Школа дизайна Профессиональное образование в Москве
Мировая Авиация 206
-
"Аэрофлот" располагал значительным количеством самолетов Ил-18. Данная машина, СССР-75768, начиная с июня 1961 года, эксппуатировалась Государственным НИИ Гражданского воздушного флота и лишь 4 сентября 1964 года поступила в Узбекское управление гражданской авиации, где летала до 1979 года.
Китайский Ил-18. Ил-18 стал одним из самых "долгоживущих" турбовинтовых самолетов в мире - наряду с Britannia, Vanguard и Electra. Самолет по-прежнему находится в эксплуатации в ряде стран и отличается неприхотливостью и простотой обслуживания. Китайская гражданская авиация (CAAC) приобрела минимум 15 самолетов Ил-18. Многие из еще летающих Ил-18 переоборудованы в грузовые.
Кроме тех Ил-18, которые приобрела китайская CAAC, несколько машин эксплуатировались компанией "China United", принадлежавшей китайским ВВС.
"Аэрофлот" эксплуатировал Ил-18 в 1959-1980 годах, но в последние годы - лишь для перевозки грузов.
Ил-18 имел очень хорошие аэродинамические данные. Самолет в итоге пережил все свои западные аналоги, такие как Britannia.
"Аэрофлотовские" Ил-18 дали многим советским гражданам возможность наслаждаться воздушным перелетом - авиалайнеры были весьма популярны в Советском Союзе.
Польская авиакомпания LOT эксплуатировала Ил-18 на пассажирских маршрутах вплоть до 1980-х годов. Правда, лишь на чартерах или в качестве резервных для замены реактивных авиалайнеров.
Обычно экипаж Ил-18 включал четырех человек - два пилота, бортинженер и штурман.
Румынская "Tarom"в 1960-1970-х годах использовала Ил-18 на ряде основных маршрутов. Популярность авиалайнера стала причиной размещения его на одной из почтовых марок Румынии.
17 самолетов вариантов KC-135A, B и E были модифицированы в NKC-135 и поступили в распоряжение Командования систем вооружения ВВС США. Причем стандартного варианта самолетов семейства NKC-135 не было - часть машин сохранили топливозаправочные штанги, другие же были модифицированы. Причем самолеты иногда привлекались к решению иных, кроме дозаправки топливом, задач. На фотографии - один из NKC-135 готовится передать топливо на стратегический бомбардировщик B-1B Lancer.
Дислоцировавшиеся изначально в Орегоне, самолеты B-25A Mitchell из состава 34-й бомбардировочной эскадрильи 17-й бомбардировочной группы действовали на западном побережье.
22 февраля 1943г. Американский средний бомбардировщик Mitchell II получил боевое крещение в составе Королевских ВВС Великобритании, когда 98-я и 180-я (на фотографии) эскадрильи, базировавшиеся в Фулшэме (графство Норфолк), совершили налет на нефтяные вышки в Бельгии.
Этот Mitchell Mk II, "EV-W", принадлежал 180-й эскадрилье британских ВВС, с октября 1942 года по август 1943 года дислоцировавшейся в Фоулсхеме. В районе кабины видны 9 символов бомб - по количеству рейдов на территорию противника в составе 2-й (бомбардировочной) группы.
Важный вклад в обеспечение боевой готовности ВВС США вносят "бойцы выходного дня" - летчики Резерва ВВС и Национальной гвардии США. В состав Резерва ВВС входят семь авиакрыльев самолетов-заправщиков KC-135R, а в авиации Национальной гвардии - 19 подразделений с KC-135R. На фотографии - KC-135E из состава 190-го авиакрыла Резерва ВВС, Форбс-Филд, штат Канзас.
17 самолетов вариантов KC-135A, B и E были модифицированы в NKC-135 и поступили в распоряжение Командования систем вооружения ВВС США. Причем стандартного варианта самолетов семейства NKC-135 не было - часть машин сохранили топливозаправочные штанги, другие же были модифицированы. Причем самолеты иногда привлекались к решению иных, кроме дозаправки топливом, задач. На фотографии - один из NKC-135 готовится передать топливо на стратегический бомбардировщик B-1B Lancer.
