Мировая Авиация 231
-
«Паразитные» истребители. В середине 1930-х годов Владимиром Сергеевичем Вахмистровым была разработана система «Самолет - Звено»: доработанный тяжелый бомбардировщик должен был нести на себе несколько истребителей, которые поднимались в воздух при появлении вражеских самолетов. Существовало несколько вариантов, включая «Звено-1а» (ТБ-1 и два И-5 под крылом), «Звено-2» (ТБ-3 с одним, двумя или тремя И-5) и «Звено-7» (два И-5, два И-16 и один И-Z). Система «Звено-2» успешно прошла испытания в конце 1933 года, но на вооружение был принят вариант «Звено-СПБ» с двумя И-16 в роли легких бомбардировщиков на ТБ-3. На воздушном параде в Монино в ноябре 1935 года (на фотографии) пять истребителей удачно взлетели с ТБ-3. Бомбардировщик нес два И-5 на крыле, два И-16 - под крылом и один И-Z - под фюзеляжем.
An Aviamatka PVO air defence composite composed of a TB-3 with five fighters aboard.
Ла-5ФН, 159-й Краснознаменный ИАП, Карельский фронт, лето 1944 года. Данная машина принадлежала Герою Советского Союза капитану Петру Яковлевичу Лихолетову, который ранее летал на МиГ-3 и Curtiss P-40. Надпись "За Васька и Жору" - в честь боевых товарищей-летчиков, павших в боях (утверждается, что это В. Прудников и Г. Веренихин, погибшие в марте 1942 года в бою с немецкими Bf 109). Боевой счет П. Я. Лихолетова - 23 победы, одержанные лично, и семь в группе.
Ла-5ФН, 2-й ГвИАП, осень 1943 года. Верх данного Ла-5ФН окрашен в коричневый и зеленый цвета, нижние поверхности - голубые, передняя часть капота имеет натуральный металлический цвет. Надпись под кабиной - "Монгольский арат" - была нанесена на 12 новых Ла-5ФН, построенных на средства граждан Монголии. На капоте - знак модификации - ФН.
Ла-5ФН во время парада в ноябре 1944 года в Пшеборске (Польша). На капоте первой машины видна надпись, которую можно перевести как "Свободной Чехословакии от Красной Армии", а на втором самолете - надпись "За Великого Сталина". Ла-5ФН поступили на вооружение 1-го чехословацкого истребительного авиаполка.
Ла-7,156-й ИАП, Германия, апрель 1945 года. "Белый 93" принадлежал командиру полка подполковнику Сергею Федоровичу Долгушину (впоследствии - генерал-лейтенант авиации), которому 5 мая 1942 года было присвоено звание Герой Советского Союза. Отличительный знак - медаль Золотая Звезда на капоте. Под фонарем кабины нанесены значки о победах летчика - личные (красные) и в группе (белые). Буква "Э" на киле означает почетное название полка - Эльбингский.
Польские спецназовцы десантируются с литовского вертолета Ми-8МТВ, Клайпеда, Литва, сентябрь 2010 года. Спецназовцы принимали участие в международном учении сил спецопераций «Jackal Stone 10». Литва имеет пять Ми-8. Обратите внимание на яркую надпись «SAR» на створках кормовой двери машины.
Российские военнослужащие готовятся к посадке в транспортно-боевой вертолет Ми-24 (военная база во Владикавказе, Северная Осетия, ноябрь 1999 года).
Вооруженный под завязку вертолет Ми-24П обеспечивает воздушное прикрытие колонне российских войск, двигающейся в направлении на Майртуп в Курчалоевском районе Чечни (январь 1996 года). Утверждается, что за время боев в Чечне были потеряны 16 вертолетов огневой поддержки Ми-24.
Взамен двух УР малой дальности Р-60 самолет МиГ-31 может нести под каждой консолью крыла одну УР средней дальности Р-40Т, оснащенную тепловой головкой самонаведения, или ее модифицированный вариант - Р-40ТД. В состав вооружения также входит УР большой дальности Р-33.
Управляемая ракета большой дальности Р-33 во многом схожа с американской УР AIM-54 Phoenix и оснащена комбинированной системой наведения - инерциальная на среднем участке полета и полуактивная радиолокационная с радиокоррекцией на конечном.
