Мировая Авиация 133
-
Февраль 1980г.: преодолев свыше 30 000 км, Ил-18Д открыл воздушное сообщение между Москвой и антарктической станцией "Молодежная".
Один из самых знаменитых рейдов в истории войны состоялся 18 апреля 1942 года, когда 16 бомбардировщиков North American B-25B Mitchell, взлетевших с авианосца "Хорнет", атаковали цели на территории Японских островов. Разрушения были минимальными, но психологический эффект оказался огромным.
Низкий уровень потерь авиации коалиции во время войны в Персидском заливе был достигнут благодаря широкому использованию самолетов SEAD. Важность этих задач настолько велика, что при планировании воздушных операций подавлению ПВО отдается наивысший приоритет.
18 января 1980г.: Дания получила свой первый из 12 заказанных истребителей Fighting Falcon, F-16B ET-204, построенный SABCA на заводе в Госли. Днем позже самолет был передан эскадрилье Esk 727.
Brewster B-339. С февраля 1942 года голландские самолеты получили новые опознавательные знаки, более похожие на используемые союзниками. Известный в Британии как Buffalo, истребитель B-339 значительно уступал по характеристикам всем японским машинам такого же типа. На рисунке представлен самолет из смешанного подразделения голландских ВВС Ост-Индии (ML-KNIL) в Андире, Бандунг, в марте 1942 года.
До принятия на вооружение Grumman TBF Avenger основным американским бомбардировщиком-торпедоносцем был Douglas TBD Devastator. Эти самолеты из эскадрильи VT-6 сфотографированы перед очередным вылетом на палубе авианосца "Энтерпрайз". На переднем плане видны истребители Wildcat из эскадрильи VF-6.
Grumman F4F Wildcat оставался основным истребителем ВМС США до 1943 года. В 1942 году в Коралловом море F4F уже с трудом противостояли японским истребителям Mitsubishi A6M Reisen.
Капитан Джесси Фольмар. Летавший FG-1D (F4U-4), построенном фирмой "Goodyear", капитан Фольмар из КМП стал единственным пилотом Corsair, которому в сентябре 1952 года удалось сбить реактивный МиГ. Атакованный двумя МиГ-15, Фольмар сбил один из них огнем 20-мм пушки, прежде чем его машина была подбита другим МиГом, и ему пришлось воспользоваться парашютом.
Во время войны в Корее пилоты Corsair ВМС и КМП США сбили 10 самолетов противника. Действовавшие ночью F4U обычно несли глянцевую темно-синюю окраску, снижавшую их заметность.
Этот ночной истребитель F4U-5N КМП США несет темную окраску, позволявшую избежать обнаружения прожекторами во время ночных вылетов. На этом самолете летал лейтенант Рей Стюарт из эскадрильи VMF(N)-513.
Поскольку небольшая продолжительность полета не позволяла первым реактивным боевым самолетам патрулировать над полем боя, в первые месяцы войны эта задача была возложена на F4U ВМС и КМП США.
Эскадрилья VMF-214 начала боевые операции в августе 1950 года, используя свои F4U-4B в качестве штурмовиков. Подразделение сначала базировалось на авианосце "Сицилия" (CVE-718), пока не было переброшено на берег в ноябре 1950 года.
Самыми популярными самолетами у Сухопутных войск в Корее были F4U (на фото) ВМС и F-51 Mustang ВВС США. Разработанные за десятилетие до начала конфликта, эти две машины, тем не менее, оказались самыми эффективными штурмовиками.
Развернутые на авианосце "Филиппин Си" в составе CVC-11, эти F4U-4 снаряжаются бомбами перед очередным вылетом против северокорейцев.
Эскадрилья VMF-214 "Black Sheep" стала первым авиационным подразделением КМП США, принявшим участие в боевых действиях в Корее. После прибытия в Пусан в августе 1950 года ее F4U-4B с успехом применялись для непосредственной поддержки войск, используя НАР, бомбы, баки с напалмом и пулеметы.
Эскадрилья VMF-212 действовала с береговых баз в Корее с конца 1951 года до завершения боевых действий. Подразделение использовало свои Corsair в качестве штурмовиков, ночных истребителей и разведчиков.
