Мировая Авиация 200
-
В годы Второй мировой войны под применение торпед испытывались различные самолеты. Messerschmitt Me 410B-5 оснащался торпедами и РЛС для поиска кораблей противника.
Nimrod: могучий охотник. В большом отсеке вооружения Nimrod можно разместить различный набор оборудования и вооружения, включая поисково-спасательное оборудование, а также торпеды, противокорабельные ракеты Harpoon и глубинные бомбы - как обычные, так и ядерные.
Активные РГБ - это фактически мини-ГАС, способные с высокой точностью определять координаты, скорость, курс подлодок и передавать эти данные на противолодочный самолет. Пассивные же РГБ, оставаясь незамеченными, внимательно "слушают" океан.
На самолет P-3C подвешивают морскую мину Mk 62 Quick Strike, 2004 год.
В 1963 году самолеты P-3 авиации ВМС США несли якорные мины Mk 56 OA 05. В семейство Mk 56 также входили донные мины.
Средства самообороны. Характер решаемых задач и отсутствие бронирования делали Gazelle уязвимым для огня с земли. Поэтому SA 341/342 французской армейской авиации оснащались системой РЭБ Matra Saphir-B, включавшей автоматы отстрела ИК-ловушек и дипольных отражателей, расположенных по бокам фюзеляжа ниже втулки несущего винта (всего 32 патрона). На данной машине также видны дефлектор на сопле двигателя и резаки электропроводов.
Оптоэлектронные прицелы на крыше кабины. В дневных условиях прицеливание и наведение ПТУР HOT осуществляется при помощи гиростабилизированного прицела Sextant Avionique APX 397 (на фотографии). В начале 1990-х годов во французской армейской авиации появились "круглосуточные" SA 342M1 Gazelle Viviane - 70 вертолетов получили стабилизированный комбинированный прицел Viviane (оптоэлектронный/ИК/лазерный дальномер).
SA 341 F2/Canon предназначен для подавления наземных целей и борьбы с вертолетами. Вооружение - 20-мм пушка GIAT M621 на правом борту, а также различные НАР, включая 68-мм НАР Brandt (на фото) и 70-мм НАР.
20-мм пушка. SA 341F2 может брать на борт до 300 снарядов (обычно - 240). Эффективная дальность стрельбы из пушки по наземным целям - 2000 м, а по воздушным - 500 м. Прицеливание осуществляется при помощи прицела T200.
Армейская авиация Франции (ALAT - от Aviation Legere de l'Armee de Terre) выделила для операции "Daguet", французской части операции в Персидском заливе, 88 вертолетов Gazelle, включая 60 противотанковых SA 342M (их экипажи применили по иракским целям 187 ПТУР HOT), 14 вооруженных разведывательных SA 341F/Canon и 14 связных SA 341P. Обратите внимание на экранно-выхлопное устройство на сопле двигателя.
Вертолеты Gazelle приняты на вооружение армейской авиации Франции в 1973 году и до сих пор еще в ограниченном количестве стоят на вооружении. Боевое применение Gazelle последний раз имело место в 2011 году - вертолеты армейской авиации привлекались к штурму дворца президента Гбагбо в Кот-д'Ивуаре.
Борьба с вертолетами. Французская армейская авиация также имеет на вооружении вертолеты SA342ML1 Gazelle ATAM, предназначенные для борьбы с вертолетами противника и вооруженные четырьмя УР "воздух-воздух" MATRA/BAe Dynamics Mistral с дальностью пуска 6 км. Gazelle ATAM пришли на смену Gazelle Celtic, которые поступили на вооружение в ходе первой войны в Персидском заливе и были вооружены только двумя ракетами. До стандарта ATAM доведены 36 вертолетов, все - оснащены прицелом T200. Возможна модернизация данных машин и оснащение их более современным оборудованием.
