Мировая Авиация 226
-
Армия Афганистана располагает девятью Ми-24, в том числе шестью бывшими чешскими вертолетами, поставленными в 2008 году. Афганские экипажи учили боевому применению вертолетов специалисты из США, Чехии и Венгрии.
Чешский Ми-24В/Ми-35 из 221-й ударной вертолетной эскадрильи, которая вошла в клуб "тигриных" подразделений НАТО. В данном случае тигровая окраска нанесена на пусковые установки ПТУР 9К114 "Штурм".
Чехия в 2005-2006 годах получила из России десять Ми-24В/Ми-35. Вертолеты доработаны под стандарты НАТО.
Польские Ми-24, ранее состоявшие на вооружении ВВС, переданы в Сухопутные войска. В Польше наряду с более новыми Ми-24В используются старые Ми-24Д (на фотографии). Четыре Ми-24В модернизированы в боевые поисково-спасательные.
Почти год (2001 год) длились приграничные столкновения армии Македонии с албанскими боевиками. Македонские войска тогда использовали приобретенные на Украине Ми-24. Два македонских Ми-24В позже прошли модернизацию по программе "Alexander", работы выполняла "Elbit Systems".
Ми-35 ВВС Шри Ланки представляют собой экспортные варианты Ми-24П/В. Вертолеты очень эффективно использовались в длительной войне с сепаратистами из движения Тамил-Илама. В боях потеряно не менее семи Ми-24.
МиГ-15бис («красный 2057») лейтенант Но Кам Сок перегнал в Южную Корею. Изначально самолет испытали на Окинаве, а затем перевезли для дальнейших испытаний в США. Истребитель списали после жесткой посадки в 1956 году.
Утром 21 сентября 1953 года лейтенант Но Кам Сок из 2-го полка ВВС КНДР взлетел на МиГ-15 с авиабазы Сунань. Примерно в 10 часов он приземлился на базе Кимпо в Южной Корее. Фотография сделана через пять минут после посадки МиГ-15 в Кимпо.
МиГ-15 Кам Сока разобрали и самолетом C-124 перевезли в Кадену на Окинаву, где на нем в течение 11 дней летали летчики-испытатели США. Затем для дальнейших испытаний самолет доставили в США (на фото). Сегодня истребитель демонстрируется в Национальном музее ВВС США в Дейтоне, штат Огайо.
Десятилетиями воздушная война в Корее представлялась на Западе как игра в одни ворота: счет побед в воздушных боях оценивался от 7:1 до 13:1 в пользу США. Однако, по уточненным дан¬ным, соотношение побед F-86 в боях с советскими МиГ-15 сократилось до 2:1, но и это соотношение не соответствует истине - результативность МиГ-15 была выше.
МиГ-15 в прицеле F-86. На высоте выше 8000 м МиГи однозначно превосходили Sabre. Летчикам в боях с МиГами приходилось полагаться только на подготовку и более оптимальную тактику ведения воздушного боя.
Через два месяца после подписания 23 июля 1953 года перемирия в Корее северокорейский летчик перелетел на МиГ-15бис на авиабазу Кимпо в Южной Корее.
Летчик МиГ-15 катапультируется из поврежденного истребителя. Советских летчиков в Корее называли «добровольцами», они носили китайскую форму, радиопереговоры поначалу также пытались вести на китайском, но... как-то не сложилось, поэтому радиообмен свели к минимуму. Действия МиГов были ограничены районом между Вонсанем и Фонгянгом во избежание попадания летчиков и сбитых самолетов в руки противника.
Кадр пленки фотокинопулемета МиГ-15 - по B-29A стреляет к-н И.Сучков. Против бомбардировщиков МиГ-15 оказался чрезвычайно эффективным оружием. После нескольких воздушных боев с МиГ-15 противник отказался от дневных налетов B-29 и перешел к менее эффективным ночным полетам.
Второй прототип Rumpler C.I. был одним из лучших германских самолетов 1916 года. Перед центропланом верхнего крыла возвышается выхлопная труба 6-цилиндрового мотора жидкостного охлаждения.