Hornet начинает службу. 13 ноября 1980г.: первая эскадрилья многоцелевых истребителей McDonnell Douglas F/A-18 Hornet, VFA-125 "Rough Raiders" была сформирована на базе ВМС Лимор в Калифорнии. Основной задачей эскадрильи было обучение пилотов Hornet для ВМС и КМП, но первоначально она использовалась для переподготовки на новый самолет. VFA-125 также отвечала за эксплуатационные испытания новой машины (для этих целей она в 1982 году была развернута на авианосце "Констеллейшн") и за подготовку пилотов-инструкторов для зарубежных покупателей Hornet.
Второй прототип Fw 159 V2 нес регистрационный номер D-INGA. Он был выполнен по схеме парасоль и имел убирающееся шасси с узкой колеей, страдавшее от постоянных поломок.
Focke-Wulf Fw 189 Uhu из разведподразделения Nachtkette/NAGr 15, в октябре 1944 года базировавшейся в польском Нагловитце.
Принятый на вооружение в 1941 году тактический разведчик Fw 189 пришел на смену Henschel Hs 126. Позднее самолет использовали и для решения других задач. Например, эта машина из Stab/Nachtjagdgeschwader 100 в Грайсвальде в 1945 году использовалась как ночной истребитель. Обратите внимание на антенны РЛС в носовой части.
У штурмовика Fw 189 V1b гондолу экипажа заменили двухместной кабиной, практически полностью выполненной из бронеплит.
Focke-Wulf Fw 190A-5/U-12 "13 красный" лейтенанта Эриха Хондта, командира 2./JG 11, в октябре 1943 года базировавшейся в Хусуме. Обратите внимание на гондолы под крылом, в каждой из которых находилось по две 20-мм пушки MG 151.
В июне 1942 года JG1 получила Fw 190A-3/U-1, оснащенные бомбодержателем ETC 501 для 500-кг бомбы SC 500.
Focke-Wulf Fw 190A-8
Focke-Wulf Fw 190D-9 обер-лейтенанта Оскара Ромма из IV./JG 3, в марте 1945 года базировавшейся в Пренцлау. Боевая карьера Ромма завершилась 24 апреля 1945 года, когда он получил ранения при аварии. К этому времени на его счету было 92 победы.
Когда в 1941 году Focke-Wulf Fw 190 впервые вступил в бой, он, без сомнения, был самым совершенным истребителем в мире и получил у немцев прозвище "Wurger" (убийца, душитель).
12 июля 1980г.: созданный на базе лайнера DC-10-30CF, заправщик и одновременно транспортник KC-10A был разработан в соответствии с требованиями ATCA (advanced tanker/cargo aircraft) ВВС США.
AEW Nimrod. 16 июля 1980г.: самолет дальнего радиолокационного обнаружения (AEW, air electronic warfare), предназначенный для действий на Европейском ТВД, BAe Nimrod AEW.Mk 3 (фото) был получен путем доработок планера самолетов Nimrod MR.Mk 1.
Затянувшаяся доводка БРЭО "Нимрода"AEW не позволила задействовать самолеты этого типа в боевых действиях у Фолклендских островов.
Первый аэродинамический прототип (XZ286) Nimrod AEW.Mk 3 впервые поднялся в воздух в Вудфорде 16 июля 1980г. AEW.Mk 3 был предназначен для установки новой радиолокационной системы фирмы "Marconi Avionics", совместимой с системами самолета E-3 Sentries, использовавшегося НАТО и ВВС США. Установка антенн РЛС на оконечностях фюзеляжа обеспечивала круговой обзор и обнаружение как воздушных, так и морских целей. Испытания XZ286 продолжались до 1982 года.
В НАТО основным самолетом подавления ПВО остается Panavia Tornado IDS. Стандартные Tornado GR.Mk 1 из состава британских ВВС были вооружены ракетами ALARM (теперь используемыми на GR.Mk 4), а специализированные Tornado ECR с ракетами HARM состоят на вооружении ВВС Италии и Германии.
A6M2 "Zeke". Типичный представитель "Zeke", действовавших на Тихоокеанском ТВД как с сухопутных аэродромов, так и с авианосцев - A6M2 из 6-го кокутая (авиакорпуса), Рабаул, Новая Британия, конец 1942 года. В те месяцы это подразделение участвовало в интенсивных боях над Рабаулом.
TBM-3W2 Avenger. TBM-3W2 создавались путем переделки уже существующих самолетов. Эскадрильи получали машины из разных партий, имевшие различную компоновку кабин и ряд других отличий. РЛС AN/APS-20 была настроена на обнаружение шнорхелей подводных лодок. Некоторые источники утверждают, что иногда второму оператору РЛС приходилось скорчившись сидеть в хвостовом отсеке TBM-3W2.
