Мировая Авиация 54
-
Для выполнения боевых задач над заснеженной территорией A-10 нес временную белую окраску. Этот экземпляр совершает учебный полет в небе Аляски в 1982 году.
Авиабаза Эйелсон (штат Аляска) имела особенное значение для A-10 с тех пор, как в конце 1981 года самолеты прибыли туда в составе 18-й тактической истребительной эскадрильи. Причем подразделение было готово к быстрой отправке на корейский полуостров в случае обострения обстановки. Последний A-10 покинул базу на Аляске в 2007 году.
Не обладая высокими скоростными данными, A-10 отличался хорошей маневренностью на малых высотах. Это обеспечило ему хорошую живучесть в бою, а вскоре его задачи расширились - к борьбе с бронетанковой техникой добавились участие в поисково-спасательных операциях и работа в роли самолета передового наведения.
354-е ТИАКР было первым боевым подразделением, получившим A-10. На фотографии пара самолетов демонстрирует первоначально принятую схему окраски - MASK-10A.
Основной зоной ответственности A-10 стал Центрально-европейский ТВД. В 1980-х годах в Великобритании базировалось шесть эскадрилий, готовых отправиться на подготовленные передовые базы в Германии, чтобы сдержать наступление танковых сил стран Организации Варшавского договора.
355-е ТИАКР было известно как учебное подразделение A-10, хотя позже оно выполняло боевые задачи. Ясное и просторное небо Аризоны обеспечивало отличные условия для учебных полетов.
Самолеты A-10A, базировавшиеся в континентальной части США, составляли основу сил быстрого реагирования, будучи способны за короткий срок долететь до горячей точки. На фотографии A-10 выполняет рулежку по ВПП, на заднем плане виден F-4 Phantom египетских ВВС, египетская авиабаза, учения "Bright Star" 1982 года.
В 1993 году НАСА использовала один из самолетов-носителей X-15 (NB-52A) в качестве пусковой платформы для ракеты-носителя Orbital Sciences Pegasus XL. Запущенная на высоте 12192 м с борта носителя, эта ракета могла, в свою очередь, вывести на околоземную орбиту небольшой спутник. Первым коммерческим "двухступенчатым запуском" стал запуск спутника экологического контроля для Бразилии. Впоследствии NB-52 был заменен специально модифицированным авиалайнером Lockheed TriStar.
Одной из самых важных программ с участием B-52 стало его использование в качестве самолета-носителя экспериментального сверхзвукового исследовательского самолета X-15 компании "North American". На фотографии слева виден этот аппарат, он подвешен на специально установленном пилоне под правой плоскостью крыла B-52A. Стартовавший с его борта X-15 достиг высоты 107960 м и скорости 6605 км/ч.
По ходу программы X-15 были модифицированы два самолета B-52 - B-52A и B-52B. Позже NB-52A получил название "The High and Mighty One" и каждый удачный запуск отмечался значком на фюзеляже (снимок вверху). Хорошо виден дополнительный блистер на фюзеляже, позволявший экипажу контролировать отделение.
Изображенный B-52D использовался для испытаний турбовентиляторного двигателя CF6-50 (для самолетов A300B и DC-10 Series 30). Двигатель монтировался на правом внутреннем пилоне вместо двух штатных Pratt & Whitney J57. Испытания проводила компания "General Electric" в Летно-исследовательском центре ВВС США на авиабазе Эдвардс и в аэропорту Фэрбанкс в условиях низких температур. Все 19 полетов прошли без осложнений.
Изображенные самолеты Bf109F-2 сфотографированы еще до передачи заказчику. Хорошо видны стабилизаторы без подкосов и убираемое хвостовое колесо, характерные для данной модификации Bf 109. Новый вариант Bf109 и новая тактика позволили германским летчикам успешно противостоять действиям Королевских ВВС.
Самолеты ДРЛОиУ оказывали неоценимую помощь командованию в наблюдении за воздушными боями в реальном масштабе времени и обеспечении защиты воздушного пространства.
