Мировая Авиация 114
-
Ла-7 "Белый 23". Герой Советского Союза майор Владимир Орехов из 32-го ГвИАП 3-й ГвИАД 1-го ГвИАК летал на этом Ла-7 в небе Латвии в сентябре 1944 года. Тогда он был командиром 1-й эскадрильи. Он одержал в воздухе 19 побед лично и две - в группе.
Ла-7 "Белый 93". Подполковник Сергей Долгушин, командир 156-го ИАП 215-й ИАД 8-го ИАК, воевал на этом Ла-7 в небе Германии в начале 1945 года. На машине видны 28 звездочек (17 побед в воздушных боях - лично, 11 - в группе; на Ла-7 - восемь), а также Золотая Звезда Героя Советского Союза.
На фотографии - истребитель Як-3, на котором летал командир 4-й, а затем 1-й эскадрилий авиаполка "Нормандия-Неман" Рене Шаль. Самолеты Як-3 полк получил в июле 1944 года, а за 10 суток в октябре 1944 года его летчики уничтожили 119 самолетов противника.
Еще одним прозвищем A-4 было "Тарахтелка", применявшееся по отношению к A-4K новозеландских ВВС. Последние эксплуатировали самолет почти 30 лет и в начале 1990-х годов модернизировали их.
Серийная сборка Skyhawk была ускорена благодаря внедрению метода технологической подготовки производства, а прототип XA4D-1 мало чем отличался от последующих 165 серийных A4D-1.
224-я штурмовая эскадрилья первой в КМП США получила Skyhawk, а вскоре ее перебазировали в Японию. В 1966 году один из самолетов эскадрильи, направленный в район горы Фудзияма на поиск упавшего Boeing 707 компании BOAC, уверенно совершил маневры с перегрузками +9g и -3g.
Модернизированный A4D-2 (A-4B) уже имел систему дозаправки топливом в полете - это наглядно демонстрируют самолеты авиации Корпуса морской пехоты США.
В 1939 году все DC-3 перевезли 98 000 пассажиров. К этому же году компания KLM располагала 22 DC-3, которые работали на 61 авиалинии и летали в 29 стран. Несколько DC-3 успели перелететь в Великобританию во время оккупации Голландии нацистами и эксплуатировались BOAC между Бристолем и Лиссабоном.
Самолет с серийным номером 56511 был одним из 95 C-54D, переданных из запасов ВВС Армии США в ВМС США и получивших обозначение R5D-3. В общей сложности самолеты семейства DC-4/C-54/R5D за годы войны пересекли Атлантику и Тихий океан почти 80 000 раз, потеряв лишь три машины.
Изображен первый построенный C-54D, позже переоборудованный "Convair" в SC-54D, который и запечатлен на фотографии.
Douglas DC-4
Компания VIASA получила данный DC-8 Series 53 прямо с завода в ноябре 1965 года, затем самолет сменил нескольких владельцев и в 1977 году был переоборудован производителем по стандарту Series 54F. В 1981 году самолет в грузовом варианте получила компания "LAC Colombia", ему присвоили имя "Mary de Donado".
Самолет N787FT принадлежал к модификации Series 63AF и был передан компании "Flying Tiger Line" в 1968 году. На снимке он в модернизированном варианте Series 73AF после проведения работ в 1982 году.
Fw 190A-8. Эскадрилья 1./JG 54 (Рига-Скулте, Латвия) одержала под командованием лейтенанта Хайнца Вернике в сентябре 1944 года 117 побед. Вернике погиб три месяца спустя, столкнувшись в воздухе со своим ведомым.
Fw 190D-9. В начале 1945 года эта машина находилась в районе Одера и принадлежала оберстлейтенанту Герхарду Михальски, командиру 4-й истребительной эскадры, а до того - воевала на Западном фронте, в 54-й эскадре. Михальски стал асом на Bf 109 на Средиземноморье, а на Востоке одержал 14 побед.
Изображен Hs 126B-1 из 3-й разведывательной эскадрильи ближнего действия 21-й разведывательной авиагруппы. Район реки Дон, январь 1943 года. Вскоре инициатива на Восточном фронте полностью перейдет в руки советских войск.
На рисунке - Henschel Hs 126A-1 из подразделения A/88 легиона "Кондор", Испания, осень 1938 года. После вывода легиона в 1939 году пять уцелевших самолетов передали испанским ВВС.
Первый прототип Hs 126 V1 был переоборудован из четвертого предсерийного Hs 122B-0, его оснастили двигателем Jumo 210, и он не имел сдвижного фонаря кабины. В воздух машина поднялась в 1936 году.
