Мировая Авиация 190
-
МиГ-3 стал переходным истребителем. Эти машины ознаменовали приход нового поколения истребителей в авиации СССР. Самолет, изображенный на рисунке, служил в 7-м ИАП на Ленинградском фронте в 1941 году.
Чехословакия строила МиГ-15бис под обозначением S-103. Синие полосы на этом самолете указывают на его принадлежность к авиации условного противника в ходе учений.
МиГ-17Ф Кхмерской Республики (Камбоджи). На рисунке хорошо видна установка вооружения в носовой части из одной 37-мм пушки Н-37 и двух 23-мм пушек НР-23, а также воздушные тормоза в хвостовой части фюзеляжа.
Польша выпускала МиГ-17 под обозначением Lim-5 и Lim-6. "Lim" являлось польским обозначением для строившихся по лицензии истребителей.
Польша оптимизировала МиГ-17 собственной постройки для нанесения ударов по наземным целям. Финальным вариантом истребителя-бомбардировщика стал Lim-6bis, в конструкцию которого внесли множество изменений, включая установку дополнительных подкрыльевых пилонов и тормозного парашюта в отсеке в основании киля. На фотографии - самолет с подвешенными под крылом блоками НАР Mars-2.
МиГ-17Ф
В 1961-1966 годах Куба получила 12 МиГ-19П. Позднее их заменили на МиГ-21ПФМ.
МиГ-19 было построено значительно меньше, чем МиГ-17, не говоря уже о МиГ-21.
Оснащенные радарами всепогодные перехватчики МиГ-19П могли применять УР «воздух-воздух» К-13 с ИК ГСН и сохранили встроенные пушки. Приведенный самолет также несет на внутренних пилонах блоки НАР ОРО-57К.
МиГ-19
МиГ-17 широко поставлялись на экспорт, в том числе в Албанию, Бангладеш, Болгарию (на рисунке МиГ-17ПФ), Зимбабве, Судан и Шри-Ланку.
МиГ-17ПФ ВВС ГДР. МиГ-17ПФ отличался рядом доработок и оснащался станцией предупреждения об облучении "Сирена-2" и навигационным индикатором НИ-50Б.
До начала выпуска МиГ-17ПФ с ТРДФ было построено всего 100 МиГ-17П. Использование ТРД ВК-1Ф с форсажной камерой позволило компенсировать увеличение массы МиГ-17 в варианте перехватчика.
Ми-34 по своим характеристикам близок к вертолету Eurocopter AS350 Ecureuil, но поршневой двигатель делает его более простым в обслуживании.
Ми-34 отличается высокой маневренностью, и пилот Сергей Барков продемонстрировал на нем пилотаж, повторить который способны лишь немногие другие вертолеты.
Неудачный старт продаж Ми-34 не смутил холдинг "Вертолеты России", энергично возобновивший программу вертолета в 2010-х годах.
Вертолет RA-38011 демонстрировался на МАКСе в 2005 году. К 2011 году летали два Ми-38, один с двигателями Климова и один с двигателями Pratt & Whitney. Как и большинство современных вертолетов, Ми-38 имеет "стеклянную" цифровую кабину.
ОКБ Миля стало жертвой собственного успеха, так как самыми опасными конкурентами Ми-38 являются последние варианты Ми-8 и модернизированные машины. В 2011 году последний вариант Ми-8, Ми-171, можно было приобрести за 12 млн долларов.
Если Ми-38 поступит в эксплуатацию в запланированные сроки, то это произойдет почти через 30 лет после начала его разработки. Вертолету не повезло, что его создание пришлось на период развала СССР.
Ту-95РЦ
В начале 2012 года ВВС США располагают 76 бомбардировщиками B-52H (самолет на снимке оснащен бомбами JDAM), 22 из которых являются носителями ядерного оружия. К 2030 году ядерные крылатые ракеты AGM-86B будут списаны и заменены новыми образцами вооружения, в настоящее время находящимися в разработке.
Наилучшим видом вооружения B-52 стали бомбы JDAM, которых он мог нести до 12 штук. Альтернативой JDAM были бомбы JSOW, которые самолет мог брать в таком же количестве.
Продолжающаяся модернизация должна дать B-52H несколько новых возможностей. Системы связи самолета должны стать совместимыми с новыми коммуникационными спутниками AEHF.
Несмотря на свой возраст, B-52 имеют более высокую боеготовность, чем B-1B и B-2. В ходе программы по интеграции B-52 в боевую информационную сеть (CONECT) авиапарк B-52H должен получить новые компьютеры, цветные дисплеи, каналы передачи данных и терминалы спутниковой связи.
