Мировая Авиация 171
-
Этот Ту-142М3, сопровождаемый парой Су-33, представляет собой последний вариант противолодочного Ту-142. На этой модификации установлены более мощные ТВД НК-12МП вместо оригинальных НК-12МВ.
И сегодня даже самые современные самолеты способны применять обычные ("dumb" - тупые) боеприпасы; бомбардировщик B-1B "Bone" способен нести до 84 бомб Mk 82 калибра 227-кг.
На протяжении Второй мировой войны бомбовая нагрузка самолетов постоянно росла. Обычно B-29 несли 9072 кг бомб, но некоторые из них были переделаны в носители одного гораздо более крупного боеприпаса.
Код "AJ" на киле этого EC-47 указывает на его принадлежность к 360-й тактической эскадрилье РЭБ, базировавшейся в Тан Сон Нхут, Южный Вьетнам, в 1968-1971 годах.
C-47 VNAF на стоянке с вьетнамским A-1 Skyraider. Самолеты ранее принадлежали ВВС США и были переданы VNAF.
"SPEAKER BIRD" и "SISTER GABBY" были позывными Helio U-10 и C-47 из 5-й эскадрильи спецопераций (SOS), задействованных для сброса листовок и пропагандистского вещания.
Попытки американцев вести психологическую войну дали весьма сомнительные результаты. На снимке "bullshit bomber" из 5-й SOS разбрасывает листовки над вьетнамскими джунглями.
P-40D, P-40E, Model H87, Kittyhawk Mk I и Kittyhawk Mk IA
P-40F, P-40L, Model 87, Kittyhawk Mk II
P-40K, Kittyhawk Mk III
P-40M, Kittyhawk Mk III
P-40N, Model 87, Kittyhawk Mk IV
TP-40N
XP-40Q, Model 87X
Пилот вертолета Apache имеет монокулярный прицел, прикрепленный к нашлемному дисплею. Прицел связан с пушкой Chain Gun таким образом, что она разворачивается в направлении взгляда пилота.
Многоцелевой истребитель F-22 несет все вооружение во внутренних отсеках. Ракеты AIM-120 предназначены для воздушного боя, а управляемые бомбы SDB (на снимке) и JDAM позволяют с высокой точностью поражать цели на земле.
Параллельно с разработкой тактики стратегических бомбардировок, которая велась такими теоретиками, как Тренчард и Дуэ, создавались и новые бомбардировщики. Самолет Airco DH.4 и его американский вариант DH-4 могли нести до 209 кг бомб и с большим эффектом использовались на Западном фронте.
Постепенно идет "скрещивание" семейств самолетов Challenger и CRJ. Challenger 850 является дальнейшим развитием 800-го, базой для создания которого послужил CRJ200LR.
Современные многоцелевые самолеты, такие как этот Typhoon FGR.Mk 4, вооруженный шестью бомбами с лазерным наведением (LGB) Paveway II, могут нести боевую нагрузку большую, чем тяжелые бомбардировщики Второй мировой войны с их многочисленным экипажем. Кроме того, многие современные истребители могут переключаться с решения задач "воздух-поверхность" на "воздух-воздух" прямо в полете в соответствии с изменением ситуации.
C-47 VNAF на стоянке с вьетнамским A-1 Skyraider. Самолеты ранее принадлежали ВВС США и были переданы VNAF.
"SPEAKER BIRD" и "SISTER GABBY" были позывными Helio U-10 и C-47 из 5-й эскадрильи спецопераций (SOS), задействованных для сброса листовок и пропагандистского вещания.
Популярности Chinook способствует его эксплуатационная совместимость. На снимке - американский CH-47F доставил припасы австралийским солдатам в Афганистане.
Солдаты инженерно-строительного батальона ВМС США (Seabee) разгружают Chinook в афганской провинции Кандагар, 2017 год. Эта миссия проводилась в рамках операции "Paksazi Mojadad" - постройке поста афганской пограничной службы в округе Шорабак.
