Мировая Авиация 106
-
A-4M, A-4N и A-4KU (включая TA-4KU). Skyhawk серийно выпускался много лет благодаря совершенствованию двигателя P&W J52, причем тяга нового варианта - P-408 возросла еще на 20%. Модификация "Mike" поступила в эксплуатацию в 1971 году и оставалась в авиации КМП США до 1990 года, а в резерве - до 1994 года. Всего собрали 158 самолетов, на которых установили увеличенный фонарь кабины, такой же тормозной парашют, как и на A-4H и K, а также угловатую законцовку киля (с антенной системы "свой-чужой"), В ходе производства самолеты получили ИЛС, системы РЭБ и синхронный бомбардировочный прицел с измерением скорости перемещения угла визирования цели (ARBS). Израиль заказал 117 самолетов A-4N с 30-мм пушкой DEFA и другими незначительными изменениями, а Кувейт - 30 самолетов A-4KU и восемь TA-4KU, с меньшими возможностями подвески вооружения.
10 апреля 1970г.: летчик-испытатель Уолт Смит поднял в небо первый серийный штурмовик McDonnell Douglas A-4M, предназначенный для авиации ВМС и Корпуса морской пехоты США.
В 1979 году самолет с серийным номером 160264 стал 2960-м и последним Skyhawk, выпускавшимся в течение 27лет. Модификация A-4M для КМП США вобрала в себя все улучшения, включая реконструированную кабину пилота, индикатор на лобовом стекле "Elliott", лазерную станцию точного сопровождения и наведения, системы РЭБ и новый электрогенератор. В 1977 году добавили синхронный бомбардировочный прицел с измерением скорости перемещения угла визирования цели (ARBS). С внедрением на A-4M этих изменений самолеты последних серий собирались переименовать в A-4Y, но отказались, так как большинство ранних A-4M были все же модернизированы.
Благодаря работам "Pratt & Whitney" по повышению тяги двигателя J52, в самолеты A-4 удалось вдохнуть новую жизнь. В 1970 году "McDonnell Douglas" снова начала их выпуск под обозначением Skyhawk II: A-4M - для КМП США, A-4N - для Израиля (на фотографии - первый экземпляр) и A-4KU - для Кувейта.
Кувейтские Skyhawk на войне. 30 кувейтских A-4KU и шесть TA-4KU были получены от США в 1977 и 1978 годах. Ими вооружили 9-ю и 25-ю эскадрильи (Ахмад-Аль-Джабер), а в 1984 году уцелевшие 29 самолетов стали предметом переговоров с правительством США и "McDonnell Douglas Corporation" по предоставлению кредитов для их замены на 40 новых F/A-18 Hornet. Но тут началась война в Персидском заливе 1990 года, и Skyhawk приняли в ней участие. С потерей аэродромов кувейтские ВВС продолжали наносить удары по наступающим иракцам, используя в качестве ВПП шоссе в пустыне. 4 августа остаткам кувейтских ВВС пришлось перелететь в Дахран, Саудовская Аравия. Действуя в качестве ВВС Свободного Кувейта кувейтские силы влились в ВВС Саудовской Аравии и продолжали воевать с иракцами. В ходе операции "Щит пустыни" и "Буря в пустыне" кувейтские летчики совершили 1361 вылет, потеряв только один самолет. Двадцать четыре самолета (21 одноместный и три двухместных Skyhawk) пережили войну; один сохранили для музея, а остальные продали Бразилии в 1997 году.
XA4D-1 и A4D-1. После одного прототипа с двигателем Wright J65 (№ 137812) собрали 165 серийных A4D-1 (на снимке - № 137824). Ими с 1956 года оснастили 18 эскадрилий ВМС и КМП США. Серийный самолет имел измененные лобовое стекло кабины с переплетом, обтекатель сопла двигателя (называвшийся "сахарная ложечка"), тормозной гак, по три пилона подвески вооружения под каждой консолью крыла, две 20-мм пушки Colt Mk 12 и - с 1961 года - новое катапультное кресло RAPEC.
A4D-2 и A4D-2N (A-4B и A-4C). В 1957 году появился улучшенный A4D-2 (на снимке). Построили 542 самолета. Его конструкцию изменили на 28%, в том числе добавили штангу дозаправки в полете для "специальных" (с ядерным оружием), особо дальних полетов, установили руль направления с наружными нервюрами и дополнительное навигационное оборудование, обеспечили возможность подвески ракеты Bullpup класса "воздух-поверхность". Затем появился A4D-2N (638 машин) с навигационной РЛС в удлиненной носовой части и новым БРЭО. A-4B позднее переделали в A-4P и A-4Q для Аргентины; A-4C стали базой для моделей A-4L (для Резерва ВМС и КМП США), A-4P и Q, A-4S (для Сингапура) и A-4PTM (для Малайзии).
