Мировая Авиация 143
-
М-5 стал первым массовым гидропланом российской постройки. По ходу серийного производства в конструкцию вносилось большое количество изменений.
"Hawg" в Ираке. A-10 "Hawg" отличились и в ходе операции "Освобождение Ирака", укрепив свою репутацию, полученную при проведении "Бури в пустыне". Возможностями A-10 - временем реакции на угрозу, выживаемостью и эффективностью действий по наземным целям - не обладает ни один другой самолет. Хотя использование мощной пушки GAU-8 для штурмовки целей крайне эффективно, применение снарядов с урановыми сердечниками вызвало международный скандал: остатки урана на местности приводили к рождению нездоровых детей. Дебют варианта A-10C в Ираке состоялся в 2007 году, когда сюда перебросили 104-ю эскадрилью Национальной гвардии штата Мэриленд. Системы A-10C позволили снизить время атаки, к примеру, для сброса КАБ с лазерным наведением в кабине A-10A необходимо переключить 14 тумблеров, а в кабине A-10C - всего четыре.
Это один из двух EP-3B Bat Rack, хорошо виден смонтированный под фюзеляжем обтекатель М&М, под которым размещена антенна радиопеленгатора. Ранее на нем с целью снижения теплового излучения установили удлиненные выхлопные патрубки двигателей.
Ночная дозаправка F-16 над Ираком. F-16 составляли основу ВВС США в Ираке и выполнили в ходе операции "Освобождение Ирака" множество боевых вылетов.
Маневренный, скоростной и гибкий в применении Lynx пользуется большим успехом. Установленный над кабиной летчиков прицел комплекса TOW позволяет выполнять пуск ПТУР TOW с высоты крон деревьев, при этом сам вертолет остается почти невидимым для противника.
В августе 1978 года началась эксплуатация Lynx AH.Mk 1 в британской Рейнской армии, фотография сделана сразу после пуска ПТУР TOW.
Фюзеляж Lynx изготовлен в основном из алюминиевых сплавов, но конструкция вертолета во многом инновационная, прежде всего - несущая система. Втулка несущего винта представляет собой цельную титановую поковку.
Lynx HAS.Mk 3 британского флота выполняет посадку на корабль. Первую посадку на корабль в открытом море морской Lynx выполнил в 1973 году. Морской вариант отличается от сухопутного наличием колесного шасси.
Комбинация Sea Lynx и ПКР Sea Skua продемонстрировала свою эффективность во время операции "Буря в пустыне", вертолеты потопили ракетами несколько иракских тральщиков, десантных кораблей и катеров. ПКР Sea Skua планируется снять с вооружения британских ВМС в 2014 году.
Доля компании "Sud Aviation", позже "Aerospatiale", в разработке и производстве вертолета составляет 30%. ВМС Франции получили 40 противолодочных Lynx HAS.Mk 4(FN).
Компания "Westland" построила единственный демонстратор Lynx 3 - более тяжелый и вооруженный армейский вариант. В конструкции использована хвостовая балка от WC.30, установлены новые двигатели, изменены воздухозаборники, использован несущий винт с лопастями BERP.
В варианте P-3B нашли применение многие усовершенствования, отработанные на "Alpha". Главным отличием "Bravo" стали двигатели T56-A-14.
Разработка P3V/P-3 Orion началась во времена, когда развертывание P2V/P-2 Neptune (на заднем плане) достигло пика. Установка более тяжелого и габаритного оборудования негативно отразилась на летных данных Neptune - требовался противолодочный самолет больших размеров.
Для атак небольших надводных целей самолет вооружен 127-мм неуправляемыми ракетами Zuni. P-3B был способен поражать точечные наземные и надводные цели УР "воздух-поверхность" AGM-12 Bullpup.
До поступления на вооружение P-8 самолеты P-3 будут оставаться лучшими противолодочными машинами в мире. С 2010 года P-3 вооруженных сил США и Австралии применяются в Азии и Африке.
На трех "черных" Orion было установлено большое количество разведывательного оборудования, самолеты также применялись для сброса листовок и десантирования тайных агентов. На самолетах смонтировали пилоны для УР "воздух-воздух" Sidewinder, ракеты предназначались для самообороны от китайских МиГов. "Черные" Orion выполняли полеты над Китаем и Вьетнамом.