F6F-3, названный "The Minsi", стал вторым самолетом Hellcat Дэвида Маккэмпбелла и был назван в честь его подруги мисс Мери Блатц. "The Minsi" получил серьезные повреждения от огня зенитной артиллерии над Манилой в сентябре 1944 года и был заменен на F6F-5 "The Minsi II".
Самым известным Hellcat военного времени была ранняя модификация F6F-5 Дэвида Маккэмпбелла, названная "The Minsi III". На нем летчик сбил не менее 20 самолетов.
Уничтожение девяти вражеских самолетов во время одной операции было замечено отделом пропаганды ВМС США. Его самолет, "The Minsi III", был быстро отполирован и украшен 30-ю значками сбитых самолетов.1
21 октября 1944 года Маккэмпбелл сбил разведывательный самолет Mitsubishi Ki-46 и истребитель Nakajima Ki-27, доведя свой счет до 21 победы и став лучшим асом-истребителем ВМС США.
Рисунок на воздухозаборнике звериной пасти, изрывающей пламя, был отличительной чертой самолетов F8U-2 (F-8C) 84-й эскадрильи "Vagabonds" (позже "Jolly Rogers"), получившей эти машины в 1961 году и летавшей на них три года до перехода на F-4B Phantom II.
Наиболее совершенным вариантом Crusader, поступившим в авиацию ВМС, стал F8U-2NE (F-8E), имевший другую РЛС и способный нести больше вооружения класса "воздух-земля". На снимке: самолет, готовящийся к взлету с авианосца, несет 907-кг бомбу Mk 84 и восемь НАР Zuni.
Самолет F8U-2N (позже F-8D) был, возможно, самой лучшей модификацией Crusader. Оснащенный более мощным, чем у F-8C, двигателем J57 и лишенный вооружения класса "воздух-земля", он считался многими летчиками самым быстрым из всех Crusader и самым комфортным в полете.
Вариант "Two-sader" (спарка) самолета XF8U-1T (заводской № 143710) так и остался в единственном экземпляре. Двухместный самолет с дублированным управлением, предложенный для ВМС в качестве учебно-тренировочной машины, но не приобретенный ими, использовался затем компанией "Vought" как демонстратор, а позже - передан школе летчиков-испытателей ВМС и НАСА.
Было построено два прототипа F8U, первый (заводской № 138899) поднялся в воздух 25 марта 1955 года. Конструкция не требовала серьезной доработки, и вскоре после первого полета машина пошла в серию.
Возможность дозаправки в воздухе в конструкцию Crusader закладывалась с самого начала. На снимке: один из первых серийных F8U-1 принимает топливо от самолета-заправщика North American AJ-2 Savage.
Двухмоторные Hampden имели слабое оборонительное вооружение и не могли эффективно противостоять германским истребителям. Входе первых бомбардировочных операций Королевских ВВС многие Hampden были сбиты огнем Bf 109.
Два самолета Jaguar GR.Mk 1А британских ВВС базировались в Бахрейне и участвовали в охоте на иракские "Скады" с 11 февраля 1991 года. Один самолет мог нести стандартный контейнер BAe (на снимке), а другой - контейнер LOROP (оба подвешивались под фюзеляжем).
TriStar 100, "Air Sweden" (на хранении в Таксоне)
TriStar 50, "American Trans Air"
TriStar 50, арендованный "Rich International"
Правительственный самолет. Достоинства TriStar 500 легко открыли ему путь в парк правительственных VIP-машин. Три самолета были оборудованы роскошным салоном и дополнительными средствами связи. На фотографии вверху представлен JY-HKJ - персональный самолет короля Иордании Хусейна. Другие правительственные TriStar - это два самолета (HZ-HM5 и HZ-HM6), принадлежавшие VIP-парку национального авиаперевозчика Саудовской Аравии. Один из них, последний построенный TriStar, первоначально поставлен алжирскому правительству под обозначением 7T-VRA.
