Мировая Авиация 62
-
Несмотря на крутой вираж, этот Bf 109G не может уйти от огня преследующего его американского истребителя. Абсолютное численное превосходство ВВС США и Великобритании, в конце концов, сломило сопротивление опытных немецких ВВС на Западе.
Первый Mosquito (W4050) был тайно собран в Солсберри-Холл неподалеку от мастерских Хэтфилда в Хертфордшире. Самолет был целиком окрашен в желтый цвет и, как видно на снимке, укрыт брезентом для маскировки от немецких ВВС.
Летчики и наземный персонал собрались около выстроенных в линейку Mosquito B.Mk IV на основной для этих машин базе британских ВВС Мархэм, конец 1942 года. С ноября 1941 -го года эти легкие бомбардировщики вошли в строй 105-й эскадрильи и использовались для дальних рейдов над Европой. Их скорость позволяла им летать без сопровождения истребителей.
Самолеты B.Mk IX с моторами Merlin с двухступенчатыми нагнетателями могли действовать с больших высот, а машины B.Mk XVI (на фотографии) имели герметизированную кабину. .
Оборудованный герметичной кабиной Mosquito В.Mk XVI мог летать на высоте 12 192 м. Этот самолет принадлежал 571-й эскадрилье легких бомбардировщиков-целеуказателей, сформированной в апреле 1944 года на базе Даунхэм Маркит в составе 9-й авиагруппы.
С сентября по октябрь 1940 года на фюзеляжах некоторых самолетов 303-й эскадрильи, включая изображенный Hurricane Mk I № P3120/RF-F, были нанесены красные диагональные полосы, означавшие, что это командирские машины. Урбанович был одним из пилотов, летавших на этой машине.
Летчики 303-й эскадрильи, слева направо: ферич, Кент, Гржещак, Радомский, Зубач, Локучевский, Роговский и Шапошников на фоне истребителя Hurricane Mk I № V6684/RF-F Витольда Урбановича.
Этот истребитель P-47D-11 из 379-й эскадрильи 362-й истребительной группы 9-й Воздушной армии США несет пару сбрасываемых баков на 568 л бензина для увеличения радиуса действия.
Позднее Урбанович летал на истребителе Spitfire Mk II № P8041/RF-E. Окраска самолета сильно пострадала от интенсивной службы.
Самолеты North American T-6G активно использовались в качестве легких штурмовиков во время войны в Алжире. Примерно 700 таких машин были на вооружении 28 эскадрилий. Из них в составе группы GALA 72 временами действовало не менее 21 эскадрильи. Самолеты T-6G вооружались двумя контейнерами с пулеметами калибра 7,5 мм, напалмом, бомбами калибра 10 кг или ракетами.
Type 827 и 830 использовались в качестве бомбардировщиков и патрульных самолетов. В Восточной Африке они действовали с вооруженных лайнеров. Type 830 на снимке несет необычный камуфляж.
Торпедные атаки британской морской авиации. 12 августа 1915г.: британский авианесущий корабль "Бен-Ма-Кри", выйдя 21 мая 1915 года из базы Гарвич (Эссекс) дошел до пролива Дарданеллы, доставив два гидросамолета Short Тип 184. При охоте на вражеские суда в заливе Ксерос из-за сильной жары продолжительность полета этих самолетов составляла всего 45 минут. 12 августа при патрулировании у Инже Бурну флайт-коммандер С.Х. К. Эдмондз заметил большой пароход и на дальности 274 м сбросил 356-мм торпеду с высоты 4,5 м. Эдмондз стал первым пилотом, атаковавшим корабль авиационной торпедой.
5 октября 1914г.: первый самолет, сбитый в воздушном бою. Сержант Жозэф Франц и капрал Каналь из эскадрильи VB24 пулеметным огнем со своего Voisin сбили немецкий Aviatik над Жоншери.
Dornier Do 217 так и не стал удачным ночным истребителем; построили всего 364 машины этой версии, в том числе более 200 - в 1943 году. Почти все они относились к типу Do 217N-2 с двигателями жидкостного охлаждения DB 603A.
Вблизи: Установка пулемета MG 131 на бомбардировщике Do 217E-2
3 ноября 1915г.: пилотируемый флайт-сублейтенантом X. Ф. Фаулером самолет Bristol Scout С на колесном шасси впервые взлетел с палубы корабля "Виндэкс" британского ВМФ.