DC-130. Lockheed DC-130 был одновременно носителем и самолетом управления беспилотных, дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов, которые он мог нести на четырех пилонах под крылом. Восемь DC-130A (на снимке) состояли на вооружении ВВС США. DC-130A использовались для запусков беспилотных разведчиков Combat Dawn во Вьетнаме и короткое время в Корее. Пять самолетов ВВС были позднее переданы ВМС США для буксировки беспилотных мишеней. Затем три самолета ВМС использовались фирмой "Tracor Flight Systems" в центре боевой подготовки в Пойнт-Мугу, Калифорния. Семь аналогичных по конструкции DC-130E использовались для запуска беспилотных разведчиков во Вьетнаме, но затем их снова переделали в транспортные машины. Единственный DC-130H, способный одновременно запускать и управлять четырьмя беспилотниками, был построен в 1976 году. Позднее под обозначением NC-130H он использовался для проведения секретных работ.
WC-130. Пятнадцать HC-130H были доработаны, чтобы пополнить флот WC-130B и WC-130E метеорологической службы ВВС США, где они использовались для разведки погоды и так называемой "охоты за тайфунами". Характерным внешним отличием WC-130E стал увеличенный обтекатель РЛС. В конце 1999 года ВВС получили первый из девяти WC-130J - последнего и наиболее совершенного варианта метеоразведчика.
LC-130. Транспортные самолеты Lockheed LC-130F/H/R Hercules являлись полярным вариантом машины, предназначенным для действий в Антарктике и Арктике, и оснащались лыжным шасси. Для повышения дальности полета несколько изменили конструкцию фюзеляжа, а на варианты LC-130F/H/R могли устанавливаться ракетные ускорители RATO для взлета с коротких ледяных аэродромов. Первым лыжное шасси получил один C-130D, на смену которому пришли четыре LC-130H (на снимке) из 139-й транспортной эскадрильи 109-й транспортной группы авиации Национальной гвардии. Первым полярным вариантом Hercules в ВМС США стал LC-130F - четыре таких машины поступили в 1969 году в эскадрилью VXE-6 "Puckered Penguins". Самолеты LC-130R (построено шесть) сначала поступили в VXE-6, но затем были переданы в ВВС. Широкую известность получил случай, когда в октябре 1999 года с помощью LC-130H спасли доктора Нильсена, американского ученого, работавшего на антарктической полярной станции и заболевшего раком. В 2010 году на C-130H прошли испытания восьмилопастных винтов NP2000, которые первоначально планировалось использовать на LC-130.
NC-130A. Хотя литера "N" используется для самолетов, постоянно задействованных в испытаниях, три из шести C-130A, носивших обозначение NC-130A, были снова переделаны в базовый вариант, а один - в DC-130A. NC-130A широко использовались Центром специальных видов оружия ВВС в Киркленде, Нью-Мехико. В 1986 году самолет 55-0022 (на снимке) из 4950-го испытательного крыла Aeronautical Systems Division (ASD) на авиабазе Райт-Паттерсон, применялся для испытаний бортовой аппаратуры систем наведения и систем для боеприпасов "воздух-поверхность" с самонаведением на конечном участке.
NC-130B. Один C-130B был переделан в прототип самолета с укороченным взлетом и посадкой, интерес к которому проявляла Армия США. Машина получила руль с увеличенной хордой, поворотные закрылки вместо закрылков Фаулера и систему управления пограничным слоем, воздух для которой отбирался от двух двигателей Allison YT56-A-6 и обдувал закрылки и руль, увеличивая подъемную силу и улучшая управляемость. Модифицированный самолет налетал 23 часа, но Армия отказалась от своих планов. Отправленный на временное хранение, NC-130B снова был оснащен обычным крылом и рулем, а позднее был передан НАСА, получив номер N929NA (в дальнейшем измененный на N707NA - на снимке), для использования в программе мониторинга земли "Earth Survey". В рамках программы собирается информация о лесоводстве, сельском хозяйстве, землепользовании и растительном покрове, гидрологии и геологии. Самолет оснащен увеличенным обтекателем РЛС, дополнительными иллюминаторами и антеннами. Оборудование включает различные фотокамеры, мультиспектральные сканеры и микроволновые рефлектометры. Машина также используется для испытаний спутниковых датчиков перед отправкой их в космос.
