Мировая Авиация 111
-
ВВС РФ доработали часть своих старых штурмовиков до стандарта Су-25СМ. Эти самолеты получили комплекс бортового оборудования "Пантера" и РЛС "Копье-25" и способны нести современные образцы вооружения.
На A-4F пилотажной группы "Blue Angels" были установлены двигатели P-408 и тормозные парашюты. С 1974 года эти самолеты пришли на смену F-4J.
B-17G "Nine-o-Nine" фонда Коллингса в полете над мостом Золотые Ворота в Сан-Франциско, фонд владеет одной из лучших в мире коллекций летающих самолетов.
"Tondelayo"(вверху слева), "Nine-o-Nine", "Witchcraft" (внизу) и "Betty Jane" (вверху) - "памятник в небе" американским пилотам Второй мировой войны. Ежегодно самолеты из коллекции Фонда могут увидеть миллионы зрителей по всем Соединенным Штатам.
Основным отличием Do 215 от машин семейства Dornier Do 17 было использование рядных двигателей.
ВВС Чили заказали 10 новых F-16 Fighting Falcon Block 50 в декабре 2000 года в рамках программы FMS "Peace Puma". Поставки начались в 2005 и завершились к концу 2006 года. Еще до прибытия первых Block 50 в Чили ВВС заявили о своем желании дополнить свой флот новых Viper 18 подержанными самолетами F-16A/B MLU, приобретенными в Нидерландах (поставки произведены в 2006-2007 годах). Предполагается, что чилийские Viper будут, в конечном счете, вооружены израильскими ракетами "воздух-воздух" малой дальности Python 4 и ракетами большой дальности Derby. С чилийских F-16 снято оборудование навигационной системы TACAN, так как в Южной Америке не установлены передатчики этой системы. Viper состоят на вооружении 1-го авиакрыла на базе Лос-Кондорез и V-го крыла на базе Черро-Морено. 3-я группа в Лос-Кондорез летает на самолетах Block 50, а 8-я группа в Черро-Морено вооружена истребителями Block 15MLU.
Принадлежащие ОАЭ самолеты Viper Block 60 в настоящее время являются самыми совершенными в семействе F-16, по своим возможностям превосходящие все остальные варианты. На них установлена РЛС AN/APG-80 AESA (Active Electronically Scanned Array) и ИК поисково-следящая система (IRST). В ходе проводившихся в 2010 году учений эти машины действовали совместно с истребителями поколений 4+ (Rafale и Typhoon) и 5 (F-22). Хотя пилотов F-22 нелегко удивить, на них произвел впечатление комплекс бортовой электроники, установленный на Block 60.
Объединенные Арабские Эмираты располагают флотом самых совершенных F-16 в мире - продолжавшиеся два года поставки 80 F-16E/F Block 60 завершились в 2006 году. Самолеты входят в состав 1-й и 2-й эскадрилий на базе Аль-Дафра.
Иордания. В ходе программы "Peace Falcon I" Королевские ВВС Иордании в 1997 году получили в лизинг свои первые 18 F-16A/B Block 15ADF, причем бесплатно, так как самолеты прошли ремонт и уже налетали свыше 3000 ч каждый (75% назначенного ресурса F-16). В 2003 году, в рамках программы "Peace Falcon II", были получены еще 17 машин. В 2006-2007 годах иорданские ВВС приобрели еще 8 и 14 F-16A/B Block 15MLU, ранее принадлежавших ВВС Голландии и Бельгии, соответственно. В 2008 году из Бельгии и Нидерландов были поставлены дополнительные самолеты, а в 2009 году бельгийцы подтвердили факт продажи еще 16 самолетов. Иорданские Viper состоят на вооружении 2-й и 6-й эскадрилий на базе Аль-Азрак.