Яркая схема окраски позволяет определить, что эти Gazelle AH.Mk 1 принадлежат 671-й эскадрилье британской армейской авиации, дислоцированной в Мидл-Уоллопе и решающей различные учебные задачи. Прицел AF 532 устанавливался на крыше кабины уже в ходе эксплуатации и не на всех Gazelle армейской авиации.
Кувейтские ВВС - еще один эксплуатант SA 342L (33-я эскадрилья дислоцируется на авиабазе Али-аль-Салим). Кувейтские летчики во время агрессии Ирака смогли перегнать вертолеты в Саудовскую Аравию и участвовали затем в "Буре в пустыне".
Данный SA 342L принадлежит авиаотряду полиции Дубая, но полностью соответствует военному стандарту и оснащен установленным на крыше кабины прицелом и пилонами подвески вооружения и оборудования. Обратите внимание на противопылевой фильтр на двигателе и оранжевую опознавательную окраску. На сегодня Gazelle сняты с эксплуатации в авиаотряде, который теперь оснащен вертолетами Agusta A 109K2, Agusta-Bell 412EP и Bell 206B.
Gazelle стал весьма востребованным в мире вертолетом, способным решать самый широкий круг боевых и вспомогательных задач. Вертолет достаточно дешев, прост в обслуживании и имеет хорошие летно-технические характеристики. Невзирая на свой значительный возраст, вертолет популярен у летчиков, ценящих его за высокую надежность, малую заметность в оптическом, радиолокационном и инфракрасном диапазонах, а также за великолепный обзор из кабины. На фотографии - SA 342L греческих ВВС.
6-я эскадрилья непосредственной огневой поддержки катарских ВВС располагает вертолетами SA 342L, вооруженными ПТРК Euromissile HOT.
Euromissile HOT - основное противотанковое вооружение Gazelle. ПТУР HOT имеет полуавтоматическую систему управления с передачей команд по проводам. Пуск ракеты производится из пластмассового транспортно-пускового контейнера, армированного стекловолокном. Дальность стрельбы - до 4 км. Масса ракеты -23,5 кг (для HOT 1/2/2MP). На фотографии - SA 342M катарских ВВС.
Испытание пулеметной установки. Компания "Aerospatiale" использовала один Gazelle для испытаний 7,62-мм пулемета Minigun в наводимой установке "Minitat" с электроприводом. Установка на вооружение принята не была.
Gazelle AH.Mk 1. На рисунке представлен вертолет Aerospatiale (Westland) Gazelle AH.Mk 1 из состава 656-й эскадрильи армейской авиации на момент ее дислокации в Незеравоне, графство Уилтшир, середина 1980-х годов. На 2012 год в эксплуатации оставалось 28 вертолетов такого типа. Вначале Aerospatiale (Westland) Gazelle применялись в тесном взаимодействии с вертолетами Lynx AH.Mk 7, но после поступления в войска Apache AH.Mk 1 вертолеты Gazelle стали снимать с вооружения. Gazelle также стояли на вооружении 847-й эскадрильи авиации британских ВМС.
SA 341 Gazelle
На фотографии запечатлены A-6A из 35-й штурмовой эскадрильи, приписанной к атомному авианосцу "Энтерпрайз", ноябрь 1966 года. Вскоре они отправятся в первую командировку во Вьетнам.
Способность Intruder нести большую бомбовую нагрузку (на данном A-6A подвешены 30 бомб калибром 227 кг) и "укладывать" их точно в цель в любую погоду позволили существенно повысить ударную мощь авиации ВМС и КМП США.
Три A-6A из 165-й штурмовой эскадрильи во время похода на борту авианосца "Рейнджер" к берегам Вьетнама (конец 1967 года - середина 1969 года).
Четыре A-6A из 242-й штурмовой (РЭБ) эскадрильи "Batmen" авиации КМП США, прибывшей в Дананг 1 ноября 1966 года. Во Вьетнаме воевали четыре эскадрильи авиации КМП, вооруженные этими самолетами.
