Мировая Авиация 113
-
Советские Су-25 получили боевое крещение в Афганистане. Войсковые испытания советских (а теперь и российских) самолетов, происходят на более раннем этапе разработки, чем принято на Западе.
После Су-27 и Су-24, Су-25 является третьим по численности самолетом во фронтовой авиации России. В авиации СССР всегда придавали большое значение тактическим ударным самолетам, и это же характерно для воздушных сил России.
Около 700 Су-25 были поставлены фронтовой авиации и авиации ВМФ СССР. Насколько известно, в советское время Су-25 были полностью вооружены 10 полков (в том числе два - в ВМФ). Сегодня около 260 Су-25 продолжают нести службу в России. Большая часть из них принадлежит ВВС, а оставшиеся - ВМФ.
Оба полка Су-25 ГСВГ наравне с одноместными Су-25 эксплуатировали и учебные Су-25УБ. На снимке представлен один из двух двухместных самолетов из состава 357-го ОШАП.
Хотя коллекция Салиса собирает в основном французские самолеты, в ней представлены и машины зарубежного производства. Например, этот По-2 был получен из Музея югославской авиации в обмен на реплику Nieuport XI.
1940-1950-е годы - испытания ТРД. После Второй мировой войны стали доступны большие четырехмоторные бомбардировщики и транспортные самолеты. Их широко использовали в качестве летающих лабораторий. Например, в носовой части Boeing B-17 (фото) был установлен ТВД Wright XT35 Typhoon мощностью 5000 л.с. (3723 кВт)
1960-е годы - испытания ТРДД. ТРД с большой степенью двухконтурности отличались от предшественников большим диаметром, и для их испытаний требовались самолеты с высокорасположенными гондолами. В США для испытаний двигателей General Electric CF6 (фото) для Airbus A300B и Douglas DC-10 и двигателей Pratt & Whitney JT9D для Boeing 747 использовали бомбардировщик B-52, арендованный у ВВС США.
Этот C-47A-65-DL получил оборудование для эвакуации приземлившихся десантных планеров "с лета". Самолет летел на высоте нескольких метров над землей с выпущенным крюком, который подцеплял буксирный трос планера, поднятый над землей с помощью импровизированных кронштейнов. Таким способом много ценных десантных планеров были спасены для повторного использования.
В 1990-х годах в Южной Африке Dakota использовалась не только как транспортный, но и как морской патрульный самолет. В 2010 году в эксплуатации продолжает оставаться только модификация C-47TP.
В британских ВВС Dakota широко использовались во время и после Второй мировой войны, многие из них в дальнейшем попали и в другие страны Британского Содружества. Этот индийский самолет имеет цвет натурального металла, с белой окраской над кабиной, во избежание нагрева солнечными лучами.
Группа Helldiver под прикрытием истребителей F6F Hellcat направляется к очередной цели на Тихоокеанском ТВД. Хотя SB2C не пользовался популярностью у пилотов, он стал самым результативным пикировщиком союзников в годы Второй мировой войны.
Первый полет первого опытного самолета YF-18 состоялся 18 ноября 1978 года. В программе летных испытаний были задействованы девять одноместных и два двухместных самолета.
Hornet был создан на базе истребителя Northrop YF-17. По сравнению с последним он имел увеличенное крыло, новую носовую часть с РЛС, усовершенствованную силовую установку и оборудование для палубной эксплуатации.
При создании планер самолета рассчитывался на ресурс не менее 2000 посадок с использованием тормозного крюка (гака) и на столько же взлетов с использованием катапульты.
"Главным калибром" флота в афганской войне стали F/A-18 "Хорнет"
Эскадрилья VFA-113 "Stingers" стала первым подразделением ВМС США, получившим F/A-18. На снимке 1984 года хорошо видны опознавательные знаки пониженной заметности и серый камуфляж строевой машины. Этот самолет, взлетевший с авианосца "Констеллейшн", сбрасывает пару 227-кг бомб Mk 82 во время учебного вылета.
