Мировая Авиация 220
-
МиГ-19С, окрашенный в ярко-красный и серо-голубой цвета, из пилотажной группы ВВС Московского военного округа, действовавшей в 1958-1966 годах. Самолет, вероятно, оставался боевым, сохранив свои пушки, но в отличие от стандартных машин получил дымогенераторы под крылом.
МиГ-19 стал первым в СССР строевым сверхзвуковым истребителем. Прочный, скоростной, маневренный и вооруженный мощными 30-мм пушками истребитель стал основой советских ВВС в конце 1950-х годов.
Этот СМ-9/3Т с необычным бортовым номером желтого цвета использовался для испытаний ракеты К-13, являвшейся аналогом американской AIM-9B Sidewinder. В НАТО К-13 получила обозначение AA-2 «Atoll».
Учитывая прожорливость ранних ТРДФ, установленных на МиГ-19, большинство этих истребителей летало с ПТБ под крылом для увеличения продолжительности полета. Этот истребитель ВВС СССР несет блоки НАР на пилонах рядом со стойками шасси вместо ракет «воздух-воздух».
Помимо самолетов, полученных из СССР, ВВС Чехословакии использовали МиГ-19 собственной постройки, получивший обозначение Avia S-105.
МиГ-19С ВВС ГДР готовится к ночному вылету. Хотя этот вариант не имел РЛС, он ограниченно мог использоваться ночью при условии хорошей погоды и надежного наведения с земли.
Один Ту-22М0 с бортовым номером 33 ныне является экспонатом музея в подмосковном Монино.
На серийном Ту-22М1 (обратите внимание на обтекатель на вершине киля) установили новые двигатели НК-22, развивавшие большую тягу (на 10%). Выпуск Ту-22М1 планировалось развернуть в 1971 году на 22-м заводе в Казани, завершавшем производство Ту-22. На Ту-22М1 увеличили размах крыла и внесли множество изменений в конструкцию, но по своим характеристикам он по-прежнему не устраивал военных.
Первым действительно серийным вариантом самолета стал Ту-22М2 («Backfire-B»; на фото), который его экипажи называли «Двойкой». В 1972-1983 годах построили 211 самолетов. Первоначально установленная в носовой части заправочная штанга была снята в соответствии с Договором об ограничении стратегических вооружений, что лишило машину межконтинентальной дальности. Другими отличительными чертами Ту-22М2 стали увеличенные воздухозаборники и спаренная пушечная установка. Типичное наступательное вооружение Ту-22М2 состояло из одной ракеты Х-22 или свободнопадающих бомб на многозамковых бомбодержателях. Помимо Дальней авиации, Ту-22М2 поступили также в части морской авиации Северного и Черноморского флотов, придя на смену Ту-16К. Подготовка экипажей (с использованием самолетов Ту-134УБЛ) проводилась в 43-м Центре боевого применения и подготовки в Рязани.
Ту-22М3. Перед распадом СССР самолеты Ту-22М3 (как Ту-16К и Ту-22М2) входили в состав морских ракетоносных авиаполков - МРАП, сведенных в дивизии (МРАД). В конце 1990-х годов Ту-22М3 были поделены между двумя дивизиями (по два полка в каждой), составившими ракетоносные силы авиации Северного (полки в Лахте и Оленьей) и Тихоокеанского (два полка в Алексеевке) флотов.
Основным противокорабельным оружием Ту-22М3 являются ПКР Х-22 (AS-4 «Kitchen» по классификации НАТО), которые самолет может нести до трех штук.
Получивший новые ТРДДФ НК-25, усиленное крыло и совковые воздухозаборники, Ту-22М3 («Backfire-С»; на фото) пришел на смену Ту-22М2 и был принят на вооружение в 1983 году. Оптимизированные для полетов на малых высотах и способные взаимодействовать с самолетом ДРЛО А-50, первые машины были развернуты в 185-м Гв.ТБАП. Всего до завершения производства в 1993 году было построено 268 Ту-22М3.