Имеющиеся у британских ВВС Chinook HC.Mk 2 (на снимке), 2A и 3 должны пройти модернизацию до стандарта HC.Mk 4/4A и 5, соответственно. Британские Chinook эксплуатируются очень интенсивно. Несмотря на затянувшуюся и очень дорогую разработку, HC.Mk 3 составляют теперь основу парка боевых частей. Вертолет CH-47F должен быть принят на вооружение под обозначением HC.Mk 6.
CH-47D в полете над пустыней во время операции "Falconer" - австралийского участия во вторжении в Ирак в 2003 году. Австралийская армия располагает шестью CH-47D, для замены которых уже заказано семь Boeing CH-47F.
Характерный вид Chinook является легкоузнаваемым, и его можно отнести к шедеврам вертолетостроения. CH-47 состоит на вооружении двадцати государств и сегодня является наиболее используемым транспортным вертолетом в Афганистане.
Три CH-47A австралийской армии. В 2011 году Chinook несли службу в армиях 20 стран, и их карьера будет продолжаться еще долго.
Кот-Адду, Пакистан. Австралийский Верховный комиссар в Пакистане Тим Джордж спускается с борта CH-47 Chinook, принадлежащего ОАЭ. ОАЭ располагают 12 вертолетами CH-47C, купленными у Ливии в 2003 году.
Бойцы американского спецназа используют канаты для высадки с MH-47 во время учений "Emerald Warrior" 2011 года, проводившихся в Таллахасси, США. Благодаря своим уникальным возможностям Chinook продолжает оставаться основным вертолетом армейской авиации США.
MH-47 Chinook американской армии подходит к району высадки для десантирования солдат 10-й группы спецназа. MH-47 хорошо оснащен для ночных операций - на нем установлена РЛС следования рельефу местности и инфракрасная система обзора. Последним вариантом этой модели является MH-47G.
Американские солдаты из различных подразделений в огромной кабине H-47 во время операции по замене персонала в Афганистане, 2008 год.
Letov S 231 нес вооружение из четырех неподвижных пулеметов, что было необычно для истребителя начала 1930-х годов. На втором прототипе (на снимке) они попарно устанавливались в нижнем крыле - со стволами, выступающими за переднюю кромку.
В 1935 году был построен прототип усовершенствованного S 331. Он установил новый национальный рекорд, забравшись на высоту 10650 м.
A-37B Dragonfly. A-37 остается одним из "малоизвестных героев" войны во Вьетнаме. Эти самолеты занимались непосредственной поддержкой войск. На рисунке представлен типичный для того времени A-37B из 604-й эскадрильи спецопераций 3-го тактического авиакрыла, на котором летал Корт Дароучер.
Самолеты Cessna A-37B Dragonfly поступили на вооружение двух подразделений чилийских ВВС. Grupo 1 занималась подготовкой пилотов штурмовиков, а в задачи Grupo 12, помимо всего прочего, входило наблюдение за нефтяными вышками.
В 1979-1993 годы 169-я эскадрилья тактической авиационной поддержки (TASS) авиации Национальной гвардии Иллинойса использовала OA-37B в качестве передовых постов наведения (FAC). Представленный на снимке камуфляж "Southeast Asia" постепенно уступил место схеме "Europe One".
Непосредственная поддержка войск во Вьетнаме требовала от самолета малого времени реакции и высокой точности применения оружия. Хотя A-37 был двухместным, на задание часто отправлялся только один пилот.
В 1980-1982 годах как минимум 122 сохранившихся A-37B сменили обозначение на OA-37B (на фотографии), что отражало их новую роль авианаводчиков. Остававшиеся у США самолеты сначала попали в резерв ВВС (Air Force Reserve - AFRes), а затем в авиацию Национальной гвардии (ANG). К моменту смены обозначения самолеты несли службу в трех эскадрильях ANG (где они заменили Cessna O-2) и базирующихся на Дальнем Востоке в зоне Тихого океана ВВС США (PACAF), где они вытеснили OV-70. В 1986 году T-37B, ранее принадлежавшие PACAF, получили камуфляж для службы на авиабазе Шо в США, заменив в качестве авинаводчиков самолеты O-2A.
