Мировая Авиация 155
-
Во времена холодной войны советское взаимодействие с Афганистаном принимало также и форму военной помощи по обновлению афганских ВВС и восстановлению авиабаз Мазари-Шариф и Баграм под Кабулом. В рамках этого перевооружения были поставлены вертолеты Ми-4 и транспортные самолеты Ил-14.
Во времена холодной войны советское взаимодействие с Афганистаном принимало также и форму военной помощи по обновлению афганских ВВС и восстановлению авиабаз Мазари-Шариф и Баграм под Кабулом. В рамках этого перевооружения были поставлены вертолеты Ми-4 и транспортные самолеты Ил-14.
Ми-8 широко использовался советскими и афганскими ВВС для выполнения многих задач. При выполнении боевых операций десантно-транспортные вертолеты Ми-8Т поддерживались хорошо вооруженными вертолетами Ми-8ТВ.
Через год после прихода Советской армии в Афганистан парк вертолетов Ми-24 увеличился до 240 машин. Эти вертолеты подходили как для непосредственной поддержки войск, таки для высадки малых боевых групп. Боевые вертолеты были также нужны для зачистки прилегающих фланговых участков, пока наземные войска занимали основные оперативные зоны.
Афганские ВВС получили до 100 самолетов МиГ-17Ф. Основной оперативной частью был 393-й полк истребителей-бомбардировщиков, базировавшийся на авиабазе Мазари-Шариф в северном Афганистане. Из-за ограниченных возможностей машин этого типа в противопартизанских действиях, их с середины 1980-х годов заменяли на истребители-бомбардировщики МиГ-21.
Всего Индия получила 580 построенных либо собранных на фирме HAL истребителей МиГ-21 вариантов МиГ-21Ф, МиГ-21ФЛ МиГ-21ПФМА, МиГ-21М, МиГ-21МФ, МиГ-21У/УМ и МиГ-21бис (на снимке). Сегодня большая часть индийских самолетов "Fishbed" доработана до версии Bison. Из конструкции весьма почтенного возраста получилась вполне современная боевая машина.
Больше половины из 10000 изготовленных МиГ-21 ушло в авиацию СССР.
Египет стал, возможно, самым известным заграничным потребителем МиГ-21, закупив свыше 400 самолетов многих версий и использовав их против Израиля. В строю оставались до 60 машин МиГ-21, включая 12 МиГ-21R.
Страны Варшавского договора получали МиГ-21, начиная с вариантов МиГ-21Ф-13. В Чехословакию поступило много МиГ-21 до версии МФ. Завод "Aero" также собрал 195 МиГ-21Ф-13 под своим обозначением S.107
За пределами Восточной Европы МиГ-21 интенсивнее всего эксплуатировался в Финляндии, чьи ВВС в соответствии с Парижским договором закупали вооружение и на Востоке. Финляндия приобрела 22 МиГ-21Ф-13 (фото) и два МиГ-21У, а позднее 27 машин МиГ-21бис и четыре МиГ-21УМ (в финских ВВС в качестве перехватчика также служили самолеты "Draken").
Самолеты Boston и Havoc стоят на площадке завода фирмы "Douglas", ожидая поставки в ВВС Великобритании и Армии США. Американские самолеты имеют оригинальные опознавательные знаки типа 241102-K, которые наносились до 28 мая 1942 года.
Этот A-20G-20 служил в одном из подразделений 9-й Воздушной армии США на Европейском ТВД и выполнил свыше 100000 боевых самолето-вылетов.
Самолет A-20 выполняет маловысотное бомбометание. Такие удары наносились для разгрома японских объектов на Тихоокеанском ТВД. Слева виден бомбардировщик G4M "Betty", избежавший атаки самолета Havoc. Заметны также обломки истребителя у дерева на переднем плане.
Эти самолеты варианта A-20B летали в 84-й эскадрилье 47-й группы бомбардировщиков в Медиуна в Марокко в декабре 1942 года. Большие пятна коричневого цвета наносились на исходный оливково-серый цвет для получения временного пустынного камуфляжа.
При каждом удобном случае вооружение самолетов A-20G/H из 5-й Воздушной армии США дополнялось двумя блоками ПУ НАР под каждой консолью. На снимке - самолет A-20G из 90-й бомбардировочной эскадрильи в Новой Гвинее.
Машины DB-7B уже летали в ВВС Франции, когда первый самолет A-20 для авиакорпуса Армии США покинул завод фирмы "Douglas" в Эль-Сегундо в 1940 году. На снимке - первый построенный самолет A-20A.
Вспомогательный ускоритель Pegasus разгоняет X-43A после его отделения от носителя. X-43 - самый скоростной в истории самолет с воздушно-реактивным двигателем, побивший в 2004 году рекорд самолета SR-71 и развивший скорость М=9,6.