Создававшийся, прежде всего, как ракетоносец для Дальней авиации, Ту-22М3 стал больше известен на Западе в качестве морской ударной машины, использовавшейся СССР, а ныне и Россией. Кроме России, Ту-22М3 служили и в Украине (вверху) - самолеты были сведены в 184-й и 185-й ТБАП.
F-105D с полной боевой нагрузкой рядом с заправщиком KC-135. Заправщики были интенсивно задействованы во время крупных ударов, они находились в основном в районе Таиланда и над югом Лаоса.
Группа F-105D в серебристой окраске принимает топливо от заправщика KC-135. Ударные группы всегда дозаправлялись перед отправкой к цели, обычно на высоте около 4570 м. Это была максимальная высота, на которую мог забраться загруженный бомбами «Thuds» без использования форсажа.
На начальном этапе испытаний самолета-заправщика был задействован R3Y-2 BuNo.131722, осуществлявший передачу топлива самолетам из эскадрилий VF-123 (Grumman F9F-8 Cougar) и VF-23 (McDonnell F2H-3 Banshee, на снимке). Tradewind нес все четыре заправочных контейнера. Хотя во время испытаний самолет был приписан к эскадрилье VR-2, он сохранил свой серийный номер в носовой части.
Боб Лайнс и его ведомый направляются к району Pack Six в одном из первых вылетов в 1965 году. Их F-105D несут бомбы Mk 82 Snakeye.
F-105D сбрасывают бомбы M117 во время операции «Rolling Thunder». Код «JJ» на киле указывает, что это самолеты из 34-й эскадрильи 388-го авиакрыла, базирующегося в Корате. В мае 1969 года 34-я эскадрилья перевооружилась на F-4E Phantom II.
F-105D с полной боевой нагрузкой рядом с заправщиком KC-135. Заправщики были интенсивно задействованы во время крупных ударов, они находились в основном в районе Таиланда и над югом Лаоса.
Этот F-105D-5-RE несет максимальную нагрузку - 340 кг бомб M117. Самолет с номером 58-7773 был одним из нескольких F-105, без повреждений переживших эту войну. Истребители-бомбардировщики F-105 несли основную нагрузку во время проведения операций «Rolling Thunder», и уровень их потерь и повреждений был самым высоким среди всех самолетов ВВС. По официальным данным в 1964-1968 годах 303 F-105 были потеряны в бою.
F-105 в серебристой окраске (в левом верхнем углу) наносит удар по мосту на юге Северного Вьетнама, 1966 год. Целью таких операций было недопущение поставок бойцов и снаряжения в Южный Вьетнам.
F-105D пытается уйти от ракеты северовьетнамского ЗРК C-75 «Двина» (SA-2 «Guideline» по классификации НАТО). Поставленные СССР, первые батареи ЗРК были развернуты в Северном Вьетнаме в середине 1965 года. К концу операции «Rolling Thunder» во Вьетнаме насчитывалось свыше 200 позиций ЗРК.
Камуфлированный F-105D из 388-го крыла совершает противоракетный маневр над Ханоем, июнь 1968 года. Сформированное в Корате в марте 1966 года, 388-е тактическое истребительное авиакрыло имело три эскадрильи, в 1966-1970 годах летавшие на F-105D и F.
Группа F-105D в серебристой окраске принимает топливо от заправщика KC-135. Ударные группы всегда дозаправлялись перед отправкой к цели, обычно на высоте около 4570 м. Это была максимальная высота, на которую мог забраться загруженный бомбами «Thuds» без использования форсажа.
Republic F-105D Thunderchief. Этот F-105D из состава 44-й эскадрильи «Vampires», одного из подразделений 18-го тактического истребительного авиакрыла, был одним из самолетов, на которых летал Боб Лайнс. Переброшенная с базы Кадена (Окинава) на базу Корат (Таиланд), эскадрилья сыграла заметную роль во время войны во Вьетнаме.
Sea King HC.Mk 4 из 845-й эскадрильи в белой окраске ООН во время операции «Grapple» в Боснии в 1992 году. Для противодействия потенциальным угрозам были приняты все меры безопасности, включая установку станции ИК-помех и блоков ловушек.