A4D-5 (A-4E). A4D-5 имел значительно расширенные возможности по применению средств поражения. Легкий, более мощный и более экономичный двигатель Pratt & Whitney J52 заменил двигатель J65, а на четырех дополнительных подкрыльевых пилонах можно было нести более разнообразное вооружение. Установили также новое БРЭО, включая тактическую навигационную систему TACAN. Построено 500 самолетов, поступавших в ВМС США с 1963 года. Позднее на ряде машин поставили версию двигателя J52 повышенной мощности. Их назвали Super Echo. Израиль и Индонезия получили списанные из ВМС США штурмовики.
A-4F. Надфюзеляжный обтекатель ("горб") отсека БРЭО, характерный для поздних вариантов Skyhawk, впервые появился на версии F ("Foxtrot") 1967 году. Были собраны 146 самолетов A-4F для компенсации потерь во Вьетнаме. Машина была в основном подобна A-4E, но имела управляемое носовое колесо, новое катапультное кресло и форсированный двигатель. "Горб" добавили для размещения специального БРЭО (включая систему РЭБ), потребовавшегося для службы в Азии. Его также поставили на A-4E и некоторые A-4C - "горб" стал отличительной чертой модернизированных A-4L.
A-4G, A-4H и A-4K (включая TA-4G и TA-4K). Модификации созданы на базе A-4F/TA-4F - это экспортные варианты для ВМС Австралии, ВВС Израиля и Новой Зеландии. A-4G приспособили для задач ПВО, убрали надфюзеляжный обтекатель. Израильские A-4H также остались без "горба", получили угловатый вертикальный киль (на нем установили антенны системы "свой-чужой", установленной также на новозеландские A-4K) и тормозной парашют. Израильские Skyhawk в процессе эксплуатации существенно модифицировались, а новозеландские A-4K получили надфюзеляжные обтекатели, хотя в них установили не так много БРЭО. Всего собрали 16 A-4G, четыре TA-4G, 90 штурмовиков A-4H, 10 самолетов A-4K и четыре TA-4K. Позднее уцелевшие австралийские самолеты передали новозеландским ВВС - все машины версий G и К доработали до общего стандарта A-4K Kahu, но в 2001 году их списали.
A-4S Skyhawk. Данный A-4S (бортовой номер 681) несет маркировку 131-й эскадрильи "Phoenix" ВВС Сингапура. Он был одним из 80 списанных из ВМС США штурмовиков A-4B и A-4C, отремонтированных компаниями "Lockheed Air Services" и "Singapore Aerospace Maintenance Company" (SAMCO). Первые 40 машин поступили в базировавшиеся в Тенга 142-ю и 143-ю эскадрильи, а остальные машины - в 145-ю и 150-ю (часть повышенной подготовки, базирующаяся в Казо во Франции) эскадрильи. К 2000 году 143-ю эскадрилью расформировали, а оставшиеся получили модернизированные A-4SU и двухместные TA-4SU (также переданные из ВМС США). Хотя номинально они оставались в строю и в 2009 году, фактически ВВС Сингапура не использовали эти машины с марта 2005 года.
A-4M Skyhawk
B-17 "Sally B" - единственный сохранившийся в Великобритании самолет этого типа, хотя британцев с этими машинами связывает очень многое. "Sally B"- это B-17G (хотя в своей долгой карьере он был также EB-17G и TB-17G), а в Великобритании он летает с 1975 года, благодаря энтузиазму отдельных лиц, включая и саму Элли Солингбоу, в чью честь этот самолет и был назван.
Канадские ВВС активно эксплуатировали B-25 после войны. 418-я (вспомогательная) эскадрилья получила свои первые машины Mk II в январе 1947 года. Самолеты версий Mk II и Mk III летали в ее составе до марта 1958 года. В 1951 году канадские ВВС получили еще 75 B-25J из запасов ВВС США взамен изношенных и для оснащения различных вспомогательных частей.
Четыре эскадрильи из 2-й авиагруппы продолжали наносить массированные удары в 1943-1944 годах. После высадки союзников во Франции в июне 1944 года они все больше и больше применялись для решения тактических задач.
Этот Mitchell Mk II (EV-R) с октября 1942 года принадлежал 180-й эскадрилье, базировавшейся в Фулхэме, графство Норфолк. 22 января 1943 года эскадрилья выполнила свое первое боевое задание.
В сентябре 1943 года Mitchell Mk II поступили в 320-ю (голландскую) эскадрилью, действовавшую в Европе и участвовавшую в налете на сортировочные станции в Итцехо, Германия, - последней операции Mitchell из 2-й тактической ВА в войне.
