Мировая Авиация 72
-
Первоначально кабина советского истребителя МиГ-29 не была оснащена компьютеризованными графическими дисплеями, что хорошо видно на снимке.
Bre.19В.2 с эмблемой 5-й эскадрильи 11-го авиаполка французских ВВС, базировавшегося в 1928 году в Мец-Фрекати.
Breguet Bre.19
Февраль 1916г.: 24-я эскадрилья британских ВВС (Западный фронт) получила истребители-бипланы Airco DH.2 ("de Havilland") с толкающим винтом.
Звездный час Sparrow настал во время операции "Буря в пустыне", когда на долю этих ракет пришлось большинство воздушных побед, одержанных коалицией. На снимке F- 15С из 1-го истребительного крыла в Дхаране, вооруженный ракетами AIM-7.
F-15 ВВС Национальной гвардии Гавайев стреляют ракетами Sparrow по воздушным мишеням над Тихим океаном. Ракета Sparrow, несмотря на ее большие размеры и относительную низкую маневренность в сравнении с AMRAAM, остается в арсенале ВВС США.
Первые испытательные пуски AIM-7F с истребителя YF-16. Это произошло за много лет до появления пусковых установок Sparrow на серийных истребителях F-16A/В.
Кабины F/A-18 и F-16 произвели революцию в компьютерной графике, определив концепцию, которой следуют и сейчас. Помимо F-35 все современные кабины истребителей являются просто доработанными вариантами появившихся в 1970-х годах шедевров. Здесь изображена приборная панель второй кабины F-16D Block 50.
Fw 190A-4/R6 Pulk-Zestorer нес под крылом две ракеты WfrGr 21, предназначенные для рассеивания групп бомбардировщиков, после чего вооруженные обычным оружием перехватчики могли атаковать разрозненные машины.
Истребитель-бомбардировщик Fw 190A-5/U3 с бомбодержателем ETC 501, но без пушек MG FF, нес бомбовую нагрузку 1000 кг. Данный тип выпускался в тех же количествах, что и Fw 190F-2.
Штурмовик Fw 190A-5/U11 оснащался двумя пушками Rheinmetall- Borsig MK 103 калибра 30 мм, размещавшимися в обтекаемых крыльевых контейнерах. Данный вариант вооружения обозначался Rustsatz 3 (R3).
Еще одной попыткой усилить огневую мощь "фоккера" в борьбе с дневными налетами авиации союзников стал опытный Fw 190A-5/U12 с дополнительной установкой под крылом четырех 20-мм пушек MG 151. Дополнительное вооружение размещалось под крылом в двух контейнерах WB 151/20, по два орудия в каждом. Но в серию он не пошел - машина оказалась очень тяжелой для успеха в воздушном бою. Выпущено всего два таких самолета.
Fw 190A-5/U14 нес торпеду LTF 5b на фюзеляжном держателе ETC 502. Самолет имел увеличенный киль и удлиненную стойку хвостового колеса, чтобы исключить возможность касания земли торпедой.
Штурмовые подразделения Люфтваффе на Восточном фронте по собственной инициативе испытали 280-мм реактивные снаряды WfrGr 28/32 в качестве противотанкового оружия, но результаты испытаний были для них разочаровывающими.
Под этот Fw 190 механики подвешивают эффективную кассетную бомбу АВ 250, содержащую более сотни SD-2 с 2-кг осколочными поражающими элементами со взрывателями замедленного действия и стабилизаторами зонтичного типа.
Fw 190F-8, оснащенный двумя вертикальными ракетными пусковыми устройствами SG 113 Forstersonde. Когда самолет пролетал над танком, запуск осуществлялся автоматически при обнаружении магнитного поля. Система оказалась очень неточной, и на вооружение ее не приняли.
Jagdbomber mit vergrosserter Reichweite (Jabo-Rei) - официальное название истребителя-бомбардировщика Fw 190 увеличенной дальности. Этот Fw 190G-3 снаряжен 500-кг (250-кг ?) бомбой SC500 и двумя 300-литровыми топливными баками. Стрелковое вооружение уменьшено до двух пушек MG 151.
