Мировая Авиация 115
-
Одним из самых ярких и грандиозных проектов, поддержанных фондом AFC, стало восстановление знаменитых самолетов Поликарпова И-16 и И-153 (фото).
Ла-5ФН. К концу войны многие советские летчики-истребители стали асами. На этом самолете в начале 1945 года летал капитан Виталий Иванович Попков, командир эскадрильи в 5-м гвардейском полку. За последние четыре месяца войны Попков довел свой счет с 31 до 41 победы.
Бомбардировщики Пе-2 пролетают над рейхстагом, а советская пехота и танки наносят последний удар. Хотя немцы оборонялись отчаянно, они не смогли сдержать подавляющую мощь Советской армии.
Первым советским самолетом в этой коллекции, однако, стал "новый" истребитель Як-3М (современная реплика с мотором Allison V-1710), построенный в 1992 году и купленный фондом AFC в 1995-м. Эта машина была продана в Австралию в 1999 году.
Этот самолет - один из первых истребителей Bf 109B, отправленных в Испанию на помощь франкистам. Истребители Поликарпова И-15 и И-16 с отличной маневренностью доставляли летчикам легиона "Condor" немало хлопот до тех пор, пока улучшение характеристик машин "Messerschmitt" не изменили обстановку в их пользу.
На этом истребителе Bf 109B-2 легиона "Condor" летал ас Второй мировой войны Вальтер Осау. На его руле поворота видны восемь отметок воздушных побед, одержанных им в Испании. Восьмым стал И-16, сбитый 15 октября 1938 года. В декабре 1937 года республиканцы захватили Bf 109B, севший из-за нехватки бензина на их территории. Хотя французы его обследовали, хвалебный отчет по его испытаниям остался секретным и не был доведен до сведения специалистов из французской авиапромышленности.
Новенькие Bf 109D-1, только что поставленные 2-й эскадрилье 1-й группы эскадры JG 132 "Richthofen", выстроены в линейку в Доберице, лето 1938 года. Заметен их ранний камуфляж из двух оттенков зеленого цвета и опознавательные знаки раннего стиля.
К концу войны в часть J 88 поступило несколько истребителей Bf 109E. Новую модель испанцы прозвали Tripala из-за ее трехлопастного винта. Ранние Bf109 с двухлопастными винтами они называли Bipala.
Хотя Bf 109 часто использовались в Испании в роли штурмовиков, на них бомбы не подвешивали. На этой фотографии видны бомбы, ожидающие загрузки в бомбардировщики He 111B. На аэродромах в Испании части бомбардировщиков и истребителей нередко базировались совместно.
Истребитель Bf 109E-1 из эскадрильи I./JG 20 сфотографирован в августе/сентябре 1939 года. Эта эскадрилья не участвовала в польской кампании, оставаясь в ПВО Дрездена. В июле 1940 года эскадрилья I./JG 20 перешла в группу III./JG 51, а ее эмблема ("черная кошка") стала эмблемой группы 8./JG 51.
Истребитель Bf 109E снят в начале молниеносной войны против Франции. Перед свастикой на хвостовой части самолета видны четыре отметки воздушных побед.
В Испании гауптман Вернер Мельдерс разработал строй "Schwarm" - звено из двух пар, впоследствии принятый в авиации Британии и других стран. Звено состояло из двух взаимно поддерживающих друг друга пар, состоявших из ведущего и ведомого.
Пилоты группы III./JG 2 отдыхают в перерыве между вылетами, сидя в своих летных комбинезонах в Синьи-е-Пти во время наступления во Франции, май 1940 года. Справа сидит фельдфебель Виллингер, который шесть месяцев спустя, 16 ноября, записал на счет эскадры JG 2500-ю победу, сбив над Портсмутом британский истребитель Hurricane.
F4U-1 Corsair фонда AFC (фото) прибыл в Новую Зеландию в 1989 году и был оформлен как первая в ВВС Новой Зеландии машина военного времени с кодом NZ5201. Этот редкий экземпляр Corsair с кабиной типа "птичья клетка" был продан в 1999 году.
