Мировая Авиация 97
-
Еще один самолет из 300 первых Snipe постройки "Sopwith" - E8015 из 43-й эскадрильи. Снимок сделан в сентябре 1918 года. 43-ю эскадрилью первой перевооружили истребителями Snipe.
Sopwith Snipe проектировался под новый ротативный двигатель Bentley и должен был стать преемником Camel. Но только 100 Snipe успели прибыть во Францию до окончания войны.
В июне 2005 года шесть Су-30МКИ индийских ВВС посетили французскую авиабазу в Истре для проведения совместных учений Garuda II. В ходе учений реализовывалась программа индивидуальной подготовки летчиков к ведению воздушного боя, а французские Mirage 2000 заправлялись от индийских Ил-78.
Предполетный осмотр выпущенной штанги для дозаправки в воздухе. На ночном штурмовике AV-8B с авиабазы Аль-Асад в Ираке подвешены топливные баки, контейнер Litening II, 227-кг бомба GBU-38 JDAM и пушка GAU-12 Equalizer.
Отстреляв тепловые ловушки, Harrier GR.Mk 9 британских ВВС отходит от топливозаправщика и готовится вернуться к боевому патрулированию. Он несет контейнер Sniper с аппаратурой целеуказания для ведения специальной, детальной и обзорной разведки (NTISR). Самолет готов по запросу оказывать непосредственную поддержку наземным войскам: на внешних пилонах крыла подвешены две 227-кг бомбы GBU-12 с лазерным наведением, на внутренних - кассеты с ракетами CRV-7. Под крылом он также несет контейнер с аппаратурой РЭБ и подвесные баки, а под фюзеляжем (по правому борту, чтобы уравновесить контейнер Sniper) - контейнер с разведывательной аппаратурой.
Эскадрилья VMA-513 КМП США, оснащенная AV-8B Harrier II+, с октября 2002 по сентябрь 2003 года находилась на авиабазе Баграм в Афганистане, выполнив 1250 боевых вылетов. В 2006-м эта эскадрилья в течение полугода размещалась на авиабазе Аль-Асад в Ираке.
Июль 2009 года. Harrier II+ совершает посадку на борт авианосца "Кливленд" (LPD-7). На его киле видны литеры "YX", показывающие, что он входит в состав 166-й вертолетной эскадрильи КМП (HMM-166), базирующейся на Окинаве.
AV-8B Harrier II+ возвращается на свой корабль после учебного полета с контейнером AAQ-28 Litening II на внутреннем пилоне правой плоскости. На среднем пилоне висят две синие учебные бомбы BDU-33.
КМП США потратил большие средства для оснащения AV-8B Harrier II+ ракетами AMRAAM и APG-65, но в недавних конфликтах не возникало необходимости их применять. Этот Harrier Plus сфотографирован в Ираке.
Для демонстрационных целей на этом израильском F-16 подвешена пара ракет Rafael Python 4 класса "воздух-воздух" (ААМ). Устройство DASH устанавливается для применения с высокоманевренными ракетами, например Python 3 и 4, способными поражать цели с большими углами отклонения от оси ЛА, чем прежние ААМ. Они также могут поражать цели, идущие сбоку от пускающего ракету ЛА.
Четыре палубных истребителя F6C-2 были переделаны из F6C-1. На снимке F6C-2 на авианосце "Лэнгли".
Curtiss F6C-4 Hawk
"Рэндольф"(CV-15). Позже эта авиачасть стала второй по результативности эскадрильей, летавшей на Hellcat, после VF-31 с авианосца "Беллью Вуд". В июле-августе ее пилоты сбили 18 самолетов.
Февраль 1944 года, Маршалловы острова. Пять F6F-3 Hellcat из эскадрильи VF-6 на летной палубе авианосца "Интрепид" (CV-11). В VF-6 служили асы Ф. Блэр, сбивший до своей гибели в бою пять японских самолетов; К. Чемберс - 5,3 побед; Т. Коулмен - 10 побед, он также служил в VF-83; Г. Оденретт - семь побед; Дж. Роббинс - пять побед; легендарный А. Врасью, одержавший 19 побед.
