Все ролики с меткой Плазан www.plazan.info.
Мировая Авиация 135
-
A-4C эскадрильи VA-144 ВМС США. Первоначально этот самолет базировался на авианосце "Китти Хок", но во время войны во Вьетнаме подразделение было переброшено на "Констеллейшн". Первую боевую потерю A-4 Skyhawk эскадрилья понесла 5 августа 1964 года. Пилот, лейтенант Эверетт Альварес-младший, был вынужден катапультироваться после того, как его самолет был подбит зенитным огнем, и стал первым военнопленным американским моряком в ходе этой войны.
A-4P ВВС Аргентины, 1982. В начале 1980-х годов Аргентина располагала очень небольшим числом современных эффективных боевых самолетов, к которым относились и отремонтированные A-4, ранее принадлежавшие США и находившиеся на вооружении ВВС и ВМС. Здесь представлен A-4P, переделанный A-4B, служивший в аргентинских ВВС в составе IV Grupo Cara-Bombardero (4-я группа истребителей-бомбардировщиков) в Вилла-Рейнольдс.
A-4G 805 эскадрильи ВМС Австралии, 1977. Этот Douglas A-4G Skyhawk нес "шашечки" на киле и эмблему 805-й эскадрильи Королевских ВМС Австралии, когда базировался на авианосце "Мельбурн". Корабль тогда совершил ряд зарубежных визитов, в том числе и в Великобританию, и поэтому многие из его самолетов несли яркую окраску.
A-4F пилотажной группы "Blue Angels" ВМС США. В сезоне 1973 года было принято решение переоснастить пилотажную группу "Blue Angels" самолетами A-4F Skyhawk, что значительно сокращало эксплуатационные расходы, особенно на топливо. В отличие от строевых машин, самолеты пилотажной группы оснащались тормозным парашютом, дымогенераторами, новой топливной системой и складным трапом вместо левой пушки. Кроме того, предкрылки на крыле были зафиксированы в убранном положении.
Singapore Aerospace A-4SU Super Skyhawk, 1987. Это первый из двух A-4S Skyhawk, переделанных в прототип амбициозного сингапурского проекта "Super Skyhawk". Работы по нему начались в мае 1985 года, а первый самолет с двигателем F404 взлетел 19 сентября 1986 года. К концу 1987 года два прототипа налетали более 200 часов, и в том же году была одобрена переделка в этот вариант 52 A-4S и TA-4S.
A-4F эскадрильи VA-212 ВМС США. Этот McDonnell Douglas A-4F Skyhawk служил в эскадрилье штурмовиков ВМС VA-212 на авианосце "Хэнкок" вплоть до списания корабля и расформирования подразделения. Небольшое треугольное крыло A-4 было нескладывающимся, так как весь объем между лонжеронами занимали топливные баки. A-4F был первым вариантом, получившим "верблюжий горб" - верхний обтекатель отсека бортового радиоэлектронного оборудования.
A-4M эскадрильи VMA-124 КМП США, 1989. Этот McDonnell A-4M Skyhawk, с кассетными бомбами Rockeye и ПТБ, несет тактический номер "00" ("Double Nuts") командира авиационной группы подполковника Доккери, а также его имя и позывной (BUZZARD) под фонарем кабины. Эскадрилья VMA-124 летала на A-4M до 1994 года, а окончательно ее расформировали в 1997 году.
A-4N ВВС Израиля. Израиль был одним из крупнейших зарубежных покупателей Skyhawk и использовал свой внушительный парк A-4 в конфликтах с арабскими соседями, особенно во время войны Судного дня в 1973 году. Стиль камуфляжа израильских самолетов практически не менялся на всем протяжении службы, но цвета становились все светлее и светлее, так что оттенок последних описывался как "кофе с молоком".
A-4K ВВС Новой Зеландии, 1985. Самолет NZ6201 входил в первую партию из десяти A-4K Skyhawk, заказанных Новой Зеландией, включавшую четыре учебных TA-4K. Самолет поступил на вооружение 75-й эскадрильи в Охакеа, Норт-Айленд, в июне 1970 года. Самолеты были созданы на базе A-4F, но отличались наличием тормозного парашюта и иным радиооборудованием.