В ходе операции "Щит пустыни" KC-135A обеспечивали дозаправку самолетов, перебрасываемых из США и Европы в зону Персидского залива, а также осуществляли доставку на этот ТВД грузов и личного состава. В общей сложности для обеспечения операции выделили около 200 самолетов KC-135 - они находились непосредственно на ТВД, а еще несколько сотен воздушных танкеров регулярно совершали полеты из США в район Персидского залива (на фотографии). Во время конфликта они совершили около 15 000 вылетов на дозаправку - топливо получили порядка 46 000 боевых самолетов ВВС, КМП и ВМС США, а также ВВС стран коалиции. Обычно дозаправка топливом осуществлялась над северной частью Саудовской Аравии, но иногда - в экстренных случаях - самолетам-заправщикам приходилось входить и в воздушное пространство Ирака.
Ранние KC-135A оказались недостаточно тяговооруженными, и вскоре появились модернизированные варианты KC-135D и E, а затем и модификации R и T. Последние два варианта легко отличимы по ТРДД CFM56, имевшим более крупные габариты и большую тягу. KC-135R отличался также от KC-135A наличием двух ВСУ, сдвоенные сопла которых были выведены на левый борт за крылом, а также увеличенным стабилизатором, усиленными кессоном крыла и шасси. Прототип KC-135R (вверху слева) на время испытаний был оснащен длинной заостренной приборной штангой в носу. На фотографии он передает топливо KC-135A.
Этот KC-135E Stratotanker, 58-0090, изначально был построен как KC-135A, но после оснащения его двигателями TF33 обозначение сменили. Самолет, принадлежащий 314-й эскадрилье 940-го авиакрыла самолетов-заправщиков Резерва ВВС США (авиабаза Мазер), изображен в схеме окраски Командования ПВО. Такая схема была принята взамен использовавшейся на всех KC-135 с конца 1970-х годов окраски "Corogard Silver" (серебристый цвет). 940-е авиакрыло получило KC-135 в 1976 году и затем перебазировалось на авиабазу Мак-Келлан в Калифорнии.
KC-135R Stratotanker
Варианты KC-135 Stratotanker
Доминик Джентиле (лучший среди пилотов Mustang 4-й истребительной группы) на фоне своего P-51B "Shangri-La". Джентиле сначала не приняли в авиакорпус Армии США, и он пошел в канадские ВВС, а свои первые победы одержал на Spitfire в 133-й эскадрилье.
Карьера истребителя с собственным именем "Shangri-La" завершилась 13 апреля 1944 года, когда Джентиле после возвращения из своего последнего боевого вылета, стараясь произвести впечатление на собравшихся журналистов, при выполнении прохода на малой высоте над ВПП авиабазы Дебден столкнулся с землей. Поврежденный самолет столкнули бульдозером в соседний пруд.
Первые Mustang, попавшие в Европу, имели хорошо заметную белую окраску в носовой части, на крыле, стабилизаторе и киле - для того, чтобы их не перепутали с немецкими Bf 109. 355-я истребительная группа сохранила белую носовую часть в качестве отличительной черты.
North American P-51K Mustang 44-11622 (G4-C), названный "Nooky Booky IV", принадлежал капитану Леонарду Киту Карсону - лучшему асу 357-й истребительной группы, одержавшему 18,5 побед. 357-я группа стала самой результативной в 8-й ВА группой P-51 - на ее счету 609 побед.
Данный P-51D "Ferocious Frankie" принадлежал майору Уолласу Хопкинсу - командиру 374-й истребительной эскадрильи 361-й истребительной группы.
4-я истребительная группа вначале летала на Spitfire, затем стала перевооружаться на P-47, но самым любимым самолетом среди ее летчиков стал Mustang.
P-51 Mustang истребительных групп 8-й и 9-й ВА активно применялись для атаки наземных целей.
"Danny Boy 2nd" из 353-й истребительной группы оказался на земле, 29 декабря 1944 года. Mustang в воздухе оснащен подвесными баками по 1083 л.
Оснащенный двумя мощными поршневыми двигателями и одним ТРД, самолет Savage первоначально предназначался для применения ядерных боеприпасов. На рисунке - вариант AJ-2.