D.520. Боевая карьера D.520, всеми признанного лучшего французского истребителя времен Второй мировой войны, разделена на два основных этапа. После капитуляции Франции множество машин попало в Северную Африку. Некоторые из них участвовали в сирийской кампании 1941 года против войск Великобритании и "Свободной Франции". Вместе с немецкими истребителями D.520 вели бои с бывшими союзниками во время их высадки в ходе операции "Torch" в ноябре 1942 года. После ряда побед союзников к ним перешли многие пилоты истребителей D.520, включая лучшего аса Франции во Второй мировой войне Пьера ле Глоана. Он сбивал немцев и итальянцев во время битвы за Францию, а позже воевал уже против британцев в Сирии. Пилот разбился 13 августа 1943 года на истребителе P-39.
Сохранилось несколько истребителей Dewoitine D.520, включая этот музейный экземпляр. Перекрашенный в цвета подразделения 1AC, он хранится в Музее морской авиации Франции, Рошфор.
Марсель Доре сфотографирован 8 октября 1938 года во втором полете самого первого самолета D.520. С укороченным килем самолет выглядит почти как гоночный, а не боевой.
Девуатин D.520 французских ВВС из группы GCII/7 "Черная пантера", 1940 г.
После боев с превосходящими силами немецких Bf 109 в период проигранной битвы за Францию истребителям D.520 пришлось сражаться вместе с прежними противниками против бывших союзников в Северной Африке.
Широкое использование D.520 при подготовке летчиков-истребителей - свидетельство сложного положения, в котором германские Люфтваффе оказались в конце войны.
В послевоенных ВВС Франции D.520 успели послужить в качестве учебных истребителей. В 704-й учебной группе в Туре использовались несколько самолетов D.520DC с двухместной кабиной.
Существовало несколько экспериментальных истребителей D.520, включая гидросамолет HD.780, D.521 с мотором "Merlin" и скоростной D.550. На фотографии - вариант D.520Z с модифицированной системой охлаждения и новым шасси.
Mosquito B.Mk XXV (борт KB415) 627-й эскадрильи британских ВВС в стандартной окраске. Верхние поверхности темно-зеленого (Dark Green) и серого (Ocean Grey) цветов, нижние поверхности средне-серого цвета (Medium Sea Grey) с ровными кольцами полос принадлежности к AEAF (экспедиционных ВВС союзников) на обеих консолях и фюзеляже.
Mosquito B.Mk 35 (борт TA640) 139-й (ямайской) эскадрильи британских ВВС, 1950 год, авиабаза Хемсуэлл. На машину нанесен стандартный ночной камуфляж с окраской верхних поверхностей в средне-серый цвет (Medium Sea Grey). На самолете коки винтов окрашены в красный цвет - это послевоенный отличительный знак эскадрильи. Нанесение серийного номера по бокам бортовых кокард ("Type D") после войны было общепринятым в частях, вооруженных бомбардировщиками Mosquito. В 1950 году в эскадрильях использовались коды XD (например, TK620 XD L). Некоторые машины целиком окрашивались в цвет, похожий на натуральный дюралюминий.
Гражданские организации. Mosquito варианта B.Mk 35 (борт CF-HMM, ранее TK623) компании "Spartan Air Services" целиком окрашен в цвет дюралюминия, с красными коками винтов, фюзеляжными антеннами и красным кольцом на фюзеляже. Коды нанесены зеленым цветом на красных полосах на киле. Зеленым цветом сделаны надписи и девизы компании на фюзеляже.
Mosquito TT.Mk 35 (код VP181) из вспомогательной части CAACU (Civilian Anti-Aircraft Cooperation Unit) №3 местной ПВО на авиабазе Эксетер, середина 1960-х годов. Самолет имел убиравшуюся внутрь лебедку. Верхние поверхности были окрашены в цвет дюралюминия, на нижних поверхностях сохранились черные и желтые полосы буксировщика мишеней. На консолях и хвостовой части фюзеляжа произвольно наносились яркие полосы (Dayglo) шириной 20 см. Крупный номер самолета находился перед бортовыми кокардами на фюзеляже.
Mosquito B.Mk XXV (борт KB415) 627-й эскадрильи британских ВВС в стандартной окраске. Верхние поверхности темно-зеленого (Dark Green) и серого (Ocean Grey) цветов, нижние поверхности средне-серого цвета (Medium Sea Grey) с ровными кольцами полос принадлежности к AEAF (экспедиционных ВВС союзников) на обеих консолях и фюзеляже.
Этот биплан He 51B-1 служил во 2-й эскадрилье 132-й истребительной эскадры "Richthofen" в Деберице в 1937 году. Имя для этого соединения подбирал сам Гитлер. Эскадра JC 132 получила свои первые бипланы He 57 в 1935 году, став первой истребительной частью заново созданных ВВС Германии.
