Мировая Авиация 108
-
На снимке хорошо видно крыло Ту-104 и участок салона над лонжеронами центроплана, выделяющийся тремя поднятыми относительно основного ряда иллюминаторами.
Ту-104Б - наиболее совершенная модификация самолета пассажировместимостью 100 человек - имел удлиненный фюзеляж. Хвостовая пята выпускалась только на взлете и посадке.
На фотографии раннего Ту-104 хорошо видно его стреловидное крыло и гондолы шасси, ставшие фирменным знаком ОКБ. Основные стойки шасси оснащались четырехколесными тележками.
Не пошел в серию транспортный Ту-104А-ТС.
Германская ПВО была очень сильной - этот B-17 Flying Fortress из 301-й бомбардировочной группы оказался счастливчиком, вернулся после прямого попадания зенитки.
Рейд Дулиттла на Токио. 18 апреля 1942г.: 16 бомбардировщиков B-25 Mitchell (командир - полковник Джеймс Дулиттл, на снимке стоит слева), взлетев с авианосца "Хорнет", совершили первый налет на японские острова. Будучи обнаруженными противником, американские летчики смогли сбросить бомбы на цели в Кобе, Нагое, Иокогаме и Токио, после чего направились в сторону Китая. Один самолет приземлился в СССР, остальные - потерпели аварии при ночной посадке или были покинуты экипажем еще в воздухе. Потери японской промышленности были минимальны, но эффект возымел должное воздействие на командование японского флота, посчитавшее необходимым разгромить в морском сражении авианосные силы ВМС США.
После капитуляции Франции выпуск истребителя D.520 был продолжен. Самолеты поступили в ВВС Германии, Венгрии, Италии и вишистской Франции. Данный истребитель принадлежал 105-й истребительной эскадре, дислоцированной в мае 1944 года в Шартре.
Самолет D.520 (серийный номер 408) был передан заказчику два дня спустя после падения Франции и впоследствии воевал в составе вишистских ВВС. В 1977-1980 годах его восстановили до летного состояния.
Dewoitine D.520C.1
3 декабря 1945 года de Havilland Vampire стал первым реактивным самолетом, совершившим посадку на британский авианосец "Оушн".
26 июня 1942г.: первый полет прототипа Grumman XF6F-3 Hellcat, считающегося одним из лучших истребителей корабельного базирования Второй мировой войны.
Fw 190F-8 из 1 -й группы 4-й эскадры непосредственной поддержки войск (1./SG 4) действовали с баз на Сардинии и поддерживали войска у Анцио и Неттуно. Верхняя часть белой полосы (знак ТВД), свастика на хвосте и верхних частях крыла закрашены, чтобы усложнить обнаружение машин на земле.
Ноябрь 1942г.: германское командование предприняло попытку организовать воздушный мост для окруженной в Сталинграде 6-й армии Паулюса. Несмотря на активные попытки Люфтваффе, организовать регулярное эффективное снабжение окруженной группировки по воздуху не удалось. Вскоре она была уничтожена, фельдмаршал Паулюс со штабом сдался в плен. Эти Junkers Ju 87D-3 из 3-й эскадрильи 2-й эскадры пикирующих бомбардировщиков запечатлены на советско-германском фронте в начале 1942 года.
Вторую победу Маннок, летавший тогда на Nieuport 17 в составе 40-й эскадрильи, одержал 7 июня 1917 года - через месяц после первой. А еще через месяц он добился третьей победы. В июне его самолет, B1552, получил лейтенант (затем - капитан) Г. Б. Кроул, одержавший на нем три из своих пяти побед.
Маннок в кабине своего Nieuport 23 (40-я эскадрилья). Обтекатель втулки воздушного винта окрашен в желтый цвет, а к стойкам бипланной коробки прикреплены черные вымпелы - знак командира звена. Первую из пяти побед на этом аэроплане он одержал 4 сентября 1917 года.
