Мировая Авиация 178
-
МиГ-21бис. Превратись холодная война в "горячую", в ней неминуемо приняли бы участие тысячи МиГ-21 ВВС всех стран Варшавского договора. Они представляли реальную угрозу для НАТО.
МиГ-21 принимали участие в большинстве арабо-израильских войн. Побед на МиГ-21 больше всех одержали летчики ВВС Египта. В ходе вооруженных конфликтов между Египтом и Ливией египетские МиГ-21 сбили не менее трех ливийских Mirage и один МиГ-23.
Летчики, которым пришлось столкнуться в небе Вьетнама с МиГ-21, оценивали истребитель очень высоко, однако сами вьетнамцы предпочитали сражаться на МиГ-17 (впрочем, это частное мнение).
Носовая часть фюзеляжа МиГ-21 ВВС Индии - как обширный послужной список. МиГ-21 вошел в число лучших истребителей конца 20 века.
Иракский МиГ-21 (или Chengdu J-7), уничтоженный во время операции "Iraqi Freedom" в 2003 году. А в годы ирано-иракской войны МиГ-21 ВВС Ирака вели бои с F-5 гораздо удачнее, чем с F-14.
Грязно-оливковые и цвета натурального металла Commando сфотографированы в одном ряду с C-47 и B-24. Подобно Skytrain и Liberator, серию Commando выпускали на нескольких заводах.
В Корпусе морской пехоты США служили R5C-1, эквивалентные C-46A. Построено 160 R5C-1, которые эксплуатировались и после войны в течение нескольких лет. Десять самолетов поступили в Береговую охрану.
Техники проворачивают перед запуском винт левого мотора "Polly the Queen" перед очередным вылетом из Чени, Китай. В Юго-Восточной Азии C-46 стал символом "воздушного моста" в Китай через Гималаи.
Управляемость CW-20 улучшилась после замены двухкилевого оперения однокилевым. Два киля поначалу стояли на прототипе CW-20.
Всего было построено 17 C-46E с характерным остеклением пилотской кабины, не вписанным в обводы фюзеляжа. Часть таких самолетов позже передали китайцам.
Commando строили на четырех заводах: "Curtiss" в штате Нью-Йорк в Баффало (на снимке), в Сент-Луисе, штат Миссури, и в Луисвилле, штат Кентукки, а также в Новом Орлеане на заводе по производству катеров "Higgins Industries Inc.".
Съемка кинофотопулемета египетского МиГ-21: в прицеле израильский F-4. Истребители этих типов оставались противниками на протяжении многих лет. Они принимали участие во многих войнах, включая ирано-иракскую, ставшую триумфом для F-4.
F-16 является основным истребителем-бомбардировщиком ВВС США и способен применять новейшие авиационные средства поражения. На фотографии - испытательный сброс КАБ JDAM с F-16C.
Самолеты F-16 составляют основу парка тактических истребителей-бомбардировщиков ВВС США, однако эти машины быстро стареют и требуют замены.
В полете F-16ADF ВВС Иордании и F-16E ВВС ОАЭ. Самолет F-16E является вполне современным боевым самолетом, но модернизационный запас F-16 практически исчерпан. США и многие их союзники сделали ставку на замену F-16 тактическими истребителями F-35.
Lockheed Martin F-16A Block 15 ADF Fighting Falcon
На вооружении ВВС Дании состоят как F-16 постройки компании SABCA, так и истребители, ранее летавшие в ВВС США. Изображен F-16B ВВС Дании.
Большинство состоящих на вооружении ВВС Бельгии самолетов F-16A и F-16B (на фотографии) доработано в вариант MLU.
Lohner Type S - учебный вариант разведчика Type R.
Некоторые считают F-22 лучшим истребителем мира. Влияние F-22 в общем-то прослеживается в облике российского истребителя пятого поколения ПАК-ФА и китайского J-20.
Lockheed Martin F-22A Raptor
Lockheed Martin X-35A
В августе 2005-го три бизнес-джета Legacy были поставлены Индии: два - ВВС, один - пограничной охране. Еще два самолета Индия получила в октябре того же года.