Большой контейнер под фюзеляжем A-6C из 165-й штурмовой эскадрильи содержит ТВ-систему для низких уровней освещенности, ИК-систему переднего обзора и пассивные системы обнаружения.
NA-6A - экспериментальные Intruder. Большие размеры и увеличенная масса полезной нагрузки сделали Intruder идеальной платформой для испытания различных систем. По меньшей мере, пять A-6A (серийные номера 147867, 148617, 149482, 149484 и 149936) были переоборудованы для участия в различных программах испытаний. Самолет № 149484 (на фотографии) в начале 1970-х годов привлекался Испытательным центром авиации ВМС США для отработки системы дозаправки топливом, разработанной для Grumman F-14 Tomcat. Литера "W" на киле означает, что самолет принадлежит управлению испытания систем вооружения указанного центра. Самолет с № 147867, четвертый построенный Intruder, стал NA-6A - считается, что он привлекался к испытаниям системы "Iron Hand", разработанной для A-6B и предназначенной для противодействия ЗРК противника. Он также участвовал в отработке системы Black Crow и TRIM. Сегодня самолет выставлен в экспозиции музея на авианосце "Интрепид", Нью-Йорк.
Прототип TD-1 совершил первый полет 4 января 2001 года. Индийский самолет получил название Tejas - его официально присвоил машине в 2001 году премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпайи.
Второй прототип, TD-2, облетан в 2002 году. TD-1 выкачен из цеха в 1995 году, a TD-2 - в 1998 году, а задержка с первыми полетами вызвана проблемами с системой управления полетом.
Tejas - небольшой самолет, даже меньше, чем шведский Gripen. Теоретически, малые размеры - достоинство в воздушном бою, да и опыт эксплуатации в индийских ВВС самолетов Gnat/Ajeet говорил в пользу небольших истребителей.
В состав вооружения истребителей Tejas вошла и российская ракета Р-73, хорошо видимая на этой фотографии, сделанной во время огневых испытаний в 2007 году.
Первый двухместный Tejas, PV-5, поднялся в воздух 26 ноября 2009 года.
По сообщениям зарубежных источников, консультационную поддержку в создании самолетов семейства Tejas оказывали специалисты европейского оборонного концерна EADS.
На фотографии - советский Ил-10 на одном из аэродромов в Латвии, 1947 год. В 1956 году при возвращении из Бранденбурга (ГДР) в СССР в 200-й штурмовой авиадивизии числились 87 штурмовиков Ил-10.
В процессе доработки новой машины заднюю установку ВУ-7 с 20-мм пушкой Ш-20 заменили на установку ВУ-8 с 12,7-мм пулеметом УБК, а с августа 1945 года - на установку ВУ-9 с пушкой Б-20Т-Э.
Одним из первых зарубежных получателей штурмовиков стала Польша. Еще в августе 1944 года был сформирован 3-й польский штурмовой авиаполк, оснащенный Ил-2М3, а в 1950-е годы польские летчики летали на Ил-10.
Штурмовики Ил-10 выпускались по лицензии чехословацкой компанией "Avia" и получили обозначение B-33. Данные машины также поставлялись в Афганистан, Йемен и другие страны.
8 января 1952 года в воздух поднялся первый опытный самолет B-33D. В строевых частях чехословацких ВВС самолеты B-33 находились до 1958 года, а затем они применялись в учебных целях.
В начале мая 1944 года Ил-10 прошел заводские испытания и был передан на этап государственных испытаний, большую часть полетов выполнял подполковник Александр Кузьмич Долгов. На фотографии - Ил-10 на статических испытаниях.
Этот B5N2, AI-308, принадлежал авиакрылу авианосца "Акаги". Код на киле означает: "A" - принадлежность к авианосной дивизии;"I" - авианосец базирования (в данном случае "Акаги"); "3" - бомбардировщик, а "08" - индивидуальный номер машины.