AJ-2P создавался как самолет-разведчик и имел увеличенный запас топлива. В варианте самолета-заправщика Savage применялся во время рекордного полета Джона Гленна в 1957 году.
Эти два AJ-1 в конце 1950-х годов были проданы ВМС США гражданским эксплуатантам и переоборудованы в противопожарные. Самолет с номером "88" был утилизирован в 1969 году, а "77-й" разбился в Калифорнии в 1967 году.
Летом 1962 года 7-я эскадрилья тяжелых штурмовиков стала первым подразделением, вооруженным самолетами A-5A Vigilante и вышедшим в море на боевую службу. Эскадрилья дислоцировалась на борту ABMA "Энтерпрайз", участвовавшего в блокаде Кубы в период Карибского кризиса.
21 сентября 1979 года этот RA-5C стал последним из самолетов Vigilante, выполнившим взлет с катапульты авианосца.
North American RA-5C Vigilante
A-6E TRAM из 34-й эскадрильи на авиабазе Оушена - здесь дислоцировались все A-6 на восточном побережье США. На западном побережье A-6 дислоцировались на авиабазе Уидби-Айленд.
VA-85 "Buckeyes", затем "Black Falcons". 85-я штурмовая эскадрилья - вторая, перевооружившаяся на самолеты A-6 (процесс завершен 6 марта 1964 года). Эскадрилья четыре раза направлялась во Вьетнам, в декабре 1983 года один из ее самолетов был потерян при авианалете на сирийские позиции в Ливане. В марте 1986 года A-6E эскадрильи участвовали в двух атаках на ливийские корабли, потопив один из них ПКР Harpoon. Всего а операции "Буря в пустыне" эскадрилья выполнила 585 боевых вылетов, а 30 сентября 1994 года была расформирована.
196-я штурмовая эскадрилья часто бывала во Вьетнаме. На фотографии - танкер-заправщик из 196-й эскадрильи.
KA-6D из 165-й штурмовой эскадрильи. Впоследствии на этой эмблеме остался только шахматный конь.
VA-65 "Tigers", "Fighting Tigers". Эскадрилья перевооружилась на A-6A в марте 1965 года и совершила три командировки во Вьетнам. 3 мая 1972 она получила первые A-6E. Эскадрилья была приписана к Атлантическому флоту и приняла участие в операции "Буря в пустыне", но 31 марта 1993 года была расформирована.
A-6E TRAM вооружен Mk 20 Rockeye. Код "AC" - принадлежность к 3-му корабельному авиакрылу.
Самолет из 176-й эскадрильи совершает посадку на палубу авианосца. В 1983 году эскадрилья, дислоцированная на ABM "Индепенденс", приняла участие в двух вооруженных конфликтах.
VA-145 "Swordsmen". 145-я штурмовая эскадрилья перевооружилась на A-6A 4 июня 1968 года, с августа 1968 года - на A-6B, с 11 мая 1970 года - на A-6C, а с 22 сентября 1976 года - на A-6E. Приняла участие во вьетнамской войне, в операции "Буря в пустыне" и первой применила УР AGM-88 HARM с A-6. Расформирована 1 октября 1993 года.
На этом первом RB-57D, 53-3977, хорошо видно крыло увеличенного размаха, закрытая задняя кабина (на 14 из 20 машин данного типа в ней разместили радиоэлектронное оборудование) и удлиненные мотогондолы двигателей Pratt & Whitney J57. Минимум три RB-57D были переданы Тайваню, один из них считается сбитым над территорией Китая.
RB-57E "Patricia Lynn" из 460-го тактического разведывательного авиакрыла на авиабазе Тансоннат, Южный Вьетнам, авиабаза Тан Сон Нут, 1966 г. Отличительная особенность - удлиненный нос, где находились две камеры.
Поскольку основным ночным вариантом стал B-57B, 67 из 75 B-57A были достроены как разведчики RB-57A. Данные самолеты принадлежали 363-й тактической разведывательной эскадрилье и дислоцировались на авиабазе Шоу.
