Мировая Авиация 131
-
МиГ-19С "Farmer-C"/F-6
Канадские НАР "воздух-поверхность". НАР CRV7 разработана фирмой "Bristol-Aerospace" для совместимости с американскими сериями 70-мм ПУ. Она используется боевой авиацией США и НАТО (изображен Harrier GR.Mk 7). НАР CRV7 с 4,5-кг боеголовкой развивает скорость до 4506 км/ч, а при установке БЧ массой 3,3 кг скорость достигает 5391 км/ч. Дальность полета ракеты 6490 м.
Британские НАР. 50,8-мм НАР Royal Ordnance разработана на основе проекта фирмы "Matra". Это мощное оружие малого калибра. Ее небольшая масса (4,32 кг с бронебойной боеголовкой, 4,54 кг с фугасной либо практической БЧ) позволяет подвешивать большое количество таких НАР на легкие машины тактической авиации. На снимке видна 36-зарядная ПУ НАР, содержащая 50-мм ракеты и подвешенная под консолью штурмовика Buccaneer ВМФ.
Улыбающийся канадский пилот майор Рэй Коллишоу (Раймонд Кэлшоу ) сидит в кабине своего истребителя Sopwith Camel (номер D3417) после 21-й воздушной победы, 10 июня 1918 года. К тому моменту 24-летнего командира 203-й эскадрильи уже два раза сбивали, но он уцелел и сам сбил 47 (???) вражеских аэропланов. Всего он сбил 60 немецких самолетов, летая во Франции в составе 203-й эскадрильи на самолете Camel с номером D3417. В августе 1918 года Кэлшоу был награжден орденом "За боевые заслуги". Во время Второй мировой войны он командовал 12-й истребительной группой.
Истребители Vought F4U-1 Corsair из эскадрильи VMF-124 "Blacksheep" над островом Бугенвиль.
Ранние машины F4U, такие как эта, сфотографированная на базе Торокина, Бугенвиль, в мае 1944 года, были вооружены тремя 12,7-мм пулеметами в каждой консоли крыла и парой пилонов для подвески нагрузки массой до 45 кг.
Пилоты бегут к своим Corsair, Гуадалканал, начало 1943 года. Самолет с номером 68 окрашен в трехцветный камуфляж с новыми опознавательными знаками. Задняя часть остекления фонаря кабины типа "птичья клетка" закрашена.
Самолеты F4U-1 возвращаются на авианосец "Йорктаун" (CV-10), октябрь 1943 года. После первых боев летчики стали просить улучшить обзор передней полусферы. Позднее его исправили установкой каплевидного фонаря на версии F4U-1A.
Самолет F4U-1D из КМП запускает 127-мм ракеты по японским позициям, Окинава, июнь 1945 года. Этот фотоснимок был сделан с самолета Lockheed F-5E. Фотографа с его аппаратом уложили в модифицированный подвесной бензобак.
F4U-2 из эскадрильи VF(N)-101 готовится к взлету с авианосца "Энтерпрайз" для удара по атоллу Трук, февраль 1944 года. Эскадрилья VF(N)-101 стала первой частью ВМФ США палубного базирования, оснащенной истребителями F4U-2.
Самолеты F4U Corsair выгружаются на понтоны в гавани Гуянь, Филиппины для перевозки в строевые части, май 1945 года.
Эти истребители FG-1D, сфотографированные с самолета Avenger КМП США во время удара по Окинаве, принадлежали эскадрилье VMF-323 "Death Rattlers". Версия FG-1D, построенная фирмой "Goodyear", была аналогом истребителя-бомбардировщика F4U-1D с возможностью подвески ракет, бомб или баков с напалмом.
Истребитель F4U-1A эскадрильи VMF-216, поврежденный в бою над Рабаулом 10 января 1943 года. Летчики эскадрильи VMF-216 сообщили, что сбили на Corsair 27 японских самолетов, главным образом, при полетах на Рабаул.
Французские ракеты "воздух-поверхность". 68-мм НАР Thomson-Brandt SNEB 68 Type 250 использовались в ВВС Великобритании (Harrier GR.Mk 3, фото) и Франции (Mirage F.1).
