Мировая Авиация 116
-
Чехословацкий Су-25, несущий эмблему эскадрильи в виде скачущей лошади на фоне коричнево-зеленого камуфляжа. Чехословакия была первым зарубежным покупателем Су-25 и получила большое количество этих самолетов.
После потери двух Су-25 в Линкота и Матиашфолде (и гибели чешского пилота) ВВС Венгрии отказались от идеи принять самолет на вооружение. На рисунке изображен гипотетический вариант окраски Су-25 ВВС Венгрии.
Словакия отказалась от использования Су-25 из-за сокращения военного бюджета. Из 12 Су-25, полученных словаками при разделе имущества чехословацких ВВС, десять были проданы Армении.
Чехословацкий Су-25 выкатывают из бетонного укрытия. Если бы холодная война превратилась в настоящую, эти самолеты должны были наносить удары по бронетехнике НАТО.
Болгария. Единственным оператором Су-25 в Европе остается Болгария, получившая 36 Су-25К и четыре Су-25УБК. Они состоят на вооружении 22-го истребительно-бомбардировочного авиаполка (22 ИБАП), базирующегося в Безмере. Самолеты поделены между двумя эскадрильями. В конце 2008 года Болгария провела программу продления ресурса 12 Су-25. Эти машины (включая шесть Су-25, доработанных в соответствии со стандартами НАТО) будут оставаться на вооружении до конца 2010 или начала 2011 года.
Болгарский Су-25 на фоне C-130E американских ВВС на базе Безмер, Болгария, во время учений "Thracian Spring" в 2008 году. Созданные для уничтожения техники НАТО в Европе, Су-25 ныне действуют с бывшими противниками.
Украинский Су-25УБ в оригинальном двухцветном камуфляже выруливает на старт на фоне пары МиГ-29. Украинские Су-25 несут службу в 456-м штурмовом полку, 299-й тактической авиабригаде и 28-й отдельной смешанной авиаэскадрилье.
Первые A-4E отличались от A-4C формой носовой части, отсекателями пограничного слоя у воздухозаборников и отсутствием стеклоочистителя лобового стекла. Позднее A-4E получили "горб" с радиоэлектронным оборудованием и заправочную штангу.
Второй A4D-5 (A-4E) - один из восьми самолетов, успевших полетать с первоначальным обозначением. A4D-5 был оснащен ТРД P&W J52, который хотя и был легче ТРД J65 на 350 кг, но имел большую тягу.
Первоначально имевший обозначение A4D-2N, вариант A-4C был создан, чтобы расширить всепогодные возможности Skyhawk. Эта модификация поступила на вооружение в 1960 году.
В конструкцию A-4E было внесено больше доработок, чем во все остальные варианты A-4. Поздние самолеты имели характерный надфюзеляжный обтекатель, в котором размещалось дополнительное связное и навигационное оборудование.
A4D-2 (A-4B) из эскадрильи VA-76 рулит по палубе авианосца "Интрепид", 1961 год. Заказ на серийное производство усовершенствованных A4D-2 последовал раньше, чем начались поставки первых A4D-1. Первой в сентябре 1957 года получила эти самолеты эскадрилья VMA-211.
Группа A4D-1 (A-4A с конца 1962 года) из эскадрильи VA-34, снимок 1957 года. Первыми из 18 подразделений ВМС и КМП США, вооруженными A4D-1 Skyhawk, стали в 1956 году 72-я штурмовая эскадрилья ВМС (VA-72 "Blue Hawks") и 224-я штурмовая эскадрилья КМП (VMA-224 "Bengals").
"Bantam Bomber" - A-4B (A4D-2) мог нести на трех узлах подвески 18 113-кг бомб Mk 81. A-4B был первым в семействе Skyhawk, получившим возможность дозаправки в воздухе и характерный "вывернутый" руль направления с внешними нервюрами.
Приобретение британскими ВВС самолета Sentry AEW.Mk 1, поступившего на вооружение в 1991 году, позволило использовать парк Tornado в рамках современной системы ДРЛО и управления. Значительно расширили боевые возможности Tornado F.Mk 3 и самолеты с объединенной тактической системой распределенной информации JTIDS и ракеты AMRAAM.