A-4PTM ВВС Малайзии, 1985. Малазийские Skyhawk строились как вариант A-4C для ВМС США, и многие из них позднее были переделаны в A-4L для авиации резерва. Перед поставкой они снова были переделаны в вариант A-4PTM (Peculiar to Malaysia). Двухместные TA-4PTM также были переделаны из A-4C и L.
Малазийские A-4 были поставлены в 1985 году и должны были нести службу до 1995 года. Однако уже к концу 1994 года им на смену пришли BAe Hawk Mk 208.
A-4KU ВВС Кувейта. Помимо Израиля, крупнейшим оператором Skyhawk за пределами США был Кувейт, купивший 30 самолетов A-4KU и шесть TA-4KU, близких по конструкции к A-4M. Учебные машины имели необычные, тандемно расположенные фонари кабин. На рисунке представлена одноместная машина.
15 сентября 1983г.: в Казина-Коста около Милана поднялся в воздух первый из четырех прототипов легкого боевого вертолета Agusta A 129 Mangusta.
Капитан Веикко Карру, командир подразделения 2/LeLv 30 финских ВВС, одержал пять побед, летая на этом D.XXI. Помимо воздушных боев его часть привлекалась для борьбы с судоходством, причем сообщалось, что D.XXI действовали весьма успешно.
Хотя D.XXI сохранил архаичное неубирающееся шасси, он неплохо зарекомендовал себя в качестве истребителя.
Fokker D.XXI
RF-80A Shooting Star. RF-80A поступили на вооружение 67-го авиакрыла в 1946 году и несли службу в Корее вместе с обычными F-80. Этот RF-80A из 15-й разведэскадрильи в 1952 году базировался в Кимпо. В начале 1950-х годов RF-80 был основным тактическим разведчиком ВВС США и часто использовался совместно с RF-51 и RB-26.
На этом F-80C с ракетами HVAR под крылом и увеличенными топливными баками на законцовках летал Роберт Девальд из 35-й ибаэ 8-й истребительно-бомбардировочной авиагруппы. Он одержал одну из первых в этой войне побед на реактивном самолете, сбив 27 июня 1950 года северокорейский Ил-10.
F-80C из 25-й иаэ 51-го крыла. На 51-е крыло истребителей-перехватчиков первоначально, летом 1950 года, была возложена задача завоевания господства в воздухе над Кореей.
В США F-80A использовались для подготовки пилотов F-80 и, в данном случае, F-86 для боев в Корее. Этот самолет был сфотографирован на авиабазе Вильямс.
Не создававшийся для использования в качестве ударной машины, F-80, в отличие от Republic F-84, зарекомендовал себя хорошей платформой для оружия "воздух-поверхность", одним из самых эффективных типов которого оказались неуправляемые ракеты HVAR.
Несущий баки с напалмом F-80C "Evil Eye Fleagle" из 36-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи 8-й авиагруппы. Являясь основным истребителем ВВС США в Корее на протяжении 1945-1950 годов, F-80 не смог противостоять новейшим МиГ-15.
Известный как "Monstrosity" (уродливый, чудовищный), этот F-80C был доработан уже в Корее в полевых условиях авиаслужбой (FEAMCom, Far East Air Material Command) с целью увеличения огневой мощи Shooting Star. На практике оказалось, что плещущийся в баках напалм вызывает чрезмерные вибрации.
Замененные в ВМФ на Grumman F4F Wildcat, истребители Brewster F2A Buffalo продолжали нести службу в эскадрильях КМП. Этот F2A-3 принадлежал базировавшейся на Гавайях эскадрилье VMF-221.
Corsair Mk II с бортовыми кодами 1833-й эскадрильи - одного из первых подразделений FAA, сформированных и подготовленных в США, а затем отправленных в Британию на борту эскортного авианосца Королевского флота.
У этого Corsair Mk I, пятого из 95 поставленных FAA, можно хорошо рассмотреть фонарь кабины - "птичью клетку", характерный для варианта F4U-1.
Эта группа Corsair из 738-й эскадрильи включает как минимум один вариант Mk I с фонарем-"клеткой". Самолеты поздних модификаций, от Mk II до IV, были оснащены высоким выпуклым фонарем, улучшавшим обзор вперед.
