Мировая Авиация 208
-
Компания "Boeing" эксплуатировала этот Sabre Mk 5/6 в качестве самолета сопровождения на испытаниях целых 17 лет (начиная с 1974 года). После отставки самолет был передан авиамузею в Сиэтле.
Большая часть из 60 самолетов Sabre Mk 2 из ВВС США ушли в Корею для восполнения понесенных потерь. Sabre несли серьезные потери от МиГов.
"Black Jet" над Багдадом. Полковник Барри Хорн, пилот "самолета-невидимки", буквально боготворит свой самолет. "Мы совершили перелет на 45 самолетах из 37-го тактического истребительного авиакрыла с авиабазы Тонопа через Лэнгли в Вирджинии на авиабазу Хамис-Мушаит в Саудовской Аравии. Нашей главной задачей было уничтожение важных, сильно защищенных целей, для чего необходимо было применять авиабомбы с лазерным наведением. Согласно плану, мы должны были вылетать во второй половине дня с тем расчетом, чтобы работать у цели в ночное время. Некоторые цели находились недалеко друг от друга, а другие - на значительном удалении. F-117A требовали намного меньшего обеспечения, чем другие самолеты. Иногда нас прикрывали EF-111A Raven и F-4G Phantom Wild Weasel, но ввиду того, что "Black Jet" мог работать в условиях сильного радиоэлектронного противодействия, мы не особо зависели от этих самолетов".
Первым бомбы на противника в операции "Буря в пустыне" сбросили пилоты F-117A, совершавших вылеты с авиабазы Хамис-Мушаит (Саудовская Аравия). Беспрепятственно проникнув вглубь Ирака, они поразили ключевые объекты противника.
F-117A из состава 37-го тактического истребительного авиакрыла были очень дорогими, но зато и высокоэффективными самолетами ВВС США. Местом базирования этих самолетов была выбрана авиабаза Хамис-Мушайт - новая авиабаза в горной местности в юго-западной части Саудовской Аравии. Причем за свою схожесть с авиабазой Тонопа, где дислоцировалось 37-е авиакрыло, она получила кодовое обозначение "Тонопа Восточная" ("Tonopah East").
19 ноября 1952 года лейтенант Дж.Д. Миддлтон, пилотировавший этот F9F-2 Panther из 781-й истребительной эскадрильи с авианосца "Орискани", вместе со своим ведомым лейтенантом Э. Р. Уильямсом сбили недалеко от авианосца пару МиГов, а еще один МиГ был поврежден лейтенантом Д. М. Роуландсом. Долгое время данный факт был строго засекречен ВМС США, поскольку мог иметь тяжелые международные последствия - данные МиГ-15 были советскими и дислоцировались в районе Владивостока. Пилоты советских машин погибли. Всего F9F-2 одержали в Корее 8 побед.
F9F-2B Panther из 311-й истребительной эскадрильи авиации КМП США (на фотографии) в декабре 1950 года первыми прибыли в Корею на авиабазу Йонпо. К марту 1951 года она перебазировалась в Поханг. Там же с февраля 1951 года дислоцировалась 115-я истребительная эскадрилья КМП.
F9F-5 был самым многочисленным вариантом Panther - построено 595 самолетов. На фотографии - самолет из первой серийной партии, оснащенный экспериментальной топливозаправочной штангой и в 1952 году проходивший испытания с самолетом-заправщиком XAJ-1.
An F9F-5 (BuAer No 125240) testing an experimental in-flight refuelling probe which was later to be adopted by the swept-wing Cougar derivative
В авиации ВМС США самолет AT-6 получил обозначение SNJ-2. Изображенный самолет впоследствии был потерян - врезался в гору Санта-Роза в Калифорнии.
Построенный как NA-66, этот AJ955 поступил на вооружение канадских ВВС как Harvard Mk II. В 1943 году самолет принадлежал 2-й школе радистов и носил опознавательные знаки как на снимке.
Южная Африка эксплуатировала самолеты Harvard в 1940-1995 годах. Данный Harvard II принадлежал учебной школе, на снимке он несет блок НАР.
Этот AT-6A сфотографирован во время службы в школе подготовки стрелков, Харлинген, 1942 год.