По меньшей мере, шесть B-57C были переоборудованы в RB-57C для авиации Национальной гвардии США (включая и этот 53-3944). Часть машин, включая изображенную, была позже переоборудована в самолеты метеоразведки WB-57C. Изображенный самолет в конце 1968 года был передан 58-й эскадрилье метеоразведки, он оснащен контейнером для сбора проб (на законцовке крыла).
Авиационные эксперты до сих пор любят порассуждать о том, какое влияние на развитие военной авиации мог бы оказать самолет Valkyrie, если бы его приняли на вооружение. Впрочем, история не знает сослагательного наклонения - сегодня единственный уцелевший прототип находится в музее ВВС США и является памятником гению человеческой мысли и недальновидности политиков. Valkyrie остался мечтой, умершей в небе Калифорнии.
Самолет Valkyrie имел размах крыла 32,0 м, длину 59,75 ми максимальную взлетную массу 249476 кг.
Данный B-45A принадлежал 86-й бомбардировочной эскадрилье 47-й бомбардировочной группы ВВС США и в начале 1950-х годов дислоцировался на британской авиабазе Скалторп. Бомбардировщики играли роль "передового ядерного присутствия" и привлекались к отвлекающим операциям во время разведывательных полетов RB-45C, базировавшихся в Скалторпе с 1952 года. Последние несли британские опознавательные знаки и пилотировались британскими летчиками.
Во время испытаний на авиабазе Мурок (затем - Эдвардс) первый тактический бомбардировщик XB-45 (45-59479). При максимальной нагрузке или в случае повреждения ВПП отрабатывался взлет с помощью стартовых ускорителей. Самолет стал "промежуточным" бомбардировщиком - пока в войска не пошел B-47.
B-45 Tornado был хорошим "промежуточным" бомбардировщиком, а в варианте RB-45C (на фотографии) стал и неплохим разведчиком.
25-я эскадрилья. Первый эксплуатант самолетов FAW.Mk 9, это подразделение создано на базе 153-й эскадрильи, летавшей на самолетах Meteor. Вначале эскадрилья получила на вооружение FAW.Mk 7, которые затем сменила на более совершенный FAW.Mk 9. Расформирована в 1962 году, а самолеты и летчики были переданы в 11-ю эскадрилью.
11-я эскадрилья. В 1960 году эскадрилья получила Javelin Mk 4 (многие - из 41-й эскадрильи) для замены Meteor NF.Mk 11, а позже на смену Mk 4 пришел вариант Mk 9 из 25-й эскадрильи. 11-ю эскадрилью расформировали в 1966 году.
23-я эскадрилья получила Javelin в 1957 году и стала первой, использовавшей систему дозаправки топливом в полете, благодаря этому эскадрилья могла быстро и без посадки передислоцироваться на Ближний, Средний или Дальний Восток. В январе 1963 года 23-я эскадрилья стала первой в Истребительном командовании, совершившей беспосадочный перелет в Сингапур, а в 1964 году она была перевооружена на самолеты Lighting F.Mk 3.
64-я эскадрилья получила Javelin FAW.Mk 7 в 1958 году. В 1960 году ему на смену пришли Mk 9, а затем эскадрилья приступила к испытаниям Mk 9R, оснащенных системой дозаправки топливом в полете. После непродолжительной дислокации на авиабазах Уотербич и Бинбрук (где эксплуатировалось некоторое количество Mk 8) эскадрилья передислоцировалась на авиабазу Тенга (Сингапур), а в июне 1967 года она была расформирована.
НИЦ авиации и вооружения (A&AEE). Научно-исследовательский центр авиации и вооружения в Боскомб-Дауне получил несколько вариантов Javelin - самолеты проходили различные испытания, включая отработку авиационных УР и систем дозаправки топливом в воздухе. Данный ярко окрашенный Mk 9 - последний годный к полетам Javelin, списанный в 1975 году.
60-я эскадрилья дислоцировалась на авиабазе Тенга (Сингапур) и получила на вооружение самолеты Javelin FAW.Mk 9 и Mk 9R (плюс один T.Mk 3). Первый Mk 9 прибыл в июле 1961 года, сменив Meteor NF.Mk 14. Самолеты эскадрильи принимали участие во время конфронтации Индонезии и Малайзии в 1963 году. С конца 1963 года на смену Mk 9 стали поступать Mk 9R, прослужившие до апреля 1968 года, когда эскадрилья была расформирована, став последней в британских ВВС, летавшей на Javelin.