RB-50F - аналог RB-50E - нес радиолокационную систему SHORAN, позволявшую выполнять картографирование местности. Но работа SHORAN мешала оборонительным системам самолета, поэтому пришлось сделать комплект оборудования съемным. Всего в RB-50F конвертировали 14 самолетов.
RB-50B. Модернизацию в RB-50B прошли 44 B-50B. В ходе доработки на каждый самолет установили капсулу с четырьмя фотосистемами (девять фотоаппаратов) и аппаратуру разведки погоды. В состав экипажа включили еще одного специалиста. Радиус действия увеличили, смонтировав британскую систему дозаправки в воздухе типа "шланг-конус" и два бака по 3182 л под крылом. В дальнейшем 43 разведчика RB-50B доработали в заправщики RB-50J.
RB-50G предназначался для ведения радиотехнической разведки. От предшественников серии RB он отличался значительно, было даже введено особое фирменное обозначение. На самолете установили шесть станций постановки помех, что потребовало серьезного изменения конструкции планера. Внешне самолет выделялся обтекателями и антеннами радиооборудования.
KB-50K. После снятия с вооружения TB-50H их доработали в заправщики KB-50K, почти идентичные KB-50J. Но конструктивно самолеты отличались, поэтому получили новое обозначение KB-50K, а не KB-50J.
KB-50J. 136 устаревших B-50 доработали в заправщики с системой "шланг-конус", но из-за малой скорости полета они не смогли дозаправлять реактивные истребители. Установка под крылом двух ТРД General Electric J47-GE-23 превратила эти заправщики в KB-50J с максимальной скоростью 714 км/ч. Однако списывать KB-50J начали почти сразу после начала поступления в части - из-за многочисленных проблем с топливной системой. Несколько KB-50J оставались на вооружении вплоть до начала войны во Вьетнаме, они использовались для дозаправки над территорией противника. Порой дозаправка выполнялась на малой высоте, самолеты попадали под обстрел с земли.
TB-50D. При конвертации в учебные TB-50D с 11 B-50D сняли все вооружение. Самолеты использовались и для тренировок экипажей B-36.
TB-50H. 24 вновь построенных TB-50H предназначались для обучения экипажей B-47 Stratojet работе с новой РЛС "K". На самолете оборудовали два рабочих места для инструктора и двух курсантов. Из-за небольшой продолжительности полетов дополнительными баками и системами дозаправки учебные самолеты не оборудовались. Обладая уменьшенной массой, данный вариант стал самым скоростным серийным B-50 - он развивал скорость 673 км/ч на высоте 9448 м.
WB-50D. В середине 1950-х годов с 36 устаревших B-50D сняли вооружение и оборудовали для выполнения дальней разведки погоды, снабдив специальными высотными датчиками атмосферных параметров, доплеровской и метео-РЛС. WB-50D предназначался для замены WB-29, в августе 1955-го он выполнил первый полет. Головную машину передали Авиационной метеослужбе в ноябре 1955 года, последнюю списали в 1967-м.
EB-50B. В соответствии с одним из пунктов программы модернизации B-50A в B-50B один самолет оборудовали гусеничным шасси вместо обычного колесного. Испытания гусениц прошли успешно, но более привычные колеса шасси все же оставили.
P-12 пролетает над намного более поздним изделием "Boeing" - 727-м. P-12 был достойным представителем эпохи истребителей-бипланов.
Сейчас великолепно отреставрированный P-12E выставлен в Национальном музее ВВС США. На истребитель нанесена символика 6-й эскадрильи "охотников" из 18-й истребительной группы, которая дислоцировалась в Уилер-Филд на Гавайских островах.
Капитан Айра С. Икер у Boeing P-12 - самолета, который он любил. Во многих отношениях P-12 стал лучшим американским бипланом и вершиной развития истребителей в США в межвоенный период.
Этот самолет отличался огромным турбокомпрессором. Попытки радикально улучшить летные данные успеха не имели, так как схема биплана исчерпала свой потенциал. Заменой стал моноплан Boeing P-26 Peashooter.