Кабина истребителя Jaguar GR.Mk 3, разработанного в 1960-е годы, была модернизирована в 1990-х годах путем установки цифрового жидкокристаллического дисплея с активной матрицей.
11 сентября 1917г.: капитан Ж. Гинемер из группы "Cigognes" ("Аисты"), второй по числу сбитых самолетов французский ас (54 победы), пропал без вести во время патрулирования над Пелькапелем, Бельгия.
Сентябрь 1916г.: принят на вооружение французский истребитель SPAD S.VII, значительно усиливший превосходство союзников в воздухе. Позднее он поступил на вооружение одиннадцати воздушных армий.
Сэр Кейт Парк в кабине самолета Harvard перед инспекционным полетом на подчиненные ему базы британских ВВС на Среднем Востоке, 1944 год.
F-14A Tomcat. Этот Tomcat из эскадрильи VF-143 7-го авиакрыла, базировавшейся на борту авианосца "Эйзенхауэр" в 1984 году, имеет как хорошо, так и плохо различимые обозначения поверх стандартного морского камуфляжа. Самолет несет ракеты класса "воздух-воздух": четыре Phoenix, две Sparrow и две Sidewinder, а также пару сверхзвуковых сбрасываемых топливных баков.
F-14 - морской истребитель с непревзойденными качествами. Снизу отчетливо виден так называемый "пирог" между гондолами двигателей, на котором подвешены четыре ракеты AIM-54 класса "воздух-воздух". Также виден посадочный гак из высокопрочной стали.
На полном форсаже расход топлива каждого двигателя TF30 достигает 18635 кг/ч. Масса топлива во внутренних топливных баках F-14 составляет 7270 кг.
Трубопроводы ряда систем и тяги управления проложены в обтекателе за кабиной. В ряде случаев дефекты этой системы приводили к потере управления самолетом.
В первом полете AV Type XIV пилотировали сам Луи Бреге и главный инженер компании Луи Вьюлерм. В вариантах Bre.14А.2 и В.2 (на снимке) данный самолет принимал активное участие в боевых действиях.
30 августа 1917г.: лейтенант В.Фосс впервые вылетел в бой на триплане Fokker Dr I и сбил британский самолет.
"Летающий цирк" Рихтгофена. 18 августа 1917г.: генерал Людендорфф посетил истребительную эскадру Jagdgeschwader 1 на аэродроме Куртрэ. Фон Рихтгофен, по прозвищу "Красный барон" (в центре), представил генералу эскадрилью Jasta 11 и истребитель Albatros D V. Британские пилоты за яркие разноцветные обозначения истребителей эскадры прозвали ее "Летающим цирком". Три дня спустя в Куртрэ прибыли первые два триплана Fokker FI
ERJ 145, ранее принадлежавший компании "Manx Airlines", в окраске авиакомпании "British Airways". В 2006 году "British Airways" приобрела активы фирмы "Connect", куда и вошел флот "Manx".
Первый ERJ145 над Бразилией до поставки шведской авиакомпании "City Airlines". В ее составе на начало 2009 года числилось три ERJ 145 и один ERJ 135. EMBRAER планирует продать 400 ERJ 145.
Чтобы снизить риски, затраты на разработку ERJ 145 распределили между несколькими компаниями. В результате цена самолета (15 млн долларов) стала сравнимой с ценой самолетов конкурентов, например, Canadair Regional Jet.
Фирма EMBRAER, добавив ERJ 135 (здесь показан самолет компании BMI) и немного позднее ERJ140 к своей линейке моделей ERJ 145, предложила самолеты для региональных маршрутов с вместимостью 37-50 пассажиров. Это позволило эксплуатантам распространить их сервис на дальние, малозагруженные маршруты, где обычно использовались более крупные среднемагистральные самолеты.