112-ю эскадрилью британских ВВС, дислоцированную в Фассберге, Германия, 12 мая 1951 года перевооружили на Vampire FB.Mk 5. Самолеты находились в строевых частях до их замены на истребители Sabre в январе 1954 года.
de Havilland Vampire FB.Mk 5
de Havilland Comet C.Mk 2
Компания "Middle East Airlines" получила четыре лайнера Comet 4C с опционом на пятую машину. Позднее компания взяла в лизинг два Comet 4C для замены трех машин, потерянных в 1968 году при ударе израильского спецназа по аэропорту Бейрута.
В 1968 году была сформирована пилотажная группа "Simon's Circus" с пятью самолетами Sea Vixen FAW.Mk 2 из 892-й эскадрильи. Машины этого типа также были на вооружении 893-й и 899-й эскадрилий.
Самолет с кодом XJ474 в 1957 году прошел палубные испытания в испытательной эскадрилье британских ВМС и стал первой машиной, которую довели до серийного стандарта.
de Havilland Sea Vixen FAW.Mk 1
Два британских Tornado GR.Mk 4 следуют в небе Ирака в группе с заправщиком KC-135, двумя F-16CG и одним F-15E ВВС США, операция "Iraqi Freedom". Вся ударная авиация в регионе действует с применением активных (с использованием оружия), пассивных (демонстрация силы) методов и нестандартных способов наблюдения, контроля и разведки (NTISR).
Немецкие летающие реликвии Второй мировой войны встречаются гораздо реже, чем самолеты союзников. Fw 190 фирмы "Flugwerk" смотрится особо внушительно, поскольку эта реплика фактически идентична самолету той поры, только с новым мотором.
Два британских Tornado GR.Mk 4 следуют в небе Ирака в группе с заправщиком KC-135, двумя F-16CG и одним F-15E ВВС США, операция "Iraqi Freedom". Вся ударная авиация в регионе действует с применением активных (с использованием оружия), пассивных (демонстрация силы) методов и нестандартных способов наблюдения, контроля и разведки (NTISR).
Разведчик Me 410A-3, сбитый зенитчиками 8-й британской армии, лежит на отмелях реки Сангро в Италии. Машина имела код F6+QK и принадлежала 2-й эскадрилье 122-й группы дальних разведчиков.
P-39N-1 Airacobra. Итальянцы, присоединившиеся к союзникам, получили их технику. Этот P-39 из 4-й эскадрильи итальянских союзных ВВС, выполнявшей разведку и авиационную поддержку над Адриатикой.
Этот P-51 Mustang - один из популярнейших авиараритетов в мире. Для многих летающие легендарные самолеты представляют собой дань памяти и уважения тем, кто сражался в воздухе. Летчики ценят их за замечательно высокие летные характеристики и неподдельную романтику.
Не все легендарные боевые самолеты были списаны с действительной службы. Например, этот QF-4E (в группе с двумя P-51) изображает боевой истребитель-бомбардировщик F-4E, хотя много раз мог погибнуть на своей основной работе в качестве беспилотной мишени.
Америка стала мировым центром, собрав массу летающих раритетов. Этот P-47D из группы "Vintage Fighters", первоначально оформленный в виде "Big Ass Bird II", перекрасили для имитации машины "Tarheel Hal" (на снимке). Самолет возвышается над шеренгой P-51, забавно контрастируя с изящными Mustang.
Tornado GR.Mk 4 из британской IX эскадрильи, базировался в Али-эль-Салем (Кувейт) в ходе операции "Telic", 2003 год. На иллюстрации он показан с подвеской ракет ALARM для подавления ПВО.
Четыре итальянских Tornado выполняли разведывательные полеты в Афганистане с баз Мазари-Шариф и Герат, совершив 350 полетов и отсняв 900 объектов в течение 900 летных часов. Осенью 2009 года им на помощь отправили четыре самолета AMX.
На немецких Tornado в Афганистане применялись разведывательные контейнеры Recce, которые можно отличить от контейнеров Telen по буквам UW в названии (последние помечались приставкой UY). Они дополнялись контейнерами Rafael RecceLite, в целом схожими с контейнерами Litening, но без лазерного целеуказателя.
Tornado во время боевого вылета в небе Ирака. Несмотря на большой возраст и высокую стоимость техобслуживания, Tornado оказались незаменимы. Большая дальность полета, мощная пушка и возможность нанесения высокоточных ударов оказались вполне достойны уважения.