Дозаправка в полете с помощью палубных самолетов-заправщиков позволила ВМС США расширить возможности парка своих ударных машин. Эта возможность была особенно актуальна для F/A-18, не отличавшихся большой дальностью полета. В начале 1980-х годов первый Hornet вместе с заправщиком KA-3B Skywarrior изучался в испытательном центре авиации ВМФ.
Климатические испытания проводились в лаборатории Маккинли на авиабазе Иглин. Эти тесты позволили сократить дорогостоящую и продолжительную программу испытаний самолета в различных климатических условиях.
Операция "Буря в пустыне". Боевой дебют вертолетов Sikorsky MH-60G Pave Hawk Командования специальных операций ВВС США состоялся во время операции "Буря в пустыне". Восемь машин из состава 55-й эскадрильи спецопераций, базировавшейся в Эль-Джафе, Саудовская Аравия, использовались для высадки диверсионных групп и спасательных операций в тылу противника.
Регулярные крупные учения на Ближнем Востоке, проводившиеся в 1970-1980 годах, можно назвать репетицией операции "Буря в пустыне", они позволили накопить опыт эксплуатации UH-60 в условиях пустынного климата. После войны во Вьетнаме, вертолеты стали неотъемлемой частью боевой стратегии Армии США. С учетом необходимости проведения аэромобильных операций в Кувейте развертыванию вертолетов в районе Персидского залива отдавался наивысший приоритет.
Ныне Black Hawk составляет основу армейской авиации США и широко экспортируется за рубеж. С момента принятия на вооружение в 1979 году эти вертолеты приняли участие в конфликтах во многих регионах мира. Снятый в 2001 году фильм "Падение Черного Ястреба" ("Black Hawk Down"), основанный на реальных событиях в Сомали (два H-60 были сбиты там в 1993 году), сделал этот вертолет культовым. На снимке - UH-60 готовится приземлиться на передовой базе в афганской провинции Гильменд, чтобы эвакуировать американского солдата.
Под прикрытием дымовой завесы UH-60L Армии США следует на малой высоте для заброски десанта во время учений в 2009 году. Новые UH-60L имеют несколько характерных особенностей, отличающих их от ранних UH-60A, - выхлопные патрубки с системой HIRSS, пилоны ESSS, постановщик помех ИК-системам и система защиты от столкновений с проводами.
Black Hawk используется для решения широкого круга задач. Например, этот UH-60 на снимке сбрасывает 250000 пропагандистских листовок над афганской провинцией Логар. К середине 2010 года в Афганистане было официально потеряно тринадцать H-60, из них три - от огня противника. Армейские H-60 налетали в небе Ирака и Афганистана свыше миллиона часов из семи миллионов часов, налетанных вертолетами этого типа. Свыше 1700 H-60 Армии США, вероятно, составляют самый большой в мире парк однотипных вертолетов.
Black Hawk в Персидском заливе. UH-60 широко использовались во время войны в Персидском заливе - только Армия США развернула около 400 таких вертолетов в Саудовской Аравии. Боевые действия на земле начались 24 февраля 1991 года, когда был предпринят крупнейший в истории вертолетный десант, в котором были задействованы более 300 машин, большая часть из них - UH-60. В ходе войны были потеряны три UH-60, но лишь один из них был сбит противником. В кампании также принимали участие вертолеты Seahawk, действовавшие с кораблей ВМС США и Австралии.
В ходе операции "Буря в пустыне" Армия США сочла возможности своих санитарных вертолетов UH-1V недостаточными и решила обзавестись соответствующим вариантом Black Hawk. Стандартные UH-60A, ранее использовавшиеся совместно с UH-1V, стали базой для разработки модификации UH-60Q. Представленный на снимке демонстратор UH-60Q был создан на базе планера UH-60A и использовался для испытаний различных вариантов оборудования новой модификации вертолета.
Установка на Black Hawk пилонов ESSS позволяет нести вертолету дополнительные топливные баки или вооружение. На снимке представлен вариант с 16 ракетами Hellfire, который, правда, никогда не использовался в бою.
