Мировая Авиация 219
-
Разведчики GR.Mk 1A британских ВВС несли на центральном узле подвески разведывательный контейнер EMI. Изображенная машина несет "арктический" камуфляж.
Британские GR.Mk 1 и T.Mk 2A несут обозначения 16-й (резервной) эскадрильи, осуществлявшей переподготовку летчиков. Британские ВВС изначально рассматривали данную задачу для Jaguar как приоритетную.
С сентября 1981 года по ноябрь 1984 года Jaguar ACT использовался для испытаний цифровой электродистанционной системы управления с четырехкратным резервированием (без "механического" резервирования).
Индия приобрела 12 одноместных "морских ударных" Jaguar, получивших обозначение IM и поступивших в 6-ю эскадрилью, дислоцированную в западной Индии.
Jaguar A
Jaguar GR.Mk 1/1A/3/3A; Jaguar M; Jaguar International IM
Jaguar ACT
На начало Второй мировой войны самолетами P.11c были вооружены 12 эскадрилий польских ВВС. На их счету - 126 сбитых самолетов Люфтваффе; потери составили 114 машин.
Румынские ВВС стали крупнейшим зарубежным эксплуатантом P.11 - они получили 50 самолетов P.11b и около 80 истребителей P.11c, выпускавшихся в 1936-1938 годах по лицензии румынской компанией I.A.R.
Данный A-7D принадлежал 75-й тактической истребительной эскадрилье 23-го тактического истребительного авиакрыла ВВС США. Эскадрилья дислоцировалась на авиабазе Ингланд в Луизиане и летала на Corsair II в 1972-1981 годах, после чего была перевооружена на A-10A.
147-я штурмовая эскадрилья "Argonauts" прибыла к берегам Вьетнама на борту авианосца "Констеллейшн" (CV 64) и принимала участие в операции "Linebacker I". Данный A-7E (№ 156818) несет бомбы Mk 82 и окрашен по стандартной для ВМС США схеме - светло-серый верх и белый низ.
С 1970-х годов греческие ВВС получили 25 самолетов A-7E и 60 A-7H, которые сохранили камуфляж в стиле, применявшемся в ВВС США в Юго-Восточной Азии. По состоянию на 2012 год, самолеты A-7 оставались в строю и входили в состав 116-го истребительного авиакрыла. Эту машину (№ 159662) списали в сентябре 1977 года.
A-7K из 125-й учебной тактической истребительной эскадрильи 138-й учебной тактической истребительной группы авиации Национальной гвардии Оклахомы. Двухтоновый зеленый/рыжевато-коричневый камуфляж применялся для тактической авиации ВВС США в начале - середине 1980-х годов.
34-я эскадрилья РЭБ дислоцировалась в Пойнт-Мугу и в 1983-1992 годах имела в своем составе самолеты EA-7L, которые привлекались для имитации самолетов противника во время учений.
A-7D из авиации Национальной гвардии штата Айова несет УР AIM-9L/M Sidewinder на фюзеляжном пилоне и контейнер РЭБ AN/ALQ-119 - на подкрыльевом пилоне. Самолет принадлежал 124-й истребительной эскадрилье 132-го истребительного авиакрыла. Corsair II данной эскадрильи с 1987 года прошли модернизацию по программе LANA, а в 1993 году эскадрилья приступила к перевооружению на F-16C/D Fighting Falcon Block 52.
A-7 поступил на вооружение 39 эскадрилий авиации ВМС США. Данная пара A-7E принадлежала 72-й штурмовой эскадрилье "Blue Hawks", приписанной в середине 1980-х годов к авиакрылу авианосца "Америка" (CV 66). Самолет слева принадлежит командиру корабельного авиакрыла - это видно по коду "ОО".
A-7 Corsair II: "Буря в пустыне". В операции "Буря в пустыне" принимали участие две штурмовые эскадрильи Corsair II - 46-я "Clansmen" и 72-я "Bluehawks" (на фото, на трехзамковых бомбодержателях подвешены кассетные боеприпасы). Обе эскадрильи были приписаны к 3-му корабельному авиакрылу авианосца "Джон Ф. Кеннеди". A-7E авиации ВМС использовались преимущественно в качестве легких штурмовиков или самолетов подавления средств ПВО противника, поэтому они приняли активное участие на первом этапе воздушной кампании. За время операции A-7E неоднократно применяли в боевых условиях УР "воздух - РЛС" HARM и УР "воздух-воздух" Walleye, а также обычные авиабомбы. В бою не был потерян ни один A-7E, но один самолет был потерян в результате аварии при посадке на авианосец. Последние в операции "Буря в пустыне" вылеты A-7E совершили почти четверть века спустя после первого вылета A-7A из 147-й штурмовой эскадрильи над Вьетнамом.
