Мировая Авиация 138
-
В Ираке и Афганистане A-10 Warthog в очередной раз доказал, что он является одним из лучших самолетов непосредственной авиационной поддержки в мире.
До начала "Глобальной войны с терроризмом" бомбардировщики B-1B подвергались постоянной критике, даже прорабатывались планы снятия их с вооружения. Однако с началом войн нового поколения самолеты сумели продемонстрировать свой уникальный боевой потенциал, и сегодня B-1B стали одним из самых востребованных самолетов в ВВС США.
Бангладеш к 1997 году заменил все Magister на другого "ветерана" - реактивный УТС Cessna T-37
В семействе Magister предлагался и четырехместный CM.191, который, впрочем, в серию не пошел.
Zephyr оснащался посадочным гаком и сдвижным, а не откидывающимся как у Magister, фонарем.
Fouga CM.170 Magister
F/A-18+ в ВМС США дислоцируются лишь в Новом Орлеане - в составе 204-й ишаэ авиации Резерва ВМС.
Hornet имел высокую скорость и не "отставал" от большинства испытывавшихся экспериментальных самолетов, а две спарки могли передавать видеоряд в режиме реального времени в Исследовательский центр имени Драйдена. Впрочем, Hornet сам стал летающей лабораторией: почти 10 лет, начиная с 1987 года, самолет F/A-18 HARV (High-Alpha Research Vehicle, фото) использовался по программе изучения режимов полета на больших углах атаки (вплоть до 65°) и малых скоростях полета. Переданный же из ВМС один самолет F/A-18B был модифицирован для испытаний новых систем управления полетом, новейших образцов авионики, датчиков воздушных сигналов и пр.
Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). НАСА получило в свое распоряжение минимум семь F/A-18 Hornet (шесть получены в 1984-1991 годах), ставших основным самолетом сопровождения и сменивших в данной роли устаревшие Lockheed F-104 Starfighter. Hornet имел высокую скорость и не "отставал" от большинства испытывавшихся экспериментальных самолетов, а две спарки могли передавать видеоряд в режиме реального времени в Исследовательский центр имени Драйдена.
"Длинная рука" французского флота - Super Etendard с одной крылатой ракетой ASMP. После пуска твердотопливный ускоритель разгоняет ракету до двух скоростей звука, после чего включается маршевый жидкостный двигатель. Дальность пуска ракеты - около 250 км, боевая часть - ядерная, мощностью 300 кт, типа TN-80 или TN-81.
Super Etendard мог эффективно применять как высокоточное управляемое оружие, так и обычные авиационные средства поражения. Данный самолет, принадлежащий эскадрилье (флотилии) 14F авиации ВМС Франции, несет четыре блока НАР MATRA 155 - каждый с 18 ракетами SNEB калибра 68 мм.
Даже после очередной модернизации - оснащения в 2010 году прицельным контейнером Damocles - самолеты Super Etendard существенно уступают Rafale, находящимся на вооружении ВМС Франции.
На фотографии - совместный полет "SuE" и Etendard IVPM, оснащенных автоматами постановки дипольных отражателей и ИК-ловушек Phimat. Наиболее существенное отличие между ними - новая РЛС. На закате карьеры Etendard IVPM использовались преимущественно для решения задач тактической разведки, в том числе в небе бывшей Югославии. Затем данная задача была возложена на SEM Standard 4.
Super Etendard заходит на посадку на палубу авианосца "Фош", выпустив А-образный посадочный гак и перфорированные воздушные тормоза. "Фош", принятый в боевой состав флота в 1963 году, в 2000 году был списан и продан Бразилии. Сегодня ВМС Франции располагают только одним авианосцем - атомным авианосцем "Шарль де Голль".
Аргентина все еще располагает некоторым количеством годных к полетам Super Etendard, но после вывода в 1997 году из боевого состава ВМС Аргентины единственного авианосца самолеты "работают" только с американскими авианосцами. Super Etendard также могут действовать с бразильского авианосца "Сан-Паулу".