Первым в Новой Зеландии в январе 2000 года взлетел Hurricane Mk IIA (фото) фонда AFC, восстановленный из обломков, найденных на территории Российской Федерации. Этот самолет получил бортовой номер P3351, но позднее его переделали под стандарт Mk IIA с заменой кода на DR393, однако он продолжал летать в камуфляже версии Mk I из 73-й эскадрильи британских ВВС (1940 год). В 2009 году самолет был выставлен на аукцион с начальной ценой в два миллиона австралийских долларов, и его купили.
Самолет Globemaster может долететь до любой точки мира на одной заправке топливом во внутренних баках, которая может быть дополнена дозаправкой самолетов в воздухе. Этот C-17 из крыла HAW заправляется от голландского заправщика KDC-10.
Другим самолетом, служившим в ВВС Новой Зеландии, был P-40K Kittyhawk (фото). Фонд AFC купил его для реставрации в 1988 году. Восстановленный самолет снова взлетел в 1992 году с кодом NZ1308. Но в 1997 году этот самолет разбился при вынужденной посадке, и его обломки продали в США.
Первым самолетом Тима Уолли был P-51D Mustang, приобретенный и отреставрированный в 1984 году. Позднее этот самолет продали, чтобы собрать деньги на закупку истребителя Spitfire Mk XVI. Второй Mustang (44-73420, фото) был приобретен в 1993 году. Его переделали в двухместный самолет с двойным управлением, а в 2004 году продали американскому владельцу.
Реактивный истребитель Me 262 промелькнул мимо самолета Mustang, преследуя в пикировании другой американский истребитель. Реактивные машины становились уязвимы лишь тогда, когда ввязывались в маневренный бой с более верткими истребителями с поршневыми моторами.
17 сентября 2003г.: фирма "Sikorsky" облетала первый прототип модифицированной версии UH-60M вертолета Black Hawk, переделанного из UH-60A. Первая машина UH-60M (код 02-26976) вылетела из Вест-Палм-Бич, Флорида. Полет длился 75 минут.
Коллекция включала несколько истребителей Spitfire, в том числе версию Mk VC с кодом NX614VC (фото), которая ныне находится в американском фонде "Flying Heritage Collection".
Самолет версии Mk XVI (фото) прибыл из Британии в 1988 году и перешел в авиамузей Темора в апреле 2006 года.
Tornado IDS. В рейдах "Восточный экспресс" пилоты эскадры MFG 2 много раз могли видеть наяву самолеты противника, так как над международными водами их иногда перехватывали базировавшиеся в Польше советские Су-27 и МиГ-29 из ГДР. К моменту расформирования MFG 1 в 1994 году эти полеты стали просто обычной повседневной задачей.
29 октября 1981 года эскадра MFC 1 совершила свой последний полет на F-104 и сменила их, когда экипажи прошли переподготовку в учебном центре в Коттесморе. Позднее с расформированием MFG 1 эскадра MFG 2 переняла эмблему этой бывшей части.
Первоначально на Tornado ВМФ верхние поверхности окрашивались в темно-серый цвет, нижние - в белый, с четкой разделительной линией.
Кое-кто удивлялся тому, что были сохранены эмблемы MFG 1 при новом обозначении уцелевшей эскадры MFG 2 (на снимке). Но на самом деле обе части формировались в одном 1958 году, а их истории очень похожи.
Две эскадрильи эскадры MFG 2 базировались в Эггебеке. При расформировании эскадры MFG 1 ее самолеты передали в часть AG 5; ВВС ФРГ, которая также устроилась на бывшей базе MFG 1 в Шлезвиг-Ягель.
Все британские самолеты C-17 летают в составе 99-й эскадрильи с авиабазы Брайз-Нортон. Эти самолеты вызывают у британской общественности весьма негативные ассоциации из-за их частого присутствия в сюжетах теленовостей о доставке на родину тел погибших военнослужащих.
