Мировая Авиация 86
-
В-2 совершали налеты на югославские объекты с авиабазы Уайтмэн, штат Миссури.
Поломка шасси. Еще одной причиной аварии при посадке может стать поломка шасси, хотя на современных самолетах это уже не такое частое явление. На изображенном здесь C-47, зарегистрированном в США, произошла поломка шасси, но машину отремонтировали, и вскоре она вернулась в эксплуатацию. 5 ноября 1997 года во время посадки в аэропорту Лондон-Хитроу поломка шасси произошла на A340 компании "Virgin Atlantic" - левая основная опора шасси вышла не полностью, но экипаж сумел все же посадить авиалайнер.
Самолеты ДРЛОиУ, имевшие звучные позывные типа "COUGAR" или "BUCKEYE", обеспечивали круглосуточное наблюдение за иракскими ВВС и наводили пилотов F-15C Eagle на обнаруженные воздушные цели противника. Экипаж этого Е-3 Sentry мог обнаружить иракский истребитель даже в момент его взлета с авиабазы.
Intruder почти с самого начала рассматривался в качестве возможной замены EKA-3B Skywarrior в роли самолета-заправщика корабельного базирования. На снимке: переоборудованный на средства разработчика опытный самолет-заправщик Intruder выполняет дозаправку самолета F-4B из 101 -й истребительной эскадрильи, апрель 1966 года. Однако только в 1969 году поступил первый заказ на воздушный танкер KA-6D.
Пара F-15C Eagle, переброшенных с авиабазы Эглин в Табук, запечатлена в совместном полете с F-5 Королевских ВВС Саудовской Аравии буквально накануне начала боевых действий, 17 января 1991 года. На авиабазе Табук базировались не только F-15C ВВС США и F-5 национальных ВВС, но и эскадрилья Tornado британских ВВС.
F-15C Eagle из 1-го тактического истребительного авиакрыла с буквенным кодом "FF" на киле "отдыхает" между боевыми вылетами. Во время патрулирования в воздушном пространстве Саудовской Аравии самолеты несли полную боевую нагрузку.
Летчики не всегда выполняли полеты на своих машинах, так что на снимке может быть запечатлен не капитан Цезарь Э. Родригес, хотя, судя по надписи, это именно его истребитель. Во время войны в Персидском заливе капитан Родригес заявил о победах над МиГ-29 и МиГ-23.
На данном F-15C заметны "победные" значки за два сбитых самолета - МиГ-29 над Косово и Су-22 - во время операции "Буря в пустыне".
В отличие от других самолетов коалиционных ВВС F-15C Eagle во время операций "Щит пустыни" и "Буря в пустыне" не могли похвастаться яркой окраской, но их боевой счет говорит сам за себя. На снимке: F-15C Королевских ВВС Саудовской Аравии выполняет дозаправку в воздухе.
Наряду с указанием количества примененных УР HARM, на F-16CJ из 78-й иаэ ВВС США имеется желтый значок за сбитый 4 мая МиГ-29.
Обнаруженные на земле части конструкции сбитого сербскими зенитчиками самолета F-117. Хорошо видны задняя часть фюзеляжа и элементы хвостового оперения.
Испанские Harrier несли комбинированный камуфляж: верхние поверхности окрашивались в светло-серый цвет, а нижние - в белый. Знаки национальной принадлежности располагались в четырех местах.
Для борьбы с воздушными целями AV-8S вооружался УР Sidewinder - первоначальная модификация AIM-9N была заменена на модель "Р", которую можно видеть на машине "885". АПУ на две ракеты, введенное в британских ВМС, существенно повысило возможности Harrier в фолклендской войне, но редко использовалось в испанском флоте.
Для эксплуатации AV-8S авианосец "Дедало" прошел модернизацию, например, кормовая часть деревянной верхней палубы, где самолеты должны были выполнять вертикальную посадку, была покрыта металлическими плитами.
Авиация Королевских ВМС Таиланда. Выбор командованием Королевских ВМС Таиланда для постройки своего авианосца испанской верфи означал, что, вероятнее всего, авиагруппа корабля будет включать самолеты AV-8S. И вскоре оставшиеся у испанцев семь AV-8S и два TAV-8S были проданы в Таиланд, составив костяк его авианосной авиации. Поставленные в сентябре 1997 года, самолеты вошли в состав 302-й эскадрильи, приписанной к авианосцу "Чакри Нарубет" и дислоцированной в Утапао. Базовую подготовку летчики прошли в США в 1995 году. По причине отсутствия запчастей Harrier к 2009 году практически полностью вышли из строя.
