Мировая Авиация 91
-
"Sopwith" разработала Snipe для замены Camel в частях Королевского авиационного корпуса. Машина получилась в пилотировании более простой, чем Camel.
E6544 построен "Coventry Ordnance Works", на самолет нанесена символика 17-й эскадрильи, последней в метрополии, эксплуатировавшей Snipe.
Единственное оставшееся в Великобритании после реформирования в 1920 году истребительное подразделение, 25-я эскадрилья, в 1922 году передислоцировали из Хокинджа в Сан-Стефано (Константинополь), Турция.
E8132 - один из первых серийных Snipe постройки "Sopwith". Самолет несет маркировку 208-й эскадрильи, которая после окончания войны дислоцировалась в Германии. Она третьей в британских ВВС получила истребители Snipe.
На Snipe E8230 летал Г.Т. Муир, когда служил в 70-й эскадрилье - после войны она дислоцировалась в Бикендорфе, Германия. Базировавшиеся в Европе 70-я и 80-я эскадрильи перевооружили самолетами Snipe в декабре, но эксплуатировали они их всего несколько месяцев.
Лишенные оборонительного вооружения - для снижения массы - бомбардировщики Дулиттла выстроены на палубе авианосца "Хорнет" перед рейдом на Японию.
На снимке изображен один из 12 самолетов РЭБ AEW.Mk 2 вместе с его неудавшимся последователем Nimrod AEW.Mk 3. После того, как программа создания последнего была закрыта, карьера Shackleton была продлена и к 1991 году достигла 40 лет. Все машины в 1970-е годы получили неофициальные имена в честь героев детских телесериалов "The Herbs" и "The Magic Roundabout". Изображенный на снимке WR960 получил имя "Dougal" из последнего сериала.
После непродолжительной эксплуатации в САК ВВС США некоторое количество B-47 ранней постройки доработали в учебно-тренировочные TB-47B, состоявшие на вооружении 3520-го тренировочного авиакрыла (авиабаза Мак-Коннел, штат Канзас). На рисунке как раз изображен TB-47B.
Самым "броско окрашенным" самолетом Stratojet стал изображенный здесь WB-47B из 55-й эскадрильи разведки погоды. В течение нескольких лет он оставался единственным разведчиком погоды на базе B-47, но потом в вариант WB-47E было конвертировано порядка 30 машин.
Два B-47 ВВС США были переданы ВМС США, где эксплуатировались значительно дольше, чем последние B-47 в ВВС. флот использовал Stratojet для летных испытаний двигателя самолета S-3A Viking, а позже - для испытаний электронного оборудования.
Агентство NACA получило 11 июля 1952 года единственный B-47A (AF49-1900, NACA No. 150), который эксплуатировался до 1957 года. Самолет задействовался на авиабазе Эдвардс для исследований особенностей полета на больших скоростях, что было необходимо для проектирования перспективных скоростных самолетов со стреловидным крылом.
Удлиненная носовая часть фюзеляжа - главная отличительная особенность RB-47. Планер разведчика имел ряд существенных отличий от планера бомбардировщика.
Первый полет RB-47E, вариант B-47E с удлиненным носом и встроенными реактивными ускорителями (для облегчения взлета), выполнил в августе 1953 года. Из экипажа исключили штурмана-бомбардира, взамен ввели штурмана-оператора фотооборудования; бомбардировочное оборудование не ставилось. Самолет нес 11 фотоаппаратов и до 10 осветительных бомб. Еще 15 самолетов RB-47E собрали как RB-47K, которые могли вести разведку погоды и фотографирование уже на всех высотах.
32 самолета B-47E модернизировали в RB-47H для выполнения специальных разведывательных заданий, основным их которых являлось обнаружение и идентификация РЛС вероятного противника. Разведчики из 55-го разведывательного авиакрыла выполняли полеты вдоль границ стран Восточной Европы. Еще три B-47E доработали в самолеты радиотехнической разведки ERB-47H с экипажем из пяти человек, двое из них размещались в бывшем бомбоотсеке.
9-ю опытную эскадрилью сформировали в 1994 году на базе 4-й и 5-й эскадрилий. В 5-й эскадрилье долгое время эксплуатировались окрашенные в черный цвет F-4 - традиция была продолжена и в окраске F-14D. 9-я эскадрилья базировалась в Чайна-Лейк, но одно из подразделений постоянно дислоцировалось в Пойнт-Мугу. Данный самолет принадлежал как раз этому подразделению. 9-я и 1-я опытные эскадрильи предназначались для испытаний и отработки новых самолетов и систем.