Высокие летные характеристики Draken во многом обеспечивались его силовой установкой. На фотографии видно яркое форсажное пламя двигателей Rolls-Royce Avon, выпускавшихся в Швеции по лицензии и оснащенных шведскими форсажными камерами.
J 35J. Последний вариант Draken, выпускавшийся как переоборудованный J 35F. Видны дополнительные пилоны под центропланом крыла.
Последние J 35J Draken прошли капитальный ремонт в начале 1990-х годов, затем их перекрасили в камуфляж из двух оттенков серого цвета, который оставался последним вариантом окраски Draken вплоть до того момента, когда последняя эскадрилья этих машин была расформирована в конце 1998 года.
Необходимость хвостовой тележки шасси при касании ВПП наглядно демонстрирует пара J 35J Draken из авиакрыла F10. Вариант "J" оснащался дополнительными пилонами для подвески вооружения под центропланом крыла. В данном случае на них укреплены ракеты AIM-9 Sidewinder.
Строй Draken шведских ВВС из авиакрыла F10 на базе в Ангельхольме. Эта эскадрилья стала последней в Швеции, летавшей на Draken J 35J до 12 декабря 1998 года. Она пересела на Saab J AS 39 Gripen, а в 2002 году была расформирована.
Draken S 35E являлся специальным разведывательным самолетом шведских ВВС. В наплыве под носовой частью размещался АФА переднего обзора Ska 16В. Самолет нес еще шесть АФА нижнего обзора и перспективной съемки: четыре в носовой части и два в крыле.
HavLlv 21 - одна из двух финских эскадрилий, вооруженная самолетами Draken и летавшая на них с 7 972 по 1997 годы, а потом первой в Финляндии перевооруженная на F-18C/D Hornet. Другая финская эскадрилья, HavLlv 11, использовала Draken до 2000 года.
Последний курс обучения на двухместном Sk 35С из авиакрыла F10 был проведен в 1996 году. Данный самолет оснащался и противоштопорным парашютом, размещенным в контейнере над соплом двигателя.
Sk 35C. Двухместный учебно-тренировочный Sk 35С стал третьим серийным вариантом. Кабины разделялись бронированным щитом, на перегородке устанавливался перископ, РЛС отсутствовала, под крылом монтировались дополнительные гребни.
J 35. Первый из трех прототипов J35 Draken, поднявшийся в воздух 25 октября 1955 года. Прототипы отличались от серийных вариантов конструкцией сопел двигателя, компоновкой кабины и штангой с испытательными приборами.
J 35А. Первая серийная модель, первый полет состоялся в феврале 1958 года. Первые 20 из 90 заказанных самолетов не соответствовали полному серийному стандарту, только 21-й экземпляр J 35А достиг стандартной конфигурации. Она включала турбореактивный двигатель RM6B с форсажной камерой Model 65 или Model 66, прозрачный обтекатель за фонарем и систему управления огнем Saab S6.
J 35В. Перехватчик, по основным характеристикам аналогичный J 35А, имел ряд усовершенствований. В их числе система управления огнем S7, полностью совместимая со шведской комплексной сетью ПВО STRIL 60, возможность использования в качестве штурмовика и убирающееся хвостовое шасси, сменившее хвостовой амортизатор.
J 35D. Желание расширить возможности машины привело к созданию J 35D с более мощным двигателем RM6C, созданным на основе Avon 300, системой управления огнем S7A на базе РЛС Ericsson PS-03, измененными воздухозаборниками двигателя, катапультным креслом RS-35 типа "0-0" и увеличенным объемом внутренних топливных баков.
J 35F. Вариант J 35F строился в больших количествах и характеризовался множеством усовершенствований, в том числе новой форсажной камерой двигателя, новой системой управления огнем и ракетным вооружением.
S 35E. Разведывательный вариант, выпущено 60 самолетов. Разведоборудование состояло из семи АФА: пять в носовой части и два в крыле.
