Мировая Авиация 102
-
Австралийский солдат охраняет B-2 в ходе операции "Green Lightning". Охране самолетов B-2 придается огромное значение, так как он обладает самым большим потенциалом в арсенале США, и вообще - стоит очень дорого.
Кромки створки ниши носовой опоры шасси также выполнены по технологии "стелс". Клювообразный нос фюзеляжа B-2 уникален, а РЛС там отсутствует. Блоки РЛС AN/APQ-181 установлены правее и левее носовой части.
В марте 1996 года AV-5 прибыл на авиабазу Эйелсон, штат Аляска, для проведения испытаний в экстремальных климатических условиях (учения "Frozen Spirit 96"). AV-5 предназначался как раз для климатических испытаний и в течение двух месяцев уже проходил подобные процедуры на базе Эглин. На Аляске самолет получил прозвище "Пламень и лед" (Fire and Ice), а на створке ниши носовой опоры шасси был нанесен специальный соответствующий рисунок.
В апреле 1997 года МО США рассекретило данные об окончательной стоимости программы ATB/B-2, которая в итоге обошлась налогоплательщикам в 45 млрд долларов. Стоимость одного самолета составляла примерно 2,14 млрд долларов - в два раза больше, чем публично объявлялось ранее. Полная же стоимость его для ВВС США в ценах 2008 года составила 1,4 млрд долларов.
AV-6 сфотографирован в марте 1994 года в полете над базой Эдвардс в пустыне Мохав при высокой влажности атмосферы. Хорошо виден конденсат, которым окутан самолет на скорости, близкой к звуковой. Подобный эффект увеличивает визуальную заметность самолета, что для В-2, предназначенного для действий в глубине территории противника, нежелательно.
После объединения стратегического и тактического авиакомандования ВВС США будущее В-2 виделось туманным. Как быть, если на вооружение поступят только 15 самолетов, не лучше ли вообще от них отказаться, и насколько боевой потенциал одного В-2 будет выше в сравнении с другими самолетами? Тем не менее проблему удалось разрешить.
Воздухозаборники B-2 имеют зигзагообразные кромки, снижающие общую радиолокационную заметность самолета. Ниже основного воздухозаборника расположены дополнительные для ВСУ и отвода пограничного слоя воздуха, который используется для охлаждения отработанных газов двигателей, снижая тем самым тепловую сигнатуру самолета.
Ниже штанги самолета-заправщика хорошо виден топливоприемник B-2, в штатном положении он повернут и не увеличивает ЭПР самолета. На крыше кабины экипажа B-2 нанесена разметка люков катапультирования членов экипажа, которые предварительно отстреливаются.
Створки подпитки расположены на воздухозаборниках двигателей, открываются на посадке и обеспечивают дополнительный приток воздуха к двигателям на рулении и в полете с малыми скоростями.
Большая красная кнопка предназначена для быстрой подготовки двигателей к запуску, инициализации и выставки инерциальной навигационной системы.
Техник осматривает обшивку на предмет механических повреждений и отслоений. Радиопоглощающее покрытие необходимо поддерживать в безукоризненном состоянии. На обшивке нанесено изображение бомбы - отметка о боевом вылете в ходе операции "Iraqi Freedom".
B-2 очень сложен в техобслуживании, поэтому боеготовность самолетов на высоком уровне поддерживать не удается. Техник осматривает обшивку, на заднем плане - створка ниши основной опоры шасси.
Перфорированные щитки-спойлеры установлены перед отсеком вооружения, в выпущенном положении они обеспечивают нормальный сброс боевой нагрузки. Впереди - убираемая стремянка для доступа в кабину.
Подвеска КАБ GBU-31 JDAM в отсек вооружения (вся боевая нагрузка подвешивается во внутренних отсеках), который снабжен револьверной пусковой установкой.
Тренажер группы вооружения отлично воспроизводит отсек настоящего B-2. В тренажере подвешен макет проникающего боеприпаса MOP (Massive Ordnance Penetrator, 30000 фунтов), который крепится непосредствен-но к верхней части отсека вооружения.