Самолет Globemaster может долететь до любой точки мира на одной заправке топливом во внутренних баках, которая может быть дополнена дозаправкой самолетов в воздухе. Этот C-17 из крыла HAW заправляется от голландского заправщика KDC-10.
Возможно, хотя и маловероятно, что ВВС других стран Европы все же смогут действовать подобно британским ВВС и крылу HAW. В марте 2009 года Франция официально запросила у фирмы "Boeing" информацию по расценкам на самолеты C-17 из-за пробуксовки программы A400M.
C-17 из состава тяжелого авиатранспортного крыла НАТО доставил в Афганистан необходимые средства обеспечения. Это крыло, сформированное в 2009 году, базируется на венгерской авиабазе Папа.
В конце 2004 года самолеты C-17 ВВС Великобритании оснастили системой ИК-противодействия LAIRCM для борьбы с угрозой ПЗРК. Один из блоков LAIRCM виден на снимке слева от двери.
C-17 рассчитан на экипаж из трех человек: двух пилотов и руководителя погрузочно-разгрузочных работ, рабочее место которого находится в специальной автоматизированной рубке у правого борта в передней части фюзеляжа. По износу кабины этого самолета британских ВВС можно судить о напряженности его службы. Британские C-17 служили в Ираке и Афганистане, а также оказывали поддержку группам самолетов Typhoon на Фолклендских островах.
Ни один из японских самолетов фонда не остался в Новой Зеландии. Реплика А6М Zero на базе планера T-6 Texan (фото) и Ki-43 Hayabusa были приобретены в 1990-е годы, но к настоящему времени они уже проданы за рубеж.
На самолетах M-3 были введены упрощенная схема расчалок, переделанная силовая установка и улучшенное оборудование для ночных полетов.
Компания "National Air Transport" заказала биплан M-4S - финальную модель M-4. Он имел кабину для трех человек и звездообразный мотор Wasp.
Me 262A-1a/U3. Единственная область, в которой Германия имела абсолютное превосходство в 1945 году, была воздушная разведка на таких реактивных самолетах как Arado Ar 234 и Messerschmitt Me 262, которые при наличии горючего могли лететь совершенно безнаказанно. Этот самолет из специальной команды "Braunegg" летал над Южной Германией в последние месяцы войны.
Американские солдаты исследуют почти неповрежденный Me 262, захваченный в Штендале. Немецкие реактивные самолеты могли бы сыграть более существенную роль в последних сражениях, если бы у них было достаточно горючего.
Реактивный истребитель Me 262 промелькнул мимо самолета Mustang, преследуя в пикировании другой американский истребитель. Реактивные машины становились уязвимы лишь тогда, когда ввязывались в маневренный бой с более верткими истребителями с поршневыми моторами.
3 февраля 2003г.: авиакомпании "Mesa Air" был поставлен первый серийный региональный реактивный лайнер Bombardier CRJ 900 вместимостью от 74 до 90 мест, а 26 апреля началась его эксплуатация. Компания "Mesa" вывела самолет на авиалинии под флагом "America West Express" и выбрала компоновку на 74 места в двух классах.
14 июня 2003г.: в Сан Хосе дос Кампос впервые взлетел первый прототип двухдвигательного реактивного лайнера EMBRAER 175-200 (код PP-XJD). 7 августа взлетел второй экземпляр (код PP-XJG). E175 стал вторым членом семейства из четырех коммерческих реактивных воздушных судов нового поколения, разработанных этой бразильской компанией.
Один военнослужащий назвал вертолет Huey "ангелом милосердия". Машины UH-1 медицинских частей зачастую эвакуировали раненых прямо с поля боя с большим риском для экипажей.
Машина UH-1D 336-й авиароты распыляет дефолиант над джунглями у дельты реки Меконг, чтобы лишить партизан их естественного укрытия, июль 1969 года. Это иллюстрирует многоцелевые возможности вертолета.