Этот самолет с кодом D-ITLR был построен первым из трех предсерийных He 100D-0. Он поступил на летные испытания в сентябре 1939 года.
Румыния получила 32 бомбардировщика He 111H-3. На рисунке изображен 20-й самолет из этой партии. Также было поставлено до 15 машин варианта H-6. По немецким отчетам в эту страну всего было поставлено 57 бомбардировщиков He 111, включая 10 самолетов He 111E, использовавшихся в качестве учебных машин.
Вариант He 111H-22 собирали либо из некомплектных планеров He 111H-21, еще выпускавшихся на сборочных линиях, либо переделывали из имевшихся планеров вариантов He 111H-16 и H-20. Они оснащались узлом подвески для одного самолета-снаряда Fieseler Fi 103 ("Фау-1"/V1), прозванного "doodle-bug" ("сверчок"), под левой консолью крыла.
Heinkel He 111H-16
RC-135S Rivet Ball/Cobra Ball, принимающий топливо от заправщика KC-135, предназначен для телеметрической разведки (ТМР). Во время холодной войны система ТМР ("Telint") использовалась для слежения за испытаниями советских баллистических ракет. К первым четырем самолетам, летавшим в 24-й эскадрилье стратегической разведки с авиабазы Эйелсон, Аляска, в 1 997 году присоединился единственный RC-135X, доработанный до стандарта RC-135S.
HH-60H Rescue Hawk. В спасательных эскадрильях вертолеты SH-60F поддерживает ударно-спасательный вариант HH-60H, чья главная задача - поиск и спасение в боевой обстановке, заброска и эвакуация спецназа. HH-60H вооружен 7,62-мм пулеметами и ракетами AGM-114 "Hellfire" класса "воздух-поверхность". Прежде в ВМС эта задача именовалась "боевым спасением", "срочным заданием по отысканию экипажа". Подразумевается самое активное применение ударно-спасательных HH-60H в таких миссиях, участие этих вертолетов предполагается при выполнении любой задачи. Доставка на базу экипажа из четырех человек с расстояния до 463 км является важнейшим требованием к этому вертолету. Вспомогательная задача - выполнение секретных операций, в основном это выброска/эвакуация групп разведчиков-диверсантов. Для этого версия HH-60H имеет такелажные и вспомогательные устройства (RAST), позволяющие действовать не только с авианесущих, но и с других кораблей и судов. До 1996 года были поставлены 42 HH-60H.
MH-60S Knight Hawk. MH-60S, ранее известный как CH-60S, - палубный транспортный вертолет, разработанный для замены к 2012 году машин типов CH/HH-46D, HH-60H и SH-3 в ВМС США. MH-60S выполнен на базе корпуса UH-60L с двигателями T700-GE-401C и оснащен спасательным подъемником для выполнения боевого и обычного поиска и спасения. ВМС США заказали 271 MH-60S. Первой оперативной частью таких вертолетов стала HSC-5, впервые полностью развернутая на корабле "Эссекс" в январе 2003 года.
SH-60F Ocean Hawk. SH-60F заменил SH-3H Sea King во всех палубных вертолетных эскадрильях (HS) в качестве средства противолодочной обороны (ПЛО). SH-60F, оснащенный опускаемой гидроакустической системой (ГАС) AN/AQS-13F и торпедами ПЛО, обеспечивает оборону внутренней зоны ударной авианосной группы. Этот вариант (фото) также предназначен для обороны, спасения и снабжения. ВМС разработали SH-60R для замены машин SH-60B и SH-60F. Планировалось переделать большинство SH-60B/F и HH-60H в версию SH-60RS (ныне MH-60R), но по пересмотренным планам большая часть из заказанных 252 вертолетов будет построена заново.
HH-60J и MH-60J Jay Hawk. Вариант HH-60J - вертолет среднего радиуса действия Береговой охраны США для поисково-спасательных операций (SAR). HH-60J (фото) способен выполнить шестичасовой полет на удаление до 483 км, он использует современное оборудование РЛС, радио и навигации. MH-60T - модернизированный вертолет, получивший новую остекленную кабину, усовершенствованные системы датчиков и вооружение, а также бронирование для защиты экипажа. Вероятно, все 42 вертолета HH-60J будут переделаны к 2015 году.
HH-60H Rescue Hawk
НАСА уже эксплуатировало YF-12A и YF-12C. В 1990 году агентство смогло вернуться к исследованиям на скоростях полета выше М=3, получив от ВВС США пару SR-71A и один SR-71B. Самолет SR-71B, борт 831 НАСА, использовался для обучения экипажей, в частности - действиям в аварийных ситуациях, и для доработки конфигурации уникальных воздухозаборников этой машины. SR-71A (борт 844) участвовал в экспериментах, которые преследовали своей целью снижение вредного воздействия ударной волны на земную поверхность. Третий самолет SR-71A (борт 832) в НАСА не летал и был временно возвращен на службу в ВВС США в 1995-1996 годах.