Май 1943 года. Grumman F6F Hellcat, окрашенные в "атлантический" камуфляж, готовятся к взлету с палубы "Боевой леди" - авианосца "Йорктаун" (CV-10). Эти самолеты придали авианосцу только для обучения пилотов, а машины собственной боевой группы корабля видны на снимке внизу справа. Они окрашены по обычным эксплуатационным схемам.
F6F Hellcat быстро изменили баланс сил в тихоокеанской воздушной войне. Они одержали 4947 из 6477 воздушных побед палубных самолетов ВМС США. Первые Hellcat 16 января 1943 года получила эскадрилья VF-9 с авианосца "Эссекс". В это время его конкурент F4U Corsair летал уже почти три года, так и не получив статуса самолета ВМС.
31 августа 1943 года. Смешанный строй Hellcat и Avenger держит курс на остров Маркус (Минамитори). В этот день состоялся боевой дебют Hellcat, но противник так и не появился. Только 5 октября Hellcat из эскадрильи VF-5 вступили в бой у острова Уэйк. На переднем плане самолет коммандера Дж.Флэтли с "Йорктауна".
"Хеллкэт" F6F-5. Под крылом видны устройства для подвески НУР. На пике производства выпуск F6F осуществлялся с темпом 20 самолетов в сутки. Hellcat оставались на вооружении ВМС США и после окончания войны на Тихом океане - в основном в подразделениях резерва ВМС. Избыточные самолеты переделали в беспилотные F6F-5K с контейнерами АФА на законцовках крыла для отслеживания ракет класса "воздух-воздух" (ААМ) и зенитно-управляемых ракет (SAM). Данный F6F-5 сфотографирован уже после окончания Второй мировой войны.
Посадка Hellcat была делом сложным и рискованным, особенно на палубу небольших эскортных авианосцев. Если пилот слегка ошибался в направлении при заходе или захватывал тормозной трос с небольшим запозданием, то его самолет мог упасть за борт или врезаться в надстройку.
Hellcat готовятся к операции "Драгун" - вторжению в Южную Францию с Мальты в августе 1944 года. На палубе авианосца "Эмперор" самолеты 800-й эскадрильи FAA. Самолет JV134 был разбит при столкновении с другим Hellcat 23 августа 1944 года, a JV154 (ранее летал в составе 804-й эскадрильи, пока она не вошла в состав 800-й в июне 1944 года) участвовал в операции "Вольфрам" (удары по "Тирпицу") и более поздних норвежских операциях.
Hellcat FAA готовятся к вылету у берегов Норвегии. В течение последующих двух месяцев они действовали у норвежского побережья, эскортируя самолеты, наносившие удары по кораблям. В августе 1944-го Hellcat с "Эмперора" перебросили на Средиземноморский ТВД для участия во вторжении в Южную Францию. 800-я эскадрилья первой в FAA получила Hellcat. Эти машины начали поступать в июле 1943 года.
"Эмперор" в окружении других кораблей, участвовавших в атаке на "Тирпиц", в том числе "Фьюриес" (ближний), "Сочер","Персуэр" и "Ямайка". В мае 1944 года 804-я эскадрилья сбила несколько Bf 109 и Fw 190, а также гидроплан Не 115. Ее командир подполковник С. Орр стал асом. Hellcat FAA осуществляли истребительное прикрытие торпедоносцев Barracuda и Avenger, а после успешных рейдов на "Тирпиц" их стали оснащать бомбодержателями.
Апрель 1944 года. Снежный шквал идет по палубе эскортного авианосца "Эмперор". В составе группы кораблей британского флота "Эмперор" пересек Полярный круг, чтобы нанести удар по линкору "Тирпиц" в Альтен-фьорде.