Четыре Boeing Model 100 были построены для гражданских заказчиков. Второй такой самолет поставили Мило Бархэму, летавшему на окрашенной в красный, голубой и серебристый цвета машине с 1933 года и до начала Второй мировой войны.
Из 131 P-12C, заказанных с мотором R-1340-9 Wasp мощностью 450 л. с., 35 построили как P-12D с R-1340-17 мощностью 525 л. с. На снимке - P-12D из 35-й эскадрильи "охотников".
Обшивка фюзеляжей ранних P-12 выполнялась из полотна, но в 1930 году начался выпуск P-12E с работающей металлической обшивкой, которая обеспечила большую конструктивную прочность.
Истребители P-12E Авиационного корпуса Армии США "позируют" фотооператору. Больше всего P-12 (110 штук) построили и приняли на вооружение в 1932 году. В 1940-м уцелевшие самолеты переоборудовали в радиоуправляемые мишени.
Learjet 45XR является улучшенным вариантом 45-го с возросшими, благодаря двигателям TFE731-20BR, крейсерской скоростью и скороподъемностью. Всего за пять рабочих дней любой Learjet 45 дорабатывается до XR, оптимизированного для эксплуатации в жарком климате и высокогорье.
40XR занимает ведущую позицию на рынке самолетов "для жары и высокогорья". 40XR с крейсерской скоростью М=0,81 стал лидером в своем классе. Практический потолок в 15545 м позволяет выполнять полеты выше международных воздушных трасс.
Салон 40XR обладает большим объемом, чем у самолетов предшествующих моделей. Уровень комфорта очень высок, это достигается благодаря снижению шума и вибрации, а также применением качественных отделочных материалов.
16 ноября 2010 года в программе Learjet 85 был сделан важный шаг: завершена сборка фюзеляжа первого самолета. Его собирали на заводе "Bombardier" в Мексике.
Прекрасно восстановленный Loening OA-1 выставлен в Национальном музее ВВС США.
OL-8A предназначались для эксплуатации на кораблях, но данный самолет готовят к взлету с берегового аэродрома. Хорошо видно колесное шасси.
Справа: изящные обтекаемые формы 230-го не только улучшили летные данные, но и должны были, по замыслу, привлечь внимание потенциальных покупателей. Несмотря на эффектную внешность, Bell 230 проиграл в конкурентной борьбе вертолетам других фирм.
На 60XR используются два ТРДД Pratt & Whitney Canada PW305A. На законцовках крыла почти вертикально установлены винглеты.
Learjet 60XR оснащен улучшенным БРЭО, включающим комплект приборного оборудования Pro Line 21. Состав бортовых систем выбирается заказчиком.
Первые два прототипа C.101 в показательном полете, организованном компанией CASA в 1978 году. Прототипы выполнили первые полеты в июне и сентябре 1977 года. За первой парой последовали еще два прототипа, оба поднялись в воздух в 1978 году. Прототипы C.101 в ВВС Испании обозначались XE.25.
На фотографии C.101 E.25 Mirlo из части Escuadron 412, дислоцированной в Матакане и предназначенной для первоначальной летной подготовки курсантов, прошедших перед этим лишь теоретический курс. В настоящее время первоначальная летная подготовка осуществляется на базе подразделения Escuadron 744 Grupo 74, а также в Матакане.
С начала 1980-х годов весь курс обучения летчики ВВС Испании проходят на C.101, этот самолет отличается своей экономичностью. Объем поставок так и не достиг 300 самолетов, как оценивала объем производства в 1978 году компания CASA. Прогноз оказался чрезмерно оптимистичным, хотя и не был связан с недостатками самолета.
Ha C.101CC-02 установлен ТРД Garret TFE731-5 лицензионной сборки.Легкий штурмовик именовался также ENAER A-36 Halcon, он мог нести широкий ассортимент вооружения. На фотографии представлена машина, доработанная в носитель противокорабельных ракет BAe Sea Eagle (данная программа не получила развития). В Чили по лицензии под обозначением T-36 строился учебный C.101BB-02.