Контейнер цифровой комплексной разведки (DJRP) может подвешиваться на центральном пилоне и содержит датчики электронного сканирования и ИК линейный сканер (IRLS). Возможна установка АФА различных типов, оптимизированных для конкретных дистанций и условий съемки. Данная система использовалась на британских Tornado в Ираке и Афганистане.
Два британских Tornado GR.Mk 4 следуют в небе Ирака в группе с заправщиком KC-135, двумя F-16CG и одним F-15E ВВС США, операция "Iraqi Freedom". Вся ударная авиация в регионе действует с применением активных (с использованием оружия), пассивных (демонстрация силы) методов и нестандартных способов наблюдения, контроля и разведки (NTISR).
Большая дальность полета Beaufighter Mk X позволила 201-й группе Ближневосточного авиакомандования проникать вглубь Балкан и Греции. На фотографии - пара таких машин, вылетевшая на дальнюю штурмовку, проносится над гидропланом Cant Z.501 со снятыми моторами на базе гидросамолетов Превеза.
Ирак получил 15 самолетов Venom FB.Mk 50, которые входили в состав 6-й эскадрильи наряду с самолетами Vampire FB.Mk 52, Hawker Fury и F-84.
Sea Venom FAW.Mk 21 из 839-й эскадрильи авиации британских ВМС - в такой окраске, с нанесенными на хвост "полосами Суэцкого кризиса", самолет базировался в 1956 году на борту авианосца "Игл".
de Havilland Venom NF.Mk 2
F-111E, F и Raven ВВС США в Европе. 20-е тиакр на авиабазе Аппер-Хейфорд, Великобритания, получило самолеты F-111 вторым в ВВС США и первым в Европе. F-111E прибыли на базу в 1970-1971 годах, ими вооружили три эскадрильи. Они постоянно оставались там до роспуска крыла в 1993 году (кроме развертывания в Турции во время войны в Персидском заливе). Вторым в ВВС США в Европе самолеты получило 48-е тиакр на базе Лейкенхит британских ВВС - в 1977 году ее четыре эскадрильи перевооружили на F-111F, прежде принадлежавшие 366-му тиакр. Представляя собой самую мощную на то время ударную силу НАТО, самолеты F-111 из 48-го тиакр прославились участием в операции "El Dorado Canyon" в 1986 году и стали самыми успешными бомбардировщиками коалиции во время войны в Персидском заливе в 1991 году. В 1991-1992 го дах самолеты 48-го крыла заменили на F-15E. В операциях против Ливии и Ирака также участвовали базировавшиеся в Великобритании EF-111A. С 1984 года самолеты Raven из 42-й эскадрильи РЭБ (первоначально в составе 20-го тиакр и, позднее, 66-го крыла РЭБ) базировались в Великобритании, в 1992 году их перевели в 366-е тиакр.
Операция "El Dorado Canyon" и война в Персидском заливе. После Вьетнама F-111 ВВС США дважды участвовали в боевых действиях. В ночь с 14 на 15 апреля 1986 года ВВС и ВМС США провели операцию "El Dorado Canyon" - бомбардировка объектов в Ливии в ответ на ряд терактов против граждан США, поддерживавшихся, как считается, ливийским лидером М. Каддафи. ВВС США направили 18 самолетов F-111F из 48-го тиакр и четыре EF-111A из 42-й эскадрильи РЭБ (плюс семь резервных самолетов). Они совершили самый дальний на то время перелет. Последняя боевая операция Aardvark состоялась всего за несколько месяцев до начала их списания - в операции "Буря в пустыне" по освобождению Кувейта действовали самолеты F-111E, F и Raven из частей, дислоцированных в Великобритании. F-111F базировались на авиабазе Эт-Таиф (Саудовская Аравия, на снимке) в составе 48-го тиакр (временного) и наносили удары УАБ с лазерным наведением по объектам в Ираке. EF-111A из 66-го крыла РЭБ также были развернуты в Эт-Таиф под управлением 48-го тиакр. Для операции "Proven Force" F-111E из 20-го тиакр были отправлены в Инджирлик (Турция), их прикомандировали к 7440-му смешанному авиакрылу, которое также контролировало пять Raven, развернутых 66-м крылом РЭБ. После завершения боевых действий 48-е и 27-е авиакрылья укомплектовали F-111F, базировавшимися в Инджирлике в рамках операции "Provide Comfort". На базе Дахран (Саудовская Аравия) 4404-е смешанное крыло располагало шестью EF-111A - в рамках операции "Southern Watch" - до марта 1998 года.
На фотографии - F-111A, базировавшийся в Маунтин-Хоум, из 389-й эскадрильи 366-го тиакр. На F-111 летали еще некоторые нестроевые части, включая 46-е, 3246-е и 6510-е испытательные авиакрылья, 57-е и 4525-е авиакрылья по отработке истребительного вооружения и центр боевого применения авиации.