Операция "Eagle Claw". 24 апреля 1980г.: вертолеты RH-53D из эскадрильи HM-16 сфотографированы на авианосце "Нимитц" непосредственно перед началом неудачной попытки спасения 66 американских заложников, захваченных в Тегеране. С самого начала операцию "Eagle Claw" преследовали неудачи: сначала технические отказы на трех машинах, а затем песчаная буря, после которой лишь пять RH-53D оставались в летном состоянии. Американцам пришлось отказаться от операции.
Третий серийный CH-47A демонстрирует возможности Chinook по сбросу десантников. Стандартной нагрузкой машины являлись 33 полностью снаряженных пехотинца, но в последствии их число довели до 44. Во время войны за Фолкленды единственный британский Chinook один раз перевез 81 пехотинца.
В программе разработки YCH-1B были задействованы пять летных прототипов, но первый из них был серьезно поврежден во время аварии при рулежке. Вертолет на переднем плане обильно обвешан датчиками на нижней поверхности фюзеляжа, в носовой части и пилоне винта, позволявшими точно определить характер обтекания машины.
Вариант MH-47D был первым Chinook, стандартно оснащенным заправочной штангой. Машины этого типа состоят на вооружении 3/160-го авиаполка спецназначения в форт Кэмпебел, Джорджия, но на снимке представлен демонстрационный экземпляр фирмы "Boeing".
MH-47E оптимизирован для ночных полетов на малых высотах. Кроме участия в спецоперациях, вертолет может быть задействован в качестве передового заправочного пункта.
Первый CH-47C поднимается в воздух. Это был переделанный CH-47B (66-19103), оснащенный форсированными двигателями T55-L-11, составлявшими главное отличие от ранних вариантов.
23 марта 1980г.: облетанный в Филадельфии, США, вертолет ZA670 был первым из 33 Chinook HC.Mk 1, заказанных британскими ВВС. Первая машина была передана им 2 декабря.
Прототип Ta 154 V1 прогревает двигатели во время первых испытаний в июле 1943 года на аэродроме Ганновер-Лангенхаген. Без вооружения и РЛС первый прототип развивал в горизонтальном полете скорость 700 км/ч. Ta 154 V1 был разработан, построен и испытан менее чем за 10 месяцев.
Ta 154 V3 был первым самолетом, получившим РЛС, и послужил прототипом для ночного истребителя Ta 154A-0/U-1.
Focke-Wulf Ta 154 Moskito
12 декабря 1980г.: начались испытания самолета Alpha Jet A 98+93, оснащенного трансзвуковым суперкритическим крылом, в рамках экспериментальной программы Dornier TST (Transsonik Tragflugel).
Fw 200 V3 использовался Люфтваффе как личный самолет Гитлера. Он имел собственное имя "Immelmann III" и трижды менял схему окраски, прежде чем получил камуфляж, представленный на рисунке.
Снискавший в предвоенные годы славу рядом дальних перелетов, авиалайнер Condor был разработан Куртом Танком в 1936 году. Принадлежавший "Lufthansa" самолет с именем "Westfalen" был вторым прототипом Fw 200.
16 августа 1980г.: первый прототип самолета EMBRAER EMB-312 Tucano (1300) был результатом программы, начатой в 1978 году под руководством Джозефа Ковача.
28 марта 1980г.: в Прествике совершил первый полет самолет Jetstream 31, пилотируемый Леном Хьюстоном и Ангусом Маквити.
Летавшие на истребителях Curtiss Hawk 81A-2 пилоты "Летающих тигров" ("Flying Tigers", официально известных как Американская добровольческая группа (American Volunteer Group, AVG) в Китае, под командованием Клэра Шенно одержали немало побед над превосходящими силами японской авиации. На этом самолете летал Генри Гесельбрахт из 2-й эскадрильи AVG, в феврале 1942 года базировавшейся в Таунго (Бирма). Обратите внимание на китайские опознавательные знаки на крыле.
Основным боевым подразделением, использовавшим Та 152H, была истребительная эскадра Jagdgeschwader 301. Самолеты сначала служили в III группе этой эскадры, а затем их перевели в штабное подразделение. Истребители из JG301 несли желто-красные полосы "обороны рейха" на фюзеляже.
После создания удачного Fw 190 Министерство авиации позволило Курту Танку использовать свои инициалы для обозначения всех последующих самолетов "Focke-Wulf".