В 1970 году этот UH-1D перевозил бойцов армии Южного Вьетнама. Трудно найти вертолет, способный сравниться с Huey в качестве многоцелевого боевого транспортного средства.
Союзники США также летали на вертолетах Huey. На этом снимке с машины UH-1D Iroquois из 9-й эскадрильи ВВС Австралии высаживается боевая группа на дороге в Южном Вьетнаме под прикрытием бортстрелка с пулеметом M60.
Вертолет UH-1H Huey 9-й пехотной дивизии садится на катер ВМФ США на реке Меконг, 1967 год. Из-за малого размера таких плавсредств экипажам приходилось приземляться на своих вертолетах поперек их палубы
29 апреля 1975 года, когда танки Северного Вьетнама уже окружают Сайгон, этот южновьетнамский вертолет UH-1H сбрасывают за борт с корабля USS "Блу Ридж" (LCC-19), чтобы освободить место для посадки других вертолетов с беженцами.
В версии EF-10B РЛС заменили на оборудование системы РЭБ. Эти машины летали в трех эскадрильях КМП США - VMCJ-1, -2 (на снимке) и -3.
Douglas F3D-2 Skyknight
Обратно в Ирак. 19 марта 2003г.: после нескольких месяцев оказания давления, в ходе которого международное сообщество стремилось возобновить работу инспекций ООН по контролю за вооружениями, против Ирака началась военная кампания под кодовым названием "Iraqi Freedom". Особо важную роль в уничтожении иракского оборонного потенциала сыграла авиация коалиции. Кроме ВВС США, в ней участвовали ВВС Австралии (20 самолетов), Канады (три транспортных самолета) и Великобритании (свыше 100). Силы коалиции базировались в Бахрейне, Иордании, Кувейте, Омане, Катаре, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах. Береговая авиация также использовалась в боевых и вспомогательных операциях по поддержке наземных войск, летая с шести авианосцев и двух ударных кораблей ВМФ США, одного авианосца и одного ударного корабля ВМФ Британии. В ходе этой войны в воздухе впервые был применен ряд новых образцов вооружения, включая английскую крылатую ракету Storm Shadow, бомбу CBU-105 с неконтактным взрывателем, кассетную бомбу CBU-107 и крылатую ракету AGM-86D с неконтактным взрывателем для поражения сильно защищенных объектов. Из всех израсходованных боеприпасов более 60% относились к управляемому вооружению. Другим важным дебютантом стал БЛА RQ-4 Global Hawk (фото). Самолетам и вертолетам коалиции было оказано слабое противодействие. Войска вторжения захватили Багдад уже в апреле. В мае президент Джордж У. Буш сообщил о завершении полномасштабных боевых действий, но вместо них началась долгая и ожесточенная партизанская война.
18 декабря 2003г.: ВВС Бразилии получили первый экземпляр легкого ударного турбовинтового самолета Embraer ALX, получивший военное обозначение A/AT-29. Самолет поступил на авиабазу Гавьяо-Пейксото на севере штата Сан-Пауло. ВВС Бразилии заказали 76 таких самолетов с возможностью поставки еще 23 машин.
Одним из самых ярких и грандиозных проектов, поддержанных фондом AFC, стало восстановление знаменитых самолетов Поликарпова И-16 (фото) и И-153.
Компания "Swissair" первой задействовала лайнер DC-10 на трансокеанских линиях, используя версию DC-10-30 (на снимке) на авиалинии Цюрих - Монреаль - Чикаго. В этой авиакомпании также летали два лайнера DC-10-30ER
30 апреля 2003г.: хотя первый полет прототипа нового реактивного бизнес-самолета Gulfstream G450 (код N401SR) проводился в апреле в тайне, официально о его появлении было сообщено 7 октября на съезде ассоциации NBAA в Орландо, Флорида. К концу октября четыре испытательных самолета G450 совершили 117 полетов.