Во Вьетнаме 46-я штурмовая эскадрилья "Clansmen" воевала на A-4E Sky hawk и базировалась на AB "Форрестол". Первые A-7B она получила в 1968 году, став затем одной из первых, перевооруженных на A-7E (на снимке). После возвращения из Персидского залива, где она дислоцировалась на AB "Джон Ф. Кеннеди" (на снимке), она была расформирована - официальная церемония состоялась 23 мая 1991 года на авиабазе Сесил-Филд.
Три спарки TA-7C из 774-й штурмовой эскадрильи "Hell Razors" авиации ВМС США, дислоцированной на авиабазе Сесил-Филд, штат Флорида. На самолетах TA-7C летчики проводили ознакомительные полеты. Первый самолет поднялся в воздух в середине 1975 года, на машинах ставили вначале двигатели TF30. С марта 1983 года восемь машин переоборудовали в вариант EA-7L - они поступили в 34-ю эскадрилью РЭБ для подготовки специалистов РЭБ. В январе 1985 года ВМС получили модернизированные TA-7C, оснащенные двигателями TF41.
A-7D Corsair из 125-й тактической истребительной эскадрильи 138-й тактической истребительной группы авиации Национальной гвардии штата Оклахома. В 1987 году самолет был модернизирован и получил возможность летать и применять вооружение на малых высотах. До получения в июле 1978 года A-7D авиагруппа летала на F-100D/F Super Sabre, а в 1993 году начала перевооружение на F-16C/D Block 50. Последние годы службы A-7 эскадрильи несли такой двухтоновый камуфляж.
A-7D
Скот в ожидании погрузки на грузовые самолеты Boeing 747-100 компании "American International Airways", которые перевезут животных с Гавайев на континентальную часть США.
Самолет Boeing 747-200F авиакомпании "Malaysia Airlines" готовится к перевозке лошадей. В каждом специальном стойле, имеющем прочную конструкцию, перевозится по три лошади.
По причине внутренних неурядиц Iryda не получил того успеха, которого он, возможно, заслуживал. Самолет был выпущен в Польше небольшой серией.
P.Z.L. I-22 Iryda
После начала Второй мировой войны 21 самолет P.23 был передан Румынии, из них 19 машин применялись ВВС Румынии на начальном этапе войны с СССР.
Representative of the wide variety of different combat aircraft with which the Rumanian air arm went to war are the PZL P.23 Karas.
P.Z.L. P.23 Karas
P.37 был хорошим бомбардировщиком, но поставлялся в польские ВВС в очень незначительном количестве, чтобы оказать заметное влияние на ход боевых операций в годы Второй мировой войны.
P.Z.L. P.37B Los B
Первые SE.5. Две белые ленты в хвостовой части фюзеляжа данного SE.5a говорят о его принадлежности к 56-й эскадрилье - первому подразделению SE.5, попавшему на фронт. Капитан Альберт Болл одержал на таком самолете две победы в первом же вылете.
Американский экспедиционный корпус. Во Франции воевали только две американские эскадрильи, вооруженные SE.5a. Большей популярностью пользовался самолет SPAD XIII. Данная машина принадлежала 25-й эскадрилье.
Польский истребитель. Более 20 самолетов SE.5a в 1920 году были переданы британцами польским ВВС - из них сформировали первую истребительную эскадрилью. В том же году они применялись в боях с советскими войсками.
F904 принадлежит фонду «Shuttleworth Trust» из Южной Англии и является единственным S.E.5a, годным к полетам. Самолет оснащен оригинальным двигателем Wolseley Viper.
Июнь 1918 года.Строй SE.5a из 85-й эскадрильи в Сен-Оме. Установленный на верхнем крыле пулемет Lewis дополнял синхронный Vickers, стоявший в фюзеляже перед кабиной.
«PEG» - самолет SE.5a из состава американской 94-й истребительной эскадрильи «Hat in the Ring» из 1-й истребительной группы, дислоцировавшейся в Селфридж-Филд в 1919-1922 годах.
Станок Фостера позволял летчику использовать пулемет Lewis для ведения огня вперед и/или вверх. При этом пилот мог менять магазин во время полета.