Переделанные из машин TBM-3E, самолеты TBM-3W2 вступили в строй эскадрилий ПЛО в 1950-1951 годах и служили в качестве противолодочных вместе с машинами TBM-3S.
Вертолеты Piasecki-Vertol H-21 действовали в Алжире как в морской, так и в армейской авиации Франции. На этом H-21C нанесены обозначения части GH-2, базировавшейся в начале 1962 года на авиабазе Сетиф.
Тяжелый истребитель Lockheed P-38 Lightning был довольно неуклюжим в ближнем бою, но он ценился за большой радиус действия, значительную бомбовую нагрузку и в целом хорошие летные характеристики. На рисунке один из самолетов P-38J-10 338-й эскадрильи 55-й истребительной группы ВВС США, базировавшейся в конце 1943 года в Натхэмпстэде, Англия.
RF-101C Voodoo. Законцовка киля этого самолета окрашена в синий цвет и белый "горошек" - это цвета 45-й эскадрильи тактической разведки с авиабазы в Тан Сон Ньят. Надпись на носу "Luv Bug" продержалась недолго. Этот самолет был известен как один из шести поставивших рекорд в "Гонках за солнцем", и тогда на нем было написано прозвище "Cin Min". Взлетев под управлением пилота Рэя Шрекенгоста, он первым установил рекорд перелета "от побережья к побережью", с востока на запад, но вскоре этот рекорд был побит следовавшей за ним машиной. Этот самолет, налетав 6604,9 часов, ныне хранится в Музее ВВС США.
Единственный прототип JF-101A был девятым экземпляром F-101A с двигателями J57-P-53, предназначенными для модели F-101B. 12 декабря 1957 года в полете из серии испытаний "Файруол" JF-101A разогнался до скорости 1943,43 км/ч, отобрав мировой рекорд скорости у британского самолета Fairey Delta 2.
F-101C, фактически идентичный F-101A, разработали для нанесения ядерных ударов на дальности до 1600 км по целям в Советском Союзе и в Восточной Европе. Для максимального приближения к целям 27-е крыло тактических истребителей перевели на базу ВВС Англии Бентуотерс/Вудбридж. По красным полосам на хвосте Voodoo можно определить, что это самолет 78-й эскадрильи тактических истребителей (TFS) из состава 81-го тактического авиакрыла (TFW).
Последние в ВВС США машины типа F-101B до 20 сентября 1982 года применялись в Центре вооружения ПВО на базе Тайндол для осуществления радиоэлектронного противодействия (виден контейнер РЭБ). Несколько ранее в том же году последние F-101B Voodoo сдала 111-я эскадрилья истребителей-перехватчиков Национальной гвардии штата Техас.
F-88, задуманный в качестве дальнего истребителя сопровождения стратегических бомбардировщиков, так и не пошел в производство, но стал прообразом для самолета F-101 Voodoo. Первоначально Voodoo также разрабатывался в качестве дальнего истребителя, но служил в трех других ипостасях: ядерный бомбардировщик, тактический разведчик и истребитель ПВО. В этой роли он служил в Канаде до конца 1980-х годов.
35 RF-101A, изначально предназначавшихся для Управления стратегической авиации США, в итоге служили в Управлении тактической авиации. При проведении операции "Boom Town" в октябре 1959 года отмечалась временная передача восьми RF-101A тайваньским ВВС.
RF-101C с конца 1957 года поставлялись в 432-ю авиагруппу тактической разведки. Годом позже их перевели в 363-е крыло тактической разведки, чьи обозначения видны на этом самолете. Самолеты 363-го авиакрыла совершили 82 боевых разведывательных полета над Кубой во время "ракетного кризиса".
RF-101C поставлялись в 432-ю группу тактической разведки в Шоу с конца 1957 года. На следующий год их перевели в 363-е крыло тактической разведки, чьи обозначения видны на этом самолете. В это крыло вошли две эскадрильи (20-я и 29-я TRS) и учебная часть (441-я CCTS). Самолеты из Шоу совершили 82 боевых вылета на разведку во время Кубинского кризиса 1962 года.