Клубы пара вырываются из одной из двух носовых катапульт авианосца "Констеллейшн" после взлета F-14D из состава 2-й истребительной эскадрильи "Bounty Hunters". Большая тяга двигателей F-14B/D позволяла выполнять катапультный взлет с авианосца, не имевшего хода, с большой взлетной массой, а также без использования форсажа. На снимке хорошо видны отклоненные закрылки крыла.
В состав Центра боевого применения авиации ВМС США входили две эскадрильи испытания вооружения (NWTS). На снимке: F-14D из эскадрильи NWTS, дислоцированной в Пойнт-Мугу и занимавшейся отработкой и испытаниями вооружения класса "воздух-воздух" по беспилотным мишеням QF-4.
Только после установки двигателей F110 летные данные F-14 стали близки к тем, которые планировались на стадии разработки: значительно повысилась управляемость самолета в воздушном бою, повысилась топливная экономичность, увеличился радиус действия при решении задач ПВО, самолет получил возможность дольше оставаться в районе патрулирования. Дополнительно стало возможным использование более тяжелого вооружения класса "воздух-поверхность", и, наконец, повысилась безопасность эксплуатации истребителя на авианосцах.
Шесть УР Phoenix и две Sidewinder смотрятся впечатляюще, но данный вариант боевой нагрузки не практичен. Эволюция Tomcat модификаций "В" и "D" ушла в сторону от истребителя ПВО, для которого этот вариант боевой нагрузки являлся типовым.
74-я истребительная эскадрилья перед выходом авианосца "Саратога" в Красное море (7 августа 1990 года) едва успела завершить переучивание на F-14A+. Корабль вернулся в порт приписки 28 марта 1991 года, в следующий дальний поход "Саратога" ушла в 1992 году. В дальнейшем 74-я эскадрилья непродолжительное время была приписана к авианосцу "Констеллейшн", а затем последовало переформирование, в ходе которого эскадрилью вывели из числа частей постоянной готовности. До расформирования 28 апреля 1994 года она дислоцировалась на авиабазе Оушена и являлась эскадрильей "агрессоров", используя специально окрашенные самолеты, такие как этот F-14B.
F-14A+ Tomcat. Изображен F-14A+ из 103-й истребительной эскадрильи "Sluggers", входившей в состав 17-го корабельного авиакрыла авианосца "Саратога" в период операции "Буря в пустыне". На авианосце, находившемся в Красном море, в то время также базировалась 74-я истребительная эскадрилья с F-14A+. Самолет несет бортовой номер "201" и личную маркировку заместителя командира эскадрильи лейтенант-коммандера Фитцпатрика. Пилотируемый лейтенантом Девоном Джонсом, самолет был позже сбит иракским ЗРК во время разведывательного полета. Вертолет сил специальных операций при поддержке штурмовиков A-10A спас Джонса, но его оператор СУВ лейтенант Лоуренс Рэндольф Слэйд попал в плен. После окончания войны в Персидском заливе маркировка самолетов 103-й эскадрильи стала выполняться в традициях эскадрильи "Jolly Rogers", а обозначение F-14A+ изменили на F-14B.
F-14D Tomcat
F-14B/D: варианты боевой нагрузки
A-7E Corsair II. A-7E (№ 158842; "АС/402") коммандера Джона Линхоутса, заместителя командира 72-й штурмовой эскадрильи, которая вместе с 62-й шаэ входила в состав 3-го корабельного авиакрыла авианосца "Джон Ф. Кеннеди" в период операции "Буря в пустыне".
A-7E из Центра боевого применения авиации ВМС США запечатлены в момент сброса инертных 227-кг бомб на полигоне недалеко от авиабазы Чайна-Лейк.
"United Airlines" - стартовый заказчик Boeing 777, первый заказ на них компания разместила в октябре 1990 года. Первый самолет был получен в мае 1995 года.
Наряду с "British Airways", "Air France" является основным европейским эксплуатантом Boeing 777. К лету 2009 года она получила 18 Boeing 777-200ER (на снимке), 23 Boeing 777-300ER и два "грузовика".
"Thai Airways International" стала первой авиакомпанией, получившей Boeing 777 с двигателями Trent (апрель 1996 года). Всего компания за купила 20 лайнеров -200/-200ER и -300.
23 самолета 777-200ER компании "Saudi Arabian Airlines" оснащены двигателями GE90 и могут перевозить до 244 пассажиров в салонах трех классов. 1 августа 2001 года компания разместила последний заказ - на один Boeing 777-200ER.
Десять Boeing 777-200LR эксплуатирует "Emirates", последняя поставка осуществлена 30 марта 2009 года по контракту на 10 лайнеров, подписанному 21 ноября 2005 года. На снимке элегантно окрашенного самолета "Emirates" видны характерные для LR винглеты.