Эскадрилья бомбардировщиков-разведчиков VMSB-243 из состава 1-го авиакрыла КМП на базе Мунда, остров Новая Георгия, не имела времени нанести на свои SBD-4 новые опознавательные знаки, введенные в июле 1943 года.
Помимо Новой Зеландии, Dauntless принимали участие в боевых действиях в составе ВВС "Свободной Франции". На рисунке представлен A-24B, оказывавший поддержку французским и американским силам в районе атлантического побережья Франции и французских Альп. Эта машина из состава эскадрильи GCB 1.18 "Vendee", в ноябре 1944 года базировавшейся во французском Ванне.
Dougls SBD Dauntless
На снимке Tornado GR.Mk 1A в зимнем камуфляже из эскадрильи II(AC) и F.Mk 3 из 29-й эскадрильи хорошо видны различия между двумя модификациями. Вариант ADV выглядит более "стройным" за счет удлиненного фюзеляжа и обтекателя РЛС, кроме того, передняя кромка неподвижной части его крыла имеет большую стреловидность. Несмотря на это, конструкция IDS и ADV унифицирована на 80%, а основные отличия касаются передней части фюзеляжа, строившейся в Британии.
После реорганизации эскадрильи VAK-208 "Jockeys" Резерва ВМС США, проведенной в 1970 году, принадлежащие ей KA-3B использовались для дозаправки и лидирования самолетов ВМС и КМП, перегоняемых в Юго-Восточную Азию.
Десять RA-3B были переделаны в вариант ERA-3B и применялись для ведения радиотехнической разведки и постановки помех средствам радиосвязи. Распределенные между эскадрильями РЭБ ВМС, VAQ-33 и VAQ-34, эти самолеты несли службу до 1991 года.
Сегодня фирма "Hughes Aircraft" использует авиапарк из 12 A-3. Известно, что эти самолеты были задействованы при отработке и испытаниях ракет Tomahawk и Harpoon и бомбардировщика B-2.
Последние Skywarrior ВМС США, TA-3B, были сняты с вооружения 27 сентября 199 7 года. Многие из них дожидаются разделки на базе хранения и утилизации Дэвис-Монтан в Аризоне, но несколько экземпляров продолжают использоваться гражданскими владельцами, как бы подтверждая долговечность A-3.
Douglas TA-4J из эскадрильи VC-1 в одном строю с ERA-3B (№ 144827) из VAQ-33 во время учений в 1978 году. Обратите внимание на два ветроэлектрогенератора на борту Skywarrior и контейнеры AN/ALQ-76 под его крылом. Дополнительная аппаратура РЭБ была установлена в бомбоотсеке самолета.
Модификация EKA-3B имела двойное назначение, позволяя использовать Skywarrior и как заправщик, и как самолет РЭБ. В общей сложности в этот вариант были переделаны 39 самолетов KA/A-3B.
Этот Skywarrior A-3B (№ 1426301 был доработан для испытаний головки самонаведения противорадиолокационной ракеты HARM. Обратите внимание на плоские панели в носовой части, где крепилась ракета.
Этот VA-3B - VIP-транспорт для перевозки командного состава, его легко отличить по окнам на борту. Самолет базировался в Вашингтоне и иногда перевозил начальника штаба ВМС США.
Болгарский Су-25 на фоне C-130E американских ВВС на базе Безмер, Болгария, во время учений "Thracian Spring" в 2008 году. Созданные для уничтожения техники НАТО в Европе, Су-25 ныне действуют с бывшими противниками.
В RAF на смену Tornado F.Mk 3 (на переднем плане) должны прийти более маневренные истребители Typhoon. ADV критиковали за недостаточную маневренность, по сравнению с истребителями Су-27, которые могли сопровождать советские бомбардировщики. В 2007 году британские Tornado провели учебные бои с индийскими Су-30 - и ADV потерпели полное поражение.
ВМС, ВВС и Армия США использовали H-3 для спасения беспилотных летательных аппаратов. Предлагалось также использовать сам H-3 в качестве беспилотной мишени (под названием QCH-3E) для подготовки стрелков AH-64, но от этой идеи отказались из-за нехватки средств.