89-я эскадрилья (затем - 85-я эскадрилья). В 1957 году 89-я эскадрилья, авиабаза Стрэдисхолл, пересела с Venom NF.Mk 3 на самолеты Javelin FAW.Mk 2 и Mk 6, а в ноябре 1958 года была реорганизована в 85-ю эскадрилью и на следующий год перебазировалась в Вест-Моллинг, получив на вооружение Mk 8. Последние эксплуатировались до 1963 года, но ввиду бюджетных ограничений 85-я эскадрилья отправила Javelin на хранение, став учебным подразделением.
33-я эскадрилья. Получив в октябре 1960 года первые FAW.Mk 9, эскадрилья сохраняла FAW. Mk 7 до января 1962 года. Эскадрилья была расформирована в ноябре 1962 года.
141-я эскадрилья (затем - 41-я эскадрилья). Эскадрилья стала эксплуатантом Javelin в феврале 1957 года, второй по счету в ВВС и первой, получившей на вооружение FAW.Mk 4. Эскадрилья, дислоцировавшаяся на авиабазах Хорсхэм Сент-Фэйт и Колтисхолл, в январе следующего года была переформирована в 41-ю (до того 41-я эскадрилья дислоцировалась на авиабазе Биггин Хилл и летала на Hunter F.Mk 5). В том же году эскадрилья перебазировалась в Уоттисхэм и частично была перевооружена на FAW.Mk 5, хотя Mk 4 оставались на вооружении до конца 1959 года, когда эскадрилья полностью перевооружилась на FAW.Mk 8. На момент своего роспуска в 1963 году эскадрилья оставалась последней, вооруженной данной модификацией.
46-я эскадрилья была сформирована в 1916 году, в 1954 году в рамках очередной реорганизации она стала ночной истребительной и была перевооружена на самолеты Meteor (авиабаза Одихэм), а в феврале 1956 года стала первой, получившей самолеты Javelin модификации FAW.Mk 1. Последние в 1957 году заменили на вариант Mk 2, а в следующем году в эскадрилью поступили два Mk 6. Flo они оказались хуже, чем предшественники, а в середине 1961 года эскадрилья была расформирована.
5-я эскадрилья. Дислоцировавшаяся в Лаабрюке 68-я эскадрилья была переформирована в 5-ю всепогодную эскадрилью и в 1960 году получила на вооружение самолеты FAW.Mk 5. Эскадрилья входила в состав 2-й тактической Воздушной армии до октября 1965 года, когда она дислоцировалась в Гайленкирхен и имела на вооружении самолеты FAW.Mk 9. По возвращении в Великобританию на авиабазу Бинбрук ее перевооружили на Lightning F.Mk 6.
96-я эскадрилья (затем - 3-я эскадрилья). Второй эскадрильей Javelin, направленной в Германию, стала 96-я. Ее летчики летали на Javelin меньше всех - самолеты FAW.Mk 4 находились на вооружении всего несколько недель в конце 1958-го - январе 1959 годов. Затем ее переформировали в 3-ю эскадрилью с базированием на Гайленкирхен, но Mk 4 остались на вооружении. Расформирована в конце 1960 года.
29-я эскадрилья. В 1963 году эскадрилью передали из состава Истребительного командования в ВВС Ближнего Востока (эскадрилья всепогодных перехватчиков) и перебросили на Кипр, а в 1965 году - в Замбию (кризис в Родезии). Только в 1967 году ее вернули в Великобританию, a Javelin сменили на Lightning F.Mk 3.
В ноябре 1941 года этот учебный Hind, L7189, имевший дублированное управление, принадлежал 1-й летной школе. К следующему январю самолет сняли с летной эксплуатации и передали в другое учебное подразделение. Самолет - из последней партии в 70 машин, построенных компанией "Hawker" в 1937 году.