ВВС Иордании получили 12 самолетов C.101CC Aviojet, которые ныне состоят на вооружении 11-й эскадрильи Авиационного колледжа "Король Хусейн" и используются для базовой летной подготовки. Рассматривается вопрос о замене иорданских C.101CC на L-159.
Довольно удачный учебный самолет C.101 может использоваться и как легкий штурмовик. На самолете допускается установка шести подкрыльевых пилонов для подвески вооружения, как на этом демонстраторе компании CASA. Предусмотрена подвеска разнообразных бомб, ракет, пушечных и пулеметных контейнеров. Вооруженные модификации используются ВВС Чили, Гондураса и Иордании.
Гондурас эксплуатирует четыре C.101BB Aviojet. Самолеты приписаны к военно-авиационной Академии (Academia Militar de Aviacion) и используются для обучения летчиков. В 1990-е годы на этих C.101B были сбиты несколько самолетов наркоторговцев, включая C-47.
C.101EB Aviojet (E.25). Два контракта на самолеты C.101EB-01, получившие в ВВС Испании обозначение E.25 Mirlo, предусматривали поставку 60 и 28 машин с номерами от E25-1 до E25-88, соответственно. Первые четыре машины передали Авиационной академии в Сан-Хавьере 17 марта 1980 года, завершающий выпуск экземпляр поставлен заказчику в 1984 году. В начале 1990-х годов самолеты состояли на вооружении четырех подразделений: Escuadron 411 и 412 в Матакане (начальная летная подготовка), Escuadron 793 в Сан-Хавьере (повышенная подготовка) вместе с пилотажной группой "Patrulla Aguila" и испытательная часть Grupo 54 в Торрехоне. На рисунке изображен самолет подразделения Escuadron 793. В середине 2000-х годов после реорганизации учебные части объединили в Escuadron 744 с дислокацией в Матакане. Также самолеты C.101 эксплуатируются в следующих подразделениях: испытательном Grupo 44 в Торрехоне, базовой подготовки летчиков Escuela de Vuelo Basico и пилотажной группе "Patrulla Aguila", относящихся к Авиационной академии в Сан-Хавьере.
C.101CC
Tradewind в законченном виде обозначался R3Y-2, отличался круглым сечением носовой части корпуса и переработанным хвостовым оперением. South Pacific Tradewind стал первым R3Y-2, прибывшим в эскадрилью VR-2.
Прототип R3Y-1 разбегается перед своим первым взлетом, 25 февраля 1954 года. Первый полет завершился очень быстро из-за поломки одного из четырех двигателей T40. Взлет выполнялся в гавани Сан-Диего, недалеко от завода "Convair".
R3Y-1 разработали на основе противолодочного XP5Y-1 для авиатранспортной службы ВМС США для перевозок людей и грузов между разбросанными по всему миру базами. По причине сложности конструкции и эксплуатации, летающие лодки Tradewind нашли очень ограниченное применение. Погрузка на R3Y-1 осуществлялась через большую дверь в борту корпуса. В исходном варианте лодка обладала необходимой дальностью полета, но быстрой погрузки и разгрузки не получалось. Проблему решили на R3Y-2, внедрив откидную носовую часть.
В Сан-Диего морские пехотинцы подготовились к погрузке в R3Y-2 перед демонстрацией высадки десанта на побережье. Под обтекателем в откидной носовой части корпуса установлена метео-РЛС.
R3Y-1 позволял перевозить груз массой до 21 772 кг или 80 человек на размещенных спинкой вперед сиденьях, или (как на снимке) 72 раненых на носилках. В R3Y-2 помещались 103 бойца или 92 раненых на носилках.
Отчасти из-за вовлеченности компании "Lockheed" в более амбициозные программы построено всего несколько самолетов Lockheed Vega 35.
Первые полеты Lockheed Vega Starliner выполнил с однокилевым хвостовым оперением, но во время ремонта (после аварийной посадки из-за поломки винта) на самолете установили двухкилевое оперение.