Испытатели агентства НАСА (сверху вниз) Роджерс Смит, Эд Шнайдер, Боб Мейер и Марта Бон-Мейер. Бон-Мейер также вела проект по углубленному изучению ламинарного обтекания F-16XL К сожалению, она погибла в 2005 году при подготовке к национальному чемпионату США по воздушной акробатике.
Под крылом самолета-авиаматки B-52H - экспериментальный X-51A. Он был поднят на высоту около 15240 м над морским полигоном Пойнт-Мугу Центра боевого применения авиации ВМС. Через четыре секунды после отделения твердотопливный ускоритель (аналогичный стоящим на тактических ракетах США) разогнал экспериментальный летательный аппарат до скорости, соответствующей числу 4,5 Маха.
В Венгрию массово поставлялись самолеты МиГ-21 в течение 1960-1970-х годов. Больше всех было МиГ-21бис/УМ (сейчас списаны).
Румынский учебный самолет МиГ-21УМ LanceR B садится на авиабазе Граф-Игнатьево, Болгария, 2003 год. Вероятно, Румыния станет последней страной в Европе, эксплуатирующей эти самолеты.
В ходе исследовательской программы, нацеленной на экспериментальное изучение некоторых решений для будущего сверхзвукового лайнера, агентство НАСА воспользовалось российским самолетом Ту-144Д, переименованным в Ту-144ЛЛ, для осуществления нескольких летных экспериментов в России.
Хотя этот Ми-24 ("Hind-A" в натовском обозначении) несет ПУ УВ-32-57 для ракет С-5, чаще старались применять более тяжелые 80-мм ракеты С-8, наносившие больший урон противнику. Ми-24 также несли бомбы массой 100-500 кг для уничтожения более защищенных объектов.
Эскиз гиперзвукового X-43A (Hyper-X) для отработки двухрежимного двигателя - прямоточного воздушно-реактивного/гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного.
Вспомогательный ускоритель Pegasus разгоняет X-43A после его отделения от носителя. X-43 - самый скоростной в истории самолет с воздушно-реактивным двигателем, побивший в 2004 году рекорд самолета SR-71 и развивший скорость М=9,6.
Бомбардировщиками He 111E-1 с моторами Jumo и с 2000-кг бомбовой нагрузкой, в конечном счете, оснастили четыре эскадрильи подразделения K/88.
Самолет Beluga (№2) сфотографирован заходящим на посадку в Филтоне, Великобритания, во время своего первого визита в июне 1996 года. Два британских завода "Airbus" в Филтоне и Брутоне изготавливают крыло, а самолеты Beluga осуществляют перевозку на завод окончательной сборки в Тулузе.
Самолет A300-600ST (Super Transporter) активно предлагается арендаторам для перевозки негабаритных грузов. Пятый самолет Beluga был построен, чтобы разгрузить график чартерных заказов.
Огромное поперечное сечение фюзеляжа самолета создает возмущение перед хвостовым оперением. Чтобы решить эту проблему, использовали хвостовую часть лайнера A340 и большие концевые шайбы-кили для повышения путевой устойчивости.
Самолет Beluga (на переднем плане) пришел на смену стареющим машинам Super Guppy (на заднем плане). Головной самолет Beluga (серийный №655) запечатлен незадолго до своего первого полета в сентябре 1994 года, он поступил в эксплуатацию в октябре 1995 года после 12 месяцев летных испытаний.
На самолете Beluga используется стандартное крыло, двигатели и шасси лайнера A300-600R, это помогло уменьшить затраты на разработку и производство.
Открывающийся вверх грузовой люк самолета Beluga и вместительный грузовой отсек позволяют брать на борт секции фюзеляжа либо крылья большей части изделий концерна "Airbus", в том числе - крыло лайнера A330.
Радикально перестроенный фюзеляж и хвостовое оперение самолета Beluga с присоединенными стандартными элементами A300-600R прошли всесторонние исследования в аэродинамической трубе.
Самолет Beluga (на переднем плане) пришел на смену стареющим машинам Super Guppy (на заднем плане). Головной самолет Beluga (серийный №655) запечатлен незадолго до своего первого полета в сентябре 1994 года, он поступил в эксплуатацию в октябре 1995 года после 12 месяцев летных испытаний.
Heinkel He 55 со своим приметным мотором на подкосах имел классический руль с роговой компенсацией, напоминающий о ранних проектах фирмы "Heinkel". Он был чистым гидропланом, не имел никаких колес или лыж. Некоторые аэропланы получили капот с узкой хордой над открытыми цилиндрами двигателя "Siemens".