На рисунке - M-18A, построенный в 1988 году и имеющий чешскую регистрацию.
ВВС Греции - крупнейший военный оператор M-18. В их боевом составе находится 19 самолетов M-18 и три M-18AS, использующиеся для наблюдений и борьбы с пожарами.
Первоначально предполагалось оснастить истребитель фронтальным радиатором, но в итоге на серийных самолетах его расположили под фюзеляжем.
Аэрогеофизические исследования могут проводиться с очень малых высот - вплоть до 80 м. Особенно когда необходимы точные данные электромагнитных измерений. В горной местности самолеты для этих целей не годятся - приходится использовать вертолеты, как этот Bristol Sycamore.
Ан-28 разработан специалистами ОКБ Антонова, однако все серийные самолеты строились на авиазаводе в Польше. Собственно Ан-28 создавался на базе модернизированного Ан-14М. СССР-19753 - это третий построенный Ан-28.
Разработанный на смену Ан-2 самолет Ан-28 отличался хорошими взлетно-посадочными характеристиками и мог работать с аэродромов с короткими ВПП. Зимой на самолете применяли лыжное шасси.
Одна из отличительных особенностей Ан-28 - грузовой отсек, створки которого открывались наружу вниз. Погрузка возможна прямо с борта автомашин.
Для использования геофизической аппаратуры необходимы самолеты, отличающиеся большой грузоподъемностью. Идеальным вариантом являются двухмоторные машины, как изображенный здесь Skyvan, оснащенный системой Tempest, или же трехмоторные самолеты, такие как Trislander.
ВМС и КМП США эксплуатируют четыре транспортных C-20G. На фотографии - самолет из состава 48-й транспортной эскадрильи «Capitol Sky liners». Хорошо видна большая боковая грузовая дверь.
Пять GIV, имеющих обозначение U-4, эксплуатируются в японских ВВС. Благодаря большим боковым грузовым дверям они могут быть быстро переоборудованы для решения различных задач - от VIP-транспортных до медико-эвакуационных.
Аэрокосмический центр Германии (DLR) получил в 2009 году один G550. B рамках проекта HALO (High Altitude and Long Range Research Aircraft) самолет, оснащенный различной аппаратурой, включая носовую приборно-измерительную штангу, привлекается к изучению атмосферы и поверхности Земли.
Швеция имеет два переоборудованных G IV, получивших обозначение S.102B Korpen и решающих задачи самолетов радио- и радиотехнической разведки. Подфюзеляжный обтекатель - съемный, хорошо также видны многочисленные антенны.
26 марта 2005г.: созданный специально под требования израильских вооруженных сил, самолет ДРЛО Gulfstream Nachshon был разработан на базе бизнес-джета G550. В первоначальной конфигурации (Shavit, на заднем плане) самолет оснащался системой радиоэлектронной разведки AISIS компании "Elta" (ее аппаратура размещалась в гондоле).
Nachshon - один из наиболее существенно модифицированных Gulfstream. ВВС Израиля эксплуатируют самолет ДРЛОиУ Eitam и самолет радио- и радиотехнической разведки Shavit, поступившие на смену специализированным Boeing 707.
AMX International AMX. Код «51-...» в носовой части и эмблема с котом и мышью на киле позволяют причислить данный самолет к первому подразделению, получившему самолеты AMX. 51-й авиаполк 103-й авиагруппы дислоцировался в Истране и до этого летал на самолетах Aeritalia G.91 R (тогда авиаполк дислоцировался в Тревизо). Самолет окрашен в серый цвет, что необычно для штурмовиков, и несет национальные опознавательные знаки позднего варианта - с «малозаметной» тонкой белой лентой.
15 мая 1984г.: с аэродрома фирмы "Aeritalia" в Турине поднялся в воздух первый прототип итало-бразильского легкого штурмовика АМХ.
Пилоты по достоинству оценили кабину AMX и ее оборудование. Летчик имеет хороший обзор из кабины, а органы управления скомпонованы по принципу HOTAS. Индикатор на лобовом стекле OMI/Selenia обеспечивает летчика всей полетной и навигационной информацией, позволяя также применять оружие, а слева на приборной доске находится многофункциональный индикатор компании «Alenia».
В рамках программы испытаний AMX осуществлялось применение различных типов авиационных средств поражения. На фотографии - сброс 454-кг авиабомб Mk 83.