Создававшийся как палубный истребитель, Corsair отвечал большинству требований к этому классу самолетов, но машины раннего выпуска имели недостаточный обзор вперед. На снимке Corsair из FAA перед касанием палубы авианосца.
Хотя первые Corsair Королевского ВМФ были построены компанией "Vought", большая часть самолетов FAA относилась к вариантам FG и F3A, изготовленным "Goodyear" и "Brewster", соответственно. Corsair Mk IV на снимке относится к модификации FG-1A или -1D. FG-1A не имел складывающегося крыла, a FG-1D был истребителем-бомбардировщиком.
Новозеландские Corsair. В годы Второй мировой войны единственным оператором F4U, кроме США и Великобритании, стали Королевские ВВС Новой Зеландии (Royal New Zealand Air Force, RNZAF). В общей сложности в 1944-1945 годах они получили 424 самолета разных модификаций (F4U-1A, F4U-1D и FG-1D). Предназначенные для обеспечения воздушного прикрытия, они использовались на Тихоокеанском ТВД в основном в качестве штурмовиков, так как во второй половине 1944 года противодействия со стороны японских истребителей не было. В разное время этими самолетами были вооружены 13 эскадрилий, пик пришелся на 1945 год, когда на Corsair летали восемь подразделений. С 1946 по 1948 годы 24 самолета из 14-й эскадрильи несли службу в составе Оккупационных сил Британского Содружества в Японии.
Этот самолет, окрашенный в цвет "midnight blue" с кокардами Британского Тихоокеанского флота и белыми полосами - Corsair Mk IV из 1846-й эскадрильи, в 1945 году отправленной на Дальний Восток на борту авианосца "Колоссус", чтобы присоединиться к 14-й авианосной группе.
F9F-3 из эскадрильи VF-51, развернутой на борту авианосца "Вэлли Фордж" в июле 1950 года. Младший лейтенант Леонард Плог, летавший на самолете № 123071 с кодом "109/S", сбил 3 июля северокорейский Як-9.
Пилотажная группа "Blue Angels". Первые F9F-2, поступившие на вооружение ВМС США, были также переданы пилотажной группе "Blue Angels" 20 августа 1949 года (на рисунке). Первыми реактивными самолетами группы были Panther, они пришли на смену F8F Bearcat и использовались до июля 1950 года, когда из группы было сформировано ядро эскадрильи VF-191 для участия в войне в Корее. После 14-месячного перерыва, отлетав сезон 1952 года на F7U-1 Cutlass, группа год спустя возродилась, снова на самолетах семейства F9F. Сначала предполагалось оснастить ее F9F-6 Cougar, но из-за наложенного в 1953 году запрета на их эксплуатацию пришлось использовать отремонтированные F9F-5 Panther. Они использовались до 1955 года, когда, наконец, поступили Cougar.
Оснащенный штангой с различными датчиками, этот F9F-2 раннего выпуска в окраске "midnight Blue" использовался для испытаний вооружения. Здесь он сфотографирован с неуправляемыми 127-мм ракетами HVAR (High-Velocity Aerial Rockets) под крылом.
Первый из двух прототипов XF9F-2, оснащенных ТРД Pratt & Whitney J42, поднялся в воздух 21 ноября 1947 года.
В общей сложности построили 616 F9F-5, оснащенных ТРД P&W J48 (Rolls-Royce Tay). Аэродинамические перегородки на крыле и УКВ антенна навигационной системы монтировались в процессе доработки.
В 1950 году F9F-3, № 122562, был оснащен подвижным лафетом Aero X17A с электрогидравлическим приводом в носовой части, несшим вооружение из четырех 12,7-мм пулеметов. Испытания дали многообещающие результаты, но задержки с разработкой привели к закрытию программы в 1954 году.
Для замены доработанных в войсках F9F-2P компания "Grumman" построила 36 F9F-5P. В удлиненной носовой части разместили фотокамеры и установили автопилот General Electric G-3.
F9F-4 отличался от F9F-5, как F9F-3 от F9F-2 - он был оснащен альтернативным ТРД Allison J33. На большинство из них потом установили ТРД J48, как на F9F-5.
