Мировая Авиация 195
-
Ил-2М3 из эскадрильи "Москва". На турели в задней кабине установлен 12,7-мм пулемет УВТ.
Ил-2 использовались очень интенсивно. Летчик-штурмовик С. Брюханов за четыре года войны выполнил 140 боевых вылетов, уничтожил 40 танков, 152 автомобиля и поезд, не считая орудийные и минометные позиции. Пилот погиб в мае 1945 года.
Вооруженный 37-мм пушками Ил-2М3. Пушками такого калибра вооружались самолеты позднего выпуска. Эти самолеты обладали как достоинствами (повышенная бронепробиваемость 37-мм снарядов), так и недостатками (худшая устойчивость самолета при стрельбе).
Ил-2, сбитый финским асом Киёсти Кархила на Bf 109.
Индийский Су-30МКИ в полете строем с Typhoon F.Mk 2 британских ВВС на учениях "Indra Dhunush", 2007 год. Индийские самолеты показали себя на учениях великолепно, хотя на их применение были наложены ограничения, чтобы не раскрывать всех возможностей БРЛС.
Су-30 ВВС Индии выполняет посадку на авиабазе Гвалиор после сравнительного воздушного боя с американским F-15C. Индийские летчики отлично подготовлены, а индийские Су-30 оснащены рядом систем израильской разработки, включая системы целеуказания и РЭБ. Су-30МКИ - самый совершенный серийный самолет семейства Су-27.
Индия заказала Су-30 в нескольких различных вариантах, начиная с основного Су-30К до многоцелевого Су-30 МКИ, поздние экземпляры которого оборудованы лицензионной СДУ. На снимке один из индийских Су-30К, которые считались стандартом для индийских ВВС, но еще не имели обтекателя "утиный нос" и не были оснащены двигателями АЛ-31ФП с изменяемым вектором тяги.
Китайский Су-30МКК, размеры самолета в сравнении с фигурами летчиков просто огромные для истребителя. Благодаря Су-27 и Су-30 истребительный парк китайских ВВС и ВМС является одним из лучших в мире.
Самолет Су-27, обладающий большой продолжительностью полета, маневренный, отлично вооруженный, является серьезным противником для любого современного истребителя.
Су-30МКК способен наносить удары высокоточным оружием класса "воздух-поверхность", чего обычные Су-27 делать не могут. На фотографии - УР "воздух-поверхность" Х-29 (AS-14 "Kedge")
A6M5, самый важный из всех японских истребителей заключительного периода войны, отличался реактивными выхлопными патрубками и крылом с закругленными законцовками. Данный ярко окрашенный самолет использовался в качестве учебно-тренировочного в авиагруппе Genzan, дислоцированной в Вонсане, Корея (позже город отошел КНДР и спустя десять лет стал ареной новых ожесточенных боев).
Этот Beaufighter TF.Mk X, № NE429, был построен в Бристоле и поступил в 489-ю эскадрилью ВВС Новой Зеландии, которая базировалась на аэродроме британских ВВС Долечи, Морей, северо-восток Шотландии. Эскадрилья входила в состав специального авиакрыла Берегового командования, в 1944 году наносившего удары по германским судам и кораблям во фьордах Норвегии. Главной задачей авиакрыла являлась борьба с конвоями, снабжавшими германскую военно-морскую группировку с линкором "Тирпиц", а также перевозившими из Швеции железную руду.
Beaufighter, спроектированный как дневной истребитель, в этой роли оказался несостоятельным на Европейском ТВД. После начала ночных налетов германской авиации на Британию был разработан вариант истребителя для действий ночью - Beaufighter Mk IF. Сочетание РЛС AI.Mk IV с мощным стрелковым вооружением из шести 7,7-мм пулеметов и четырех 20-мм пушек оказалось в высшей степени эффективным. В конце 1941 года ночные истребители Beaufighter состояли на вооружении десяти эскадрилий британских ВВС. На фотографии - три Beaufighter Mk IF из 600-й эскадрильи, снимок сделан в начале 1941 года.
Этот Beaufighter ВВС Австралии с подвешенными под крылом ракетами сфотографирован вскоре после взлета с базы в юго-западной части Тихого океана. Это один из 54 Beaufighter Mk 1C, поставленных Австралии Великобританией. Данный самолет состоял на вооружении 54-й эскадрильи, первой в австралийских ВВС получившей Beaufighter.