В операции "Daguet" участвовали 28 самолетов Jaguar. Они совершили 615 боевых вылетов с общим налетом 1088 часов, в ходе которых было сделано 185 контактов с заправщиками CF-135FR.
13 февраля 1991 года самолет Jaguar из эскадрильи EC 2/11 "Vosges" с подвеской УР "воздух-воздух" Magic вместо контейнера дипольных отражателей Phimat вылетает из Аль-Ахсы для удара по бронетехнике республиканской гвардии Ирака.
Самолет Jaguar из эскадрильи EC 3/7 "Languedoc" без лазерного дальномера под носовой частью в Бангуе, Центральноафриканская республика. Там ВВС Франции держали регулярные части для военных операций в своих бывших колониях.
Самолеты Jaguar из 11-й эскадры, включая эту машину из эскадрильи EC 4/11 Jura, прибыли в Аль-Ахсу в Саудовской Аравии в октябре 1990 года. Они добились неплохих успехов, применяя УР AS30L с лазерным наведением и достигнув при пусках 60 таких ракет 80% попаданий.
В октябре 1998 года началась операция "Trident" по участию Франции в группировке союзников "Allied Force" с привлечением самолетов Jaguar из части EC 3/7, уже размещенных на базе Истрана для контроля ситуации в Боснии.
Истребитель Mirage F1CR из эскадрильи EC 1/33 летит в паре с истребителем-бомбардировщиком Jaguar из эскадрильи ЕС2/11 "Vosges" в ходе операции "Daguet". Оба самолета оснащены контейнерами системы РЭБ Barem на наружных пилонах под левыми консолями и грузом 250-кг бомб SAMP Type 25.
17 января 1991 года в первом боевом вылете французских ВВС в операции "Daguet" 12 самолетов Jaguar нанесли удар с малых высот по предполагаемым складам ракет Scud и средствам связи на иракской авиабазе Ахмад-Аль-Джабер.
Истребитель-бомбардировщик Jaguar. Эскадрилья EC 2/11 "Vosges". Этот самолет Jaguar на левой стороне киля несет эмблему SPA97. Первые шесть таких самолетов EC 2/11 получила в ноябре 1976 года. Эта же часть первой получила самолеты, оснащенные лазерными дальномерами. Она специализировалась на РЭБ и подавлении систем ПВО.
Истребитель Mirage F1CR из эскадрильи EC 1/33 летит в паре с истребителем-бомбардировщиком Jaguar из эскадрильи ЕС2/11 "Vosges" в ходе операции "Daguet". Оба самолета оснащены контейнерами системы РЭБ Barem на наружных пилонах под левыми консолями и грузом 250-кг бомб SAMP Type 25.
Французские ракеты "воздух-поверхность". 68-мм НАР Thomson-Brandt SNEB 68 Type 250 использовались в ВВС Великобритании (Harrier GR.Mk 3) и Франции (Mirage F.1, фото).
Перехватчики Mirage F1CZ в ВВС ЮАР применялись и как ударные самолеты
На окрашенном в черный цвет втором прототипе проводились испытания на штопор и срыв потока на больших углах атаки. Его оснастили противоштопорным парашютом. На серийных самолетах (ведущий) носовые обтекатели первоначально окрашивались в черный цвет.
Главным оружием класса "воздух-воздух" для самолета Gripen стала усовершенствованная ракета средней дальности AIM-120B, называемая в Швеции RB99. B середине 1999 года она была допущена для оперативного применения, что позволило самолету Gripen стать настоящим самолетом воздушного боя.
В состав типового варианта боевой нагрузки AH-64 Армии США входят 70-мм НАР Hydra 70 (на снимке), являющиеся также важным оружием и в арсенале AH-64D, который пришел в армейской авиации США на смену AH-64A.
Широкий ассортимент боевых частей и ракетные двигатели нескольких типов обеспечивают ракетам Hydra широкое боевое применение с вертолетов AH-64.
Говард Фландерс стоит рядом с аппаратом B.2. (???) Считается, что эта фотография была сделана во время военных испытаний в Солсбери-Плейн в 1912 году.