RF 35 Draken. Этот Saab RF 35 (Sk 35XD) Draken несет обозначения 729-й эскадрильи датских ВВС, базировавшейся на аэродроме Каруп в конце 1980-х годов. Дания в 1968 году заказала 20 одноместных F35 и три учебных TF35 (позднее их число увеличилось до 11). К ним добавились 20 одноместных тактических разведчиков RF 35 и три двухместных учебных разведчика RF 35 (на рисунке) для замены RF-84F. В датских ВВС Draken довольно долго продолжали использоваться как разведчики, пока в январе 1994 года эскадрилья не была расформирована по экономическим соображениям, а ее обязанности передали 726-й эскадрилье, вооруженной F-16.
Saab J 35F-2 Draken
Ракеты Sparrow I испытывались на различных самолетах, включая Douglas F3D Skyknight. Ранние ракеты имели тонкую, заостренную носовую часть и треугольные крылья.
Typhoon с его широкоугольным КИ и тремя активными цветными матричными жидкокристаллическими многофункциональными дисплеями (АМЖКД, AM LCD) является прекрасным примером современного оснащения кабины.
CL-215. Этот CL-215, базировавшийся в марсельском аэропорту Мариньян, входил в состав французской полувоенной организации "Securite Civile" ("Защита гражданского населения и объектов"). 10 амфибий, поставленных в марте 1970 года, постоянно боролись с пожарами. Их местонахождение позволяло использовать воды залива Этан-де-Берр, что уменьшало время между сбросами воды. Французские воздушные пожарные считались самыми опытными в мире, многие из них пришли из ВВС.
На большинстве универсальных двухдвигательных амфибий CL-215 использовалась стандартная яркая желто-оранжевая окраска, как на этом самолете испанских ВВС. Из 26 поставленных в Испанию машин восемь использовались как поисково-спасательные.
A beautiful view of a later production Canadair CL-215 destined for the Spanish Air Force in the firefighting and SAR role. Note, blister-type observation windows in rear of cabin, position of landing gear when retracted, and Spanish national insignia with C-GBPM indicating machine is on Canadian pre-delivery test flight.
Провинция Квебек была основным потребителем CL-215. Ее огромные лесные массивы в летнее время требовали пристального внимания.
Не все CL-215 использовались как пожарные; пара самолетов из 2-й эскадрильи ВМС Таиланда применялись для берегового патрулирования и поисково-спасательных работ.
В феврале 1979 года венесуэльской компании"CVG Ferrominera Orinocco СА" был поставлен первый из двух транспортно-пассажирских CL-215. Этот вариант мог перевозить до 32 пассажиров, сохраняя противопожарные возможности.
16 февраля 1916г.: летчики австрийской бомбардировочной эскадрильи Flik 7 после возвращения из рейда на Милан. Первая немецкая бомбардировочная эскадра Kampfgeschwader 1 была сформирована в ноябре 1914 года и оснащена самолетами Gotha IV.
У самолета Legacy 600, рассчитанного на восемь пассажиров, не только роскошный салон, но и вместительный, доступный в полете багажный отсек. Кабина экипажа оснащена пятью жидкокристаллическими дисплеями.
Бразильская фирма "Эмбраер" в течение ближайших 10 лет надеется продать 240 экземпляров административного самолета "Легаси"
Февраль 1917г.: на Западный фронт поступил истребитель Sopwith Triplane. На снимке: самолеты 201-й эскадрильи британской морской авиации, базировавшейся в июне 1917 года в Байлеле, Франция.
18 июня 1916г.: обер-лейтенант М. Иммельман был сбит в воздушном бою с F.E.2b. Победу над немецким асом одержал экипаж в составе второго лейтенанта Маккаббина и капрала Дж. Уолкера из 25-й эскадрильи британских ВВС.
В настоящее время МФД применяются практически на всех типах самолетов, от легких спортивных машин и пассажирских лайнеров до стратегических бомбардировщиков и военно-транспортных самолетов, таких как C-27J Spartan (на снимке).
28 ноября 1916г.: самолет L.V.G. С.II, пилотируемый Р. Брандтом, сбросил на центральную часть Лондона шесть бомб, упавших возле железнодорожного вокзала "Виктория".
