Мировая Авиация 89
-
Bf 109F-4/Z Trop. Этот истребитель был закреплен за Штальшмидтом, близким другом Марселя и одним из самых результативных германских асов, воевавших в Западной Пустыне. Самолет несет отметки о 48 победах, за которые Штальшмидт уже получил Рыцарский крест. 7 сентября 1942 года, когда он был объявлен пропавшим без вести после встречи с группой Spitfire к востоку от Аль-Аламейна, немецкий ас успел одержать еще 11 побед.
С середины 1930-х и до конца 1950-х годов фирма "Douglas" была самым известным производителем авиалайнеров в США. Своим успехом она обязана лайнерам, представленным на этом снимке: DC-3, -4, -6, -7 и -8. В конце 1950-х годов доминированию "Douglas" положила конец фирма "Boeing", создавшая лайнер Model 707, которая вот уже четыре десятилетия продолжает оставаться на вершине успеха.
Когда в 1985 году в США были введены новые ограничения по шуму в аэропортах, многие операторы обнаружили, что их DC-8 с двигателями JT3D, не отработавшие свой ресурс в 100 000 летных часов, не соответствуют этим требованиям. Поэтому компания "Cammacorp Inc." предложила программу переоснащения самолетов двигателями CFM International CFM56.
Вероятно, одна из самых оригинальных схем окраски самолета была выполнена художником Александером Калдером. Окрашенный вручную DC-8-62 авиакомпании "Braniff Airways" дебютировал на Парижском авиасалоне в 1973 году.
Базирующаяся в Литтл-Роке, Арканзас, авиакомпания "Arkansas Air Transport International" и в 2009 году сохраняла большой флот DC-8, включавший три Super 60 и 13 Super 70, все в грузовом варианте. На снимке представлен Super 60, оснащенный двигателями Pratt & Whitney JT3D.
Таиландские ВВС использовали три DC-8 Series 62AF для различного рода перевозок. Самолеты служили в 601-й эскадрилье 6-го авиакрыла и базировались в бангкокском аэропорту Дон Муанг, пока их не заменили на 12C-130H Hercules.
ВМС США использовали этот переоборудованный DC-8 Series 54F на протяжении 1987-1999 годов. Получив соответствующую электронную начинку, эта машина, обозначенная EC-24A, служила в группе FEWSG (Fleet Electronic Warfare Support Group). Во время учений флота самолет выполнял задачи управления, контроля и связи (C3-COMMAND, control, communication).
Государственная авиакомпания "Air New Zealand" приобрела три своих первых DC-8 в 1965 году для эксплуатации как на местных авиалиниях, так и на линиях в Австралию. Удачный самолет позволил перевозчику расширить географию своих полетов: сначала на западное побережье Америки через Гавайи, а затем и на Дальний Восток.
Появившийся в конце 1960-х годов лайнер Douglas DC-8-61 (на снимке) был создан для внутриамериканского рынка перевозок, предоставляя максимальную пассажировместимость на линиях малой и средней протяженности. Компания "Delta Airlines" приобрела 13 таких самолетов. На некоторых из них в 1990-х годах произвели замену двигателей на ТРДД CFM56, присвоив им обозначение DC-8-71.
Французские ВВС, первый военный оператор DC-8, приобрели один новый Series 55CF и несколько подержанных самолетов. Машины использовались для дальних перевозок, в качестве VIP-транспорта и для ведения радиоэлектронной разведки. Четыре последних самолета (один Series 55 и три Series 72) эксплуатировались до конца 1990-х годов.
Президентская эскадрилья ВВС Перу использовала два DC-8 Series 62CF (фото) в VIP-варианте со своей базы в аэропорту Лима-Калло. Другим оператором, использовавшим DC-8 для перевозки высокопоставленных государственных лиц, был Габон, располагавший одним дооборудованным DC-8-73F.
Комфорт, предоставляемый пассажирам первыми реактивными лайнерами, казался просто роскошью, по сравнению с первыми десятилетиями гражданских авиаперевозок. В распоряжении путешествующего на DC-8 было откидное кресло с подлокотниками, обеденный/письменный столик, лампа для чтения, индивидуальная вентиляция и кнопка вызова бортпроводника.
