но их построили и продали авиакомпании LTU.
На изображенном P-51B-5-NA Джентиле летал в марте 1944 года в составе 336-й эскадрильи. Позже ас на серебристом P-51D с подобными обозначениями совершил по США турне, в ходе которого собирались средства для фронта.
Истребитель P-51B, названный "Shangri-La", с подвешенными под крылом 284-литровыми топливными баками выруливает на старт, авиабаза Дебден. Летчику и самолету предстоит очередной боевой вылет на сопровождение бомбардировщиков B-17 американской 8-й Воздушной армии.
В начале войны налеты на объекты, имеющие сильную ПВО, в районе Ханоя выполняли бомбардировщики A-3 Skywarrior. По мере появления на ТВД более современных ударных самолетов A-3 переоборудовались в заправщики. На снимке: KA-3B выполняет посадку на авианосец после выполнения дозаправки в воздухе ударных самолетов. Другие модификации A-3, такие как EA-3B, использовались для ведения радиоэлектронной разведки.
Intruder выполняет взлет с передней катапульты авианосца "Рейнджер". Штурмовики A-6 существенно увеличили ударные возможности палубных авиакрыльев ВМС США, так как они могли действовать в сложных метеоусловиях, имели большой радиус действия и несли значительную боевую нагрузку.
Боевая карьера штурмовика A-7 Corsair II началась 4 декабря 1967 года. Самолеты данного типа обладали возможностью применять самые совершенные на тот момент авиационные средства поражения, состоявшие на вооружении ВМС США, включая ракеты Zuni, противорадиолокационные УР AGM-65 Shrike, кассетные бомбы, УР "воздух-поверхность" Bullpup.
Photographed in December 1968, an A-7A Corsair II of VA-147, the first Navy squadron to take the type into action, flies above the USS Ranger in the Gulf of Tonkin during operations against targets in Vietnam.
Летчики любили самолеты Venom, эти машины широко применялись в Малайе британскими и новозеландскими ВВС. На фотографии: линейка истребителей Venom из 14-й эскадрильи Королевских ВВС Новой Зеландии перед очередным боевым вылетом, авиабаза Тенга, 1958 год.
Самолеты британской авиабазы Тенга: запечатлена пара истребителей Venom, сопровождающих бомбардировщик Lincoln из 1-й эскадрильи австралийских ВВС (снимок сделан с самолета Pembroke из 31-й эскадрильи). Самолетами Venom были оснащены воевавшие в Малайе 45-я и 60-я эскадрильи британских ВВС и 14-я эскадрилья новозеландских ВВС.
В настоящее время в Польше самолеты Ан-12 больше не используются, но раньше эксплуатировалось более 20 самолетов данного типа. Большинство в транспортном варианте, хотя несколько самолетов, включая "красный 51", были доработаны для VIP перевозок.
Индонезия в 1969 году получила девять Ан-12, а в 1975 году на вооружение индонезийских ВВС поступил первый C-130B. Со временем C-130 стал стандартным военно-транспортным самолетом ВВС Индонезии. Пять уцелевших Ан-12 были возвращены СССР, а четыре Ан-12 индонезийских ВВС разбились.
Ан-12, показавший свою превосходную универсальность как транспортный самолет и самолет спецназначения, сегодня находится на закате своей карьеры в ВВС России. Но в других странах, например в Китае, он по-прежнему активно используется.
Данный Ан-12 сфотографирован в Саках, Крым, в 2000 году, но самолет на самом деле принадлежит авиации российского Краснознаменного Северного флота, потому и несет изображение белого медведя, хозяина Арктики. Самолет Ан-12ПС представляет собой вариант самолета Ан-12Б, созданный для поиска и эвакуации приводнившихся космонавтов, а также проведения поисково-спасательных операций на море. Самолет способен нести спасательный катер тип 03473 с командой спасателей из трех человек. Учитывая частое появление самолетов в районах плавания и проведения учений кораблей ВМС НАТО, на Западе предполагают, что реально Ан-12ПС в состоянии проводить визуальную и радиотехническую разведку.