8-11 ноября 1942г.: проведена операция "Torch" - высадка британских, американских и французских войск во Французской Северной Африке. Американские войска высаживались в Марокко (под прикрытием самолетов с четырех авианосцев), авиация вишистской Франции оказала сопротивление. 10 ноября 72 самолета Curtiss P-40 из 33-й истребительной группы перелетели с эскортного АВ "Ченанго" (на снимке) на базу в Порт-Лиоте (ныне Кенитра). 11 ноября противник прекратил сопротивление.
5-я эскадрилья южноафриканских ВВС эффективно использовала свои Mustang Mk IV для налетов на позиции противника в Италии и Югославии. Немецкие истребители не могли состязаться с ним в скорости и мощи вооружения.
Первый серийный S.79bis на аэродроме Фурбара под Римом, март 1943 г. На SM.79-III (S.79bis) подфюзеляжная гондола отсутствовала (также как и пост бомбардира), а стреляющий вперед и расположенный над кабиной 12,7-мм пулемет заменили на 20-мм пушку. Большинство экземпляров этого варианта были переделаны из стандартных S.79. Данные машины служили в составе ВВС Италии, а затем - в составе ВВС фашистской Республики Сало (официальное название Repubblica Sociale Italiana).
The first S.79bis at Furbara, Rome, in March 1943. Most examples of this S.79 variant were conversions of standard production aircraft.
Данный SM.79-II был захвачен Люфтваффе после капитуляции Италии перед войсками союзников и использовался в качестве транспортного, хотя оборонительное вооружение было сохранено.
Британские специалисты изучают трофейный SM.79-I из бомбардировочной авиашколы в Мальпенсе. Пилот машины, инструктор этой школы, только что произвел посадку на сицилийском аэродроме - незадолго до этого Италия капитулировала перед союзниками. На заднем плане - Beaufighter британских ВВС.
SM.79-II продолжали эксплуатироваться в итальянских ВВС и после войны, в 1948 году в строю было 69 самолетов - они использовались в качестве транспортных и буксировщиков мишеней до начала 1950-х годов.
An S.79bis photographed at Guidonia in 1950 when operating as a target tug, this being one of the last examples of the aircraft serving with the Aeronautica Militare.
В базовом варианте экипаж SM.79 включал пять человек - двух пилотов, сидевших бок о бок, радиста и бортинженера, располагавшихся за кабиной пилотов и отвечавших также за ведение огня из верхнего и бортового пулеметов, и штурмана-бомбардира, в ведении которого был пулемет в подфюзеляжной гондоле. В задней части фюзеляжа, слева имелась большая дверь, откидывавшаяся вниз и имевшая встроенные ступеньки. Вдоль левого борта вперед вел проход, по которому можно было попасть на боевые посты радиста и бортинженера, а также в пилотскую кабину.
Весной 1938 года в Гориции были проведены испытания по вооружению самолетов Sparviero двумя торпедами. Однако ввиду резкого ухудшения ЛТХ данная идея развития не получила.
Наиболее результативной оказалась летавшая на Sparviero 278-я эскадрилья самолетов-торпедоносцев из 132-й авиагруппы. В 1942-1943 годах она дислоцировалась на Сицилии и Сардинии и нарушала судоходство противника на Средиземном море.
Самолеты 252-й и 253-й эскадрилий 104-й авиагруппы запечатлены над снежными вершинами балканских гор, 1940 год. Заметны различные схемы камуфляжа, что было типично для итальянских ВВС.
Лучшим бомбардировщиком ВВС Италии на момент начала войны являлся SM.79-II. Такие самолеты состояли на вооружении четырех эскадрилий. Самолеты SM.79-II отлично показали себя при нанесении ударов по греческим войскам.
Самолеты 252-й эскадрильи 104-й бомбардировочной группы базировались в Албании с конца 1940 года и принимали участие в операциях против Греции и Югославии. На фотографии - звено самолетов эскадрильи бомбит объекты противника.