17 апреля 2003г.: с полета продолжительностью 1,7 часа начались летные испытания прототипа CJ3 (код N3CJ) - нового легкого реактивного бизнес-самолета Cessna. Оценивались его устойчивость, работа двигателей и управляемость на малых скоростях.
7 марта 2003г.: аппарат с кодом N609TR стал первым прототипом принципиально нового вертолета Bell-Agusta BA609 с изменяемым углом наклона несущего винта. Он совершил 36-минутный полет, в ходе которого завис на высоте 15 м, выполняя развороты и другие маневры на малых скоростях.
Spitfire FR.MkXIVc кодом NH799, ранее принадлежавший фонду AFC (фото), передали в фонд "AvSpecs Ltd" в 1997 году.
Cant Z.506B Airone из 73-й группы, авиация ВМФ Испании, Майорка, 1939 год.
Хотя Z.506B считался эффективным, а в некоторых аспектах выдающимся самолетом, он был очень уязвим от огня истребителей. После значительных потерь в воздушных боях было решено не использовать эти самолеты в опасных зонах.
Этот самолет захватили и угнали на Мальту пленные пилоты британских ВВС, на снимке он уже с английскими эмблемами. Как и многие другие трофейные машины, он применялся в секретных заданиях, изображая из себя вражеский самолет. В конце концов, он был уничтожен в гавани порта Ла-Валетта при налете немецкой авиации.
Этот Z.506S специальной спасательной версии состоял на службе до 1959 года. К тому времени он давно был анахронизмом, но все еще представлял определенную ценность. На снимке его спускают краном на воду с причала.
Самолет с кодом G-ABSE, известный как "промежуточный Fury", был построен в 1932 году в качестве экспериментальной машины. На него ставили по очереди несколько вариантов мотора Kestrel, а также обтекатели колес, шасси с консольными стойками, колеса Dowty с внутренней амортизацией и электрические бомбосбрасыватели.
Fury G-ABSE was company hack used for development work which led, among other things, to Fury II.
Биплан с кодом K3586 ("скоростной Fury"), разработанный фирмой "Hawker" в инициативном порядке. Он впервые взлетел в мае 1933 года и служил в качестве летающего стенда для отладки технических решений, примененных в дальнейшем на истребителе Fury II.
Перевооружение первых трех эскадрилий с истребителей Siskin на Fury началось в мае 1931 года (эскадрилья № 43) и завершилось в феврале 1932 года (эскадрильи № 1 и №25). Эти машины 1-й эскадрильи показаны в цельносеребристой окраске (периода до 1934 года), с красно-бело-синими рулями направления.
Верхние крылья и фюзеляжи истребителей Fury из 43-й эскадрильи украшены черно-белыми шашечками, являвшимися отличительным знаком этого подразделения. 43-я эскадрилья летала на Fury до 1939 года.
На киле биплана Fury II из центральной летной школы британских ВВС, размещавшейся в Уиттеринге, а с конца 1935 года - в Апейвоне, видна эмблема школы. Этот самолет принадлежал ко второй производственной серии в 75 машин, большинство из которых были отправлены в резерв.
В течение 1935 года Португалия получила три истребителя Fury, оснащенных моторами Kestrel IIS.
Фирма "Hawker" довольно энергично продвигала истребители Fury на экспорт. В 1932 году Норвегия оценивала один самолет со звездообразным мотором Armstrong Siddeley Panther IIIA (фото). Этот вариант собирались строить по лицензии, но мотор Panther оказался неудачным. В течение 1935 года Португалия получила три истребителя Fury, оснащенных моторами Kestrel IIS.