После того как A-37B перестали использовать в качестве штурмовика, его превратили в передовой авианаводчик, заменивший самолеты O-2 Skymaster. Свыше 700 A-37B сменили обозначение на OA-37B. Этот OA-37B - испытательная машина, соответственно окрашенная в белый цвет.
A-37 мог нести внушительную боевую нагрузку, включая баки с напалмом и различные фугасные авиабомбы, которые он мог сбрасывать более точно, чем F-4.
Успешный опыт применения A-37 американцами во Вьетнаме привел к тому, что самолеты этого типа стали в больших количествах поставляться VNAF. A-37B состояли на вооружении 10 эскадрилий южновьетнамских ВВС. Dragonfly VNAF базировались в Да Нанге (на снимке) с декабря 1970 года. В носовой части по правому борту виден 7,62-мм пулемет GAU-2B/A Minigun.
Для ВВС многих небольших стран легкие штурмовики типа A-37 стали основной ударной силой. A-37B ВВС Гватемалы (Fuerza Aerea Guatemalteca), базирующиеся в Ла-Аурора и Санта-Елена, несут в хвостовой части эмблему Escuadron de Ataque (штурмовая эскадрилья), но не имеют знаков государственной принадлежности. Из 13 самолетов A-37B, поставленных Гватемале в 1974-1975 годах, в летном состоянии остаются только две или три машины.
A-6 - местное обозначение A-37 Королевских тайских ВВС - в ожидании вылета в ходе учений "Cobra Gold'87". Таиланд получил 20 A-6, которые были весьма популярны у тайских экипажей.
Во время гражданской войны в Никарагуа A-37B ВВС Гондураса (Fuerza Aerea Hondurena - FAH) оказывали поддержку проамериканскому движению "Контрас", боровшемуся с левым правительством сандинистов. В феврале 1984 года A-37B FAH при поддержке пяти вертолетов атаковал никарагуанские позиции. В следующем году FAH продолжали оказывать поддержку мятежникам, используя A-37B и F-86E после того, как Ми-8 и Ми-25 сандинистских ВВС в сентябре нанесли удар по району Ялапа. FAH заявили, что тогда им удалось сбить один вертолет.
Многочисленные T-37B, T-37C (вариант модификации "B" с узлами подвески под крылом) и A-37B были поставлены на экспорт. A-37B, как представленный на снимке, стали основной ударной силой ВВС Уругвая. Шестнадцать самолетов из запасов ВВС США были закуплены в 1992-1993 годах, и пять из них продолжали летать еще в 2010 году.
Центр специальных методов ведения воздушной войны в 1962 году проводил испытания двух T-37C в качестве противопартизанских (COIN) самолетов. "Tweet" (прозвище T-37) имели потенциал, но оказались слишком "слабосильными". A-37 "Super Tweet", созданный с учетом этих испытаний, оказался более подходящим для этой роли, имея силовую установку, более чем вдвое превосходящую по мощности T-37.
A-37B, оснащенный ТРД General Electric J85, вдвое более мощными, чем использовавшиеся на T-37 ТРД J69, отличался возможностью дозаправки в воздухе и восемью узлами подвески грузоподъемностью до 1860 кг. Его планер был рассчитан на перегрузку 6g, в отличие от 5g у T-37.
A-37B из 604-й эскадрильи спецопераций, базировавшейся в Бьен Хоа, сбрасывает пару 227-кг бомб Mk 82 Snakeye 500. На малых высотах A-37 был достаточно скоростным и маневренным, чтобы избежать поражения зенитным огнем.
