Мировая Авиация 162
-
Первый серийный Як-130, несущий ракеты Р-73, блоки НУРС и ПТБ, демонстрирует, в том числе, прочность своего шасси. Форма носовой части претерпела изменения по сравнению с УТК-Як, что позволяет установить РЛС или, в случае необходимости, ИК-системы.
Хотя самолет стоимостью 15 млн долларов нельзя назвать дешевым, Як-130 выгодно отличается от своих конкурентов. В 2011 году T-50 стоит 21 млн долларов, а M-346 и Hawk - более 25 млн. Обратите внимание на контейнеры РЭБ на законцовках крыла.
Многофункциональные дисплеи и цифровая авионика позволяют Як-130 "изображать" тот самолет, к полетам на котором обучается курсант. Способный выполнять маневры с установившейся перегрузкой до 8g и углом атаки до 40°, самолет идеально подходит для подготовки пилотов для Су-27 и МиГ-29.
Совместные российско-итальянские проработки на стадии определения концепции проекта не предусматривали создания чисто учебной машины. Вместо этого предполагалось разработать учебно-боевой самолет, наподобие BAE Systems Hawk 100. Як-130 способен нести на девяти узлах подвески до 3000 кг вооружения.
Прочный планер Як-130 выполнен из алюминиевых сплавов и композитов. Самолет имеет обычную аэродинамическую схему. Обзор из просторной кабины просто великолепен.
Стреляющая снарядами из обедненного урана размером с молочную бутылку, пушка GAU-8/A способна поражать броню основных боевых танков. Это орудие, установленное на штурмовиках A-10, интенсивно используется в Ираке и Афганистане.
Громадная пушка GAU-8/A - самое мощное орудие, когда-либо устанавливавшееся на самолет. Автомобиль VW Beetle (на снимке) позволяет оценить габариты этого впечатляющего оружия.
Начиная с F-104, большая часть американских истребителей-бомбардировщиков вооружается пушками с вращающимся блоком стволов. Harrier II несет 25-мм пушку Equalizer в левом подфюзеляжном обтекателе, а боезапас размещен в правом обтекателе.
Истребители, не имеющие встроенных пушек, могут нести пушечный контейнер, но это не является идеальным решением - увеличивается сопротивление самолета и снижается точность стрельбы. Не имеющие пушек модификации истребителя Phantom могут нести контейнеры SUU-16/A и SUU-23/A с 20-мм пушкой Vulcan.
Martlet Mk II AM974/"J". Еще одним удачливым пилотом был сублейтенант Б.Дж. Уоллер из 881-й эскадрильи, разделивший три победы (один Potez 63 и два MS.406) над Мадагаскаром в мае 1942 года. Его эскадрилья базировалась на авианосце "Илластриес".
Wildcat Mk V JV573. Ранее бывшее звеном "F" 1832-й эскадрильи, отвечавшей за формирование звеньев (из четырех Wildcat Mk V) для службы на эскортных авианосцах, это звено 813-й эскадрильи несло службу на кораблях "Кампаниа" и "Виндекс" вместе с самолетами Swordfish и Fulmar. В начале 1945 года пилоты подразделения сбили три Ju 88, один из которых стал жертвой сублейтенанта Р.А. Флейшманна-Аллена, летавшего на этом самолете. Еще служа в 842-й эскадрилье Флейшманн-Аллен разделил победу над Fw 200 Condor в декабре 1943 года.
На этом Wildcat Mk VI (JV677) летал лейтенант коммандер Бёрд, в марте 1945 года командовавший 882-й эскадрильей на борту авианосца "Серчер". Бёрд возглавлял 882-ю эскадрилью во время одного из последних результативных вылетов британских Wildcat, когда у побережья Норвегии были сбиты четыре Bf109G.
Поставленный в сентябре 1940 года, этот Martlet Mk I (BJ513) был одним из самолетов G-36A с двигателем Cyclone, строившихся для Франции. В октябре он был передан 759-й эскадрилье - школе истребителей флота на базе Йовилтон.