Этот Sea King HC.Mk 4, ветеран войны в Персидском заливе (обратите внимание на окраску «пустынный розовый» и фильтры на двигателях), служил в Боснии в 1990-х годах.
Британские Королевские ВМС задействовали для операций в Афганистане как транспортные HC.Mk 4, так и вариант ASaC.Mk 7. Commando были доработаны для повышения характеристик в условиях жары и высокогорья.
После освобождения Кувейта в 1991 году курдские беженцы вернулись в защищенный район на севере Ирака, снабжение которого обеспечивали Sea King Mk 4 Королевских ВМС. Эта машина в стандартной зеленой окраске получила полосы на хвостовой балке, как было принято во время операции «Granby» («Буря в пустыне»).
Вертолеты радиолокационного дозора Sea King ASaC.Mk 7 приняли участие в операции в Ливии в 2011 году - две машины были развернуты на борту десантного корабля «Оушен». Они обеспечивали действия британских ударных вертолетов Apache.
Морские пехотинцы грузятся на борт Wessex и Sea King HC.Mk 4 Королевских ВМС для участия в очередной операции, Сан-Карлос, 27 мая 1982 года. Во время фолклендской войны Westland Commando сыграли важную роль в качестве десантно-транспортных вертолетов.
Хотя основным оператором Global Hawk в США являются ВВС, машины этого типа также используются ВМС и НАСА.
Хвостовое оперение Global Hawk характерной V-образной формы установлено на наплыве, в котором размещается система буксируемых радиолокационных ловушек AN/ALE-50 T-3 с магазином на три ловушки. В каплеобразном обтекателе под хвостовой частью фюзеляжа установлена антенна системы передачи данных.
Как и U-2, Global Hawk отличается крылом большого размаха, оптимизированного для крейсерского полета на больших высотах. Сообщается, что обычно Global Hawk действует на высотах свыше 19800 м.
MQ-4C должен стать коммуникационной и разведывательной платформой для ВМС США. Он будет способен действовать совместно с самолетом P-8 Poseidon.
НАСА использует Global Hawk с 2007 года. Самолеты применялись для различных исследований, включая изучение озонового слоя и погоды. В 2010 году два Global Hawk НАСА успешно пролетели через ураган.
Этот снимок F-105F капитана Мерлина Деслефсена и Майка Гилори был сделан в апреле 1967 года. Деслефсен был награжден Почетным орденом конгресса США за вылет 10 марта 1967 года. Лидируя группу из 72 F-105 и F-4, нанесших удар по сталелитейному заводу в Тхайнгуене, он уничтожил позицию ЗРК, несмотря на повреждение своего самолета огнем зениток.
Польские ВМС используют пять поисково-спасательных вертолетов W-3RM и три W-3ARM. На снимке - вариант W-3WARM, оснащенный американской ИК-системой FSI Ultra 4000.
Морские пехотинцы грузятся на борт Wessex и Sea King HC.Mk 4 Королевских ВМС для участия в очередной операции, Сан-Карлос, 27 мая 1982 года. Во время фолклендской войны Westland Commando сыграли важную роль в качестве десантно-транспортных вертолетов.
T-2C Buckeye. Эмблема в виде бронированного кулака, сжимающего самолет марки МиГ, говорит о принадлежности этого T-2C к эскадрилье VF-43 ВМС США. Она использовала свои Buckeye для имитации самолетов противника, а также для обучения штопору.
«North American» не строила прототипов Buckeye, а сразу изготовила шесть предсерийных YT2J-1, первым из которых был BuNo.144217 (на снимке). Этот самолет и первые 211 серийных T2J-1 были оснащены единственным ТРД J34.
T-2C был снят с вооружения ВМС и КМП США в 2008 году, почти через полвека после первого полета. На этих машинах прошли обучение свыше 17 000 курсантов для 18 различных типов реактивных самолетов ВМС.
T-2C из эскадрильи VT-86 несут код «F» учебного авиакрыла CTW-6, базировавшегося в Пенсаколе, Флорида. Подразделение готовило вторых членов экипажей для ВМС и КМП, о чем свидетельствуют надписи «Navy» и «Marine» на фюзеляжах этих самолетов.