Основными субподрядчиками в программе производства Rumpler C.I являлись фирмы "Flugzeug-Werke", "Mairkische Flugzeug Werke","Hannoverische Waggonfabrik" и "Albert Rinne Flugzeug-Werke".
В первых боях МиГ-15 достаточно легко расправлялись с истребителями-бомбардировщиками противника. Кадр пленки фотокинопулемета МиГ-15: в прицеле F-84, 17 мая 1952 года.
Сержант Сатоши Анабуки свой самый выдающийся бой провел 8 октября 1943 года, когда сбил два B-24 Liberator и два P-38 Lightning, а потом протаранил на своем Ki-43 еще один B-24. Анабуки сумел выполнить после тарана аварийную посадку и остался жив.
На этом Ki-44 Shoki (№4408) капитан Ясухико Куро летал, будучи командиром 3-го звена 47-й отдельной эскадрильи в Малайе в январе 1942 года. Подразделение было экспериментальным - в нем проходил войсковые испытания новый Shoki.
Самолет Ki-61-I Tei командира 1-й эскадрильи 244-й авиагруппы Терухико Кобаяши. Эта истребительная группа в 1944-1945 годах входила в систему ПВО Токио. Кобаяши стал асом, сбив три B-29 и два F6F Hellcat.
В 2003 году четвертый демонстратор "Sikorsky", N492SA, получил окраску "Marine One" в рамках продвижения VH-92 как вертолета для президента США. Интерьер кабины выполнили по уровню люкс.
"Sikorsky" построила пять прототипов S-92, один для наземных испытаний и четыре - для летных. Последний летный прототип N592SA выполнил первый полет в 2001 году, на нем испытывалась электродистанционная система управления для военного S-92.
"CHC Вертолеты" располагает значительным вертолетным парком, компания специализируется на обслуживании месторождений углеводородов на континентальном шельфе. Австралийское отделение "CHC" стало первым заказчиком S-92, на снимке - первый вертолет, полученный "CHC".
"Cougar Вертолеты" стала первым заказчиком S-92 в Канаде. Один S-92 этой компании разбился в марте 2009 года у берегов Ньюфаундленда; погибло 17 человек.
В 2011 году Таиланд получил три S-92A, которые используется в ВВС Таиланда для перевозок членов королевской семьи. Салоны двух S-92A сконфигурированы для перевозки 12 VIP-пассажиров, третий вертолет оснащен медицинским оборудованием.
С 2011 года два S-92A "AAR Corp" используются в интересах американских войск в Афганистане. Помимо S-92A парк "AAR Corp" насчитывает 15 S-61N Sea King. S-92A способен перевозить 19 пассажиров или груз на трех стандартных поддонах.
Четыре S-92 взяты в лизинг у "CHC International" британским Агентством Береговой охраны для использования в качестве поисково-спасательных вертолетов. S-92 оборудованы цветными поисковыми/метео-РЛС Honeywell Primus 701 и ИК-системой обзора передней полусферы FSI MX-15, также на нем установлены лебедка и прожектор.
CH-148 Cyclone: канадский морской вертолет следующего поколения
Основу приборного оборудования кабины S-92 составляет комплект Rockwell Collins Pro Line IV с крупноформатными цветными многофункциональными индикаторами. Штатно по два индикатора монтируется у каждого летчика, пятый может быть установлен по центру приборной доски, как это сделано на британском поисково-спасательном S-92.
Почти все асы морской авиации Японии летали на самолетах A6M Reisen. На этом рисунке изображен предсерийный A6M2 - один из первых Reisen, поступивших на вооружение авиации ВМС Японии. В Китае Reisen из 12-го смешанного морского авиационного корпуса очень успешно действовали в районе Ханькоу во второй половине 1940 года.
F-14A из эскадрильи VF-31 «Tomcatters», окрашенный по малозаметной схеме, внедренной в 1980-е годы. VF-31 - одна из немногих эскадрилий, самолеты которой в тот период сохранили полноцветную маркировку. Эмблема эскадрильи, «Felix the Cat», впервые появилась еще в 1930-е годы, когда на вооружении этой части состояли бипланы Boeing F4B.