Лишь одна страна, использовавшая F9F, получила и Panther, и Cougar. В 1958 году авиации ВМС Аргентины были поставлены 24 отремонтированных F9F-2 (фотография внизу). Переданные 1-й ударной эскадрилье 2-й эскадры ВМС на авиабазе Команданте Эспора, эти самолеты летали только с береговых ВПП, так как катапульты авианосца "Индепенденса" были недостаточно мощными для их запуска. В апреле 1963 года четыре Panther были уничтожены на земле, а пятый столкнулся в воздухе с Corsair во время трехдневного переворота, в ходе которого моряки противостояли армейцам и ВВС. Два года спустя, когда 1-ю ударную эскадрилью передали 3-й эскадре ВМС, Panther снова участвовали в боевых действиях, патрулируя границу во время конфликта с Чили. Полеты уцелевших машин были прекращены в 1969 году из-за отсутствия запасных частей. Между тем, в 1962 году для 1-й ударной эскадрильи были куплены два F9F-8T. Оба самолета списали к 1971 году.
Самолеты Douglas SBD Dauntless повторно атакуют горящий японский корабль (в правом нижнем углу снимка). Хорошо видны открытые тормозные щитки и стабилизаторы бомб под фюзеляжем.
Правительства нейтральных Турции, Португалии и Египта также снабжалась Spitfire, в основном для сохранения их расположения к союзникам. Португалия (на рисунке) получила две партии самолетов в 1942-1943 годах, последнюю - после подписания Азорского договора.
Югославия получила Spitfire Mk V и IX в июне 1945 года вместе с персоналом расформированной 352-й (югославской) эскадрильи RAF. Эти самолеты оставались на вооружении до 1952 года.
A Supermarine Spitfire VCs of a squadron of the Yugoslav Air Force (Yugoslav-manned No 352 Squadron) which served with the Balkan Air Force in Italy in 1944.
Турция сохраняла нейтралитет до марта 1945 года, когда она объявила войну Германии. Незадолго до этого она получила Mk V, дополнительные самолеты были поставлены уже после войны.
332-я эскадрилья была одним из двух подразделений норвежских ВВС, вооруженных Spitfire Mk IX.
Seafire морской авиации Франции, но она также использовала 20 Spitfire Mk IX в качестве учебных машин. На снимке тропический вариант Mk IXE
Spitfire Mk IXE использовались ВВС Дании как боевые и учебные машины до 1955 года.
Когда Британия начала реорганизацию своих вооруженных сил после окончания войны, ее бывшим союзникам стали доступны лишние самолеты RAF. Наиболее доступные истребители Mk IX и XVI были поставлены Бельгии, Чехословакии (на снимке), Дании, Франции, Нидерландам и Норвегии. Кроме того, Бельгия и Нидерланды также получили Mk XIV с моторами Griffon, а Дания и Норвегия - небольшое число разведчиков Mk XI.
Пара Mk IX из 101-й эскадрильи ВВС Израиля сопровождает бомбардировщик B-17 из 69-й эскадрильи, январь 1949 года. Израильские Spitfire одержали ряд побед над самолетами египетских и британских ВВС.
Бирма использовала 30 Spitfire Mk lX вместе с 20 Seafire Mk XV со снятым морским оборудованием на протяжении 1950-х годов.
Several ex-IDF' AF(Israel) Spitfire 16s were en route to the Union of Burma Air Force when photographed recently in the Middle East.
Две греческих эскадрильи из RAF вошли в состав ВВС Греции в 1944 году. Первоначально вооруженные Mk V, они позднее получили Mk IX и XVI (на снимке LF Mk.XVI. 1949г.) и летали на них до начала 1950-х годов.
25 марта 1983г.: правительство США на две недели запретило полеты самолетов кубинской авиакомпании "Cubana" после того, как 4 и 5 марта два кубинских лайнера Ил-62М отклонились от предписанного маршрута.
Превосходная маневренность и вооружение из двух пулеметов позволили Dr I снискать репутацию, превосходившую его реальные возможности. Обратите внимание на руль направления, по форме напоминающий запятую, характерный для многих самолетов "Fokker".