Martlet Mk I из французского заказа с двигателями Wright Cyclone поступили на вооружение 804-й эскадрильи британских ВМС в июле 1940 года, придя на смену устаревшим Sea Gladiator.
Comparative views of the Martlet I (photo) and Martlet II: the engines were the most important difference, but the Martlet II also had folding wings.
Этот Martlet Mk III из 805-й эскадрильи - один из самолетов F4F-3A, предназначавшихся для ВВС Греции и еще сохранивший американский регистрационный номер на фюзеляже. Для службы в пустыне самолет покрыли слоем краски цвета Middle Stone.
От обозначения Martlet в пользу Wildcat отказались в январе 1944 года. Wildcat Mk V из 898-й эскадрильи садится на авианосец "Сёрчер" во время конвойной операции в Северной Атлантике.
Для улучшения управляемости строившиеся компанией "General Motors" FM-2 получили более высокий киль. Получившие в Британии обозначение Wildcat Mk VI, эти самолеты поступили на вооружение Королевских ВМС вскоре после высадки в Нормандии.
Помимо службы в германском легионе"Кондор" Ju 52/3m также использовались испанскими националистами. Здесь представлен самолет из подразделения Grupo de Bombardeo Nocturno l-G-22, 1938 год. У испанцев самолет получил прозвище "Pava"(индюк).
Первой задачей для Ju 52/3m из контингента Люфтваффе в Испании с 29 июля 1936 года стала доставка марокканских войск в зону боев. Ju 52/3mg3e из группы Kampfgruppe 88, конец 1936 года.
Этот Ju 52/3mg7e служил в Stab IV/Transportgeschwader 1 (бывшая KGrzbV 1)на Курляндском фронте зимой 1944-1945 годов. На этом этапе войны Ju 52/3m из Stab IV/TC 1 использовались для парашютной доставки грузов силам Вермахта.
Самолеты Ju 52/3m вместе с Bf 110 на импровизированном аэродроме в Ливии, июнь 1942 года. Машины исправно несли службу как в пустынях Северной Африки, такие снегах на севере Восточного фронта.
Ju 52/3m на передовом аэродроме на Восточном фронте, зима 1943 года. На этом ТВД самолеты занимались снабжением и эвакуацией войск Вермахта.
С 1935 по 1938 годы этот Ju 52/3mge D-ASIS служил в авиакомпании "Lufthansa". Он носил название "Вильгельм Куно" в честь бывшего канцлера Германии в 1922-1923 годах. В сентябре 1938 года он был куплен компанией "Eurasia" и получил новую регистрацию EU-XXIII. Служба у нового владельца была недолгой - в марте 1939 года самолет потерпел катастрофу в Китае.
Ju 52/3m из подразделения 2./K 88 в варианте бомбардировщика.
Самолет раннего выпуска, вероятно, Ju 52/3mg4e в варианте San.Flz. (Sanitatsflugzeug, санитарный). Стиль изображения красного креста и надписи свидетельствуют, что этот самолет участвовал во вторжении в Польшу в сентябре 1939 года, а наличие обтекателей колес - что самолет сфотографирован еще до нападения на СССР. Обратите внимание на надпись "San.Flz." на верхней поверхности крыла.
Сфотографированный в оккупированной Польше в 1939 году, этот санитарный самолет входил в число 547 машин вариантов Ju 52/3mg3e и 3mg4e, составлявших в то время транспортные силы Люфтваффе.
Основным самолетом германских парашютно-десантных войск был Ju 52/3m, получивший прозвища "Железная Анни" и "Тетушка Ю".