Вариант Ан-12Б в 1963 году начали серийно выпускать авиазаводы в Ташкенте и Воронеже вместо Ан-12А. Этот Ан-12Б сфотографирован в Шперенберге в 1992 году, он оснащен ВСУ ТГ-16, выхлопное сопло которой просматривается в обтекателе левой основной опоры шасси. ВСУ обеспечивает автономный запуск основных двигателей. Односекционный триммер руля направления заменен двухсекционным с независимыми приводами секций. Внешние бомбодержатели на Ан-12Б не монтировались.
Советская армия готовилась к ведению войны в условиях широкого применения противником оружия массового поражения. Для установления факта применения такого оружия предполагалось использовать, в том числе, и специализированную модификацию Ан-12 с дозиметрами и устройствами забора воздуха и аппаратурой его анализа. Впервые данная модификация была идентифицирована на Западе в 1994 году, когда в Шперенберге удалось сфотографировать один из таких Ан-12РКР. Самолет представляет собой вариант Ан-12БП, оснащенный контейнерами цилиндрической формы, уста новленными по бортам в носовой части, а по правому борту фюзеляжа находятся длинный обтекатель и узел подвески специального оборудования в кормовой части фюзеляжа.
Ан-12БК широко использовался в качестве платформы для разного рода летающих лабораторий, задействованных в разнообразных программах летных испытаний систем и оборудования. Большинство таких самолетов базировались в Жуковском и Ахтубинске. ЛИИ им. М.М.Громова эксплуатировал несколько Ан-12, на верхней поверхности одного из них был смонтирован узел крепления для секции крыла и устройство для распыления воды (самолет использовался для изучения поведения разных аэродинамических профилей в условиях обледенения и противообледенительных систем). В кабине было оборудовано место для наблюдателя, самолет оснащался дополнительной измерительной аппаратурой и аппаратурой передачи данных. Другая летающая лаборатория в Жуковском была переделана из Ан-12БК (бортовой номер "43" красного цвета, на фотографии), она использовалась для испытаний и отработки катапультных кресел. В законцовках крыла были смонтированы кинокамеры, а вместо хвостовой стрелковой точки располагался модуль с катапультным креслом, вращавшийся относительно продольной оси, кресло в нем устанавливалось вдоль поперечной оси, что обеспечивало реализацию различных условий эксперимента. Катапультирование было возможно проводить под любым углом к плоскости полета, в том числе имитировать катапультирование в перевернутом полете (при этом сам Ан-12 выполняет нормальный горизонтальный полет). Катапультирование проводилось в диапазоне скоростей до 550 км/ч, высот до 10 000 м и скороподъемности до 25 м/с. Имитировалось также катапультирование на взлете при скоростях до 250 км/ч. Катапультное кресло устанавливалось как штатно - "лицом вперед", так и с разворотом на 180°.
После распада Чехословакии на два государства, Чехии и Словакии досталось по одному Ан-12. Оба самолета ныне сняты с эксплуатации. На фотографии - Ан-12 ВВС Словакии.
Иногда самолеты Ан-12 ВВС Египта летали с гражданской регистрацией, как представленный на фото "SU-AOI".
Индия стала одним из крупнейших импортеров самолетов Ан-12, которые использовались в индийских вооруженных силах на протяжении 30 лет в качестве военно-транспортных, воздушных командных пунктов и даже как бомбардировщики. Последний Ан-12 снят с вооружения ВВС Индии в 1993 году. Замена самолету пока так и не найдена. Изучался вопрос о закупке партии из 24 самолетов C-130, но к марту 2004 года поступил заказ лишь на шесть C-130J-30. В настоящее время транспортные перевозки в ВС Индии выполняют, главным образом, самолеты Ил-76 и Ан-32.