Египет. F-16 является основным истребителем египетских ВВС. Первые из 42 F-16A/В Block 15 были поставлены в марте 1982 года в рамках программы "Peace Vector I" (начиная с 1997 года, эти самолеты были доработаны до стандарта Block 42). В ходе программы "Peace Vector II" 40 F-16C/D Block 32 были поставлены в 1986-1988 годах, а в октябре 1991 года, в рамках программы "Peace Vector III" стартовали поставки 35 F-16C Block 40 и 12 F-16D Block 40. В ходе программы "Peace Vector IV" турецкая фирма "TUSAS Aerospace Industries" (TAI) получила контракт на 46 лицензионных Block 40, поставка которых проводилась в 1994-1995 годах через США. Программы "Peace Vector V и VI" предусматривали поставки 21 F-16C Block 40 в 1999-2000 годах и 24 F-16C/D Block 40 в 2001-2002 годах. Египетские Block 40 могут нести контейнеры LANTIRN и ракеты AGM-88 HARM. Свыше 200 египетских Viper состоят на вооружении пяти тактических истребительных крыльев (TFW): 232-е TFW на базе Иншас имеет две эскадрильи (72-я и 73-я) Block 15; 242-е TFW в Бени-Суэфе (68-я и 70-я эскадрильи) на Block 32; 262-е TFW в Абу-Савайр (60-я) на Block 40; три эскадрильи (75-я, 77-я и 79-я) на Block 40 входят в состав 272-го TFW на базе Джиянклис и, наконец, 282-е TFW, базирующееся в Фаяде, включает 86-ю и 88-ю эскадрильи на Block 40.
Для быстрой доставки мобильных сил в кризисные точки C-17 широко используют дозаправку в воздухе. На снимке прототип T-1 во время "сухих" заправочных испытаний вместе с танкером KC-135 Stratotanker.
TP-51C Mustang "Betty Jane" из коллекции фонда был отреставрирован Джоном Мусзала. Это великолепный пример аккуратного восстановления машины, позволяет сравнить его с машинами более позднего выпуска с каплевидным фонарем кабины.
T-1, первый серийный C-17, оставляет инверсионный след в небе над авиабазой Эдвардс в Калифорнии. Это единственная машина, получившая характерный камуфляж, известный как "lizard green".
C-17 Globemaster III из 437-го транспортного авиакрыла в полете над Чарльстоном, Южная Каролина. Первые серийные C-17 были развернуты на авиабазе Чарльстон.
Группа C-17 Globemaster III в ходе одного из первых испытательных полетов строем, июнь 1992 года. Снимок сделан неподалеку от авиабазы Эдвардс.
Парашютисты 82-й воздушно-десантной дивизии опускаются на землю. Для проведения десантных операций пришлось немного доработать конструкцию дверей C-17.
По заявлениям представителей "Boeing" сборочная линия C-17 в Лонг-Бич, Калифорния, содержится в идеальной чистоте.
AH-64A из 501-го штурмового авиаполка в международном аэропорту Багдада, 2004 год. В Ираке и Афганистане широко использовались авиационные пушки, а установленное на Apache 30-мм орудие, сопряженное с нашлемным прицелом, показало высокую надежность и точность огня.
Принятый на вооружение более 25 лет назад AH-64A до сих пор сохранил высокий боевой потенциал. На снимке - AH-64A Apache Армии США в ожидании очередного вылета на одном из аэродромов Бахрейна во время операции "Enduring Freedom".
AH-64A использовались во всех крупных конфликтах XXI века, в том числе в Ираке, Афганистане и в Израиле. Хотя AH-64A уступал AH-64D по уровню оснащения, он зарекомендовал себя эффективным средством борьбы с мятежниками и партизанами.
AH-64A не миновала глобальная тенденция последних 30 лет наносить на все боевые машины серый камуфляж. Считается, что серый цвет снижает визуальную заметность вертолета днем. Но безотносительно цвета камуфляжа Apache всегда имел хищный вид, особенно с изображением акульей пасти, как на снимке.
К 19 AH-64A+ (из 20 поставленных с 1995 года), Греция ныне добавила еще 12 AH-64DHA. В противовес этому турецкая Армия выбрала вариант T129 (AW729) ATAK европейского боевого вертолета Mangusta.
AH-64A, сфотографированный в аэропорту Мосула, Ирак, был поврежден огнем противника. Потери AH-64A в Ираке (как минимум три) значительно меньше, чем у AH-64D (более 20), но это связано не с высокой живучестью старых машин, а с меньшим количеством произведенных ими боевых вылетов.
Взлет B-47 сопровождался сильным шумом и клубами дыма из стартовых ускорителей, буквально "бросавших" машину в воздух. Использование таких ускорителей позволяло значительно сократить разбег B-47 и сэкономить топливо.
B-47, хотя и не имел столь потрясающей дальности, как B-52, но, благодаря высоким скоростным характеристикам, представлял собой весьма трудную цель для советских перехватчиков.
Этот B-47E (№ 23363), 171-й серийный самолет, построенный компанией "Lockheed", нес стандартную для Stratojet окраску - цвет натурального металла на большей части поверхности и белый "противоатомный" цвет на нижних поверхностях. Необычно то, что на этом самолете отсутствует стрелковая установка.