В-2 Spirit. Изображен самолет 88-0329 - восьмой B-2 Spirit (AV-8, № 1008) и второй самолет первой производственной серии Block 10. Он стал первым B-2, поступившим на вооружение строевой эскадрильи. 17 декабря 1993 года, в день 90-летия полета братьев Райт, бомбардировщик прибыл на авиабазу Уайтмен, штат Миссури, где дислоцировалось 509-е бомбардировочное авиакрыло. Самолет получил собственное имя "Spirit of Missouri". Десять самолетов Block 10 были приняты на вооружение с рядом ограничений (не могли использовать высокоточное оружие, снижена взлетная масса) и использовались в основном для подготовки экипажей. Этот 329-й первым из B-2 выполнил полет за пределы США - 11 июня 1995 года он появился на Парижском авиасалоне. В рамках операции "Global Power" самолет взлетел с авиабазы Уайтмен, выполнил имитацию нанесения удара по полигону на территории Голландии, после чего приземлился в Париже, где провел чуть более часа и затем отправился обратно. Последние пять построенных самолетов Block 10 прошли модернизацию до уровня Block 20, а пять первых (включая 88-0329) доработали до уровня Block 30. Первым доработку до Block 30 прошел в ноябре 1997 года именно 88-0329. Этот "Spirit of Missouri" принимал участие в боевых действиях в Ираке и Афганистане.
B-2A Spirit
Летняя итальянская погода оказалась на удивление неблагоприятной для этого B-24D из 376-й бомбардировочной группы, оказавшегося в обширной луже на аэродроме Сан-Панкрацио.
B-25C Mitchell. В августе 1943 года изображенный B-25C из 487-й бомбардировочной эскадрильи 340-й бомбардировочной группы базировался в Сфаксе (Тунис). Группа последней вошла в состав 9-й ВА - в апреле 1943 года - и действовала вместе с двумя группами B-25 из 12-й ВА. В каждой группе использовалась собственная система обозначения самолетов, в 340-й группе применялся буквенно-цифровой код: на вертикальное оперение наносилась последняя цифра номера эскадрильи и буква, обозначающая индивидуальный самолет в эскадрилье.
Большинство Mitchell британских ВВС составляли B-25C и B-25D с остекленной носовой частью, имевшие обозначение Mitchell Mk II и преимущественно эксплуатировавшиеся 2-й группой Бомбардировочного командования.
B-25 из 487-й бомбардировочной эскадрильи 340-й бомбардировочной группы NAAF под обстрелом германских зениток над северной Италией.
Два из 16 самолетов B-25B группы Дулиттла на палубе авианосца "Хорнет", 18 апреля 1942 года. Идет прогрев моторов перед взлетом. Самолеты прошли доработку с целью увеличения запаса топлива.
Одним из самых знаменитых эпизодов боевой карьеры B-25 стал рейд на Токио в апреле 1942 года, когда они бомбили города Японии. На фотографии - один из 16 B-25 группы Дулиттла взлетел с авианосца "Хорнет".
Звено B-25 из 487-й эскадрильи взлетает с аэродрома Сусс (Тунис). На килях самолетов - флажки британских ВВС, использовавшиеся как опознавательные знаки в ходе операции "Torch" в ноябре 1942 года.
Большое количество Mitchell в варианте PBJ-1 поступило на вооружение авиации КМП США. Больше всего было PBJ-1D, многие из них получили поисковые РЛС AN/APS-2/3, как на этом самолете из состава эскадрильи VMB-413, сфотографированном над Рабаулом 15 марта 1944 года.
"Желтый 14" - вооруженный 20-мм пушкой Bf 109G-6/R6 Trop из 53-й истребительной эскадры, брошенный на аэродроме Комизо, Сицилия, лето 1943 года. На переднем плане - Spitfire Mk VC.
1948 год - 18119 м. Ас британских ВВС времен Второй мировой войны, а после нее летчик-испытатель компании "de Havilland", Джон Каннингхэм 23 марта 1948 года на Vampire Mk 1 с крылом увеличенного размаха установил первый в истории рекорд высоты на реактивном самолете.
Снимок, на котором запечатлены F/A-18 NASA 841, T-38 NASA 821 и F-104 NASA 826, сделан в 1990 году - в честь юбилея первого полета F-104 (пилот - Билл Дана).