НАСА применяло прототипы F-16XL для тестирования сверхзвуковых профилей крыла и ряда технологических решений, предполагавшихся к использованию на будущем сверхзвуковом лайнере. НАСА приступило к работам совместно с компанией "General Dynamics" и в январе 1989 года подписало с этой компанией арендное соглашение на использование еще двух прототипов F-16XL. В апреле на базу Эдвардс возвратили хранившийся с 1985 года в Форт-Уорт одноместный самолет (борт 849 НАСА). Двухместный самолет с исходным номером 846 также участвовал в программе исследований "Supersonic Laminar Flow Control", но впоследствии его номер изменили на 848. F-16XL также испытывался в совместных действиях с SR-71.
Самолет A-20 выполняет маловысотное бомбометание. Такие удары наносились для разгрома японских объектов на Тихоокеанском ТВД. Слева виден бомбардировщик G4M "Betty", избежавший атаки самолета Havoc. Заметны также обломки истребителя у дерева на переднем плане.
Стандартная бомбовая нагрузка He 46 состояла из двух десятков 10-кг бомб SC-10. На иллюстрации показан самолет He 46EUn, служивший в Венгрии.
Биплан He 50A - архаично выглядящая конструкция с незакапотированным звездообразным мотором. He 50A стал ценным типом самолета при формировании германских армад пикирующих бомбардировщиков.
Этот биплан He 59D-1 участвовал в морских спасательных операциях в 1941 году и был приписан к центральной станции спасения на Эгейском море.
Heinkel He 59B-2
He 60B был оснащен рядным мотором DB 600. Самолет был уязвим вследствие своих невысоких летных характеристик, но обладал неплохой мореходностью.
Третий прототип самолета He 70, обозначенный как He 70b, стал первой машиной с полным комплектом оборудования, оговоренного компанией DLH.
Венгерские самолеты He 170A летали на фоторазведку над спорной территорией в Румынии, а также в начале войны против СССР.
RC-135D Rivet Brass. Три самолета варианта KC-135A были переделаны в стандарт RC-135D в 1966-1967 годах. Оснащенные приемниками системы дозаправки в воздухе и обтекателями антенн в носовой части, они участвовали в войне во Вьетнаме, некоторые выполняли миссии "Combat Apple".
RC-135S Rivet Ball/Cobra Ball. Пять самолетов RC-135 были переделаны для выполнения телеметрических задач в 6-м крыле стратегической авиации, а позднее в 24-й разведэскадрилье, которая развертывала их на Алеутских островах.
RC-135S Rivet Ball/Cobra Ball, принимающий топливо от заправщика KC-135, предназначен для телеметрической разведки (ТМР). Во время холодной войны система ТМР ("Telint") использовалась для слежения за испытаниями советских баллистических ракет. К первым четырем самолетам, летавшим в 24-й эскадрилье стратегической разведки с авиабазы Эйелсон, Аляска, в 1 997 году присоединился единственный RC-135X, доработанный до стандарта RC-135S.
Несмотря на исчезновение советской угрозы, роспуск Стратегического авиационного командования в 1992 году, введение современных спутников-шпионов и систем J-STARS, RC-135 остается важным для ВВС США вариантом разведывательного самолета. В августе 2010 года RC-135 отпраздновал свой 20-й год безаварийной службы в Центральном управлении (USCENTCOM), что дольше, чем у любого другого самолета в ВВС США. Он применялся для поддержки операций "Desert Storm/Shield" и "Northern/Southern Watch". Раньше самолет принимал участие в операциях "Iraqi Freedom" и "Enduring Freedom".
Входе операций "Desert Storm" и "Desert Shield" самолеты RC-135V/W Rivet Joint были основой сил радиотехнической разведки в районе Персидского залива, они контролировали работу иракских систем связи и РЛС. Первый RC-135 прибыл в Саудовскую Аравию через авиабазу Милденхол в августе 1990 года, после нападения на Кувейт. Самолеты оставались на Ближнем Востоке еще десять недель после заключения перемирия. На протяжении почти всей операции "Desert Shield" три самолета RC-135 базировались в аэропорту Эр-Рияда, Саудовская Аравия. Привлеченные дополнительно самолеты, действовавшие с базы Хеллинкон, Греция, вероятно, выполняли миссии вдоль границы Турции с Ираком. По информации с Rivet Joint оказалось, что иракские РЛС выключались, как только обнаруживали включение противорадиолокационным самолетом F-4G Wild Weasel своих систем, что доказывало эффективность тактики по подавлению ПВО противника.
Этот RC-135V Rivet Joint принадлежит к самому многочисленному в современном составе ВВС США варианту RC-135. В 1997 году он базировался в Великобритании на базе ВВС Милденхол. Самолет первым во всем парке должен был получить антенну спутниковой связи "High Game" на верхней части фюзеляжа. Машины RC-135 прикреплены к 55-му крылу 12-й Воздушной армии, в которой также используются самолеты E-4B и OC-135B.