На смену противолодочным вертолетам HSS-2 (SH-3A) постепенно пришли SH-3D, представленные на снимке. Всего для ВМС США построили 72 SH-3D Sea King, отличавшиеся форсированными двигателями, новой гидроакустической станцией и увеличенным запасом топлива.
Три SH-3A, ранее принадлежавшие ВМС, были переданы ВВС в апреле 1962 года. Эти вертолеты, попавшие в 551-ю эскадрилью, использовались для снабжения морских радиолокационных платформ в Атлантике.
В 1942 году основными патрульными самолетами ВМС США большой и средней дальности были PBY-5 Catalina (слева) и PV-1 Ventura соответственно. Самолет на снимке действовал на Тихом океане, базируясь на Алеутских островах.
Украинский Су-25УБ в оригинальном двухцветном камуфляже выруливает на старт на фоне пары МиГ-29. Украинские Су-25 несут службу в 456-м штурмовом полку, 299-й тактической авиабригаде и 28-й отдельной смешанной авиаэскадрилье.
После разведки маршрутов для авиакомпании "Imperial Airways" в Азии Алан Кобхэм на этом DH.50J в 1925-1926 годах начал прокладывать воздушные трассы над Южной Африкой и Австралией, преодолев за это время 25 750 км по воздуху.
"Героический" рекордный D.H.50J позднее был с почестями провезен по улицам британской столицы, заполненным толпами восхищенного народа.
В испанских ВВС имеется около 20 CN.235, используемых наравне с ВТС C.212, C-295 и C-130 Hercules. Один самолет используется для решения разведывательных задач.
CN.235 Persuader - специализированный морской патрульный вариант транспортного CN.235, закупленный рядом стран.
EADS CASA CN.235
Самолет R2000 фирмы "Avions Pierre Robin" уже не имеет "ломаного крыла", как его предшественники. Большой двухсекционный фонарь кабины обеспечивает лучший в этом классе самолетов обзор.
Посадка S-61/H-3 на воду была непростой задачей. Это можно было сделать только при спокойном море, так как вертолет имел тенденцию к опрокидыванию.
Обозначение VH-3E используется для нескольких СН-ЗЕ ВВС США, переделанных для перевозки VIP-персон. Машина на снимке служила в 1-й авиационной эскадрилье на базе Эдвардс.
Вертолет HH-3E был создан по требованию ВВС США для проведения поисково-спасательных операций в боевой обстановке во Вьетнаме. На снимке представлен вертолет, принадлежавший командованию ВВС США на Аляске.
На пике службы в 1992-1994 годах парк Tornado F.Mk 3 британских ВВС включал семь эскадрилий, части боевой переподготовки и звено из четырех самолетов, базировавшееся в Маунт Плезант на фолклендских островах. Три подразделения F.Mk 3 находились на базе ВВС в Лиминге, Йоркшир, вместе с 100-й эскадрильей, вооруженной самолетами Hawk (на снимке), изображавшими противника при тренировках сил ПВО.
После отказа ВВС США от Stiletto самолет был передан центру исследования высоких скоростей НАСА на авиабазе Эдвардс. В серии из 20 полетов было собрано много полезной информации, распространенной среди авиастроителей США и оказавшейся полезной при создании истребителя F-104. X-3 ныне является экспонатом музея ВВС на авиабазе Райт-Паттерсон.
Хотя полеты X-3 мало дали для изучения кинетического нагрева, они оказались очень информативными для производителей шин. Самолет отличался феноменально большой посадочной скоростью, и разрывы шин на нем были частым явлением.
Douglas X-3 Stiletto
К середине 2010 года самым крупным оператором C-295 были ВВС Бразилии. Самолет на снимке используется для обеспечения пилотажной группы "Esquadrilha da Fumaqa".
В 1942 году основными патрульными самолетами ВМС США большой и средней дальности были PBY-5 Catalina (слева) и PV-1 Ventura соответственно. Самолет на снимке действовал на Тихом океане, базируясь на Алеутских островах.