Венесуэльские T-2D служили в 131-й эскадрилье учебно-боевой группы в Барселоне. С середины 2000-х годов их постепенно заменяли на K-8 Karakorum.
Король Эдуард VIII использовал самолет Rapide, G-ADDD, в качестве персонального транспорта. Эта машина G-ACZE была восстановлена в королевской окраске, применявшейся в предвоенный период.
Когда лишние военные самолеты Dominie оказались на гражданском рынке, их в основном покупали небольшие компании и организации, например, такие как Автомобильная ассоциация (на снимке).
DH.89 поступил на вооружение ВВС под обозначением Dominie. На снимке 1943 года два "Домини" Mk.I, принадлежавших 2-й школе радистов британских ВВС. Учебные машины отличались большими кольцевыми антеннами над фюзеляжем
В 1934 году "de Havilland" завершила разработку нового четырехмоторного лайнера, получившего обозначение DH.86 (на фото). Самолет был создан под требования к 10-местному скоростному лайнеру, способному работать на участке Сингапур - Австралия планировавшейся авиалинии от Лондона до Брисбена. DH.86 напоминал по схеме увеличенный DH.84 Dragon, но получил новое крыло и был оснащен четырьмя новейшими 200-сильными (149 кВт) двигателями de Havilland Gipsy Six.
DH.90 Dragonfly (на фото) с фюзеляжем полумонококовой конструкции из дерева являлся уменьшенным вариантом Rapide, рассчитанным на пять пассажиров, и оснащался парой моторов DH Gipsy Major. В конечном итоге построили 67 самолетов DH.90.
Свое происхождение Rapide ведет от de Havilland DH.84 Dragon, поступившего в эксплуатацию вначале 1930-х годов. Самолет на снимке, летающий и сегодня, был первой машиной компании "Aer Lingus" и начал работать на линии Бристоль - Балдоннел в мае 1936 года.
S-1S Special. Этот самолет, G-BOOK, был первым Pitts Special, купленным известным пилотом-пилотажником Брианом Лекомбером. Вскоре он значительно доработал машину, оснастив ее 260-сильным (194 кВт) двигателем Lycoming и трехлопастным винтом.
На этом Pitts S-1S Special летает Денни Добсон, регулярно участвующий в английских авиашоу. Высокая стоимость эксплуатации Pitts Special заставляет искать спонсоров, названиями которых покрыты все поверхности самолета.
Этот короткофюзеляжный Pitts Special с крылом уменьшенного размаха максимально доработан для высшего пилотажа. На этой машине Гордон Прайс трижды побеждал в национальном чемпионате Канады по высшему пилотажу.
Многие пилоты-пилотажники дорабатывают свои Pitts Special для улучшения характеристик и более эффектных выступлений на авиашоу. Требования к пилотажным машинам столь высоки, что во время чемпионата мира по пилотажу в 1986 году, проводившемуся в британском Саус-Серни, можно было увидеть много машин со снятыми обтекателями колес шасси (на фото).
Перед тем как пересесть на самолеты Extra 300 пилотажная группа чилийских ВВС "Halcones" имела в своем распоряжении пять Pitts Special. Группа выступает в Европе и регулярно появляется на "International Air Tattoo" в британском Фейфорде.
Многие пилоты-пилотажники дорабатывают свои Pitts Special для улучшения характеристик и более эффектных выступлений на авиашоу. Пожалуй, наиболее радикальной доработке подвергся один американский Pitts (на фото), получивший дополнительные стойки шасси на верхнем крыле. В начале программы самолет осуществляет обычный взлет, а в конце пилот производит перевернутую посадку.
Польские учебные вертолеты SW-4 оснащены электронным блоком, позволяющим имитировать поведение вертолета в различных чрезвычайных ситуациях.
ВМС и КМП США используют 44 бывших швейцарских F-5E как самолеты, имитирующие противника, под обозначением F-5N. Они служат в эскадрильях VFC-13 «Saints» на базе Феллон, Невада, и VFC-111«Sundowners» на базе Ки Уэст во Флориде. Их F-5N несут двух- и трехцветный камуфляж, как у изображаемых ими самолетов противника. Летные характеристики F-5 близки к характеристикам легкого и маневренного истребителя МиГ-21, и Tiger II является вполне реалистичным и недорогим вариантом для его имитации.