Этот пакистанский F-6 из учебной эскадрильи №25 в Саргодхе был одним из двух самолетов, окрашенных в яркие красно-желтые цвета. Сегодня эта эскадрилья оснащена самолетами F-7P и FT-7P. В 2010 году немногие оставшиеся в Пакистане на вооружении F-6/FT-6, использовались в качестве истребителей сопровождения для самолетов A-5.
Шесть раз китайские летчики дезертировали на истребителях J-6: пятеро - на Тайвань и один - в Южную Корею. Этот самолет JZ-6 перелетел на Тайвань в 1977 году. 27 мая 1983 года ВВС КНР сбили над Тайваньским проливом еще один J-6, пытавшийся сбежать. Побег из КНР был опасным делом. Даже при удачном стечении обстоятельств пилоты не могли быть в полной безопасности от китайских секретных служб, обязанных найти и покарать изменников, где бы они ни были. Например, 10 января 1966 года тайваньский гидроплан Grumman HU-16 Albatross был сбит над морем истребителями НОАК, а все, находившиеся на его борту, погибли. По китайским разведданным, этот гидросамолет вез не только делегатов международной конференции, но и в том числе трех перебежчиков из Китая.
J-6III ВВС КНР имели нерегулируемый носовой конус.
Всего было построено до 3000 истребителей J-6 (обозначение экспортных вариантов - F-6). Он стал одним из наиболее значимых самолетов XX века. На этом снимке изображен китайский самолет, имевший огромное значение в 1960-1990-х годах. В 1967 году 12 истребителей J-6 ВВС НОАК вели бой с четырьмя тайваньскими перехватчиками F-104 Starfighter, каждая из сторон потеряла по одной машине. ВВС США скрытно провели испытания пакистанских самолетов F-6 и нашли их более мощными истребителями, чем ранние МиГ-17 и даже более поздние МиГ-21. Истребители F-6 уступали МиГ-21 в скорости, но превосходили их в маневренном бою.
Самолет эскадрильи №19 ВВС Пакистана в 1980-е годы. Многие пакистанские самолеты того периода красились в такой камуфляж, состоявший из двух оттенков серого цвета. До вооружения истребителями F-6 эскадрилья № 19 "Sherdils" летала на F-86. Сегодня она оснащена самолетами Chengdu F-7P/FT-7.
Истребителям МиГ-19 и J-6 довелось стать настоящими воздушными бойцами, воевавшими в рядах ВВС многих стран. Эти пакистанские истребители F-6 вооружены УР AIM-9 класса "воздух-воздух".
Первыми странами, не входившими в организацию Варшавского договора, но получившими МиГ-19С, были Сирия и Египет. С 1958 по 1962 годы в Сирию поступило 40, а в Египет - 100 таких машин, в том числе китайские F-6, как самолет на этой фотографии с египетскими опознавательными знаками. Первый воздушный бой с участием египетских МиГ-19 произошел 29 ноября 1966 года, когда на два МиГа внезапно напали два израильских Mirage IIIC и сбили обоих. В первый день Шестидневной войны - 5 июня 1967 года - более 20 МиГ-19С были уничтожены на земле израильскими авиаударами, а еще восемь - сбиты при попытке взлететь. Представители ВВС Израиля заявляют, что израильские Mirage IIIC якобы сбили 29 МиГ-19С без потерь со своей стороны. Однако многие израильские пилоты единодушно отмечали, что МиГ - "превосходная машина для маневренного воздушного боя".
Персонал ВВС США осматривает египетский F-6 во время совместных учений "Bright Star '83". В египетских ВВС машины этого типа были заменены на истребители-бомбардировщики F-16.
Истребитель F-6 долго будет ассоциироваться с индо-пакистанской войной, где он воевал в составе ВВС Пакистана.
Истребитель F-6 участвовал в нескольких серьезных конфликтах, в частности, в войне между Индией и Пакистаном в декабре 1971 года. К тому времени F-6 стал основой истребительной авиации Пакистана. Для решения задач штурмовки и ПВО ими вооружили эскадрильи № 15, № 19 и №25. Пакистанцы оказались довольны боевым дебютом F-6 и вскоре закупили большую партию, увеличив свой парк до 130 машин. В ноябре 1980 года в Камра, Пакистан, был открыт перестроенный с помощью Китая завод для ремонта и модернизации F-6. На них установили катапультные кресла Martin-Baker и пилоны для ракет Sidewinder. Истребители F-6 ВВС Пакистана летали с нестандартными сбрасываемыми баками Misawa от машин Lockheed P-80 Shooting Star.