Азия стала важнейшим регионом сбыта Boeing 777 - объем продаж здесь значительно выше, чем в Европе. "China Southern Airlines" закупила четыре 777-200 и два 777-200ER, шесть 777F заказано 28 февраля 2007 года.
Все Boeing 777-200ER компании "Singapore Airlines" оснащены двигателями Trent. Первые 22 самолета были заказаны 22 декабря 1995 года, еще шесть - в августе 2004 года. Всего парк "Singapore Airlines" насчитывает 46 Boeing 777-200ER. Кроме того, компания эксплуатирует 777-300 и 777-300ER. Общее количество Boeing 777 в компании SIA составляет 77 машин.
Bleriot XI использовался в Королевском авиационном корпусе в первые военные месяцы как легкий разведчик. Самолет снискал славу, первым перелетев через Ла-Манш, но он уступал новейшим германским аппаратам.
На основных опорах шасси самолета Bleriot XI стояли колеса велосипедного типа, соединенные общей осью. Исходную хвостовую опору с колесом позже заменили деревянной дугой.
Летчики 3-й эскадрильи Королевского авиационного корпуса сфотографированы на фоне Bleriot XI (слева) и Parasol (справа), Амьен, 1914год. Первые самолеты союзников не стали для германских аппаратов достойными противниками.
Изображен построенный в 1909 году British Army Aeroplane No.1. Двигатель Antoinette с помощью ременных передач приводил во вращение два винта.
Испания приобрела восемь AH-1G, получивших местное обозначение Z-14. Вооруженные 20-мм пушками М35, вертолеты использовались для поддержки патрульных кораблей береговой охраны. Все испанские AH-1 сняты с вооружения в 1985 году.
После поставки двух вертолетов AH-1S из США компания "Fuji Heavy Industries" приступила к лицензионной постройке AH-1 для Сухопутных сил самообороны Японии - в 2009 году последние эксплуатировали 77 AH-1S.
Получившие в Израиле наименование "Tzefa", вертолеты Cobra впервые были использованы в бою в 1979 году в Ливане. В 2009 году AH-1 оставался основным израильским боевым вертолетом, они часто привлекаются к боевым операциям. В операции 2002 года против движения XAMAC вертолеты Cobra выполнили 85% всех боевых вылетов израильской авиации.
Иордания закупила 24 AH-1S во второй половине 1980-х годов, позже для обучения экипажей было закуплено еще девять AH-1F. В 2009 году в Иордании эксплуатировалось большинство этих машин.
Командование таиландской Армии планировало сформировать эскадрилью боевых вертолетов численностью минимум 27 машин. В качестве первого шага в избранном направлении Таиланд приобрел четыре AH-1F, но от плана закупки 27 боевых вертолетов пришлось отказаться, хотя возможна закупка еще семи машин.
Пакистан получил 20 AH-1S в 1980-е годы, позже их модернизировали до уровня AH-1F. Дополнительную партию вертолетов Пакистан получил в 2004-2008 годах.
AH-1 ВС Пакистана принимают участие в войне с терроризмом. Всего в пригодном к полетам состоянии находятся 39 вертолетов.
Bristol Boxkite представлял собой облагороженную копию биплана Анри фармана с мотором Gnome мощностью 50 л.с. На снимке: лейтенанта Эрика Харрисона поздравляет армейский офицер после полета 1 марта 1914 года на Boxkite.
Bristol Boxkite подготовлен к полету в Салисбери-Плэйн, маневры британской армии в сентябре 1910 года. Данный самолет выполнил первый полет в Великобритании в военных целях, произведя в ходе учений разведку.
Этот CA-13, названный Sinbad II, пилотировал в марте 1944 года флайт-лейтенант А. У. Кларк из 5-й эскадрильи австралийских ВВС. Самолет базировался в Квинсленде, вероятно, машина была камуфлирована пятнами зеленого и землистого цветов, а нижние поверхности - окрашены в светло-голубой цвет.
Commonwealth CA-14 Boomerang
Aviatik B.II. Данный Aviatik B.II принадлежал школе наблюдателей в Кельне-Бутцвейлерхофе (1916 год). Сохранив компоновку предшественника, B.II имел измененную конструкцию и был оснащен более мощным мотором Mercedes D.II.
Конструктивно близкий Aviatik В.I образца 1914 года, улучшенный Aviatik В.II появился в 1915 году. Он обладал более легкой и прочной конструкцией и был оснащен более мощным мотором, хотя установка вооружения не предусматривалась.
Дулиттл общается с конструктором А.П.Северским из кабины новейшего истребителя русского конструктора - P-35. Карьера Дулиттла в годы Второй мировой войны сложилась более удачно, нежели карьера истребителя P-35.
CA-1 Wirraway из 5-й эскадрильи австралийских ВВС (Новая Гвинея, 1944 год). Самолет использовался для непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск.