YDB-47B и YDB-47E (на снимке) были доработаны для летных испытаний ракеты Bell GAM-63 Rascal. После пуска ракеты наведение на пути к цели осуществлялось с борта YDB-47E.
В 1956 году этот B-47B был передан ВВС Канады, присвоивших ему обозначение CL-52 и регистрационный номер X-059. После этого самолет использовался фирмой "Canadair Ltd." в качестве летающей лаборатории для испытаний ТРД Orenda Iroquois тягой 89 кН, который создавался для истребителя Avro Canada Arrow.
Одним из наиболее радикально модифицированных B-47 был самолет с серийным номером 53-4296 (RB-47H), долгое время использовавшийся для испытаний РЛС самолета F-111 и оснащенный носовой частью этой машины. Пути B-47 и F-111 пересеклись еще один раз, когда австралийские ВВС взяли в аренду две эскадрильи B/RB-47, ожидая начала поставок Aardvark.
Стандартный B-47B был оснащен приемной штангой для испытаний системы дозаправки по схеме с заправочным шлангом и получил обозначение YB-47F. В качестве заправщика использовали доработанный B-47B, имевший обозначение YB-47G. Однако американцы сочли такой способ дозаправки непрактичным и перешли к схеме со штангой.
На снимке летящего B-47B хорошо видно крыло большого удлинения со стреловидностью 35° и гондолы ТРД обтекаемой формы. Использование стреловидного крыла, ранее никогда не устанавливавшегося на самолеты такого размера, стало важным шагом в развитии бомбардировщиков.
Начиная с B-47B, на случай дальнего вылета на самолеты устанавливались два подвесных бака емкостью по 7723 л. Для сброса баков использовались парашюты. Большего увеличения дальности можно было добиться при использовании дозаправки в воздухе, с помощью управляемой заправочной штанги, разработанной фирмой "Boeing".
Два Stratojet, взятые в аренду ВМС США и получившие обозначение EB-47E, долгое время использовались для испытаний двигателей и аппаратуры РЭП. Один из этих самолетов, EB-47E-45-DT, получивший гражданский регистрационный номер N1045Y, совершил последний в истории B-47 полет - его перегнали в авиационный музей.
Два B-47B были переделаны в вариант XB-47D для летных испытаний ТВД Wright YT-49-W-1. По одному такому двигателю установили вместо пары ТРД J47 во внутренних гондолах, сохранив ТРД во внешних гондолах. Для полного использования гигантской мощности ТВД их оснастили винтами диаметром 4,5 м с очень широкими лопастями.
RB-47H Stratojet. Этот разведывательный самолет входил в состав 338-й стратегической разведывательной эскадрильи 55-го авиакрыла Стратегического авиационного командования (САК), расположенной на авиабазе Форбс в Топека, Канзас. Самолет в основном имел цвет неокрашенного металла, за исключением черного антибликового покрытия сверху носовой части и эмблемы САК с полосой "Млечного пути". Серийный номер был нанесен на носовой части и на киле самолета. Основным предназначением RB-47H, в отличие от обычных RB-47, был сбор информации о советских наземных РЛС.
B-47E-II Stratojet
Dornier Do 217E-2
Во время войны во Вьетнаме EA-3B из эскадрильи VQ-1 использовались для ведения радиотехнической разведки. Обычно эти машины действовали совместно с самолетами EC-121 Constellation и EP-3 Orion.
Использование складывающегося крыла является обычным для палубных самолетов размера Skywarrior. A-3 успели принять участие в войне в Персидском заливе в 1991 году.
Douglas ERA-3B Skywarrior
Во время первых испытаний в Оберпфаффенхофене и Рехлине Do 335 V1 продемонстрировал великолепные разгонные характеристики и хорошую управляемость.
Построили десять предсерийных истребителей-бомбардировщиков Do 335A-0, второй из которых (на снимке) после войны проходил испытания в США.
Су-25ТМ - предлагавшийся усовершенствованный вариант противотанкового Су-25Т, прошедшего боевые испытания в Чечне. Многие системы, созданные для Су-25ТМ, использовались при модернизации строевых Су-25СМ.
Первый, действительно эффективный ночной истребитель из семейства Do 217, вариант Do 217J-2, был оснащен РЛС и мощным вооружением в носовой части.
B-24J, принадлежащий фонду, в окраске B-24H-15-FO "Witchcraft". Оригинальный самолет совершил во время Второй мировой войны 130 боевых вылетов, причем ни один из членов его экипажа даже не был ранен.
Учебный Су-25УТГ является важным элементом в подготовке летчиков морской авиации, которым в дальнейшем предстоит сажать на авианосец самый большой палубный истребитель в мире - Су-27К.