США. Сегодня больше всего Chinook летает в Армии США. Первоначально она получила 349 вертолетов CH-47A, затем еще 108 улучшенных машин CH-47B, начиная с мая 1967 года. С начала 1968 года были приобретены 270 вертолетов CH-47C, построенных "Boeing", а в 1985 году - 11 вертолетов CH-47C от фирмы "Agusta". Эта версия служила в качестве средних грузовых вертолетов. Во Вьетнаме четыре машины переделали в боевые вертолеты ACH-47A. С 1982 года Армия США получала первые из 472 модифицированных машин CH-47D, переделанных из ранних версий А, В и С. После успешного применения MH-47D для специальных операций изготовили 26 улучшенных машин MH-47E. Оба типа переделали из старых вариантов. В 2010 году Армия США имела в строю до 410 машин CH-47D/F. 293 из них проходят модернизацию по контракту с фирмой "Honeywell".
A Boeing Vertol CH-47C Chinook in service with the US Army.
Позже всех в Европе вертолеты Chinook получили Нидерланды (фото), которые использовали семь бывших канадских машин CH-147, доработанных до стандарта CH-47D и шесть заново построенных вертолетов версии D. Два голландских вертолета CH-47D были потеряны в Афганистане.
Великобритания, Голландия, Греция, Испания и Италия. Вертолеты Chinook используются в пяти европейских странах. Первыми эти машины получили ВВС Великобритании (фото). Они заказали 15 CH-47B в 1967 году. Этот заказ был отменен, восстановлен в 1971 году и снова отменен. В 1978 году были заказаны 33 вертолета Chinook HC.Mk 1. Первый из них прибыл в октябре 1981 года. Первой их получила 18-я эскадрилья на авиабазе Одихэм. За ними последовали 7-я эскадрилья и 1310-е звено на Фолклендских островах (позже ставшее 78-й эскадрильей). Еще восемь машин были заказаны в 1983 году. Вертолеты Chinook HC.Mk 1В модифицировали, установив лопасти несущих винтов из стеклопластика. 32 вертолета модернизировали до стандарта HC.Mk 2 (подобного версии CH-47D). Эскадрилья №27 первой получила машины версии Mk 2. В сентябре 1995 года были заказаны еще три вертолета HC.Mk 2, шесть HC.Mk 2А и восемь HC.Mk 3 для сил спецопераций. Парк вертолетов ВВС Великобритании оказался очень ценным для объединенной вертолетной части, а позднее объединенного вертолетного управления НАТО.
Австралия первой за пределами США стала применять вертолеты Chinook. 9 апреля 1974 года 12 средних транспортных машин CH-47C (фото) прибыли на борт авианосца "Мельбурн". В составе эскадрильи № 12 они служили до июля 1989 года, затем их списали. Армия получала военные вертолеты, но из-за нехватки грузового авиатранспорта в Армии США австралийцам пришлось вернуть семь CH-47C. Четыре оставшихся вертолета отправили на фирму "Boeing" для доработки в версию CH-47D. Они вернулись на службу в середине 1995 года в эскадрилью 5-го авиаполка. В начале 2000 года в Австралии появились еще два вертолета CH-47D. В дальнейшем машины версии D заменят на семь вертолетов CH-47F.
Япония - одна из двух стран, строящих Chinook по лицензии, фирма "Kawasaki Heavy Industries" выпускает CH-47J (эквивалент версии CH-47D) и CH-47JA (эквивалент версии CH-47SD/Model 414-100) по заказу японских воздушных Сил самообороны (JASDF) для логистического обеспечения наземных РЛС, поиска, спасения и транспортных работ, а также для японских наземных Сил самообороны (JGSDF), использующих их в качестве тяжелых транспортных машин. Парк JASDF распределен по звеньям поиска и спасения, базирующимся в Мисаве, Ируме, Касунге и Нахе. Первые два собранных японцами Chinook были поставлены 26 декабря 1986 года, по одной машине для каждой службы. Им предшествовали два вертолета постройки фирмы "Boeing" (на фото в стандартном камуфляже J6SDF). К 2010 году в Японии имелось 14 CH-47 в воздушных и 54 - в наземных Силах самообороны. Вертолеты стандарта CH-47JA получают оборудование ИК-системы переднего обзора AN/AAQ-16.