Douglas O-46A
Субмарина, атакованная летающей лодкой Sunderland Берегового командования, в Бискайском заливе. Камера запечатлела момент фатального попадания глубинной бомбы.
Кабина Sunderland из 10-й (австралийской) эскадрильи, базировавшейся в Маунт Баттене, Плимут. В 1942 году к 10-й эскадрилье присоединилась еще одна австралийская противолодочная эскадрилья Sunderland - 466-я.
Этот He 115C-1 в импровизированном зимнем камуфляже принадлежал 1./KuFlGr 406, в 1942 году базировавшемся в Сёррейсе возле Тромсё. Это подразделение, совместно с 1./KuFlGr 906, провело первую торпедную атаку против конвоя PQ-17.
Несмотря на появление Beaufighter, на протяжении 1941-1942 годов Beaufort продолжали использоваться для противокорабельных операций как в Средиземноморье, такие водах метрополии. На снимке Mk I из 217-й эскадрильи, базировавшейся в Сент-Ивале. В феврале 1942 года эта эскадрилья (базировавшаяся тогда в Мэнстоне) участвовала в неудачных атаках на линкоры "Шарнхорст" и "Гнейзенау" в Ла-Манше.
Liberator GR.Mk I. Двадцать патрульных самолетов Consolidated Model 32 были поставлены RAF в 1941 году. Доработанные до стандарта Liberator GR.Mk I, они были переданы 120-й эскадрилье в Альдергруве. С полностью заправленными баками Mk I имел радиус патрулирования 3700 км. Самолет AM926 "F-Freddie" из 120-й эскадрильи нес под фюзеляжем четыре 20-мм пушки и был оснащен РЛС ASU.Mk II.
Этот TBD-1 летал в эскадрильи VT-6 ВМФ. Самолет показан в довоенной окраске, в дальнейшем ее поменяли на боевую.
Экзюпери ведет беседу у крыла своего испытанного Caudron C.635 Simoun, 1938 год.
Четырехместные Piper PA-28 можно использовать и для обучения, и для туризма, так что аэроклубы сдают их в аренду пилотам-любителям, получая дополнительный доход.
FA.152 Aerobat. Самолет G-DFTS, построенный в Реймсе Cessna 152, изначально зарегистрированный на летную школу Денхем в ноябре 1977 года. Самолет окрашен в соответствии с типичной для Cessna того времени схемой - с "шашечками" на борту и крыле, используемыми чтобы отличать самолеты Model 152 от Model 150.
Самолеты Cessna 150/152 продолжают широко использоваться уже более 50 лет. Обратите внимание на большие закрылки, обеспечивающие машине хорошую управляемость на малых скоростях.
Tornado F.Mk 3. Этот F.Mk 3 принадлежит 29-й эскадрилье ВВС в Конингсби, первому боевому подразделению Tornado ADV, заступившему на дежурство 1 ноября 1987 года. В структуре НАТО подразделение подчинялось SACLANT (Supreme Allied Commander Atlantic - Верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО на Атлантике) и обеспечивало ПВО над Атлантикой. Самолеты были задействованы в операции "Granby" в 1991 году, действуя с баз в Саудовской Аравии. 13 марта 1991 года, после завершения боевого патрулирования в ходе подготовки операции союзников против Ирака, шесть самолетов вернулись в Конингсби.
Самолет ZA254 долгие годы использовался для летных испытаний, пока не занял место памятника у въезда на авиабазу Конингсби. На снимке он несет пару измерительных контейнеров Sky Shadow, использовавшихся при испытаниях ракеты SkyFlash.
Tornado ADV был создан как носитель ракеты BAe SkyFlash - развития американской AIM-7E-2 Sparrow с усовершенствованными ГСН и взрывателем. Ракета была принята на вооружение истребителей Phantom в 1978 году и имела дальность пуска 50 км. Самолет ZA283 был первым ADV,c которого произвели пуск SkyFlash.