Французские Mirage 2000C обеспечивали истребительное прикрытие ударных группировок ВВС НАТО, но лишь американские F-15 и F-16 и еще голландские F-16 добились побед в воздушных боях.
На фотографии изображены восстановленный F-51D и единственный учебный TF-51D, которые отличались высоким вертикальным хвостовым оперением, а двухместный TF-51D - еще и фонарем новой формы. Следующими двухместными самолетами стали два F-51D, не имевшие в стандартном варианте двойного управления.
Длина двигателя Dart и его меньшая масса привели к необходимости спроектировать для Turbo Mustang III новый удлиненный капот - в итоге разработчикам удалось сохранить центр тяжести машины на прежнем месте.
Немецкие Tornado играли важную роль в воздушной кампании НАТО на Балканах.
Немногие послевоенные самолеты имеют кабину с расположением членов экипажа плечом к плечу, хотя такая компоновка остается популярной и поныне и применена, например, на российском фронтовом истребителе-бомбардировщике Су-34.
Штурмовик A-6E мог нести две УР класса "воздух-РЛС" AGM-88 HARM, также под крылом на многозамковых балочных держателях подвешены авиабомбы Mk 83.
Только часть базировавшихся на борту авианосца "Констеллейшн" самолетов A-6A во время боевых действий в Тонкинском заливе в 1965 году несли экспериментальный камуфляж - как этот штурмовик (BuNo.149948).
31-летняя служба A-6 Intruder в ВМС США завершилась в конце 1996 года. В новом облике американского флота места для него не оставалось, и зимой 1996-1997 годов еще оставшиеся эскадрильи A-6 из состава авианосных сил Атлантического и Тихоокеанского флотов совершили свои последние служебные вылеты, после чего A-6 были сняты с вооружения. Часть A-6 была использована для сооружения у берегов Флориды искусственного рифа. В авиации ВМС и КМП США остались только самолеты РЭБ EA-6B, которые часто используются и в интересах ВВС США.
Первые A-6A были поставлены ВМС США в феврале 1963 года в 42-ю штурмовую эскадрилью, на базе которой осуществлялась подготовка летчиков на новые самолеты. Но только в 1965 году состояния оперативной готовности достигла первая строевая эскадрилья.
На фотографии, датируемой 1963 годом, изображены A2F-1, два YA-6A и серийный штурмовик раннего выпуска. Всего через два года A-6 приняли участие в боевых действиях во Вьетнаме в составе 75-й штурмовой эскадрильи.
A-6E из 34-й штурмовой эскадрильи, вооруженный одной ракетой ATM-84E SLAM, принимает топливо от KC-135E из авиации Национальной гвардии штата Канзас. Учение "SLAM-O-RAMA", полигон авиабазы Патуксент-Ривер, штат Мэриленд. В операции "Буря в пустыне" летчики A-6E с авианосца "Джон Ф. Кеннеди" впервые применили эту ракету в боевых условиях.
Роберт Смит поднял прототип A2F-1 в воздух с аэродрома в Калвертоне 19 апреля 1960 года. Самолет имел двигатели с отклоняемым соплом.
Испытания прототипа Intruder выявили негативное влияние, оказываемое на маневренные качества машины ее фюзеляжными аэродинамическими тормозами. В итоге "Grumman" с 26-го самолета стала ставить дополнительные тормозные щитки на нижней и верхней поверхностях законцовок крыла (сентябрь 1961 года), затем фюзеляжные тормоза убрали вовсе.
View of the first Intruder, 147864, when it was known as the Grumman A2F-1 and sported a long nose-probe for test flying. The rear-fuselage speed brakes are extended. These were later abandoned in preference for wing tip brakes, the EA-6A being the sole exception.
Вскоре после принятия на вооружение, штурмовики A-6 были направлены на войну - во Вьетнам на борту авианосца "Индепенденс" была переброшена оснащенная ими 75-я штурмовая эскадрилья авиации ВМС США. Первый боевой вылет состоялся 1 июля 1965 года - самолеты нанесли удар по мостам и другим целям у Бак Банга, южнее Ханоя. Изображенный на снимке A-6A (BuNo. 151581) принадлежал 165-й штурмовой эскадрилье "Boomers", совершившей в 1968-1973 годах семь командировок во Вьетнам в составе 2-го и 9-го авиакрыльев.