VF-31 была одной из четырех эскадрилий, перевооруженных на F-14D Super Tomcat. Снимок сделан в ноябре 2002 года. Самолет командира эскадрильи выполняет взлет с авианосца «Авраам Линкольн», операция «Southern Watch»/«Enduring Freedom».
Tomcat был эффективным палубным перехватчиком. На фотографии - катапультный взлет F-14B из VF-32 «Swordsmen» с авианосца «Гарри С. Трумэн», самолет на переднем плане готов выполнить взлет с катапульты.
VF-102 «Diamondbacks» в числе немногих получила вновь построенные F-14B. Самолет с подвешенным под неподвижной частью крыла контейнером LANTIRN сфотографирован в январе 1998 года во время операции «Southern Watch». F-14B вооружен УР «воздух-воздух» AIM-9 и AIM-54.
Снимок 1995 года. Пара потрепанных F-14A из эскадрильи VF-154 "Black Knights". К этому времени пик карьеры F-14 остался в прошлом, многие эскадрильи Tomcat были расформированы.
F-14D оказался удачным ударным самолетом, свои возможности в этом качестве он продемонстрировал в Афганистане и Ираке. Два F-14D из VF-143 несут по две 227-кг КАБ с лазерным наведением GBU-12, операция «Iraqi Freedom», 2004 год.
Самолеты на палубе авианосца «Энтерпрайз», конец 1970-х годов. F-14A из VF-1 и VF-2 сохранили полноцветную маркировку, но их нижние поверхности перекрашены из белого в два оттенка светло-серого цвета. Крылья самолетов Tomcat установлены в положение максимальной стреловидности для экономии пространства на палубе.
По компоновке JH-7 очень сильно напоминает англо-французский SEPECAT Jaguar: высокоплан с консольным крылом, боковыми прямоугольными воздухозаборниками, узким и высоким вертикальным оперением и убираемым в фюзеляж трехопорным шасси.
"083" - третий построенный прототип и, вероятно, второй летный. На борту фюзеляжа нанесена аббревиатура CFTE (China Flight Test Establishment), а на киле изображена эмблема испытательного центра. В такой окраске самолет демонстрировался на авиашоу в Чжухае в 1996 и 1998 годах.
JH-7/JH-7A - большой самолет длиной (с ПВД) 22,33 м с максимальной взлетной массой порядка 30 т. На фотографии - третий прототип с макетами ПКР YJ-81 и УР "воздух-воздух" PL-5 на торцевых пилонах крыла.
Пара JH-7 из 2-й эскадрильи 16-го бомбардировочного авиаполка ВМС КНР
Первых «леопардов» получил 16-й авиационный полк авиации ВМС Китая, дислоцированный в Дачане, Шанхай. Все самолеты морской авиации Китая имеют бортовые номера, начинающиеся с цифры 8.
JH-7 отличается от JH-7A наличием на верхней поверхности крыла вертикальных перегородок, на которые обычно наносятся предупредительные треугольники красного цвета. На фотографии - предсерийный JH-7, переданный морской авиации для эксплуатационных испытаний.
ВВС Китая, утратившие было интерес к JH-7, тем не менее, закупили порядка 50 улучшенных JH-7A.
В ВМС Китая основной задачей JH-7 является уничтожение надводных целей противокорабельными ракетами YJ-81. Самолет оснащен встроенной двуствольной пушкой Type-23-III калибра 23 мм с боекомплектом порядка 200 снарядов. Пушка установлена со смещением к правому борту перед нишей носовой опоры шасси
РЛС Type 232 Eagle, установленные на первых JH-7, не отличались надежностью и имели невысокие характеристики. РЛС Type 232 заменили более совершенными многорежимными JL-10A, которые совместимы с ПКР YJ-81.
JH-7 без бортовых номеров с подвешенными ПКР YJ-81. На среднем участке траектории полетом ракеты управляет инерциальная навигационная система, на заключительном этапе в работу включается активная радиолокационная ГСН. ПКР разработана для вооружения кораблей, но модернизирована специально для использования с JH-7.