Commonwealth CA-1 Wirraway
Компания САС построила 200 серийных CA-6 для австралийских ВВС. Серийное производство велось с мая 1941 года по апрель 1942 года. Самолеты предназначались для подготовки летчиков и радистов.
Парк Shackleton проходил модернизацию на протяжении всей своей службы. На снимке: самолет MR.Mk 2 из 228-й эскадрильи, в результате модернизации 1956-1957 годов он "потерял" надфюзеляжную турель.
На снимке изображен один из 12 самолетов РЭБ AEW.Mk 2 вместе с его неудавшимся последователем Nimrod AEW.Mk 3. После того, как программа создания последнего была закрыта, карьера Shackleton была продлена и к 1991 году достигла 40 лет. Все машины в 1970-е годы получили неофициальные имена в честь героев детских телесериалов "The Herbs" и "The Magic Roundabout". Изображенный на снимке WR960 получил имя "Dougal" из последнего сериала.
VP256 стал 72-м серийным Mk 1/1A самого многочисленного варианта Shackleton. Его отличительные черты - короткая носовая часть, расположенный в нижней части обтекатель РЛС, а также надфюзеляжная стрелковая установка.
17 самолетов MR.Mk 1/1А были переоборудованы в учебные T.Mk 4 (на снимке) и оснащались навигационным и радиооборудованием по стандарту модификации Mk 3, а также дополнительными индикаторами РЛС для курсантов и инструкторов. Машины поступили в учебно-тренировочную эскадрилью в Кинлоссе. В учебные T.Mk 2 были также переоборудованы 10 самолетов MR.Mk 2.
Shackleton Mk 3 имел ряд существенных отличий, включая концевые крыльевые топливные баки, благодаря чему продолжительность полета возросла до 18 часов. На снимке: Mk 3 (XF707/"P") из 201-й эскадрильи, дислоцировавшейся в Сент-Могане.
Юджин Илай, летчик-испытатель фирмы "Curtiss", вошел в историю 18 января 1911 года как первый в мире человек, посадивший самолет на корабль. Его Curtiss Model D приземлился на платформу длиной 36 м, установленную на корме легкого крейсера "Пенсильвания".
Компания "Cirrus" предприняла попытку выйти на рынок самолетов VLJ с проектом Vision в сложный исторический период. По компоновке Vision SF50 радикально отличается от всех других легких реактивных VIP-самолетов, например - от потенциальных конкурентов Citation Mustang и Phenom 100.
Иран получил 202 вертолета AH-1J International в конце 1970-х годов, до падения шахского режима. Неизвестно, сколько уцелевших машин прошло модернизацию в вариант Panha 2091 на предприятиях Ирана.
Джанни Капрони, основатель итальянской военной авиации, первым поставил итальянской армии военные самолеты (1911-1912 годы). На снимке: Капрони в своем биплане образца 1911 года.
Дулиттл позирует у Consolidated NY-2, на котором он первым в мире выполнил "слепой" полет. Летчик управлял самолетом с гражданской регистрацией из задней кабины, закрытой колпаком, в передней кабине для страховки находился лейтенант Бен Килси. Дулиттл благополучно пролетел по 24-км маршруту.
Летающая лодка MF.10 - биплан традиционной конструкции - была спроектирована для использования с катапульт крупных кораблей итальянского флота.
На Monoplane стоял 120-сильный мотор Austro-Daimler с двухлопастным тянущим винтом с цепным приводом.
Два члена экипажа самолета CAC Winjeel размещались бок о бок, допускалось размещение в кабине третьего человека. Похожую компоновку имел самолет Percival Provost.
На закате карьеры в австралийских ВВС большинство "Avon-Sabre" доработали под использование УР "воздух-воздух" AIM-9B Sidewinder, однако этот самолет несет более традиционное вооружение в виде НАР.
Бак с каркасом из нержавеющей стали и стеклопластиковой обшивкой объемом 1,13 м3 установлен на самолете Ceres между двигателем и кабиной. При распылении реагентов управляемые вручную щелевые закрылки выпускаются наполовину.
На снимке хорошо видны особенности самолета Swift: небольшие размеры, высокопоставленное крыло, колеса основных опор шасси в обтекателях.
Два человека размещались в закрытой кабине самолета Gentleman бок о бок, по желанию заказчика самолет комплектовался двойным управлением.
Теплая, обогреваемая кабина AC-8 нравилась пассажирам. Позади кабины размещался багажный отсек.
От предшественника самолет AC-12 отличался не только конструктивными изменениями планера, но также более прочным шасси.
К концу Второй мировой войны авианосцы вышли на первые роли в боевых действиях на море, а в наши дни авианосцы ВМС США обеспечивают военное доминирование Америки в мире.