Восьмой A-6A, BuNo. 148618, выполняет взлет с катапульты атомного авианосца "Энтерпрайз".
A-6E Intruder. 121-я всепогодная штурмовая эскадрилья авиации КМП США (VMA(AW)-121; позывной "COMBAT", буквенный код "VK") находилась в подчинении 11-й авиагруппы морской пехоты (MAG-11, штаб в Эль-Торо, штат Калифорния), но дислоцировалась на авиабазе КМП Черри-Пойнт, штат Северная Каролина. A-6 состоял на ее вооружении до 11 мая 1990 года, когда она была переименована в 121-ю всепогодную истребительно-штурмовую эскадрилью (VMFA(AW)-121), став первой из пяти эскадрилий авиации КМП, перевооруженных в 1990-1995 годах на F/A-18. Изображенный A-6 окрашен в обычный двухтоновый серый камуфляж, применявшийся в КМП США, все обозначения и эмблемы наносились черным или белым цветом.
A-6E Intruder
Боевая нагрузка Intruder. На пяти пилонах A-6E может нести почти любые типы авиационных средств поражения из арсенала ВМС и КМП США. Впрочем, основу боевой нагрузки Intruder составили высокоточные боеприпасы, включая управляемые и корректируемые авиабомбы, а также ракеты SLAM, Maverick, Walleye, Harpoon, HARM, AMRAAM и Sidewinder, а также планирующие ложные цели ADM-141 TALD.
Ан-24 строился в достаточно большом количестве, в общей сложности имелось около 20 модификаций. Это был один из первых советских самолетов, успешно экспортировавшихся за рубеж.
АН-24РВ. "Lao Aviation" стала одним из заказчиков модификации Ан-24РВ, в том числе и этого самолета RDPL-34006, находящегося сегодня в аэропорту Вьентьяна и частично уже разобранного на запчасти для еще летающих в Лаосе китайских Y-7
Разработчик был уверен в хороших перспективах Ан-24 на внутреннем и внешнем рынках авиатехники как гражданского, так и военного (двойного) назначения. Данный Ан-24Б был с успехом продемонстрирован на 27-м Парижском авиасалоне в 1967 году.
В середине 1990-х годов компания "Архангельские воздушные линии" эксплуатировала на местных авиалиниях несколько типов самолетов, в том числе Ан-24Б, Ан-24РВ (на снимке), Ан-26 и Ан-26Б, а также Ту-134.
Ан-24 активно эксплуатировался в условиях жаркого климата - как этот самолет из"Lebanese Air Transport" (Ливан).
Ан-24 попал на почтовые марки ГДР, но был признан немцами не слишком экономичным и вскоре снят с эксплуатации в компании "Interflug".
В настоящее время боевые самолеты часто вынуждены выполнять полеты на предельно малых высотах. Неоценимым помощником в этом является система огибания рельефа местности, принцип действия которой основан на сравнении рельефа местности с данными, введенными в память бортовой ЭВМ.
Экипаж самолета Hawker Siddeley Trident во время испытаний, проводившихся в 1964 году, совершает автоматическую посадку, полагаясь только на навигационный комплекс.
Часть самолетов семейства Lancaster были переоборудованы для решения специальных задач. Первой специальной модификацией бомбардировщика стал B.Mk III (Type 464), привлекавшийся к знаменитому авианалету на дамбы Мен, Зорп и Эдер, в ходе которого применялись "прыгающие" бомбы Upkeep. Самолеты имели те же двигатели и переднюю и заднюю стрелковые установки Frazer-Nash с 7,7-мм пулеметами, а вот средняя верхняя установка была демонтирована. Следующим специальным вариантом стал Mk.l (Special), приспособленный для крупнокалиберных бомб - Tallboys и Grand Slams, причем часто передняя и средняя верхняя стрелковые установки демонтировались. К специальным Lancaster также относятся Mk.l (FE) и Mk.VII (FE), тропические варианты бомбардировщика, имевшие увеличенную дальность и предназначенные для Дальневосточного ТВД.
Lancaster B.Mk I
B.Mk II. Заказы на B.Mk I оказались многочисленными, поэтому возникло опасение насчет способности промышленности обеспечить двигателями Merlin новые бомбардировщики. В итоге появился Lancaster B.Mk II, оснащенный четырьмя звездообразными моторами Bristol Hercules VI или XVI, совершивший первый полет в ноябре 1941 года. В следующем году самолеты стали поступать в строевые части. Самолет в целом получился хороший, но развивал меньшую скорость, имел меньший потолок и нес меньше бомб, чем Lancaster с моторами Merlin. После постройки 301 самолета выпуск был прекращен, последний вылет бомбардировщики выполнили в сентябре 1944 года.