TriStar 100, "Worldways Canada"
Летающий госпиталь. Один TriStar 100 приобрела организация "Operation Blessing", сделав из него самый большой в мире летающий госпиталь. Переоборудованием занимался "Lockheed Aeromod Center" (Таксон), самолет был предназначен для оказания неотложной помощи по всему миру и включал операционную, пред- и послеоперационную палаты, палату для осмотра пациентов, зону подготовки хирургов, кабинеты стоматолога и отоларинголога, приемную и аптеку. Для проведения длительных операций на земле на самолете была смонтирована дополнительная силовая установка и система очистки воды.
Поступившие на вторичный рынок самолеты TriStar приобретались авиакомпаниями, которые зачастую конвертировали их в грузовые. Но иногда самолеты использовали для выполнения необычных, специальных задач.
В 1995 году TriStar (фото, вместе с сопровождающим F/A-18D) использовался в эксперименте, проводимом с целью улучшения летных качеств большого транспортного самолета ("Adaptive Performance Optimization study"), снижения расхода топлива на крейсерском режиме путем улучшения управления крылом с помощью бортового компьютера.
НАСА совместно с компанией "Orbital Science" использовала TriStar в различных исследовательских программах. В 1970-х годах Летно-исследовательский центр им. Драйдена проводил исследования инверсионного следа летательных аппаратов (на снимке) на самолетах L-1011 и Boeing 747.
Запуск космического аппарата. TriStar использовался и в качестве платформы для запуска ракеты-носителя Pegasus XL, первоначально испытывавшейся на самолете НАСА NB-52. Ракета-носитель Pegasus, запущенная с TriStar на высоте около 11 580 м, вывела на орбиту небольшой спутник весом 454 кг. Компания "Marshall" выполнила переоборудование TriStar 100, принадлежавшего до этого "Air Canada", и самолет в новом обличий впервые поднялся в воздух 12 июля 1993 года. С августа он прошел испытания с Pegasus и произвел реальный сброс ракеты-носителя 27 июня 1994 года, а 3 апреля 1995 года был выполнен ее первый управляемый запуск с TriStar.
Грузовая модификация L-1011F. В конце 1980-х годов TriStar стали конвертировать в грузовые самолеты. Новыми элементами конструкции стали: большая грузовая дверь с левого борта, открывающаяся вверх; удароустойчивые переборки в начале и в конце грузовой кабины; затемнение окон кабины; усиление пола кабины; различные системы загрузки-выгрузки и перемещения грузов. Первый такой самолет (TriStar 1, исполнитель - компания "Pemco") с дверью размером 2,84 х 4,32 м совершил полет 7 мая 1987 года. Компания "Marshall" из Кембриджа является основным поставщиком грузовых модификаций, предлагая самолеты L-1011F, созданные на базе TriStar 200, с грузовым люком 2,94 х 3,94 м. Первым их покупателем стала "American International Airways" (на снимке), а позже самолеты закупали "Arrow Air" и "Millon Air".
81-я эскадрилья, оснащенная Spitfire Mk VB, вошла в состав крыла "Hornchurch" и в течение лета 1941 года активно участвовала в воздушных сражениях над Францией.
На фотографии Boeing B-52G, вооруженный ракетами малой дальности SRAM, выполняет учебный полет над Канзасом (скорость 965 км/ч, высота полета 6400 м). На внешней подвеске он может нести до 12 ракет SRAM с дальностью пуска до 185 км. Основной задачей данной ракеты с инерциальной системой наведения было подавление объектовой ПВО.
Этот B-52G, принадлежавший 4515-му тактическому крылу Летно-исследовательского центра ВВС США (авиабаза Эдвардс, штат Калифорния), нес блестящую белую окраску в течение всей своей службы. Он участвовал в различных испытаниях в рамках программ создания КРВБ ALCM, бомбардировщиков B-1A и B-1B, средств РЭБ. На фотографии - старт крылатой ракеты ALCM с борта B-52G.