Под носовой частью фюзеляжа размещен теплопеленгатор, который сопряжен с БРЛС и позволяет осуществлять пассивный, то есть скрытый обзор воздушного пространства на предмет обнаружения целей. В полетном положении теплопеленгатор убран в фюзеляж.
В передней кабине на приборной доске имеется белая полоса, помогающая пилоту в случае потери ориентировки.
Основная приборная часть специализированного БРЭО размещается в задней кабине, где находится штурман-оператор. В его распоряжении - один большой круглый и два прямоугольных индикатора на ЭЛТ. На модернизированном варианте в обеих кабинах имеются многофункциональные цветные ЖКИ. Имеющееся оборудование позволяет штурману-оператору контролировать процесс поиска и перехвата противника, наводить на него другие самолеты и т. п. В кабине установлены основные органы управления самолетом и телескопически выдвигаемая ручка управления.
МиГ-31
После объявления независимости Грузия быстро создала свои ВВС, основу ударной авиации которых составили штурмовики Су-25, прошедшие модернизацию на Тбилисском авиазаводе (модернизированный вариант предлагался предприятием на экспорт и известен как Су-25КМ «Скорпион»).
F-4J из 235-й истребительно-штурмовой эскадрильи «Death Angels» авиации КМП готовится принять топливо от A-4E Skyhawk из 1-й смешанной эскадрильи авиации КМП, 1977 год. Phantom оставались на вооружении КМП до середины 1980-х годов. Последней в ноябре 1989 года их списала 235-я истребительно-штурмовая эскадрилья.
Одна из последних боевых операций F-4 авиации ВМС и КМП США - неудачная попытка освобождения американских заложников в Иране (операция «Eagle Claw»). На фотографии - A-6E Intruder из 196-й штурмовой эскадрильи ВМС («Main Battery») и F-4N из 323-й истребительно-штурмовой эскадрильи КМП («Death Rattlers») заводятся на катапульты авианосца «Корал Си» (CV-43). Утро 25 апреля 1980 года.
Самолеты, находившиеся на вооружении дислоцированной в Пойнт-Мугу эскадрильи по испытаниям оружия ВМС (NWTC-PM), были одними из последних Phantom в авиации ВМС США. Они состояли на вооружении эскадрильи до 2004 года. На фотографии - самолет выполняет пуск российской сверхзвуковой мишени MA-31(1996 год).
Данный MC.202 был выпущен в середине серийного производства. На момент высадки союзников на Сицилии в июле 1943 года он дислоцировался в Каподичино, Неаполь, и входил в состав 53-го полка. Судя по эмблеме с пугалом, самолет принадлежал 22-й группе, а по номеру - 369-й эскадрилье.
Как и многие истребители с хвостовым колесом, MC.202 требовал от летчика достаточно высокого мастерства при выполнении посадки. На фотографии - сидящий на крыле техник направляет пилота во время руления на фоне оливковой рощи. Данный Folgore принадлежал эскадрилье 71a из 17-й группы 1-го полка и, вероятно, действовал на Сицилии.
Хотя максимальная скорость (600 км/ч) позволяла MC.202 на равных бороться с истребителями поколения Spitfire Mk V, использование этих машин со слабым вооружением в системе ПВО итальянских городов против бомбардировщиков было весьма спорным.
A Serie III aircraft seen during an acceptance flight prior to delivery to the Regia Aeronautica.
Схемы окраски MC.202 Folgore разных подразделений различались - это видно на фотографии, где изображены самолеты 351-й и 151-й эскадрилий. Зеленые разводы на коричневом фоне (самолет справа) наносились вручную.
Самолеты Folgore из состава 360-й и 361-й эскадрилий 155-й группы на аэродроме около Чинисии (Сицилия) перед вылетом в район Мальты, 14 июня 1942 года. 155-я группа находилась на Сицилии с начала мая, а в конце июня к ней присоединились 20-я группа. На створке ниши шасси второго самолета видна красная стрела - знак того, что самолет пилотирует младший лейтенант. На фотографии видны также самолеты SIAI-Marchetti S.79, Fiat CR.42 и Macchi МС.200.