B.Mk III. Опасения о нехватке двигателей Merlin не оправдались - помогла организация их выпуска на заводе "Packard" в США. Самолеты с американскими двигателями получили обозначение B.Mk III (на фото прототип "Ланкастера" III с двигателями "Мерлин" 28) и, за исключением незначительных изменений в оборудовании и несколько увеличенного блистера для бомбардира, были идентичны B.Mk I.
B.Mk III. Опасения о нехватке двигателей Merlin не оправдались - помогла организация их выпуска на заводе "Packard" в США. Самолеты с американскими двигателями получили обозначение B.Mk III и, за исключением незначительных изменений в оборудовании и несколько увеличенного блистера для бомбардира, были идентичны B.Mk I. Были построены более 3000 машин, после войны часть из них переоборудовали в поисково-спасательные ASR Mk III, оснащенные сбрасываемыми спасательными шлюпками (фото). Эти самолеты затем стали привлекать к разведке и патрулированию - под обозначением GR.Mk 3 они прослужили до 1954 года.
B.Mk VI. Lancaster Mk IV и V представляли собой существенно перепроектированные машины, имевшие увеличенную дальность полета. Но под этими обозначениями они не строились и лишь после войны появились в виде Avro Lincoln. Lancaster B.Mk VI представлял собой менее радикальную переделку бомбардировщика - девять машин переоборудовала "Rolls-Royce", оснастив их моторами Merlin 85 или 87 в новых гондолах, а носовая и надфюзеляжная стрелковые установки были демонтированы. Самолеты, оснащенные радарами H2S и первыми станциями РЭБ, использовались в 635-й эскадрилье преимущественно в качестве лидеров групп. Но в большую серию машина все же не пошла.
B.Mk VII. Последняя серийная модификация, B.Mk VII, была оснащена американскими надфюзеляжными стрелковыми установками Martin с двумя 12,7-мм пулеметами. Причем башенка была сдвинута несколько вперед. Силовая установка включала четыре мотора Rolls-Royce Merlin 24. Были выпущены 180 самолетов модификации Mk.VII, часть из которых отправили на Дальний Восток (сверху были окрашены в белый цвет), а после войны часть Mk VII была продана французской морской авиации. Оснащенные дополнительными топливными баками, машины использовались в качестве самолетов БПА в районах Северной Африки и Новой Каледонии.
A Lancaster B Mk VII (FE), showing the Martin dorsal turret and white upper surfaces adopted for Tiger Force.
B.Mk X. Для того, чтобы справиться с большим количеством заказов, к выпуску Lancaster подключили канадскую "Victory Aircraft" - собранные в Канаде машины получили обозначение B.Mk X, оснащались двигателями Packard Merlin и в целом были идентичны B.Mk I/III. Самолеты перегонялись в Великобританию своим ходом через Атлантику, вооружение устанавливалось уже по прибытии. Первый B.Mk X был передан заказчику 6 августа 1943 года, всего построено 430 самолетов - большинство из них в 1945-1946 годах вернулись в Канаду, часть продолжили службу в качестве бомбардировщиков, другие стали самолетами БПА (Mk 10MR) или фоторазведчиками (Mk 10P, фото).
Более 20 машин B.Mk X переоборудовали в поисково-спасательные, а три - в самолеты для подготовки штурманов (Mk 10N, фото). Последние Mk 10 были сняты с вооружения канадских ВВС в апреле 1964 года.
Катастрофа Boeing 737-200 в Ковентри, Великобритания
Успех воздушной кампании зависел от того, сумеют ли союзники нейтрализовать систему ПВО противника. Эта задача была возложена, в том числе, и на американские самолеты EA-6B Prowler.
"Фамильный портрет" бизнес-джетов семейства Learjet периода 1980-х годов дает представление об эволюции дизайна. На снимке, начиная с заднего самолета, изображены Learjet 25D, Learjet 35А и Learjet 55. Learjet 35А и Learjet 36А стали настоящими "бестселлерами".
Авария DHC-5 Buffalo на авиашоу в Фарнборо
В распоряжении испанских ВМС находились всего две спарки, одна из которых изображена на фотографии. Рядом виден двигатель Rolls-Royce Pegasus, устанавливавшийся на ранних Harrier.