Hind - наследник Hart. В 1935 году Министерство авиации подготовило требования к самолету, который должен был временно заменить Hart до поступления в войска более современных бомбардировщиков-монопланов. Однако достоинства Hart были столь велики, что в компании "Hawker" решили просто модернизировать его - новый вариант получил обозначение Hind (на фото). На самолет установили более мощный двигатель Kestrel V, новую заднюю кабину, улучшили возможности наблюдателя/стрелка по прицельному бомбометанию и заменили хвостовое колесо на костыль. К весне 1937 года более 300 бомбардировщиков Hind поступили на вооружение 20 эскадрилий Бомбардировочного командования. Но уже к осени того же года в войска стали поступать более современные самолеты, и Hind стали постепенно снимать с вооружения строевых частей. Кроме того, потребность в учебных машинах побудила военных в 1938 году выдать заказ компании "General Aircraft" на постройку 124 самолетов Hind с дублированным управлением.
После появления в 1935 году первых серийных Hind швейцарское правительство заказало один самолет для оценки. Заказа от Швейцарии не последовало, но в следующем году Португалия приобрела 4 самолета, оснащенных двигателями Kestrel V, - два бомбардировщика и два учебных с дублированным управлением (на фото).
После появления в 1935 году первых серийных Hind швейцарское правительство заказало один самолет для оценки (на фото). Заказа от Швейцарии не последовало.
"Харди" из 6-й эскадрильи английских ВВС в полете над Палестиной
Hardy - "воздушный полицейский". Hart/Audax был выбран в 1933 году для замены Westland Wapiti в качестве самолета для решения "воздушных полицейских" задач в Ираке. В качестве прототипа был выбран серийный вариант самолета Hart, на который установили 91 кг нового оборудования, включая аварийный комплект для выживания в жаркой и пустынной местности, контейнеры с водой, специальный крюк для подбора пакетов с донесениями и новый радиатор. Самолет, получивший обозначение Hardy, был облетан в сентябре 1934 года, после чего было выпущено 47 машин, попавших в Ирак и Палестину (30-я и 6-я эскадрильи), где они эксплуатировались до 1939 года. С началом войны все оставшиеся в строю Hardy передали в 237-ю (родезийскую) эскадрилью, воевавшую с итальянцами в Сомалиленде и Эритрее в 1940 году.
Hartbees - самолет непосредственной поддержки. В 1934 году Южная Африка объявила о решении приобрести в течение следующих трех лет 250 новых самолетов, предназначавшихся для решения задач непосредственной огневой поддержки войск. Выбор пал на Hartbees - вариант самолета Audax с двигателем Kestrel VFB. Заказчик получил четыре готовые машины, а еще 65 самолетов были собраны в Претории, начиная с 1937 года. Эти самолеты поступили на вооружение двух эскадрилий в Ватерклуфе. К началу Второй мировой войны в строю оставалось 53 самолета, которые перевели на службу в Кению. Они отличились в штурмовке позиций итальянских войск на границе с Эфиопией в июне 1940 года.
Hector - оснащен мотором Dagger. Принимая во внимание острый дефицит двигателей Rolls-Royce Kestrel, разрабатывавшийся по требованиям от 1935 года самолет (для замены Audax) необходимо было оснащать другой силовой установкой. Самолет, представленный компанией "Hawker" на конкурс, получил двигатель Napier Dagger. Кроме того, он отличался рядом усовершенствований, отработанных на бомбардировщике Hind (включая новую заднюю кабину и возможность установки хвостового колеса). По программе перевооружения 1935 года заказы на самолет Hector разместили еще до облета прототипа. Компания "Hawker Siddeley Group" получила заказ на 178 машин, постройка которых была поручена "Westland Aircraft". 50-е авиакрыло, дислоцированное в Одихэме, получило первый самолет в 1936 году, а к концу года на новую машину перевооружили уже пять эскадрилий. Но с поступлением в 1938 году на вооружение самолетов Westland Lysander карьера Hector в строевых частях быстро завершилась. В 1939 году все оставшиеся самолеты передали в эскадрильи Королевских вспомогательных ВВС, одна из которых, 613-я, направила шесть машин 26 мая 1940 года для бомбардировки порта Кале. К середине 1940 года оставшиеся 72 самолета Hector переориентировали на решение задач буксировки планеров и воздушных мишеней, хотя часть использовалась в качестве связных. Последние машины списали в 1942 году, некоторые из них поступили в Ирландию, где использовались в качестве универсальных вспомогательных.