Super Etendard. Звездным часом Super Etendard стала фолклендская война, но самолет также принимал активное участие в ирано-иракской "танкерной" войне и в военных действиях в Югославии и Афганистане. Спроектированный "Dassault" самолет, упрощенно называемый "SuE" (или "SEM", в его модернизированном варианте), длительное время был ядром авианосной авиации ВМС Франции. Сегодня ему на смену уже поступает другой истребитель корабельного базирования - Rafale, но Super Etendard останется на вооружении до 2013 года. Самолеты Rafale постепенно проходят модернизацию программного обеспечения и различных бортовых систем, и на смену модификации F1 сначала пришли машины модификации F2, а теперь и F3, которые и должны заменить все остающиеся в авиации флота самолеты Super Etendard.
Самолет 3-A-202 нес эмблему 2-й штурмовой эскадрильи авиации ВМС Аргентины, а также победные знаки: за потопленный эсминец УРО "Шеффилд" и, как предполагали вначале аргентинцы, поврежденный авианосец "Инвинсибл". Последний, на самом деле, не был поражен ракетой.
Super Etendard
Центр вооружений ВМС США в Чайна-Лейк проводил значительную часть испытаний ракеты ALARM. По состоянию на 2000 год, ракета применялась преимущественно на самолетах Tornado IDS, хотя она совместима с самолетами Hawk и некоторыми вертолетами.
Ракета ALARM хорошо зарекомендовала себя в ходе операции "Буря в пустыне", даже несмотря на то, что фактически ракета окончательно была принята на вооружение только в январе 1991 года. Саудовская Аравия разместила первый заказ на ALARM сразу после завершения операции, а в 2000 году под эгидой британских ВВС изучалась возможность адаптации ракеты к другим, кроме Tornado GR.Mk 1/4, авиационным носителям. Одновременно предлагалось создать объединенные британо-германские "силы подавления" в составе самолетов Tornado GR.Mk 1/4, вооруженных ПРР ALARM, и Tornado ECR с ПРР AGM-88 HARM, которые обладали бы большим боевым потенциалом, чем решавшие до того подобные задачи самолеты F-16CJ из состава ВВС США в Европе (причем в ходе конфликта на Балканах в 1999 году выявились серьезные недостатки в ГСН ракеты HARM). Сегодня модернизированная ПРР ALARM по-прежнему остается на вооружении британских ВВС.
JAS 39A Gripen. Изображен Gripen, 39154, из второй производственной партии - передан шведским ВВС в июне 1998 года. Авиакрыло F7 располагает двумя эскадрильями Gripen - Gustav Rod и Gustav Bla.
Для решения задач ПВО Gripen обычно несут шесть ракет, в том числе AMRAAM, Sidewinder и новейшую IRIS-T. В настоящее время на самолете проходит испытания ракета MBDA Meteor большой дальности, которая в будущем будет включена в состав его вооружения.
Gripen - машина северная и не боится холода, что и демонстрирует изображенный на снимке самолет шведских ВВС, оснащенный контейнером Litening.
Венгерские Gripen отлично зарекомендовали себя на различных международных учениях - в 2007 году они к удивлению многих экспертов одержали победу в ходе учения НАТО над "вражескими" самолетами F-16 и даже "сбили" один Eurofighter Typhoon.
Противорадиолокационная ракета AGM-122A Sidearm создана на базе УР "воздух-воздух" AIM-9L/M и может применяться с вертолетов AH-1W, состоящих на вооружении КМП США.
В строевых частях ВВС США самолет A-7D был промежуточным типом, им "заткнули" временную "дыру" между снятием с вооружения самолетов F-100/F-4 и поступлением в войска новых штурмовиков A-10A. Ими были вооружены три расположенных на континентальной части США тактических истребительных авиакрыла - 23-е, 354-е и 355-е, причем в ВВС США самолет официально никогда не именовался Corsair II. 355-е крыло дислоцировалось на авиабазе Дэвис-Монтан (код на киле "DM") и отвечало за подготовку летчиков. Изображен самолет полковника Фреда Хэффнера - командира 355-го авиакрыла. Самолет имеет характерный бортовой номер. Две звезды в носовой части фюзеляжа означают две победы, которые Хэффнер одержал во Вьетнаме, летая на F-4C.
A-7 регулярно принимали участие в учениях серии "Coronet". Данный A-7D, окрашенный по схеме "европейская 1", принадлежит 766-й тиаэ, авиабаза Хопстен (Германия), июль 1986 года.