RC-135V Rivet Joint. Для миссий РРТР восемь самолетов RC-135C/U переделали в вариант RC-135V. Самолет RC-135V первым получил "раздутые щеки" - обтекатели аппаратуры по бортам и увеличенный обтекатель антенны в носовой части - "поросячье рыльце".
Основной экипаж RC-135 состоит из двух пилотов и двух штурманов, в задней части кабины находятся семь станций операторов систем РТР. В настоящее время в экипаж самолета Rivet Joint входят военнослужащие из разных эскадрилий 55-го крыла. Пилоты, штурманы и часть технического персонала приписаны к 38-й разведывательной эскадрилье, унтер-офицеры и техники выделены из 343-й разведэскадрильи, остальные члены экипажей - из 97-й эскадрильи разведки.
"Домашняя" для самолетов RC-135U и RC-135V авиабаза Оффат, штат Небраска. Во время холодной войны самолеты летали из Британии на вероятный ТВД в Восточной Европе и вдоль границ СССР. Данный самолет нес на носовой части "советскую" эмблему. Как и их аналоги из СССР, самолеты RC-135 постоянно находились в воздухе в сопровождении истребителей, поднятых вероятным противником.
Самолет RC-135U Bark, как и самолет Dawg, действовали с авиабазы Милденхол в конце 1980-х годов. К изначально скромной программе модификации "Combat Sent" позднее добавилась установка дополнительного оборудования. Внешне это выглядело как установка обтекателя антенны в нижней передней части фюзеляжа, второго обтекателя антенны под носовой частью фюзеляжа, двух обтекателей стоек дипольных антенн, прозванных "кроличьими ушками", по бортам в носовой части и угловатого обтекателя над приемником топливозаправочной штанги. Так получился самый радикально переделанный вариант этой машины.
RC-135X Cobra Eye . Один EC-135B с 1983 года был переделан в вариант RC-135X для сбора данных о советских баллистических ракетах в рамках программы СОИ (Стратегической оборонной инициативы).
RC-135B/C. Десять RC-135B с двигателями TF33 (позднее вариант RC-135C) стали первыми специализированными самолетами-разведчиками, заменив RB-47H 55-го авиакрыла стратегической разведки.
An RC-135C (converted RC-135B) showing the side-looking radar (SLAR) cheeks below the "US AIR FORCE" legend on the fuselage.
RC-135E Rivet Amber/Lisa Ann. Единственный переделанный из самолета C-135B вариант RC-135E (из состава 6-го авиакрыла стратегической авиации) нес РЛС Hughes SLAR в носовой части. Он был потерян в 1969 году над Беринговым проливом.
The sole RC-135E,featuring a large nose radome and a wrap-around glassfibre antenna on the front fuselage.
RC-135M Rivet Card. Шесть самолетов C-135B были переделаны в RC-135M для выполнения миссий радиотехнической разведки в 1967-1968 годах. Первоначально они действовали над Вьетнамом, позднее летали с авиабазы Оффат, регулярно базировались в Европе.
One of SAC’s RC-135Ms, showing the distinctive teardrop-shaped antenna fairings on the rear fuselage.
В 1973 году один KC-135R был переделан в стандарт RC-135 для обучения экипажей. В 1982 году на RC-135T установили двигатели TP-33-PW-102. Этот самолет разбился на Аляске во время учебного полета в 1985 году.
RC-135U Combat Sent. В 1971 году три самолета RC-135C переоборудовали в вариант RC-135U. Машины постоянно переделывали на всем протяжении своей службы.
Борт 62-4135 - один из девяти машин RC-135W Rivet Joint, он несет обозначения того периода, когда еще не было образовано Боевое авиационное командование. На этом варианте совместно использовалась удлиненная носовая часть и наплывы-обтекатели с электронными системами от варианта RC-135V. Самолет RC-135W также несет четыре большие антенны MUCELS под фюзеляжем перед нишами основных стоек шасси и три большие ножевидные антенны позади них. Передвижные тепловые установки необходимы RC-135V/W для подготовки к вылету. В 1998 году на заводе фирмы "Boeing" в Уичита, штат Канзас, начался перевод парка RC-135V/W на турбовентиляторные двигатели CFM F108.
RC-135W Rivet Joint. Все шесть самолетов RC-135M были переоборудованы в RC-135W Rivet Joint Block III в начале 1980-х годов. В отличие от RC-135V самолет RC-135W имел механизмы реверса тяги двигателей, но в остальном был таким же. Позже еще три планера были достроены по стандарту RC-135W.
Boeing RC-135V Rivet Joint, код 64-14842, создан на базе планера RC-135C. Он строился в 1964-1965 годах как RC-135B (Model 739-445B) и стал одним из последних самолетов C-135, выпущенных фирмой "Boeing". 55-е крыло Командования боевой авиации, оснащенное машинами RC-135V/W "White-tops", базируется на авиабазе Оффат под Омахой на востоке штата Небраска. Эта база (ранее центр Стратегического авиационного командования) наряду с самолетами-разведчиками продолжает обслуживать МБР и парк бомбардировщиков САК США. Обычно из-за заграничных командировок многих самолетов на базе находится менее половины всего состава 55-го крыла.