Focke-Wulf Ta 152C
Последние военные Sunderland - новозеландские MR.Mk 5. Королевские ВВС Новой Зеландии (Royal New Zealand Air Force, RNZAF) получили две партии Sunderland. Первыми в 1944 году были куплены четыре транспортных Sunderland Mk III (включая NZ4103 Mataatua, на схеме), работавших на линиях между Оклендом, Эспириту Санто и Фиджи. В 1947 году обслуживание линии в Фиджи было передано вновь сформированной авиакомпании "NZ National Airways Corporation" (NAC), эксплуатировавшей два самолета. Эти машины были возвращены RNZAF в 1951 году; а все четыре самолета пустили на слом в 1954 году.
После войны авиакомпания BOAC переделала свои камуфлированные Sunderland Mk III в летающие лодки класса "Hythe", имевшие три компоновки вместимостью от 16 до 24 пассажиров. На фотографии представлена первая из них - G-AGJM Hythe. Самолеты использовались на линиях в Австралию и Сингапур вплоть до конца 1940-х годов.
На этой тщательно отретушированной цензурой фотографии военного времени (отсутствуют все антенны РЛС ASV Mk II) представлен Sunderland Mk II W3984 из 10-й эскадрильи австралийских ВВС. Обратите внимание на расположение вооружения, характерное для Mk I и ранних Mk II. 10-я эскадрилья RAAF одной из первых получила Sunderland и в годы войны добилась немало побед.
Угроза со стороны немецких субмарин, к концу 1940 года действовавших все дальше от своих баз, потребовала создать базы британского Берегового командования на западе Африки, чтобы обеспечить защиту конвоев в этом регионе. Поэтому в январе 1941 года три Sunderland были посланы во Фритаун в Сьерра-Леоне, где из них была сформирована 95-я эскадрилья. Этот снимок базы во Фритауне сделан в 1943 году.
Этот Sunderland Mk III служил в 230-й эскадрилье после ее возвращения на Дальневосточный ТВД в феврале 1944 года. В следующем году эскадрилью перебросили в Бирму (где был сделан этот снимок) для противодействия японскому судоходству. Обратите внимание на двухцветные кокарды SEAC (Командование в Юго-Восточной Азии) и флажок на киле.
В 1953-1954 годах были поставлены 16 отремонтированных Sunderland Mk 5, ранее принадлежавших британским ВВС (на фото), поступивших на вооружение 5-й эскадрильи на Фиджи и 6-й эскадрильи в Хобсонвилле, Окленд, занимавшихся патрулированием и противолодочными задачами. Также, время от времени, их задействовали для оказания помощи и поисково-спасательных операций, перевозки пассажиров на острова Чатем и чартерных рейсов по запросам Министерства внутренних дел. RNZAF были последним оператором военных Sunderland, которые были окончательно списаны в 1967 году.
Последние подразделения Sunderland Королевских ВВС, базировавшиеся в Британии (201-я и 230-я эскадрильи), были расформированы в 1957 году, но летающие лодки продолжали служить в частях Дальневосточных ВВС (FEAF) до 1959 года. 88-я, 205-я и 209-я эскадрильи базировались в Каи-Так (Гонконг), Коггала (Цейлон) и Селетаре (Сингапур), соответственно, и с 1948 года принимали участие в операции "Firedog" - борьбе с восстанием в Малайе. Сначала они использовались как бомбардировщики, а затем патрулировали над морем в поисках китайских джонок, на которых доставлялись припасы для повстанцев. В 1949 году Sunderland из 88-й эскадрильи приняли участие в так называемом "Инциденте на реке Янцзы", доставив припасы и врача на попавший в ловушку фрегат "Аметист", а затем эвакуировали 121 британского гражданина из Шанхая. Все три эскадрильи FEAF сыграли заметную роль в войне в Корее, когда базируясь в японском Ивакуни, они день и ночь патрулировали побережье.
С 1951 по 1954 годы Sunderland Королевских ВВС, включая этот Mk 5 из 230-й эскадрильи, часто появлялись на озере Британия в Гренландии, поставляя припасы для английской научной экспедиции.
Работницы женской вспомогательной службы ВВС (WAAF) проводят техническое обслуживание двигателей Bristol у самолета Берегового командования. Мощность силовой установки Sunderland считалась недостаточной вплоть до появления модификации Mk V.
Sunderland Mk III G-AGIA авиакомпании BOAC начинал службу в британских ВВС и имел номер ML728, пока в июле 1943 года его не передали для перевозки пассажиров и почты в Западной Африке, Индии и (после победы над Японией) Бирме. Для эксплуатации на этих маршрутах переделали 24 летающие лодки, демонтировав с них вооружение и другое военное оборудование и оснастив сиденьями для пассажиров.