Tornado ADV был предназначен, прежде всего, для перехвата советских бомбардировщиков
Недостаточная маневренность и низкие характеристики ADV на больших высотах частично компенсировались мощной РЛС и превосходным вооружением. На закате своей карьеры эти самолеты вернулись к роли, которую они играли в годы холодной войны, - перехват и сопровождение бомбардировщиков ОКБ Туполева, приближающихся к воздушному пространству Британии. Два горизонтальных пилона для ракет Sidewinder свидетельствуют, что перед нами переходный вариант F.Mk 2 (F.Mk 3 имеет четыре таких пилона).
Этот снимок Tornado F.Mk 2 был сделан с открытой грузовой рампы британского военно-транспортного самолета Hercules. Хорошо видно полуутопленное положение ракет BAe SkyFlash.
На этом снимке Tornado F.Mk 3 хорошо видны удлиненные сопла более мощного двигателя Mk 104 и широкий обтекатель корневой части киля, по которым его можно отличить от предшественника - Tornado F.Mk 2.
На снимке Tornado GR.Mk 1A в зимнем камуфляже из эскадрильи II(AC) и F.Mk 3 из 29-й эскадрильи хорошо видны различия между двумя модификациями. Вариант ADV выглядит более "стройным" за счет удлиненного фюзеляжа и обтекателя РЛС, кроме того, передняя кромка неподвижной части его крыла имеет большую стреловидность. Несмотря на это, конструкция IDS и ADV унифицирована на 80%, а основные отличия касаются передней части фюзеляжа, строившейся в Британии.
В RAF на смену Tornado F.Mk 3 (на переднем плане) должны прийти более маневренные истребители Typhoon. ADV критиковали за недостаточную маневренность, по сравнению с истребителями Су-27, которые могли сопровождать советские бомбардировщики. В 2007 году британские Tornado провели учебные бои с индийскими Су-30 - и ADV потерпели полное поражение.
Приобретение британскими ВВС самолета Sentry AEW.Mk 1, поступившего на вооружение в 1991 году, позволило использовать парк Tornado в рамках современной системы ДРЛО и управления. Значительно расширили боевые возможности Tornado F.Mk 3 и самолеты с объединенной тактической системой распределенной информации JTIDS и ракеты AMRAAM.
На пике службы в 1992-1994 годах парк Tornado F.Mk 3 британских ВВС включал семь эскадрилий, части боевой переподготовки и звено из четырех самолетов, базировавшееся в Маунт Плезант на фолклендских островах. Три подразделения F.Mk 3 находились на базе ВВС в Лиминге, Йоркшир, вместе с 100-й эскадрильей, вооруженной самолетами Hawk (на снимке), изображавшими противника при тренировках сил ПВО.
Хотя по маневренности Tornado ADV уступает многим другим истребителям, он неплохо проявил себя в ходе многонациональных учений, таких как "Red Flag" на американской авиабазе Неллис, где был сделан этот снимок. В качестве замены для Tornado ADV Великобритания и Саудовская Аравия выбрали более маневренный Eurofighter Typhoon.
Итальянские ВВС начали использовать Tornado F.Mk 3 в 1995 году, получив их в аренду от Британии, чтобы заполнить временной промежуток между уходом старых истребителей Starfighter и поступлением новейших Eurofighter. Итальянские ADV были возвращены англичанам в 2003-2004 годах, успев в 1999 году принять участие в операции "Allied Force" в бывшей Югославии.
Tornado F.Mk 3. Этот F.Mk 3 из 229-й части боевой переподготовки (OCU) в Конингсби одновременно несет обозначения и 65-й эскадрильи, которая была сформирована 1 января 1987 года как вспомогательное, "теневое", подразделение OCU, для отработки обслуживания таких частей. Эмблема 65-й эскадрильи - лев на фоне 15 мечей - является напоминанием об одном боевом эпизоде, когда были уничтожены 15 вражеских самолетов. А на киле находится эмблема 229-й OCU - скрещенные факел и меч. Это подразделение было расформировано 1 августа 1992 года и тут же преобразовано в 56-ю (резервную) эскадрилью, до этого вооруженную самолетами Phantom. По мере сокращения парка F.Mk 3 OCU была расформирована в 2008 году, а в июле 2009 года за ней последовала 43-я эскадрилья. Ныне единственным боевым подразделением, вооруженным F.Mk 3, остается 111-я эскадрилья. Планировалось, что ее 12 самолетов будут обеспечивать ПВО в составе сил быстрого реагирования НАТО до весны 2011 года.