One of the batch of British-built Beaufighter ICs supplied to the RAAF in operational use
Потрепанный войной Beaufighter Mk VIC из 272-й эскадрильи британских ВВС, базировавшейся в ноябре 1942 года на мальтийских аэродромах Та Кали и Луга. На Средиземноморье Mk VIC добились значительных успехов в борьбе с судоходством противника и нанесении ударов по наземным целям. Но успехи этих самолетов в борьбе с авиацией противника были скромнее. Под левой плоскостью крыла просматривается бомбодержатель для 113-кг бомбы.
Ударные возможности Берегового командования британских ВВС значительно увеличили торпедоносцы-бомбардировщики Beaufighter Mk VIC (на фотографии) и TF.Mk X, способные нести одну торпеду Mk XII в дополнение к штатному вооружению из четырех 20-мм пушек. Первое ударное авиакрыло Beaufighter сформировали в Норт-Коатс в ноябре 7 942 года. Прозрачным колпаком на верхней поверхности фюзеляжа за кабиной летчика закрыта антенна радиокомпаса.
В ВВС Армии США эксплуатировались только Beaufighter Mk VIF. В 1942-1943 годах американцы нуждались в ночном истребителе для действий на Средиземноморье, поэтому британцы предоставили такие самолеты, поступившие на вооружение четырех эскадрилий американской 12-й Воздушной армии. Американцы интенсивно использовали Beaufighter вплоть до прекращения сражений в Северной Африке, а также для прикрытия десантов в Анцио и Салерно.
404-я эскадрилья ВВС Канады была вооружена Beaufighter TF.Mk X. Четыре самолета этой части сфотографированы в июне 1944 года, когда эскадрилья базировалась на аэродроме британских ВВС Дэвидстоу Мур в Корнуэлле. Отсюда канадцы в День Д прикрывали высадку союзников в Нормандии.
В годы Второй мировой войны Beaufighter являлся важнейшим самолетом ВВС Австралии. Машина была отлично приспособлена для действий на Азиатско-Тихоокеанском театре военных действий. На малых высотах самолет не уступал даже основному японскому истребителю Mitsubishi A6M "Zeke". Мощное наступательное вооружение позволяло Beaufighter эффективно наносить удары по надводным и наземным целям, а иногда даже сбивать японские бомбардировщики и истребители.
Этот Beaufighter Mk 21, бортовой номер A8-186, состоял на вооружении 22-й эскадрильи ВВС Австралии в первой половине 1945 года. Название "Beau-gunsville", написанное на носовой части самолета, дано в честь сражений на острове Бугенвиль из группы Соломоновых островов, на котором австралийские войска вели тяжелые бои в конце 1944 года - начале 1945 года. 22-я эскадрилья входила в 77-е (ударное) авиакрыло ВВС Австралии. С базы на острове Моротай самолеты этой эскадрильи наносили удары по Целебесу и окрестным островам, занятым японцами. В последние месяцы войны 22-я эскадрилья несколько раз меняла аэродромы, постоянно перебазируясь на очищенные от японцев острова. Изображен самолет, переживший войну; в настоящее время эта машина хранится в Камденском музее авиации в Новом Южном Уэльсе.
Beaufighter Mk I
В 1965 году Ту-95К начали снимать с вооружения частей первой линии, многие из них переоборудовали в тренировочный вариант Ту-95У.
A5M4 лейтенанта Мотонари Сухо из 14-й авиагруппы, дислоцированной в 1940 году на острове Вейчоу, Китай. В 1940 году эту часть перевооружили на A6M2 и перебазировали в Ханой.
Принятие на вооружение A5M ознаменовало достижение самодостаточности Японии в разработке и производстве военных самолетов. Истребители данного типа сыграли заметную роль в японо-китайской войне.
A6M3 отличался не только крылом уменьшенного размаха, но и новым фюзеляжем. Конструкцию фюзеляжа изменили под установку мотора Sakae 21 с двухскоростным нагнетателем, противопожарная перегородка двигателя была смещена к хвостовой части на 20 см. Изображен A6M3 из 251-й авиагруппы, Кусю, Япония, конец 1942 года. Под фюзеляжем подвешен 330-литровый сбрасываемый топливный бак.