JH-7A ВВС Китая (отсутствуют вертикальные перегородки крыла) сбрасывает на парашюте обычную бомбу. JH-7A способен нести 20 таких 250-кг бомб. Самолет также обладает возможностью наносить удары высокоточными боеприпасами, в том числе с лазерным наведением - в этом случае на самолет подвешивают контейнеры с аппаратурой целеуказания.
Данный гидросамолет, скорее всего, переделали из Rumpler B.I с колесным шасси. На выпускавшихся гидросамолетах 4B 11 и 4B 12 высота и площадь руля направления были больше.
Самолет R.E.8 из 16-й эскадрильи RFC, 1917-1918 года. Эскадрилья базировалась на севере Франции, выполняла патрульные и разведывательные полеты.
Самолет R.E.8 получил прозвище "Harry Tate" в честь популярной тогда в Великобритании музыкальной комедии. Подобно предшественникам, R.E.8 являлся неравнокрылым двухместным бипланом.
По две эскадрильи R.E.8 из RFC действовали в Месопотамии и Палестине (на фотографии). Массово британские R.E.8 применялись на Западном фронте, эти самолеты также действовали в Италии, на Балканах и в России.
Этот S.E.5a (№ D8476) изначально эксплуатировался в Центральной авиашколе Королевского авиационного корпуса (RFC), а в 1921 году его передали ВВС Австралии, где самолет получил регистрацию A2-13. Машину использовали в летных школах до списания в 1926 году.
Одним из пионеров выполнения демонстрационных полетов с цветными дымами был майор Джек Сэвэдж, в 1914-1918 годах сражавшийся в составе британских ВВС. На этом S.E.5a он выступал с 1928 по 1934 год. Самолет отличался очень длинными выхлопными патрубками мотора, в которые подавался химический реагент, делавший выхлопные газы более заметными в воздухе.
Самолет с номером A8907 - S.E.5 из 56-й эскадрильи. На этом истребителе летал кавалер креста Виктории Альберт Белл. На ранних S.E.5 над центропланом верхнего крыла монтировался топливный бак, топливо из которого подавалось самотеком.
Подвижные пулеметы, подобно установленному на раннем S.E.5, были далеки от идеала. Появившиеся позже неподвижные пулеметы стали основным оружием истребителей.
В Палестине истребители S.E.5a использовались на заключительной стадии войны. Два истребителя сфотографированы в январе 1918 года. На переднем плане истребитель постройки компании "Martinsyde" (серийный номер - B139). Оба самолета стояли на вооружении 111-й эскадрильи, истребители оснащены бомбодержателями, на B139 подвешены бомбы небольшого калибра.
Первый (на переднем плане) и второй прототипы EMB-312H/314 с подвешенным вооружением, включающем бомбы Mk 82, блоки НАР и УР класса "воздух-воздух" Mectron MAA-1 Piranha, разработанная в Бразилии (на самолете PP-ZTV). MAA-1B Piranha близка российской УР Р-73.
Самолет с воздушным винтом и установленными в крыле пулеметами выглядит в 21-м веке полным анахронизмом, однако, такая машина оказалась эффективной и востребованной. A-29 успешно используется в Латинской Америке для борьбы с наркомафией, есть на него заказы и от стран из других регионов мира.
На A-29A и A-29B установлены одинаковые фонари, но на A-29A вместо второй кабины смонтирован топливный бак. Одноместный A-29A несет под фюзеляжем контейнер с легкими практическими бомбами.
A-29A вооружен двумя установленными в крыле 12,7-мм пулеметами с боекомплектом по 200 патронов. На четырех подкрыльевых и одном подфюзеляжном пилонах самолет может нести полезную нагрузку общей массой 1500 кг. На данном самолете подвешено три топливных бака и две УР "воздух-воздух" MAA-1 Piranha.
Колумбийские Super Tucano интенсивно применялись в 2011-2012 годах для нанесения ударов легкими бомбами и боеприпасами Griffin с лазерным наведением по опорным пунктам партизан FARC.
EMB-314 поставлялись, главным образом, в страны Южной и Латинской Америки. Эти самолеты приобрели Чили, Колумбия, Доминиканская республика (на фото) для использования в качестве учебных, патрульных, противопартизанских и для борьбы с наркомафией.