C-II мог оснащаться 150-сильным (112 кВт) двигателем Benz, 160-сильным (120 кВт) Maybach или Mercedes аналогичной мощности.
Ва 88 из 7-й группы 5-го авиаполка в сентябре 1940 года были вынуждены прекратить нанесение ударов по целям в Сиди-Баррани, так как самолеты не могли набирать достаточной высоты, держать строй и развивали скорость вдвое меньшую, чем заявленная фирмой "Breda".
Breda Ba 88
В 1938 году Ирак получил 25 двухместных Ва 65 с двигателями Fiat, среди них было два учебно-тренировочных со спаренным управлением, а остальные оборудовались стрелковыми установками Breda L. Изображенный самолет ограниченно применялся в действиях против британцев в 1940-1941 годах.
Breda Ba.65
В момент своего появления ракета Skyflash бесспорно была лучшим воздушным оружием средней дальности, демонстрирующим отличную вероятность поражения цели и хорошую защищенность от средств противодействия. Под индексом Rb 71 она применялась на истребителях JA 37 Jaktviggen.
Breguet BLC (на снимке) по размерам был идентичен BUC. Он оснащался таким же вооружением, но позже пушку калибра 37 мм заменили пулеметом Lewis калибра 7,7 мм. Самолет набирал высоту 2000 м примерно за 16 мин.
Не сохранилось никаких данных по весовым и летным характеристикам Type VI, хотя этот самолет состоял на вооружении как двухместный бомбардировщик Bre.6В.2 и истребитель сопровождения Bre.6Са.2 с пушкой калибра 37 мм.
Хотя Super Hornet напоминает "новогоднюю елку с игрушками", маловероятно, что в реальных боевых действиях он будет использовать весь комплект вооружения из 10 ракет AMRAAM и двух ракет типа Winder. Обратите внимание, что центральный пилон остается пустым, и его можно использовать для подвески топливного бака.
Super Hornet из эскадрильи VX-9, оборудованный антенной решеткой с автоматическим электронным сканированием (AESA), выполняет испытательный полет на координацию нанесения ударов и разведку (SCAR). Нестандартная испытательная нагрузка включает пару бомб JDAM, многозамковый держатель с принудительным открытием и учебную управляемую бомбу Paveway.
Saab 210 Draken (позднее Littdraken) представлял собой летающий аналог Draken в масштабе 1:10. Это был первый полетевший самолет с крылом двойной стреловидности, сыгравший важную роль в последующем успехе Draken.
16 марта 1916г.: американские самолеты-разведчики, возвратившиеся с первого боевого задания над территорией противника. 1-я авиационная эскадрилья, оснащенная Curtiss JN-3 (один из которых изображен на снимке), была создана после рейда мексиканских повстанцев, унесшего жизни 19 американцев.
Bre.16, конструктивно аналогичный Bre.14, отличался трехстоечной бипланной коробкой с крыльями равного размаха. Элероны с роговой компенсацией устанавливались на обоих крыльях.
Breguet 16 prototype
Для своего времени Bre. 17 обладал мощным вооружением из двух синхронных пулеметов Vickers, установленных над двигателем, двух пулеметов Lewis на кольцевой турели в задней кабине и третьего пулемета Lewis, стрелявшего через люк в полу фюзеляжа.
Неуправляемые авиабомбы по-прежнему используются в современной авиации, хотя их применение сильно ограничено. Это устаревшее, но дешевое оружие вернулось на Super Hornet в 2002 году.
Апрель 2003 года: летчик "Rhino" проводит предполетный осмотр GBU-12 Paveway II перед бомбардировкой целей в Ираке. Обратите внимание на абляционное покрытие боевой части.
F-35 с его мощным дисплеем, состоящим из двух 25-см экранов, возвестит о новой эре в оборудовании кабин. Данные, которые традиционно отображаются на КИ, проецируются и на дисплей, встроенный в шлем летчика.