NRL (Naval Research Laboratory). Штаб-квартира NRL находится в Вашингтоне, округ Колумбия. Отсюда с 1965 года осуществляется руководство исследовательскими геофизическими самолетами, базирующимися в Патаксент-Ривер. С самолетов ведется изучение полярных льдов, геомагнитного поля, океанских течений, акустических и термальных характеристик морей и океанов. Результаты исследований очень важны для подводных сил ВМС США. Изначально авиационное подразделение было известно как Oceanographic Air Survey Unit (OASU), но в 1969 году его переформировали в Oceanographic Development Squadron VXN-8 "World Travellers" (маркировка на килях "JB"). 1 октября 1993 года эскадрилью расформировали, часть самолетов и личного состава передали в авиационный департамент NRL (NRL-FSD). NRL-FSD располагает самолетами NP-3D разной конфигурации, включая машину с вращающейся антенной РЛС (по типу ДРЛОиУ). Все самолеты задействованы в военных и гражданских научных программах.
Самолеты NRL ярко окрашены и имеют различное специализированное оборудование. Самолет, задействованный в проекте "Magnet", сфотографирован в Дарвине, Австралия, также он работал с базы британских ВВС Милденхол.
Оба Orion из NOAA продолжают эксплуатироваться, невзирая на солидный возраст и трудную работу. Экстерьер дает представление о степени доработки базовой платформы P-3.
В прототип N1883 самолета Orion был перестроен планер авиалайнера L-188 Electra, предназначенный для статических испытаний. Входе доработки был оборудован отсек вооружений и установлен детектор магнитных аномалий. Первый полет в качестве прототипа N1883 выполнил 19 августа 1958 года. По результатам испытаний провели дальнейшую модернизацию планера, в частности укоротили носовую часть фюзеляжа.
YP3V-1 выполняет облет субмарины в ходе испытаний противолодочного оборудования, 1961 год. По результатам испытаний в октябре 1961 года был размещен заказ на серийное производство самолетов.
Оба Orion из NOAA продолжают эксплуатироваться, невзирая на солидный возраст и трудную работу. Интерьер дает представление о степени доработки базовой платформы P-3.
Спасатели-парашютисты высаживаются с HH-60 Pavehawk на учениях в иракском населенном пункте. У десантника справа - спасательные носилки.
R2052 - первый из четырех прототипов Beaufighter, первый полет прототип знаменитого самолета выполнил всего за шесть недель до начала Второй мировой войны, фотография неокрашенного прототипа сделана вскоре после завершения его окончательной сборки.
252-я эскадрилья Берегового командования первой в декабре 1940 года получила Beaufighter Mk I. На снимке: самолет ранней постройки, стабилизатор которого установлен горизонтально.
Прототип ночного перехватчика Mk IIF с моторами Rolls-Royce Merlin и РЛС Al Mk IV. Самолет примечателен также экспериментальным форкилем, ставшим стандартным для Mk X.
Оснащенный РЛС вариант Mk VIF британских ВВС в ночной окраске выруливает на старт.
Beaufighter наилучшим образом проявил себя как ночной истребитель и противокорабельный самолет. На снимке: Beaufighter Mk X из 455-й эскадрильи ВВС Австралии, дислоцированной в Шотландии, произвел восьмиракетный залп по надводной цели.
A Rocket-firing Bristol Beaufighter of a squadron of the Royal Australian Air Force which served in the British Isles with R.A.F. Coastal Patrol.
Экипаж торпедоносца TF.X более раннего выпуска, с подвешенной торпедой Mk.XII, известного под прозвищем "Torbeau" и принадлежавшего Береговому командованию. В носовой части фюзеляжа установлены четыре 20-мм пушки Hispano и фотокинопулемет. Обычно экипаж Beaufighter состоял из двух человек, хотя в экипажи торпедоносцев нередко включали третьего человека.
В Великобритании построили 5564 Beaufighter, еще 364 самолета варианта Mk 21 собрали в Австралии. Mk 21 строились авиационным отделением компании "Fisherman" в Бенде, Виктория. На снимке:Mk 21 из 31-й эскадрильи австралийских ВВС, эскадрилью перевооружили на данный тип в сентябре 1944 года.
Если не считать "советской копии", макета Як-44, то E-2 остается единственным самолетом, который изначально создавался как самолет ДРЛОиУ.