Ju.52/3mg5e, служивший в Северной Африке в 1941 году. Этот вариант имел ряд улучшений по сравнению с Junkers Ju.52/3mg4e. На нем было установлено более совершенное радиооборудование, противообледенительная система с использованием выхлопных газов, имелась возможность установки колесного, поплавкового или лыжного шасси. В бортовых стрелковых точках могли устанавливаться два 7,92-мм пулемета для стрельбы назад. Силовая установка состояла из трех двигателей BMW 132T-2 мощностью по 830л. с. (619 кВт). Вариант с колесным шасси имел максимальную взлетную массу 10 500 кг.
Набирая высоту, группа Ju 52/3m начинает опасный путь из Трипани на Сицилии в Северную Африку. Над открытым морем плотный строй позволял обороняться от атак истребителей союзников. Буква "K" на рулях этих машин свидетельствует об их принадлежности к KGR.zbV "Frankfurt" - специальной транспортной группе, осуществлявшей полеты над Средиземным морем с ноября 1942 по февраль 1943 годов.
Четверка Ju 52/3mg3e раннего выпуска в предвоенной окраске Люфтваффе. Обратите внимание на выдвинутую нижнюю стрелковую точку-"корзину" под фюзеляжем и хвостовой костыль. Место нижнего стрелка было защищено от воздушного потока обтекателем, в котором были смонтированы ступеньки для подъема в фюзеляж в полете.
Вторжение на Крит стало первой крупной воздушной десантной операцией в истории. С помощью планеров и парашютов на остров было доставлено свыше 8000 человек. При этом было потеряно около 200 самолетов Ju 52/3m.
Ju 52/3 "бреет" верхушки деревьев, окружающих аэродром Осло-Форнебю, 9 апреля 1940 года - первый день вторжения в Норвегию. На переднем плане виден потерпевший катастрофу Bf 110 из подразделения 1./ZG6.
Ju 52/3m сбрасывает из левой двери мешки с продовольствием, Восточный фронт. Один из мешков разорвался, разбрасывая свое содержимое во все стороны. Германская кампания на Западе была стремительной, во многом благодаря развитой транспортной инфраструктуре. Транспортная сеть СССР была гораздо хуже, а расстояния - намного больше, поэтому снабжение по воздуху стало одним из ключевых элементов немецкого наступления на Востоке.
Транспортные подразделения Люфтваффе несли большие потери во время кампании в Северной Африке. К началу 1943 года большая часть итальянского торгового флота на Средиземном море была потоплена британцами. Поэтому пополнение и припасы силам стран Оси в Тунисе поставлялись в основном по воздуху. Но союзники уже установили контроль над небом Африки. Этот Ju 52/3m стал жертвой бомбардировочного рейда, когда находился под разгрузкой в Тунисе. Обозначения на киле машины указывают на ее принадлежность к 1 эскадрилье группы KGR.zbV 800.
Этот Junkers Ju 52/3mg5e служил в 1 Gruppe, KGzbV 172 (Kampfgeschwader zur besondern Verwendung), находившейся в апреле 1943 года в Италии. Эта авиагруппа, опознать которую можно по эмблеме с летящей свиньей на борту, использовалась для решения транспортных задач во многих германских кампаниях. Она участвовала в обеспечении действий войск в Норвегии, Нидерландах, Франции, вторжении на Крит, в боях под Сталинградом и на Кубани, действиях на Средиземноморье и во многих других местах. Ju 52/3mg5e являлся значительно улучшенным вариантом ранних моделей, отличаясь повышенными летными характеристиками, модернизированным радиооборудованием и усиленным вооружением. Обратите внимание, что обтекатели колес шасси, устанавливавшиеся для снижения аэродинамического сопротивления, сняты, так как в условиях реальной эксплуатации они быстро забивались песком, снегом или грязью.
Ju 52/3mge
Сначала этот Ju 88A-4, принадлежавший Люфтваффе, был передан французской бомбардировочной группе I/31 "Aunis". Самолет изображен в период базирования в Бордо-Мериньяке в марте 1945 года.