Тяжело нагруженный B-52G взлетает с британской авиабазы Фэйрфорд в рамках операции по нанесению круглосуточных ударов по силам иракской Республиканской гвардии во время войны в Персидском заливе (1991 год). B-52 совершили 1624 боевых вылета, сбросив 25 700 тонн бомб (29% от всей массы авиационных боеприпасов, использованных в ходе той войны).
B-52G Stratofortress
B-52H-140-BW Stratofortress. Несмотря на солидный возраст, B-52H остается одним из важнейших самолетов в парке ВВС США. Ни один самолет не может превзойти его по возможности комбинации различных видов вооружения, массе полезной нагрузки и дальности. На рисунке показан B-52H из состава 20-й бомбардировочной эскадрильи "Buccaneers" 2-го бомбардировочного авиакрыла Восьмой воздушной армии. Эскадрилья базируется на авиабазе Барксдэйл (штат Луизиана) и объединяет все B-52H, способные нести ракеты AGM-142A Raptor (Have Nap). Свою историю 20-я эскадрилья ведет с 26 июня 1917 года, когда ее летчики стали первыми, кто нанес бомбовый удар по противнику, используя самолеты американского производства DH-4. Во время Второй мировой войны 20-я эскадрилья участвовала в первом налете на Рим в июле 1943 года, а затем - в ходе войны во Вьетнаме - в операции "Linebacker".
"Airbus" - вехи малые и большие. 2002 год ознаменовался для "Airbus" двумя знаменательными событиями - первым полетом самого маленького в семействе"Airbus" A318 и передачей заказчику самого большого из построенных к тому времени самолетов, 380-местного A340-600. 22 июля в Хитроу авиакомпания "Virgin Atlantic" получила свой первый A340-600, после чего машина перелетела в Фарнборо для участия в авиашоу. "Virgin" стала стартовым заказчиком этого широкофюзеляжного самолета, оснащенного двигателями Rolls-Royce Trent 500, разместив в 1997 году заказ на 10 машин с опционом еще на восемь. Авиакомпания использовала данные самолеты на линии Лондон - Нью-Йорк.
19 февраля 2002г.: первый прототип EMBRAER 170 (PP-XJE) поднялся в воздух в Сан-Хосе-дос-Кампос. К концу июля первые полеты вслед за PP-XJE совершили еще пять прототипов.
20 декабря 2002г.: поднялся в воздух первый прототип реплики немецкого реактивного истребителя Me 262 (N262AZ). Машина была оснащена двигателями General Electric J85 - взамен оригинальных двигателей Jumo.
18 октября 2002г.: "Boeing" раскрыл факт существования экспериментального самолета "Bird of Prey". Машина, разработанная подразделением "Boeing Phantom Works", использовалась для отработки технологий в области снижения заметности ЛА. Программа стоимостью 67 млн долларов включала 38 испытательных полетов, первый из которых состоялся в 1996 году.
Французская армейская авиация использовала один разведывательный вертолет Puma, оснащенный упрощенным вариантом экспериментальной системы Orchidee. В период с 3 по 27 февраля вертолет совершил 24 вылета, включая несколько полетов для обеспечения действий американских ударных вертолетов AH-64.
HS.748 Series 2A. Компания "Bahamasair" использовала пять различных самолетов серии 2А в 1979-1993 годах. Рассчитанный на 48 пассажиров самолет эксплуатировался на местных авиалиниях, связывающих цепь Багамских островов с островами Терке и Кайкос.
Компания "Cameroon Airlines" использовала этот Super 748 на местных авиалиниях, начинавшихся в Дуала. Модель претерпела ряд усовершенствований, включая переделанную кабину и установку двигателей с глушителем.
ВВС Эквадора получили пять самолетов модели 748 серии 2А, два из которых сохранились в 1111-й транспортной эскадрилье. Один самолет (FAE-001) использовался для полетов VIP-персон.