Таиланд (фото) получил четыре CH-47A в 1972 году. В 1989 году их заменили на пять CH-47D. В 1991 году к ним добавились три модифицированных вертолета CH-47C. В 2008 году Сингапур получил шесть CH-47D и десять машин версии "Super D".
Ливия получила с итальянского завода 20 вертолетов, начиная с 1976 года. Шесть машин использовались в ВВС, остальные - в Армии. Эксплуатационная надежность вертолетов этого типа в Ливии оказалась низкой из-за эмбарго США на поставки запчастей. 12 из этих вертолетов были переданы Объединенным Арабским Эмиратам.
Иран получил из Италии 95 таких машин (38 построены из комплектов, поставленных "Boeing"). После Армии США это был самый большой парк вертолетов данного типа.
Марокко закупила девять CH-47C у фирмы "Agusta". Поставки начались в 1979 году. Семь из них все еще используются в эскадрилье тяжелых вертолетов, базирующейся на авиабазе в Рабат-Сале. Эти машины интенсивно использовались в борьбе с партизанами фронта Полисарио на юге страны.
Парк испанской армейской части BHELTRA V из 16 машин Chinook (фото) состоял из вертолетов BV 414, CH-47C и CH-47D. Они базировались в Кольменар-Вьехо. В 2010 году Испания имела примерно 17 CH-47D.
В Канаде в 1974-1991 годах девять CH-47C версии CH-147 служили в 447-й и 450-й эскадрильях. В 2009 году Канада снова стала применять вертолеты Chinook, получив семь таких машин из запасов Армии США. В 2010 году в Канаде в строю оставалось шесть CH-47D (один разбился в Афганистане). Еще 15 машин CH-47F были заказаны.
В 2010 году Испания имела примерно 17 CH-47D. В Армии Италии с 1972 года служили 35 машин, построенные "Agusta", и два вертолета CH-47C, сделанные "Boeing" (фото) в качестве тяжелых транспортных средств.
Более современная С-8 заряжается исключительно в 20-зарядную ПУ Б-8 (фото, на внутренних пилонах Ка-52). Эта ПУ выпускается в самолетном (Б-8М1) и вертолетном (Б-8В20) вариантах.
Истребители SE.5A из 85-й эскадрильи выстроены в ряд (Сен-Омер, июнь 1918 года). На переднем плане - аэроплан Уильяма Бишопа с кодом C1904. Именно на нем в пятидневных боях Бишоп сбил последние 13 из 72 сбитых им аэропланов.
Прежние НАР заряжались в различные ПУ, включая 16-зарядную ПУУБ-16-57 (фото, на польском Су-22М-4) и 32-зарядную ПУ УБ-32-57.
Фирмы "Aerospatiale" и "Alenia" занимаются высокотехнологичными разработками. Поэтому в базовый проект ATR 42 внесен ряд серьезных новшеств. Однако при этом удалось избежать чрезмерной сложности с учетом нацеленности этого самолета на рынок, требовавший скорее неприхотливой рабочей лошадки, нежели капризного породистого скакуна.
До банкротства компании "Pan Am" в ее цветах на региональных и ближних рейсах летали шесть лайнеров ATR42. Этот самолет был сфотографирован над Тулузой перед его поставкой и, хотя на нем уже нанесены эмблемы компании "Pan Am", ему пока присвоен французский испытательный регистрационный номер.
Проект ATR 42 не просто авиалайнер - он также несет военную и пограничную службу. Самолеты версии ATR 42MP используются в береговой охране Италии.
ATR 42 MP несет на борту все оборудование, необходимое для наблюдения за морским пространством. В настоящее время эти самолеты несут службу в итальянской Guardia de Firenza, а в конце 2009 года должны быть поставлены Ливии и Нигерии.