Около 24 марокканских F-5E были доработаны до стандарта F-5E III, получив систему предупреждения об облучении, усовершенствованную РЛС (вероятно, FIAR Grifo F/X Plus), новое навигационное оборудование и индикатор на лобовом стекле. Эти самолеты служат вместе с девятью старыми, немодифицированными F-5E/F.
ВВС Бразилии (Forca Aerea Brasileira) продолжают использовать F-5E.До стандарта F-5M были доработаны 51 F-5E и шесть F-5F, получившие РЛС Grifo-F, усовершенствованные БРЭО и оборудование кабины и израильские шлемы DASH. Также F-5M получили ракеты большой дальности - израильские Derby. В дополнение к ним могут использоваться ракеты для ближнего боя Python IV. Доработанные F-5E (на снимке) обеспечивали ПВО Рио-де-Жанейро и были сведены в 1-ю эскадрилью «Jambock» из 1-й истребительной авиагруппы в Санта-Крузе. На законцовках они несут ракеты Piranha собственной разработки.
15 таиландских одноместных самолетов были доработаны до стандарта F-5T Tigris, получив РЛС Elta EL/M-2032EM, нашлемный прицел DASH и совместимость с ракетами Python III и 4. Еще 12 старых машин, не прошедших доработку, используются в качестве самолетов вероятного противника.
После Тайваня следующим крупным оператором F-5E/F стали ВВС Южной Кореи (RoKAF). Сперва страна получила 19 F-5E, ранее принадлежавших Южному Вьетнаму. В дальнейшем закупки уже новых самолетов составили 126 F-5E, 20 F-5F, 48 KF-5E и 20 KF-5F, поставленных до 1986 года. Обозначение KF-5 использовалось для F-5E/F, выпущенных по лицензии в Южной Корее.
Несмотря на принятие на вооружение новых истребителей, таких как Ching-Kuo, Mirage 2000 и F-16, ВВС Тайваня продолжают эксплуатацию F-5E. Модернизация, произведенная местной фирмой AIDC, позволила использовать ракеты AGM-65 и бомбы GBU-12. Недавно самолеты получили новый индикатор на лобовом стекле GEC, РЛС APG-66, управление по стандарту HOTAS и модернизированное БРЭО для достижения максимальной унификации с F-16. Это позволило использовать самолет для вводной подготовки к полетам на F-16, одновременно продолжая выполнять задачи фронтовой ПВО и нанесения ударов по наземным целям.
Сингапурский F-5S выруливает на взлет, 2006 год. Светло-серый обтекатель скрывает многорежимную РЛС Grifo X - ключевой элемент программы модернизации F-5S. Хорошо видна и заправочная штанга на правом борту под кабиной.
Модернизированные сингапурские F-5S/F-5T и RF-5S поступили на вооружение 144-й эскадрильи в Пайя Лебар. Предыдущий оператор, 149-я эскадрилья, в 2010 году перевооружился на F-15SG Eagle, а разведывательная 141-я эскадрилья была расформирована в 2005 году.
Швейцария остается крупным оператором самолетов F-5E. В 1976-1981 годах она приобрела 98 F-5E и 12 F-5F. В 2003-2005 годах 44 швейцарских F-5E были проданы ВМС США, а в 2006 году ВВС Швейцарии сдали 12 Tiger II в аренду Австрии, дожидавшейся поступления истребителей Eurofighter Typhoon. В настоящее время ВВС Швейцарии располагают 42 F-5E и 12 F-5F, базирующимися в Эммене и Сьоне. Одноместные машины в основном решают задачи ПВО, а двухместные используются для тренировок. Недавно Швейцария выбрала Saab Gripen NG для замены F-5E/F; Tiger II планируется снять с вооружения в 2015 году.