HH-60G Pave Hawk ВВС США направляется на задание, вооруженный 12,7-мм пулеметами. Под носовым обтекателем - турель FLIR. Заменивший на службе в США UH-1 (за исключением подразделений КМП) H-60 считается несколько великоватым по размерам, но это компенсируется его высокими характеристиками.
HH-60G Pave Hawk является узкоспециализированным вариантом H-60, предназначенным для проведения поисково-спасательных операций в условиях боевых действий. Он оснащен устройствами постановки помех и системой РЭБ AN/ALQ-213, а его вооружение обычно состоит из двух пулеметов Minigun.
Некоторое число MH-60G осталось в Персидском заливе в составе сил Коалиции после завершения операции "Буря в пустыне". Их основной задачей была высадка подразделений спецназа, таких как "Green Berets" или "Delta Force". В этой роли они уже показали себя во время "Бури в пустыне", когда спецназовцы провели множество результативных рейдов в тылу врага.
UH-60 отправляются в вылет над Ираком, где эти машины активно действуют с 2003 года. Опыт, полученный в ходе боевых действий, потребовал увеличить живучесть вертолета.
UH-60A Black Hawk. На последних этапах холодной войны бывали ситуации, когда свыше 200 Black Hawk вместе с Iroquois были сосредоточены в Европе, готовые доставить американские войска в район возможного конфликта с СССР. Представленный на рисунке вертолет из состава 203-й авиароты 223-го авиационного батальона Армии США окрашен темно-зеленой краской, подавляющей ИК-излучение. Через пять лет после принятия на вооружение Black Hawk участвовали в конфликте на Гренаде.
UH-60A Black Hawk
North American AT-6D Texan (слева) и реплика NA-68 стоят рядом на стоянке аэродрома "La Ferte Alais". Это прекрасная возможность сравнить самолеты-родственники.
1990-е годы - линейный ЖРД с центральным телом для RLV. Предназначенный для установки на экспериментальный многоразовый космический носитель RLV (reusable launch vehicle) X-33, линейный ЖРД с центральным телом был легче и мощнее обычных ЖРД. Установленный на самолете Lockheed SR-71A 844 (на пилоне сверху), принадлежащем НАСА, макет двигателя в 1/10 натуральной величины прошел летные испытания в 1997 году в рамках программы Linear Aerospike SR-71 Experiment (LASRE).
1990-е годы - линейный ЖРД с центральным телом для RLV. Предназначенный для установки на экспериментальный многоразовый космический носитель RLV (reusable launch vehicle) X-33, линейный ЖРД с центральным телом был легче и мощнее обычных ЖРД. Установленный на самолете Lockheed SR-71A 844 (на пилоне сверху), принадлежащем НАСА, макет двигателя в 1/10 натуральной величины прошел летные испытания в 1997 году в рамках программы Linear Aerospike SR-71 Experiment (LASRE). ЖРД (на снимке устанавливается на самолет) имел длину 12,5 м и весил 6486 кг.
Как и в случае с британской коллекцией Шаттлуорта не все самолеты, участвующие в ежегодных показах на "La Ferte Alais", принадлежат коллекции Салиса. Например, там можно часто увидеть эту реплику Breguet 14P, принадлежащую частному лицу.
До 1953 года фирма "Boeing" выпустила в общей сложности 371 самолет B-50. Несмотря на сильное внешнее сходство со своим предшественником, B-50 унаследовал всего 25% деталей планера B-29, а его двигатели имели на 59% большую мощность
Сокращение военного бюджета после победы над Японией привело к тому, что ВВС США уменьшили число заказанных B-29D с 200 до 60 машин. Обозначение B-50 было присвоено самолету, чтобы ни у кого не оставалось сомнений, что это совершенно новый бомбардировщик, а не вариант старого.
Впервые взлетевший в 1949 году, B-50D стал самым массовым вариантом B-50. Самолет создавался как средний бомбардировщик, способный нести ядерное оружие. С последними из этих самолетов САК расстались в октябре 1955 года. Отставные бомбардировщики прошли доработки и использовались в качестве заправщиков и учебных машин.