В составе 37 эскадрилий FAA летали 252 полученных по ленд-лизу Hellcat (первоначально известных как Gannet Mk I) четырех модификаций. Hellcat Mk I(на снимке) в основном был аналогичен F6F-3 ВМС США; Mk II (позднее F.Mk II) - американский F6F-5; Mk II(NF)/NF.Mk II - обозначение ночного истребителя F6F-5N; Hellcat Mk ll(PR)/ PR.Mk II создан на основе оснащенного АФА FR.Mk II - скоростного фоторазведчика с демонтированным вооружением.
Hellcat ВМС использовались на Северо-Атлантическом и Средиземноморском ТВД. В сентябре 1945 года 800-ю эскадрилью доставили в Сингапур для восстановления британского правления. Hellcat также участвовали в боях в Ост-Индии, Малайе и Бирме.
Hellcat F.Mk II из 1884-й эскадрильи, разбитый 5 августа 1945 года в Ост-Индии при неудачной посадке на палубу авианосца "Индомитейбл".
F6F-5P Hellcat. Grumman F6F-5P с аэрофотоаппаратом (АФА) в задней части фюзеляжа являлся разведывательным вариантом истребителя Hellcat. Изображенный самолет летал в составе истребительной эскадрильи VF-84, базировавшейся в феврале 1945 года на авианосце "Банкер Хилл". Самолет представлен в том виде, в каком он появлялся над Токио, когда участвовавшие в налетах на Японию Hellcat имели желтые передние кромки капотов, которые в ходе кампании изменили на темно-синие. Предрассветный рейд стал началом серии ударов по Токио, выполнявшихся с 16 авианосцев. Не обладавшие достаточным боевым опытом пилоты Hellcat с трудом справлялись с сопротивлением японцев. На "Банкер Хилл" находились Hellcat из VF-84 и два подразделения авиации морской пехоты с F4U Corsair, прошедшие боевое крещение над Токио, Наибольшее участие в первые дни операции над японской столицей принимали Hellcat из VF-80 "Vipers" ("Гадюки"), сбившие утром 16 февраля 24 самолета. При этом лейтенант Э. Андерсон сбил пять самолетов различных типов: два Oscar, Tojo, Tony и Zero.
F6F-5 Hellcat
Прочный хвостовой костыль и раздельные стойки основного шасси F7C-1 проектировались из расчета использования на авианосцах.
"Энтерпрайз" полгода спустя после начала операции "Несокрушимая свобода". Палубная техническая команда стоит перед F/A-18 Hornet, три Tomcat ожидают своей очереди постановки на катапульту.
5 октября 2001 года Tomcat из VF-31 "Black Aces" ("Пиковые тузы") эскортирует три F/A-18C Hornet во время дозаправки от танкера KC-10 Extender ВВС США. На этом этапе войны озабоченность вызывали действия Ирана, поэтому самолеты VF-31 носили ракеты AIM-54.
Превосходный Mirage 2000 остается основой французских ВВС, хотя его постепенно вытесняет Rafale. Mirage 2000, хоть и обладающий большими возможностями, не может быть таким же многоцелевым, как F-16 и F/A-18. Различные варианты машины выполняют разные задачи.
Этот 2000RDI несет потрясающую "тигровую" окраску, нанесенную для авиашоу Tiger Meet 2003 в Камбре, Франция. Самолет входил в состав базировавшейся там эскадрильи ЕС 1/12. Крыло украшено флагами государств, принимавших участие в мероприятии. "Ассоциация тигров" (Tiger Association) способствует единству ВВС стран, входящих в НАТО.
Mirage 2000 - это последнее поколение полюбившегося экипажам знаменитого семейства. Mirage III за его треугольное крыло ласково называли "Pelle a tarte" ("Лопатка для торта"), а более насыщенный бортовой электроникой Mirage 2000 получил прозвище "Pelle a tarte electrique" ("Электрическая лопатка для торта").
Этот P-6E летал в составе 33-й истребительной эскадрильи в 1938 году, много лет спустя после переоснащения ее самолетами P-12 и P-35. В эскадрилье, вероятно, он выполнял роль "рабочей лошади", о чем говорит стилизованная эмблема на фюзеляже.