В версии ATR 72 существенно удлинили фюзеляж для размещения еще 30 пассажиров. Для этого, в свою очередь, потребовались форсированные двигатели, больший размах крыла и усиленное шасси для дополнительной массы.
Компания "American Eagle" предоставляет услуги региональных перевозок по всей территории США. Одно время она эксплуатировала больше всех в мире лайнеров ATR серии 42/72 - 46 машин ATR 42-300 и 47 самолетов ATR 72-200, -210 и -210A. Сегодня в этой компании летают 39 ATR 72-200.
На этом снимке эффектно смотрится лайнер компании "Binter"- серийный вариант проекта -72 серии 500. Самые новые машины этой серии обрели возможности по Категории II ИКАО, означающие, что они могут безопасно садиться в очень плохих метеоусловиях.
Биплан Model 7B компании "Fleet" имел максимальную скорость 185 км/ч и потолок 4265 м. Его дальность полета - 480 км, максимальная взлетная масса - 790 кг.
Истребитель Sopwith Triplane "Black Maria" аса Коллишоу (код N5492) стал одним из самых известных аэропланов Первой мировой войны. На этой машине с 15 июня по 21 июля 1917 года Коллишоу сбил 18 немецких самолетов. В 1960-е годы Карл Суонсон старательно воссоздал эту летающую реплику для канадского Национального музея авиации в Оттаве.
Самолет Fleet Fort Mk II ВВС Канады.
Вертолет Fl.282 V21 (также известный как FI 282B) изображен в том виде, как он выглядел во время оценочных испытаний в 1943 году. Бомбардировки союзников помешали массовому производству этой, надо признать, неплохой машины.
Вооруженный военный вариант AeMO.1 отличался наличием пулеметной турели в задней кабине.
Транспортный FMA Ae.T.1 создали для аргентинских регионов на той же базовой платформе, что и проекты серии Ae.C.1 и Ae.C.2. Он имел характерный капот с большим количеством вентиляционных выходов-жалюзи для строившегося по лицензии мотора водяного охлаждения.
Забавный с виду биплан Fleet 50J Freighter был тщательно спроектированным самолетом, но он не смог добиться коммерческого успеха из-за малой энерговооруженности (невозможность полета на одном моторе). К тому же высота установки моторов затрудняла их техническое обслуживание.
По внешнему виду корпуса Fleetwings F-5 Seabird заметна трудность работы с нержавеющей сталью, но преимущества этого материала с точки зрения долговечности так же очевидны.
Этот самолет один из шести построенных серийных истребителей P-75A.
Во Вьетнаме 10 C-130 переделали в воздушные командные пункты. Самолеты с обозначением EC-130E (ABCCC) применялись для координирования ударов авиации с использованием данных от передовых авианаводчиков и наземных наблюдателей.
Установленные под хвостовой частью EC-130H антенны образуют сеть вокруг хвостового оперения. Во время холодной войны 43-я эскадрилья РЭБ базировалась в Зембахе, ФРГ, готовясь к выполнению заданий по созданию помех системам связи в случае конфликта с СССР.
В версии EC-130V сочетаются возможности самолета ДРЛОиУ E-2C Hawkeye с продолжительностью полета C-130. После исключения из состава Береговой охраны США один EC-130V1 октября 1 993 года передали ВВС США для использования в секретной "черной программе". По слухам его применяли для мониторинга полета крылатых ракет в 6545-й испытательной эскадрилье на базе ВВС Хилл, Юта. Позднее самолет отправили в Центр восстановления, технического обслуживания и ремонта.
Четыре самолета C-130 были переделаны в конфигурацию Rivet Rider/Volant Solo. Эти самолеты, оснащенные ножевидными антеннами под консолями крыла и перед килем, служили в качестве теле- и радиоретрансляторов сигналов аварийного оповещения в случае национального бедствия, введения особого положения и во время проведения специальных операций. Позже их заменили на самолеты EC-130J Commando Solo.
Биплан Fleet 21M с кодом CF-DLC компания построила для демонстрационных полетов. Затем он стал единственным экземпляром варианта Fleet 21K со звездообразным мотором Jacobs. Заметна его закрытая задняя кабина и вырезанный люк в нижней части фюзеляжа - во время войны эта машина использовалась для испытаний парашютов в компании "Irvin Air Chute Ltd". Позднее аэроплан восстановили в его первоначальной двухместной конфигурации.
