АвиаПарк 2010-01
Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Як-9 с двигателем М-106 внешне ничем не отличался от самолетов со "сто пятыми" моторами
Як-9У одного из истребительных авиаполков ПрибВО. В 1946г. самолет демонстрировался в Доме офицеров г.Таллинн
Як-9У из состава 3-й эскадрильи 43-го ИАП, 3-го ИАК, 16 ВА, Восточная Пруссия, май 1945 г.
Як-9У, выпущенный на новосибирском заводе N 153, из состава 12-го Краснознаменного ИАП ВВС КБФ. Кольберг, Восточная Пруссия, 1945г.
Як-9У неустановленного авиаполка, действующая армия, апрель 1945г. Реконструкция по фотографиям фронтового корреспондента Б.Вдовенко
Як-9У Героя Советского Союза Георгия Баевского (19 лично сбитых самолетов) из 5-го гвардейского ИАП, Германия, март 1945 г. Рисунок на правой стороне капота сделан техником-лейтенантом А. Собакиным.
Як-9У из состава 29-го гвардейского Волховского ИАП 7-й ВА Карельского фронта, зима 1944-45 гг. Одна из четырех машин этого типа, построенных на средства коллектива театра им. Евгения Вахтангова и переданных летчикам: Герою Советского Союза Ф.Чубукову, О.Архирееву, П.Емельянову и Б.Логинову
Як-9У Героя Советского Союза гв.майора Алексея Решетова, командира 1 АЭ 31-го гв.ИАП, 268-й ИАД 8 ВА, Венгрия, 1945г.
Як-9У (заводской N 39-083) с 45-миллиметровой мотор-пушкой НС-45, проходивший испытания в НИИ ВВС в 1945 году
Як-9У младшего лейтенанта К.Любимова, из 1 эскадрильи 17-го ИАП, 7-й ИАД ВВС ТОФ, разбитый при посадке 21 августа 1945г.
Як-9У, из состава 2-й эскадрильи 43-го ИАП, 3-го ИАК. Восточная Пруссия, май 1945г.
Первый экземпляр Як-9У с двигателем М-107А, построенный на заводе N 166
Опытный Як-9У с мотором ВК-107А. Январь 1944г.
Первые экземпляры Як-9У отличались полукруглым, сильно изогнутым козырьком фонаря, не позволявшим установку лобового бронестекла, а также двумя выходными патрубками для воздуха, охлаждающего внутренние выхлопные коллекторы двигателя
Опытный Як-9У №25166021 омского авиазавода, предназначенный для испытаний в НИИ ВВС, апрель 1944 г. Фотографии из акта об испытаниях машины
Як-9У (зав. N 25-021), выпущенный 166-м авиазаводом в Омске. Эта машина фактически стала эталоном для серии и проходила летом 1944г. испытания в НИИ ВВС на предмет отработки режимов эксплуатации.
(Один из первых серийных Як-9У, выпущенных на новосибирском авиазаводе №153 ???)
К моменту появления Як-9У зимние лыжи уже вышли из употребления в советской авиации, самолеты круглый год действовали с колес
Летчик на фоне Як-9У из состава 2-й эскадрильи 43-го истребительного авиаполка, Восточная Пруссия, май 1945 г.
Работники театра им. Вахтангова на церемонии передачи купленных на их средства истребителей Як-9У 29-му гвардейскому ИАП.
Техники зачехляют мотор Як-9У на полевом аэродроме
Оснащенный фотокинопулеметом Як-9У из неустановленного авиаполка советских ВВС, апрель 1945 г.
Пара Як-9У в полете, советско-германский фронт, апрель 1945 года, снимок фотокорреспондента Б.Вдовенко. Самолеты оснащены фотокинопулеметами. Заслонки маслорадиаторов в полностью открытом положении
Последней модификацией истребителя Як-9, запущенной в серию в годы Великой Отечественной войны, был Як-9УТ (улучшенный танковый). Он обладал исключительно мощным вооружением, состоявшим из 23-мм мотор-пушки НС-23 и двух синхронных 20-мм пушек Б-20, которые заменили пулеметы УБС. Самолет оказался удачным и успел принять участие в финальных боях на советско-германском фронте.
Также были построены и проходили испытания, но не приняты на вооружение опытный образец Як-9УТ с пушкой НС-37 калибра 37 мм и Як-9 с орудием НС-45 калибра 45 мм, изображенный на снимках. Помимо мотор-пушки он был вооружен одной (правой) синхронной пушкой Б-20
Як-9УТ и его пилот, лето 1945г.
Фрагменты силовой установки и вооружения Як-9У. На снимке справа вверху видны пулеметы УБС и расположенный между блоками цилиндров коллектор охлаждения внутренних выхлопных труб с отверстием для выхода горячего воздуха. Слева внизу - размещенные в корне крыла воздухозаборники маслорадиатора и всасывающие патрубки нагнетателя
Як-9У со снятой верхней крышкой капота и демонтированным вооружением на аэродроме ЛИИ
Одним из наиболее "назойливых" и трудноустранимых дефектов двигателей М-105, М-106 и М-107 был выброс масла при работе через различные втулки и уплотнения. К чему это приводило, видно на данных снимках опытного Як-9У. Залитое маслом лобовое стекло кабины значительно ухудшало обзор и мешало прицеливанию.
Раскапотированный двигатель М-107А на одном из опытных экземпляров истребителя Як-9У. Обращают на себя внимание дополнительные седьмые выхлопные патрубки (спереди), через которые выводились выхлопные газы из внутренних выпускных клапанов цилиндров. Также видны карбюраторы (по три с каждой стороны), элементы трубчатой моторамы, каркас капота и стволы крупнокалиберных пулеметов УБС с газоотводными трубками.
Задняя часть опытного Як-9У. На днище фюзеляжа, обтекателе водорадиатора и створках хвостового колеса видны потеки и брызги моторного масла
Масло, попавшее во внутреннее пространство самолета, скапливалось там, создавая угрозу пожара. Частично оно просачивалось наружу сквозь щели между панелями обшивки
Як-9У перед взлетом с полевого аэродрома, 1945 г. Самолет раннего выпуска с округлым беспереплетным козырьком фонаря
Летчик 515-го ИАП капитан В.А.Марьин (в центре) возле Як-9У, Германия, район Познани, апрель 1945 г.
Летчики 29-го ГИАП возле одного из "вахтанговских" самолетов с полковой эмблемой в виде головы северного оленя
Як-9У с заводским номером 10-10
Серийные Як-9У на хранении в складском ангаре
Як-9У с заводским номером 10-10.
Несмотря на весь размах работ по доводке силовой установки, ни летом, ни осенью 1943-го, Яки с моторами ВК-107А нельзя было признать годными даже к летной эксплуатации, не говоря уже о боевой. Однако высокие летные данные, полученные при испытаниях, являлись мощным стимулом для продолжения работ.
К сожалению, Як-9У появились слишком поздно, чтобы серьезно повлиять на исход борьбы в небе Второй Мировой. К началу 1945г. для всех было очевидно, что Третий рейх со своими Люфтваффе доживает последние месяцы
Як-9У, оснащенный модифицированным фонарем с плоской передней панелью и более вытянутым задним сегментом
Летчики и техники одного из фронтовых полков возле Як-9У, весна 1945 г.
Интерьер кабины Як-9У с простейшим рамочным прицелом BB-1 ("воздушный визир")
Вынужденная посадка Як-9У на территории Эстонии, осень 1944 г.