Скорее всего, этот Ju 88A-14 служил в подразделении Stab II Gruppe/Zerstorergeschwader 1 в Мамаиа, Румыния, в апреле 1944 года. Модификация A-14, являвшаяся усовершенствованным вариантом Ju 88A-4, отличалась 20-мм пушкой в гондоле под фюзеляжем, предназначенной для борьбы с судоходством.
Самолеты Ju 52/3m вместе с Bf 110 на импровизированном аэродроме в Ливии, июнь 1942 года. Машины исправно несли службу как в пустынях Северной Африки, такие снегах на севере Восточного фронта.
Ju 52/3 "бреет" верхушки деревьев, окружающих аэродром Осло-Форнебю, 9 апреля 1940 года - первый день вторжения в Норвегию. На переднем плане виден потерпевший катастрофу Bf 110 из подразделения 1./ZG6.
Этот Ju 87 V3 (D-UKYQ) отличался пониженной тягой двигателя, увеличенным рулем направления, небольшими концевыми шайбами на стабилизаторе и удлиненной хвостовой стойкой шасси.
Установленная на Rafale 30-мм пушка M791 сочетает достоинства одноствольного крупнокалиберного орудия с высокой скорострельностью. Ее темп стрельбы на 47% выше, чем у пушки Mauser BK27.
Был построен только один экземпляр A 48dy, регистрационный номер D-2012, оснащенный двигателем Siemens Sh20 мощностью 540 л. с. (402 кВт). В июне 1931 эта машина проходила испытания в экспериментальном центре Адлерсхоф в Берлине.
Junkers Ju 87B-2
Выбор названия для EF2000 вызвал ожесточенные споры. В 1998 году большинством голосов было принято название Typhoon, несмотря на возражения Германии, которая отказалась его использовать.
Немецкий DA.1 летит над пляжами Блэкпула во время серии испытаний, проводившихся в Британии в июле-августе 1997 года. Базируясь в Вартоне, DA.1 совершил ряд полетов над Ирландским морем, в ходе которых изучалась прочность конструкции при больших скоростных напорах.
Опыт требовал создания самолета, способного в одном вылете решать задачи и воздушного боя, и работы по наземным целям. Британские Eurofighter создавались в соответствии с этими требованиями, начиная со стадии предварительного проектирования.
Третий этап испытаний самолета включал дозаправку в воздухе. Машина DA.2 первой выполнила "сухой" контакт с заправочным шлангом самолета VC.10 из 101-й эскадрильи.
В годы Второй мировой войны Model 10 и Model 12 несли службу в различных подразделениях ВВС США. Высокая крейсерская скорость Model 12 (на снимке) делала его идеальным штабным транспортным самолетом.
Этот неуклюжий вариант Model 12, носивший обозначение C-40B, использовался ВВС США для испытаний трехстоечного шасси. Позднее самолет применяли в качестве радиолаборатории. Аналогичный самолет XJO-3 использовался ВМС США для палубных испытаний трехстоечного шасси.
США стали пионером в применении ганшипов - самолетов со сверхмощным вооружением. Эти большие машины (наподобие AC-130H на снимке) отличаются большой продолжительностью полета, позволяющей им постоянно "висеть" над полем боя. Последним ганшипом, предложенным ВВС США, стал AC-27J Stinger II, созданный на базе C-27J (программа разработки приостановлена в начале 2011 года).
Итальянская финансовая гвардия сохраняет большой парк вертолетов NH-500M, NH-500MC и NH-500MD (на снимке) для охраны морских и сухопутных границ, а также проведения полицейских операций.
Вертолеты 500MD TOW Defender были основным воздушным средством борьбы с бронетехникой у Израиля вплоть до принятия на вооружение AH-1 и AH-64. Позднее их стали использовать для обучения экипажей.
Victor B.Mk 2R. Оснащенный двигателями RCo.17 и обтекателями на крыле, а также полным комплектом средств РЭП, B.Mk 2R был последним бомбардировочным вариантом самолета Victor, хотя его основным вооружением была единственная ракета Avro Blue Steel. До того как в декабре 1962 года была прекращена разработка ракеты Douglas Skybolt, предполагалось, что часть B.Mk 2 будут нести по два таких снаряда американского производства.