Флотилия 7FE морской авиации Франции была сформирована в Дакаре, Сенегал, в конце 1 945 года на базе 343-й эскадрильи британских ВВС (подразделение ВВС "Свободной Франции"), Позднее у Великобритании были закуплены дополнительные самолеты, последний из которых был списан в конце 1960 года.
No more Sunderland GR Mk. 5s for major overhaul are expected at Short Bros. & Harland. Belfast. The last one (RN284) of the French Navy's seventeen departed from Queen's Island in late December, The R.N.Z.A.F., also, has sixteen GR Mk. 5s.
Кабина Sunderland была относительно просторной и обеспечивала хороший обзор пилотам. Закрытые кнопки на штурвале пилота (слева) обеспечивали сброс бомб и огонь из четырех носовых пулеметов.
Этот снимок интерьера Sunderland Mk I позволяет оценить внушительный объем корпуса машины, имевшего двухпалубную компоновку
Sunderland Mk II T9087 принадлежал 201-й эскадрилье Берегового командования, с сентября 1941 года по март 1944 года базировавшейся на озере Лох-Ирн в Северной Ирландии. Он был одним из 20 Sunderland II, построенных компанией "Blackburn" в Дамбартоне. Самолет изображен по состоянию на 1942 год, с бортовым кодом эскадрильи "ZM" и типичным ранним камуфляжем Берегового командования - цвета Dark Slate Grey и Extra Dark Sea Grey по бортам фюзеляжа и Sky на нижних поверхностях.
Fw 200C-1 из подразделения I/KG 40 майора Эдгара Петерсена, осенью 1940 года входившего в состав Luftflotte 3 и базировавшегося в Бордо-Мериньяк, демонстрирует элегантные обводы своего предка - авиалайнера. Несмотря на ряд аварий, вызванных перегрузкой планера, к февралю 1941 года патрульные полеты I./KG 40 отличались высокой эффективностью.
Получивший прозвище "Бич Атлантики", Condor был печально известен среди англо-американских союзников как лучшее германское противокорабельное оружие.
До принятия на вооружение Grumman TBF Avenger основным американским бомбардировщиком-торпедоносцем был Douglas TBD Devastator. Эти самолеты из эскадрильи VT-6 сфотографированы перед очередным вылетом на палубе авианосца "Энтерпрайз". На переднем плане видны истребители Wildcat из эскадрильи VF-6.
Группа TBM-3E из эскадрильи VA-18A (позднее VA-175) в полете над Средиземным морем, июнь 1947 года. В послевоенный период Avenger несли службу на всех типах авианосцев ВМС США.
Введенный в строй в 1953 году авианосец "Центаур" был сфотографирован в Средиземном море в 1954 году. На борту корабля находилась его первая авиагруппа, включавшая Avenger AS.Mk 4 из 820-й эскадрильи.
В ноябре 1953 года 880-я эскадрилья авиации ВМС Канады сменила обозначение на VS-880 и получила на вооружение TBM-3E, которые она использовала до замены на CS2F Tracker в октябре 1957 года.
Уругвай был крупнейшим из двух латиноамериканских покупателей Avenger, получив 19 самолетов модификаций TBF-1, TBM-1 и TBM-1C. Обратите внимание на антенну радиокомпаса над кабиной.
Как было принято на большинстве германских бомбардировщиков того времени, экипаж Fw 191, состоявший из четырех человек, был сосредоточен в носовой части самолета, в кабине с обширным остеклением.
5 июня 1980г.: авиакомпания "British Airways Вертолеты" начала использовать вертолеты S-76 для обслуживания нефтяных платформ в Северном море.
Boeing EA-18G Growler, вероятно, является самым эффективным самолетом подавления ПВО. Он может "выводить из игры" вражеские РЛС и ЗРК с помощью бортовой системы РЭБ или применения ракеты HARM.
20 июня 1980г.: первым полетом Beechcraft C99 Commuter (N4199C) фирма сигнализировала о своем возвращении на рынок самолетов для местных авиалиний.
Построенный в 1968 в варианте Model 99, самолет N4199C был выкуплен "Beech" в 1980 году и переделан в прототип Model C99. Машина использовалась для испытаний до 1984 года.
The prototype Beech Commuter C99 in flight.