Декабрь 1937г.: первый полет выполнил прототип XF2A-1 одноместного цельнометаллического палубного истребителя B-139.В начале 1939 года самолеты начали поступать в 3-ю истребительную эскадрилью ВМС США и ВВС Финляндии.
F-18 HARV. Центр им. Драйдена НАСА использовал истребитель Hornet с апреля 1987 года по сентябрь 1996 года в трехэтапной программе изучения особенностей полета на больших углах атаки (самолет обозначался как High Alpha Research Vehicle - HARV). Самолет выполнил 385 исследовательских полетов, продемонстрировав способность выполнять устойчивый полет в диапазоне углов атаки от 65° до 70° - благодаря системе управления вектором тяги, новой системе управления полетом и установленным в передней части фюзеляжа генераторам вихрей. Доработки самолета сделали возможным полет на режимах, которые считаются чрезвычайно опасными. Исследования, выполненные на самолете HARV, расширили знания об особенностях полета на больших углах атаки, которые учтены в ходе разработки перспективных самолетов.
В рамках трехэтапной программы HARV самолет NASA 840 претерпел ряд переделок, в числе последних - установка системы управления вектором тяги двигателей, позволившей выполнять полеты на очень больших, как на снимке, углах атаки.
На снимке, сделанном в 1996 году вскоре после завершения программы HARV, самолет NASA 840 выполняет проход с большим углом атаки. Машина прошла в НАСА наиболее глубокую модернизацию.
NASA 847 поступил в НАСА в 1989 году и использовался как самолет сопровождения во многих исследовательских программах. Снимок сделан в 1994 году: NASA 847 в полете с одним из двух самолетов-демонстраторов X-31.
Снимок, на котором запечатлены F/A-18 NASA 841, T-38 NASA 821 и F-104 NASA 826, сделан в 1990 году - в честь юбилея первого полета F-104 (пилот - Билл Дана).
В 1997 году после завершения карьеры в НАСА один из F/A-18A был установлен на постамент перед бейсбольным стадионом в Ланкастере, штат Калифорния. Известный как "Ангар", стадион служит базой легендарной команды "Ланкастер Джейхокс".
X-53, доработанный F/A-18, использовался по программе "Active Aeroelastic Wing" (AAW). Обозначение X-52 не использовалось, чтобы не спутать с XB-52 Stratofortress.
Кабина F-18 HARV. В целом кабина F-18 HARV аналогична кабине стандартного F/A-18, хотя имеет ряд отличий. Раздельные РУДы левого и правого двигателей размещены на левой бортовой консоли. Основой приборного оборудования служат левый и правый электронно-лучевые индикаторы, а также ИЛС. По периметру каждого индикатора расположено по 20 кнопок, с помощью которых изменяются режимы работы индикаторов. На F-18 HARV выполнялись разнообразные аэродинамические эксперименты. Переключатели, необходимые при проведении данных экспериментов, расположены в нижней центральной части приборной доски и работают в комплексе с гашеткой пушки. Конфигурация щитка переключателей и функциональное назначение гашетки пушки менялись от эксперимента к эксперименту.
После того, как аэродром Фоджа стал непригоден к эксплуатации, II воздушный флот Люфтваффе перебазировался севернее - так, Ju 88A-4 из I./KG 54 "Totenkopf" перелетели в Бергамо.
Mirage IIIC из эскадрильи ЕС 3/10 "Vexin" ВВС Франции, авиабаза BA-188, Джибути, 1980 год. Самолет окрашен в камуфляж, цвета которого официально именуются "песочно-каштановый".
22 октября 1999 года с вооружения ВВС Швейцарии были сняты Mirage IIIS (на снимке). Разведчики Mirage IIIRS и часть спарок Mirage IIIBS/BD оставались на вооружении до 17 декабря 2003 года.
Dassault Mirage IIIE
Dassault Mirage 2000C
Dassault Mirage F1CR стали самыми совершенными тактическими разведчиками ВВС Франции, они состояли на вооружении эскадрилий ER 01.033 и ER 02.033 (ранее ER 2/33, на рисунке). Машины эксплуатировались вместе с эскадрильей Mirage F1CT и одним учебно-тренировочным подразделением со спарками F1B.