Зловещий дебют - F-111A во Вьетнаме. После длительных обсуждений в 1967 году было принято политическое решение - продемонстрировать возможности F-111 во Вьетнаме. Первые F-111A поступили в 4480-е тактическое истребительное авиакрыло (тиакр) на авиабазе Неллис в июле, их сразу же привлекли для обучения летчиков. В январе 1968 года крыло получило новый номер - 474-е тиакр - а шесть из его F-111A в рамках операции "Harvest Reaper" подготовили для переброски в Таиланд. В марте они пересекли Тихий океан (операция "Combat Lancer"), а 25 марта совершили первый боевой вылет. Однако уже к концу месяца два самолета пропали во время маловысотных полетов, а после потери третьего в апреле - после 55 полетов - операцию "Combat Lancer" приостановили. F-111A вернулись в Таиланд только в 1972 году, на этот раз задействовали две эскадрильи 474-го авиакрыла. Предварительно переброшенные туда экипажи вылетели на первых шести машинах через считанные часы после их посадки на авиабазе Такли. Операция "Constant Guard V" закончилась в марте 1973 года: выполнено свыше 4000 самолетовылетов, потеряно восемь самолетов. На снимке - пара самолетов в ходе выполнения операции "Combat Lancer", хорошо заметны контейнеры РЭБ у обеих машин.
Первоначально эта машина имела надвтулочный прицел, но годом позже прицел смонтировали на кабине - как на Gerfaut/HAP, а также установили пушечную турель. В начале 1996 года прототип PT1 передали на усталостные испытания.
Австралия оценивала вертолет Aussie Tiger - вариант на базе французского HAP, с установленным на крыше кабины прицелом и рядом изменений для удовлетворения внутренних требований.
Французский прототип вариант Gerfaut (на переднем плане) летит в паре с первым вертолетом противотанковой модификации. Оба участвовали в программе летных испытаний.
27 апреля 1991г.: совершил первый полет вертолет Tiger компании "Eurocopter". Вертолет предназначался для германской и французской армий.
Tiger привлек внимание публики, когда появился в фильме про Джеймса Бонда "Goldeneye". По сюжету он оказался неуязвимым к воздействию электромагнитного импульса.
Прототип PT1 в варианте НАР вооружен 30-мм пушкой, блоком на 22 НАР SNEB, УР Mistral и смонтированным на крыше кабины прицелом STRIX.
Вертолет Tiger полностью соответствует урезанным бюджетам стран-участниц проекта. Он разрабатывался и отдельно в экспортном варианте, но в итоге на экспорт пошли модификации штатных вариантов. На снимке - версия ARH.
"Eurocopter" подчеркивает, что в Tiger реализованы новейшие технологии, а 80% конструкции выполнены из композитов. Вертолет имеет малую заметность в радиолокационном, ИК и оптическом диапазонах.
FB-111A в Стратегическом авиакомандовании. Первоначально 76 самолетов версии FB-111A по причине задержки с поступлением бомбардировщиков B-1A рассматривались в качестве промежуточной замены для B-58 и части B-52. После закрытия в 1977 году программы нового бомбардировщика с крылом изменяемой стреловидности значение FB-111A возросло - они остались на вооружении до 1991 года. В октябре 1969 года первые FB-111A передали в 4007-ю учебную эскадрилью (340-я бомбардировочная группа; авиабаза Карсвел), где осуществлялась подготовка экипажей вплоть до формирования четырех боеготовых эскадрилий. 509-е бомбардировочное авиакрыло в составе 393-й и 715-й эскадрилий получило свои первые самолеты на базе Пис в конце 1970 года. 380-е бомбардировочное крыло (528-я и 529-я эскадрильи) на авиабазе Платтсбург и 530-я (бывшая 4007-я) учебная эскадрильи получили самолеты в июле 1971 года. Оба крыла сначала вошли в состав 2-й Воздушной армии, но в 1975 году их перевели в 8-ю ВА. После почти 20 лет службы 509-е крыло расформировали в 1990 году. 380-е крыло расформировали на следующий год. В 1990 году - с приходом бомбардировщиков B-1B - 30 самолетов переоборудовали в вариант F-111G и передали в Тактическое авиакомандование ВВС США, в 428-ю эскадрилью 27-е тиакр. Их списали в 1993 году.