Захваченный на Новой Гвинее A6M3 доставили в США, где самолет в 1943-1944 годах прошел оценочные летные испытания.
В конце войны два трофейных Zero прошли испытания в подразделении ATAIU (Allied Technical Air Intelligence Unit), дислоцированном в Сингапуре.
Двухместные учебно-тренировочные истребители A6M2-K из авиационной группы Tenzan (Гёнзан кокутай). Точную модификацию этих спарок по фотографии установить сложно.
Mitsubishi A6M2 "Zeke"
Ту-95КМ Дальней авиации СССР. Ту-95КМ являлся носителем огромной ракеты Х-20, спроектированной на основе истребителя МиГ-19. Позже Ту-95КМ прошли модернизацию в Ту-95К-22, способные нести три сверхзвуковые УР Х-22. Некоторые Ту-95КМ отлетали по 30 лет.
Все Ту-95 замечательны феноменальной для винтового самолета скоростью полета и огромной мощностью силовой установки. На фотографии - Ту-95К с ракетой Х-20.
Снимок Ту-95К сделан с истребителя ВМС США, выполнившего перехват в нейтральном воздушном пространстве. Большинство Ту-95КМ были оборудованы системой дозаправки в воздухе.
На Ту-95КД стояла система дозаправки топливом в полете. Эта система позволила компенсировать снижение дальности и продолжительности полета из-за увеличения массы и лобового сопротивления, связанных с ракетой Х-20. Дальность полета Ту-95К без дозаправки составляла 4200 км, меньше, чем у Ту-95А.
Гигантская ракета Х-20 подвешена в отсек вооружения Ту-95 в полуутопленном положении. Воздухозаборник ракеты закрыт обтекателем. Масса ракеты 8950 кг, мощность боевой части 800 кт, круговое вероятное отклонение при стрельбе порядка 1,6 км.
A-5A Vigilante. В 1962 году обозначение A3J-1 изменили на A-5A. Самолет с номером производителя 149283 является одним из последних построенных A-5A. Этот самолет принимал участие в первом дальнем походе эскадрильи VAH-7 на авианосце "Энтерпрайз" в Средиземное море. Окраска его вполне стандартная - Gull Gray и Insignia White. Маркировка для того периода тоже обычная, за исключением стилизованной цифры "7" цвета Insignia Blue с 12 белыми звездами внутри (на киле).
Снимок первого прототипа Vigilante сделан вскоре после церемонии его выкатки в мае 1958 года. Первый полет прототип выполнил в последний день августа, самолет пилотировал летчик-испытатель компании NAA Дик Венцель.
Авианосец "Саратога" развернулся под ветер, моряки наблюдают за подготовкой к взлету одного из предсерийных A3J-1, которому предстоит очередной испытательный полет. Vigilante стал одним из самых больших и тяжелых палубных самолетов в истории авиации. Тяжелее его был только A3D Skywarrior.
Линейный отсек вооружения. Главным назначением Vigilante являлась доставка ядерного оружия. Конструкторы NAA считали, что традиционный отсек вооружения не обладает достаточным объемом и не гарантирует безопасного сброса спецбоеприпаса. Для Vigilante спроектировали необычный линейный отсек вооружения круглого сечения, расположенный в фюзеляже между двигателями. Такой отсек обладал достаточным объемом для размещения спецбоеприпаса тандемной конфигурации - бомба и топливный бак на 907 кг керосина JP-4. Спецбоеприпас выстреливался через отверстие в хвостовой части фюзеляжа. Испытания показали недостаточную надежность такой системы сброса вооружения, в конечном итоге от подобного инновационного отсека отказались. Здесь представлены кадры кинопленки, запечатлевшие испытательный сброс атомной бомбы с Vigilante 4 октября 1961 года. На кадрах видно, что после сброса нагрузки самолету приходится уходить вверх почти вертикально.
Firefly FR.Mk 5. Изображен самолет 821-й эскадрильи, действовавшей в Корее с авианосца "Глори" в сентябре 1952 года, вторично эскадрилья прибыла в Корею в марте 1953 года.
За счет минимальных изменений состава бортового оборудования из Firefly Mk 5 можно было сделать истребитель-разведчик, ночной истребитель и противолодочный самолет.