Самолет Avro 748MF (на снимке - Andover C.Mk 1 британских Королевских ВВС) был модификацией модели 748, оборудованной грузовой рампой и имеющей скошенную вверх хвостовую часть фюзеляжа.
Строительство четырех прототипов модели 748 началось в феврале 1959 года, но только 16 месяцев спустя первый из них, G-APZV, пилотируемый старшим летчиком-испытателем Дж. Харрисоном, впервые поднялся в воздух.
20 августа 2002г.: T-50, разработанный компанией "Korea Aerospace Industries" совместно с "Lockheed Martin", стал первым южнокорейским сверхзвуковым самолетом. Второй прототип T-50 поднялся в воздух 8 ноября.
31 августа 2002г.: первый Lear jet 40 (N40LX) был создан на основе конструкции прототипа Lear jet 45, но имел укороченный фюзеляж. Первый полет серийного Lear jet 40 (N40U) состоялся 7 сентября.
J-7152. Один из партии в 35 самолетов Mk III, заказанных Королевскими ВВС. Данный тип самолетов находился на вооружении 111 -й эскадрильи "Treble One", базировавшейся в Даксфорде с июня 1924 по ноябрь 1926 года - до перевооружения на самолеты модификации Mk IIIA.
J-8834. Изображен самолет из первой партии в 42 машины, построенной "Bristol Aeroplane Company". Он несет отличительные красные полосы 1-й эскадрильи, эксплуатировавшей самолет с февраля 1927 по февраль 1932 года.
В то время запуск двигателя обычно производился с помощью стартера Хакса. На фотографии Siskin Mk III перед запуском с прикрепленным к втулке воздушного винта валом стартера.
Канадские ВВС использовали несколько Siskin, включая восемь таких Mk IIIA с полозковым шасси и два двухместных Mk IIIDC.
A ski-equipped Siskin IIIA of the RCAF.
Siskin III two-seater
24 апреля 2002г.: с передачи первого экземпляра, заказанного французской "Securite Civile", начались серийные поставки вертолета Eurocopter ЕС 145. С 10 декабря ЕС 145 начали поступать в подразделения французской жандармерии для замены Aerospatiale Alouette III.
Первый специально разработанный по требованиям британских ВВС двухмоторный истребитель Westland Whirlwind поступил в эксплуатацию в 263-ю эскадрилью в июне 1940 года, а в сентябре того же года - в 137-ю эскадрилью. Обладая отличными летными качествами на малых высотах, Whirlwind оказался неэффективным на большой высоте. Его использование постепенно ограничилось решением задач легкого маловысотного бомбардировщика.
Днем на малой высоте Whirlwind почти не имел себе равных по скорости и вооружению. Самолет на фотографии несет под каждой плоскостью по одной бомбе калибра 113 кг.
Прототип самолета модели Shark, изображенный здесь, был в основном идентичен серийным машинам модификации Mk I. Обратите внимание на подвешенную под фюзеляжем 680-кг торпеду.
Blackburn Shark III
24 июня 2002г.: поднялся в воздух первый серийный Agusta-Bell AB139 (l-ANEW). 22 июля Береговая охрана США объявила о выборе AB139 победителем тендера, объявленного в рамках программы "Deepwater".
Первый Siskin SR.2 сразу после сборки. Хорошо виден подфюзеляжный киль, имевшийся и у Siskin Mk III.
Истребитель Armstrong Whitworth Siskin S.R.2 весной 1919 года выполнил первый полет в Рэдфорде. На нем стоял звездообразный двигатель Dragonfly.
Два самолета Е-8 J-STARS принимали участие в операции "Буря в пустыне". С помощью полученной ими информации командования ВВС и сухопутных войск могли правильно организовать наступательные операции, а иногда - наоборот, избежать нежелательного столкновения с противником.
Принимавшие участие в войне самолеты RC-135 совершали длительные полеты, 14-часовая операция была вполне обычным явлением.
Самолеты Bernard 73 и 74 (на фотографии) оснащались плотно закапотированным двигателем с обтекателями на головках цилиндров.