Порядка 15 самолетов Ан-12 получила Эфиопия, в 2009 году продолжало летать девять из них. Предполагалось, что после поставки в 1998 году Эфиопии четырех самолетов C-130B, эксплуатация Ан-12 в этой стране прекратится полностью, но этого не произошло.
Эфиопские Ан-12 помимо применения по прямому назначению неоднократно использовались и как бомбардировщики.
Один из двух Ан-12, состоявших на вооружении 1-го военно-транспортного авиаполка ВВС ЧССР, который базировался в Мошнове. Борт "2105" сфотографирован в 1991 году во время визита самолета в Великобританию. После распада Чехословакии в 1993 году данный самолет отошел ВВС Чехии.
На момент начала в 1991 году войны в Персидском заливе на вооружении ВВС Ирака состояло несколько Ан-12, еще примерно 40 машин эксплуатировала авиакомпания "lraqi Airways". Большинство иракских Ан-12 были уничтожены в той войне.
Два Ан-12 эксплуатировала югославская авиакомпания "JAT". Эти машины использовались, главным образом, для чартерных грузовых перевозок в Европе и на Ближнем Востоке.
Ан-12. На самолете, изображенном на рисунке, стоит регистрация авиакомпании "Аэрофлот", согласно которой он должен идентифицироваться как Ан-12БП. Было создано много модификаций самолета для нужд различных ведомств. Одними из наиболее интересных вариантов Ан-12 стали самолеты, предназначенные для постановки радиоэлектронных помех и ведения радиотехнической разведки. Они условно делились на самолеты индивидуальной (Ан-12Б-И и Ан-12БК-ИС) и групповой защиты (Ан-12ПП, Ан-12БК-ПП и Ан-12БК-ППС). Известны случаи, когда такие сверхсекретные самолеты окрашивались в цвета "Аэрофлота" или даже получали иностранную гражданскую регистрацию, например "YK-ANC". Кроме того, имелись еще и морские поисково-спасательные самолеты Ан-12ПС, способные доставлять спецкатер с командой спасателей.
Ан-12БП
9 сентября 1911г.: первая в Великобритании официальная перевозка авиапочты выполнена на моноплане Bleriot Густавом Хамелем с аэродрома Хендон, графство Мидлсекс, в Виндзор, графство Беркс.
Skyraider показал себя не просто как отличный штурмовик, а как многоцелевой самолет, способный решать широкий круг задач. Одним из многих вариантов стал самолет постановки радиопомех EA-1F.
Самолеты Canberra Бомбардировочного командования британских ВВС в 1955-1956 годах в рамках операции "Mileage" были переброшены из Бинбрука в Буттерворт. На снимке: самолет из 101-и эскадрильи (B.6). Дальневосточное командование британских ВВС собственные бомбардировщики Canberra получило в 1957 году.
На вооружении ВВС Китая продолжают состоять построенные по лицензии самолеты Y-8, но все Ан-12 оригинального производства с эксплуатации сняты. На основе базовой военно-транспортной модели Y-8 разработано несколько специализированных модификаций, включая изображенный здесь морской патрульный самолет.
2 июня 1910г.: Чарльз Стюарт Роллс готовится к выполнению первого удачного перелета через Ла-Манш и обратно на биплане Wright. Ролле погиб в Борнмуте 12 июля - первый британский авиатор, погибший в авиакатастрофе.
К моменту прибытия в Малайю вертолетов Bristol Sycamore способы применения вертолетов в джунглях уже были отработаны экипажами вертолетов Dragonfly из 194-й эскадрильи. С октября 1954 года 194-я эскадрилья "пересела" с вертолетов Dragonfly на HR.Mk 14 Sycamore. На снимке: вертолет Sycamore в джунглях.
Опытный дальний морской разведчик МДР-5. 1938г.