Для конца 1950-годов Victor выглядел весьма футуристично. Но характерная белая "противоатомная" окраска выдавала основное назначение самолета: применение британского ядерного оружия против сил Варшавского договора. Этот B.Mk 1 несет эмблему XV эскадрильи.
Считавшийся в первую очередь носителем ядерного оружия, Victor также мог применять обычное оружие в виде 454-кг бомб, подвешивавшихся блоками по семь штук. На снимке B.Mk 1 из 10-й эскадрильи с двумя блоками бомб на переднем плане.
Victor B.Mk 1A из 57-й эскадрильи с базы Тенгах патрулирует вдоль малайского побережья. Хотя бомбы этим самолетам бросать не пришлось, присутствие звена из четырех машин было грозным предупреждением для Индонезии.
С 1963 года Victor перешли к операциям на малых высотах, что потребовало использования новой тактики, а с 1964 года - и нового камуфляжа. На снимке B.Mk 2R из 139-й эскадрильи, базировавшейся в Уиттеринге.
Третий этап испытаний самолета включал дозаправку в воздухе. Машина DA.2 первой выполнила "сухой" контакт с заправочным шлангом самолета VC.10 из 101-й эскадрильи.
Этот S-AABP являлся прототипом самолета K 37, он был построен шведским предприятием "AB Flygindustri", принадлежащим компании "Junkers". Как усовершенствованный вариант самолета S 36, машина получила новую регистрацию D-1252 и была позднее продана японской фирме "Mitsubishi".
Junkers Ju 88G-1
Показан Ju 86K-2 с двигателями Gnome-Rhone из 4-го бомбардировочного полка ВВС Венгрии, воевавшего в составе германского IV Воздушного флота на территории СССР весной 1942 года.
Вооруженный парой 37-мм пушек BK3.7 под крылом, вариант Ju 87G был грозным противником. Этот самолет служил в противотанковой эскадрилье 10.(Pz)/Schlachtgeschwader 3 в Якобштадте, Латвия, в 1944 году. Ju 87G состояли на вооружении семи эскадрилий, включая все три из группы III./SG 2.
Первыми покупателями Ju 52/3m были скандинавские авиакомпании. Одним из шести самолетов, использовавшихся "DNL Norwegian Air Lines" был LN-DAF "Najaden" ("Наяда") с поплавковым шасси, купленный в 1936 году для эксплуатации на севере Норвегии.
Junkers Ju 52/3mg7e с поплавковым шасси выпускался с 1941 года. Он был создан на базе Ju 52/3mg5e, но имел ряд доработок, включая установку автопилота, большой погрузочный люк по правому борту и измененную форму капота центрального двигателя. На некоторых самолетах имелась открытая стрелковая точка в верхнем остеклении кабины с 7,92-мм пулеметом MG 15 для стрельбы назад. Самолет на снимке с сильно потертым зимним камуфляжем, вероятно, служил на Черном море.
Самолеты-тральщики Ju 52/3mg6e активно использовались на Средиземноморском ТВД. Большой кольцевой магнитный трал из дюраля под фюзеляжем, питаемый отдельным генератором, позволял подрывать магнитные мины союзников.
Семейство самолетов W 33/34, созданное на базе знаменитой машины F 13, сохранило высокую надежность своего предшественника. Эти самолеты пользовались популярностью в Канаде, полностью отвечая суровым условиям эксплуатации в этой стране. На рисунке представлен вариант с поплавковым шасси.
Один сухопутный Ju 46hi (D-2491) был построен для авиакомпании "Lufthansa" в 1933 году. В 1934 году, после переделки в поплавковый вариант, его регистрацию изменили на D-UHYL, а в 1938 году он стал D-OBRA.