B5N одинаково успешно использовался как бомбардировщик и торпедоносец - в том числе и во время налета на Перл-Харбор. Бомбы подвешивались под фюзеляжем.
Nakajima B5N1.
Nakajima B5N2 "Kate"
Грузовой "Атлант" получил новое двухкилевое оперение и узлы для перевозки крупногабаритных грузов сверху фюзеляжа.
"Cessna" отказалась от проекта Citation IV в пользу вариантов Citation V (на фотографии) и VI. Citation V во многом походил на Citation II, но имел удлиненный фюзеляж и множество усовершенствований.
Citation V легко отличить по семи иллюминаторам на борту кабины. Планер базового самолета неоднократно подвергался модификациям и доработкам для создания целого семейства превосходных деловых самолетов.
С моделью Model 525 CitationJet компания "Cessna" попыталась вернуться на хорошо знакомый ей ранее рынок. Попытка была успешной - компания продала более 500 машин.
Кабина самолетов семейства CJ оснащалась самым современным оборудованием, включая три многофункциональных индикатора, обычные индикаторы для отображения работы силовой установки и прочее.
Несмотря на то, что CitationJet был самым небольшим бизнес-джетом "Cessna", он предоставлял своим пассажирам высокий уровень комфорта, что хорошо видно на данной фотографии.
He 219A-7/R2. Данная машина принадлежала штабному подразделению 1-й группы 1-й эскадры ночных истребителей, в июне 1944 года дислоцированной в Мюнстере, на ней летал гауптман Пол Форстер. Данная группа стала единственным подразделением, оснащенным Uhu, но при этом постоянно испытывала нехватку в машинах. Впрочем, даже в такой ситуации на ее счету оказалось множество британских бомбардировщиков.
На фотографии - один из ранних опытных самолетов, возможно, He 219 V11. Он отличается удлиненными мотогондолами с заостренными задними частями и хвостовым оперением увеличенной площади. Однако этот самолет, судя по всему, не имеет вооружения и не оснащен РЛС и другим оборудованием.
An He 219A-0 prior to installation of radar
Вид снизу на He 219A-0, нижняя часть одной из плоскостей крыла самолета имеет черную окраску. Хорошо видна нижняя стрелковая установка, в которой можно устанавливать пушки или пулеметы.
В руках союзников. После окончания Второй мировой войны не менее 10 самолетов He 219 оказались в руках британских и американских ВВС. Их летчики были невысокого мнения о самолете - чаще всего говорили о недостаточно мощной силовой установке, что особенно ощущалось на взлете. Данный He 219A испытывался на авиабазе Фриманс Филд, США, а затем был разобран. В коллекции американского Национального аэрокосмического музея имеется один самолет He 219.
Торпедой, пли! Blackburn Ripon сбрасывает 457-мм торпеду. Торпедная атака была в те годы очень непростой и опасной задачей, но успешное ее завершение зачастую имело стратегические последствия.
Этот B6N2 показан на момент его поступления на вооружение авиации японского флота в 1944 году. B6N2 активно применялся в боях за Окинаву.
Данный C6N1 из 302-го кокутай проходил испытания в США. Именно C6N1, сбитый 15 августа 1945 года в 5:40, стал последней жертвой воздушной войны того времени.
Прототип Casmuniz 52 был облетан в апреле 1952 года, он стал первым цельнометаллическим самолетом бразильской конструкции.
Этот двухместный туристический M.S.E. M.24 Nebulo - один из немногих самолетов венгерской разработки, он выпускался в 1930-е годы.
Одноместный вариант самолета FF-1, F2F-1, поступил на смену Boeing F4B в эскадрилье 2B в 1935 году. Данный самолет несет обозначения эскадрильи 5B "Red Rippers". Хорошо заметна бочкообразная форма машины, характерная для F3F и прототипа XF4F Wildcat.
На восточном побережье США истребители F3F-2 (включая этот самолет с № 1009) эксплуатировались в 1-й истребительной эскадрилье авиации КМП.