После войны на многих AT-6/T-6 в хвостовой части фюзеляжа установили антенны радиопеленгатора, как на этом итальянском самолете.
North American BT-9
Франция активно использовала свои Fennec во время колониальных войн в роли противопартизанских самолетов. Изображенный самолет вооружен пулеметом и блоками НАР.
Из-за проблем с плохой приемистостью двигателя, что было совершенно недопустимо на морских учебных машинах, на T-28B установили новый, более мощный двигатель. Данный самолет принадлежал 2-й учебной эскадрилье ВМС США, приписанной к авиабазе Уайтинг-Филд.
После снятия с вооружения ВС США самолеты T-28 активно продавались на гражданском рынке. Эти три самолета попали в пилотажную группу "Trojan Phlyers" и сфотографированы в 2007 году во время выставки "Holloman Air & Space Expo".
HM595 - прототип Mk V, созданный на базе серийного Typhoon. Здесь он изображен в более позднем варианте - с каплевидным фонарем и новым хвостовым оперением.
Пара Tempest Mk V, имеющие "полосы вторжения" (для участников высадки в Нормандии), уходят на боевое задание в Северную Францию. Самолет на малых и средних высотах превосходил Bf 109G и Fw 190A.
501-я эскадрилья получила Tempest Mk V в августе 1944 года, тогда же на ее базе сформировали группу FIU - единственное подразделение с Tempest, предназначенное для перехвата ракет "Фау-1" ночью.
Three Tempest V Srs 2s in the markings of No 501 Squadron.
Самолеты 486-й эскадрильи новозеландских ВВС, которая вместе с 3-й эскадрильей дислоцировалась в Ньючерч и сдерживала натиск ракет "Фау-1".
Самые результативные пилоты Tempest из 486-й эскадрильи - слева направо - Стаффорд, Тайлор-Кэннон, Иглсон и Эванс, имевшие на всех 21 сбитую ракету "Фау-1", 10 сбитых самолетов и пять крестов "За летные заслуги".
Tempest Mk I имел "чистые" аэродинамические формы и превосходил Mk V, но недоверие заказчика к крыльевым радиаторам поставило крест на будущем данного варианта.
The prototype Tempest I, HM599, as flown in February 1943 with the early framed canopy
Tempest Mk II, только что покинувший завод "Hawker" в Лэнгли и оснащенный бомбодержателями, в сентябре 1945 года был передан в Боскомб-Даун (центр A&AEE) для испытаний на боевое применение 454-кг авиабомб.
MW742 входил в первую серийную партию Tempest Mk II и в конце войны ожидал отправки на Дальний Восток.
"Специальный летный отряд "Россия", подчиненный Управлению делами Президента РФ, эксплуатирует сегодня не менее четырех Ил-62М. Еще несколько машин, вероятно, находятся на хранении.
После объединения Германии в состав Люфтваффе вошли несколько Ил-62М бывшей компании "Interflug", эксплуатировавшиеся до этого ВВС ГДР в качестве транспортно-пассажирских. Позже их заменили на три Airbus A310, также принадлежавшие "Interflug".
Северокорейская авиакомпания "Air Koryo" ("Chosonminhang") до недавнего времени эксплуатировала несколько Ил-62М.
Авиакомпания "United Arab Airlines" была образована в 1961 году путем слияния авиакомпаний Сирии и Египта, сформировавших в 1958 году единое государство - Объединенную Арабскую Республику. Для замены лайнеров Comet компании "Egyptair" в лизинг были взяты Ил-62, позже их сменили Boeing 707.
В результате распада СССР лайнеры Ил-62 оказались в парке сразу нескольких новых авиакомпаний - бывших республиканских управлений "Аэрофлота". Одна из них - казахстанская "Aral Airlines", просуществовавшая всего один год (1995 год).
В сентябре 1977 года Ил-62М компании "Аэрофлот" установил мировой рекорд, преодолев дистанцию 5019 км на высоте 9000 м со средней скоростью 979 км/ч. Причем экипаж лайнера был полностью женским.
Ил-62 поставлялся и в Китай - пять авиалайнеров были приобретены Управлением гражданской авиации (CAAC). Позже им на смену пришли лайнеры Boeing 707.