Биплан Fk12 Comet частично обладает характеристиками самолета Pitts S-2 Special, но существенно дешевле. Такие бипланы летают в разных странах: от Финляндии до Южной Африки.
Самолеты Fk 14 Polaris, как и другие проекты "Fk-Leichtflugzeuge", предлагаются как в виде комплектов для сборки, так и в виде готовых машин. В 2009 году были отложены планы постройки разработанного фирмой "Cirrus" варианта Fk14 в качестве поискового.
Военный моноплан Flanders F.4 был развитием проекта F.3 1911 года и строился в двух версиях: три экземпляра (включая этот самолет) с трапециевидным крылом и один с крылом с постоянной хордой. Четырехлопастный винт сделали простым наложением двух двухлопастных пропеллеров на один вал.
Практично спроектированный самолет Model 80 мог поставляться с колесным, лыжным или поплавковым шасси.
До создания проекта BT-12 фирма "Fleetwings" получила значительный опыт в изготовлении компонентов из нержавеющей стали для авиапромышленности США.
Самолет Model 33 оказался единственным изделием фирмы "Fleetwings", сделанным без применения нержавеющей стали. Он не пошел в серию, на фотографии - единственный прототип.
Большинство все еще летающих машин FU24 являются заново построенными версиями FU24-950 (на фотографии) или версиями -950M с новыми двигателями. Все они оснащены моторами Lycoming IO-720 мощностью 400 л. с. (298 кВт).
Ни шестиместный самолет FU-24A Utility, разработанный в США (на фотографии), ни восьмиместный вариант FU24-950, спроектированный в Новой Зеландии, так и не нашли заказчиков.
Легкий ударный и противопартизанский самолет FD-25B мог нести бомбы, баки с напалмом и НАР со складывающимися стабилизаторами.
Благодаря установке двух тянущих винтов на выносных балках по бортам фюзеляжа Fl.185 мог летать и как вертолет, и как автожир.
На этой фотографии можно заметить двойную втулку несущих винтов Fl.265. Такую конфигурацию пришлось выбрать из-за использования близко расположенных несущих винтов противоположного вращения с перекрытием плоскостей вращения.
Конструкция спортивно-пилотажного самолета Cranfield A1 специально усилена для выполнения маневров с высокими положительными и отрицательными перегрузками.
Легкость изготовления и технического обслуживания стали основными достоинствами проекта SAH-1. Его управляющими поверхностями являются элероны, однощелевые закрылки, рули высоты и руль направления.
Фюзеляж самолета AeMB.2 был прямоугольного сечения. Экипаж состоял из пилота, штурмана и бомбардира. На фотографии показан самолет со снятой верхней стрелковой установкой, который использовали в качестве разведчика.
Относительно низкую (по сравнению с УР) точность НАР "воздух-поверхность" компенсировали введением кассетных боеголовок. А современные достижения, в том числе система вооружения повышенной точности (APKWS), фирмы "BAE Systems" несколько потеснили УР, оснащенные системами лазерного наведения.
Французские ракеты "воздух-поверхность". 68-мм НАР Thomson-Brandt SNEB 68 Type 250 использовались в ВВС Великобритании (Harrier GR.Mk 3) и Франции (Mirage F.1). 12-зарядная ПУ 68.12 (того же производителя, установлена на узле подвески вертолета AS 355M, фото) стала вооружением легких вертолетов.
Первоначально двухместный вариант Gripen обозначался JAS 39B. Всего собрали 29 таких машин, включая этот опытный образец, заменивший один из серийных одноместных самолетов серии Batch 1.
Ключом к успеху легкого истребителя Gripen стала его маневренность. Разумно используя современные технологии, разработчики создали небольшой самолет, способный выполнять задачи, решавшиеся прежде пятью различными версиями более громоздкого истребителя Viggen. На снимке - вооруженный УР Sidewinder двухместный JAS 39B и одноместный JAS 39A с УР AMRAAM выполняют эффектный разворот.