RC-135W
Northrop F-5E с носовой частью необычного вида - истребитель, переделанный в летающий стенд для изучения принципов формирования звуковой волны. Длившийся два года проект доказал, что управление как формой образуемой самолетом ударной волны, так и сопутствующим звуковым ударом возможно, и, соответственно, возможно их ослабление.
SH-60B Seahawk. SH-60B, заменивший SH-2 Seasprite, впервые взлетел 11 февраля 1983 года. С его появлением усовершенствовалось вооружение крейсеров, эсминцев и фрегатов. SH-60B с помощью электронной системы ESM, РЛС, устройств магнитного обнаружения, ИК-датчиков и гидроакустических буев может обнаруживать и отслеживать подводные лодки и надводные корабли, наносить удары противолодочными торпедами и противокорабельными ракетами (ПКР). Для прикрытия при выполнении специальных заданий, поиска и спасения SH-60B несет установленный в двери 7,62-мм пулемет. Всего собрано 181 SH-60B. По программе "Block I" модернизированы 93 SH-60B, они могут применять системы навигации GPS, ИК-датчики AN/AAS-44, торпеды Mk 50, ПКР AGM-119 Penguin. В 11 передовых эскадрильях легких вертолетов ПЛО служат многоцелевые палубные SH-60B Seahawk, которые развернуты по одному или два (в зависимости от размеров корабля) на борту крейсеров, эсминцев и фрегатов для выполнения задач ПЛО, ПКО, спасения, снабжения/обеспечения и специальных заданий.
MH-60R Seahawk. С началом в 1993 году программы "LAMPS Mark III Block II Upgrade" появился вариант MH-60R: фирма "Sikorsky" переделала два SH-60B. Первый модифицированный SH-60 (YSH-60R) впервые взлетел 22 декабря 1999 года. В 2001 году YSH-60R были переданы на базу Патуксент-Ривер для летных испытаний. Версия Romeo получила улучшенные дисплеи в кабине экипажа, новый канал передачи данных, блок датчиков ASE, опускаемую ГАС AN/AQS-22, модернизированную систему радиотехнической разведки, систему MTS-FLIR и интегрированную систему самообороны. Система магнитного обнаружения была демонтирована. Вариант SH-60R сохранил 7,62-мм пулемет, ракеты Penguin и Hellfire, торпеды Mk 46 и Mk 50. Первой частью, укомплектованной вертолетами версии R, стала HSM-41 в январе 2006 года.
SH-60B Seahawk
На фотографии представлен самолет E3A1 постройки фирмы "Aichi". Такие машины запускали с кораблей для корректировки артиллерийского огня и разведки.
Гидросамолет-амфибия He 57 стал первым проектом фирмы "Heinkel", получившим целиком обшитый металлом корпус. Стойки колесного шасси убирались гидравлически с помощью ручного насоса.
He 63 имел верхнее крыло со значительной стреловидностью. Хотя и были построены всего десять таких машин, контракта на серийный выпуск не последовало.
На фотографии показан единственный аэроплан He 64b. Один экземпляр He 64c испытывался в британском авиационном НИЦ (Royal Aircraft Establishment).
На фотографии - персональный аэроплан He 71 Элли Байнхорн. Кроме полетов над Африкой она также летала на своем самолете по Центральной и Северной Америке.
Ничем особо не примечательный в конструктивном отношении самолет He 72 стал классическим учебным бипланом. На фотографии виден незакапотированный звездообразный мотор Sh.14A He 72B.
Хотя Heinkel He 74 и превзошел по своим характеристикам многие другие проекты, но его отвергли только из-за бипланной схемы.
Для улучшения аэродинамики прототипы Heinkel He 49a и He 49b получили наполовину убираемый радиатор.
Mosquito TT.Mk 39 (код PF808) авиации британского флота окрашен по типовой схеме буксировщика мишеней 1950-х годов - верхние поверхности в цвет дюралюминия, нижние - с черными и желтыми полосами. Самолет не несет эмблем либо кодов эскадрильи, но имеет желтую полосу, опоясывающую хвостовую часть фюзеляжа, и круглые кокарды "Type D".
Этот самолет - один из 18 Mosquito варианта FB.Mk VI, летавших в норвежской 334-й эскадрилье. Три машины в 1950 году переделали в ночные истребители. Также ВВС Норвегии располагали тремя самолетами варианта T.Mk III.
Доминиканская Республика получила шесть истребителей-бомбардировщиков Mosquito варианта FB.Mk VI от поставщиков из Великобритании, а также несколько машин из Канады.