Чехословацкая CSA, сегодня принадлежащая Чехии, присвоила своим Ил-62 обозначение "OK Jet". Впоследствии на международных маршрутах их сменили A310.
F9F-8B Cougar из 81-й истребительной эскадрильи "Crusaders" с авианосца "Интрепид" над Атлантикой (август 1958 года). F9F-8B был оснащен радиосвязной системой Bullpup и мог решать задачи непосредственной авиаподдержки.
Двухместный учебный F9F-8T Cougar отличался удлиненной носовой частью фюзеляжа - в 1962 году он был переобозначен как TF-9J. Прототип YF9F-8T (на фотографии) был облетан 29 февраля 1956 года.
Самолеты Alpha были рассчитаны на трех пассажиров и 211 кг почты и груза.
Нортроп изначально планировал сделать самолет Avion 1 полноценным "летающим крылом", но затем решил установить на нем хвостовое оперение. На фотографии - первый проект, на котором применили толкающий воздушный винт.
Нортроп перепроектировал силовую установку Avion 1, поставив тянущий воздушный винт. В сентябре 1930 года испытания самолета были прекращены.
N-1M стал продолжением работ, начатых по Avion 1, и был уже полноценным самолетом, созданным по схеме "летающее крыло". Вначале он оснащался двумя моторами Lycoming O-145 мощностью по 65 л. с., а затем - двигателями Franklin мощностью по 120 л. с. (на фотографии).
The Northrop N1M in its later form, with no anhedral on the wing tips.
N-9M был схож с N-1M. Единственный оставшийся N-9M был сохранен и сегодня летает в ретроавиагруппе "Planes of Fame".
Второй XP-56 летал в традиционной окраске ВВС Армии США и после инцидента с первым прототипом получил большее по площади хвостовое оперение.
5 июля 1944г.: первый полет планера Northrop MX-324 в варианте пилотируемого "летающего крыла" с ракетным двигателем.
Northrop XP-79 - один из самых необычных истребителей в истории. Предполагалось, что он сможет за один вылет "отрубать хвосты" не менее чем 10 самолетам противника. Изображен один из трех планеров MX-324.
Первый экземпляр XB-35 во время испытательных полетов. Несмотря на поршневые двигатели, инженеры "Northrop" обеспечили максимально эффективное с точки зрения аэродинамики расположение силовой установки XB-35. Этот 42-13603 был разобран в 1950 году.
XB-35 on its maiden flight. Eight-bladed props show up well, as do the naim scanner blister atop the central portion of the wing and smaller port gun blister outboard of the engines.
X-4 проходил программу испытаний в течение пяти лет. Наиболее ценными оказались данные по характеристикам самолетов, построенных по схеме "бесхвостка". Изображенный самолет, 46677, был вторым прототипом и сегодня находится в Музее ВВС США.
CF-101B Voodoo дал канадским летчикам то, что не мог обеспечить их CF-100 Canuck, а именно скорость и мощное вооружение. Отныне пилоты одноместных Sabre перестали быть единственной элитой канадских ВВС. Voodoo превосходил как Sabre, так и любой другой истребитель своего времени.
Данный самолет окрашен в серый цвет самолетов системы ПВО и несет новые национальные опознавательные знаки.
Voodoo из второй партии, переданной Канаде, получили новые национальные опознавательные знаки, включая новый вариант флага и слово "Canada" на фюзеляже.
После закрытия программы CF-105 Arrow канадские военные заинтересовались F-101B Voodoo, который и стал их новым перехватчиком.
УР Genie была уникальным авиационным средством поражения, предназначавшимся в первую очередь для поражения групповых воздушных целей. Ядерные БЧ для этих ракет находились на хранении в США.
Данный CF-101B из 425-й эскадрильи на время учения "Maple Flag", проводившегося в Колд-Лейк, получил временный камуфляж, который затем легко смыли. Перед фонарем кабины виден тепловизор инфракрасной поисково-следящей системы - признак принадлежности ко второй партии Voodoo.
Этот 23331 - один из 370 самолетов Sabre Mk 5, поставленных канадским ВВС начиная с февраля 1954 года. Позже данный самолет эксплуатировался Армией США как мишень.