RF-101C был первым реактивным самолетом ВВС США, выполнявшим задания в Юго-Восточной Азии в составе 15-й и 45-й эскадрилий тактической разведки в Сайгоне (отряд "Пайп Стем") и Дон Муанге (отряд "Эйбл Мейбл") с ноября 1961 года. На этих самолетах сразу же появился камуфляж, а опознавательные знаки уменьшили в размере.
Первый F-101A пилотировал Роберт С. Литтл, охарактеризовавший самолет как имеющий "самый высокий коэффициент тяговооруженности и самую высокую нагрузку на крыло из всех когда-либо построенных истребителей".
Из-за усиления конструкции для увеличения диапазона допустимых перегрузок F-101C стал намного тяжелее, чем F-101A. Он предназначался для полета с баз в Западной Европе на большую дальность (до 1610 км) к целям в СССР или странах Варшавского Договора с тактической ядерной бомбой на борту.
F-101 Voodoo с номером 60236 был пятым экземпляром модификации F-101B. Он использовался для испытания различных систем вооружения, например, MB-1, позже названной AIR-2A Genie. Система управления огнем Hughes MG-13 выполняла пуск ядерных и неядерных ракет класса "воздух-воздух", а в 1961 году Voodoo прошел модификацию для обеспечения применения ракет Genie. Ракета Genie, спроектированная для уничтожения групп советских бомбардировщиков, была испытана 19 июля 1957года с самолета Northrop F-89 Scorpion над полигоном Юкка Флэт (штат Невада), при этом ее ядерный заряд имел мощность 1,5 килотонны.
Обозначение CF-101B канадцы дали самолетам F-101B, поставленным ПВО Канады со складов ВВС США. Надо полагать, что США собирались передать Канаде и ядерные боеголовки для ракет AIR-2A Genie, состоявших на вооружении, хотя это оружие никогда не испытывалось Канадой со спецбоеприпасом. В ПВО Voodoo обычно дежурили в пятиминутной готовности. Пилоты всех эскадрилий постоянно находились на своих местах, кроме труднодоступной базы 416-й эскадрильи в Чатэме, Онтарио. При проведении в июле 1982 года учений "Cold Shaft" на боевом дежурстве в часовой готовности на авиабазе Лоринг (штат Мэн) стояли машины CF-101 425-й эскадрильи в ожидании вылетов на реальные перехваты советских патрульных самолетов с дозаправкой горючим в Гэндере.
F-101B Voodoo. Базой машин F-101B 60-й эскадрильи перехватчиков Управления аэрокосмическои обороны был аэродром Хэнском Филд, штат Массачусетс. Этот самолет изображен в упраздненной ныне специальной схеме окраски перехватчиков ВВС США - блестящий светло-серый цвет сверху и белый снизу. Присущий данному камуфляжу аскетизм в большинстве частей ПВО и ВВС Национальной гвардии дополняли красочными полосами на килях и эмблемами на фюзеляже, такими как эта стилизованная птица - символ 60-й эскадрильи.
F-101C
BE.2a передали Королевскому авиационному корпусу (RFC) 26 февраля 1914 года, он поступил на вооружение звена "A" II эскадрильи. В.Е.2а (№347) стал первым самолетом RFC, перелетевшим после начала войны во Францию. Пилотируемый лейтенантом Х.Д. Харви-Келли самолет приземлился под Амьеном в 08:20 13 августа 1914 года, долетев от Дувра до Амьена за 1 ч 55 мин.
В Алжире у самолетов Broussard для снижения температуры в кабине и в топливных баках верхняя часть фюзеляжа и крыша кабины окрашивались в белый цвет. Самолеты этого типа обеспечивали связь, наблюдение и переброску небольших отрядов спецназа.
Компания BOAC, Индийский океан. Altair был одним из двух гидропланов Catalina Mk IB авиакомпании BOAC, летавших над Индийским океаном. Этот самолет окрашен в стандартный дальневосточный камуфляж британских ВВС с двухцветными синими кокардами (красный цвет убрали во избежание путаницы с японскими эмблемами).
Индийский океан, 1942 год. Catalina Mk IIA из 209-й эскадрильи RAF. Самолеты этой авиачасти базировались по берегам Индийского океана в Мазире, Адене и на Сейшелах. Штаб был в Кипеву (Кения).