Турция обучала экипажи для своих 96 самолетов Mosquito варианта FB.Mk VI на учебных машинах Mosquito T.Mk III. На данный самолет FB.MK VI установлены подкрыльевые баки и пламегасители на выхлопных патрубках.
В шведских ВВС несколько ночных истребителей варианта NF.Mk XIX летали с 1948 года. В Швеции их обозначали J 30. По разным сообщениям было поставлено от 46 до 60 таких машин.
Швейцария. Этот самолет PR.Mk IV был интернирован в Швейцарии. Он получил код E-42 (до этого был DK310) и большие белые кресты на красных квадратах на фюзеляже и на красном прямоугольнике на руле направления, нанесенные прямо поверх британского камуфляжа. Самолет из-за поломки мотора произвел вынужденную посадку 24 августа 1942 года. После ремонта машина испытывалась швейцарской армией.
Гражданские организации. PR.Mk IV (G-AGFV, прежде код DZ411) - первый Mosquito в компании BOAC. Он сохранил окраску верхних поверхностей зеленого (Dark Green) и коричневого (Dark Earth) цветов, а нижние поверхности окрашены в серый цвет (Light Aircraft Grey). Красно-бело-синие полосы подчеркивали гражданские регистрационные номера на фюзеляже и на нижних поверхностях консолей крыла. На киле сохранился флажок ВВС Великобритании.
США. Самолет PR.Mk XVI (код TA614) целиком окрашен в черный цвет с индивидуальным кодом на хвостовой части фюзеляжа. Он принадлежал 492-й бомбардировочной группе "Carpetbaggers" ВВС Армии США (март 1945 года). Самолеты вылетали для приема радиопередач агентов Управления стратегических служб в оккупированной Европе.
Южная Африка. Из-за некоторого сходства самолета Mosquito с немецкими Me 210 и Me 410 пришлось опробовать много схем распознавания. У базировавшегося в Италии в конце 1944 года самолета PR.Mk XVI (код NS851) южноафриканской 60-й эскадрильи киль окрашен в белый цвет с красными полосками. На фюзеляж нанесены полосы AEAF (без серийных номеров). На консолях крыла полос не было. Все остальные части самолета окрашены в синий цвет (PRU Blue).
Южная Африка. Самолет PR.Mk XVI (код 4802) из 60-й эскадрильи ВВС ЮАР целиком окрашен в цвет дюралюминия с черным матовым противоослепляющим покрытием на носовой части фюзеляжа и сверху капотов моторов. Красные коды эскадрильи наносили рядом с кокардами ВВС ЮАР на фюзеляже, а черные серийные номера - у основания хвостового оперения и на консолях крыла. Задние плексигласовые панели фонаря кабины окрашены в белый цвет для защиты от солнца.
Mosquito PR.Mk XVI (код MM387) 684-й эскадрильи окрашен нестандартно для фоторазведчика Управления ВВС Юго-Восточной Азии (SEAC) конца Второй мировой войны. Эта окраска должна была замедлить разрушение клееного деревянного планера в теплых и сырых условиях. Все истребители-бомбардировщики Mosquito на этом театре военных действий с февраля 1945 года получили окраску цвета дюралюминия, а фоторазведчики PR в основном сохраняли синий цвет (PRU Blue) на нижних поверхностях. Самолет не камуфлирован и несет стандартные для этого ТВД матово-синие полосы на крыле и оперении.
Израиль. Верхние поверхности этого Mosquito PR.Mk XVI (код 90) ВВС Израиля окрашены в стандартные темно-зеленый (Dark Green) и серый цвета (Ocean Grey), а нижние поверхности, как и на многих Mosquito британских ВВС, - в светло-синий цвет. Эмблема со звездой Давида наносилась на консоли крыла и бока фюзеляжа. Индивидуальные номера находятся на фюзеляже за эмблемами. На плоскостях крыла и на хвостовой части этой машины нанесены черные и желтые "суэцкие полосы".
США. Самолет PR.Mk XVI (код NS519) из 653-й эскадрильи (25-я бомбардировочная группа, 325-е крыло фоторазведчиков) летал в 1944 году с британской базы Уаттон. Этот Mosquito целиком окрашен в синий цвет (PRU Blue) с полосами AEAF на нижней части фюзеляжа и консолей крыла. Имеет красное хвостовое оперение с кодом в синем круге для идентификации во избежание атак истребителей союзников.
PR.Mk 34 (код RG184) 684-й эскадрильи окрашен по стандартной схеме фоторазведчика Mosquito для Дальневосточного ТВД. Верхние поверхности - цвета натурального дюралюминия, нижние - синего цвета (PRU Blue). Самолет несет характерные для конца войны флажок на киле и кокарды (двух оттенков синего) Управления ВВС Юго-Восточной Азии (SEAC). Код самолета X расположен высоко на хвостовой части.