F3F-2 поступил в две истребительные эскадрильи авиации КМП США. На западном побережье это была VMF-2 в Сан-Диего. Литера "M" добавилась с июля 1937 года ко всем эскадрильям авиации КМП США.
A number of biplanes in service with the U.S. Navy have retractable undercarriages, as illustrated by the Grumman F3-F2 single-seater fighter.
F3F-2 получил более крупный и мощный двигатель Wright Cyclone, что потребовало изменить капот. На фотографии - самолет из 6-й истребительной эскадрильи "Shooting Stars".
К концу 1940 года в процессе принятия на вооружение находились Brewster F2A-1 и Grumman F4F-3 - это был закат эпохи F3F. Впрочем, последние до конца 1941 года использовались в качестве учебных.
Гражданские варианты - Grumman Model G-22 и G-32. Гражданский F3F-2, G-22, построен для Альфорда Уильямса из "Gulf Oil Company" и передан заказчику б декабря 1936 года. Gulfhawk II обошелся в 12 225 долларов, использовался в рамках демонстрационных турне и оснащался двигателем Wright R-1820-G1 мощностью 1000 л. с. В целом он был похож на F3F-2, но в реальности имел бипланную коробку от F2F (размахом 8,69 м). Самолет развивал максимальную скорость 467 км/ч. В октябре 1948 года он был передан Смитсонианскому институту, став, таким образом, единственным одноместным бипланом "Grumman", сохранившимся на сегодня в мире. "Gulf Oil Company" также приобрела двухместный вариант, G-32, поставленный ей 12 мая 1938 года.
Как и большинство японских самолетов того времени, Nakajima C2N представлял собой лицензионный вариант западного самолета. Но японские авиаконструкторы были хорошими учениками.
В конструкции A2N нашли воплощение многие элементы истребителя Boeing Model 69B, один экземпляр которого, F2B-1, был импортирован японцами в 1928 году.
Nakajima A2N1.
A2N - первый японский корабельный истребитель.
Первый из двух опытных самолетов М-55, впервые поднявшийся в воздух 16 августа 1988 года с аэродрома в Смоленске. Одним из первых эксплуатантов М-55 стала Чили, арендовавшая М-55 для изучения состояния озонового слоя в районе Южного полюса.
Высотный двухдвигательный самолет М-55 "Геофизика" с 1994 года принимал участие в изучении состояния озонового слоя Земли.
СССР-17401 - один из немногих построенных самолетов М-17. По западной классификации самолет получил обозначение "Мистик" ("Mystic").
Citation III не сумел набрать достаточного количества заказов на рынке. Данный самолет - прототип, запечатленный во время испытательного полета. В носовой части видна штанга с приборно-измерительным оборудованием.
Model 650 Citation III сохранил ряд отличительных черт семейства Citation, но в целом это была совершенно новая машина - новый опыт компании "Cessna" на рынке бизнес-джетов большой дальности.
Citation VI предлагался как менее дорогой вариант Citation III. Компания получила предварительные заказы на 200 самолетов, но проблемы на рынке в конечном итоге привели к тому, что было собрано только 39 машин.
Citation VII - развитие Citation III - был тяжелее и имел более мощную силовую установку. Двигатели Garrett обеспечивали лучшие эксплуатационные характеристики в жарком климате и горных условиях.
Последней базовой серийной моделью семейства PA-23 стал Aztec F, выпущенный в 1976-1981 годах в количестве 714 экземпляров.
Aztec F отличался удлиненной на 30,5 см и более острой носовой частью фюзеляжа, которая появилась впервые на Aztec E. Изображенный самолет - прототип "F" во время первого полета 15 апреля 1975 года в Лок Хевене.