Самолеты-мишени. Согласно требованиям к скоростным беспилотным мишеням, необходимым для испытаний ракет, 40 самолетов Firefly Mk 7 доработали в вариант U.Mk 8. Вскоре аналогичную модернизацию прошли еще 40 самолетов Mk 7 и Mk 5, эти мишени известны как U.Mk 9 (на фотографии), они использовались до 1961 года.
Экспорт Firefly. После Второй мировой войны Firefly Mk 5 и 6 базировались на авианосцах ВМС Австралии и Канады, а варианты Mk 4 и 5 состояли на вооружении ВМС Нидерландов. Австралийские и голландские самолеты принимали участие в боевых действиях на Дальнем Востоке. В 1950-е годы небольшое количество Firefly Mk 1 закупили Эфиопия и Таиланд, эти самолеты использовались во внутренних конфликтах. Дания, Индия (на фотографии) и Швеция использовали TT.Mk 1 в качестве буксировщиков мишеней по контрактам с гражданскими фирмами.
Под размещение третьего члена экипажа конструкцию Firefly Mk 7 пришлось серьезно изменить, в частности установить вертикальное оперение большей площади. В строевые части Mk 7 так и не поступили.
На Ту-95КД стояла система дозаправки топливом в полете. Эта система позволила компенсировать снижение дальности и продолжительности полета из-за увеличения массы и лобового сопротивления, связанных с ракетой Х-20. Дальность полета Ту-95К без дозаправки составляла 4200 км, меньше, чем у Ту-95А.
Индийский Су-30МКИ в полете строем с Typhoon F.Mk 2 британских ВВС на учениях "Indra Dhunush", 2007 год. Индийские самолеты показали себя на учениях великолепно, хотя на их применение были наложены ограничения, чтобы не раскрывать всех возможностей БРЛС.
Установить в хвостовой части фюзеляжа фотоаппаратуру массой 18 кг было возможно всего за 20 минут (на фотографии - XBT2D-1P).
23 самолета Skyraider заказали в варианте буксировщика мишеней AD-3QU, но в итоге все самолеты собрали в двухместном варианте РЭБ AD-3Q.
Ударный AD-3S (на фотографии) дополнял поисковый противолодочный AD-3E. Для потопления обнаруженных субмарин также планировалось использовать штурмовики AD-4N. Помощь в поиске подводных лодок самолетам AD-3E оказывали AD-4W.
EA-1F в тренировочном полете в районе авиабазы ВМС США Куонсет Пойнт на острове Род Айленд, сентябрь 1962 года. EA-1F (ранний AD-5Q) предназначался для постановки помех и был спроектирован на основе планера AD-5N.
Прочность и надежность Ил-2 позволяли эксплуатировать штурмовики в таких условиях, когда из-за непогоды Люфтваффе отсиживались на земле.
Обычно боевую нагрузку Ил-2 составляли бомбы и реактивные снаряды, но иногда штурмовики "заряжали" листовками.
С середины 1941 года арсенал Ил-2 пополнили реактивные снаряды PC-132. Но на этой фотографии, датированной зимой 1941-1942 годов, штурмовик Ил-2 с бортовым номером "8" несет под крылом менее мощные РС-82.
Летчик, мотор и ряд важных элементов конструкции Ил-2 были прикрыты броней, однако одноместный вариант был почти беззащитен от атак из задней полусферы.
Этот Ил-2 ранней постройки стал германским трофеем, на самолет нанесены опознавательные знаки Люфтваффе. Из-за наступления германских войск производство Ил-2 пришлось перенести из Европейской части СССР на Урал и в Сибирь.
Противолодочные AD-3S и AD-3E работали совместно в команде "охотник/убийца". AD-3E был разработан на основе планера AD-3W и оснащался РЛС AN/APS-31.
Трехместные самолеты ДРЛО AD-3W состояли на вооружении и ВМС Великобритании. Часть AD-3W ВМС США прошла модернизацию с целью повышения боевой эффективности.
Экипаж самолета ДРЛО AD-5W (EA-1E) состоял из четырех человек, машина отличалась новой задней кабиной и большим подфюзеляжным обтекателем антенны РЛС. Построено 218 "Guppy". AD-5W состояли на вооружении ВМС и КМП США.