DC-8 Series 43. Самолет Series 40 был одним из многочисленных вариантов DC-8, разработанный, чтобы удовлетворить требованиям разных покупателей к вместимости, летным характеристикам и дальности полета. Series 40 оснащался ТРДД Rolls-Royce Conway и был вторым вариантом после DC-8-30 с ТРД JT4A, предназначенным специально для использования на межконтинентальных маршрутах. Одним из трех операторов этих лайнеров стал основной итальянский авиаперевозчик "Alitalia", имевший 10 самолетов. Двумя другими были компании "Air Canada" и "Canadian Pacific". Первый самолет Series 40 взлетел 23 июля 1959 года, а три года спустя он стал первым реактивным лайнером, превысившим скорость звука, правда, в пологом пикировании.
DC-8 Super 71
Снятый во время испытательного полета в США, "598" был одним из самолетов Block 40, поставленных Израилю в начале 1990-х. Перед поставкой каждый истребитель проходил полную программу летных испытаний в Форт-Уорте.
F-16D Barak. Сегодня Израиль имеет самый "разномастный" парк Fighting Falcon среди всех операторов. Он включает ранние F-16A Block 10, F-16C/D Barak (на рисунке представлен F-16D Barak 2) и F-16I Block 52+. Fighting Falcon из первых партий (F-16A/B) были названы Netz, самолеты модификации C/D - Barak, F-16 Block 52+ - Sufa.
Достоинства, унаследованные от самолетов Block 52+, в комбинации с местными доработками - включая системы РЭБ, конформными баками и контейнером системы Litening - делают Sufa одним из самых совершенных вариантов F-16. Представленные на снимке самолеты принимали участие в учениях "Red Flag" в июле 2009 года.
F4F-4 Wildcat. Во время вторжения в Северную Африку на этом Wildcat летал лейтенант-коммандер Джон Рэби из эскадрильи VF-9 с авианосца "Рейнджер". Самолет несет стандартные для того времени опознавательные знаки ВМС США, за исключением желтой полосы вокруг знаков национальной принадлежности. Подобная полоса использовалась на всех самолетах, принимавших участие в операции "Torch".
Несмотря на свою относительно невысокую скорость и неповоротливость, истребители Hurricane Mk IID с большим успехом использовались в Северной Африке. Эти самолеты могли нести пару 227-кг бомб или две 40-мм пушки Vickers.
Spitfire Mk I. Хотя Spitfire Mk I и II сравнительно недолго служили в боевых подразделениях RAF, они добились многочисленных побед над силами Люфтваффе, зачастую имевшими численное превосходство. Начиная с первой схватки над Шотландией и заканчивая знаменитыми боями над юго-восточной Англией, ранние Spitfire были грозным противником для немецких пилотов.
Истребители 19-й эскадрильи в Даксфорде, за пять месяцев до начала войны. Снимок сделан в мае 1939 года во время посещения представителями прессы 19-й эскадрильи в Даксфорде. Хорошо видны многие особенности самолетов раннего типа, включая выступающие стволы пулеметов, двухлопастные винты фиксированного шага и смесь "плоских" и выпуклых фонарей кабин. Обратите внимание на плоские фонари кабины у второго и пятого самолетов - все остальные оснащены выпуклыми фонарями - и бортовой код "WZ", использовавшийся эскадрильей в 1938-1939 годах.
Наследие первой эскадрильи Spitfire. 19-я эскадрилья RAF всегда летала на одноместных истребителях. Созданная в июне 1916 года на базе ядра 5-й резервной эскадрильи, она получила на вооружение самолеты B.E.12. Но эти машины плохо подходили для использования в качестве истребителей, и в декабре их заменили на Spad VII. В июне 1918 года на вооружение поступили истребители Sopwith Dolphins, служившие до 1919 года. До реорганизации в 1923 году 19-я эскадрилья базировалась в Даксфорде как истребительное звено 2-й летной школы. В полном составе эскадрилья была развернута 1 июня 1924 года, получив истребители Sopwith Snipe. В 1920-1930-х годах на вооружении этого подразделения состояли истребители Grebe, Siskin, Bulldog и Gauntlet, пока в августе 1938 года оно первым не получило новейшие Spitfire. В ноябре за ним последовала 66-я эскадрилья, созданная в Даксфорде на базе звена "С" из 19-й эскадрильи.