В конце 1941-го - начале 1942 года эскадрилья 79a из состава 6-й группы 1-го полка дислоцировалась в приморских районах Ливии. Обтекатель за кабиной пилота улучшил аэродинамику машины и имел боковые вырезы для улучшения обзора в заднюю полусферу.
Пилот имел в своем распоряжении коллиматорный прицел типа "San Giorgio", смещенный вправо, и резервный кольцевой прицел со сферической мушкой, смещенный влево. Кресло - бронированное, с бронированным заголовком. Начиная с 7-й производственной серии, ставился пуленепробиваемый козырек. На этой ранней машине его нет.
Данный MC.202 (378-11, MM7848) принадлежал 378-й эскадрилье 155-й группы 51-го полка и был сбит канадским асом Джорджем Берлингом в июле 1942 года - в тот момент MC.202 сопровождал Ju 88 над Мальтой. Летчик, сержант Маджоре Фальеро Гелли, сумел совершить вынужденную посадку на острове Гозо и попал в плен.
A C.202 Serie III (M.M.7843) of the 378 Squadriglia (155 Gruppo, 51 Stormo) after coming to grief in Sicily in July 1943.
MC.202 Folgore. MM9066 - самолет MC.202 Serie VII из состава 151-й эскадрильи 20-й группы 51-го авиаполка итальянских ВВС, Сицилия, конец 1942 года. Этот самолет с надписью "Dai Banana!" принадлежал итальянскому асу - сержанту Эннио Тарантоле, до войны занимавшемуся торговлей бананами и потому получившему у сослуживцев прозвище "Банан". На киле можно видеть знаки семи из его восьми побед. Самолеты Folgore строили компании "Macchi", "Breda" и "SAI-Ambrosini". Седьмая серия собиралась на заводе "Macchi". Всего заказали 15 партий (1300 машин), до капитуляции Италии были готовы 1150 самолетов.
Ла-5, 240-й ИАП (затем 178-й ГвИАП), середина 1943 года. "Белый 75", окрашенный в стандартный зелено-черный камуфляж, принадлежал Ивану Кожедубу, когда его авиаполк участвовал в Курской битве. Надпись на фюзеляже - "Эскадрилья Валерий Чкалов" - не была единичной, в честь легендарного летчика были названы также самолеты в 4-м ГвИАП авиации КБФ, 193-м и 254-м ИАП, 88-м, 13-м и 11-м ГвИАП, а также по одной машине в 137-м и 21-м ИАП советских ВВС.
Ла-5, 4-й ГвИАП авиации Краснознаменного Балтийского флота, конец лета 1943 года. Данный самолет принадлежал Герою Советского Союза гвардии капитану Георгию Дмитриевичу Костылеву. За кабиной видны 42 звездочки - количество побед, но официально на конец войны боевой счет летчика составил 43 победы. Под кабиной - эмблема гвардейской части, знак "Гвардия".
F-4S из 74-й истребительной эскадрильи «Be-Devilers» сопровождает советский Ту-95РЦ, перехватив его примерно в 70 км от побережья Вирджинии, январь 1982 года. С конца 1970-х годов 265 самолетов F-4J модернизировали в вариант F-4S, одной из отличительных особенностей которых стали предкрылки.
После снятия с вооружения строевых частей самолеты И-5 поступили в летные школы, но в первый период Великой Отечественной войны их пришлось вернуть в строй - настолько были велики потери ВВС.
Советский истребитель И-5 во многом, включая и характеристики, был схож со своим зарубежным аналогом - Bristol Bulldog. Причем, если на Западе заказ на 50 машин тогда считали весьма удачным контрактом, в СССР истребитель выпустили в количестве более 800 машин.
The I.5 Single-seat Fighter Biplane (480 h.p. M-22 engine).
Вертолеты семейства Ми-8 (на фотографии, вероятно, Ми-8МТ) активно применялись в чеченских войнах для корректировки огня артиллерии федеральных сил. По некоторым дан¬ным, потери в вертолетах Ми-8 за время контртеррористической операции - сбитыми и тяжело поврежденными - составили около 30 машин.
На вооружении ВС России находится несколько модификаций вертолетов Ми-8/17, включая Ми-8МТ (на фотографии) - модернизированный вариант Ми-8М с более мощными турбовальными двигателями ТВ3-117МТ мощностью 1874 л. с. Данный вертолет оснащен блоками НАР и устройствами отстрела ИК-ловушек и дипольных отражателей.