Именно с разведкой связаны наиболее яркие эпизоды службы B-50, когда этим самолетам постоянно приходилось сталкиваться с противником по холодной войне. RB-50 (на снимке RB-50F) регулярно совершали полеты вдоль границ СССР, Северной Кореи и Китая, ведя радиоэлектронную разведку, картографирование и аэрофотосъемку.
Разведчики погоды WB-50 были сняты с вооружения в 1964 году, а горстка разведчиков RB-50E/F продолжала нести службу еще несколько лет. На снимке - два RB-50E и один RB-50F (крайний правый самолет) готовятся к вылету, на переднем плане видны австралийские Canberra.
Когда в июне 1964 года американские тактические бомбардировщики совершили первый дальний рейд на территорию Лаоса, единственными заправщиками, способными обеспечить действия F-100 и RF-101, оказались KB-50J из 421-й ARefS (авиаэскадрильи дозаправки). Эти устаревшие самолеты на протяжении семи месяцев тянули лямку боевой службы, пока в Юго-Восточную Азию не были переброшены другие заправщики САК.
Ранее принадлежавший перуанской авиакомпании "Faucett" этот Boeing 727-63 № 32720 с августа 1986 по февраль 1987 годов использовался для испытаний турбовентиляторного двигателя GE36. Прототип GE36 развивал тягу 111 кН.
1940-е годы - испытания британских поршневых двигателей. "Bristol" использовала самолет для испытаний двигателей Taurus (сверху) и Centaurus (внизу).
В дополнение к оригинальному Bleriot XI, принадлежащему коллекции Салиса, в 1991 году по оригинальным чертежам была построена эта реплика двухместного Bleriot XI-2. Трудозатраты на постройку составили 2800 человеко-часов.
Самолет F-AZAP - одна из трех реплик Morane-Saulnier Type AI, построенных в 1970-х годах. Военная карьера этого истребителя оказалась короткой из-за его ненадежного двигателя.
Одним из самых впечатляющих экспонатов коллекции является грозный AD-4N Skyraider, который, как и многие другие военные самолеты, имеет впечатляющий послужной список. Этот самолет, прежде чем попасть в собрание Салиса, успел послужить в ВВС Франции и Габона.
1940-1950-е годы - испытания ТРД. После Второй мировой войны стали доступны большие четырехмоторные бомбардировщики и транспортные самолеты. Их широко использовали в качестве летающих лабораторий. Например, Lockheed Model 749 Constellation (использовался французским университетом) оснащали небольшими ТРД или ТВД на пилоне над фюзеляжем.
Helldiver из учебного подразделения ВМС США совершает атаку с пикирования, сбрасывая 454-кг бомбу. В бомбоотсеке самолета могли разместиться два таких боеприпаса.
Последним серийным вариантом Helldiver был SB2C-5 с увеличенным на 132 л запасом топлива. Более или менее точные копии всех вариантов, выпускавшихся в Колумбусе, строились и двумя канадскими компаниями.
Американская Армия скоро потеряла интерес к A-25A, как к пикировщику, и никогда не использовала его в бою. Оставшиеся самолеты, получившие обозначение RA-25A, использовались для обучения и буксировки мишеней.
Еще до первого полета прототипа Helldiver ВМС США проявили интерес к варианту с поплавковым шасси и одно время даже планировали приобрести 350 таких машин. Пятый серийный SB2C-1 переделали в поплавковый XSB2C-2 для испытаний, но вскоре стала ясна низкая боеспособность такой машины, и дальнейшую разработку прекратили.
Единственный прототип XSB2C-1, получивший повреждения во время испытаний в феврале 1941 года. Хотя самолет отремонтировали, ВМС США так и не смогли испытать его - 21 декабря 1941 года машина погибла из-за разрушения в полете крыла.