Авиакомпания "Sunbird Airlines" была одним из многих операторов, использовавших на своих машинах подфюзеляжный грузовой контейнер "speedpak". Самолет Model 99 мог быть легко переоборудован для перевозки грузов в кабине.
Прототип Beech 99 имел круглые иллюминаторы, унаследованные от самолета King Air. Серийные машины отличались сдвоенными колесами основных стоек шасси.
Четыре новеньких Model 99 на аэродроме завода "Beech" в Вичите, 1969 год. Эти машины предназначались авиакомпаниям Тринидада, Висконсина, Иллинойса и Калифорнии.
Первым французским оператором Beech Airliner была компания "Air Alpes". Машина на снимке была поставлена в сентябре 1969 года, но потеряна в катастрофе четыре месяца спустя.
Один из немногочисленных самолетов варианта B99, N12AK, эксплуатировался компанией "Air Kentucky Air Lines" в 1974-1983 годах. Вариант B99 оснащался усовершенствованным бортовым оборудованием, отвечавшим требованиям FAA к эксплуатации в районах с интенсивным воздушным движением.
Самым крупным военным оператором машины стали чилийские ВВС, закупившие девять самолетов в 1970 году. Они использовались для обучения штурманов (на фото) и ведения радиоэлектронной разведки. Последние самолеты получили местное обозначение Petrels, и их можно было идентифицировать по контейнеру с разведывательным оборудованием под фюзеляжем.
Этот Fw 187A-0 из Focke-Wulf Industrie-Schutzstaffel использовался для ПВО завода в Бремене. Кроме того, машины модификации A-0 использовались в пропагандистских целях.
Люфтваффе допустили ошибку, отказавшись от Fw 187. Ко времени постройки предсерийных машин Министерство авиации уже утратило интерес к этому истребителю. Если бы самолет с самого начала был оснащен двигателями DB 600, под которые он и разрабатывался, военные вряд ли бы смогли проигнорировать его высокие летные характеристики.
NC-130H. Самолет NC-130H использовался для различных испытаний, включая установку РЛС ДРЛО (на снимке). В 2009 году NC-130H оснастили лазером ATL (Advanced Tactical Laser), успешно поразившим наземную цель. ATL предполагается использовать на будущих вариантах AC-130, что означает новый этап в применении тактического лазерного оружия.
24 января 1980г.: двухместный самолет Microturbo Microjet 200, имевший деревянную конструкцию, был оснащен парой ТРД Microturbo TRS 18-046 тягой по 1,09 кН.
В общей сложности в конце 1920-х годов были построены девять самолетов семейства S1/S1a/S1b. Единственный экземпляр варианта S2 (на фотографии) вначале использовался самой фирмой-изготовителем, а затем был передан национальной авиационной организации DVS.
Крылья S 24 были сделаны складывающимися, чтобы обеспечить возможность его перевозки на буксире за автомобилем. В 1929 году S 24 Kiebitz установил мировой рекорд дальности полета в своем классе, преодолев 1601 км. Позднее, в 1931 году, он даже выиграл чемпионат по высшему пилотажу Германии.
После боевого дебюта в Ливии в 1986 году самолеты F/A-18 Hornet широко использовались для подавления ПВО во время операции "Буря в пустыне"
HC-130H-7. Береговая охрана США использует 27 самолетов HC-130H. В то время как другие операторы применяют машины Hercules как ВТС для сброса парашютистов или перевозки грузов, а Береговая охрана использует свои HC-130H-7 для поиска и спасения, ледовой разведки и патрулирования над морем. Со временем парк HC-130H-7 (самый старый из которых был поставлен в 1973 году) был дополнен самолетами HC-130J Hercules.
Вариант MH-47D был первым Chinook, стандартно оснащенным заправочной штангой. Машины этого типа состоят на вооружении 3/160-го авиаполка спецназначения в форт Кэмпебел, Джорджия, но на снимке представлен демонстрационный экземпляр фирмы "Boeing".