Иностранные военные заинтересовались этим истребителем, хотя заказов было мало из-за его дороговизны и ограниченных поставок моторов Kestrel. Норвегия заказала один оценочный экземпляр со звездообразным мотором Panther, и он некоторое время летал с лыжным шасси. Однако этот 14-цилиндровый мотор был слишком тяжел, и машина оказалась не очень удачной. Самым большим иностранным заказчиком стала Персия. Для ее ВВС собрали 16 самолетов со звездообразными моторами Pratt & Whitney Hornet (фото). Большинство из них поставили в 1933 году. На следующий год Иран заказал еще шесть самолетов со звездообразными моторами Bristol Mercury VISP, так как мотор Hornet оказался ненадежным. Часть машин из первой партии возвратили в Кингстон для замены моторов. До совместной оккупации Ирана советско-британскими войсками в 1941 году дожило несколько Fury с моторами Mercury.
Fury II. Самолет с кодом K7270 был восьмым из начальной партии в 23 биплана Fury II, построенных в Кингстоне и Бруклендсе в 1935-1936 годах. Машина изображена в цветах 25-й эскадрильи с авиабазы Хокинг в 1937 году. Эту эскадрилью вооружили бипланами Fury I в феврале 1932 года. В ноябре 1936-го их заменили на Fury II. В ноябре 1937 года эскадрилью вновь перевооружили, но уже на двухместные истребители Demon.
Fury I
Этот Heinkel He 115C-1, окрашенный в импровизированный зимний камуфляж для действий с базы Соррейса, около Тромсе в Норвегии, служил в эскадрилье 1./KuFlGr 406 в 1942 году. Эта эскадрилья совместно с эскадрильей l./KuFlGr 906 нанесла первые торпедные удары по конвою PQ17. Версия He 115C-1 отличалась, прежде всего, установкой 15-мм пулемета MG 151 в носовом обтекателе по левому борту.
Второй прототип He 115 V2 с кодом D-APDS. Он получил ту же обтекаемую форму носовой части, что и первый прототип, но впоследствии на серийных самолетах ее изменили.
He 115 был весьма уязвим для атак истребителей. Это привело к переводу большинства машин этого типа на норвежский ТВД, где воздушное противодействие практически отсутствовало.
В конце 1939 года фирма "Heinkel" прекратила серийный выпуск He 115. Всю оснастку передали в Айнсварден, на фирму "Weser Fleugzeugbau". Там начали выпускать новую модель He 115B с более прочной конструкцией и увеличенным запасом топлива. На снимке показан He 115B-1 на испытаниях перед отправкой заказчику в начале 1940 года.
В отсек вооружения He 115B-1 загружается учебная торпеда в ходе оценки его оперативной готовности. Самолеты He 115 совершили много печально известных налетов на конвои союзников в начале войны. Самым известным из них стал разгром конвоя PQ17 в июле 1942 года.
Один из трех гидросамолетов He 115A-2 норвежской морской авиации, перелетевших на Британские острова вместе с захваченным немецким He 115B-1. Эти машины оснастили английским вооружением и приспособили для выполнения секретных заданий по заброске агентов на территорию противника.
Вспомогательная аэродинамическая поверхность между двигателями была характерной особенностью лодок Dolphin. Она хорошо видна на этой машине OA-4B Береговой охраны США. Главные стойки шасси убирались вверх.
Торпедоносец TBM-3E Avenger (фото) был куплен в 1992 году и продан австралийскому владельцу в 1999-м. Самолет был оформлен как машина с прозвищем "Plonky", на которой на Тихом океане летал известный новозеландский летчик Фред Ладд.
В фонде имелись три машины фирмы "de Havilland". DH.82 Tiger Moth (фото) был построен в Новой Зеландии и служил в ВВС этой страны 1940-е и 1950-е годы. Этот самолет все еще летает в коллекции.
Фирма CANT использовала самолет Z.506A, разработанный отделом морской авиации, для установки ряда авиационных рекордов.
Биплан O-2 оказался очень прочным и надежным в эксплуатации. Этот O-2H служил в 91-й разведывательной эскадрилье авиакорпуса Армии США.
Douglas O-25C
Желание ВМФ США поэкспериментировать с треугольным крылом привело к появлению проекта Skyray. В ходе эксплуатации выяснилось, что самолет оказался не очень удачным.