Су-25УТГ садится на палубу ТАКР "Адмирал Кузнецов" с выпущенными воздушными тормозами. Этот самолет известен также под обозначением Су-25УБП (Учебно-Боевой Палубный) и в настоящее время принадлежит 279-му полку авиации ВМФ РФ.
Были построены и испытаны два прототипа (на снимке вторая машина) и шесть предсерийных Skyshark. Еще четыре предсерийных самолета были построены, но не летали, а от выпуска серии из 339 штурмовиков отказались.
Изготовление и эксплуатация самолетов наподобие Do 31E были бы чрезмерно дороги, и страны, имеющие на вооружении Harrier, предпочли в качестве альтернативы вертолеты.
F-15E Strike Eagle. Самолет 88-1688 из 336-й истребительной эскадрильи "Rocketeers", база Баграм в Афганистане, 2009 год.
Демонстратор Strike Eagle, двухместный McDonnell Douglas F-15B (71-0291) был самолетом, способным произвести впечатление. На снимке он с максимальной боевой нагрузкой из кассетных боеприпасов Mk 7 Rockeye под крылом и фюзеляжем. Самолет нес двухцветный серый камуфляж.
Strike Eagle на Liberty Wing. С начала 1960-х годов британская авиабаза Лейкенхит является важным звеном обороны Западной Европы. Здесь базируется американское 48-е TFW, последовательно сменившее на вооружении истребители F-84, F-86, F-100 и F-4, пока в 1977 году не были получены самолеты F-111F. После войны в Персидском заливе в 1991 году крыло начало сдавать свои F-111F, готовясь к поступлению F-15E. Первый из них был получен 21 февраля 1992 года. Две эскадрильи F-15E, 492-я и 494-я, регулярно проводили развертывание в итальянском Авиано, поддерживая силы ООН в Боснии, а также вплоть до марта 2003 года вели патрулирование в закрытых для полетах зонах на севере и юге Ирака. В настоящее время F-15E 48-го крыла регулярно проводят операции в Ираке и Афганистане (на снимке).
Strike Eagle хорошо вооружен, оснащен современным бортовым оборудованием и отличается большой дальностью полета. Он постоянно участвует в боевых операциях, в настоящее время - в Афганистане.
F-15 - мощный ударный самолет. Но возможность его использования "на полную мощность" определяется не только индивидуальным обучением и практикой, но и согласованностью действий экипажа.
Ki-45-Kai-hei с опознавательными знаками 1-й эскадрильи 5-го полка в Кашиве, префектура Чиба, весна 1943 года.
Ki-45-Kai-hei из 2-й эскадрильи 13-го полка, Рабаул, с обозначениями, использовавшимися летом 1943 года.
Ki-45-Kai-hei из 2-й эскадрильи 27-го полка, Филиппины, ноябрь 1944 года.
Второй прототип истребителя с массивными обтекателями винтов. Опытные самолеты значительно отличались от серийных машин.
Ki-45-Kai-Hei Toryu, использовавшиеся специальным штурмовым звеном 53-го полка, несли характерные красно-белые опознавательные знаки на фюзеляже.
Появившаяся в 1930-х годах концепция стратегического истребителя - большого самолета, по дальности полета сравнимого с бомбардировщиком, - привела к созданию гигантов с мощным вооружением. Ki-45 не оказался исключением.
В соответствии с принятой у союзников практикой присваивать японским самолетам английские имена, Ki-45 получил обозначение "Nick". Мужские имена присваивались истребителям и разведывательным гидросамолетам.
Трофейный Ki-45-Kai-c с мощной 37-мм пушкой и опознавательными знаками ВВС США. Проведенные американцами испытания показали, что истребителю Toryu достаточно сложно перехватить B-29.
Оранжевый треугольник на киле указывает, что на этом Anson Mk I Берегового командования летал голландский экипаж. Хотя самолет служил в 321-й эскадрилье, он пока сохранил код "MW" своего предыдущего владельца - 217-й эскадрильи.
К началу Второй мировой войны Avro Anson состоял на вооружении 11 эскадрилий ВВС. Хотя его служба в качестве разведчика в Береговом командовании оказалась недолгой, этот самолет сыграл важнейшую роль в обучении авиаторов. На снимке представлен Anson Mk I со стрелковой установкой Armstrong Whitworth. Обратите внимание на большую площадь остекления фюзеляжа.