Самолеты Mirage F1 из состава ВВС Эквадора вооружены французскими УР "воздух-воздух" и израильскими бомбами. Изображен самолет из эскадрильи Escuadron de Caza 2112.
В сравнении с Mirage III запас внутреннего топлива на F1 увеличен на 43%, масса боевой нагрузки - на 2500 кг, на 30% сокращена длина разбега и на 25% снижена посадочная скорость, улучшена маневренность во всем диапазоне скоростей.
Dassault Mirage F1C-2000
"Желтый 14" - вооруженный 20-мм пушкой Bf 109G-6/R6 Trop из 53-й истребительной эскадры, брошенный на аэродроме Комизо, Сицилия, лето 1943 года. На переднем плане - Spitfire Mk VC.
Итальянские Tornado неплохо показали себя в Афганистане, где вели разведку с помощью контейнеров RecceLite и даже оказывали авиационную поддержку сухопутным войскам огнем бортовых 27-мм пушек (подвесного вооружения самолеты не несли, так как пилоны оптимизированы для подвески разведывательных/прицельных контейнеров).
Самолеты РЭБ Tornado ECR состоят на вооружении 50-го авиаполка. На вооружении ВВС Италии состоят Tornado всех трех основных вариантов: IDS (Interdictor/Strike), ADV (Air Defence Variant) и ECR (Electronic Combat/Reconnaissance).
К 2013 году все итальянские Tornado будут модернизированы до единого стандарта, их боевая эффективность существенно возрастет. Модернизация предусматривает установку нового бортового комплекса обороны.
Угловатый Tornado с огромным килем не относится к самолетам системы "стелс", но данный недостаток никак не отразился на качестве выполнения разведывательных заданий в Афганистане. Гораздо более серьезным оказался факт плохой пригодности самолета к эксплуатации в условиях жары и высокогорья. Двигатели Tornado оптимизированы для маловысотных полетов в умеренном европейском климате.
Традиционно Tornado несут на внешних пилонах контейнер РЭБ (слева) и автомат постановки ложных целей (справа). В Афганистане вместо контейнера РЭБ подвешивали еще один контейнер с ложными целями, ибо талибы не располагали РЛС, зато имели некоторое количество ПЗРК.
Итальянские Tornado в настоящее время являются весьма совершенными боевыми комплексами. В их арсенал помимо прицельных контейнеров и JDAM, входят крылатые ракеты Storm Shadow и маневренные УР IRIS-T. Бортовой комплекс обороны самолетов значительно усовершенствован.
В ходе модернизации итальянские Tornado приобрели возможность использовать современное вооружение, а их БРЭО значительно обновилось. Самолет, благодаря доработке, остается ключевым элементом военной машины Италии. На фотографии - первый модернизированный самолет.
Самолеты немецкого легиона "Кондор", направленного в Испанию для поддержки генерала Франко. На переднем плане - использовавшийся в роли штурмовика Hs 123.
Попытка экспорта. Первая попытка продвинуть Ка-50 на внешнем рынке была предпринята еще в 1992 году, когда вертолет дебютировал на авиасалоне в Фарнборо. Однако более привлекательны для зарубежных заказчиков двухместные варианты машины. Так, Ка-50-2 "Erdogan" с расположением членов экипажа тандемом был разработан под турецкий тендер на боевой вертолет: на нем установили израильскую авионику и уникальную убираемую пушечную установку, летчик размещался на переднем кресле, а кабина имела большую площадь остекления. Близкий вариант предлагался Индии, а Ка-52 "Аллигатор" - Южной Корее. Экспортных заказов, однако, не последовало.
Российские военные располагают небольшим количеством Ка-50, но они успели принять участие в боевых действиях. Планируется, что Ка-50/52 будут действовать в интересах подразделений спецназа, а основным боевым вертолетом станет Ми-28.
Ка-50 - первый и пока единственный в мире одноместный боевой вертолет. Такая машина по размерам меньше двухместного, но нагрузка на одного члена экипажа в боевом вылете очень высока.