Bernard 191GR.2 с изображением аиста на борту и именем "Oiseau Canari" (канарейка) находится в Музее авиации в Париже.
8 ходе испытаний модели 260 проверялись также фиксированный радиатор в нижней носовой части, пара радиаторов на основных стойках шасси и радиатор спереди.
На самолете Н.52 испытывались двух-, трех- и четырехлопастные винты.
ВМС Франции отказались от Bernard H.110 еще на начальной стадии разработки и разместили заказ на самолет Loire 210, обошедший в конкурсе модель Romano R.90.
The sole prototype of the Bernard H.110 fighter floatplane which was completed by the Societe Schreck.
Модернизированный самолет V.2.01 имел уменьшенную площадь крыла, измененные обтекатель двигателя и масляный радиатор. Мощность двигателя Hispano-Suiza 12Gb составляла 600 л. с. (447кВт)
Самолет CL.ll, схожий по размерам с CL.I, мог подниматься на высоту 4000 м всего за 5 минут.
Land/Sea Monoplane хорошо нес службу, пока не разбился в Боунессе
Самолет G-AAXP был прототипом Saro Segrave Meteor I. Позже В-1 совершил несколько туров по Европе, не вызвав, впрочем, серьезного интереса у потенциальных покупателей.
Представленный здесь самолет G-ACBJ окрашен по стандартной для учебных самолетов в военное время схеме, машина использовалась в летных школах компании "Blackburn". С февраля 1942 года он стал учебно-тренировочным самолетом Учебного авиационного корпуса.
Изображенный на фотографии самолет G-AEBJ оставался в конце 1990-х годов единственным в Великобритании самолетом модели В-2, годным к полетам. Отличительной особенностью данной модели было размещение пилотов бок о бок, что хорошо заметно, пилот сидит слева. Также видна цельнометаллическая конструкция самолета.
Blackburn B-2
Самолет S1573, первоначально отправленный в 810-ю эскадрилью британской морской авиации (ее схему окраски и несет изображенный самолет), был переделан из Ripon IIА и позже продан Новой Зеландии.
Самолет КЗ589 был одним из двух предсерийных Baffin. Он был приобретен для проведения испытаний в 1933 году и продан на слом уже в 1937 году.
"Airbus" - вехи малые и большие. 2002 год ознаменовался для "Airbus" двумя знаменательными событиями - первым полетом самого маленького в семействе"Airbus" A318 и передачей заказчику самого большого из построенных к тому времени самолетов, 380-местного A340-600. Прототип A318-100 (фото) поднялся в воздух 15 января с аэродрома Финкенвердер в Гамбурге. Второй полет машина, оснащенная уже двигателями CFM56-5, а не Pratt&Whitney PW6000, совершила 2 августа. Разработка 107-местного A318 начата на базе A319 в апреле 1999 года, к моменту первого полета уже имелись заказы на 114 машин от девяти авиакомпаний.
31 июля 2002г.: с аэродрома Пайн-филд (штат Вашингтон) впервые поднялся в воздух прототип самолета Boeing 747-400ER (N747ER). Самолет стал уже 1308-м по счету "Jumbo Jet", собранным на заводе в Эверетте (штат Вашингтон).
Апрель 2002г.: в течение 10 дней в Великобритании, Италии и Германии поднялись в воздух три первых серийных двухместных Eurofighter Typhoon. Первой с аэродрома Турин-Кассель взлетела вторая, итальянская, серийная машина (IPA 2/PT002). Первый немецкий серийный истребитель, IPA 3/PT003 (фото), поднялся в воздух 8 апреля в Манчинге. А первый серийный самолет британской постройки (IPA 1/PT001) поднялся в воздух в Уортоне 14 апреля.
1704-я разведывательная эскадрилья была на временной основе сформирована в Таифе (Саудовская Аравия) и оснащалась самолетами-разведчиками U-2R и TR-1A, привлекавшимися в основном к ведению радио- и радиотехнической разведки.