EMB-314 поставлялись, главным образом, в страны Южной и Латинской Америки. Эти самолеты приобрели Чили (на фото), Колумбия, Доминиканская республика (на фото) для использования в качестве учебных, патрульных, противопартизанских и для борьбы с наркомафией.
Кабина A-29 прикрыта кевларовой броней, приборное оборудование выполнено на основе цифровых многофункциональных индикаторов, органы управления разработаны в соответствии с концепцией HOTAS. Интеграция оборудования выполнена фирмой "Elbit", в состав БРЭО входят ИК-система обзора передней полусферы SAFIRE и приемник GPS.
Поисково-спасательные операции стали основной задачей для Wessex НС.Mk2 из 22-й эскадрильи британских ВВС. В Северной Ирландии вертолеты, кроме других задач, обеспечивали поисково-спасательное прикрытие. По своим характеристикам Wessex стали значительным шагом вперед по сравнению с поисково-спасательным вертолетом Whirlwind, который они заменили.
В ВВС Великобритании Wessex HAR.Mk 2 использовались до 1996 года, когда им на смену пришли Sea King HAR.Mk 3. Однако на этом карьера поисково-спасательных Wessex в ВВС Великобритании не завершилась, так как они продолжали эксплуатироваться в дислоцированных в Элдергроуве (Северная Ирландия) и в Акротири (Кипр) 72-й и 84-й эскадрильях до 2002-2003 годов.
Этот XS 726 входил в третью партию из 20 Wessex HAS.Mk 1 для ВМС Великобритании и стал одним из восьми вертолетов этой партии, доработанных в HAS.Mk 3. Отличительной особенностью HAS.Mk 3 стал обтекатель за пилоном несущего винта, призванный сделать воздушный поток менее турбулентным. Кроме того, под обтекателем разместили антенну поисковой РЛС Ecko. Противолодочные HAS.Mk 3 использовались также как поисково-спасательные вертолеты.
Данный Wessex HU.Mk в 1965 году входил в состав 848-й эскадрильи ВМС Великобритании, приписанной к авианосцу "Альбион". 848-я эскадрилья получила вертолеты Wessex в 1964 году.
Wessex HC.Mk 2 массово эксплуатировались в ВВС Великобритании минимум до конца 1994 года, когда был сделан этот снимок. В 1994 году такие вертолеты состояли на вооружении 28-й, 60-й, 72-й и 84-й эскадрилий.
Для удобства размещения в корабельных ангарах лопасти несущего винта Wessex выполнили складными. На фотографии - Wessex HAS.Mk 1 ВМС Великобритании. Хвостовую балку этого вертолета складывать не стали, длина вертолета со сложенной балкой уменьшается до 8,23 м.
Wessex Королевского звена
Уругвай. После снятия Wessex HC.Mk 2 в 1997 году с вооружения 28-й эскадрильи британских ВВС эти машины немедленно передали Уругваю. Вертолеты, несмотря на почтенный возраст, находились в отменном техническом состоянии. ВВС Уругвая получили 11 Wessex, а уругвайским ВМС отошло пять Wessex HC.Mk 2 (на фотографии), ранее состоявших на вооружении 2-й учебно-тренировочной эскадрильи ВВС Великобритании. Минимум один вертолет находился в пригодном к полетам состоянии в 2009 году.
В июне 1961 года Австралия заказала 27 вертолетов Wessex HAS.Mk 31, близких HAS.Mk 1, но оснащенных ТВаД Gazelle 13/2 Mk 162 мощностью 1575 л.с. Первой вертолеты получила в августе 1963 года 817-я эскадрилья, приписанная к авианосцу "Мельбурн". Вертолеты использовались как противолодочные и поисково-спасательные. Австралийские ВМС нашли мощность двигателя недостаточной, поэтому Wessex переоснастили ТВаД Gazelle 22 Mk 165 мощностью 1600 л.с., после чего обозначение изменилось на HAS.Mk 31B. Вертолетами вооружили четыре эскадрильи.
Гана. В 1965-1966 годах компания "Westland" построила два Wessex Mk 53 для ВВС Ганы. Вертолеты являлись аналогами Mk 52 и использовались для VIP-перевозок, пока их не перепродали.