Самолет Hector был единственным представителем семейства Hawker Hart, поступившим на вооружение британских ВВС, будучи не оснащенным двигателем Rolls-Royce Kestrel, - на нем стоял 24-цилиндровый Napier Dagger.
Единственный построенный Ju 290A-6 предназначался персонально для Гитлера. В апреле 1945 года его перегнали в Испанию, где он и остался. В 1950-е годы он кратковременно эксплуатировался испанскими ВВС.
Данный Ju 290A-7 был захвачен союзниками и перевезен в США для испытаний. На A-7 ввели носовую турель, а на серийных машинах поставили еще и поисковую РЛС.
Hudson Mk I из 233-й эскадрильи, летавшей на таких самолетах до сентября 1941 года.
A Hudson I of No 233 Squadron, the second RAF unit to fly the type, showing the typical finish and markings of the 1939-40 period.
Hudson Mk V AM540 из 224-й эскадрильи (1941 год)
Этот ощетинившийся антеннами РЛС ASV, пулеметами и реактивными снарядами Hudson Mk VI принадлежал британскому Береговому командованию. Самолет был изначально заказан ВВС Армии США как A-28A, но затем передан по ленд-лизу.
Hudson Mk III T9465 Spirit из 269-й эскадрильи во время командировки в Калдардансе (Исландия)
The Hudson III T9465, a gift from the Lockheed company and its employees, in service with No 269 Squadron at Kaldadharnes.
Hudson из состава 8-й эскадрильи австралийских ВВС воевали в Малайе. В общей сложности 8 австралийских эскадрилий, вооруженных Hudson, находились на ТВД, а основной вклад в победу над японцами внесли летчики 1-й и 8-й эскадрилий.
Первые подлодки, потопленные американскими ВС, записали на свой счет экипажи PBO-1 из 82-й патрульной эскадрильи, получившей самолеты A-29, изначально заказанные британцами по ленд-лизу.
ВВС Армии США получили 153 "ленд-лизовских" Hudson. A-29 с наводимым 12,7-мм пулеметом взамен надфюзеляжной турели Boulton Paul поступили в бомбардировочные и противолодочные эскадрильи.
Photographed at Portland AFB, Oregon, this A-29 (Hudson IIIA) retains its RAF serial BW463 and British camouflage.
Hudson из ВВС Армии США решали широкий круг задач, включая подготовку летчиков. Данные A-29B - самолеты фоторазведки, приписанные к звену "B" 2-й эскадрильи фоторазведки и картографирования. Самолеты запечатлены во время заправки на авиабазе Манаус, Бразилия. Большую часть 1942-1943 годов они провели за картографированием районов Южной Америки.
Ju 90 V1 имел новый фюзеляж, совмещенный с крылом, силовой установкой (двигатели Daimler Benz DB 600) и хвостовым оперением третьего прототипа не пошедшего в серию бомбардировщика Ju 89. Позже самолеты оснащались двигателями BMW 732 или BMW801.
The prototype Junkers Ju 90V1 was D-AALU Der Grosse Dessaur, powered by four Daimler-Benz DB600 engines. It first flew on June 7, 1937, but broke up in flight on February 6, 1938, during flutter tests.
Ju 90 имел рампу Trapoklappe с гидроприводом - полностью выпущенная, она поднимала хвостовую часть самолета, что позволяло подогнать под него машину для загрузки с кузова (по ней же машины могли заезжать в кабину). Рампа могла также выпускаться в полете для осуществления десантирования - как на этом Ju 90 V7.
Один из первых Ju 90B-1, принадлежавший 290-й транспортной эскадрилье, попал под огонь британских истребителей над Средиземным морем. Хорошо видно впервые примененное крыло и характерные закрылки фирмы "Junkers".