1960-е годы - испытания ТРДД. ТРД с большой степенью двухконтурности отличались от предшественников большим диаметром, и для их испытаний требовались самолеты с высокорасположенными гондолами. ТРДД Rolls-Royce RB211, предназначенный для лайнера Lockheed TriStar, испытывался на VC10.
Хотя YF-17 был отличным истребителем, он проиграл конкурс ACF, проводимый ВВС США. Однако фирма "McDonnell Douglas" полностью реализовала потенциал самолета, превратив его в F/A-18 для ВМФ.
1960-1970-е годы - испытания ТРД для сверхзвуковых самолетов. Бомбардировщик Avro Vulcan использовался для испытаний силовых установок для трех сверхзвуковых самолетов. ТРД Rolls-Royce Olympus, оснащенный форсажной камерой, предназначался для бомбардировщика BAC TSR.2. ТРД, сегодня известный как Olympus 22R-1, проходил испытания на Vulcan B.Mk 1 XA894. Обратите внимание на раздвоенный воздухозаборник - в него убирается носовая стойка шасси Vulcan.
1960-1970-е годы - испытания ТРД для сверхзвуковых самолетов. Бомбардировщик Avro Vulcan использовался для испытаний силовых установок для трех сверхзвуковых самолетов. Позднее двигатель Olympus 593, предназначенный для сверхзвукового лайнера Concord, проходил испытания на XA903. В середине 1970-х годов эта машина использовалась для испытания ТРДДФ Turbo-Union RB 199 (фото) для самолета MRCA - будущего Tornado.
Один из наиболее популярных учебных самолетов фирмы "Morane-Saulnier" межвоенного периода - моноплан-парасоль MS.230 - отличался высокими летными характеристиками, но им было трудно управлять. F-AZAK принадлежал к маленькой партии из пяти машин, оснащенных радиальным двигателем Salmson 9Aba мощностью 280 л. с. (209 кВт).
На начальном этапе испытаний, еще до перехода на использование только ЖРД, Skyrocket мог взлетать самостоятельно.
Douglas D-558-2 Skyrocket
Создававшиеся в качестве палубных штурмовиков, морские Су-25 теперь базируются на суше и используются для тренировок. Несмотря на высокую прочность, Су-25 оказались плохо подходящими для использования с палубы.
Окрашенный как Dewoitine D.27 французских ВВС, F-AZJD на самом деле является модификацией D.26. После многих лет выступлений на аэродроме "La Ferte Alais" этот самолет в настоящее время принадлежит "Old Flying Machine Company" в британском Даксфорде.
Первый прототип Skystreak (№ 37970) был окрашен в яркий красный цвет. В ходе испытаний у самолета изменили конструкцию ветрового козырька и фонаря кабины.
Этот Junkers Ju 86D-1 принадлежал Kampfgeschwader 254, в сентябре 1937 года базировавшейся в Эшвеге. Позднее, после начала войны, опознавательные знаки на Ju 86 сделали менее яркими.
С 1938 года Ju 86 выпускался по лицензии шведской фирмой "Saab" под обозначением B3C/Ju 86K-13. К сентябрю 1940 года построили только 16 самолетов, в дополнение к которым еще 40 закупили в Германии. В число машин германской постройки входили три B3 (эквивалент Ju 86K-1), 35 B3A (K-4) и два B3B (K-5). Несколько B3/3A/3B переделали в торпедоносцы, 15 B3A/3B - в транспортные B3C-2 (10 пассажиров) и все 16 B3C (на рисунке) - в транспортные B3D. Эти самолеты также использовались для ведения радиотехнической разведки и прослужили в Швеции до конца 1950-х годов.
Насколько элегантно выглядели лайнеры Ju 86, настолько же уродливо смотрелись бомбардировщики и высотные разведчики Люфтваффе. На снимке предсерийный самолет, получивший имя "Kismet", ставший в 1937 году победителем 3-х авиационных состязаний аэроклуба Каира.
A Triton among the minnows: the Junkers Ju.86 (two 510/600 h.p. Jumo diesels) which took first place in the Circuit of the Oases - the general efficiency competition.