E-2, лишенный какой-либо элегантности во внешнем облике, тем не менее, является ключевым самолетом любой американской палубной авиагруппы. Ни одно авианосное соединение ВМС США не смогло бы выполнить свою боевую задачу без этих "Hummer", которые способны вовремя отслеживать угрозу и наводить на противника "дружественные" самолеты.
VAW-112, одна из нескольких эскадрилий Hawkeye Тихоокеанского флота, была сформирована 20 апреля 1967 года. В 2007 году эскадрилья получила четыре Hawkeye 2000.
Исходные E-2A и E-2B Hawkeye можно отличить по скругленным носовым оконечностям фюзеляжей, в носовых частях фюзеляжей E-2C установлены антенны пассивной системы обнаружения ALR-59 PDS.
Большую часть кабины Hawkeye занимают рабочие места трех операторов. На переднем плане - CICO (Combat Information Center Officer), который информирует летчиков о курсе и высоте полета. CICO располагает наиболее полной информацией о тактической ситуации.
"Herk" мог перевозить 64 десантника с полной выкладкой на расстояние 1143 км с резервом топлива на 45 минут полета. Высадка парашютного десанта в боевой обстановке во Вьетнаме выполнялась крайне редко.
Американский C-130 садится на обстреливаемую северовьетнамцами ВПП базы Кхе Сань, февраль-март 1968 г.
C-130 обладал возможностью выполнять взлет с коротких ВПП, но конструкторы самолета вряд ли представляли себе, что их машина будет работать под артиллерийским обстрелом прямой наводкой.
Одним из самых необычных заданий, выполнявшихся C-130 во Вьетнаме, стало бомбометание 6804-кг бомбами "Daisy Cutter". Бомба сбрасывалась на поддоне с парашютом, в результате взрыва в джунглях образовывалась площадка, достаточная для посадки вертолетов.
Во Вьетнаме от обстрела из минометов и РПГ пострадало C-130 больше, чем от наземных средств ПВО или МиГов. Обстрел Дананга нанес США ущерб стоимостью в миллионы долларов.
Первый опытный экземпляр И-Z в цехе завода N 39.
Носовая часть фюзеляжа с капотом мотора у истребителя И-Z была аналогична носовой части фюзеляжа второго прототипа И-5.
The prototype of the recoilless cannon-armed I-Z, alias TsKB-7
Компания "Bristow" эксплуатирует большой парк тяжелых вертолетов, хотя SA 330J из эксплуатации выведены. BHL с помощью вертолетов выполняет замену работающих на буровых платформах, перевозки между платформами в море и поисково-спасательные операции.
Характеристики SA 330J позволяют эксплуатировать вертолет в условиях жары, BHL использует эти вертолеты на Дальнем Востоке и в Австралии.
После AC-47 в борьбу с автоперевозками по тропе Хо Ши Мина ввели более совершенные ганшипы AC-130 и AC-119. Созданные на базе транспортных C-130, самолеты AC-130 могли патрулировать тропу в течение нескольких часов и самостоятельно обнаруживать автотранспорт бортовым поисковым оборудованием.
Зловещий AC-130 являлся самым эффективным ганшипом во время военных действий во Вьетнаме. Оснащенный совершенной электроникой и мощным вооружением, AC-130A Spectre хорошо подходил для полетов в темное время суток.
Су-22М-4. ВВС и ПВО Польши на 2010 год располагали 48 машинами Су-22М-4 и несколькими Су-22УМ-3. Первые самолеты данного типа поляки получили в 1985 году. Истребители-бомбардировщики состоят на вооружении авиаполков 8 PLM-B (авиабаза Мирославец) и 7 PLB-R (Повидз).
ВВС СССР являлись основным заказчиком истребителей-бомбардировщиков Су-17, но к настоящему времени эти самолеты сняты с вооружения в ВВС большинства стран СНГ. Для замены Су-17М и МиГ-27 предполагался МиГ-29М, по ряду причин развития не получивший. Су-17М4 (на фотографии) были сняты с вооружения ВВС России в середине 1990-х годов под предлогом недостаточной безопасности однодвигательных самолетов.
Этот Су-22М-4 ВВС Афганистана дезертир-летчик угнал в Пакистан. По результатам боевого применения Су-17 в Афганистане на самолеты с 1981 года устанавливали устройства отстрела ложных целей, всего 256 отстреливаемых вверх тепловых ловушек.
Вьетнам закупил не менее 38 Су-22 (ударные Су-22М-4, разведчики Су-22М и спарки Су-22УМ-3). Су-22М-4 состоят на вооружении 937-го истребительного полка "Hau Giang", Су-22М - на вооружении 923-го истребительного полка "Yen The".