В первые месяцы войны журналисты были частыми гостями на базах истребителей RAF. Этот снимок вылета по боевой тревоге сделан 8 апреля 1940 года на авиабазе Дрем в Ист-Лотиане, Шотландия, где дежурили Spitfire 611-й эскадрильи "West Lancashire".
Вооруженная Spitfire 610-я эскадрилья, базировавшаяся в Грейвсенде, Кент, была одним из подразделений RAF, принявших основную тяжесть удара Люфтваффе во время битвы за Британию.
Прикрывая эвакуацию сил союзников из Дюнкерка, Истребительное командование потеряло 72 Spitfire. Этот снимок был сделан 6 июня после завершения операции. Действовавшие над Дюнкерком Spitfire страдали от недостаточной дальности полета, как и Bf 109 во время битвы за Британию.
Воздушные фильтры Vokes, защищавшие моторы от попадания густой пыли, сильно искажали элегантные обводы истребителей Spitfire. На снимке истребители Mk VC из 417-й эскадрильи патрулируют над Западной Пустыней с открытыми из-за жары фонарями.
На истребителе Gripen ПГО установлено близко к передней кроме треугольного крыла, что позволяет компенсировать некоторые недостатки последнего. У Typhoon ПГО наоборот вынесено вперед для увеличения момента и повышения управляемости на больших углах атаки.
AH-1W SuperCobra
AH-1Z
Tomcat постоянно присутствовали на палубах авианосцев и высоко ценились морскими летчиками. На этом снимке хорошо видны датчики под носовой частью самолета последних модификаций.
F-14D из эскадрильи VF-213 "Blacklions", взлетевший с авианосца "Теодор Рузвельт". Tomcat сыграли важную роль во время операции "Iraqi Freedom", действуя в роли передовых авианаводчиков. Этот Bombcat несет 454-кг бомбу с лазерным наведением GBU-16.
Пара F-14B подходит к заправщику, Ирак. Оба самолета несут контейнеры с прицельной системой LANTIRN на правом пилоне под крылом. Левый пилон обычно был зарезервирован для ракет AIM-7 Sparrow или AIM-54 Phoenix.
F-14B Tomcat из эскадрильи VF-143 "Pukin' Dogs" во время своего последнего вылета, 15 марта 2005 года. После этого эскадрилья сдала свои Tomcat и приступила к переучиванию на F/A-18E Super Hornet, в процессе сменив обозначение на VFA-143
F-14B стартует с катапульты авианосца "Джордж Вашингтон" в Аравийском море. Этот снимок хорошо позволяет оценить внушительные размеры Tomcat.
Посланные в Северную Африку лишь в небольшом количестве, истребители Messerschmitt Bf 110E использовались преимущественно для прикрытия морских конвоев и решения ударных задач. Представленный на снимке самолет оснащен 300-литровыми подвесными баками и бомбодержателями под крылом.
Самолет Rafale А, впервые взлетевший в 1986 году, был демонстратором ключевых технологий, использованных на серийных Rafale. Сжатая V-образная форма нижней передней части фюзеляжа улучшила поступление потока в воздухозаборники на больших углах атаки и позволила отказаться от установки в них центрального тела.
Трудные условия эксплуатации плохо сказывались на состоянии Ju 87, использовавшихся для борьбы с британской бронетехникой под Аль-Аламейном, а низкая скорость делала их легкой добычей истребителей Kittyhawk.