SM.79-II Sparviero. Данный самолет принадлежал 283-й эскадрилье 130-й отдельной группы самолетов-торпедоносцев, дислоцировавшейся в 1942 году в Гербини (Сицилия). В то время 280-я и 283-я эскадрильи сосредоточились на уничтожении идущих на Мальту конвоев. Самой известной стала атака конвоя "Harpoon" в июне 1942 года. К январю 1943 года группа имела всего девять боеготовых машин и была выведена в Италию на переформирование.
SM.79-I Sparviero
2 сентября 1942г.: поднялся в воздух первый Hawker Tempest MkV (HM595), один из самых скоростных истребителей времен войны. Стал поступать на вооружение в апреле 1944 года.
Британские специалисты изучают трофейный SM.79-I из бомбардировочной авиашколы в Мальпенсе. Пилот машины, инструктор этой школы, только что произвел посадку на сицилийском аэродроме - незадолго до этого Италия капитулировала перед союзниками. На заднем плане - Beaufighter британских ВВС.
Данный D.500 принадлежал 1-й эскадрилье истребительной авиагруппы 1/4 французских ВВС, его схема окраски соответствует началу 1937 года.
Данный D.510 принадлежал 1-й эскадрилье истребительной авиагруппы 1/8, которая в сентябре 1938 года дислоцировалась в Мариньяне.
Dewoitine D.510
Хорошо зарекомендовав себя в Первую мировую войну, Breguet 14 оставался на вооружении французских ВВС до конца 1920-х годов. На фотографии - Breguet 14A2 из 15-й эскадрильи 5-й группы 33-го авиаполка.
В межвоенный период Breguet 14 активно эксплуатировался во французских колониях, в том числе в ходе боев с повстанцами в Сирии и Марокко. Данная машина применялась в Марокко в 1933 году против повстанцев в Риффе.
Армейская разведывательная эскадрилья, вооруженная самолетами Breguet 14A2, готовится к вылету на боевое задание на Западном фронте, февраль 1918 года.
Данный Breguet 14 - реплика известного аэроплана, окрашенная в цвета компании "Lignes Aeriennes Latecoere", которая с 1919 года приступила к выполнению регулярных полетов в Африку. Компания эксплуатировала не менее 106 самолетов данного типа, часть из них имела одноместную кабину и возможность подвески под нижним крылом двух обтекаемых почтовых контейнеров (на снимке).
В конце Первой мировой войны авиаслужба Американского экспедиционного корпуса имела на вооружении самолеты Breguet 14A2 и 14B2. Самолет на фотографии - один из немногих, вернувшихся после окончания войны в Маккук-филд, штат Огайо. Он привлекался к испытаниям двигателей Liberty.
Breguet 14Tbis отличался модифицированной кабиной с четырьмя большими окнами с каждого борта, а в модификации гидросамолета имел еще и центральный поплавок, стабилизирующие поплавки под центральной секцией нижнего крыла и небольшой хвостовой поплавок.
The Breguet limousine XIV T.B. "Ambulance."
Данный самолет, № 48-399, был третьим в первой производственной серии C-97A. Он получил метеорадар и возможность сброса грузов в полете через открытый задний грузовой люк.
Окрашенный в цвета MATS, этот самолет (№49-2607) стал последним C-97A, сошедшим с конвейера. Начиная с 28-го самолета, по правому борту устанавливался передний грузовой люк.
Первые танкеры KC-97 были спроектированы с учетом возможности быстрого переоборудования в транспортные - с машины снимались дополнительные топливные баки, топливозаправочное оборудование и боевой пост оператора системы дозаправки. Последний вариант, KC-97G, нес часть топлива в огромных 2650-литровых подкрыльевых баках, что позволяло размещать в кабине дополнительный груз.
На фотографии запечатлен прототип XC-97, который перевозят с завода в Рентоне через реку Сидар в аэропорт Рентона для выполнения первого полета. Хорошо видны двигатели, крыло и хвостовое оперение, взятое без изменений с B-29.