Только 16 Ju 86 достались авиакомпании "Luft Hansa". Часть из них позднее передали Люфтваффе, но несколько самолетов несли службу в DLH до 1945 года. Салон этих машин был относительно просторным и отличался комфортабельными сиденьями.
Пятый Blohm und Voss BV222A-0 был передан LTS 222 в Петсамо, Финляндия, в 1943 году для обеспечения перевозок в северном секторе Восточного фронта (на этот ТВД указывают желтые полосы). Обратите внимание на турели над крылом.
Прототип Wiking, BV222 V1 (первоначально На 222), впервые поднялся в воздух в сентябре 1940 года, пилотируемый флюг-капитаном Гельмутом Родигом. Командир отметил, что машина имела тенденцию к раскачке во время рулежки.
The V1 making way at Finkenwerder, with the short-lived addition of cheat lines on the front fuselage.
Имя "Викинг" (Wiking) вполне подходило для самолета, который много времени проводил в холодных водах Норвегии. Кроме того, оно вполне соответствовало нацистской идеологии, часто обращавшейся к мифологии.
Журнал Люфтваффе "Der Adler" вынес BV222 на обложку номера от 14 марта 1944 года. Большие самолеты часто являются национальной гордостью и, очевидно, "Der Adler" пытался поддержать боевой дух военных, уже чувствовавших предстоящее поражение.
Ju 86P-1 был оснащен двухместной гермокабиной, в которой поддерживалось давление, соответствующее высоте 3000 м - минимально необходимое для защиты экипажа от кислородного голодания.
Фотокамеры на борту Ju 86P-2. Самолет успешно использовался для разведки над Британией, зачастую оставаясь необнаруженным, благодаря большой высоте полета.
1940-1950-е годы - испытания ТРД. После Второй мировой войны стали доступны большие четырехмоторные бомбардировщики и транспортные самолеты. Их широко использовали в качестве летающих лабораторий. Например, Avro Lancastrian (фото) был оснащен парой ТРД de Havilland Ghost вместо внешних двигателей Merlin. На испытаниях поршневые двигатели выключались.
По конструкции C-74 был свободнонесущим цельнометаллическим низкопланом с обычным хвостовым оперением, убирающимся трехстоечным шасси и силовой установкой из четырех двигателей R-4360.
Самолеты BT-2 (на снимке вариант BT-2B) отлично зарекомендовали себя при первоначальном обучении полетам. Кроме того, в 1931 году эти машины интенсивно использовались для доставки почты.
Основными отличительными чертами самолета-мишени A-4 были шасси с носовой стойкой и яркая окраска (красный фюзеляж и серебристое крыло). Новое шасси, передняя стойка которого была управляемой, облегчало посадку машины при дистанционном управлении.
По компоновке Cargomaster (на снимке C-133A-35-DL) был очень похож на транспортный самолет Lockheed Hercules, но отличался большими размерами и грузоподъемностью.
Для пополнения коллекции Салиса используются разные способы создания копий французских самолетов. Например, эта реплика Latecoere 17P, F-AZBD, на самом деле была канадским Noorduyn Norseman, пока с ним не случилось это "волшебное превращение".
В сентябре 1974 года последние C-124C были сняты с вооружения 158-й эскадрильи авиации Национальной гвардии. Во время службы самолет получил прозвище "Old Shakey".
Были построены два прототипа XSB2D-1. На снимке виден полный набор стрелкового вооружения - верхняя и нижняя стрелковые установки, а также две пушки в крыле.
Сфотографированный 28 апреля 1926 года, этот C-1 несет типичную армейскую окраску. В 1927 году C-1 получил гражданский сертификат, но так и не нашел применения на "гражданке".
В июне 1920 года Дональд Дуглас в одиночку приступил к созданию Cloudster на задворках парикмахерской в Лос-Анджелесе.
Douglas C-117
Этот Morane-Saulnier MS.138 был найден Жаном Салисом в Бриув 1967 году и в основном сохранил оригинальные детали, за исключением полотняной обшивки на крыле и фюзеляже.