В мае 1989 года испанские летчики проходили обучение взлету с носового трамплина на авиабазе в Йеовилтоне и лишь затем приступили к полетам с борта "Принца Астурийского".
F-15E стали костяком ударных группировок Объединенных ВВС НАТО, использовавшихся против Югославии. 26 таких самолетов из состава 48-го истребительного авиакрыла переподчинили 31-му экспедиционному авиакрылу на авиабазе Авиано.
Halifax B.Mk VII, имевший собственное имя "Friday the 13th" и оснащенный РЛС H2S, совершил 128 боевых вылетов. Опытный оператор мог получать необходимые данные от РЛС, обладавшей достаточным разрешением для выделения контрастных объектов, таких как береговая линия. Однако над сушей она была малоэффективна.
JRC-1 был, в целом, идентичен UC-78 и находился на вооружении ВМС США. Как и остальные машины семейства T-50, шасси и закрылки JRC-1 имели электропривод.
Четырехместный Model C-34 оснащался 145-сильным звездообразным двигателем Super Scarab, работавшим на двухлопастный воздушный винт.
Возможности вертолета CH-1 были наглядно продемонстрированы в 1957 году, когда на нем были установлены три рекорда, включая рекорд высоты в двух весовых категориях (9252 м).
Созданный на замену Model 152, самолет SkyCatcher отличается относительно простым, но весьма современным и эффективным набором оборудования. Его планируется сертифицировать только по правилам визуальных полетов, днем или ночью.
На аэропланах семейства Model А устанавливались различные двигатели, такие как Anzani (АА), Comet (АС), "Floco" (AF) и Siemens-Halske (AS).
В кабине DC-6 пилот располагался перед крылом, а пассажиры - до пяти человек - размещались в кабине, находящейся под крылом и имевшей по три достаточно больших окна по каждому борту. Кабина располагалась над центром тяжести самолета.
10-местный Learjet 25 появился в середине 1960-х годов и стал первой серьезной переработкой базового Learjet 23/24. Во многом он напоминает Learjet 35/36, пришедший ему на смену, но имеет более короткий фюзеляж, а иллюминаторы салона приближены к кабине.
Прототип Learjet 23, построенный на основе крыла с большим относительным удлинением, которое было разработано Хансом Штрудером для его истребителя P-16. Крыло позволяло самолету развивать высокую дозвуковую скорость полета при относительно малой посадочной скорости. Конструктивно крыло имело незначительное количество нервюр, несколько лонжеронов и толстую обшивку.
Авария Learjet 25В на авиабазе Нортхольт, Великобритания
Авария Learjet 25В на авиабазе Нортхольт, Великобритания
На три многофункциональных дисплея Garmin G1000 в кабине Cessna Caravan выводится не только полетная информация, но и электронная карта с отображением места самолета на основании данных системы GPS.
Learjet 55 удачно совместил в себе отдельную, "стеклянную" пилотскую кабину и винглеты, взятые с не имевших успеха моделей Learjet 28/29. Learjet 55, получивший наименование Longhorn, стал основой для создания бизнес-джетов Learjet 31, Learjet 45 и Learjet 60.
Этот R.11 из эскадрильи С46 применялся для сопровождения бомбардировщиков 13-й эскадры в период с февраля по ноябрь 1918 года.
До завершения выпуска в 1976 году было поставлено 43 самолета Guepard. Компоненты для него выпускались компанией "Siren", а конечная сборка и летные испытания выполнялись специалистами "Wassmer".
Закрылки на Cessna 140 были расположены между фюзеляжем и подкосами и имели характерную поверхность. Отсутствие этих элементов конструкции, а также двойные подкосы говорят о том, что это Model 120.
Все самолеты семейства Model 150, вплоть до Model 150E, имели обычное вертикальное хвостовое оперение, только модификация Model 150F получила стреловидное хвостовое оперение.
Самолеты Hornet совершали вылеты не только с палуб авианосцев (F/A-18C), но и с береговых авиабаз КМП США (F/A-18D), а также ВВС Испании (EF-18+) и Канады (CF-188).
Learjet 28 и 29, созданные на единой базе, имели фюзеляж Learjet 25 и крыло Longhorn с винглетами. Модели коммерческого успеха не имели, но послужили хорошей основой для создания семейства Longhorn бизнес-джетов Learjet.