Летающие лаборатории YC-97J были оснащены двигателями YT34 мощностью 5700 л.с. и обладали лучшими тактико-техническими характеристиками. Однако цена одного такого самолета была в два раза больше, чем стоимость C-97A (2,10 млн долларов).
Одними из последних в эксплуатации оставались KC-97L из авиации Национальной гвардии. В 1964 году их переоборудовали из KC-97G, оснастив двумя ТРД J47, снятыми с KB-50J/K. Это повысило скоростные и высотные характеристики самолетов-заправщиков, позволив успешно заправлять в полете реактивные истребители того времени.
Первую систему "Flying Boom" собственной разработки "Boeing" установила на KB-29P. Модернизированный ее вариант разместили на KC-97 и KC-135.
P-38 Lightning использовался в роли истребителя-бомбардировщика и весьма эффективно показал себя на Итальянском фронте. Самолет был одним из лучших самолетов Второй мировой войны.
На снимке таиландской авиабазы Тахли, сделанном в 1965 году, запечатлено множество американских истребителей-бомбардировщиков - примерно в то время самолеты меняли "алюминиевую" окраску на традиционный камуфляж.
Самолеты F-105 прибыли в ЮВА в 1964 году в заводской "алюминиевой" окраске. Изображенный F-105D несет самый тяжелый вариант полезной нагрузки, применявшийся во Вьетнаме - 16 авиабомб M117 калибром 340 кг.
Тактическая ракета AGM-12C Bullpup обеспечивала высокую точность поражения целей, но часто не могла уничтожить хорошо защищенные цели.
Самолет C.V строился по лицензии такими компаниями как "Automobil und Aviatik AG", "Halberstadter Flugzeug GmbH" и "Luft-Verkehrs-Gesellschaft GmbH".
26 мая 1942г.: поднялся в воздух прототип Northrop XP-61 - первого в ВВС Армии США специализированного и оснащенного РЛС ночного истребителя.
The first XP-61 (41-19509) which, initially flown on 26 May 1942, was fitted with a mock-up of the dorsal barbette.
B-24 Liberator "Burma Bound" из 451-й бомбардировочной группы 15-й ВА возвращается на базу с горящим двигателем №1 и не работающим двигателем №4 после налета на объекты в районе Мюнхена, декабрь 1944 г.
Планеры DFS 230 часто использовались вместе с транспортными самолетами Ju 52/3m, но чаще для их буксировки применялись Heinkel He 45 либо He 46, либо Henschel Hs 126.
P-47 Thunderbolt громили позиции противника в районе альпийского перевала Бреннер в условиях полного господства в воздухе союзной авиации. На фотографии - самолет P-47D-24RE из 86-й истребительной эскадрильи 79-й истребительной группы, базировавшейся в Фано, северная Италия, весной 1945 года.
D.371 имел цельнометаллический фюзеляж типа монокок и металлическое крыло с полотняной обшивкой, усиленное подкосами.
F-105G Thunderchief. F-105G (№ 63-8320) "Cooter" принадлежал 333-й тактической истребительной эскадрилье 355-го тактического истребительного авиакрыла, дислоцировавшегося в 1969 году на АБ Тахли. На самолете видны несколько отметок о боевых победах, одержанных экипажем машины (майор Уоллас и капитан Хойнеки), хотя официально им засчитали только 1/2 победы.
Очередной попыткой приспособить лайнер под нужды военных стал Ту-107, оборудованный боковой грузовой дверью, хвостовой рампой, оборонительной артустановкой ДК-7 и специальным навигационным оборудованием. Но и он остался в единственном экземпляре.
Выгрузка авиадесантной самоходной установки АСУ-57 из самолета Ту-107. Совместные испытания
Пилоты D.33 располагались в закрытой кабине рядом, а радист находился в радиорубке, непосредственно за пилотской кабиной. На фотографии - первый прототип.
Истребители D.27 являлись важной частью швейцарской истребительной авиации до 1940 года. Швейцария стала главным заказчиком на этот самолет в межвоенный период.