KC-130. КМП США требовался ВТС, который также мог использоваться в качестве заправщика, оснащенного системой "штанга-конус". В августе 1957 года два C-130A, позаимствованных у ВВС США, оснастили парой 1915-литровых баков в фюзеляже и двумя контейнерами с заправочным оборудованием под крылом. Испытания прошли настолько успешно, что сразу был выдан заказ на 46 самолетов Lockheed KC-130F Hercules, поставки которых начались в 1960 году. KC-130F строились на базе планера C-130B и первоначально были оснащены ТВД Allison T56-A-7, которые впоследствии заменили на T56-A-16. В дальнейшем для пополнения парка КМП заказал 14 заправщиков KC-130R на базе C-130H. Наиболее современным вариантом заправщика в КМП является KC-130T, заказанный в количестве 22 экземпляров. Хотя вариант KC-130H (во многом аналогичный KC-130R) не использовался в США, он успешно продавался другим странам, включая Аргентину, Бразилию, Израиль и Испанию (на снимке), фолклендский конфликт привел к резкому росту потребностей британских ВВС в самолетах-заправщиках. Как минимум четыре Hercules C.Mk 1 были доработаны для этих целей, получив четыре 4091-л топливных бака и единственный заправочный агрегат FR.Mk 17В, крепившийся к хвостовой рампе. Этим машинам присвоили обозначение Hercules C.Mk 1K. Кроме того, КМП США получил заправщики KC-130J, созданные на базе C-130J. Италия приобрела восемь KC-130J, один из которых был потерян в катастрофе.
HC-130H. Предназначенный для ведения дальних поисково-спасательных операций, Lockheed HC-130 Hercules состоял на вооружении частей ВВС США и Береговой охраны. Самыми многочисленными стали машины типа HC-130H (на фотографии) - 43 были поставлены ВВС в 1965-1966 годах. Эти "курносые" самолеты оснащались характерным длинным обтекателем над фюзеляжем, в котором устанавливалась РЛС AN/ARD-17, и большими блистерами по левому борту для обнаружения спускаемых капсул космических аппаратов. Вариант HC-130N отличался от HC-130H наличием подкрыльевого агрегата заправки. Вскоре появился вариант HC-130P (позднее переименованный в MC-130P), сочетавший возможности HC-130H с заправочным оборудованием HC-130N; эти самолеты использовались для дозаправки спасательных вертолетов и вертолетов спецназа. В 1991 году 210-я поисково-спасательная эскадрилья на Аляске получила первую машину новой модификации HC-130H(N), отличавшуюся от предшественников в основном модернизированным бортовым радиоэлектронным оборудованием.
MC-130E. ВВС США начали проявлять интерес к вариантам Hercules, предназначенным для поддержки сил спецназа, во время войны во Вьетнаме. Тогда 17 C-130E были переделаны в вариант C-130E-I, оснащенный подъемным устройством Fulton STAR в носовой части, позволявшим "подхватывать" агентов с земли без посадки. Хотя систему ни разу не использовали в боевых условиях, сами самолеты активно использовались спецназом ночью и в условиях плохой погоды. В конце 1970-х годов Hercules спецназа было присвоено обозначение MC-130E Combat Talon. Базовый вариант MC-130E имел систему дозаправки в полете, форсированные двигатели T56-A-15, навигационную систему Omega и инерциальную навигационную систему. Существуют три варианта этой машины: MC-130E-C (Clamp) с системой Fulton STAR и нижним расположением обтекателя РЛС; MC-130E-Y (Yank) со стандартной носовой частью; и MC-130E-S (Swap) который, как сообщается, используется для радиоэлектронной разведки. MC-130E оборудованы навигационной/метеорологической РЛС APQ-122(V) 8 с функцией следования рельефу местности. Вместе с выдвижной турелью FLIR она позволяет экипажу преодолевать вражеское воздушное пространство ночью или в плохую погоду на предельно малой высоте и точно выходить в район сброса спецназовцев или предназначенного для них груза.
MC-130H. Одним из последних вариантов, поступивших на вооружение ВВС США, стал MC-130H Combat Talon II - 25 машин этого типа были поставлены с намерением заменить парк использовавшихся MC-130E. Самолеты получили новую РЛС APQ-170 в доработанном обтекателе и турель FLIR под носовой частью. Специальное оборудование включало систему сброса грузов с малых высот и оборонительные системы. Самолеты выпускались "Lockheed" с минимальным оснащением и поставлялись "IBM Federal Systems Division" для установки целевых систем. Первый самолет взлетел в декабре 1987 года, а летные испытания оборудования начались на авиабазе Эдвардс весной 1988 года. Первые MC-130H были поставлены 8-й эскадрилье специальных операций из 1-го авиакрыла специальных операций в июне 1990 года. Как и в случае с другими вариантами C-130, единственной подходящей заменой для этих самолетов стал очередной вариант Hercules: на смену MC-130H должен прийти MC-130J. Поставки первых MC-130J ожидались в начале 2011 года.