Вертолет Ка-50 стали называть "Черная акула" после того, как окрашенная в черный цвет машина снялась в одноименном рекламном фильме. Ка-50 отличается высокими летными данными, хорошей бронезащитой и мощным вооружением.
Одной из самых важных особенностей Ка-50 стал экипаж из одного летчика. Экипаж Ка-52 (на фотографии) состоит уже из двух человек, которые размещаются бок о бок. ВС РФ располагают лишь несколькими Ка-50/52.
Як-52TW румынской пилотажной группы "Team lacarii Acrobati" - ежегодно она выступает примерно на 30 шоу, демонстрируя великолепные качества Яков. Самолет с бортовым номером "1" - это Як-18.
Гражданская война в Испании. 18 июля 1936г.: гражданская война в Испании началась с мятежей в 12 военных гарнизонах в самой Испании и пяти - в Марокко. Война длилась до 1939 года, Франция и Великобритания проводили политику невмешательства, Германия и Италия помогали националистам, а СССР - республиканцам. Последние три государства направили в Испанию военные самолеты, летчиков и техников. На фотографии - республиканские летчики отдыхают у самолета И-16 с эмблемой подразделения 3a Escuadrilla de Mosca, которое в 1937 году базировалось в Альбасете.
Для авиаторов-любителей Як-50/52 привлекательны близкими к самолетам Второй мировой войны характеристиками и относительной дешевизной (60 000 долларов). Як-50 произвел фурор в 1976 году на чемпионате мира по высшему пилотажу в Киеве - тогда на нем впервые выступила сборная СССР.
Як-52TW румынской пилотажной группы "Team lacarii Acrobati" - ежегодно она выступает примерно на 30 шоу, демонстрируя великолепные качества Яков. Самолет с бортовым номером "1" - это Як-18.
1932 год - 13404 м. 16 сентября 1932 года капитан С.Ф.Увинс на биплане Vickers Vespa VII вплотную подошел к высоте 13411 м. Самолет для установления рекорда прошел доработку, на нем установили мотор с нагнетателем.
THE VICKERS "VESPA": This photograph shows the machine flown by Uwins in the altitude record attempt. The Bristol "Pegasus" (supercharged) engine was fitted.
Снимок, на котором запечатлены F/A-18 NASA 841, T-38 NASA 821 и F-104 NASA 826, сделан в 1990 году - в честь юбилея первого полета F-104 (пилот - Билл Дана).
NASA 847 поступил в НАСА в 1989 году и использовался как самолет сопровождения во многих исследовательских программах. Снимок сделан в 1994 году: NASA 847 в полете с одним из двух самолетов-демонстраторов X-31.
NASA 845 - единственный двухместный Hornet в НАСА и один из двух TF-18A из 11 самолетов опытной серии, построенной для ВМС США. К моменту поступления в ВМС обозначение TF-18A изменили на F/A-18B. Изначально TF-18A использовался как самолет сопровождения (на снимке), но в конце 1990-х годов его доработали в летающую лабораторию SRA (Systems Research Aircraft), и в течение многих лет на нем НАСА, МО США и промышленность отрабатывали новые системы управления полетом, а также компьютерные технологии.
NASA 845 - единственный двухместный Hornet в НАСА и один из двух TF-18A из 11 самолетов опытной серии, построенной для ВМС США. К моменту поступления в ВМС обозначение TF-18A изменили на F/A-18B. Изначально TF-18A использовался как самолет сопровождения, но в конце 1990-х годов его доработали в летающую лабораторию SRA (Systems Research Aircraft, на снимке), и в течение многих лет на нем НАСА, МО США и промышленность отрабатывали новые системы управления полетом, а также компьютерные технологии.
26 июня 1936г.: первый полет продолжительностью полминуты на вертолете соосной схемы Focke-Wulf Fw 61 V1 выполнил Эвальд Рольфе.
1958 год - 24 217 м. Дополнительный ракетный двигатель позволил Р. Карпентьер на Sud-Ouest SO 9050 Trident установить 2 мая 1958 года новый рекорд высоты.
В Чили модернизировано большинство истребителей Mirage 50 (на рисунке) в вариант Pantera.