В ряд первых значительных эксплуатантов Otter попали ВВС Канады (на фото), заказавшие 66 самолетов тремя партиями. В канадских ВВС самолет обозначался CSR-123; первый был поставлен 28 марта 1953 года. Эти машины эксплуатировались в основном в безлюдных районах севера Канады, а в окраске ООН летали в Бельгийском Конго и на Ближнем Востоке.
"Canadian Pacific" располагала двумя самолетами Otter, один из которых базировался в Нормон Уиллз на Северо-Западных территориях. С этого аэродрома самолет развозил людей и грузы.
Otter в обычной для себя среде - DHC-3 с лыжным шасси на заснеженных просторах канадского севера. В любую погоду эти самолеты перевозили людей и грузы между редкими в тех краях населенными пунктами.
После демонстрации самолета в 1953 году Армии США, последовал заказ на шесть самолетов YU-1 для проведения эксплуатационных испытаний. По результатам испытаний Армия США разместила заказ на 190 самолетов (треть от общего количества построенных, на фото).
Выбор Otter для работы в Антарктике очевиден. Эскадрилья VX-1 ВМС США (на снимке) использовала четыре UC-1 с декабря 1955 года, но следующим летом все четыре самолета были потеряны. Их заменили четверкой новых, которые эксплуатировались до 1966 года, разбился лишь один из них.
Один UC-1 передали британским ВВС (фото), самолет принял участие в Трансантарктической экспедиции Британского содружества государств, проходившей в 1957-1958 годах. Эта машина стала первым одномоторным самолетом, который пересек Антарктиду. Аргентина использовала в Антарктике два самолета Otter.
Otter в обычной для себя среде - DHC-3 с лыжным шасси на заснеженных просторах канадского севера. В любую погоду эти самолеты перевозили людей и грузы между редкими в тех краях населенными пунктами.
Этот C-FMES-X - первая конверсия самолета компанией "Cox" в DHC-3T. Установка ТВД PT6A позволила увеличить емкость баков и массу полезной нагрузки на 317 кг без увеличения максимальной взлетной массы.
Легкий бомбардировщик "Тип 87". Вооружение 2MB1 состояло из одного неподвижного 7,7-мм пулемета и двух 7,7-мм пулеметов на турели в кабине наблюдателя, предусматривалась также установка четвертого пулемета для защиты от атак снизу. Самолеты в 1930-1931 годах принимали участие в боевых действиях в Маньчжурии.
В 1933-1936 годах разведчик Тип 92 широко применялся в Маньчжурии авиационными батальонами (позже авиакрыльями) армейского авиакорпуса Канто.
Региональная авиакомпания США "Best" эксплуатировала DC-9-15 в конце 1970-х - начале 1980-х годов.
Американский региональный перевозчик "Republic" эксплуатировал DC-9 до 1980-х годов. Позже "Republic" был куплен "Piedmont", который, в свою очередь, поглотила авиакомпания "US Air".
A DC-9 Srs 50, which was the largest of the DC-9s in service until the arrival of the Super 80s in 1981.
В 1970-е годы самым продаваемым вариантом DC-9 был DC-9-30. Японская "Toa Domestic Airways" (TDA) стала единственным покупателем DC-9-40. В парке TDA насчитывалось 22 DC-9, компания выполняла рейсы в 35 городов Японии.
На грузовом DC-9-30F в левом борту фюзеляжа перед крылом имелся откидывающийся вверх люк. На снимке - самолет итальянской "Alitalia", первая машина поступила в компанию 13 мая 1968 года. DC-9-30F из "Alitalia" выполняли грузовые перевозки по Европе.
Выкатка из цеха завода "Douglas" в Лонг-Биче, Калифорния, DC-9 серии 10 состоялась в феврале 1965 года. DC-9-10 был самым короткофюзеляжным самолетом в семействе. На снимке хорошо заметны Т-образное хвостовое оперение и установленные в хвосте фюзеляжа двигатели.
DC-9-14 с коротким фюзеляжем максимальной пассажировместимостью на 90 человек в окраске первого заказчика самолета - "Delta Air Lines".