Прототипы AMX несли итальянские и бразильские опознавательные знаки. Самолет на переднем плане оснащен приборно-измерительной штангой, а итальянская машина на заднем плане имеет черный носовой обтекатель, под которым установлена БРЛС.
Бразильские ВВС требовали обеспечить самолету возможность дозаправки в полете - шестой прототип AMX проходил соответствующие испытания, принимая топливо от KC-130H (на снимке) и KC-137 на высоте 1219 - 9144 м.
AMX, который часто называли «карманный Tornado», является одним из немногих современных боевых самолетов, изначально создававшихся под задачи штурмовика. Данный самолет принадлежит 32-му авиаполку ВВС Италии.
Итальянский AMX из состава 51-го авиаполка выполняет посадку на авиабазе Неллис (учения «Red Flag», 2009 год). Крыло AMX имеет развитую механизацию - расположенные по всему размаху предкрылки и закрылки Фаулера.
В состав силовой установки AMX включили надежный двухконтурный турбореактивный двигатель Spey, позволяющий самолету развивать скорость до М=0,86. На фотографии - итальянский самолет, вооруженный УАБ Opher (израильская модификация авиабомб Mk 80 с установкой тепловизионной системы наведения).
На фотографии - серийный самолет бразильской сборки, поднявшийся в воздух 12 августа 1989 года и через два месяца поставленный ВВС Бразилии в 1-ю эскадрилью 16-й истребительной авиагруппы в Санта Крузе (около Рио-де-Жанейро).
Этот первый серийный A-1 бразильского производства. AMX испытывал много проблем при проектировании, большинство которых было связано с нежеланием США поставлять современные системы авионики.
Кроме высокорасположенного крыла, AMX имеет и высокорасположенные воздухозаборники, что снижает вероятность попадания в них посторонних объектов на взлете/посадке.
Распределение работ по программе AMX. Работы по программе AMX распределялись следующим образом: компания «EMBRAER» выполняла 29,7% объема работ (крыло, воздухозаборники, пилоны и ПТБ); компания «Aeritalia» - 46,7% (центральная часть фюзеляжа, хвостовое оперение); компания «Aermacchi» - 23,6% (носовая и хвостовая части фюзеляжа).
M-15 Belphegor был одним из самых примечательных образцов авиатехники после Второй мировой войны. В нем конструкция биплана с неубирающимся шасси сочеталась с двухконтурным турбореактивным двигателем.
P.7 - первый истребитель-моноплан, появившийся в начале 1930-х годов, но на момент вторжения Германии в Польшу в 1939 году он уже серьезно уступал немецким Messerschmitt Bf 109.
P.24 составляли основу парка истребительной авиации греческих ВВС во время Второй мировой войны и успешно противостояли Люфтваффе и итальянским ВВС.
Самолет P.W.S.26 внешне был схож с вариантом P.W.S.16, но отличался наличием пулемета и модифицированным шасси.
N422AL - ранний S-76A 1983 года выпуска. Вертолет использовался для VIP-перевозок в США, в настоящее время принадлежит частному владельцу из Бразилии и носит регистрацию PT-YAZ.
Авиапарк "Petroleum Helicopter Incorporated" из Далласа включает большое количество S-76A+ и S-76C+, которые с 1980 года применяются в качестве медико-эвакуационных и для обслуживания нефтепромыслов на шельфе. В 2005 году компания стала получать вертолеты S-76C++.
Вертолеты S-76C (N7601S; впереди строя) и два S-76B. Хорошо заметна иная форма воздухозаборника двигателя.
В новом вертолете S-76 конструкторы "Sikorsky" смогли соединить вместительную кабину - с расположением кресел по четыре в ряд - и обтекаемые обводы корпуса.
Один из трех S-76C++, поставленных в 2012 году китайской "Zhuhai Helicopter Branch" (подразделение "China Southern Airline"), обслуживающей нефтепромыслы на шельфе Южно-Китайского моря и располагающей 13 S-76 и тремя S-92.
Множество S-76 используется в качестве корпоративных. Они имеют комфортабельные салоны на четырех человек, в которых установлены кожаные кресла, улучшенная шумоизоляция, телефоны, система развлечений и т. п. Стандартные опции - обогрев салона, современные системы вентиляции и освещения.
В 1983 году ВВС США приобрели три C-20A. Самолеты дислоцировались вначале на авиабазе Эндрюс, но затем были перебазированы на немецкую авиабазу Рамштайн. Изображенный самолет, 83-0501, в настоящее время принадлежит Инженерному командованию Армии США.