Экипаж самолета МДР-5 состоял из пяти человек: стрелка, штурмана, наблюдателя, пилота и радиста. Наблюдатель также выполнял обязанности стрелка кормовой установки.
Истребитель XF3J-1 отличала закрытая кабина летчика с развитым гаргротом, переходящим в киль.
Два Valiant из 214-й эскадрильи сфотографированы на первом этапе испытаний по осуществлению дозаправки в воздухе. В бомбоотсеке заправщика установлена система Mk 16 HDU, переднюю часть бомбоотсека занимают дополнительные топливные баки.
На фотографии изображен В.Mk 1А, производящий дозаправку в воздухе. Заправщики "Valiant" B(K).Mk 1 оснащались разработанным для В.Mk 2 электронным модулем слежения (ЕСМ), обеспечивающим эффективную защиту от высотных перехватчиков.
Valiant В (PR)K.Mk 1 из 543-й эскадрильи набирает высоту в ходе выполнения очередного разведывательного полета. Хорошо видны окна для объективов фотоаппаратов в створках бомбоотсека и в хвостовой части фюзеляжа. Самолеты данной эскадрильи были оснащены РЛС бокового обзора.
WP199 (первый серийный B.Mk 1) был передан фирме "Hawker Siddeley" для проведения летных испытаний двигателя с отклоняемым вектором тяги Bristol Siddeley Pegasus, предназначенного для СВВП Hawker Siddeley P. 1127. Опытный двигатель смонтировали в макете фюзеляжа СВВП, который подвесили в бомбоотсеке летающей лаборатории.
Главным соображением в пользу использования самолетов Valiant в качестве заправщиков стало увеличение радиуса действия бомбардировщиков и придания им способности выполнять задачи из положения "дежурство в воздухе". На фотографии: B(K).Mk 1 из 90-й эскадрильи дозаправляет Vulcan B.Mk 1А из авиакрыла, дислоцированного в Уаддингтоне.
Valiant B(PR)K.Mk 1 мог использоваться как бомбардировщик, заправщик или разведчик, в зависимости от конфигурации бомбоотсека. Изображенный на снимке самолет из 148-й эскадрильи несет под крылом дополнительные топливные баки емкостью по 7500 л.
Самолеты Valiant использовались для отработки авиационной ракеты с ядерной боевой частью Avro Blue Steel, которой затем вооружались бомбардировщики Vulcan и Victor. В отработке ракеты Blue Steel на полигоне Вумера в Австралии было задействовано пять самолетов Valiant.
Valiant WP204 recently modified for trials with Avro's Blue Steel.
Переход на тактику нанесения ударов с малых высот привел к появлению на самолетах Valiant камуфляжной окраски темно-зеленого и средне-серого цветов. Первыми стали отрабатывать нанесение ударов американскими ядерными бомбами с малых высот бомбардировщики авиакрыла, дислоцированного в Мархэме.
Египет получил, по меньшей мере, 24 самолета Ан-12, включая несколько постановщиков помех Ан- 12ПП, но считается, что фактически на самолетах Ан-12ПП лишь поменяли маркировку - машины оставались в составе ВВС СССР и пилотировались советскими экипажами.
Самолеты Bristol Brigand сменили устаревшие истребители-бомбардировщики Beaufighter на вооружении 45-й и 84-й эскадрилий, но карьера самолетов Brigand была недолгой из-за недостаточной прочности планера и большого количества летных происшествий. На снимке: Brigand из 84-й эскадрильи наносит удар по партизанам. В 1951 году Brigand заменили на истребители-бомбардировщики Hornet.
В Малайе впервые в истории в значительных масштабах были использованы вертолеты, в полной мере продемонстрировавшие свою незаменимость при ведении боевых действий в джунглях. На ТВД британцы перебросили вооруженные вертолетами Whirlwind 848-ю эскадрилью ВМС и 155-ю эскадрилью ВВС.