Fokker Dr.I
Первые F9F-8 (на рисунке) дебютировали на авиашоу в 1955 году и летали в составе группы до 1957 года, когда их начали заменять на F11F-1 Tiger. Но на этом история не закончилась. Группа приобрела F9F-8T (заменивший Lockheed TV-2), использовавшийся для переучивания на F11F и остававшийся в строю до 1969 года, когда пилотажники пересели на двухместные McDonnell Phantom II.
Последние экземпляры финального варианта истребителя F9F-8 были поставлены ВМС США в марте 1957 года. Самолет №141140 - позднего выпуска, множеством усовершенствований, внесенных в ходе серийного производства этой модификации, включая штангу дозаправки, УКВ антенну навигационной системы под носовой частью и возможность нести ракеты AAM-N-7 (позднее AIM-9) Sidewinder.
Сливающий топливо TAF-9J из эскадрильи VT-21 - еще одного учебного подразделения, базировавшегося в Кингсвилле, штат Техас. Хотя в середине 1950-х годов Cougar был самым массовым палубным истребителем ВМС, его строевая служба была недолгой - в конце десятилетия на вооружение стали поступать более современные сверхзвуковые машины, например, Vought F8U Crusader. Поэтому большое число одноместных Cougar было передано в подразделения второй линии, включая учебные.
Выпустили четыре сотни учебных F9F-8T (TF-9J), последний из них - в 1960 году. Двухместные Cougar заменили самолеты Lockheed T2V.
Последняя война - Cougar КМП во Вьетнаме. Хотя двухместные F9F-8T в КМП в основном использовались для обучения полетам по приборам в эскадрилье VMIT-10 и разных других задач в штабных эскадрильях технического обслуживания и ремонта (H&MS), четыре самолета все же приняли участие во вьетнамском конфликте. В 1966-1967 годах TF-9J (как они стали называться с 1962 года) из подразделения H&MS-13 использовали в качестве воздушных командных пунктов, управлявших действиями ударной авиации в Южном Вьетнаме. Это был единственный случай, когда Cougar принимали участие в боевых действиях, и последний боевой эпизод в истории самолетов семейства F9F.
F9F-8T, № 142522, из 206-го подразделения повышенной подготовки в ожидании очередного тренировочного вылета. Первый F9F-8T был переделан из одноместного F9F-8 и 29 февраля 1 956 года совершил первый полет в двухместной конфигурации. Фюзеляж -8T был удлинен на 86,36 см для размещения второй кабины, а чтобы скомпенсировать возросшую массу, с него сняли две пушки. Как и одноместные самолеты, большинство этих машин были оснащены штангой для дозаправки и могли нести пару ракет Sidewinder, что на практике использовалось очень редко.
Шестьдесят F9F-6 были построены в варианте фоторазведчика F9F-6P, с плановой и перспективной камерами в носовой части.
И снова партия F9F-7 с ТРД Allison J33 была поставлена, как страховка на случай нехватки ТРД P&W J48, устанавливавшихся на F9F-6. Но последние 50 (из 168 заказанных) самолетов были оснащены ТРД J48, а на большинстве машин раннего выпуска их установили в ходе эксплуатации.
На базе F9F-6 создали три варианта беспилотных самолетов и самолетов управления: беспилотные F9F-6K (QF-9F) и F9F-6K2 (QF-9G) и управления - F9F-6D (DF-9F).
Последним беспилотным вариантом Cougar был QF-9J, переделывавшийся из F9F-7, F9F-8 и AF-9J.
Первым из Cougar со стреловидным крылом был F9F-6. С 1951 года построили 698 самолетов (включая два прототипа). С 1962 года оставшиеся машины получили обозначение F-9F.
Как минимум три F9F-6P были переделаны в самолеты управления F9F-6PD. Машина на снимке принимала участие в испытаниях самолета-снаряда Regulus.
Передняя, плановая и перспективная камеры размещались в наклонной носовой части F9F-8P (RF-9J), построенного в количестве 110 машин.
TAF-9J Cougar, № 131076, был среди многочисленных одноместных Cougar, приписанных к учебным подразделениям вместе с TF-9J. Эта красочная машина несет опознавательный код "3H" - знак учебной эскадрильи VT-23 с базы Кингсвилл, штат Техас, в 1963 году входившей в состав Тренировочного командования ВМС.