Высокорасположенное крыло сделало самолет просто идеальным разведчиком/наблюдателем. Разноцветные линии на бортах обозначают различные углы при съемке ручной фотокамерой.
Большие закрылки обеспечивали Hs 126 превосходные взлетно-посадочные характеристики на коротких ВПП, что было просто необходимо для самолета, действовавшего в непосредственной близости от передовой.
В начале Второй мировой войны Hs 126 был стандартным германским самолетом тактической разведки. Конструкция кабины обеспечивала великолепный обзор, но оставляла экипаж практически беззащитным перед суровыми погодными условиями, особенно зимой на Восточном фронте.
На снимке хорошо видна конструкция крыла типа парасоль. Hs 126 был современником британского Lysander, но на начальном этапе оказался более успешным - благодаря прикрытию со стороны истребителей Messerschmitt Bf 109 и почти полному превосходству немецкой авиации в воздухе.
Ту-204 во многом похож на Boeing 757 - это хорошо заметно по одному из четырех прототипов, на фюзеляже которого виден идентификационный номер участника Парижского аэрокосмического салона. Одно из наиболее существенных внешних отличий - это наличие винглетов на крыле Ту-204.
ГТК "Россия" эксплуатировала два Ту-204, оснащенных двигателями ПС-90А и предназначенных для VIP-перевозок. Сегодня самолеты выведены в резерв, а на их место пришли пять Ту-214.
В свое время авиакомпания "Внуковские авиалинии" эксплуатировала четыре Ту-204 - наряду с большим флотом Ту-154. Самолеты эксплуатировались в качестве пассажирских, но имелись и грузовые Ту-204-100С.
Пассажирский Ту-204-100 имел увеличенную дальность полета, а увеличенная грузоподъемность Ту-204-100С была достигнута, в том числе, и за счет ее сокращения.
Прототип Ту-204-120 с двигателями Rolls-Royce RB.211-535E4 (шестой построенный Ту-204) выполнил первый полет в августе 1992 года. Первый серийный Ту-204-120 (№64027) полетел в марте 1997 года.
Вертолет AH-1W выполняет взлет с палубы десантного вертолетоносца "Пелелью" (LHA 5), в составе авиагруппы которого имеются четыре такие машины.
Вооруженный ПТУР Hellfire вертолет AH-1W дозаправляется топливом недалеко от Фаллуджи, Ирак, снимок 2007 года. AH-1W активно применялись в операциях в Ираке.
AH-1 появился в период войн в Юго-Восточной Азии. Хорошо зарекомендовала себя Cobra и в ирано-иракской войне, и в операции "Буря в пустыне", и в нынешней войне с терроризмом. На фотографии - AH-1W пополняется топливом и вооружением для нового боевого вылета в Афганистане.
Super Cobra демонстрирует уникальный набор бортового вооружения - включая ракеты Hellfire, Hydra и TOW (авиабаза Таллил, Ирак).
Увеличенное крыло AH-1Z имеет два дополнительных узла подвески на законцовках - преимущественно они используются для AIM-9 Sidewinder, ранее мешавших подвеске другого вооружения.
Старые модуль TSU и оптический прицел с AH-1W на AH-1Z уступили место прицельной системе AAQ-30 Hawkeye TSS, построенной на технологии 3G FLIR.
Второй прототип YA3D-1 на авиабазе Эдвардс. Машина окрашена по стандартной для ВМС США схеме "Glossy Sea Blue" и несет обозначения 2-й эскадрильи тяжелых штурмовиков "Royal Rampants". На заднем плане - прототип Martin XB-51.
Самолет-заправщик KA-3B из 4-й эскадрильи тяжелых штурмовиков "Four Runners" готовится к взлету с катапульты авианосца "Индепенденс". Снимок сделан во время вьетнамской войны.
На фотографии - опытный A3D-1 (BuNo.135431), выполняющий полет с аэродрома летно-испытательного центра ВМС США в Патуксент-Ривер и оснащенный более мощными ТРД P&WJ57.
A3D-1 установлен на самолетоподъемник и готов к перемещению в подпалубный ангар авианосца "Форрестол" (5 апреля 1956 года). Это тринадцатый Skywarrior, собранный "Douglas".
A-3A из 123-й эскадрильи тяжелых штурмовиков (авиагруппа пополнения Западного побережья) заходит на посадку на авиабазе Уидби-Айленд. В авиагруппе пополнения осуществлялась подготовка экипажей Skywarrior с 1959 по 1971 год.