Су-22М-4. На вооружении ВВС ГДР состояли истребители-бомбардировщики МиГ-23БН и Су-22М-4, последние эксплуатировались со специально реконструированного аэродрома Лааге с 1985 года. Восточногерманские Су-22М-4 использовались также как тактические разведчики, их экипажи отрабатывали пуски УР с лазерным наведением Х-25Л и противорадиолокационных ракет Х-58У. Две эскадрильи Су-22М-4 (западное обозначение "Fitter-K") базировались в Лааге, южнее Ростока. Всего на вооружении подразделения Jagdbombergeschwader 77 "Gerhard Leberecht von Blucher" до октября 1991 года состояли 22 самолета Су-22М-4, еще 23 машины имелись в Marinefliegergeschwader 28 "Paul Wieczorek". Помимо одноместных боевых истребителей-бомбардировщиков эти подразделения MFG 28 и JBG 77 имели по четыре спарки Су-22УМ-3. В JBG 77 имелось несколько разведывательных контейнеров ККР-2. Обычно такой контейнер подвешивался под фюзеляжем в комбинации с контейнером РЭБ СПС, который размещали на внутреннем подкрыльевом пилоне. Незадолго до объединения двух Германий было принято решение о замене самолетов МиГ-21М из эскадрильи TAFS-47, дислоцированной в Прешене, разведчиками Су-22М-4Р.
Су-22М4
Из более 1000 построенных самолетов Model 190/195 на Model 190 приходится только 233 машины. Сегодня чаще всего встречаются Model 195A/В, отличающиеся друг от друга только выхлопными патрубками двигателей.
На Cessna 195 установлен звездообразный мотор Jacobs R755-A-2 мощностью 300 л. с. На поздних Model 195A/В ставился вариант данного мотора пониженной мощности.
Model 195
В Польше Су-20 (Fitter-C) эксплуатировались до 1997 года. На закате своей карьеры самолеты использовались как разведчики Su-20R (под фюзеляжем подвешивался контейнер ККР-1). Однако в годы холодной войны польские Су-20 предназначались для нанесения ударов тактическими ядерными бомбами РН-24 мощностью 10 кт. В качестве объектов удара рассматривались цели на территории Дании, поэтому польские Су-20 часто выполняли полеты над Балтийским морем. Прорыв ПВО Дании предполагалось осуществлять на предельно малых высотах.
Принадлежащая КНААПО, спарка с бортовым номером "802" является последним летающим российским самолетом семейства Су-17. Спарка использовалась как самолет сопровождения во время летных испытаний в Комсомольске-на-Амуре авиалайнера Сухой Superjet 100.
С 1982 года дружественным СССР странам поставлялись спарки Су-22УМ-3 с двигателями Р-29БС-300, но уже в 1983 году начались поставки двухместных Су-22УМ-3К с двигателями АЛ-21Ф-3, стандартными для советских Су-17М. ВВС ГДР получили восемь Су-22УМ-3К, всего Восточная Германия получила 53 самолета семейства Су-22. В 1979-1980 годах все спарки Су-17УМ ВВС СССР были доработаны до уровня Су-17УМ-3.
После того как Польша стала членом НАТО, польские Су-22 стали принимать участие в совместных с бывшими противниками учениях. Учения "Оцелот 99" проводились в 1999 году на северо-западе Польши, в них польские и чешские Су-22М-4/УМ-3 действовали совместно с F-4F и Tornado из состава Люфтваффе. Ежегодно экипажи польских Су-22М-4 тренируются в выполнении взлетов и посадок с автострады в Клиниска, район Щецина. В 1999 году в таких учениях также приняли участие шведские JAS-39A Grippen. На фотографии Су-22УМ-3 из состава подразделения 7 PLB-R готовят к полету на авиабазе Повидз, самолет являлся частью "Голубых сил" на учениях "Eagle's Talon '97", в ходе которых части ВВС Польши и США отрабатывали совместные действия в преддверии вступления в 1999 году Польши в НАТО.
Венгрия, единственная из стран Варшавского договора, получила экспортный вариант модификации Су-17М-3 (Fitter-H), а не Су-22М-4. В то же время спарки Су-22УМ-3 (Fitter-G, на снимке) поставлялись всем странам Варшавского договора, эксплуатировавшим Су-22. Су-22 ВВС Венгрии базировались в Тацаре рядом с югославской границей. Обзор из кабины спарки для инструктора был сильно ограничен, поэтому при рулении, на взлете и посадке использовался поднимаемый перископ.