Самолеты британской авиабазы Тенга: запечатлена пара истребителей Venom, сопровождающих бомбардировщик Lincoln из 1-й эскадрильи австралийских ВВС (снимок сделан с самолета Pembroke из 31-й эскадрильи). Самолетами Venom были оснащены воевавшие в Малайе 45-я и 60-я эскадрильи британских ВВС и 14-я эскадрилья новозеландских ВВС.
Спроектированная на основе опыта, полученного при проектировании самолетов ЛЛ-143 и Бе-6, реактивная летающая лодка Р-1 сама послужила базой для создания очередного гидросамолета Г. М. Бериева - Бе-10.
Вторая мировая война завершилась прежде, чем самолеты Hornet поступили на вооружение строевых частей, а появление реактивных истребителей сделало их непригодными для частей ПВО. Тем не менее самый скоростной британский поршневой истребитель нашел свою нишу - он использовался как истребитель-бомбардировщик на Дальнем Востоке. На снимке: звено истребителей-бомбардировщиков Hornet из 45-й эскадрильи.
RF-4B (F4H-1P/Model 98DH). RF-4B для ВМС появился уже после разведчика RF-4C для ВВС и КМП США (в палубной авиации тактическая разведка выполнялась самолетами RA-5C и RF-8A/G). Первый полет RF-4B выполнил 12 марта 1965 года, его пилотировал Ирвинг Барроуз. Самолет разработан на базе F-4B. В носовой части фюзеляжа установлены фотоаппаратура, ИК-сканер и РЛС бокового обзора.
Последние 12 из 46 построенных машин получили "толстое" крыло от F-4J. Три последних самолета были построены с закругленными обтекателями под носовой частью фюзеляжа, которые также имелись на многих RF-4C (на фотографии). Разведчики поступили на вооружение смешанных разведэскадрилий VMCJ-2 и VMCJ-3, самолеты которых, начиная с 1966 года, использовались во Вьетнаме эскадрильей VMCJ-1. В 1975 году все RF-4B были сконцентрированы в эскадрилье VMFP-3, дислоцированной в Эль-Торо. С вооружения самолеты сняты в августе 1990 года.
Первый авиатор ВМС США. 23 декабря 1910г.: лейтенант Теодор Эллисон получил приказ прибыть в авиационный центр Гленна Кертиса (Норт-Айленд, Сан-Диего) для обучения пилотированию самолета. Первые уроки Эллисону дал сам Гленн Кертис на гидроаэроплане Curtiss Navy A-1 "Triad". В 1911 году Эллисон стал первым пилотом в ВМС США.
10 августа 1912г.: Ф.К. Маклин на двухпоплавковом гидросамолете Shorts S.33 с толкающим винтом пролетел в Лондоне под мостом Тауэр через Темзу.
Корабельные эксперименты Сэмсона. Январь - май 1912г.: лейтенант-коммандер Чарлз Рамни Сэмсон из британских ВМС стал первым британским летчиком, выполнившим взлете корабля. Сэмсон 10 января взлетел на самолете Short S.38 со специальной платформы, смонтированной в носовой части броненосца "Африка", находившегося тогда у острова Грейн. 9 мая Сэмсон впервые в мире взлетел с корабля, который находился в движении - он поднял S.38 в воздух с броненосца "Хиберния", во время военно-морского парада у Портленда (на фото). Корабль во время взлета самолета развил ход в 15 узлов.
Отсутствие у официальных структур интереса к современным самолетам-истребителям и к развитию теории войны в воздухе восполнялось энтузиазмом конструкторов, таких как братья Беркманс.
Фирма "Berliner-Joyce" разработала XFJ-1 в соответствии с требованиями "Design No.96" ВМС США на разработку одноместного биплана с крыльями небольшого размаха, способного разместиться в ангаре авианосца без необходимости складывать плоскости крыла.
Изображен OJ-2 из эскадрильи VS-6B ВМС США, 1933 год. Самолеты данного типа базировались на двух американских авианесущих крейсерах.