Модернизация бельгийских Mirage 5 уже началась, когда по экономическим причинам от программы пришлось отказаться. Разведчики Mirage 5BR заменили на F-16 с разведывательными контейнерами.
Dassault Mirage 5
Венцом карьеры ветерана Mirage IV стало выполнение разведывательных полетов над Боснией и Косово, а затем - над Афганистаном и Ираком. Мощная разведаппаратура подвесного контейнера позволяла получать снимки высокого разрешения.
Dassault Mirage IVP
Крыло Mirage G8 не имело элеронов - управление по крену на малых скоростях полета осуществлялось отклонением расположенных на верхней поверхности крыла интерцепторов, а на больших скоростях - дифференциальным отклонением стабилизатора. На фотографии - в полете оба прототипа G8, одноместный G8.02 и двухместный G8.01.
24 декабря (сентября ???) 1937г.: первый полет выполнил M11336 - первый из двух прототипов истребителя Macchi C.200 Saetta, созданный Марио Кастольди и ставший первым истребителем-монопланом с убираемым шасси и полностью закрытой кабиной пилота, поступившим на вооружение ВВС Италии. Самолет пилотировал старший летчик-испытатель "Macchi" Джузеппе Бурей.
Ранние MC.200 имели характерную приподнятую закрытую кабину, которая обеспечивала хороший обзор и защиту пилоту.
9 февраля 1937г.: первый полет выполнил прототип пикирующего бомбардировщика Blackburn Type B-24 Skua, который стал первым в британских ВМС монопланом.
1936 год - 15223 м. Сквадрон-лидер Ф.Р.Д. Свейн на моноплане Bristol Type 138 (фото) установил мировой рекорд высоты 28 сентября 1936 года; через девять месяцев на этом же самолете флайт-лейтенант М.Дж. Адам установил новый рекорд - 16459 м.
1936 год - 15223 м. Сквадрон-лидер Ф.Р.Д. Свейн (в гермокостюме) на моноплане Bristol Type 138 установил мировой рекорд высоты 28 сентября 1936 года; через девять месяцев на этом же самолете флайт-лейтенант М.Дж. Адам установил новый рекорд - 16459 м.
4-7 мая 1936г.: Эми Моллисон на Percival Gull Six выполнила перелет из Грэйвсенда, графство Кент, в Кейптаун, установив новый рекорд на маршруте Великобритания - Южная Африка (3 суток 6 часов 26 минут).
3 июля 1936г.: первый полет в Рочестере, графство Кент, выполнила первая летающая лодка "Short Empire" - RMA Canopus (серия "С"), пилот Дж. Ланкестер Паркер. Первый рейс выполнен 30 октября, с началом ее эксплуатации на линии Александрия (Египет) - Бриндизи (Италия).
15 августа 1937г.: "Deutsche Luft Hansa" приступила к выполнению технических рейсов между Азорскими островами и Нью-Йорком, используя суда обеспечения с катапультами для запуска летающих лодок Blohm und Voss На 139. Первый такой рейс совершил На 139 V2 Nordmeer (D-AMIE), выполнивший посадку на Лонг-Айленде, штат Нью-Йорк.
1934 год - 14433 м. Коммандер Ренато Донати, вылетев 11 апреля 1934 года из Рима на Caproni Ca 161, установил новый мировой рекорд высоты. В конце 1930-х годов на таком самолете подполковник М. Пецци еще дважды бил мировые рекорды высоты. В 1938 году на Ca 161 bis (на фото) он набрал высоту 17 069 м - последний официальный мировой рекорд высоты, установленный на самолете с поршневым мотором.
B-25G выполняет поиск подводных лодок, вылетев из Орландо во Флориде, 1943 год. Вооруженные 75-мм пушкой (такой же, как на танке М4 Sherman), B-25G и B-25H действовали преимущественно на Тихом океане и Средиземноморье.
После войны несколько сотен B-25 ВВС США переоборудовали в УТС. На фотографии - ярко окрашенный TB-25J Летно-испытательного центра авиабазы Эдвардс, 1954 год.