D.27 является типичным представителем истребителя-моноплана с крылом типа парасоль. Хорошо виден выдвигаемый в полете радиатор в носовой части, внизу.
11 марта 1957 года - первый полет опытного пассажирского самолета Ту-110. Заводские испытания
Ту-110 - четырехдвигательная модификация Ту-104А с двигателями АЛ-5. Увеличение общей мощности силовой установки позволило повысить безопасность полета и улучшить взлетно-посадочные характеристики самолета, однако проект был закрыт. Прототип (СССР-5600), на фотографии, использовался в качестве летающей лаборатории.
14 января 1942г.: в Стратфорде, штат Коннектикут, поднялся в воздух прототип вертолета Sikorsky XR-4.
Оснащенный тремя 650-сильными двигателями 9V-16/17, самолет D.338 развивал максимальную скорость 301 км/ч.
На фотографии изображен ранний вариант истребителя - хорошо заметно сходство с Mosquito. Это один из трех Mk I, оборудованных фотоаппаратами и получивших обозначение PR.Mk II, еще пять PR.Mk II были построены заново, но машина не вызвала интереса у британских ВВС.
Hornet создавался изначально как дальний истребитель для Тихоокеанского ТВД, но более активно использовался в качестве истребителя-бомбардировщика во время конфликта в Британской Малайе (ныне в составе Малайзии). Данный F.Mk 3 принадлежал учебной эскадрилье.
В период 1951-1955 годов Hornet состояли на вооружении трех дальневосточных эскадрилий британских ВВС и активно использовались в боях в Малайе. Эти три машины принадлежали 45-й эскадрилье (авиабаза Тенга). 33-я эскадрилья дислоцировалась на авиабазе Буттерворт, а 80-я - на авиабазе Каитак (Гонконг).
Hornet F.Mk 1 (и затем F.Mk 3) изначально привлекались к ПВО метрополии - с 1946 года они поступали в 64-ю и 65-ю эскадрильи в Линтон-он-Уз. Еще две эскадрильи - 19-я и 41-я (на снимке) - дислоцировались в Черч-Фентоне. Все четыре эскадрильи в 1951 году перевооружили на Meteor F.Mk 4, а их Hornet отправили на Дальний Восток.
Три Sea Hornet F.Mk 20 последнего эксплуатанта Hornet - 728-й эскадрильи, авиабаза Хал Фар, остров Мальта. Эти самолеты были списаны только в 1957 году.
На фотографии изображен один из ранних, переоборудованных для испытаний Sea Hornet PR.Mk 22. Хорошо видны его V-образный тормозной гак, окна для аэрофотоаппаратов и пушечные порты, а также размещенные в носке крыла, между моторами и фюзеляжем, радиаторы систем охлаждения.
809-я эскадрилья стала единственной боевой частью, получившей Sea Hornet NF.Mk 21 (их эксплуатация пришлась на период с 1949 по 1954 годы). Остальные самолеты поступили в учебные и опытовые подразделения, включая 792-ю эскадрилью, осуществлявшую подготовку летчиков ночных истребителей.
Установка в носовой части РЛС ASH и введение в состав экипажа второго человека - оператора РЛС - изменили изящные обводы Sea Hornet. На фотографии - второй прототип NF.Mk 21, переоборудованный из F.Mk I, и первый, получивший складное крыло и форкиль.
The second (PX239) Sea Hornet NF Mk 21 prototype. It was originally early production Hornet F Mk Is.
Декабрь 1942г.: первый полет Me 264, известного также как "Amerika Bomber". В серию машина так и не поступила.
D.1 конструкции Девуатина представлял собой моноплан-парасоль.
Двухместный ночной бомбардировщик Breguet 16 был увеличенной версией Breguet 14, но на фронты Первой мировой войны попасть не успел. Тем не менее в 1921-1923 годах в эксплуатацию поступило не менее 200 машин данного типа.
Оснастив D.12 новым двигателем, Девуатин назвал новую модификацию D.21 и получил на машину ряд экспортных заказов.