Eurofighter Typhoon является типичным представителем нового поколения европейских истребителей, отличающихся простотой обслуживания и высокими характеристиками. Для Люфтваффе самолет Eurofighter стал качественным скачком по сравнению со старыми истребителями F-4F Phantom, на замену которым он пришел. Typhoon уже показал свою высокую эффективность. В учебном воздушном бою два испанских самолета "сбили" восемь F-15C ВВС США, считавшихся одними из самых лучших истребителей в мире.
Пилоты высоко оценили кабину Typhoon за отличную эргономику и удобную систему отображения информации. Широкоформатный индикатор европейской машины очень похож на используемый на американском истребителе F-22 Raptor.
В ВВС Пакистана все варианты F-7 (F-7P или F-7MP) "скрываются" под одним обозначением F-7P. Самолеты обычно летают только с одной парой пилонов под крылом (на снимке), к которым подвешены ракеты AIM-9.
Cessna Model 501 Citation I
На начало 2009 года Citation X оставался самым быстрым серийным гражданским самолетом.
Cessna Model 750 Citation X
CJ3 перевозит столько же пассажиров, как и CJ2, но при более высоком уровне комфорта. В стандартную комплектацию этой машины входит санитарный узел.
Фирма "Cessna" рекламирует Citation Mustang как "необычный VLJ". Действительно, эта машина создавалась на основе опыта постройки самолетов больших размеров и сертифицирована по тем же стандартам, что и самолеты семейства CJ.
Sovereign оснащен входной дверью со встроенным трапом по левому борту в передней части фюзеляжа, а аварийный выход расположен по правому борту над крылом.
Первый Як-27 создавался как перехватчик, а не как разведчик, который был принят на вооружение. Подобно Як-121 этот самолет мог быть вооружен либо пушками, либо ракетами.
Одноместный Як-27В, созданный в 1956 году, был прототипом высотного перехватчика с комбинированной силовой установкой. В хвостовой части самолета был установлен ЖРД С-155, продолжительность работы которого составляла 160 с.
Як-28К-8 с ракетным вооружением в конечном итоге проиграл превосходившему его по характеристикам Су-9, который нес ракеты "воздух-воздух" К-51, позднее замененные на К-8 (АА-3 "Anab").
Внешне похожий на Як-125Б, экспериментальный фронтовой бомбардировщик Як-123-1 послужил прототипом для самолета Як-26. Первоначально разрабатывавшийся в инициативном порядке, этот проект в марте 1955 года получил одобрение правительства.
Доработанный Як-26 (на снимке) мог нести восемь 100-кг бомб ФАБ-100, четыре 250-кг бомбы ФАБ-250 или две 500-кг ФАБ-500 в качестве альтернативы ядерному боеприпасу.
Разведчики Як-27Р базировались на территории СССР, Польши и ГДР. Входившая в состав ГСВГ 16-я ВА использовала эти самолеты в 1966-1971 годах. Разведчики состояли на вооружении 11-го ОРАП в Ной-Вельцов и 931-го ГвОРАП в Стендале (Борштель), позднее переброшенного в Вернойхен. Периодически Як-27Р проходили развертывание и на других аэродромах ГДР. В Польше они несли службу в составе 164-го Керченского ГвОРАП 4-й ВА на авиабазе Бржег.
AH-1T Improved SeaCobra
AH-1J International
AH-1T+
Bell AH-1J SeaCobra
Model 309 KingCobra
Основным отличием планера Model 425 Corsair/Conquest от Model 421 было горизонтальное оперение с большим поперечным V, впервые опробованным на самолете Model 404. По меркам американского рынка продажу 236-ти самолетов нельзя было назвать коммерческим успехом.
Фирма "Garrett" специально разработала ТВД TPE331, чтобы обеспечить хорошие высотные и скоростные характеристики 11-местного Cessna Model 441
Cessna Model 441 (two 620 shp Garrett-AiResearch TPE 331-8-401 turboprop engines)
Cessna Model 425 Corsair
Самолеты Citation III, VI (на снимке) и VII отличаются крылом двухлонжеронной конструкции со стреловидностью 25° по линии четвертей хорд, с трехсекционными закрылками.