Четыре A3D из приписанной к авианосцу "Форрестол" 5-й эскадрильи тяжелых штурмовиков "Savage Sons" во время учений над Средиземным морем. Эскадрилья совершила пять походов в Средиземноморье и получила множество наград за высокий профессионализм.
Viking из 29-й эскадрильи на палубе AB-MA "Энтерпрайз" - хорошо видны крыло и киль в сложенном состоянии. S-3 сняты с вооружения эскадрильи в 2004 году.
В клубах пара Viking готовится к взлету с катапульты авианосца. Носовая двухколесная опора шасси S-3, за которую самолет крепится к паровой катапульте, выполнена усиленной. Катапульта C-13 способна разогнать самолет взлетной массой 35 т до скорости 300 км/час за 2,5 с.
Из 199 планировавшихся к выпуску S-3 были построены 187 самолетов. Из них 119 почти сразу модернизировали в S-3B. Были построены 8 предсерийных и опытных машин. Выпуск прекращен в 1978 году.
Сегодня Viking находится на закате своей карьеры, но память о его 35-летней службе останется надолго. В основном самолеты Viking были сняты с вооружения в 2009 году, но в июне 2010 года в строй вступил первый из трех S-3B для наблюдения за районами испытания ракетного оружия.
В 2005 году НАСА приобрело один S-3B, который находился в Исследовательском центре имени Гленна и привлекался к различным экспериментам, в том числе по изучению обледенения двигателей.
Aerojet Mk 46 - высокоскоростная глубоководная малогабаритная торпеда, оснащенная активно-пассивной системой самонаведения и боевой частью массой 45 кг. Принята на вооружение в 1965 году. Mk 46 могла применяться из торпедных аппаратов надводных кораблей, либо размещаться во внутренних отсеках самолетов P-3C и S-3A/B или на внешней подвеске вертолетов SH-2G и SH-3H. Впоследствии была разработана торпеда Mk 50 Barracuda, способная более эффективно бороться с советскими подводными лодками.
Для внешней подвески применяются бомбодержатели BRU-11/A или трехзамковые держатели TER. Очень часто использовались неуправляемые авиационные ракеты (НАР), хотя их применение было возможно преимущественно в условиях слабой ПВО противника. S-3B мог нести до шести блоков 127-мм НАР Zuni LAU-10 (no четыре НАР в блоке), либо шесть блоков 699-мм НАР LAU-68 (по семь НАР) или LAU-69 (по 19 НАР). На фотографии самолет из 38-й противолодочной эскадрильи "World Famous Red Griffins" выполняет пуск НАР Zuni.
Пара S-3A из 41-й противолодочной эскадрильи "Shamrocks" демонстрирует отличительную особенность Viking - возможность дозаправки друг друга топливом в полете.
Viking из 33-й противолодочной эскадрильи следит за советской субмариной. Фотографии, на которых запечатлены S-3 и "недружественные" подлодки, очень редки. После окончания холодной войны исчезнувшая советская подводная угроза заставила ВМС США отказаться и от специализированного противолодочного палубного самолета.
На рисунке представлен Lockheed S-3A Viking (№ 159752) из состава 32-й противолодочной эскадрильи "Norsemen", приписанной к 1-му корабельному авиакрылу, базировавшемуся в середине 1980-х годов на борту авианосца "Америка".
S-3B Viking
ES-3A Shadow стал собственным средством РРТР корабельных авиакрыльев - схожим по возможностям с "сухопутными" самолетами EP-3 Aries II ВМС США или RC-135 Rivet Joint ВВС США. Самолеты ES-3A решали самые различные задачи: РРТР, разведка средств связи, оценка результатов огневого воздействия, загоризонтное целеуказание и пр. Здесь изображен Shadow из отряда "D" 5-й разведывательной эскадрильи, находившегося в 1998 году на борту АВМ "Китти Хок".
Первый ES-3A (№ 157993) поднялся в небо в сентябре 1989 года - в варианте прототипа, с 53 "ложными" антеннами.
16 самолетов S-3A были переоборудованы в ES-3A по контракту от 1989 года стоимостью 500 млн долларов.
Экипаж ES-3A включал двух операторов РЭБ (левого и правого борта), которые находились на местах тактического координатора и оператора бортовой аппаратуры обнаружения.
"Clipper Liberty Bell" стал первым из 18 самолетов DC-6B, вошедших в стартовый заказ от авиакомпании "Pan American".
Поставленные ВМС США транспортные R6D-1 были заказаны раньше, чем это сделали ВВС США. В 1962 году сорок R6D-1 были переданы в ВВС.