Ранние Air Yacht (подобно этому COA-1) сохранили типичную для фирмы "Loening" конструкцию, прозванную "Shoehorn" ("рожок для обуви"). Поздние Air Yacht проектировались уже как летающие лодки.
Самолет Loening M-8-1 имел хороший обзор из кабины и большой сектор обстрела. К новациям в конструкции относились радиатор, установленный в туннеле под носовой частью фюзеляжа, и профилированные подкосы крыла, которые создавали дополнительную подъемную силу.
PA-1 отличался N-образными стойками бипланной коробки и кольцеобразными обтекателями вокруг цилиндров двигателя. Самолет получился неудачным и не смог развить расчетной скорости.
Всего построено семь высокопланов PW-2. Как хорошо видно на этой фотографии, PW-2 оснащался неубираемым шасси с хвостовой опорой-костылем.
Очень необычный для своего времени скоростной моноплан R-4 славы не снискал - во многом из-за недостатка опыта конструкторов и незнания ими особенностей полета с большой скоростью.
Компания "Lohner" изначально строила C.I как вооруженный разведчик.
Lohner Type AA выглядит весьма необычно. После первых полетов фюзеляж пришлось удлинить.
The original Lohner Typ AA (10.20) which featured a singularly deep and abbreviated slab-sided fuselage suspended between the wings.
Биплан Lohner Type 10.20 был вооружен двумя синхронными пулеметами Schwarzlose. Борта фюзеляжа выполнены плоскими.
Lohner Type 10.20B имел почти такие же крылья и горизонтальное оперение, как и Type 10.20A. Отличался он безрасчалочным кабаном и более высоким килем.
По флагам различных стран мира, изображенным на воздухозаборнике F-35A, можно заключить, что программа JSF является международной. Несколько стран инвестировали немалые суммы в разработку самолета.
При работе подъемного вентилятора у F-35B для подвода воздуха к вентилятору открывается большой щиток. F-35B является самым сложным из всех трех вариантов самолета.
F-35C с крылом большей площади выглядит среди всех вариантов Lightning II наиболее эстетично (если об эстетике в данном случае говорить вообще можно). За счет меньшей нагрузки на крыло F-35C обладает более высокой, в сравнении с другими вариантами, маневренностью.
EMBRAER разработала для R-99A систему самообороны, включающую устройства отстрела ложных целей. Испытания системы завершились в 2003 году. Фирма предложила EMB-145 в качестве платформы для американской Airborne Common Sensor и выиграла тендер, но США в конечном итоге отказались от реализации программы ACS.
Для сохранения летных данных на уровне ERJ-145 самолету R-99A потребовалось более радикальное, по сравнению с R-99B, изменение аэродинамики. Машина способна осуществлять контроль воздушного пространства и управлять действиями авиации.
Вместе R-99B (на снимке) и R-99A способны вести мониторинг огромных пространств Амазонии. В состав оборудования R-99B входит ТВ/инфракрасная обзорная система Skyball в турельном исполнении, двухдиапазонная РЛС, генерирующая трехмерную карту местности, и многополосный радиосканер.
Специально оборудованный P-99 похож на R-99B, но он предназначен для выполнения совсем других задач. Самолет может нести вооружение на пилонах под крылом, а РЛС оптимизирована для работы над водной поверхностью.
Bell 430 оснащен четырехлопастным бесшарнирным несущим винтом. На снимке хорошо виден характерный для 430-го дополнительный иллюминатор.
В настоящее время эксплуатируется не так много вертолетов с ТВД, оснащенных четырехлопастными несущими винтами. Помимо 430-го, можно назвать Bell UH-1Y Venom и Bell AH-1Z Viper. Эти машины являются вариантами вертолетов с двухлопастными винтами.
Bell Model 430 стал последним в семействе "222". Вертолеты 222/230/430 не смогли повторить успеха семейства Bell Ranger. На снимке - Bell 430.
В 1996 году на Bell 430 был выполнен рекордный перелет вокруг света. Маршрут пролегал над 14 государствами, вертолет показал очень высокую скорость - 230 км/ч. Наибольшее расстояние, которое вертолет преодолел за день, составило 4191 км.