Вторая попытка создать военный вариант T-37 привела к появлению YAT-37D (позднее YA-37A) - легкого штурмовика и разведчика для применения во Вьетнаме. Получившие обозначение A-37A, 39 T-37B были переделаны в этот вариант и в 1967 году прошли испытания в боевых условиях.
A-37B Dragonfly. Еще в начале 2011 года ВВС Сальвадора (Fuerza Aerea Salvadorena) продолжали использовать A-37B в качестве штурмовика/противопартизанского самолета. Восемь машин базировались в Комалапа. Сальвадор бросил Dragonfly в бой в 1983 году, в момент кульминации борьбы между проамериканским военным режимом и многочисленными антиправительственными группировками. Во время решающей битвы за Берлин (департамент Усулутан) в феврале 1983 года этот удерживаемый повстанцами город был освобожден после штурмового удара A-37B. Dragonfly активно участвовали в боевых действиях в июле, атакуя позиции повстанцев вокруг столицы страны, Сан-Сальвадора. В том году A-37B и UH-1H совершили в общей сложности 227 боевых вылетов против мятежников. В 1984 году США поставили Сальвадору еще 10 A-37B, а также UH-1H, два O-2 и один C-130. Во время боевых операций в начале и середине 1980-х годов сальвадорские A-37B базировались в Сан-Мигуэле.
A-37B Dragonfly
На AC-47D три 7,62-мм пулемета Minigun (скорострельность 6000 выстрелов в минуту) были установлены по левому борту: один - в проеме грузовой двери, и два - в окнах кабины.
Результаты идеи о концентрации огневой мощи, реализованной на AC-47, хорошо видны на этом снимке с многократной экспозицией, запечатлевшем трассы выстрелов "Spooky", льющиеся на цель.
L.F.G. Roland D.I получил монококовый фюзеляж из двух частей, выполненный как и у C.II "Walfisch". D.I выпускался в небольших количествах в 1916 году.
The first LFG fighter, the Roland D I, made its operational debut in October 1916, but comparatively small numbers were built.
Истребители D.I/II/IIIa не пользовались популярностью у пилотов из-за тяжелого управления и ограниченного обзора. На снимке представлен вариант D.IIa с двигателем Argus.
Ту-142 позднего выпуска отличался сниженной массой. Основные стойки шасси на нем были заменены новыми четырехколесными, наподобие использовавшихся на обычных Ту-95.
Ту-142 над Северной Атлантикой. На снимке хорошо виден подфюзеляжный обтекатель РЛС, оптимизированной для работы по морским целям, и створки отсека вооружения (сзади). Вместе с гидроакустическими буями используются три разных типа взрывных источников звука (ВИЗ).
Ту-142М на рулежке в Кипелово - главной базе российских противолодочных самолетов. Помимо Ту-142М и Ту-142М3, там также базируются Ту-142МР ("Bear-J").
Этот Ту-142М3, сопровождаемый парой Су-33, представляет собой последний вариант противолодочного Ту-142. На этой модификации установлены более мощные ТВД НК-12МП вместо оригинальных НК-12МВ.
Ту-142МК, оснащенный новым противолодочным оборудованием, включая буи РГБ-55А, начал службу в 1980 году. Машину можно опознать по штанге магнитометра на законцовке киля (отсутствовала у Ту-142) и отсутствию обтекателя-наперстка, характерного для Ту-142М3.
Морская авиация Индии получила восемь Ту-142МКЕ (экспортный вариант Ту-142МК со слегка упрощенным оборудованием) в 1980-х годах. Семь оставшихся самолетов продолжают нести службу в 312-й эскадрилье, базирующейся в Арраконаме.
В 1935 году была сформулирована концепция так называемого "турельного истребителя". Пилот должен был управлять самолетом и вести поиск противника, а сконцентрированная огневая мощь многоствольной подвижной установки использовалась для нанесения ударов по нему.
Letov S 31 был ровесником истребителя Avia BH 33, но не добился сопоставимого коммерческого успеха - чешские ВВС получили всего 32 самолета этого типа.