Битва за Атлантику, 1943 год. Эта Catalina Mk IVA 210-й эскадрильи была одной из немногих оснащенных прожектором (под правой консолью крыла). Под левой консолью крыла можно заметить антенну радара ASV.
Главной новинкой в битве за Атлантику стал радар ASV, способный обнаружить всплывшую либо идущую под шнорхелем субмарину. У этого самолета под плоскостями установлены антенны радара типа Yagi.
210-я эскадрилья, летавшая на лодках раннего типа Catalina Mk I, базировалась в Обане, но ее подразделения дежурили в Рейкьявике, Саллом By и Стрэнриэ. Именно самолет 210-й эскадрильи обнаружил 26 мая 1941 года линкор "Бисмарк" и следил за ним, что позволило английским кораблям догнать и потопить немецкий рейдер.
Эта Catalina Mk I из 209-й эскадрильи летала на разведку в Северной Атлантике. В апреле 1941 года эта авиачасть, базировавшаяся в Арчдэйле (округ Фермэйна), заменила свои старые машины Saro Lerwick на летающие лодки Catalina. С марта 1942 года эскадрилья патрулировала над Индийским океаном с баз в восточной Африке.
Три Catalina Mk IB 240-й эскадрильи специального назначения выполняли задания по скрытной заброске и спасению агентов на побережьях Бирмы и Малайи.
Реликвии Второй мировой войны - истребители Republic F-47D Thunderbolt - действовали в ПВО Франции вплоть до их замены реактивными самолетами Mistral. После этого их бросили на поддержку наземных войск в Алжире, где они сражались с переменным успехом. На этой машине видны обозначения эскадрильи ЕС 20.
Вероятно наиболее ценным транспортным самолетом, снабжавшим французские войска в Алжире, был Nord 2501 Noratlas. Во Франции и Германии построили около 426 таких машин, поставлявшихся во многие страны. Ими оснастили две транспортные эскадры, при этом три эскадрильи базировались в Северной Африке.
21 ноября 1914г.: Avro 504 (№378) пилота уинг-коммандера И. Ф. Бриггса был одним из трех самолетов британского ВМФ, посланным для бомбежки эллингов Zeppelin во Фридрисхафене.
При доработке до стандарта 800XP самолеты первоначальной версии Hawker 800 получили гнутые лобовые стекла и крылья увеличенного размаха. Всего собрали 275 экземпляров, последний из них в конце 1995 года.
Впервые взлетевшие 26 мая 1983 года, машины 800-й серии были закуплены компанией "Raytheon" в 1993 году по программе Hawker 800XP. В итоге их сборку постепенно передали в Уичиту, при этом первый собранный в США самолет впервые взлетел 5 ноября 1996 года.
Hawker 1000 - эффективный межконтинентальный вариант машин 800-й серии передали компании "Raytheon", однако эту программу отменили и запустили в серию самолет Hawker Horizon, впервые взлетевший 11 августа 2001 года.
Фюзеляж Hawker 1000 - вершины развития серии HS.125 - стал длиннее на 0,84 м. Самолет разработали совместно с фирмой "Honeywell" - долевым партнером по коммерческим рискам.
Первый из германских гигантов. 11 апреля 1915г.: первый из гигантских бомбардировщиков фирмы "Zeppelin-Staaken" VGO.1 совершил свой первый полет в Гота. VGO.1 оснащался тремя двигателями Maybach HS мощностью по 240 л. с; экипаж - пилот (командир), штурман и три механика. В декабре самолет разбился в Тюрингском лесу при полете в сильную бурю. На снимке изображен третий вариант гиганта VGO.3, оснащенный шестью двигателями Mercedes D.III мощностью по 160 л.с. и строившийся фирмой "Gotha" с октября 1915 года. За время войны он совершил семь боевых вылетов, включая удары по военным объектам в Риге.
Typhoon Mk IB стал для англичан ценной машиной как в качестве истребителя, так и в роли штурмовика, хотя его хвостовое оперение нередко разрушалось из-за флаттера. На снимке один из ранних самолетов версии Mk IB с дверцами кабины автомобильного типа обслуживается механиками 56-й эскадрильи.