Ju 88B V1 (D-AUVS) вышел на летные испытания в начале 1940 года. За исключением носовой части фюзеляжа самолет не отличался от варианта Ju 88A-1, сохранив прежнюю бомбовую нагрузку.
Самолет Ju 160 (D-UQOR) компании "Lufthansa" демонстрирует внешне массивный обтекатель двигателя, портивший, в общем-то, элегантный вид самолета. Виден и характерный "вырез" над хвостовой стойкой шасси.
Самолет D-2400, получивший имя "PFEIL", был вторым прототипом Ju 60, получившим убирающееся шасси в отличие от первой машины. Позднее регистрацию самолета сменили на D-UPAL, и с 1934 года он использовался компанией DLH на пассажирских линиях Западной Европы.
У этой пары Model 10 хорошо виден характерный ветровой козырек с обратным наклоном. Компания "Northwest" стала первым оператором машины, получившим самолеты в 1934 году.
Когда новозеландская "Union Airways" стала "National Airways Corporation", она унаследовала парк Electra, поставленных в конце 1930-х годов. Этот самолет снят над гаванью Окленда.
Один Junkers G.38b был мобилизован для службы в Люфтваффе в сентябре 1939 и использовался для перевозок на Балканах. Олицетворявший концепцию "Grossflugzeug" (тяжелый и крупногабаритный), этот самолет имел крыло с толстым профилем, в котором размещались дополнительные места для пассажиров. Самолет также строился в Японии как тяжелый бомбардировщик Mitsubishi Ki-20. Всего построили восемь самолетов.
Первый прототип гигантского Junkers G.38 в полете над Германией в ходе испытаний демонстрирует свое огромное крыло. Обратите внимание на решетки радиаторов под крылом.
Чилийские MD 530F в основном используются в качестве ударных машин. Эти вертолеты были доработаны для применения в условиях жары и высокогорья, характерных для Чили, и получили двигатели 250-C30 мощностью 650 э. л. с. (485 кВт).
Вертолет MD 530MG Defender может быть оснащен округлой носовой частью от 500MD, как представлено на снимке. Органы управления 530MG позволяют экипажу пилотировать машину, вести радиосвязь и использовать оружие, не снимая рук с ручек управления.
Для вертолетов Defender предлагается множество вариантов оснащения. Представленный на снимке MD 530MG оснащен надвтулочным прицелом для ракет TOW, а также турелью FLIR в носовой части для действий ночью. Вертолет имеет скругленную носовую часть.
Вертолет MD 530MG хорошо приспособлен для борьбы с бронетехникой в любых погодных условиях. Он легко может действовать на предельно малых высотах.
Единственный Junkers Ju 49, получивший заводской номер 3701, совершил первый полет 2 октября 1931 года. Самолет был оснащен двигателем Junkers L 88a и за время программы испытаний не раз проходил доработки. Машина использовалась Германским летно-исследовательским институтом (DVL).
В 1930 году A 50 установил ряд мировых рекордов высоты, дальности полета и скорости на маршруте. Для этого использовали поплавковый вариант A 50 с двигателем Armstrong Siddeley мощностью 79 л. с. (59 кВт).
Ju 52, по сути, представлял собой увеличенный вариант самолетов W 33 и W 34. Построили всего шесть самолетов, два из которых прошли ряд модификаций. Однодвигательный Ju 52/1m страдал от нехватки мощности и значительно уступал по характеристикам своему знаменитому трехдвигательному варианту.
Первый прототип EF 61, созданный на базе Ju 49, был оснащен парой 12-цилиндровых V-образных двигателей жидкостного охлаждения DB 600. Поднялся в воздух 4 марта 1937 года, а уже в сентябре был потерян в катастрофе.
Eurofighter DA.6. Первым из поднявшихся в воздух двухместных Eurofighter Typhoon и вторым построенным самолетом был DA.6 (XCE.16-01), изготовленный компанией CASA. DA.6 поднялся в воздух 31 августа 1996 года, фактически опередив DA.4 и DA.5 (второй одноместный самолет DASA).