Douglas F4D Skyray
Биплану Boston не повезло - у Оркнейских островов у него отказал маслонасос. Этому самолету пришлось дрейфовать в течение двух часов, прежде чем его экипаж был спасен.
Редкий биплан DH.83 Fox Moth с кабиной (на снимке) с кодом ZK-AEK первоначально был зарегистрирован в Британии на имя принца Уэльского, но позднее летал в новозеландской авиакомпании. После восстановления в 1990-е годы самолет был куплен фондом AFC. В 2006 году его продали канадскому владельцу.
В 1991 году коллекцию AFC пополнил учебно-боевой моноплан DHC-1 Chipmunk (на снимке), но позднее он также был продан. Эта машина летала в цветах авиаэскадрильи университета Кембриджа 1950-х годов.
В 1933 году в частях британской авиации ВМФ произошла реорганизация. Звенья свели в эскадрильи (по три в каждой), которым присвоили номера, начинавшиеся с цифры 800. Nimrod служили в двух звеньях в 800-й (фото) и 801-й эскадрильях (авианосец "Корейджес"), а также в эскадрилье № 802 (авианосец "Фьюриес"), Третьи звенья эскадрилий оснастили самолетами Hawker Osprey. К началу Второй мировой войны почти все Nimrod были списаны и заменены на истребители Gloster Sea Gladiator и Blackburn Skua. На экспорт ушли всего четыре Nimrod: два - в Данию, один - в Японию и один - в Португалию.
В 1933 году в частях британской авиации ВМФ произошла реорганизация. Звенья свели в эскадрильи (по три в каждой), которым присвоили номера, начинавшиеся с цифры 800. Nimrod служили в двух звеньях в 800-й и 801-й эскадрильях (авианосец "Корейджес"), а также в эскадрилье № 802 (авианосец "Фьюриес"). Третьи звенья эскадрилий оснастили самолетами Hawker Osprey. К началу Второй мировой войны почти все Nimrod были списаны и заменены на истребители Gloster Sea Gladiator и Blackburn Skua. На экспорт ушли всего четыре Nimrod: два - в Данию (фото), один - в Японию и один - в Португалию.
Лодка с бортовым кодом J-ANES была продана Японии и использовалась японскими военными под обозначением HXD-1. В компании "Аэрофлот" последняя лодка DF-195 летала по маршруту Ленинград - Севастополь до 1940 года.
Наряду с отработкой методов сброса торпед биплан DT широко использовался в испытаниях по взлетам с корабельной палубы. В программу этих испытаний входили как пуски с катапульт, так и обычные взлеты с разбега.
Douglas DT
22 июля 2003г.: заказчику поставлен первый самый маленький на сегодняшний день лайнер "Airbus" A318. Его приобрела компания-перевозчик по льготным тарифам "Frontier Airlines" из США. Базирующаяся в Денвере компания "Frontier" планирует использовать 114 лайнеров A318 на местных трассах, включая рейсы в Омаху, Элбакерк и Солт-Лейк-Сити, а также на других маршрутах с малым пассажиропотоком.
Серийный Eurofighter в воздухе. Февраль 2003г.: в 2003 году совместная программа четырех стран по созданию истребителя Eurofighter EF2000 достигла важного результата - в Германии, Италии, Испании и Англии взлетели первые серийные машины. Все четыре самолета были двухместными. Первой 13 февраля взлетела немецкая машина с кодом GT001/98+31. Днем позже впервые взлетел самолет итальянской сборки (IT001/MM5092, фото) и самолет, собранный в Великобритании (BT001/ZJ800). 17 февраля впервые взлетела испанская машина (ST001/CE.16-01). 30 июня EF2000 получил сертификат летной годности, что позволило приступить к серийным поставкам всем четырем европейским заказчикам. К концу года Австрия - первый экспортный покупатель самолета - подтвердила намерение приобрести эти машины. 22 августа вступил в силу контракт с Австрией на закупку 18 истребителей EF2000.