Пилотажная группа "Golden Hawks" канадских ВВС летала на Sabre Mk 5 в 1959-1963 годах, так же как и три другие канадские пилотажные группы - "Prairie Pacific Team", "Sky Lancers" и "Fireballs".
ВВС ЮАР летали в Корее на F-86, взятых в аренду у ВВС США, нов 1954 году ЮАР приобрела свои Sabre Mk 6. Они прослужили до 1980 года.
Основные эксплуатанты Canadair Sabre в НАТО - британские ВВС (на фото) и Люфтваффе.
Основные эксплуатанты Canadair Sabre в НАТО - британские ВВС и Люфтваффе (на фото, в цветах 71-й истребительной эскадрильи "Richthofen").
Этот SE-ADI - первый самолет Delta 1C, приступивший к полетам в шведской авиакомпании "AB Aerotransport". Он получил собственное имя "Holland". Гонки 1934 года на Кубок Мак-Робертсона для него оказались неудачными.
В авиакомпаниях Bandeirante имел обычно такую типовую компоновку салона: три кресла в ряд, одно - по левому борту и два кресла - по правому борту, между ними - узкий проход. Корпоративный вариант - две группы кресел в "клубном" варианте (лицом друг к другу), что обеспечивало большую свободу и комфорт пассажирам.
Bandeirante мог стать идеальным самолетом для небольших авиакомпаний на местных авиалиниях в США, но против его закупки выступали американские самолетостроительные компании. Компания "Air Spirit" эксплуатировала шесть EMB-110P1A для полетов в районе Далласа и Форт-Уорта. Данная машина имела большую заднюю грузовую дверь и переднюю дверь с трапом для пассажиров.
EMBRAER EMB-110 Bandeirante стал одним из самых успешных легких турбовинтовых самолетов. Компания "Brit-Air" из Северо-Западной Франции приобрела три самолета EMB-110P1A, отличавшихся удлиненным фюзеляжем и передней пассажирской входной дверью, но в 1993 году заменила их на Saab 340.
Данный EMB-110P1A принадлежит нигерийской авиакомпании "Skypower Express", на 2012 год в эксплуатации находилось две машины. Самолет несет бразильскую регистрацию, но после поставки в Лагос он получил местный номер 5N-AXM. Самолеты Bandeirante поставлялись разным мелким авиакомпаниям по всему миру и ценились за простоту и неприхотливость в эксплуатации.
Уругвай приобрел шесть EMB-110 в 1975-1978 годах и использовал их в качестве транспортных, один из них привлекался к проведению картографирования и некоторых других работ. Сегодня в строю остались только три самолета, они эксплуатируются транспортной авиацией ВВС Уругвая для местных перевозок и несут гражданские или военные опознавательные знаки.
Колумбия приобрела два EMB-110P в 1992 году, они используются в качестве транспортных и связных.
Бразилия получила 11 вариантов Bandeirante, большей частью - пять вариантов и 124 самолета - транспортные и многоцелевые. Также на вооружение приняты морской патрульный P-95, самолет для наблюдения и картографирования местности R-95 (на фото), экспериментальный XC-95B и самолет для калибровки навигационного оборудования EC-95.
Бразильские военные активно использовали разные варианты Bandeirante. На фотографии - специализированный поисково-спасательный вариант SC-95B.
Морской патрульный вариант EMB-111, названный P-95, был принят на вооружение в 1978 году и имел существенные отличия - более мощные двигатели PT6A-34 и концевые топливные баки, что позволило увеличить емкость топливной системы до 2545 л и обеспечить продолжительность полета до 8 часов. Бразилия - самый крупный эксплуатант EMB-111: 12 самолетов P-95A и десять P-95B.
Бразилия получила 11 вариантов Bandeirante, большей частью - пять вариантов и 124 самолета - транспортные и многоцелевые. Также на вооружение приняты морской патрульный P-95 (на фото), самолет для наблюдения и картографирования местности R-95, экспериментальный XC-95B и самолет для калибровки навигационного оборудования EC-95.
ВМС Чили получили шесть EMB-111AN и три EMB-110CN в 1976-1977 годах. Пять оставшихся в строю машин используются в качестве морских патрульных и транспортных.
YC-95 - прототип Bandeirante. В последующем самолет приобрел модифицированные иллюминаторы и остекление кабины, а также удлиненный фюзеляж.