Япония стала крупнейшим покупателем Seahawk. Японские вертолеты построены по лицензии фирмой "Mitsubishi" под обозначением SH-60J. Они сделаны на базе SH-60B/F, но оснащены авионикой местного производства. Один вертолет был приобретен у фирмы "Sikorsky" в 1985 году. За ним последовали еще два (XSH-60J), приобретенные в виде "голых" планеров; первый из них взлетел в 1987 году. Все остальные из 100 машин построены в Японии. В 1987 году начались работы по созданию усовершенствованной модификации SH-60J Kai. Два прототипа, переделанные из SH-60J, были поставлены в июне 2002 года. На них установили новые несущие винты и систему посадки на палубу, а также усовершенствовали ряд бортовых систем и авионику. Первые из 50 заказанных SH-60J Kai были поставлены в августе 2005 года.
Испания получила первые шесть вертолетов S-70B-1 (эквивалент SH-60B LAMPS III, местное обозначение HS.23) в 1988 году. В октябре 2000 года был выдан контракт на 77,4 млн долларов на еще шесть машин для ВМС, а также на комплекты для доработки уже полученных машин до стандарта Block 1 с возможностью использовать ракеты AGM-114 Hellfire и AGM-119 Penguin. Поставки были проведены в 2002-2003 годах. Seahawk испанских ВМС сведены в 10-ю эскадрилью на базе Рота и иногда действуют с борта четырех фрегатов класса FFG-7.
Вертолеты S-70C(M) ВМС Тайваня сведены в 701-ю и 702-ю авиагруппы на базе Tsoying-Tashien. Кроме того, один отряд из 701-й группы базируется в Hualien.
Вертолеты ВМС Тайваня
ВМС Тайваня располагают 21 вертолетом S-70C(M)-1 и (M)-2 Thunderhawk, созданным на базе SH-60F Oceanhawk. Первые десять самолетов были поставлены в 1993 году и отличались доработанной авионикой и использованием системы RAST, позволявшей им действовать с борта фрегатов "Ченг Хунг" (класс "Оливер Пери") местной постройки. Еще десять машин (плюс одна запасная) были поставлены в 1990-х годах. Эти вертолеты предназначены для базирования на кораблях французской постройки и имеют иную систему RAST.
ВМС Австралии располагают 16 S-70B-2 Seahawk. Первые восемь из них, заказанные в октябре 1984 года, были построены фирмой "Sikorsky". Остальные восемь машин, заказ на которые был выдан в мае 1996 года, были поставлены в виде комплектов деталей и собраны фирмой ASTA. Все вертолеты оснащены в соответствии с требованиями австралийских ВМС: на них установлены РЛС MEL Super Searcher диапазона X (в новом уменьшенном обтекателе), способные сопровождать до 32 целей на поверхности, встроенный магнитометр CAE Electronics AN/AQS-504 и гидроакустические буи AN/SSQ-81 Barra. Два вертолета, развернутых в Персидском заливе во время операции "Буря в пустыне", получили систему FLIR AN/AAQ-16 и систему предупреждения об атаках ракетами AN/AAR-47. В 2003 году в рамках программы Project Sea 1405 все вертолеты прошли модернизацию. На них смонтировали систему FLIR AN/AAQ-27 и пассивную систему предупреждения об атаках ракетами AN/AAR-54(V).
Таиланд. Заказанные в 1993 году, шесть S-70B-7 Seahawk поставлены Таиланду в 1997 году. Эти вертолеты используются для береговой охраны и решения противолодочных и поисково-спасательных задач. В июне 2007 года были заказаны шесть вертолетов MH-60S Knighthawk. Таиланд стал первым зарубежным покупателем этой модификации - "морского" варианта UH-60 с двигателями от Seahawk.