Оснащенный турбовентиляторными двигателями TFE731-3-1H прототип 700-й серии стал намного тише и экономичнее машин с турбореактивными двигателями.
Зарегистрированный в России Hawker 700 проходит техническое обслуживание на заводе компании "Raytheon Aircraft UK" в Броутоне. На машинах 700-й серии улучшили аэродинамику, реконструировали подфюзеляжный киль и убрали носовой воздухозаборник.
XF-88 впервые поднялся в воздух 20 октября 1948 года с высохшего озера Мюрок (штат Калифорния) под управлением пилота Роберта М. Эдхолма. В 1953 году самолет летал в конфигурации XF-88B, оснащенный двигателями для сверхзвукового полета.
Июль 1915г.: первый оснащенный синхронным пулеметом истребитель-моноплан Fokker Е.I прибыл на Западный фронт в Дуаи для проведения испытаний.
Стратегический налет на Германию. 8 октября 1914г.: уинг-коммандер Чарльз Рамни Сэмсон из эскадрильи "Истчерч" спланировал удар по эллингам дирижаблей Zeppelin в Дюссельдорфе, ставший первым успешным стратегическим авианалетом на Германию. Два самолета Sopwirh Tabloid, пилотируемые скуадрон-коммандером Д. А. Спенсером Грэем и флайт-лейтенантом Л.Дж. Мэриксом, вылетев из Антверпена, пролетели расстояния в 180 и 167 км. Потеряв ориентировку из-за плохой погоды, Грэй вместо ангаров разбомбил Кельнский вокзал, но Мэрикс (см. рисунок) обнаружил эллинги с дирижаблями и сбросил на них бомбы с высоты около 180 м. Это вызвало пожар, уничтоживший только что построенный дирижабль Zeppelin Z.IX, а также соседние мастерские.
27 мая 1915г.: компания "Societa Anonima Nieuport-Macchi" под маркой Macchi L.1 скопировала конструкцию захваченной на итальянском побережье австрийской летающей лодки типа Lohner.
Первый прототип XTBF-1 в полете над Лонг-Айлендом во второй половине 1941 года. В этот самолет позже внесли ряд изменений, самым примечательным стало добавление форкиля в основании киля.
Пять TBF Avenger раннего выпуска в боевом строю. По опознавательным знакам и камуфляжу видно, что фотография сделана в период с мая 1942 по февраль 1943 года.
Самый большой одномоторный самолет Второй мировой войны Avenger по своим характеристикам и сложности стал существенным шагом вперед в сравнении с его предшественником TBD Devastator.
Пролетающая над американским корветом "Джон А. Боул" пара TBM-3E Avenger окрашена в темно-синий цвет конца 1940-х годов. Хотя самолеты этой версии не были противолодочными, их ввели в эскадрилью берегового базирования VS-25.
Летом 1942 года звено TBF выполняет учебную атаку торпедой Mk XIII с коробчатым стабилизатором. Эта торпеда плохо подходила для Avenger, так как ее нельзя было сбрасывать на скорости выше 160 км/ч и с высоты более 37 м.
Почти забытый ныне самолет Sipa S.12A - французский вариант немецкого Arado Ar 396 времен Второй мировой войны. Машинами S.12А, S.121A и их вариантами, оборудованными узлами подвески для бомб и ракет, оснащались многие группы GALA. Можно заметить, что этот самолет скапотировал на мягком песке - общая проблема для пустынных аэродромов.
6 ноября 1915г.: пилотируемый лейтенантом-коммандером Генри Мастином самолет Curtiss АВ-2 катапультирован с палубы находящегося в движении корабля ВМФ США USS "Норт Каролайн".
Так выглядела летающая лодка В-1, оснащенная двигателем Liberty с большим радиатором, к концу своей службы. Все рулевые поверхности были снабжены роговой компенсацией.
Два гидросамолета B-1E сделали по стандарту Model 204 с пятиместной кабиной, фюзеляж деревянный с обшивкой из шпона.
16 сентября 1914г.: биплан Burgess-Dunne стал первым самолетом Канадского Авиакорпуса.