В 1963 году Ирак заказал 12 вертолетов Wessex Mk 52, близких HC.Mk 2, но с иным радиооборудованием. Все вертолеты были построены в 1963-1964 годах, а поставлены с апреля 1964 года по февраль 1965 года. Есть информация, что накануне войны 1991 года четыре Wessex оставалось в пригодном к полетам состоянии.
В 1967 году Бруней заказал два Wessex Mk 54, в конце года они поступили на вооружение ВВС Брунея. Mk 54 соответствовали HC.Mk 2 и оснащались большими фильтрами на воздухозаборниках двигателей; на Mk 52 для Ирака и Mk 53 для Ганы фильтры не монтировались. Эксплуатация вертолетов в Королевских ВВС Брунея началась в 1965 году.
Wessex HC.Mk 2. В августе 1972 года сняли с вооружения последний Westland Whirlwind HAR.Mk 10, эксплуатировавшийся в дислоцированной в Гонконге 28-й эскадрилье британских ВВС. Вертолеты Whirlwind заменили Wessex HC.Mk 2, поставки которых начались в январе. Эти вертолеты использовались до июня 1997 года. Wessex применялся, в основном, как многоцелевой вертолет для решения задач полиции Гонконга и размещенных здесь частей британских войск. До 1978 года эскадрилья базировалась в Кай Так, но из-за возросшей загруженности аэропорта ее пришлось перебазировать в Сек Конг. Изначально на вооружении эскадрильи состояло десять машин Wessex, потом их количество сократилось до восьми, а на момент расформирования в эскадрилье имелось шесть вертолетов. В 2001 году 28-ю эскадрилью переформировали в Бенсоне и вооружили Merlin HC.Mk.
Wessex HAS.Mk 3
Самолеты Do 228-201 Береговой охраны Индии оснащены различным специализированным оборудованием, включая РЛС MEL Marec II (в подфюзеляжном обтекателе) и ИК/УФ сканер производства Швеции.
Do 228-200 с германской регистрацией (нанесена до поставки заказчику) эксплуатировался региональной "MacAir Airlines" из Куинсленда, Австралия. Самолет использовался для пассажирских перевозок и в интересах горной промышленности.
Высокоплан Do 228 обладает прочной конструкцией и идеально приспособлен для эксплуатации с плохо подготовленных аэродромов. На фотографии - первый серийный Do 228NG, поставленный в 2010 году японской NCA.
Во Франции CL-415 стал основным противопожарным самолетом. Парк из 12 амфибий принадлежит компании "Securite Civile", базируются самолеты в Мариньяне близ Марселя на берегу Средиземного моря. Самолеты выполняют очень опасную работу, за время эксплуатации было потеряно три CL-415.
Противопожарный Bombardier 415. Компания "Canadair" еще вела разработку CL-215T, турбовинтового варианта CL-215, когда в 1986 году была поглощена компанией "Bombardier". "Bombardier" использовала CL-215T как основу для создания более совершенного варианта с цифровым приборным оборудованием. Самый популярный в мире противопожарный самолет Bombardier 415 (в США его называют Superscooper) выпускается также в морском патрульном варианте 415MP.
Борьба с пожарами с воздуха - работа опасная. Экипажам приходится маневрировать на предельно малых высотах в условиях плохой видимости из-за высокого задымления. Классическим "пожарным бомбардировщиком" является Bombardier 415. Используя смесь воды и противопожарного реагента Class A, Bombardier 415 способен эффективно бороться с пожарами на больших площадях. Смесь воды и пены не дает огню распространяться на еще не охваченные огнем строения и деревья.
Для эксплуатации CL-215/415 не требуется длинных ВПП с твердым покрытием, которых часто не бывает вблизи очагов пожаров. Самолеты данного типа способны забирать воду с любых более или менее подходящих водоемов. 415-й обладает хорошей маневренностью на воде и может следовать извивам реки или избегать препятствий вроде отмелей. Бак заполняется за один проход по воде. Амфибия набирает 6137 л всего за 12 секунд. Противопожарная пена добавляется в баки с водой автоматически.