Spitfire Mk V, поступивший на вооружение в мае 1941 года (первой его получила 92-я эскадрилья), вынес основную тяжесть боев над Ла-Маншем. На снимке машина из 222-й эскадрильи, базировавшейся в Норт-Уилде.
306-я эскадрилья RAF, укомплектованная польскими пилотами, в 1943 году базировалась в Нортхолте и осуществляла дневные полеты на поиск и уничтожение вражеских самолетов над оккупированной Европой. На снимке летчики эскадрильи у Spitfire Mk IXC (1942г ???).
Истребитель-бомбардировщик Spitfire Mk XVI из 74-й эскадрильи RAF с подвешенными бомбами перед очередным боевым вылетом, 1945 год.
The Spitfire XVI was externally indistinguishable from late-production Mk IXs. This example, serving with No 74 Squadron, has underwing bombs, rear-view hood, clipped wings and broad-chord rudder.
Декабрь 2001 года. Tomcat с "Джона К. Стенниса" осуществляли боевые вылеты круглосуточно, так как потребность в них была велика. Техническому составу приходилось очень напряженно работать, чтобы в перерывах между вылетами обеспечивать боеготовность самолетов.
Три Tomcat из эскадрильи VF-102 "Diamondbacks" ("Гремучие змеи") на палубе "Теодора Рузвельта". Tomcat стал первым боевым самолетом, собиравшим разведданные над Афганистаном с помощью контейнера TARPS, конец 2001 года.
Летчик из VF-102 проводит предполетный осмотр Tomcat, включающий проверку правильности подвески и взведения оружия.
Этот Tomcat из эскадрильи VF-211 "Checkmates" ("Шах и мат") замер в ожидании катапультирования, январь 2002 года. Эскадрилья, базировавшаяся на палубе "Джона К. Стенниса" (CVN 74) во время операции "Несокрушимая свобода", применяла контейнеры LANTIRN с аппаратурой целеуказания и бомбы GBU-16 с лазерным наведением.
Стандартная боевая нагрузка F-14 в Афганистане состояла из контейнера LANTIRN на пилоне правого крыла и двух бомб GBU-16 на доработанных узлах Phoenix под фюзеляжем. Но этот F-14D снаряжен 907-кг бомбой GBU-10 Paveway II.
На снимке Seafire Mk IB из 801-й эскадрильи RAF с авианосца "Фьюриес", первой получившей самолеты данного типа.
Гидроплан R3C-2 обладал максимальной скоростью 396 км/ч на уровне моря.
Три F.SVIIA-3m получила итальянская авиакомпания "Avioline Italiane". Самолет I-BBED в 1933 году был продан "Societa Aerea Mediterranean а затем перешел к "Ala Littoria". Его списали в 1939 году.
Польское правительство заказало бомбардировочный вариант F.VIIB-3m у компании "Plage & Laskiewicz". На этом самолете из 211-й эскадры видны бомбодержатели и надфюзеляжная пулеметная турель.
21 августа 1924г.: "Fokker" построила пять восьмиместных пассажирских F.VII. Большую популярность получил вариант F.VIIA, использовавшийся во многих странах.
24 ноября 1924г.: Fokker F.VII компании KLM приземлился в Батавии после исторического полета из Нидерландов на остров Ява. Полное время полета составило 127 ч 16 мин, а пройденное расстояние - 15369 км.
Несколько F.VIIA построил американский филиал фирмы "Fokker" под названием "Atlantic Aircraft Corporation". На авиарынке США самолет был известен как Super Universal.
F.VIIB-3m, изображенный на снимке, отличался от F.VIIA-3m прямой центральной секцией крыла над фюзеляжем.
Лейтенант-коммандер Ричард Берд (ВМС США) с пилотом Флойдом Беннеттом 9 мая 1926 года впервые в истории достигли Северного полюса на самолете Fokker F.Vlla-3m "Josephine Ford" (полет выполнялся со Шпицбергена). Самолет установили на лыжное шасси, чтобы взлетать со снега. В конце XX века достижение Берда и Беннета подвергнуто сомнению.