F-5E/F продолжают играть важную роль в ВВС Южной Кореи. Они до сих пор составляют около 30% истребительных сил этой страны, а общее их число оценивалось в 2012 году в 130-140 самолетов. F-5 (местное обозначение - Chegoong-hos) получили современные катапультные кресла и состоят на вооружении пяти эскадрилий, базирующихся в Вонжу, Сувоне и Йечхоне. Другие подразделения используют эти самолеты для испытаний, отработки тактики и обучения. На снимке: американский военнослужащий готовится помочь двум корейским пилотам покинуть кабины их F-5F после приземления на авиабазе Осан в сентябре 2009 года.
F-5E Tiger II. ВВС Республики Сингапур (RSAF) являются крупным оператором самолетов Tiger II, располагая 51-й машиной вариантов F-5E и F-5F, сведенных в три эскадрильи. Здесь изображен F-5E в окраске 144-й эскадрильи «Black Kite», ставшей в 1979 году первым подразделением, вооруженным этими самолетами. Эскадрилья в основном решает задачи ПВО, и ее самолеты несут соответствующий двухцветный светло-серый камуфляж. 144-я эскадрилья также стала первой в RSAF, получившей модернизированные самолеты F-5S, официально объявленные боеготовыми в 1999 году.
F-5E Tiger II
Convair R3Y. Самолет Tradewind BuNo. 128446 носил имя "Indian Ocean Tradewind". Серьезная авария, случившаяся с этим самолетом в январе 1958 года, привела к завершению службы Tradewind в ВМС США.
Самолет "Caribbean Tradewind" (R3Y-2 BuNo. 131723) в полете у побережья Калифорнии, в ходе испытаний заправочной системы. Он оснащен двумя заправочными контейнерами, у правого контейнера выпущен шланг с конусом
Четверка Tradewind во время тренировочного полета у побережья Калифорнии. В центре пара R3Y-2 с "грузовым носом", а на флангах - два R3Y-1 с "крейсерским носом".
На начальном этапе испытаний самолета-заправщика был задействован R3Y-2 BuNo.131722, осуществлявший передачу топлива самолетам из эскадрилий VF-123 (Grumman F9F-8 Cougar) и VF-23 (McDonnell F2H-3 Banshee, на снимке). Tradewind нес все четыре заправочных контейнера. Хотя во время испытаний самолет был приписан к эскадрилье VR-2, он сохранил свой серийный номер в носовой части.
Свой злополучный вояж 24 января 1958 года "Indian Ocean Tradewind" завершил, врезавшись в защитную дамбу в заливе Сан-Франциско и лишившись винта на двигателе №2.
TS-8 был создан для замены состоявших на вооружении ВВС Польши учебных самолетов L.W.D. Junak 3 и Як-11.
И в настоящее время самолеты Iskra в заметном количестве продолжают нести службу в польских ВВС. На рисунке представлен TS-11 в польской окраске на момент 1980-х годов.
Ставшие лишними самолеты Iskra с демонтированным военным оборудованием стали продавать частным лицам. На снимке - самолет польского владельца в эффектной окраске.
Основным оператором самолета M28 Bryza являются вооруженные силы Польши. На снимке - морской разведчик Bryza 1RM польских ВМС.
Вертолет Kania создавался как усовершенствованный вариант Ми-2 с улучшенными характеристиками и экономичностью. Было построено лишь небольшое число этих машин.
P.Z.L. 102B Kos отличался компактными размерами и относительно хорошими летными характеристиками при довольно слабой силовой установке.
Самолет P.Z.L. Mielec MD-12 отличался простой функциональной конструкцией, но "не пришелся ко двору", так как уже настала эпоха турбовинтовых лайнеров.
Хотя Kodiak попал на очень "тесный" рынок, где пришлось конкурировать с такими самолетами как Cessna Caravan, ему все же удалось добиться некоторого коммерческого успеха. На снимке - Kodiak во время прохождения испытаний у американских военных в конце 2010 года.
Как и многие другие самолеты для эксплуатации в труднодоступных районах, Kodiak может быть оснащен поплавковым шасси. Первым оператором поплавкового варианта стала американская Служба охраны рыбных ресурсов и диких животных.