P-95A Bandeirulha. 1-я эскадрилья "Orungan" 7-й авиагруппы получила на вооружение морской патрульный вариант самолета Bandeirante в 1977 году. Самолеты эскадрильи дислоцировались в Сальвадоре и патрулировали северо-восточное побережье Бразилии и территориальные воды. В перспективе планируется перевооружить эскадрилью на P-3AM Orion. Бразильские самолеты Bandeirulha (сокращение от "BandeirantePatrulha") принимали участие и в вооруженном конфликте - в мае-июне 1982 года, два самолета были арендованы Аргентиной, вступившей тогда в вооруженное противостояние с Великобританией за обладание Фолклендскими островами. Впрочем, непосредственного участия в боевых действиях данные самолеты не принимали и вскоре были возвращены Бразилии, где решали задачи более мирного характера.
EMB-111 Bandeirante Patrulha
Этот F-82G "Dottie Мае" воевал в Корее в составе 4-й истребительной (всепогодной) эскадрильи, выполняя также и задачи штурмовки наземных целей.
North American P-82 Twin Mustang
Третий X-15 (№66672) получил обозначение X-15A-3 и использовался для установления "секретного", неофициального мирового рекорда высоты. 15 ноября 1967 года он разбился.
Изображенный третий X-15 был облетан Нилом Армстронгом 20 декабря 1961 года. Этот ГЗЛА совершил 65 полетов и достиг максимальной скорости М=5,65.
Один из ранних B-26, окрашенный по схеме Olive Drab / Neutral Gray (оливково-зеленый/нейтрально-серый), принятой в ВВС Армии США в 1942 году.
Первый Marauder (40-1361) строился по стандарту серийного самолета, но фактически стал прототипом. Фотография сделана вскоре после первого полета 25 ноября 1940 года.
B-26B-50-MA из 558-й бомбардировочной эскадрильи 387-й группы. 387-я группа выполнила 29 заданий в составе 8-й ВА, а в августе 1944 года была передана в 9-ю ВА и переброшена из Великобритании во Францию.
Код "PN" позволяет отнести этот B-26B к 449-й бомбардировочной эскадрилье 322-й группы, которая стала первой группой B-26, переброшенной на Европейский ТВД.
A Martin B-26B-25-MA Marauder (foreground) with a B-26C-5-MO behind, both aircraft being from the 322nd Bombardment Group flying in Europe in 1943.
Большая часть Marauder была построена на заводе в Балтиморе, но 1210 самолетов B-26C выпущены на заводе компании в Омахе, штат Небраска. Данные невооруженные самолеты - вероятно, учебные.
Этот B-26B Shootin, 42-95857, из 556-й бомбардировочной эскадрильи 387-й группы сбрасывает бомбы на цели в оккупированной Европе. 9-я ВА активно использовала Marauder, поддерживая продвижение союзных войск после высадки в Нормандии.
Серийный вариант A-17 имел модифицированные обтекатели шасси.
H8K2 из 801-й авиагруппы. Йокогамский авиакорпус или авиагруппа (Yokohama Kokutai) - подразделение, вооруженное самолетами H8K и в годы войны на Тихом океане дислоцировавшееся в районах Бенгальского залива, Алеутских и Соломоновых островов. В ноябре 1942 года оно было преобразовано в 801-й кокутай - до конца войны единственное подразделение с летающими лодками.
На фотографии прототипа H8K хорошо заметна короткая носовая часть машины. Первые пробеги по воде и подлеты выявили ряд проблем, заставив разработчика внести ряд изменений в конструкцию.
Опытный образец Н8К, летающая лодка "13-Ши", во время первого этапа летных испытаний недалеко от Кобе, начало 1941 г.
"Emily" имела мощное пушечно-пулеметное вооружение и была сложной целью для летчиков союзников. На фотографии ВМС США запечатлены последние минуты существования H8K2 из 951-го (901-го ???) кокутай (авиагруппы), сбитой 2 июля 1944 года.
The Kawanishi "Emily" 22 Flying-boat (four Mitsubishi Kasei 22 engines).
Транспортная летающая лодка H8K2-L могла брать на борт 64 пассажира и имела экипаж из девяти человек: командир корабля, пилот, второй пилот, штурман/носовой стрелок, два радиста, два бортинженера и хвостовой стрелок.