Коммандер Бирд планировал использовать F.VIIB-3m для своей атлантической экспедиции 1928 года. Но вместо этого он полетел на Ford Trimotor, а оснащенный поплавками Fokker совершил трансатлантический перелет, в котором участвовала Амалия Эрхарт. Она стала первой женщиной, пересекшей Атлантический океан на борту самолета.
Все самолеты серии F.SVII строились из дерева и стальных труб. Характерное крыло толстого профиля обеспечивало легкость и прочность конструкции, исключая потребность во внешних подкосах.
124-я эскадрилья была одним из двух подразделений истребительного командования, оснащенных высотными Spitfire Mk VI. К сожалению, эти самолеты не могли летать выше 10 700 м.
Fokker D.VIII, сначала получивший обозначение E.V, поступал на фронт в небольших количествах. Он был самым быстрым немецким истребителем тех времен и обладал хорошей маневренностью, но имел проблемы с прочностью.
23 июня 1924г.: первым изделием "Focke-Wulf Flugzeugbau GmbH" стал моноплан Focke-Wulf A-16, рассчитанный на четырех пассажиров.
D.VII. 1-я эскадра получила первые Fokker D.VII в апреле 1918 года, но самолет не сразу обрел популярность. Молодой пилот, вице-фельдфебель В. Габриэл, изменил представления о нем, продемонстрировав высший пилотаж ротмистру фон Рихтгофену, всего за несколько дней до его гибели. Яркому полету Габриэла соответствовала не менее яркая раскраска оперения его самолета. Машина изображена в том виде, в каком она в июле 1918 года находилась в Брайсне.
Fokker D.VII выполняет петлю. Этот истребитель начал поступать на фронт в апреле 1918 года и вскоре вступил в бой с самолетами союзников. Он был быстрее Sopwith Camel, и только Snipe и SPAD XIII могли драться с ним на равных.
100 Spitfire Mk XII двигателями Griffon доказали свою эффективность на малых и средних высотах при противодействии молниеносным налетам Люфтваффе на береговые объекты Великобритании.
К началу 2010 года были выпущены более 200 AW139,a портфель заказов фирмы включает еще 300 таких машин, поэтому считается, что у нее прекрасное будущее. На снимке I-RAIJ - 200-й экземпляр AW139. Вертолет популярен благодаря большой кабине, низкой стоимости эксплуатации и высоким характеристикам.
За высокий уровень поддержки потребителей со стороны "AgustaWestland" датская авиакомпания "Bel Air" назвала свой первый и пока единственный AW 139 "Духом "Agusta". AW139 установил рекорд безопасности полетов, что имеет важную роль для потребителей, имеющих необходимость летать над морем, например, обеспечение транспортных перевозок между берегом и нефтяными вышками.
Этот AW139 авиакомпании "FB Heliservices" используется в Военной вертолетной школе (DHFS) и имеет британский военный номер ZR327. Он приписан к британской авиабазе Вэлли-он-Энглеси, летает в составе поисково-спасательной учебной эскадрильи (SARTU) и используется для обучения иностранных экипажей.
AW139 с успехом применяется в роли спасателя в альпийских областях итальянской провинции Ломбардия. Он является одним из самых мощных в своем классе, а потому прекрасно подходит для сложных ситуаций, когда необходимо работать в тяжелых погодных условиях. Вертолеты являются единственным средством для подъема и эвакуации пострадавших туристов и альпинистов из горных районов, зачастую недоступных для наземного транспорта. На снимке: AW139 итальянской компании "Elilombarda", предоставляющей услуги вертолетчиков.
AW139 стоит на вооружении ВВС нескольких стран, в том числе Ирландии (на снимке), имеющей шесть таких вертолетов. Он примерно на 30% дешевле и затраты на его эксплуатацию в три раза меньше по сравнению с более крупным NH90. На ирландских вертолетах в дверях кабины могут устанавливаться пулеметы калибра 7,62 мм.
"Sky Shuttle" - коммерческая вертолетная компания, предлагающая свои услуги для полетов между Гонконгом, Макао и Шеньженем, основным финансовым центром юга Китая. Она имеет шесть AW139, которые можно зафрахтовать для фотографирования, обзора окрестностей или челночных транспортных перевозок.