ВВС США использовали 50 Anson Mk II канадской постройки. На американской службе эти самолеты получили обозначение AT-20 и служили для тренировки экипажей. В 8-й Воздушной армии Anson также использовались в качестве штабных.
Этот необычный Anson на поплавковом шасси принадлежал 35-й эскадрилье южноафриканских ВВС, базировавшейся в Конгелла, Южная Африка. Он использовался для обучения экипажей полетам с воды, прежде чем они пересаживались на штатные летающие лодки Sunderland.
Типичный представитель Avro Nineteen, несших гражданскую службу в 1950-1960 годах. Хорошо заметны доработки, внесенные в конструкцию Anson в ходе серийного производства: более высокий фюзеляж, новое остекление кабины и ряд других изменений, включая улучшенное капотирование двигателей.
Этот C.Mk 19 использовался для испытаний "Telecommunications Research Establishment" и A&AEE до 1957 года, когда он получил гражданскую регистрацию. После этого самолет использовался фирмами, занимавшимися аэрофотосъемкой, в частности "Kemps Aerial Services" и "BKS Air Survey". В это время самолет получил остекленную носовую часть по образцу T.Mk 20.
Boeing 307 Stratoliner. Хотя компания "Pan Am" была первым покупателем Stratoliner (стоил 315 000 долларов), TWA имела больше этих машин - пять. Самолет "NX1940" (в реальности NX19906) совершил рекламный тур перед вводом лайнера в эксплуатацию. Stratoliner TWA налетали свыше 7,2 млн километров, прежде чем их "призвали" на военную службу. Все самолеты TWA вернулись на регулярные линии в 1944 году.
Прототип Boeing 307, NX19901, совершил первый полет 31 декабря 1938 года. От своего прародителя - бомбардировщика Model 299 (B-17) - он получил киль небольшой площади, крыло, горизонтальное оперение и силовую установку.
ON TEST: The new Boeing 307 Stratoliner flying at 11,000ft. with its two starboard Wright Cyclones stopped and the airscrews feathered. During this flight the machine had an all-up weight of 45,000 lb. The way in which the rudder is being held over to counteract the drag of the stopped engines is noticeable, but more interesting is the white leading edge of the tailplane. This is a paint coating to record the direction of the flow of fuel in dumping tests during which coloured water was used instead of petrol.
Первым покупателем Stratoliner была авиакомпания "Pan American Airways". Принадлежавшие ей три машины получили обозначение PAA-307 и собственные имена "Flying Cloud", "Comet" и "Rainbow".
Stratoliner, конструкция которого включала множество инноваций, был одним из самых совершенных лайнеров своего времени. Лишь начавшаяся война помешала успеху этого самолета.
Говард Хьюз забрал этот Stratoliner у компании TWA, чтобы попытаться установить на нем мировой рекорд дальности полета. Позднее эту машину за 250 000 долларов переделали в личный самолет Хьюза, и она получила прозвище "The Flying Penthouse".
На службе авиационного Транспортного командования. В годы Второй мировой войны пять Stratoliner компании TWA, получивших обозначение C-75 и камуфляжную окраску, использовались ВВС США. На них летали гражданские экипажи TWA, заключившие контракты с авиационным Транспортным командованием ВВС, перевозившим грузы и пассажиров через Атлантику. В числе пассажиров на борту C-75 побывали генералы Джордж Маршалл, Дуайт Эйзенхауэр и адмирал Дж. Тауэр. За время военной службы самолеты 3000 раз пересекали океан и налетали 45000 часов. Затем их вернули на фирму "Boeing", доработавшую машины до стандарта SA-307B-1. Самолеты были возвращены TWA и использовались до 1951 года, затем их продали другим компаниям.
"Tondelayo"(под который окрашен B-25J) был одним из B-25D совместно потопивших транспорт водоизмещением 6000 т во время боев на юге Тихого океана. Несмотря на потерю одного двигателя, бомбардировщик выдержал 70-минутный бой с 50 японскими истребителями и вернулся на свою базу.
"Tondelayo" был назван в честь героини голливудской звезды Хейди Ламар из фильма "White Cargo", вышедшего в 1942 году. B-25 из коллекции фонда был построен в варианте B-25J, затем переделан в TB-25N, а позднее использовался в качестве транспортного.
Высотный бомбардировщик Do 317 V1. Вертикальное оперение и рули Do 317 V1 внешне значительно отличались от используемых на Do 217.
Douglas TA-4J Skyhawk
У плоскодонного корпуса Libelle по бортам имелись спонсоны аэродинамического профиля, обеспечивающие устойчивость самолета на воде.
На фото - Do.12 Libelle III