"Scrappy" принадлежал 162-й эскадрилье - последней, летавшей на A-7. В носовом обтекателе стоит лазерный целеуказатель Pave Penny.
В основном учения серии "Coronet" проводились в Европе - самолеты 157-й тиаэ на авиабазе Виттеринг ("Coronet Teal", 1978 год).
В составе авиации Национальной гвардии A-7D имели четыре камуфляжные схемы (по порядку): трехтоновая T.O.114 (нижние поверхности окрашивались в белый цвет), приведенная на снимке, "европейская 1" ("ящерица") и двухтоновая серая схема.
Although it received its combat initiation with the US A Fin Vietnam, the A-7D Corsair II is now flown only by units of the Air National Guard; this quartet comes from the 124th TFS, Des Moines, Iowa.
Несколько A-7D были приписаны к 6510 испытательному авиакрылу (авиабаза Эдвардс) и окрашивались по броской бело-красной схеме. На них часто летали курсанты Школы летчиков-испытателей.
Последней на A-7 стала двухтоновая серая камуфляжная схема - впервые ее получили самолеты трех эскадрилий авиации Национальной гвардии штата Огайо. Самолеты принадлежат 124-й тиаэ и оснащены системой LANA.
Таксон отличался хорошими погодно-климатическими условиями - в 1984 году там сформировали подразделение переучивания летчиков, которое затем стало 195-й тактической истребительной учебной эскадрильей и завершило свою историю в июле 1991 года. На снимке - спарка A-7K.
На фотографии - совместный полет "SuE" и Etendard IVPM, оснащенных автоматами постановки дипольных отражателей и ИК-ловушек Phimat. Наиболее существенное отличие между ними - новая РЛС. На закате карьеры Etendard IVPM использовались преимущественно для решения задач тактической разведки, в том числе в небе бывшей Югославии. Затем данная задача была возложена на SEM Standard 4.
Тяжелые транспортные вертолеты Chinook достаточно хорошо зарекомендовали себя в горных условиях Афганистана - их применяли воинские контингенты Великобритании, Канады, Нидерландов и США (на снимке). Однако упавшие в горах вертолеты Chinook пришлось вывозить все же российским Ми-26.
Friedrichshafen FF29A - модернизированный вариант FF29, с улучшенными поплавками и хвостовым оперением.
Семейство гидросамолетов FF33 можно поделить на две группы - разведчики с трехстоечной бипланной коробкой (на фотографии) и вооруженные разведчики с двухстоечной бипланной коробкой.
БЛА RQ-2 в небе Ирака, хорошо видна платформа с оптико-электронной аппаратурой.
БЛА Pioneer может выполнять взлет по-самолетному либо же запускаться с катапульты или наклонной пусковой установки при помощи ракетных ускорителей (на снимке).
Генерал морской пехоты Бумер назвал БЛА Pioneer "самым эффективным средством разведки" во время операции "Буря в пустыне".
Hunter произвел революцию в области беспилотных авиационных систем и послужил прообразом для целого семейства других беспилотников. На снимке - аппарат модификации MQ-5B. Недавно появился БЛА MQ-5C E-Hunter с крылом увеличенного размаха, в котором реализован ряд технических наработок по БЛА Hunter II (последний проиграл в тендере Армии США беспилотнику Sky Warrior компании "General Atomics").
БЛА MQ-5B Hunter оснащен двумя двигателями, а топливные баки расположены в центроплане крыла. Здесь же расположены отсеки с авионикой, а с внутренней стороны под крылом размещены узлы подвески вооружения. Беспилотники RQ-5 первого поколения приняты на вооружение ВС Бельгии, Франции и Филиппин.
Данный MQ-5B несет две планирующие высокоточные бомбы Viper Strike, Hunter успешно использовали такие боеприпасы в Афганистане - особенно эффективно связка Hunter и Viper Strike работала в узких горных ущельях.
Как Dornier Do 335 и Cessna Skymaster, БЛА Hunter (изображен вариант RQ-5A) имеет один толкающий и один тянущий винты.
Ударный БЛА MQ-9 Reaper активно использовался в Афганистане и Ираке. Несмотря на достаточно высокий уровень потерь среди беспилотников, они показали себя весьма эффективно. Союзники также использовали и сверхсекретный Lockheed Martin RQ-170 Sentinel.