B-25J являлся самым массовым серийным вариантом Mitchell и строился с остекленной носовой частью фюзеляжа (на снимке) и с непрозрачной, в которой монтировалось восемь пулеметов. Экспортные варианты поставлялись в годы войны и после ее окончания в 16 стран. На снимке - B-25J-25 A47-44 австралийских ВВС над Брисбеном, июль 1945 года.
345-я бомбардировочная группа 5-й ВА, вооруженная B-25, сражалась по всему Тихому океану - от Новой Гвинеи до Японских островов. В июле 1944 года группа получила наименование "Air Apaches", она специализировалась на нанесении штурмовых ударов с малых высот, в основном против японских кораблей и судов.
Самолет Comet выиграл межконтинентальную гонку. 20 октября 1934г.: стартовала межконтинентальная гонка по маршруту Англия - Австралия, приуроченная к юбилею основания штата Виктория. Спонсор перелета сэр Макферсон Робертсон установил для победителей призы на общую сумму 15 000 фунтов стерлингов. Победителем стали Чарлз У. А. Скотт и Том Кэмпбелл Блэйк, преодолевшие маршрут на самолете de Havilland DH.88 Comet Grosvenor House (G-ACSS) за 70 часов 54 минут 8 секунд.
14-20 ноября 1937г.: флаинг-офицер Э. И. Клоустон и миссис Бетти Кирби-Грин на DH.88 Comet The Burberry (G-ACSS) установили рекорд на маршруте Великобритания - Южная Африка - Великобритания. Перелет из Кройдона в Кейптаун и обратно занял 5 суток 17 часов 28 минут.
1958 год - 23449 м. 18 апреля 1958 года лейтенант-коммандер Дж. К. Уоткинс из ВМС США на Grumman F11F-1 Tiger (на снимке) на 10% улучшил рекорд, установленный в 1957 году на самолете English Electric Canberra (21 336 м).
Из-за высоких знакопеременных перегрузок на Як-50 сборной СССР по высшему пилотажу в полете неоднократно ломались лонжероны крыла. Часть самолетов, налетавших совсем мало часов, пришлось снять с эксплуатации. В целом же конструкция самолета была простой и надежной.
По энерговооруженности Як-50 сопоставим с истребителем P-51D Mustang. Комбинация мощного мотора и небольшой массы планера обеспечили ему высокую скороподъемность - на Западе самолет получил прозвище "Radial Rocketship" ("Поршневая ракета").
"Yakkes Foundation" располагает тремя Як-52 и одним Як-50 (на фотографии). Як-50 постройки 1986 года имел регистрацию RA-01096, после аварийной посадки в 2003 году измененную на RA-3446K. Это один из трех последних Як-50, построенных специально для съемок кинофильмов о войне.
1921 год - 10742 м. Использование отработанных газов для нагнетания воздуха в мотор позволило повысить его мощность на больших высотах. Лейтенант Джон Макриди из авиакорпуса Армии США на LePere LUSAC 11 с 400-сильным мотором Liberty с нагнетателем 21 сентября 1921 года установил мировой рекорд высоты 10 668 м.
1929 год - 12739 м. 26 мая 1929 года У. Нейнхофен на Ju 49 (на W 34 !!!) впервые превысил высоту 12 497 м, став первым немецким летчиком, установившим мировой рекорд.
Большинство Mirage 2000 авиации эмирата Абу-Даби, входящего в состав ОАЭ, модернизировали до уровня 2000-9. На снимке - Mirage 2000EAD первой заказанной Абу-Даби партии в исходной конфигурации.
7 мая 1937г.: первый полет выполнил первый в мире экспериментальный самолет с удачной гермокабиной Lockheed XC-35 "Sub-Stratosphere".
LOCKHEED XC-35. Built 10 meet U.S. Army Air Corps requirements, the Lockheed XC-35 was a special version of the well-known Electra, used for high-altitude research. A pressure cabin was fitted and two supercharged Pratt & Whitney Wasp radials of 550 h.p. each. Wright Field tests revealed a top speed of 350 m.p.h. The XC-35 was flown in the Spring of 1937 and operated at heights well in excess of 20,000 et. It differed from the normal Electra in having a fatter fuselage, deeper nose, and very narrow rectangular windows. Span was 55 ft. ; length 39 ft. 8 in.; gross weight 10,500 lb.; crew of six.