Победа Пикстона в гонках на Кубок Шнейдера. 20 апреля 1914г.: Франция, выигравшая за год до этого соревнования, вторично проводила гонки на Кубок Шнейдера в Монако. Гонки выиграл австралиец Ховард Пикстон (на правом снимке его поздравляет Жак Шнейдер), прошедший дистанцию со средней скоростью 139,66 км/ч. Гидросамолет Sopwith Tabloid (левый снимок, в Монако) оснастили ротативным двигателем Gnome Monosoupap мощностью 100 л. с. В соревновании также участвовали два французских самолета Nieuport и швейцарский аэроплан FBA. У Пикстона на 15-м круге возникли неполадки в системе зажигания, но он первым пролетел требуемые 28 кругов, затратив вдвое меньше времени, чем лучший из французских участников, и по своей итоговой средней скорости побил предыдущий рекорд Мориса Прево, превысив его на 40 км/ч.
В ознаменование бриллиантового юбилея компании "Boeing" в 1966 году инженеры фирмы собрали эту летающую копию Model 1. Самолет хранится в авиационном музее Сиэтла; проследить судьбу оригинала так и не удалось.
Уильям Боинг проводит предполетный инструктаж пилота С-5.
C-1F в полете. Самолет полностью окрашен в серый цвет, это стандартная окраска ВМФ США 1918 года.
Model 7 имел деревянный однореданный корпус, обтянутые полотном крылья и парные V-образные межкрыльевые стойки.
Тандемная компоновка кабины BB-L6 стала стандартной для американских трехместных бипланов с открытой кабиной.
Boeing GA-1
Машина PW-9A была почти неотличима от PW-9. Авиакорпус Армии США получил 25 таких самолетов с 19 июня 1926 по 4 февраля 1927 года. Два самолета переделали для других проектов.
27 заказанных ВМФ США машин Boeing FB-5 стали первыми морскими истребителями, изначально предназначенными для действий с авианосцев. На переднем плане самолет из эскадрильи VF-1.
В конфигурации гидросамолета NB-1 имел один большой поплавок на четырех стойках и растяжках. Устойчивость на воде обеспечивалась поплавками, установленными под нижним крылом.
Boeing NB-2
На фотографии Boeing Model 40А между крыльями виден двухместный пассажирский салон. Благодаря возможности перевозки пассажиров компания BATC смогла хорошо заработать на почтовой линии Сан-Франциско - Чикаго. Машины данного типа прошли строгие испытания в процессе сертификации Министерства торговли.
В армейской авиации Франции для наблюдения, разведки и патрулирования использовали разные типы легких самолетов, в том числе и MS.500, сыгравший важную роль в Алжире.
В 1917 году Армия США приняла на вооружение разведчик Airco (de Havilland) DH.4. Три американские фирмы ("Dayton-Wright", "Fisher Body" и "Standard") выпустили 4846 таких машин, из которых 111 фирма "Boeing" позже переделала в Model 16.
Конструктивно родственный проекту GA-1, биплан GA-2 имел W-образный двигатель Engineering Division W-18 мощностью 750л.с. (559 кВт). Его вооружение состояло из 37-мм пушки и шести 7,62-мм пулеметов.
Молодые израильские ВВС обрели реальную ударную мощь только с получением самолетов Mosquito типов Mk IV, VI и NF.Mk 36. Эта разукрашенная машина FB.Mk 6 (послевоенное обозначение) была одной из партии, приобретенной по демпинговой цене во Франции.
Sea Mosquito TR.Mk 33 мог нести самое разнообразное ударное вооружение, включая торпеду калибра 457мм. У него также имелся радар, четыре пушки и комплект палубного оборудования. До получения этой специальной модификации, собиравшейся в Ливсдэне, в авиации британского ВМФ применялись оборудованные гаком машины серии Mk VI.
После войны Mosquito использовались во многих странах, в том числе и в Норвегии. Этот FB.VI служил в составе 334-й норвежской эскадрильи на авиабазе Ставангер/Сола. Первоначально в 1943 году эта авиачасть называлась "Звено Б эскадрильи №333" и воевала на тех же самых самолетах совместно с ударным крылом британских ВВС с авиабазы Банфф, Грампьян.
Последней версией Mosquito в строевых частях стала модификация для буксировки мишеней. Самолеты этой версии TT.Mk 39 были оснащены носовым остеклением "оранжерейного" типа, за которым сидел кинооператор, а в бомбоотсеке была установлена лебедка с электроприводом.