Интеграция контейнера Litening позволила B-52 не только осуществлять целеуказание, но и выступать в роли разведчика NTISR (Non-Traditional Intelligence, Surveillance, and Reconnaissance). Контейнеры Litening будут заменены на контейнеры Sniper.
Были построены два прототипа И-250, на снимке вторая опытная машина. За ними последовал выпуск 16-ти серийных МиГ-13, отличавшихся более высоким килем.
В довольно грубых наростах-обтекателях под фюзеляжем Do 217P-0 размещался третий двигатель, использовавшийся для привода системы наддува. Обратите внимание на мощный переплет фонаря кабины.
EF2000 - 4° Stormo. Помимо основных боевых задач подразделение 4° Stormo в Гроссето отвечает за переподготовку пилотов Tifone. 4° Stormo эксплуатирует большую часть итальянских двухместных машин.
Самолет Tifone из 4° Stormo в тренировочном полете над севером Италии, 2006 год. В то время Eurofighter обеспечивали воздушную безопасность Зимней Олимпиады. Поставка самолетов Block 2 стала катализатором боевой работы, хотя итальянские самолеты еще некоторое время сохраняли в качестве основного оружия воздушного боя ракеты AIM-9L.
Большинство из первых пилотов испанских Eurofighter перешли на EF-18. B силу этого они были хорошо подготовлены к полетам на современном истребителе с многофункциональными дисплеями и управлением HOTAS.
Соответствующий полному серийному стандарту, самолет IPA4 используется EADS-CASA для испытаний в основном оружия "воздух-земля" и реже - ракет Meteor. На киле самолет несет эмблему Ala 11.
Выбор Австрией Eurofighter вызвал бурные дебаты, так как многие полагали, что более оптимальным выбором является шведский Gripen.
EB-66B, сфотографированный на базе хранения Дэвис-Монтан, служил в качестве учебного на авиабазе Шо в 4417-й CCTS (позднее 39-я TEWTS), ставшей последним подразделением Destroyer.
EB-66C готовится к заданию, аэродром Такхли. К середине 1960-х годов с характерных контейнеров на законцовках исчезли антенны.
EB-66C отправляется в очередной боевой вылет с авиабазы в Таиланде. На хвостовом конусе самолета расположены антенны приемника ALR-18.
EB-66E постоянно дорабатывались в соответствии с текущими требованиями к ведению радиоэлектронной борьбы, но их отличительной особенностью всегда оставался "лес" антенн на нижней поверхности фюзеляжа. Этот самолет оснащен хвостовым конусом Mod 2259 со станцией инфракрасных помех.
Хотя EB-66 больше известны по своей службе во Вьетнаме, они также использовались и в Европе. На снимке - EB-66C из 39-й TEWS с хвостовым конусом Mod 2259 и кодом "BV" на киле, указывающим на его принадлежность 36-му крылу. Это авиакрыло летало на F-4 из Битбурга, но Destroyer базировались в Шпангдалеме. В конце 1971 года эскадрилью передали 52-му крылу, но в последний год службы она сохраняла старый код "BV".
Величественный Ту-142 - самый внушительный из находящихся на вооружении противолодочных самолетов. Машины семейства Ту-95РЦ/Ту-142 отличаются огромной дальностью полета и впечатляющим комплектом радиоэлектронного оборудования.
Ту-142М отличается удлиненной кабиной и двухосными основными стойками шасси. Новое обозначение было введено для того, чтобы отличать самолеты, построенные в Таганроге (c 1972 года) от самолетов, выпущенных в Куйбышеве.
Последний в семействе противолодочных "Медведей", Ту-142М3 ("Bear-F Mod 4"), оснащен аппаратурой РЭБ, антенны которой установлены в обтекателе-"наперстке" в носовой части, и многочисленными датчиками и сенсорами под обтекателями, часть из которых принадлежат ИК-системе переднего обзора и радиовысотомеру.
Прототип Ту-142МР, построенный путем доработки серийного Ту-142М. Этот вариант обеспечивает засекреченную связь с российскими подводными лодками, используя выпускную 8-км антенну, хранящуюся в контейнере под фюзеляжем. Аналогичные задачи в ВМС США выполняет самолет E-6 Mercury системы TACAMO (TAke Command And Move Out).
Занимавшийся постройкой Ту-142МР завод в Таганроге ныне отвечает за ремонт и модернизацию этих самолетов. Самолет на снимке получил имя "Таганрог" во время церемонии передачи Краснознаменному Тихоокеанскому флоту 26 декабря 2007 года после проведения модернизации.