Операция "El Dorado Canyon" и война в Персидском заливе. После Вьетнама F-111 ВВС США дважды участвовали в боевых действиях. В ночь с 14 на 15 апреля 1986 года ВВС и ВМС США провели операцию "El Dorado Canyon" - бомбардировка объектов в Ливии в ответ на ряд терактов против граждан США, поддерживавшихся, как считается, ливийским лидером М. Каддафи. ВВС США направили 18 самолетов F-111F из 48-го тиакр и четыре EF-111A из 42-й эскадрильи РЭБ (плюс семь резервных самолетов). Они совершили самый дальний на то время перелет. Последняя боевая операция Aardvark состоялась всего за несколько месяцев до начала их списания - в операции "Буря в пустыне" по освобождению Кувейта действовали самолеты F-111E, F и Raven из частей, дислоцированных в Великобритании. F-111F базировались на авиабазе Эт-Таиф (Саудовская Аравия, на снимке) в составе 48-го тиакр (временного) и наносили удары УАБ с лазерным наведением по объектам в Ираке. EF-111A из 66-го крыла РЭБ также были развернуты в Эт-Таиф под управлением 48-го тиакр. Для операции "Proven Force" F-111E из 20-го тиакр были отправлены в Инджирлик (Турция), их прикомандировали к 7440-му смешанному авиакрылу, которое также контролировало пять Raven, развернутых 66-м крылом РЭБ. После завершения боевых действий 48-е и 27-е авиакрылья укомплектовали F-111F, базировавшимися в Инджирлике в рамках операции "Provide Comfort". На базе Дахран (Саудовская Аравия) 4404-е смешанное крыло располагало шестью EF-111A - в рамках операции "Southern Watch" - до марта 1998 года.
Америка стала мировым центром, собрав массу летающих раритетов. Этот P-47D из группы "Vintage Fighters", первоначально оформленный в виде "Big Ass Bird II", перекрасили для имитации машины "Tarheel Hal" (на снимке). Самолет возвышается над шеренгой P-51, забавно контрастируя с изящными Mustang.
Появление истребителей P-47 повысило безопасность налетов бомбардировщиков союзников на стратегические объекты стран Оси. Самолет с надписью "Torrid Tessie" сбили зенитки 27 апреля 1945 года над поймой реки По. Летчика спасли итальянские партизаны, машина же досталась немцам.
На рисунке - один из Ar 95A-1 из 3-й эскадрильи 125-й группы морской разведки (лето 1941 года, Балтийское море, авиационное командование "Ostsee"). Хорошо заметен 7,92-мм пулемет.
Ar 95 V5 стал вторым прототипом серийного Ar 95A. Его ограниченное производство началось в 1938 году. Ar 95 изготавливали в виде гидроплана и сухопутного самолета с колесным шасси.
Второй прототип серийного Ar 95 (D-OHGV) был трехместным. Немецкие военные прототипы той поры обычно носили гражданские регистрационные номера для маскировки их военного предназначения.
Пара Ar 95 патрулирует над Балтикой. В ходе войны с СССР эти самолеты летали как с немецких и латвийских береговых баз, так и из финских портов.
На фотографии - прототип самолета Ar 95L с неубирающимся колесным шасси в обтекателях. Три Ar 95L заказали ВВС Чили, их поставили до начала Второй мировой войны
Ar 95 с самого начала предназначался для действий с кораблей. Для облегчения хранения он получил механизм складывания крыла. На снимке хорошо видна характерная для колесного варианта самолета установка подпорных стоек и шасси в обтекателях с подкосами.
Самым масштабным проектом стало возвращение в небо бомбардировщика Vulcan. Группа энтузиастов преодолела колоссальные финансовые, технические и юридические препоны, чтобы ввести четырехдвигательный "ядерный" бомбардировщик в авиашоу.
Ряд местных авиакомпаний переоборудовали самолеты Heron двигателями Lycoming. На рисунке - самолет фирмы "Riley", принадлежавший ВВС Шри-Ланки.
Saunders ST-27
Большая дальность полета Beaufighter Mk X позволила 201-й группе Ближневосточного авиакомандования проникать вглубь Балкан и Греции. На фотографии - пара таких машин, вылетевшая на дальнюю штурмовку, проносится над гидропланом Cant Z.501 со снятыми моторами на базе гидросамолетов Превеза.
Самолет с кодом VW120 был третьим DH.108. Заместитель министра по вопросам поставок назвал его Swallow, так как опытная машина не получила наименования от фирмы-изготовителя.
Два британских Tornado GR.Mk 4 следуют в небе Ирака в группе с заправщиком KC-135, двумя F-16CG и одним F-15E ВВС США, операция "Iraqi Freedom". Вся ударная авиация в регионе действует с применением активных (с использованием оружия), пассивных (демонстрация силы) методов и нестандартных способов наблюдения, контроля и разведки (NTISR).