"Bombardier" предлагает многоцелевой вариант 415-го в качестве морского патрульного и поисково-спасательного самолета. Первым заказчиком стала Греция, закупившая семь поисково-спасательных 415GR и один патрульный 415MP.
Бомбардировщик R.E.7 был способен нести одну 152-кг бомбу. 1,5-метровый отсек для бомбы испытывался на самолете R.E.5A.
R.E.7 оказались легкой добычей для германских истребителей, поэтому в середине 1916 года их сняли с вооружения фронтовых частей. Заметную роль R.E.7 сыграл в испытаниях новых моторов и различного оборудования.
Необычная и революционная аэродинамика в сочетании с планером, выполненным из небольшого количества литых элементов из пластика, армированного стекловолокном (GRP), сделала самолет Rutan VariEze настоящим хитом. С 1976 года из готовых комплектов частными лицами были собраны сотни таких самолетов.
Этот самолет Long-EZ (под крылом установлены обтекаемые контейнеры для багажа) был построен в Великобритании в начале 1980-х годов, а в настоящее время летает в США. Носовая опора шасси убираемая.
В апреле-июне 1997 года два самолета Long-EZ, пилотируемые Диком Рутаном и Майком Мелвиллом, выполнили кругосветный перелет в рамках турне "Spirit of ЕАА Friendship World Tour".
Первой конструкцией Берта Рутана стал самолет Model 27 VariViggen (на переднем плане, назван по аналогии со шведским истребителем Saab 37 Viggen); первый полет выполнен в апреле 1972 года. На заднем плане - прототип Model 33 VariEze (N4EZ).
Национальная гвардия Кипра в 2001-2003 годах получила 12 Ми-35П (Ми-24ВК2) с новым крылом, совместимым с очками ночного видения, приборным оборудованием кабин и восьмью пусковыми установками ПТУР "Атака". В 2008 году вертолеты модернизировали до уровня Ми-35ПН.
Первой конструкцией "Royal Aircraft Factory" стал одноместный биплан S.E. 1 с толкающим винтом, переделанный из моноплана Bleriot.
S.E.2 передали Королевскому авиационному корпусу в феврале 1913 года. Самолет получил бортовой номер 609, он летал сначала в 5-й, а затем в 3-й эскадрильях.
Rumpler C.VII - один из лучших германских бипланов Первой мировой войны. Самолет эффективно использовался как дальний разведчик в 1917-1918 годах, он был оснащен фотоаппаратурой и радиостанцией. Снимок сделан в 1919 году.
Прототип 7D 1 представлял собой одноместный биплан с очень хорошей для того времени чистотой аэродинамических линий. Фюзеляж с работающей фанерной обшивкой имел круглое сечение, шасси было неубираемым, с хвостовой опорой-костылем.
Разработка Rumpler D.I сильно затянулась, а сам истребитель получился не очень удачным. К моменту, когда производство было готово приступить к серийному выпуску D.I, война закончилась. На фотографии - опытный самолет 7D 4 в исходном виде.
Для своего времени Rumpler G.I мог считаться удачным тяжелым бомбардировщиком. Но огромные мотогондолы существенно ограничивали обзор из кабины.
Первой конструкцией Берта Рутана стал самолет Model 27 VariViggen (на переднем плане, назван по аналогии со шведским истребителем Saab 37 Viggen); первый полет выполнен в апреле 1972 года. На заднем плане - прототип Model 33 VariEze (N4EZ).
Самолет Quickie Берта Рутана отличает очень необычная компоновка, характерная для его ранних конструкций. Карьера изображенного на рисунке Quickie получилась короткой: построенный в июне 1980 года, самолет разбился в июле 1981 года.
Берт Рутан спроектировал гоночный биплан Model 68 Amsoil Racer на основе своего самолета Quickie. Машина успела установить несколько рекордов скорости, прежде чем разбилась в 1983 году.
Разработанный Model 40 Defiant (первый полет 30 июня 1978 года) был увеличенным и улучшенным вариантом самолета VariEze. На новом самолете дополнительно установили в носовой части мотор Avco Lycoming O-320 мощностью 160 л. с. Машина была выпущена ограниченной серией под обозначением Model 74 Defiant.