F9F-8 (F-9J)
28 марта 1983г.: началась коммерческая эксплуатация первого лайнера Boeing 747-300 авиакомпании "Swissair"; удлиненная верхняя палуба этого варианта позволяла увеличить число пассажиров эконом-класса с 32 до 91 или разместить 26 спальных мест 1-го класса.
ВМС США. Некогда большой парк Hercules ВМС США стремительно сократился за последние годы, благодаря списанию машин типа C-130F, DC-130, LC-130F/R, EC-130G/Q и TC-130Q. В декабре 1998 года ВВС США передали ВМС NC-130H - бывший EC-130V, в начале 1990-х годов недолгое время использовавшийся Береговой охраной для борьбы с наркоторговцами. Этот самолет был передан испытательной эскадрилье VX-20 в Патаксент Ривер для отработки радиолокационной системы E-2D Advanced Hawkeye. Авиация резерва ВМС располагает четырьмя эскадрильями C-130T, использующихся для различных перевозок, еще несколько C-130T с базы ВМС Пенсакола заняты обеспечением пилотажной группы "Blue Angels".
НАСА. Один NC-130B, на котором ранее проводились испытания стартовых ускорителей для сокращения взлетной дистанции, был передан ВВС США исследовательскому центру Эймса (НАСА) в Моффет Филде для зондирования земли. Иногда эта машина использовалась для испытаний оборудования для космических аппаратов перед отправкой их в космос. Этот NC-130B был списан в 2000 году.
Самолетами, нанесшими смертельный удар авианосцу "Йорктаун", были бомбардировщики-торпедоносцы Nakajima B5N. На их счету также множество других потопленных кораблей.
Consolidated PBY-5A Catalina, разбрызгивая грязь, приземляется на Амчитке, январь 1943 года. Остров был освобожден от японцев днем раньше, и это позволило американцам атаковать вражескую базу на Атту.
Рассказывали, что при сильном встречном ветре пилоты авиакомпании KLM, заметив попутный поезд, старались занять положение точно над ним, чтобы пассажиры F.II не заметили, что скорость самолета значительно меньше скорости поезда. После службы в KLM самолет HNABD летал в бельгийской авиакомпании "SABENA".
Фюзеляж F.II имел конструкцию из стальных труб с полотняной обшивкой и постепенно сужался к месту крепления горизонтального оперения, подкрепленного подкосами.
Истребитель Fokker D VIII был выполнен по схеме моноплана с установленным на стойках и подкосах крылом типа парасоль.
Огромный кок винта был отличительной чертой прототипа "окопного истребителя" (штурмовика) V.37. Самолет имел мощную бронезащиту
Интересно, что "Fokker" построила два F.III с регистрационным номером H-NABL. Оба самолета принадлежали авиакомпании KLM, но второй позднее использовался как источник запчастей для третьей машины. Помимо самолетов производства "Fokker", KLM сама занималась изготовлением F.III. Как минимум одна машина была собрана из запасных частей и узлов второго H-NABL, и есть информация, что подобным образом был собран и еще один самолет.
Самолет Fokker F.III авиакомпании "Дерулуфт"
Имевший типичную для Рейнхольда Платца конструкцию со свободнонесущим толстым крылом, выступающими элеронами и легким, но прочным шасси, Fokker F.III был одним из самых эффективных транспортных самолетов своего времени.
После покупки лайнера авиакомпанией "United Airlines" продажи 737-200 стали расти стремительными темпами, и он скоро стал самым популярным в мире ближнемагистральным самолетом. Авиаперевозчики быстро оценили экономичность и надежность машины, a "Boeing" стала предлагать варианты с различными двигателями и максимальной взлетной массой, чтобы удовлетворить требованиям многочисленных заказчиков. Канадская компания "Pacific Western" пополнила свой парк региональных самолетов этим 737-275 Advanced в 1982 году. Позднее компания вошла в состав "Canadian Airlines", которая, в свою очередь, была поглощена "Air Canada". Самолет C-GUPW был поставлен на хранение в 2003 году.
Прототип 737-100 с регистрационным номером N737Q впервые взлетел 9 апреля 1967 года. Серийные самолеты отличались измененной формой гондол двигателей.