Ju 390 - шестимоторный гигант. Руководитель группы проектирования Ju 290 инженер Крафт вскоре понял, что Ju 290 можно быстро "отмасштабировать", добавив крыло увеличенного размаха и удлинив фюзеляж. В 1942 году началась работа над шестимоторным увеличенным вариантом машины, которую предполагалось использовать в качестве транспортной, морской патрульной или в роли бомбардировщика. Были заказаны три прототипа - по одному для каждой из указанных задач. Самолет был облетан в августе 1943 года, прототип V1 (на фото) оснащался шестью моторами BMW 801D и имел крыло размахом 50,3 м и длину 31,1 м. Ju 390 в основном вобрал в себя компоненты, оставшиеся от Ju 290A, но получил дополнительные основные опоры шасси под центральными моторами. V1 - прототип транспортной модификации, он мог нести груз 10000 кг на дальность до 8000 км со скоростью 330 км/ч. В 1944 году его перегнали на аэродром Прага-Рузине для испытаний системы дозаправки в полете - самолет планировалось использовать в качестве танкера для Ju 290A.
Вариант B-25H (PBJ-1H в авиации КМП США) отличался мощным вооружением и в прессе часто именовался "убийцей кораблей".
B-25H имел самое мощное вооружение среди всех B-25 - 75-мм орудие и 18 пулеметов калибра 12,7 мм. Самолет применялся в основном для борьбы с судоходством.
Этот разрисованный B-25J-32 принадлежал 499-й бомбардировочной эскадрилье "Bats Outa Hell". Последние два месяца войны эскадрилья совершала боевые вылеты в регионе Кюсю (острова Кюсю и Окинава) и в районе Японского моря.
Под общим обозначением CB-25 скрывались многочисленные транспортные "переделки" B-25 - общего стандарта на переоборудование не было. Данный CB-25J принадлежал военной авиатранспортной службе.
Данные Nord 3202B принадлежали армейской авиации Франции. Это обычные стандартные УТС, но несколько таких машин были модифицированы для подготовки летчиков-пилотажников.
N 3202 компании "Nord" вполне соответствовал техническому заданию и был востребован военными.
После размещения заказа первый самолет N 3400 был поставлен армейской авиации 9 июля 1959 года, а последний из партии в 150 самолетов - в марте 1961 года.
WB-57F, 63-13290, изначально построен как B-57B, 52-1562, но затем стал пятой машиной, переоборудованной в вариант RB-57F. 15 из 21 самолета были изначально оборудованы для сбора проб воздуха. Самолеты, получившие обозначение WB-57F, попали в 58-ю эскадрилью метеоразведки и несли многочисленное оборудование, включая крыльевые контейнеры для сбора проб воздуха.
RB/WB-57F, предназначенные для полетов на большой высоте, оснащались двигателями TF33, а затем были дополнительно оборудованы еще и парой небольших ТРД J60, которые при полетах на максимальную дальность не использовались.
Вначале закрытая сверху кабина N.T.4A существенно ограничивала обзор летчикам, но ее быстро перепроектировали, добавив верхнее остекление.
ВМС Франции - последний военный эксплуатант Nord N.262D Frigate во Франции, самолеты использовались для подготовки летчиков вплоть до 2008 года.
На фотографии - третий построенный Nord 262. В мае 1965 года самолет был передан в лизинг на полгода компании "Japan Domestic Airlines", а затем продан "Rosseau Aviation". 1 января 1971 года к северу от Алжира он рухнул в Средиземное море.
Всего было собрано 110 самолетов Aerospatiale N262, три из них летают и сегодня. В конце 1970-х годов наиболее крупными гражданскими эксплуатантами самолета были компании "Ransome Airlines" (12 машин) и "Altair Airlines" (семь самолетов). Обе компании работали на местных авиалиниях и располагались в Филадельфии, штат Пенсильвания, совершая полеты преимущественно в северо-западной части США.
North American XA2J потенциально мог стать отличным самолетом, если бы не решение использовать проблемные двигатели Allison XT40.
XB-28, создававшийся как усовершенствованный вариант B-25, имел однокилевое хвостовое оперение, герметизированную кабину и дистанционно управляемые стрелковые установки. Заказов на производство этого самолета не поступило.