G.55/1 Centauro. Вспомогательную эскадрилью истребителей "Montefusco" сформировали для ПВО Милана и Турина в 1944-1945 годах. Самолеты летали совместно с Bf 109G-6 из ВВС Республики Сало. Самолет "Fiat" был вооружен тремя 20-мм пушками Mauser MG 151 /20 и парой 12,7-мм пулеметов Breda SAFAT. Собрали всего 105 машин.
Самолет Sea Devon C.Mk 20, гордо несущий крест Святого Андрея на своем киле, служил в звене связи авиабазы Прествик британских ВМС.
de Havilland Dove
de Havilland Hornet, особенно в варианте F.Mk1 (на снимке), был гораздо легче и имел более совершенную аэродинамическую форму, чем Mosquito.
de Havilland Sea Hornet NF.Mk 21
B-25J Mitchell (британское обозначение Mitchell Mk III) из 226-й эскадрильи. Британские ВВС должны были получить 316 машин этого варианта с усиленным вооружением в носовой части.
Транспортные самолеты. По окончании войны много ставших ненужными Mitchell продали через отдел реализации излишков компании "Reconstruction Finance Corporation". Некоторые использовались в качестве транспортных в геологоразведке. Изображенный на снимке B-25J разбился в 1963 году. Другие машины переделали в грузопассажирские - с шикарными салонами, звукоизоляцией и креслами, как у авиалайнеров.
Самолеты-кинозвезды. Часть B-25 Mitchell все еще ограниченно используются для киносъемок. Они участвовали в съемках разных фильмов. В ходе съемок кинокамеры устанавливали на местах бортстрелков. Дольше всех продержался самолет с кодом N1042B, ранее принадлежавший организации "Tallmantz".
Тайвань. Более 100 машин B-25C и D были поставлены чанкайшистам. После победы коммунистов в декабре 1948 года китайские националисты обосновались на острове Тайвань, прихватив с собой многие из своих Mitchell.
Индонезия. С 1946 года 18-я эскадрилья ВВС Голландской Ост-Индии на самолетах B-25J наносила удары по борцам за независимость Индонезии. Бои шли до июля 1949 года. 27 декабря 1949 года была провозглашена Республика Индонезия, и 18-ю эскадрилью расформировали, а ее B-25 передали индонезийским ВВС.
Бразилия. Бразильские ВВС были единственными в Латинской Америке, получившими B-25 в рамках военной помощи (MAP). С 1946 года было поставлено еще минимум 64 B-25. В 1970 году самолеты этого типа списали.
Венесуэла. ВВС Венесуэлы получили четырнадцать B-25J в 1947-1949 годах. В 1952 году в США закупили еще десять B-25J, а в 1953 году - девять Mitchell, списанных из канадских ВВС. По крайней мере, один B-25H поступил в 1955 году, еще пять Mitchell были поставлены к 1957 году и поступили в 3-ю, 7-ю и 40-ю бомбардировочные эскадрильи. Последние самолеты списали в 1971 году.
Unarmed variant of the final production B-25J, sporting the insignie of the Air Forces of the United States of Venezuela. The photo shows the hitherto unpublished, revised fuselage insigne which has additional two-colour bars - each side of the red, blue and yellow roundel.
Боливия. После войны B-25 были приняты на вооружение ВВС нескольких стран Латинской Америки. В 1947 году тринадцать B-25 были поставлены ВВС Боливии по программе MAP. На фотографии - модифицированные B-25J, принадлежавшие авиакомпании "Bolivian Airways" после 1963 года.
Самолет Drover, ZK-DDD, оснащался двигателями Lycoming и стал единственным самолетом этого типа, зарегистрированным в Новой Зеландии. Машину сфотографировали в апреле 1977 года, когда он эксплуатировался в клубе парашютного спорта. Впоследствии его вернули в Австралию.
Большое количество машин Vampire собиралось в ЮАР, одно время ее парк включал 21 самолет T.Mk 55 (на иллюстрации). Также имелись варианты FB.Mk5. FB.Mk9 и FB.Mk52.
F/A-18C, готовящийся к дозаправке от KC-135R, только что завершил утренний боевой вылет в небе Афганистана, 2001 год. Дальность полета Hornet была существенно меньше, чем у F-15E и Tornado.
Камуфлированный в тигровую полоску F/A-18D авиации КМП США на авиабазе Эль-Асад в оккупированном Ираке. Машина принадлежала 224-й всепогодной истребительно-штурмовой эскадрилье авиации КМП "Bengal Tigers".
Два F/A-18D Hornet 533-й ишаэ "Knighthawks" КМП США готовятся к вылету на базе Эль-Асад. Они вооружены УР AGM-65 Maverick, способными наносить мощные и точные удары.