Ли-2, окрашенный в зимний белый камуфляж, но с хорошо заметными законцовками крыла, оснащен надфюзеляжной пулеметной турелью ВУС-1 и лыжным шасси.
Bristol Type 105A Bulldog Mk IIA из 17-й эскадрильи, дислоцированной в 1935 году в Кенли (Великобритания).
Данный Type 105D Bulldog принадлежал 1-й эскадрилье авиакорпуса королевской Армии Дании, дислоцировавшейся в 1933 году в Каструпе.
Bulldog составлял основу истребительной авиации британских ВВС в начале 1930-х годов. Этот самолет принадлежал звену "А" из 56-й эскадрильи.
В 1931 году "Bristol" переоборудовала Bulldog IIA в усовершенствованный учебный двухместный самолет (инструктор и курсант). Были построены не менее 59 двухместных учебных Bulldog TM (Type 124), которые эксплуатировались в Центральной летной школе, а также в училище ВВС в Кранвелле.
Австралия купила 8 Bulldog Mk II, доставленных в разобранном виде на борту судна "Форсдейл" в марте 1930 года. К 1940 году остались лишь три машины - в апреле их переклассифицировали в учебные.
Первый воздушный бой между советскими самолетами (два звена И-16) и финскими Bulldog (два самолета) состоялся 1 декабря 1939 года - один Bulldog был сбит, второй уклонился от боя. По утверждениям финской стороны был сбит и один И-16 - это была первая воздушная победа финских летчиков.
Второй прототип YA3D-1 на авиабазе Эдвардс. Машина окрашена по стандартной для ВМС США схеме "Glossy Sea Blue" и несет обозначения 2-й эскадрильи тяжелых штурмовиков "Royal Rampants". На заднем плане - прототип Martin XB-51.
Первый DC-7 был очень схож с DC-6. На последующих машинах этого типа гондолы двигателей были более вытянуты назад.
Douglas DC-7B
Во время кругосветного перелета 1931 года протяженностью 24 903 км Пост и Гатти совершили 14 посадок. 30 июня при взлете на Аляске едва не произошла авария - был поврежден воздушный винт, который Уили починил при помощи "гаечного ключа, молотка со сломанной ручкой и булыжника".
Уили Пост около самолета "Winnie Mae" после второго кругосветного перелета.
Модификация с изначально коротким фюзеляжем DC-9 Series 10 Model 15 получилась наиболее энерговооруженной.
Первоначально приобретенный для перевозки австрийского канцлера Дольфуса, самолет с регистрационным номером EC-AAA был затем продан компании "Lineas Aereas Postales Espanolas" (LAPE). Номер EC-AGA он получил в 1936 году. В годы испанской гражданской войны его эксплуатировали республиканцы.
Douglas DC-2
"Douglas" отказалась от реализации проекта DC-4E из-за высокой сложности и стоимости производства и эксплуатации. Самолет имел трехкилевое хвостовое оперение.
Эрхарт около самолета Electra 10E с Полом Манцем (слева), Гарри Маннингом и Фредом Нунаном (крайний справа) - ее экипажем в первой, неудачной, попытке кругосветного перелета 17 марта 1937 года.
Смелость и жизнерадостность были отличительными чертами характера Эрхарт. На снимке - Амелия на фоне своего последнего самолета Electra 10E.
По целому ряду параметров DC-5 был намного лучше в качестве транспортного самолета, чем DC-3/C-47.
В 1988 году Кувейт выбрал Hornet для замены A-4KU и Mirage F1CK. В сентябре был подписан контракт на 32 самолета F/A-18C и восемь F/A-18D (стандарт Lot 14/15), а также на вооружение для них - ракеты AIM-9L, AIM-7F, AGM-65 Maverick и AGM-84 Harpoon. Вторжение иракских войск в Кувейт в 1990 году задержало передачу Hornet - первые три машины прибыли в Кувейт только 25 января 1992 года, а полностью поставки завершились 21 августа 1993 года. Самолеты получили местное обозначение KAF-18C/D и первоначально базировались в районе международного аэропорта Кувейта, но затем были передислоцированы на авиабазу Ахмед аль-Джабер. Самолеты приписаны к 9-й (решение задач ПВО) и 25-й (ударные задачи) эскадрильям, опцион на 38 самолетов был в 1992 году отменен, и планы приобретения еще 12 машин реализованы тоже не были. Утверждается, что в начале 2000 годов кувейтские Hornet прошли модернизацию, хотя точных сведений об этом нет. Техническое обслуживание Hornet в кувейтских ВВС выполняет техасская компания "DynCorp International".
F/A-18 Малайзии