По компоновке М-24 не отличается от более ранних летающих лодок Д.П. Григоровича. Лодки ранней постройки не обладали высокими летными характеристиками.
Истребитель И-2 отличался чистотой аэродинамики и мог эксплуатироваться как с колесным, так и с лыжным шасси.
F-15E снова появились в небе Ирака. Снимок сделан в 2006 году над густонаселенной местностью, в которой и разворачивались основные боевые действия. На F-15E подвешены УР "воздух-воздух" AIM-120, КАБ GBU-12 и контейнер Sniper ATP.
До мая 1942 года самолеты несли национальную символику США, изображен J2F-5 из морского фоторазведывательного авиакрыла Атлантического флота.
Основным серийным вариантом Duck являлся J2F-5 с более широким, чем на ранних самолетах, капотом. Также установлены усиленные бомбодержатели, предусмотрена возможность установки турельного пулемета, неподвижные пулеметы отсутствуют.
Несколько самолетов-амфибий Duck восстановлены в США до летного состояния, включая и этот J2F-6.
Приписанная к авианосцу"Лексингтон" эскадрилья VF-2B первой получила истребители F2F-1. На рисунке представлена машина с номером BuNo.9624 - это второй серийный самолет.
Восстановление воздушной мощи Ирака. Также на вооружении состоят вооруженные Hellfire самолеты TC-208 Caravan (фото, на врезке - поражение цели УР Hellfire с Caravan), C-130J и T-6A.
Подготовка AH-64D к полету на авиабазе Кэмп Тэджи. Apache принимали участие в ожесточенных боях. Всего в Ираке потеряны 27 AH-64, включая 12 машин от огня противника.
Cessna 120 предшествовала более аэродинамически совершенной Model 140 с металлическим крылом с закрылками, имевшими полотняную обшивку; в кабине Model 140 сделаны задние окна.
Model 140A
С оригинальным хвостовым оперением Model 150 внешне напоминает Model 140. Model 150 выполнил первый полет в сентябре 1957 года. Построено более 3500 Model 150 ранних вариантов.
С 1976 года компания "Cessna" начала выпускать спортивные пилотажные машины A152 Aerobat. Самолет получил цельный капот и более мощный двигатель Lycoming O-235-L2C. Это его главные внешние отличия от Model 152 и Model 150.
Model 150 (ранний)
Model 152
Этот рисунок дает представление о внешнем облике гидропланов М-11 и М-12.
Единственный гоночный самолет ДГ-55 использовался для перевозок почты на большие расстояния.
Очень похожий на de Havilland DH.88 Comet единственный Э-2 "Комета" (ДГ-55) был передан в Осоавиахим.
Мотопланер G 109 появился в 1980 году и стал очень популярным. Самолет серийно строился более десяти лет.
ZH116 - один из 53 мотопланеров Vigilant T1, принадлежавших добровольческим планерным школам, готовившим добровольцев-резервистов для британских ВВС.
Компания "Grob" вышла на рынок легких самолетов в середине 1980-х годов, предложив модель G 115, разработанную на основе прототипа учебной машины G 112.
Под наименованием Heron T.Mk 1 самолет G 115D2 использовался не только в учебном звене авиации британских ВМС, но и гражданскими операторами.
Strato 2C отличается необычными конструкцией и силовой установкой. Широкое использование композитов позволило сделать самолет легким и прочным.
На фотографии представлен самолет D-FGEE - это вторая построенная и первая предсерийная машина D-500 Egrett II. Первый полет этот самолет выполнил 20 апреля 1989 года.
Разведчик SF-1 из эскадрильи VS-3B. Цвет капота обозначал принадлежность самолета тому или иному звену в эскадрилье.
Sikorsky S-61N эксплуатируются в основном в Северном море в районе Норфолка и Шетландских островов. Парк "Bristow" насчитывает восемь S-61N.
Семейство HC-130 отличалось универсальностью. На снимке: HC-130P в Дананге, апрель 1968 года. HC-130P предназначался для использования в качестве воздушного командного пункта, поисково-спасательного самолета и для дозаправки в воздухе, прежде всего, поисково-спасательных вертолетов HH-3E "Jolly Green".