Греция получила 11 вертолетов S-70B-6 Aegean Hawk - машины с системой LAMPS Mk III на базе SH-60B/F. В отличие от американских они имеют опускаемую ГАС (Bendix AN/ASQ-18(V)3), а буксируемый магнитометр и устройства для постановки гидроакустических буев с них сняты. Эти вертолеты могут нести противокорабельные ракеты Penguin и торпеды Mk 46 и использоваться в качестве противокорабельных, противолодочных, поисково-спасательных и санитарных машин в случае необходимости осуществляя развертывание на фрегатах типа MEKO 200. Вертолеты поставлялись партиями: первые три в 1995 году, два - в 1996 году, и еще два - в 1997 году. Последние четыре машины были поставлены в 2004-2005 годах. На последних машинах система FLIR была установлена изначально, а на ранее поставленных восьми вертолетах ее смонтировали в ходе ремонта.
Первоначально Турция заказала для ВМС восемь S-70B-28 Seahawk, поставленных в 2001 году. В 2005 году приняли решение заказать еще 12 машин и выдать опцион на пять. Заказ на 17 вертолетов был выдан в ноябре 2006 года, но поставки задержались до 2009 года. Это позволило получить вертолеты со "стеклянной" кабиной и усовершенствованным оборудованием, включая систему FLIR, опускаемую ГАС, аппаратуру РЭП и многорежимную РЛС. Кроме того, вертолеты способны нести оба типа ракет - Penguin и Hellfire, что делает их ближе к стандарту последних Romeo, нежели старых SH-60B. Как.и многие другие операторы Seahawk, турецкие ВМС используют свои вертолеты с борта фрегатов класса FFG-7 "Оливер Пери", приобретенных в США.
Несмотря на свои малые размеры и массу, Gripen оснащен самой современной авионикой и системами, что позволило этому самолету добиться определенного успеха на внешнем рынке.
Авиакомпания "EVA Air", большинство акций которой принадлежит группе "Evergreen", начала работу 1 июля 1991 года как первый частный тайваньский международный авиаперевозчик. Компания заказала первые два из семи своих 747-400 4 октября 1989 года, со сроком поставки в ноябре 1992 года.
Крупный внутренний перевозчик, авиакомпания "All Nippon Airways" (ANA), также приобрела у "Boeing" 11 самолетов 747-400D, первый из которых был поставлен 13 января 1992 года, а последний - 11 декабря 1995 года. ANA также занимается международными перевозками, и основу ее парка дальнемагистральных лайнеров составляли 12 машин 747-400 (фото), пока на смену им не пришли Boeing 777. К началу 2009 года у этой компании оставалось только шесть 747-400.
Крупным оператором 747-400 также является компания "Asiana Airlines", хотя ее флот меньше, чем у "Korean Air". Компания заказала по одному 747-400 в 1989 и 1990 годах, получив их в 1993 и 1994 годах соответственно. Эксплуатация этих самолетов продолжалась и в 2009 году. Также с ноября 1991 по май 1997 годов были получены шесть 747-400M (фото), три из которых остаются в эксплуатации. Кроме того, пять новых 747-400F были поставлены "Asiana Airlines" между ноябрем 1994 и февралем 2006 годов, а еще два были получены из других источников.
Тайваньский национальный авиаперевозчик, авиакомпания "China Airlines" (CAL), приобрела у "Boeing" 17 пассажирских и 21 грузовой 747-400. Большую часть "четырехсотых" CAL заказала в период с 21 июля 1987 года по 25 февраля 1998 года. Все эти самолеты оснащены двигателями Pratt & Whitney PW4056. Интересно, что четыре дополнительных 747-400, заказанных 28 ноября 2002 года, оснащены двигателями General Electric CF6. Последний из самолетов был поставлен 26 апреля 2005. CAL также стала эксплуатировать 747-400F, заказав 11 августа 1999 года первую партию из 13 самолетов. Выбор двигателей фирмы "General Electric" для грузовых самолетов, очевидно, повлиял на решение оснастить аналогичными силовыми установками последние из заказанных пассажирских машин. В ноябре 2002 года CAL дополнительно заказала шесть -400F, а в мае 2003 года - еще два. Последний "грузовик" был получен 20 апреля 2007 года. К концу августа 2009 года авиакомпания продолжала эксплуатировать 13 пассажирских и 20 грузовых самолетов.