На этом снимке Ту-142М3 хорошо видна уникальная компоновка самолета. Его двигатели установлены в длинных мотогондолах, далеко выступающих за переднюю кромку крыла. Каждый двигатель крепится с помощью четырех V-образных подкосов, выполненных из высокопрочной стали 30ХГСА. Такая конструкция необходима для восприятия нагрузок, создаваемых этими мощнейшими двигателями. Воздух в ТВД поступает через кольцевой воздухозаборник вокруг кока винта, а закрытый обтекателем маслорадиатор расположен на нижней поверхности капота.
Ту-95МР усыпан антеннами различных размеров и форм. Все они свидетельствуют о коммуникационной роли самолета. Для связи на сверхдлинных волнах используется выпускная антенна, смонтированная под фюзеляжем в бомбоотсеке.
Любой вражеский истребитель, решивший подойти сзади к этому самолету позднего выпуска, рискует получить очередь из 23-мм двуствольной пушки ГШ-23. Цилиндрический обтекатель над кабиной стрелка закрывает антенну РЛС защиты хвоста.
Ту-142М "Bear-F Mod 3". В 2012 году на вооружении морской авиации России оставалось пятнадцать Ту-142. Морская авиация Индии располагает восемью Ту-142, последний из которых был поставлен в 2006 году. Самолет на рисунке состоял на вооружении морской авиации СССР в 1980-х годах
Do 217N-2/R22. В конструкции Do 217N-2, серийно выпускавшегося с середины 1943 года и до конца него, использовались многие решения, отработанные на N-1. Многие машины были доработаны до стандарта R22 (с четырьмя пушками для стрельбы вверх) и позднее получили усовершенствованную РЛС Lichtenstein SN-2. На них также монтировалась аппаратура Flensburg и Naxos, позволявшая наводиться по излучению РЛС британских бомбардировщиков.
За Do 217J-1, не имевшим радара, последовал вариант J-2 с РЛС FuG 202, в небольшом количестве поступивший на вооружение в конце 1942 года.
Двигатели DB 603A, установленные на Do 217N, должны были повысить летные характеристики по сравнению с Do 217J, но самолет все равно страдал от нехватки мощности и неважной маневренности. На снимке самолета видны стойки для установки антенн РЛС.
Носовая часть перехватчика Do 217N-2
Лишь несколько самолетов времен войны могли похвастаться залпом больше, чем у Do 217, - на снимке носовая часть N-2 с батареей из четырех пушек и четырех пулеметов, а также с антеннами РЛС FuG 212 Lichtenstein C-1.
МиГ-15УТИ ВВС Шри-Ланки, приобретенный в 1971 году.
Если МиГ-15 устарел достаточно быстро, то МиГ-15УТИ продолжает нести службу и в настоящее время.
Short Tucano T.Mk 1 эксплуатируются в основном в 1-й школе летной подготовки в Линтон-он-Аус, отвечающей за подготовку курсантов ВВС и ВМС к полетам на "быстрых" реактивных самолетах. Также это подразделение проводит базовую подготовку всех потенциальных операторов вооружения для RAF. Курсанты в среднем налетывают на Tucano около 130 часов, прежде чем пересаживаются на реактивные Hawk в Вэлли.
Первый (в перевернутом полете) и второй прототипы YT-27 Tucano на раннем этапе летных испытаний. Помимо двух летных прототипов, контракт предусматривал постройку двух самолетов для статических испытаний.
Tucano неплохо продавался в Южной Америке. На снимке - в одном строю самолеты из Венесуэлы (на переднем плане), Перу, Бразилии и Аргентины. Позднее к ним присоединились Колумбия и Парагвай.
Бразилия использует вооруженные AT-27 Tucano (обратите внимание на семизарядные блоки НАР и пулеметный контейнер) для борьбы с наркотрафиком. На снимке самолет из состава подразделения 1°/7° ETA, базирующегося в Боа Виста.
Помимо большой партии Tucano Mk 1 с ТВД TPE331 для RAF, фирма "Shorts" также строила T.Mk 51 для Кении и T.Mk 52 (на снимке) для Кувейта.
Среди военных покупателей 440 Metropolitan были ВВС Австралии (на фото; два самолета) и Германии (два), ВВС Италии (один) и ВВС и ВМС США (C-131D/E и R4Y-2, соответственно).
Как и Model 240, 340-й получил военные заказы: 36 48-местных транспортных C-131B, 33 44-местных C-131D и VC-131D для ВВС США, а также 37 транспортных/грузовых/санитарных R4Y-1 (на снимке) для ВМС США.
ОКБ МиГ никогда не создавало двухместных вариантов МиГ-17 и МиГ-19. Но китайцы использовали МиГ-17 как базу для создания собственного учебного варианта JJ-5, поставлявшегося на экспорт под обозначением FT-5.