Компанией «Aeroton» разработан вариант модернизации вертолетов Ми-8Т/АТ для увеличения дальности их полета (AEFT - Auxiliary External Fuel Tanks). Вертолеты оснащаются двумя внутренними баками на 1900 л и еще шестью внешними - на 2850 л. В итоге дальность полета возрастает до 1300 км.
Представленный здесь в гражданской окраске пассажирский вариант Ми-8 применялся как в гражданской авиации, так и в силовых структурах. Характерное отличие пассажирских машин - прямоугольные иллюминаторы.
Транспортно-штурмовой Ми-8АМТШ может нести 8 ПТУР «Атака» («Штурм»), либо столько же УР «воздух-воздух» типа «Игла», либо 250-кг бомбы и/или блоки НАР. Кабина экипажа имеет усиленное бронирование.
Ми-8МТКО - многоцелевой круглосуточный транспортно-боевой вертолет, оснащенный гиростабилизированной оптико-электронной системой, лазерным дальномером и пр. Прошел испытания на Северном Кавказе.
Ми-8МТВ (на экспорт - Ми-171В) - модификация с высотными двигателями ТВ3-117ВМ взлетной мощностью 2190 л. с., способная взлетать и садиться на высотах до 4000 м и осуществлять полет на высотах до 6000 м. С конца 1980-х годов выпускался вариант Ми-8МТВ-1 (на фотографии - хорватская машина), а с 1990-х годов - варианты Ми-8МТВ-2 и -3.
Афганистан эксплуатирует достаточно разнообразный парк вертолетов Ми-8/17 в основном советского производства. Недавно подписан контракт на поставку партии новых Ми-17В-5.
Американские военнослужащие отрабатывают погрузку раненых в вертолет Ми-17 из состава 6-й эскадрильи ССО ВВС США. Створки кормового грузового люка демонтированы.
Макеты ракет Р-77 на МиГ-31М (борт "057")
МиГ-31М может нести под крылом четыре УР средней дальности Р-77, а под фюзеляжем - до шести УР большой дальности Р-33С или Р-37 с радиолокационной ГСН.
Ми-17Z-2 - вертолет РЭБ, разработанный в Чехословакии и сегодня находящийся на вооружении ВС Словакии. Советскими конструкторами был разработан вертолет - постановщик помех Ми-8ПП и модернизированный вариант Ми-8ППА.
Носителем ракетоплана SpaceShipOne являлся самолет, получивший название White Knight. Оба летательных аппарата имели схожие по интерьеру кабины - для удобства и ускорения подготовки астронавтов для совершения суборбитальных полетов.
SpaceShipOne планирует после отделения от самолета-носителя
SpaceShipOne имел особую конструкцию крыла - его задняя часть вместе с хвостовым оперением могла поворачиваться для обеспечения наилучших условий на том или ином участке траектории полета.
Proteus несет аппаратуру измерения радиационного фона атмосферы (проект Министерства энергетики США). В 2002-2006 годах самолет выполнил множество исследовательских полетов с баз в Оклахоме, на Аляске и в Австралии.
Proteus мог нести более тяжелую полезную нагрузку, но в ущерб дальности и продолжительности полета. На фотографии он несет контейнер, разработанный в центре НАСА в рамках проекта INTEX-NA (Intercontinental Chemical Transport Experiment - North America) для изучения уровня загрязнения на планете.
SM.84bis использовался ВВС фашистской Италии преимущественно в качестве торпедоносца-бомбардировщика. Данная машина принадлежала ВВС союзной Италии, воевавшим против Германии.
Среди первых самолетов, направленных итальянцами в Испанию, был и этот SM.81, принадлежавший 215-й эскадрилье из состава 25-й группы 21-го авиаполка. Эскадрилья дислоцировалась в Талавере.
S.M.85 был одноместным пикирующим бомбардировщиком, строившимся в ограниченном количестве. Ввиду невысоких характеристик самолеты лишь ограниченно использовались Италией в годы Второй мировой войны.