В последние годы основным оружием стала УАБ GBU-12 с лазерным наведением, обладающая меньшим радиусом поражения при взрыве, чем боеприпасы большего калибра, что позволило снизить потери среди своих войск, союзников и мирных жителей.
F/A-18D авиации КМП США интенсивно применяются в боях, а их двухместные собратья из ВМС используются лишь как учебные. На снимке - самолет из "Bengal Tigers" садится на аэрофинишер.
TA-4F, TA-4H и TA-4J. После пары прототипов (переделанных из A-4E и вначале обозначенных TA-4E) собрали 239 серийных TA-4F - учебных и передовых авианаводчиков. Сохранившие возможности нанесения ударов вооружением "воздух-поверхность", TA-4F поступили на вооружение в 1966 году. Их большую часть позднее переделали в TA-4J, 23 самолета - в вариант OA-4M, а четыре машины стали учебными EA-4F для освоения средств РЭБ. В 1968 году появилась модификация TA-4J (на снимке). ВМС США получил 277 таких машин для замены учебных самолетов TF-9J, используемых для повышенной летной подготовки. На TA-4J - облегченной версии TA-4F - сократились возможности доставки оружия, а TA-4H (построено 25) стал развитием TA-4J для ВВС Израиля.
С 1966 года двухместные A-4 применялись для обучения экипажей палубной авиации ВМС и КМП США, но в 1999 году последние Skyhawk заменили на T-45A Goshawk. На снимке - TA-4J из 7-й учебной эскадрильи, которая последней в ВМС США списала эти машины в сентябре 1999 года. В 2000 году лишь в Пуэрто-Рико осталась единственная оснащенная машинами Skyhawk эскадрилья ВМС - 8-я эскадрилья, которая списала свои A-4 в 2003 году.
С принятием в 1971 году на вооружение КМП США самолета A-4M Skyhawk потребовалось модернизировать и передовые авианаводчики A-4, корректировавшие удары самолетов по объектам. В итоге 23 машины TA-4F модифицировали до стандарта OA-4M - с системой наземного управления бомбометанием и модернизированной аппаратурой связи. Многое из нового БРЭО разместили в увеличенном гаргроте. Собирались заменить и двигатели, но все-таки оставили оригинальный J52-P8A.
В 1987 году 50-ю годовщину образования новозеландских ВВС отметили окраской одного из недавно приобретенных у авиации австралийских ВМС самолетов TA-4G (NZ6256). В 2001 году правительство Новой Зеландии приняло решение о сокращении расходов на оборону и расформировало 2-ю и 75-ю эскадрильи, больше A-4K новозеландских ВВС никогда не летали.
Только двухместные сингапурские Skyhawk имеют по два фонаря вместо одного цельного, установленного на большинстве TA-4. Сингапурские машины были переделаны из A-4B - их удлинили на 71 см для размещения второго фонаря. Изображен TA-4SU с двигателем F404.
Не все легендарные боевые самолеты были списаны с действительной службы. Например, этот QF-4E (в группе с двумя P-51) изображает боевой истребитель-бомбардировщик F-4E, хотя много раз мог погибнуть на своей основной работе в качестве беспилотной мишени.
Африка. Boeing 747-400 заказали компании "South African Airways" и "Air Namibia". Первая с мая 1989 года получила шесть 747-444 (на снимке) с двигателями Rolls-Royce RB.211. Первый самолет прибыл в 1991 году. Машины этого типа вскоре стали летать в Нью-Йорк - после отмены американских санкций в 1991 году. В декабре 1998 года компания купила еще два грузовых 747-4F6 и тогда же заказала свой последний пассажирский лайнер. С 2005 года компания заменила самолеты на Airbus A340-600. Три самолета передали в компанию "Трансаэро" и два в "Cathay Pacific" (в переделанной грузовой версии Converted Freighter). В 2009 году авиакомпания вернула один лайнер для полетов из Йоханнесбурга в Лагос (Нигерия) и Луанду (Ангола). Совместно с компанией "TAAG" последнюю линию затем продлили до Лиссабона (Португалия).
Широкое применение нашли грузовые варианты 747-400 (на фото), которые используются крупными транспортными компаниями по всему миру и американскими военными.
Крупная американская грузовая авиакомпания "Atlas Air", специализирующаяся на долгосрочной аренде лайнеров 747, заказала 15 машин у "Boeing" (на фото), главным образом модификации 747-47UF с большой боковой грузовой дверью. Десять лайнеров заказали в июне 1997 года, первый из них поставлен 29 июля 1998 года. В феврале 1999 года заказали еще два, в ноябре 2000 года - еще три. Последняя машина поступила 6 декабря 2002 года.