Компания SAS инспирировала разработку двух серий DC-9. Самолеты серии 20 оптимизированы для полетов с коротких ВПП, а серии 40 - обладали повышенной пассажировместимостью. SAS также закупила DC-9-30.
DC-9 Series 40 был создан путем удлинения вставок перед и за крылом стандартного Series 30 на 96,5 см, что позволило разместить два дополнительных ряда кресел, увеличив пассажировместимость до 115 человек. Самолет создавался как и Series 20 под требования компании SAS, нуждавшейся во вместительном лайнере для коротких авиалиний. Но ограниченная дальность полета DC-9-40 не устраивала большинство перевозчиков, поэтому вторым и последним покупателем была японская "ТОА Domestic", получившая 22 машины. Но от SAS был получен крупный заказ на 49 самолетов.
Mitsubishi G3M1 из авиагруппы Касаразу, Чиба, апрель 1937 года. Самолет принимал участие в налетах на Китай с острова Чейа, Корея.
В конце войны как бомбардировщик G3M устарел, но в виде транспортного L3Y2 обрел вторую жизнь.
G3M2 из авиагруппы военно-морской базы Йокосука, Марианские острова, февраль 1944 года. На Марианнах бомбардировщики G3M последний раз применялись массово.
F1M широко применялся с кораблей и береговых баз как патрульный, разведчик и самолет сопровождения морских конвоев. В роли истребителя и пикирующего бомбардировщика F1M успеха не имел в силу своей устаревшей бипланной схемы.
На основе Zero был разработан гидросамолет-истребитель A6M2-N "Rufe", такие машины принимали участие в кампании на Алеутских островах в 1942-1943 годах.
На основе Zero был разработан гидросамолет-истребитель A6M2-N "Rufe", такие машины принимали участие в кампании на Алеутских островах в 1942-1943 годах.
A6M2-N на берегу во время технического обслуживания
Очень дешевый транспортный самолет Miles M.57 Aerovan был рассчитан на перевозку той же полезной нагрузки, что и семейный автомобиль. Прототип Aerovan Mk I разбился в 1949 году, но его фюзеляж потом использовали как автоприцеп.
Gemini стал последним самолетом, массово выпускавшимся заводом "Miles" в Вудли. Этот G-AGUS продали в Швецию частному лицу, в 1957 году самолет перерегистрировали как SE-BUY.
Вариант M.57 Aries с усиленной конструкцией оснащался более мощными моторами в сравнении с M.65. Всего построили два таких самолета.
M.100, построенный в инициативном порядке Джорджем Майлзом в 1953 году, предназначался для первоначального обучения летчиков, но проиграл в конкурентной борьбе самолету Hunting Jet Provost.
Miles M.68 неофициально именовался Boxcar, впервые самолет показали на авиавыставке SBAC в Рэдлетте в сентябре 1947 года.
Банкротство компании "Miles" помешало запустить в серию удачный M.71 Merchantman цельнометаллической конструкции.
Максимальная скорость истребителя Тип 10-2 составляла 205 км/ч, размах крыла - 8,50 м, а максимальная взлетная масса - 1 280 кг. Вооружение самолета - два синхронных пулемета Vickers калибра 7,7 мм.
Mitsubishi 2MR представлял собой масштабно увеличенный палубный истребитель 1MF, приспособленный под экипаж из двух человек. Разведчик 2MR строился в значительном количестве.
Истребитель A7M2, особенно в варианте с мотором Mitsubishi MK9A, обладал огромным потенциалом, но появился самолет слишком поздно, чтобы хоть как-то повлиять на ход войны.
5 февраля 1932 года два самолета Тип 13 в сопровождении трех палубных истребителей Nakajima Тип 3 провели воздушный бой с китайскими бипланами Vought Corsair. 22 февраля три самолета Тип 13 и истребители сопровождения провели бой с бипланом Boeing Model 218, пилотируемым американским летчиком-добровольцем Робертом Шортом.
К разработке B2M привлекалось несколько фирм, лучший проект в 1928 году предложила британская "Blackburn".
B5M1 с мотором воздушного охлаждения Mitsubishi Kinsei 43 мощностью 1000 л. с. (746 кВт) развивал максимальную скорость 380 км/ч. Вооружение состояло из одного 7,7-мм пулемета на турели, одной 800-кг торпеды или бомб.