Привлекательность бизнес-джетов семейства Westwind существенно возросла после установки более экономичных двигателей Garrett AiResearch TFE731-3-1G.
Новый Westwind 1 имел увеличенную почти на треть дальность полета.
Австралийская таможенная служба эксплуатирует три самолета IAI Coastwatch, оснащенных поисковой РЛС, позволяющей эффективно решать широкий круг задач - от поиска и спасания до борьбы с контрабандистами.
В базовом варианте бизнес-джет Westwind 2 был рассчитан на перевозку семи пассажиров, размещавшихся в комфортабельных креслах.
Разработанные НАСА винглеты позволили снизить аэродинамическое сопротивление и повысили экономичность Westwind 2, запечатленного здесь на фоне лайнера "Куин Элизабет 2".
В прототипе Jet Commander 1121 был реализован весь опыт, полученный в ходе разработки и выпуска поршневого Aero Commander.
В израильских Вооруженных силах БЛА Searcher получил обозначение Meyromit и активно применяется в боевых операциях. Searcher II (на фото) принят на вооружение в Израиле в 1998 году.
F/A-18B - учебно-боевой вариант Hornet.
Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). НАСА получило в свое распоряжение минимум семь F/A-18 Hornet (шесть получены в 1984-1991 годах), ставших основным самолетом сопровождения и сменивших в данной роли устаревшие Lockheed F-104 Starfighter. Hornet имел высокую скорость и не "отставал" от большинства испытывавшихся экспериментальных самолетов, а две спарки могли передавать видеоряд в режиме реального времени в Исследовательский центр имени Драйдена.
Угроза со стороны средств ПВО противника постоянно довлеет над американскими летчиками даже в Афганистане, на снимке - F-15E Strike Eagle отстреливает тепловые ловушки над афганскими горами.
В первоначальном виде прототип Foster Wikner Wicko F.W. 1 имел довольно изящные обводы носовой части, а радиатор автомобильного двигателя Ford располагался под кабиной. На фотографии - этот же прототип, но с уже новым двигателем и новым обозначением Wicko F.W.2.
Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). НАСА получило в свое распоряжение минимум семь F/A-18 Hornet (шесть получены в 1984-1991 годах), ставших основным самолетом сопровождения и сменивших в данной роли устаревшие Lockheed F-104 Starfighter. Hornet имел высокую скорость и не "отставал" от большинства испытывавшихся экспериментальных самолетов, а две спарки могли передавать видеоряд в режиме реального времени в Исследовательский центр имени Драйдена.
Компания "Scenic Airways" из Лас-Вегаса даже в 1980-х годах эксплуатировала этот 5-AT на туристических маршрутах в Гранд Каньоне.
Данный C-4A - один из вариантов Tri-Motor, летавших в авиакорпусе Армии США в качестве транспортных машин.
Вариант 5-AT-CS отличался дополнительным подфюзеляжным килем.
Ford 5-AT Tri-Motor
PW-9C (27-183) окрашен в традиционный для своего времени камуфляж и принадлежит к 25 самолетам второй партии, заказанной в августе 1926 года в дополнение к 15 самолетам первого заказа, размещенного в июне. Окраска руля направления предложена "Boeing", в 1926 году она стал общепринятой.
A-6892 - один из 10 самолетов FB-1, морского варианта Boeing Model 15. Машина была в целом идентична армейскому PW-9.
Оснащенный двигателем Packard, самолет FB-5 стал основным вариантом Model 15, строившимся для ВМС США (27 машин). Самолет получил усиленное шасси, что было необходимо для эксплуатации на авианосцах.
Последний PW-9 отличался двигателем Packard с турбонаддувом и новым нижним крылом, самолет обозначался как XP-4 (Boeing Model 58).
Единственный полученный ВМС самолет FB-4 (Model 54) стал первым в семействе Model 15, получившим звездообразный двигатель Wright Р-1, предшественника Cyclone. Самолет A-6896 позже был оснащен поплавковым шасси и модернизирован в вариант FB-6 с двигателем Pratt & Whitney Wasp.
На XP-8 (Model 66), созданном на базе PW-9/FB, был испытан новый двигатель Packard с перевернутым блоком цилиндров. Армия США не заказала его, но ряд реализованных в машине решений позже воплотили на морском истребителе F2B/Model 69.