Для увеличения темпов выпуска в производстве Barracuda были задействованы четыре компании. Из 2602 произведенных самолетов 1192 были построены фирмой "Fairey", 700 - "Blackburn", 692 - "Boulton Paul" и 18 - "Westland". На снимке этого Mk II виден ряд характерных черт Barracuda, включая окно кабины штурмана под высокорасположенным крылом, закрытый кожухом выхлопной патрубок двигателя Merlin 32 и высокорасположенное горизонтальное оперение.
В отличие от Mk I самолет Barracuda Mk II, оснащенный более мощным двигателем Merlin 32 в 1640 л. с. (1223 кВт], приводившим четырехлопастный винт, был основным серийным вариантом самолета. На снимке машина раннего выпуска со своим основным оружием - 735-кг торпедой.
Против линкора "Тирпиц". Задачей начатого 3 апреля 1944 года рейда морской авиации против "Тирпица", стоявшего в Каар-фьорде на севере Норвегии, была нейтрализация этого линкора, угрожавшего конвоям в Россию. С задействованных в рейде шести авианосцев Королевского флота взлетели 42 Barracuda из четырех эскадрилий с авианосцев "Викториес" и "Фьюриес", а также 80 истребителей сопровождения. Линкор "Тирпиц" получил 15 прямых попаданий 227-кг и 454-кг бомб, сброшенных Barracuda; были потеряны только три пикировщика и один истребитель. На снимке - Barracuda, вернувшийся на авианосец после рейда. В дальнейшем удары по "Тирпицу" наносились в мае, июле и августе.
Barracuda Mk III с РЛС ASV, активно списывавшиеся после победы над Японией, снова вернулись в строй в 1947 году, поступив но вооружение 815-й эскадрильи в Эглинтоне, Северная Ирландия. Это были последние Barracuda на службе морской авиации, и их заменили на Grumman Avenger в 1953 году. На снимке этой пары Mk III хорошо виден обтекатель РЛС ASV под хвостовой частью фюзеляжа.
После окончания Второй мировой войны авиация Королевских ВМС использовала Barracuda Mk V с двигателями Rolls-Royce Griffon в учебных и испытательных подразделениях - 700-й, 778-й и 783-й эскадрильях. Самолеты позднего выпуска отличались от представленного на снимке иной формой руля направления. Обратите внимание на контейнер с РЛС ASV под крылом.
Отличительной чертой Do 317 V1 стали треугольные кили, хотя в остальном он представлял вариант Do 217M с гермокабиной. Несколько построенных самолетов, уже без гермокабины, использовались в качестве носителей ракет Hs 293 под обозначением Do 217R.
Для создания двух X-21A, сильно переделанных, но еще похожих на Destroyer, использовались планеры самолетов WB-66D (55-0408 и 55-0410).
Наиболее удачным из турбовинтовых вариантов на базе CV-340/440 стал так называемый Model 580 с ТВД фирмы "Allison". Компания "Frontier Airlines" стала первым американским оператором 580-го.
Этот самолет, оставленный компании "Garuda" в 1950 году, был последним построенным гражданским CV-240, и в 1964 году стал первым Model 600 с ТВД Dart. В следующем году он был передан авиакомпании "Central Airlines".
Большое число поршневых Convair-Liners было оснащено ТВД. "Convair" разработала свои варианты конверсии - CV-600 и CV-640, предусматривающие установку ТВД Rolls-Royce Darts на планеры CV-240 и CV-340/440. Model 640 (на снимке) был переделан фирмой "Caribair" из CV-340.
Восемь CC-109 с ТВД Eland ВВС Канады в 1967 году получили новые ТВД Allison 501-D36 мощностью 4050 э.л.с. (3020 кВт).
Оснащенный ТВД Napier Eland, Model 540 "Eland Convair" стал первым турбовинтовым лайнером, вышедшим на местные авиалинии в США.
Создание Microjet 200B было попыткой вывести на рынок недорогой легкий реактивный учебный самолет. Он оказался невостребованным.
Многочисленные "Блохи", подобные этой, летали в Великобритании, пока по соображениям безопасности не был наложен запрет на их эксплуатацию.
Этот самолет G-ADMH был построен и облетан Стивеном Эпплби. Он был известен в Британии как "Appleby Flea" (Блоха Эпплби).
EF2000 - самолет 11-74. Испанский заказ Tranche 1 отдавал предпочтение двухместным машинам для ускорения переподготовки. Это первый испанский серийный самолет, первоначально остававшийся в Хетафе для подготовки инструкторов, а затем отправленный в Морон.