Авиакомпания "EVA Air", большинство акций которой принадлежит группе "Evergreen", начала работу 1 июля 1991 года как первый частный тайваньский международный авиаперевозчик. Компания заказала первые два из семи своих 747-400 (фото) 4 октября 1989 года, со сроком поставки в ноябре 1992 года. "EVA Air" также владеет самолетами относительно редкой модификации - 747-400M. Эти машины ("combi") могут быть быстро переконфигурированы для перевозки пассажиров и грузов в различных сочетаниях. Гибкость использования этих машин позволила компании сохранить четыре из них в эксплуатации до конца лета 2009 года. Получив последний 747-400M в мае 1996 года, компания тут же заказала еще три грузовых 747-400F. Последний из них был поставлен фирмой "Boeing" 12 июля 2002 года. В дальнейшем "EVA Air" довела число грузовых машин до девяти, используя разные источники. Все 747-е компании оснащены двигателями CF6-80C2B1F, лайнеры 747-400 сконфигурированы для перевозки 372 пассажиров, a "combi" - 276 пассажиров.
Самый крупный из японских покупателей 747-400, авиакомпания "Japan Airlines International" (JAL), получила от "Boeing" четыре партии этих самолетов - в общей сложности 34 машины. Первый заказ был выдан 21 сентября 1987 года, а последний - 22 декабря 1995 года. 31 июля 2001 года JAL получила последний 747-400. Все ее самолеты оснащены двигателями General Electric CF6. Компания также заказала восемь специализированных самолетов для местных авиалиний 747-400D (на снимке), полученных с 10 октября 1991 года по 1 января 1993 года. Однако, помимо прямых закупок у "Boeing", JAL получала самолеты и из других источников. В 2009 году парк собственных и взятых в аренду "четырехсотых" насчитывал 29 машин 747-400, восемь 747-400D, пять 747-400BCF (Boeing Converted Freighter) и два 747-400F.
Компания "Korean Air" имеет большой парк 747-400, включающий все модификации, кроме специализированных -400D и -400ER. Первые три из 27 машин 747-400 (фото) были заказаны 29 августа 1986 года, еще пять - в 1988 году, огромный заказ на 18 машин был сделан в 1990 году и, наконец, один самолет заказали в 1991 году. На конец августа 2009 года в парке компании оставался 21 самолет 747-400. Эти машины с двигателями производства "Pratt & Whitney" несут службу вместе с единственным 747-400M, заказанным "Korean Air" в апреле 1988 года и полученным в июне 1990 года. Грузовой флот "Korean Air" состоит из 747-400 трех модификаций. Десять 747-400F были получены в период с сентября 1996 по февраль 2003 года, а еще восемь ERF - с июня 2003 года по июнь 2006 года. Как и пассажирские лайнеры, эти самолеты оснащены двигателями "Pratt & Whitney". "Korean Air" также использует 747-400BCF, из которых пять находились в эксплуатации в начале 2009 года, наряду с девятью -400F и восемью ERF.
Китайские авиакомпании располагают большим парком 747-400 различных модификаций. Пять операторов купили новые самолеты непосредственно у "Boeing". Самый большой флот принадлежит авиакомпании "Cathay Pacific Airways", заказавшей с июня 1986 по май 1992 года 17 самолетов, оснащенных двигателями Rolls-Royce RB.211. Последний из этих самолетов был получен 10 июня 1994 года, но к лету 2009 года компания довела численность своего флота до 23 машин, приобретя дополнительно самолеты у других операторов. "Cathay" использует 747-400 (справа нижний) на дальних маршрутах и на местных авиалиниях с большой загрузкой. Грузовой флот "Cathay" включает девять 747-400BCF (компания стала первым покупателем конверсированных машин в 2005 году), шесть 747-400ERF (верхний) и шесть стандартных -400F. Все 747-400F имеют двигатели фирмы "Rolls-Royce", но на самолетах модификации ERF, последний из которых был поставлен в апреле 2009 года, установлены двигатели Pratt & Whitney PW4062.