Siemens-Schuckert D.IV - один из малоизвестных немецких истребителей 1918 года, но он был одним из лучших. Большинство таких самолетов летало в составе 15-й эскадрильи 2-й истребительной эскадры.
World Cruiser облетел земной шар. 28 сентября 1924г.: завершив свой героический кругосветный полет, шесть летчиков ВВС США вернулись в Сиэтл. Два уцелевших Douglas World Cruiser (DWC) вместе с присоединившейся к ним на маршруте третьей машиной прибыли в Сиэтл после 175-дневного путешествия протяженностью 42 415 км, в котором было потеряно два самолета. 6 апреля после поставки первых четырех DWC американским ВВС группа вылетела из Сиэтла. Самолеты, оснащенные колесным и поплавковым шасси, получили названия "Сиэтл", "Чикаго", "Бостон" и "Новый Орлеан". У "Бостона" заклинило маслонасос, и он перевернулся, "Сиэтл", попав в туман, врезался в гору на Аляске. Завершивших маршрут пилотов приветствовал салют корабельных орудий и 20000 поклонников.
"Chicago" on floats over Asian waters, May 1924.
Douglas DWCs (28 September 1924).
1 апреля 1924г.: в британских ВВС создана авиация флота, отвечающая за все палубные операции и действия гидропланов; воздушное наведение и разведка выполнялись экипажами ВМС, прикомандированными к ВВС, которые осуществляли общее руководство авиацией флота и предоставляли экипажи для выполнения различных летных задач. На снимке Fairey Flycatcher.
Март 1924г.: Fairey Fawn, выпущенный в ограниченном количестве для британских ВВС, был одним из новых типов самолетов, появившихся после окончания Первой мировой войны.
Август 1924г.: фирма "Hawker" выставила на соревнования в Лимпне небольшой элегантный Cygnet, одну из ранних конструкций С. Кэмма.
На снимке первый Cygnet, оснащенный двигателем Bristol Cherub III. Казалось бы, выигравший конкурс легких аэропланов должен стать настоящим "народным самолетом", но фактически любимцем оказался de Havilland Moth, даже не принимавший участия в состязаниях!
Этот O-1G Falcon летал в составе 1-й разведывательной эскадрильи авиационного корпуса Армии США в середине 1930-х годов. В кабине наблюдателя установлена пулеметная турель Scarff.
В нижнем крыле А-3, по сторонам от фюзеляжа, находились два синхронизированных с вращением винта пулемета калибра 7,62 мм, а в кабине наблюдателя была установлена кольцевая пулеметная турель Scarff.
Один из четырех F8C-1, построенных для КМП США. Круг между номером эскадрильи (8-я) и номером самолета (9-й) говорит о принадлежности к морской пехоте, а диагональ в круге - о том, что он является разведчиком.
Curtiss OC-2.
На снимке самолет Model 49C в исходном виде. Позже он прошел ряд серьезных модернизаций и последовательно носил обозначения XF8C-8, O2C-2, XF10C-1 и XS3C-1.
Carrier Pigeon имел грузовые отсеки спереди и сзади открытой кабины пилота, располагавшейся позади бипланной коробки.
Фирма "Curtiss" выпустила 109 экземпляров Model 51, в основном для учебных целей. Некоторое количество таких машин продали на экспорт.
Robin С с мотором Challenger отличался несколько угловатым капотом. Самолет имел сложную систему подкосов крыла и основных опор шасси.
Eurofighter оборудован НСЦИ HMSS. Это очень сложная система, но у нее есть серьезные недостатки, такие как вопросы устойчивости, излишней массы и смещенного центра тяжести. Одна из проблем заключается в вибрации шлема.
F-35 сменит правила игры - он станет первым тактическим истребителем за более чем 40 лет, который не будет иметь коллиматорного индикатора на фоне лобового стекла. Его сделала устаревшим нашлемная система целеуказания HMDS F-35.