Challenger, используемые канадскими военными, получили обозначение CC-144. Они несут службу в 412-й транспортной эскадрилье, перевозя VIP-пассажиров.
Challenger 604 представляет собой значительно переработанную 601-ю модель с более мощными двигателями, увеличенным запасом топлива и серьезными изменениями в конструкции. Он послужил базой для создания самолета оперативного управления войсками USCG C-143A.
Как и все самолеты Challenger, 605-й отличается стильным дизайном. Его выпуск начался в 2006 году как обновленного варианта 604-го.
"Суперсредний" Challenger 300 не имеет отношения к семейству Challenger 600, а представляет собой собственную линию развития. Он способен совершать межконтинентальные перелеты.
Кабина 605-го отличается удобством и комфортом. Современные технологии позволяют экипажу легко оперировать данными на больших цифровых дисплеях.
XP-40 (первоначальная конфигурация), Model 75P
XP-40 (окончательная конфигурация), Model 75P
P-40, Model 81, варианты Tomahawk
P-40A, Model 81
P-40B, P-40C, Model H-81B
Три гранаты Cipelli были сброшены с аэроплана Etrich Taube 1 ноября 1911 года. Это был первый случай бомбометания с самолета. На снимке Rumpler 4C Taube 1914 года.
Последним вариантом истребителя Letov S 20 был Letov S 20M, отличавшийся более низким фюзеляжем, не занимавшим все пространство между крыльями бипланной коробки. На снимке представлен Letov S 20M из 2-го авиаполка, базировавшегося в Оломуце.
Необычайно обтекаемые для своего времени обводы "Walfisch" портили только полуоткрытый двигатель и боковые радиаторы.
Ракеты "воздух-поверхность" (в первом ряду перед МиГ-23) позволяют самолету производить пуск на большом расстоянии от цели и таким образом избежать поражения от огня средств наземной ПВО, включая ЗРК и зенитную артиллерию.
В годы между Мировыми войнами одной из основных задач авиации стало проведение полицейских операций. Угрозы применения воздушного оружия зачастую вполне хватало, чтобы предотвратить акты агрессии со стороны беспокойных туземцев. Эти Vickers Vincent базировались в Адене в 1937 году.
Этот S 328 в сентябре 1944 года использовался словацкими повстанцами с аэродрома Три Дуби.
Снимок чешского S 328 демонстрирует простоту и лаконичность конструкции самолета. Эти машины также состояли на вооружении ВВС Болгарии, Германии, Эстонии и Словакии.
Levasseur PL 15 был вооружен парой 7,5-мм пулеметов и мог нести торпеду или до 450 кг бомб. 30 октября 1939 года PL 15 из эскадрильи 3S6 стал первым французским морским самолетом, потопившим германскую подводную лодку.
VE-7 оказался отличным учебным бипланом и в октябре 1919 года был принят на вооружение ВМС США. По маневренности он превосходил такие знаменитые истребители, как SPAD S.XIII, Nieuport 28 и SE-5.
Финляндия приобрела два (на снимке), а Бельгия шесть Levy G.L.40. Бельгийские машины несли службу в Конго.
Компания "Systems International Airways" эксплуатировала два Martin 4-0-4 в 1990-х годах и списала их только после того, как они полностью исчерпали ресурс планера и двигателей.
Самолет NC93 002, второй прототип Martin 2-0-2, остался у фирмы-производителя и позднее был переделан в прототип Model 2-0-2A, а затем и в Model 4-0-4.
Компания "Trans World Airlines" была единственным покупателем Model 2-0-2A и получила 12 машин. Этот самолет, названный "Skyliner San Francisco", был позднее продан "Allegheny Airlines".
TWA и "Eastern" приобрели в общей сложности 100 Martin 4-0-4. Самолет "Eastern", представленный на снимке, получил имя "Silver Falcon". На киле этого 4-0-4, начавшего службу в январе 1952 года, был изображен красный орел.