Из-за плохого обзора из кабины на посадке самолет P-16 не пользовался популярностью у летчиков, тем не менее, машина состояла на вооружении Авиационного корпуса Армии США и получила броскую окраску.
Шасси истребителя Bernard 12 включало основные опоры, колеса которых имели общую ось, и два V-образных хвостовых костыля, в то время как шасси Bernard 10 монтировалось на большом подфюзеляжном пилоне с дополнительными аэродинамическими поверхностями.
Конструктор самолета Жан Хуберт спроектировал Bernard 14 по схеме полутороплана, чтобы избежать свойственных биплану увеличения массы конструкции и лобового сопротивления.
Bernard 14
Истребитель Bernard 20 в соответствии с официальными требованиями французских военных спроектировал конструктор Луи Бешеро. Самолет обладал отличными летными данными, но оказался невостребованным. Перед открытой кабиной летчика установлен небольшой прозрачный козырек.
Bernard 20
AN530 - один из 20 самолетов B-17C Fortress Mk I, поставленных Великобритании. Первый боевой вылет в составе 90-й эскадрильи самолет выполнил 8 июля 1941 года - рейд на Вильгельмсхафен.
B-17C и B-17D. B-17C совершил первый полет в июле 1940 года; ВВС Армии США заказали 38 машин. Главные внешние отличия: замена бортовых блистеров пулеметов на фюзеляже окнами, изменена конструкция переднего блистера. Кроме того, установили дополнительные пулеметы, бронезащиту, а баки сделали проектированными. Применение двигателей R-1820-65 позволило увеличить максимальную скорость и дальность полета. 20 самолетов позднее передали британским ВВС, где они получили обозначение Fortress Mk I.
На фото: только что вышедшие с завода Fortress Mk I на американском аэродроме в ожидании отправки за океан. Нижняя турель оснащена всего одним пулеметом калибра 12,7 мм.
F-4J (Model 98EV). Вторым из основных серийных вариантов для ВМС и КМП США стал F-4J, существенно отличавшийся от предшественников. На нем установили двигатели J79-GE-10 с более длинными соплами и зависающие элероны, значительно снизившие посадочную скорость. Конструкцию шасси усилили, были увеличены размеры колес основных опор шасси, из-за чего пришлось сделать выступы под ниши на бортах фюзеляжа выше и ниже плоскостей крыла. Обновился состав БРЭО, в частности, установлена СУВ AWG-10 с радиолокатором APG-59. Самолеты претерпели несколько модернизаций, в частности, в обтекателях по бокам воздухозаборников были установлены системы постановки помех ALQ-126. Всего построили 522 F-4J, первый полет - 27 мая 1966 года, поставки начаты в декабре 1966 года. Первой на F-4J перевооружили 101-ю эскадрилью (VF-101), а вскоре F-4J оказались во Вьетнаме. 15 самолетов поставлено британским ВВС, где они получили обозначение F-4J(UK). Часть построенных истребителей модернизировали до уровня F-4S.
F-4S. После успешной реализации проекта "Вее Line" в ВМС США было принято решение о дальнейшей модернизации, затрагивающей конструкцию планера и БРЭО самолетов F-4J. Модернизированные машины получили обозначение F-4S. Первый из 248 таких самолетов поднялся в воздух 22 июля 1977 года. Помимо установки цифровой СУВ AWG-10B и малодымящих двигателей J79-GE-10B, принципиальным отличием данного варианта стали двухпозиционные "маневренные" предкрылки, позволившие существенно уменьшить радиусы виражей. Последний F-4S был снят с вооружения 112-й эскадрильи КМП США (VMF-112) в начале 1992 года.
В Пойнт-Мугу осуществлялись многие программы в области ракетных испытаний США. На фотографии представлен самолет управления беспилотными мишенями DF-4J.
Варианты для ВМС и КМП США