В 2003 году НАСА получило от ВВС США самолет C-20A (G III). Он привлекался к проведению различных испытаний; на фотографии он несет контейнер с РЛС с синтезированной апертурой луча, разработанной для БЛА.
Исследовательский центр НАСА имени Драйдена использует приведенный здесь самолет G III для изучения свойств ламинарного потока.
Самолеты для геофизических исследований имеют характерные особенности, такие как "жала" в носовой и хвостовой частях этого Britten-Norman Trislander, где размещались чувствительные элементы магнитометров. В 1980-1990 годы самолет, на котором имелась система Questorsystem, выполнял исследования в районе Онтарио (Канада).
Этот самолет с регистрацией SP-AGR - прототип P.W.S.24. В 1935 году он и три других самолета были переоборудованы для проведения аэрофотосъемки.
Первый прототип Jaguar - французский двухместный Jaguar E. Самолет был собран на заводе в Виллакубле и под управлением Бернара Витта совершил первый полет с аэродрома в Истре 8 сентября 1968 года.
Британские GR.Mk 1 и T.Mk 2A несут обозначения 16-й (резервной) эскадрильи, осуществлявшей переподготовку летчиков. Британские ВВС изначально рассматривали данную задачу для Jaguar как приоритетную.
Jaguar E (первый прототип); Jaguar T.Mk 2
Этот самолет Petrel (G-BACA) был собран на заводе "British Aircraft Corporation" в Престоне, Северная Англия. Самолет налетал всего 15 часов.
Второй прототип P.W.S.12 имел ряд существенных отличий от первого и получил обозначение P.W.S.12bis. С 1931 года он был переоборудован для пилотажных полетов (SP-AKE).
P.W.S.14 поступил на вооружение ВВС Польши в 1933 году и вначале обозначался ошибочно как P.W.S.12. На начало Второй мировой войны самолеты числились в двух учебных подразделениях.
Считается, что в реальности были построены только прототип и один серийный P.W.S.20bis, которые поступили в авиакомпанию LOT в середине 1930 года и получили названия "Yaga" и "Zulu". Этот SP-AAZ - первый из них.
На данной фотографии самолета P.Z.L L.2 хорошо видны особенности машины, обеспечившие ей высокие взлетно-посадочные летные характеристики: предкрылки и закрылки/элероны, расположенные по всему размаху крыла.
Самолеты, оснащавшиеся мотором de Havilland Gipsy I, имели очень схожие обводы носовой части, и P.Z.L.5 не был исключением. На фотографии - третий самолет данного типа, построен для участия в соревнованиях "Challenge de Tourisme International", 1930 год.
P.26 представлял собой трехместный кабинный туристический моноплан с низкорасположенным крылом. Коммерческого успеха не имел.
Несмотря на хорошие характеристики в качестве учебно-тренировочного самолета, коммерческий успех M-26 Iskierka был весьма скромным. Этот SP-DIF - один из четырех самолетов, летающих сегодня в Польше.
Семейство Skytruck было разработано специалистами компании "PZL-Mielec" на базе Ан-28. На снимке - транспортно-десантная модификация самолета.
ВВС Польши приобрели пару Ан-28TD для использования в качестве легких транспортных и для проведения парашютной подготовки. Самолет также получил название Bryza 1TD.
ВВС и ВМС Польши эксплуатируют 17 самолетов M28 Bryza, оснащенных двигателями PZL-10S (лицензионный вариант ТВД-10Б). На снимке - один из пяти морских патрульных самолетов M28-B1R, оснащенных подфюзеляжной поисковой РЛС и состоящих на вооружении ВМС Польши.
Для патрулирования, ПЛО и поиска и спасания построен один Bryza 1RM bis, оснащенный поисковой РЛС кругового обзора ARS-800-2, радиогидроакустическими буями, магнетометром и носовой платформой с ИК-системой переднего обзора.
M28 05 Skytruck - морской патрульный и поисково-спасательный самолет польской Береговой охраны, оснащенный двигателями PT6, поисковой РЛС ARS-400M и ИК системой переднего обзора (как на Bryza 1RM bis).
Бразильские ВВС требовали обеспечить самолету возможность дозаправки в полете - шестой прототип AMX проходил соответствующие испытания, принимая топливо от KC-130H (на снимке) и KC-137 на высоте 1219 - 9144 м.