Военные "индейцы". В феврале 1960 года ВМС США получили 20 самолетов Piper Aztec, которые использовались в качестве транспортных. Самолеты получили обозначение UO-1, представляли собой стандартные Aztec с короткой носовой частью и оснащались двигателями Lycoming O-540-A1A. Вариант для ВМС отличался от гражданских моделей установкой противообледенительной системы воздушного винта, наличием кислородной системы и дополнительного радиосвязного оборудования. В 1962 году самолеты в ВМС США получили обозначение U-11A (на фото), а начиная с середины 1960-х годов, новые и бывшие в эксплуатации Apache и Aztec для использования в роли учебных и связных приобрели также Испания и ряд других стран. Сегодня PA-23 эксплуатируют Аргентина, Боливия, Камерун, Коста-Рика, Мадагаскар, Мексика и Венесуэла.
PA-23 Apache помог компании "Piper" занять на рынке нишу, где компания доминировала в 1960-1980-х годах.
Piper PA-23 Apache 160.
Военные "индейцы". В феврале 1960 года ВМС США получили 20 самолетов Piper Aztec, которые использовались в качестве транспортных. Самолеты получили обозначение UO-1, представляли собой стандартные Aztec с короткой носовой частью и оснащались двигателями Lycoming O-540-A1A. Вариант для ВМС отличался от гражданских моделей установкой противообледенительной системы воздушного винта, наличием кислородной системы и дополнительного радиосвязного оборудования. В 1962 году самолеты в ВМС США получили обозначение U-11A (на фото), а начиная с середины 1960-х годов, новые и бывшие в эксплуатации Apache и Aztec для использования в роли учебных и связных приобрели также Испания (на фото) и ряд других стран. Сегодня PA-23 эксплуатируют Аргентина, Боливия, Камерун, Коста-Рика, Мадагаскар, Мексика и Венесуэла.
Piper Turbo Aztec in Spanish Air Force insignia
Компании "Melridge Aviation" и "Jobmaster" предлагали вариант Aztec с поплавковым шасси Edo 4930. Самолет назвали Aztec Nomad, на фотографии - первая переоборудованная таким образом машина, отличавшаяся дополнительной дверью по левому борту.
Morrisey Model 2150 оказался неплохим самолетом и выпускался достаточно длительное время. На фотографии - вариант Shinn Model 2150.
Вертолет SH-60F Seahawk из 10-й противолодочной вертолетной эскадрильи задействует опускаемую гидроакустическую станцию где-то в акватории Тихого океана.
Самолеты CAP 10 еще остались в ВВС Франции, эта машина принадлежала 313-й учебной группе.
CAP 10 использовался авиацией ВМС Франции для подготовки курсантов перед допуском их к полетам на УТС Epsilon.
Mudry CAP 10
"Cessna" в тендере JPATS. В начале 1990-х годов "Cessna" попыталась вернуться на рынок военных УТС и приняла участие в тендере на базовый УТС (JPATS), объявленный ВВС и ВМС США. На конкурс был предложен проект CitationJet, выполненный на базе Cessna 526. Самолет получил крыло, силовую установку, шасси, а также электрическую, гидравлическую и топливную системы от модели CJ, но имел новые фюзеляж и хвостовое оперение, а также кабину с тандемным расположением инструктора и курсанта. Первый из двух прототипов облетан 20 декабря 1993 года. Соперниками в тендере были Northrop Grumman/Aermacchi S.211A, Vought/FMA Pampa 2000, Northrop Grumman/Embraer EMB-312H Super Tucano, Rockwell/DASA Ranger 2000, Lockheed /Aermacchi MB.339AT - Bird II и Beech/Pilatus PC-9 Mk II. Последний стал победителем и принят на вооружение в 2000 году как Beech T-6A Texan II.
Во время войны в Китае самолеты A4N1 выполняли полеты с подвесными баками, крепившимися снизу к левой плоскости нижнего крыла, и могли также нести бомбы малого калибра на подкрыльевых держателях.
Разведчик Nakajima E2N в целом был схож со многими другими гидросамолетами того периода, принятыми на вооружение в авиации ВМС разных стран мира.