Авиакомпания "Lufthansa" стала первым покупателем этих машин, заказав 21 короткофюзеляжный 737 Series 100. Позднее авиакомпания докупила еще несколько 737-100, а затем заказала большую партию удлиненных лайнеров Series 200.
Необычное военное применение для 737-го нашла Индонезия, используя его в качестве морского патрульного самолета. Три доработанных 737-2X9 несли РЛС бокового обзора, установленную над задней частью фюзеляжа.
Лайнер "Boeing" демонстрирует возможность эксплуатации с грунтовых ВПП высоко в Андах.
Вверху: в качестве опции для 737-го предлагался комплект для эксплуатации с грунтовых ВПП. Чтобы избежать повреждений от камешков, вылетавших из-под носового колеса, на стойку монтировался убирающийся щиток.
Внизу: важной частью комплекта доработки стал патрубок под воздухозаборником двигателя с каналом подачи сжатого воздуха, отсекающий основную часть пыли и грязи.
Персонал компании "Lufthansa" загружает контейнер - "иглу" на борт 737-230C во Франкфурте. Этот многоцелевой вариант, оснащенный грузовым люком, мог использоваться и для перевозки пассажиров.
20 июня 1983г.: первый полет экономичного короткофюзеляжного транспортного самолета de Havilland Canada DHC-8 Dash 8 (C-GDNK), способного перевозить 30-40 пассажиров.
8 июля 1983г.: первый полет прототипа (F-WZLR) лайнера A300-600 - усовершенствованного варианта A300B4-200 с увеличенной пассажировместимостью.
27 июля 1983г.: совершил первый полет прототип двухдвигательного транспортного самолета EMBRAER EMB-120 Brasilia (PT-ZBA), рассчитанного на перевозку 30 пассажиров.
11 ноября 1983г.: первый полет самолета CASA CN-235 (ECT-100), за которым 30 декабря последовал первый самолет для Индонезии. За производство и маркетинг транспортного самолета CN-235 в Азии отвечала фирма "Nurtanio".
Эта летающая копия D VII демонстрирует классические обводы одного из лучших истребителей Первой мировой войны.
Fokker D VII
Не отличаясь выдающейся конструкцией планера или особыми характеристиками двигателя, истребители Fokker серии Е (на снимке Е.III) снискали у противника дурную славу, благодаря умелому использованию нового вооружения.
Fokker E.I
Созданный на базе C.IV, истребитель-разведчик DC.I представлял собой одностоечный биплан смешанной конструкции с обшивкой из фанеры и полотна.
New Altitude Record: This Fokker Biplane, with Napier "Lion" engine, has reached a height of 6,470 metres (21,227 ft.) recently in the Argentine. The previous record for a machine carrying useful load of 500 kg. was 5,992 m.
Начало эксплуатации лайнера Boeing 757. Январь - февраль 1983г.: 1 января авиакомпания "Eastern Air Lines" начала регулярную эксплуатацию первого ближне-/среднемагистрального лайнера Boeing 757, поставки которого начались 22 декабря 1982 года.
Начало эксплуатации лайнера Boeing 757. Январь - февраль 1983г.: Авиакомпания "British Airways", заказавшая Boeing 757 одновременно с "Eastern" 31 августа 1978 года (19 и 21 экземпляр соответственно), получила свой первый самолет 25 января. Коммерческая эксплуатация началась 9 февраля. Самолеты для этих компаний получили обозначение Model 757-200 и оснащались ТРДД Rolls-Royce RB.211-535C - первые самолеты "Boeing" с двигателями зарубежного производства. Но в дальнейшем были предложены варианты с двигателями фирмы "Pratt & Whitney".
Все таиландские Spitfire относились к модификациям Mk XIV и 19 машин с двигателями Griffon (в их число входили и последние из боевых Mk 19 RAF, купленных в 1954 году). На снимке представлен FR.Mk XIV.
Разведчик "Спитфайр" PR.XIX шведских ВВС, октябрь 1948г.
Spitfire Mk 19 PS935, принадлежавший RAF, предполагали передать ВВС Индии, но закончил он свою службу как S.31 31001 в ВВС Швеции. На снимке самолет в окраске своего подразделения Flottilj 11.