Tornado F.Mk 3
Обычно пассажирская кабина SA-227AT Merlin III, созданного для корпоративных перевозок, была рассчитана на семь человек. Но ее компоновку можно было легко изменить, благодаря встроенным в пол направляющим.
Военные покупатели. Бельгии получили первый из шести своих Merlin IIIA (фото) в 1976 году; пять из них использовались до 1990-х годов в качестве самолетов связи. Среди других военных операторов были Швеция, Аргентина, Таиланд и Армия США.
Этот SA-226TC Metro II был переделан из SA-226AT Merlin IV и начал службу в американской компании "Tejas Airlines" в сентябре 1977 года.
На протяжении 1980-х и начала 1990-х годов компания "Scenic Airlines" из Лас-Вегаса, Невада, использовала и Merlin, и Metro. Самолеты в основном совершали экскурсионные полеты над Большим каньоном.
Северная Америка была самым прибыльным рынком для продажи 19-20-местных Metro III. Самолет на снимке был приобретен канадской компанией "Bearskin Airlines" в марте 1992 года.
Военные покупатели. В 1988 году ВВС США выбрали Metro III (фото) для замены самолетов C-131 в Национальной гвардии. Было поставлено свыше 50 машин, получивших обозначение C-26 и оборудованных быстросъемным интерьером для перевозки пассажиров, раненых или грузов.
Expediter I был специализированным грузовым вариантом Metro III с усиленным полом и полезной нагрузкой свыше 2270 кг. Первые самолеты были поставлены курьерской службе "DHL Worldwide Courier Express" в апреле 1985 года.
Специальные операции. Созданный в 1993 году многоцелевой самолет наблюдения MMSA (Multi-Mission Surveillance Aircraft) (фото) был способен решать различные разведывательные задачи, но при этом мог быть быстро конвертирован в пассажирский или грузовой вариант. Оборудование самолета может включать подвесной разведывательный контейнер, обзорную РЛС и системы радиоэлектронной разведки.
Специальные операции. Фирма "Fairchild" предлагала ряд самолетов специального назначения на базе Metro III и, позднее, Metro 23. В их число входили морской патрульный самолет с РЛС кругового обзора Litton в обтекателе под фюзеляжем и с продолжительностью полета 10 часов, а также противолодочный самолет, оснащенный гидроакустическими буями и магнитометром. По заказу шведских ВВС Metro III был оснащен РЛС дальнего обнаружения Ericsson PS-890 Erieye (фото). Самолет прошел летные испытания в 1986 году, но предпочтение было отдано Saab 340.
Военные покупатели. В 1975 году южноафриканские ВВС получили семь Merlin IVA (фото) для использования в качестве связных. Эти самолеты несли службу до середины 1980-х годов, после чего их продали гражданским операторам.
Гофрированная обшивка фюзеляжа была отличительной чертой XO-31. У YO-31 на смену ей пришла гладкая обшивка фюзеляжа полумонококовой конструкции.
T2D-1 (на снимке) и P2D-1 отличались плоскими панелями остекления в носовой части, облегчавшими прицеливание при бомбометании.
Все самолеты Дрюэна имели деревянную конструкцию с фанерной обшивкой на фюзеляже и полотняной на несущих поверхностях. На снимке представлен D.3.
Сложная конструкция силовой установки однодвигательного истребителя делала его малопригодным для использования в военных целях.
Лыжное шасси было отличительной чертой варианта LC-117D. Этот самолет использовался ВМС для полетов в полярных районах.
Douglas TA-4J из эскадрильи VC-1 в одном строю с ERA-3B (№ 144827) из VAQ-33 во время учений в 1978 году. Обратите внимание на два ветроэлектрогенератора на борту Skywarrior и контейнеры AN/ALQ-76 под его крылом. Дополнительная аппаратура РЭБ была установлена в бомбоотсеке самолета.