Морской F2B-1 образца 1926 года был создан на базе Model 66, но оснащался звездообразным двигателем Wasp - как на FB-6. Следом появился XF3B - в серийном варианте F3B-1 он имел новые крыло, хвостовое оперение и шасси. На снимке - один из 73 построенных самолетов несет обозначения истребительной эскадрильи VF-3B.
Заказчики были настолько удовлетворены возможностями Magister и другими подобными ему машинами, что на Super Magister внимания почти не обратили.
Fuji KM-2B являлся учебно-тренировочным самолетом начальной летной подготовки, совместившим в себе планер от KM-2 и двухместную кабину с тандемным расположением кресел от T-34 Mentor.
F/A-18C Hornet из состава 147-й истребительно-штурмовой эскадрильи "Argonauts" выполняет облет кувейтской нефтяной платформы в рамках операции "Southern Watch".
Корпус морской пехоты США. Основная задача авиации КМП - непосредственная авиационная поддержка подразделений морской пехоты, для этой цели используются самолеты AV-8B Harrier и F/A-18 Hornet, причем последние также могут базироваться на кораблях, а их эскадрильи наряду с подразделениями авиации ВМС входят в состав базирующихся на авианосцах корабельных авиакрыльев. Интересно, что КМП получил Hornet даже раньше ВМС - первой оперативной готовности достигла 314-я ишаэ "Black Knights" (1982 год). Первый поход на борту авианосца в морской пехоте в 1985 году выполнили 314-я и 323-я ишаэ (авианосец "Корал Си", вместе с флотскими 131-й и 132-й ишаэ). Морская пехота использовала двухместные F/A-18D в качестве всепогодных истребителей-бомбардировщиков и "скоростных передовых авианаводчиков". Истребительно-штурмовые эскадрильи авиации КМП (VMFA и VMFAW) начали перевооружение на F/A-18D в 1990 году, успев как раз к боевым действиям в Персидском заливе.
Модель Cyclope отличалась установленным на пилоне турбореактивным двигателем и аэродинамическими тормозами, размещенными на верхней части консолей крыла.
В варианте Gemeaux V самолет CM.88-R оснащался двумя малогабаритными ТРД, но затем их заменили одним установленным по центру двигателем.
Ко времени появления тяжелого транспортного планера Fouga CM. 10 потребность в подобных летательных аппаратах уже отсутствовала.
Fouga CM.100 отличался от планера CM.10 лишь силовой установкой из двух двигателей, их системами и авионикой.
Оснащенный поплавковым шасси, FBA-2C вызывал нарекания у пилотов из-за плохой управляемости, особенно при маневрировании в портовых районах.
RF-4 (на заднем плане) и двухместный RF-5 стали самыми популярными самолетами конструкции Фурнье - построено более 100 единиц каждого.
Первый самолет фурнье, RF-01, был небольшим и оснащался двигателем от автомобиля Volkswagen. Хорошо заметно крыло большого удлинения.
Неубирающееся трехопорное шасси - отличительная особенность модели RF-6B.
Вместе с Gotha G V самолеты G III составляли основу германских ночных бомбардировочных сил в 1917-1918 годах. Их целями были Париж и Лондон.
Вариант G IIIa строился по лицензии только компаниями "Daimler Works" и "Hanseatische Flugzeug-Werke".
Fuji FA-200 Aero Subaru получил достаточно много заказов благодаря приемлемой цене и высокой надежности. Сдвижной фонарь обеспечивал быстрый и легкий доступ в четырехместную кабину.
KM-2 имел двухместную кабину: летчики располагались плечом к плечу, а фонарь кабины сдвигался назад.
Таиландские Gripen будут дислоцированы на авиабазе Сураттхани, на побережье Таиландского залива - для обороны южных рубежей страны.
Истребители Gripen из состава ВВС ЮАР - одни из самых современных самолетов в своем классе на Африканском континенте. На снимке - самолеты JAS 39D, всего же ВВС ЮАР должны получить до 2012 года девять JAS 39D и 17 одноместных JAS 39C.
Даже после очередной модернизации - оснащения в 2010 году прицельным контейнером Damocles - самолеты Super Etendard существенно уступают Rafale, находящимся на вооружении ВМС Франции.