На момент создания это был один из самых быстрых истребителей в мире, и D.XIII разрабатывался для германских ВВС в рамках настолько секретной программы, что в США или Великобритании ее назвали бы "черной".
Когда базировавшаяся в Гонконге 80-я эскадрилья RAF в 1951 году перевооружилась на Hornet, восемь Spitfire Mk 24 были переданы местным вспомогательным ВВС. Еще два Mk 19 были переданы позднее.
Экипажи эскадрильи VT-6 осматривают свои торпедоносцы Douglas TBD-1 Devastator перед началом битвы за атолл Мидуэй, июнь 1942 г. После тяжелого боя на свой авианосец "Энтерпрайз" вернулись только четыре самолета этого подразделения.
Один из трех построенных Fokker PW-7. На одном таком самолете Джеймс Дулиттл (позже знаменитый командир соединения B-25, впервые бомбивших Токио) проводил испытания по определению предельно допустимых нагрузок.
29 августа 1983г.: впервые взлетел прототип в масштабе 85% 10/12-местного делового самолета Beechcraft Starship 1 (N2000S), построенного фирмой "Rutan Aircraft Factory".
10 мая 1983г.: авиакомпания "Airspur Вертолеты Inc." начала коммерческую эксплуатацию 16-местных вертолетов Westland 30 на линии, связывающей Международный аэропорт Лос-Анджелеса и аэропорт Фуллертон.
3 сентября 1983г.: первый полет более мощного варианта вертолета Westland 30 Series 100 - Series 200 (G-ELEC), оснащенного двумя турбовальными двигателями General Electric CT7.
Оказавшийся неудачным в коммерческом отношении транспортный самолет Fokker F.IV сделал неплохую рекламу фирме, когда в 1922 году совершил беспосадочный перелет через США. Ныне машина бережно сохраняется как экспонат американского музея.
Среди характерных особенностей D.XVII были обтекатели над блоками цилиндров двигателя Kestrel и большой подфюзеляжный радиатор.
23 августа 1983г.: первый полет двухдвигательного учебного самолета Skyfox, построенного фирмой "Skyfox Corporation". Созданный на базе самолета Lockheed T-33, Skyfox сохранил 70% общих элементов с предшественником, но был оснащен ТРДД Garrett TFE731-3.
Как и многие другие монопланы того времени, D.X страдал от флаттера крыла, что иногда приводило к катастрофическим последствиям.
Истребитель Fokker D.XVI был построен малой серией для голландских ВВС, а на экспорт пошли лишь единичные машины.
Fokker D.XXIII являлся интересной попыткой решить проблему с асимметрией тяги при отказе одного из двух двигателей, но мощность силовой установки прототипа оказалась недостаточной. Кроме того, при покидании машины с парашютом пилот рисковал попасть под удар заднего винта.
Береговая охрана США использует 22 HC-130H Hercules, из которых 16 прошли программу продления ресурса. Также это ведомство приобрело шесть новых HC-130J для использования в качестве дальних патрульных самолетов. В задачи Hercules Береговой охраны входят поиск и спасение, ледовая разведка и патрулирование. Поисково-спасательные машины способны сбрасывать спасательные плоты, контейнеры с едой и медикаментами и т.п.
КМП США. Дозаправку в полете и транспортные операции в интересах КМП США осуществляют самолеты KC-130. Каждое из трех боевых авиакрыльев КМП имеет в своем составе по одной транспортно-заправочной эскадрилье. Эти самолеты могут также проводить наземную заправку вертолетов, боевой и транспортной техники. Долгие годы в боевых частях использовали KC-130F, но сейчас их практически полностью вытеснили KC-130J. Этими самолетами вооружены эскадрильи VMGR-152 в Футенма, Япония, VMGR-252 и учебная VMGR-253 (последняя использует оставшиеся KC-130F вместе с J) в Черри Пойнт, Северная Каролина, и VMGR-352 в калифорнийском Мирамаре. Кроме того, существуют еще две эскадрильи резерва авиации КМП: VMGR-234 в Форт-Уорте, Техас, и VMGR-452 в Стюарт Филд, Нью-Йорк. Резервисты летают на самолетах модификации KC-130T, включая удлиненный вариант KC-130T-30.