Авиакомпания "Aerolineas Dominicanas" из Доминиканской республики приобрела два Martin 4-0-4 в конце 1970 года. Первый поставленный самолет (на фотографии) ранее принадлежал компании "Eastern".
После службы в Береговой охране США этот VC-3A недолгое время использовался в ВМС в качестве штабного транспорта, пока в июле 1970 года его не сдали в центр хранения на авиабазе Дэвис Монтан.
Два последних построенных Martin 4-0-4 были поставлены Береговой охране США под обозначением RM-1Z (позднее VC-3A). Они несли службу в Береговой охране и ВМС вплоть до списания в 1969-1970 годах.
На фотографии - прототип Letov S 19, оснащенный двигателем Maybach в 260 л. с. (194 кВт). Самолеты позднего выпуска оснащались мотором Walter IV. Эти машины, носившие обозначение 19W, также отличались более широким килем и рулем направления усеченной формы.
Letov S 128 в окраске чешских ВВС, использовавших 18 самолетов этого типа для разведки и наблюдения. Необычной внешней особенностью машины был девятиугольный капот, плоские поверхности которого хорошо видны на снимке.
Letov S 32 был чешской интерпретацией схемы трехмоторного авиалайнера, популярной в конце 1920-х - начале 1930-х годов. На этом снимке представлены все построенные S 32.
Дальний бомбардировщик S 33 так и не был запущен в серию. Большой размах крыла при относительно малой хорде был выбран в попытке обеспечить большую дальность полета машины.
PL 2, впервые продемонстрированный в 1921 году на Парижском авиасалоне, позднее два года прослужил на авианосце "Беарн".
Этот Levasseur PL 4 с выпущенным посадочным крюком только что зацепился за тормозной трос на палубе французского авианосца "Беарн" (введен в строй в 1927 году).
PL 9 был предназначен для подготовки пилотов палубной авиации. На этом снимке хорошо видна его необычная компоновка с нижним крылом с малой хордой.
Единственный прототип PL 6 был оснащен 500-сильным (373 кВт) двигателем Hispano-Suiza 12Hb. 12 цилиндров этого мотора жидкостного охлаждения были расположены V-образно. Он также устанавливался на самолеты Potez 390 A2, Bleriot 127 и некоторые варианты Breguet Br. 19.
The sole prototype of the Levasseur P.L.6 which was intended to meet a 1925 Armee de l'Air two-seat fighter requirement.
Вооружение архаично выглядевшего PL 7 состояло из пары 7,5-мм пулеметов и 670-кг торпеды или 510 кг бомб.
Levasseur PL 14 являлся поплавковым вариантом PL 7 и мог использоваться в качестве бомбардировщика, торпедоносца и разведчика. На снимке шестой серийный самолет в варианте торпедоносца.
Первый PL 8, "Oiseau Blanc", перед неудачной попыткой пересечь Атлантику с востока на запад. На борту эмблема аса Шарля Нюнжессе в виде черепа со скрещенными костями, гроба и свечей на фоне черного сердца.
На снимке этого PL 10 из эскадрильи 751 хорошо видна необычная трехместная компоновка со стрелком, располагающимся в средней кабине. В случае аварийной посадки на воду колесное шасси могло быть сброшено.
Летающая лодка Levy-Biche LB 2 была оснащена сбрасывающимся колесным шасси, стабилизирующими поплавками и могла благополучно приводняться в случае аварии над морем.
Super Drifter отлично подходит для полетов на малых высоте и скорости. Открытая кабина и не ограничивающее обзор крыло позволяют пилоту в полной мере наслаждаться полетом.
AirCam доступен как в варианте с колесным шасси, так и с поплавковым. Независимо от комплектации самолет может выполнять полет на одном двигателе.
L.F.G. Roland D.V создавался в попытке устранить недостатки D.III. Но оказалось, что он практически не имеет преимуществ перед D.III.