Эта лодка H8K2, №426, была захвачена ВМС США и проходила после войны испытания. Это единственная сохранившаяся летающая лодка - в 1979 году ее вернули Японии, сейчас она выставлена в музее.
Летающая лодка H8K (один из крупнейших самолетов Второй мировой войны) имела размеры, сравнимые с британской Short Sunderland, хотя при создании H8K ставилась задача превзойти ее. Иллюминаторы в корпусе лодки и установленный под углом носовой блистер говорят о том, что на фотографии прототип транспортной модификации H8K1-L.
Gamma 2D использовался для экспериментов на больших высотах, чтобы выяснить возможность авиалайнеров обходить грозовые фронты.
В целях улучшения характеристик YA-13 на него установили двигатель Pratt & Whitney R-1830-7 мощностью 950 л. с. и трехлопастный воздушный винт. Новый вариант получил обозначение XA-16 - самолет сфотографирован во время летных испытаний в авиакорпусе Армии США в 1935 году.
YA-13 вначале проходил испытания с гражданской регистрацией X12291. Как видно, бомбы подвешиваются на держателях между обтекателями шасси.
F-86K для НАТО постройки "Fiat". F-86K - "упрощенный" вариант F-86D, имевший преимущественное пушечное, а не ракетное вооружение, и с более простой системой управления вооружением. F-86K предназначался для выпуска на заводе "Fiat" в Казелле - сборка осуществлялась из комплектов, поставляемых "North American Aviation". 221 самолет из 341, полученного ВВС стран НАТО, был построен итальянской "Fiat". Первые поставки осуществлены ВВС Италии (на фотографии) в 1955 году (последний списан в 1973 году), остальные переданы Франции, Нидерландам, Норвегии и ФРГ. Венесуэла получила 51 самолет от Люфтваффе в 1966 году, часть из них позже попала в ВВС Гондураса.
F-86F постройки "Mitsubishi". Японские ВВС - третий крупнейший эксплуатант Sabre. Получено 608 самолетов F-86D/F. Три сотни из них - вариант F-86F-40, построенный по лицензии компанией "Mitsubishi" в Нагое. Самолеты поставлены в 1956-1961 годах и эксплуатировались до 1980-х годов, в последнее время как учебные. Компания "Mitsubishi" в 1961-1962 годах переоборудовала 18 самолетов в вариант RF-86F (на фотографии), они принадлежали 510-й эскадрилье и в 1979 году были заменены на RF-4E Phantom.
Sabre производства "Commonwealth Aircraft Corporation". Завод компании "Commonwealth Aircraft Corporation" в Фишерменс-Бенд, Мельбурн, выпустил 112 самолетов Sabre с двигателями Rolls-Royce Avon, строившихся в 4 вариантах. В 1953-1961 годах самолеты поступили в пять эскадрилий австралийских ВВС (на фото; 3-я, 75-я, 76-я, 77-я и 69-я эскадрильи) и 2-ю группу переучивания летного состава. Последний самолет списан в 1971 году.
Десять Sabre Mk 32 были переданы малайзийским ВВС в 1969 году (на фото) и еще шесть в 1971 году - наряду с двумя нелетными экземплярами для использования в качестве учебных пособий. Все самолеты эксплуатировались в 11-й эскадрилье до 1975-1976 годов, когда им на смену пришли Northrop F-5A, a Sabre были переданы новой 12-й эскадрилье, летавшей на них несколько месяцев, - затем их списали.
Пять были проданы Индонезии, которая свои первые 18 Sabre Mk 32 (на фото) получила в дар от Австралии в апреле 1972 года. Они прибыли в страну в 1973 году и эксплуатировались в 14-й эскадрилье до 1980-х годов (заменены на A-4 Skyhawk).
North American NA-68 изначально строился как экспортный истребитель для Таиланда, но в итоге попал в ВВС Армии США под обозначением P-64 и стал учебно-тренировочным самолетом.
Один из самолетов NA-50, поставленных в Перу и названных "Torito", что можно перевести как "бычок". Любители исторических самолетов переоборудовали три AT-6 Texan в реплики NA-50/64.