Разоруженный S.82, эксплуатировавшийся итальянскими ВВС после войны
S.M.82 зарекомендовали себя в годы Второй мировой войны как надежные транспортные самолеты, они находились в эксплуатации даже после войны, пока в 1950-е годы не были заменены на Fairchild С-119G.
Итальянская «Ala Littoria» была одним из предвоенных эксплуатантов SM.83. Самолеты поставлялись ей в вариантах Terrestre (для полетов над сушей) и Atlantico (для трансокеанских перелетов), которые отличались запасом топлива и количеством пассажирских мест.
Два RF-4B из 3-й тактической разведывательной эскадрильи «Eyes of the Corps» авиации КМП запечатлены в 1990 году после вылета с авиабазы Эль-Торо, штат Калифорния. 10 августа того года эскадрилья стала последней в авиации ВМС и КМП США, снявшей самолеты F-4 с вооружения. Ее RF-4B имели самую продолжительную карьеру среди всех американских Phantom.
В 1975 году все оставшиеся в морской пехоте RF-4B передали 3-й тактической разведывательной эскадрилье (VMFP-3), проходившей боевую службу на борту авианосцев до 1980-х годов. На фотографии - самолет сел на палубу авианосца «Мидуэй» во время учений в районе Алеутских островов, 1983 год.
На высоту старта ракетоплан SpaceShipTwo доставит самолет-носитель White Knight Two. Самолет, имеющий крыло размахом 43,0 м, является крупнейшим в мире полностью композитным летательным аппаратом.
SpaceShipTwo должен стать первым коммерческим ракетопланом в мире. В нем могут разместиться два пилота и шесть пассажиров-астронавтов, каждый из которых должен пока заплатить за свой полет 200 тысяч долларов. За эти деньги их «подбросят» на высоту 170 км.
В конце 1970-х годов компания «Beech» приступила к разработке корпоративного самолета Starship, рассматривавшегося как замена King Air. Масштабный прототип от компании «Scaled Composites» не имел ряда конструктивных особенностей Starship, в частности кабина не была герметизирована.
Легкий штурмовик ARES оснащался одним ТРД Pratt & Whitney JT15D-5 тягой 13,12 кН и показал на испытаниях скорость 750 км/ч.
SM.91 отличали высокие характеристики и мощное вооружение - пять 20-мм пушек Mauser MG.151 в носовой части и крыле, плюс бомбовая нагрузка (одна 500-кг или четыре 100-кг бомбы).
S.M.92 был спроектирован на базе S.M.91, сохранил его двигатели DB605, крыло и хвостовое оперение. Кабина экипажа была размещена в левой хвостовой балке.
Martin P4M-1Q Mercator. Данный P4M-1Q в 1959 году принадлежал 2-й эскадрилье РЭБ (VQ-2). Эскадрилья 1 сентября 1955 года была сформирована в Порт-Лиоте на базе подразделения "A" 2-й эскадрильи ДРЛО (Det A, VW-2), а 1 января 1960 года была переформирована во 2-ю разведывательную эскадрилью. В эскадрилье имелось минимум восемь самолетов Mercator.
P4M-1 из 21-й патрульной эскадрильи в небе над Марокко. Эскадрилью перебазировали в Порт-Лиоте для минных постановок.
Переоборудованный в вариант самолета радиотехнической разведки, P4M-1Q отличался наличием двух подфюзеляжных обтекателей для антенн станции APA-69. К 1959 году оставшиеся P4M-1Q оснастили станцией AN/ALD-1, антенна которой располагалась в большом обтекателе вместо надфюзеляжной башенной стрелковой установки.
Первый из двух прототипов XP4M-1 Mercator поднялся в воздух 20 сентября 1946 года. Второй прототип (№02790) был оснащен макетом носового обтекателя и мог оснащаться вооружением в хвостовой части. Видны открытые воздухозаборники дополнительных ТРД (сразу за воздушным винтом).
Оснащенный комбинированной силовой установкой P4M мог развивать в горизонтальном полете скорость до 643 км/ч, то есть на 161 км/ч больше, чем ранние Neptune, а на малой высоте набирал высоту быстрее, чем многие современные истребители. Видно, что воздухозаборники ТРД закрыты - используются лишь поршневые двигатели.
Три самолета из 21-й патрульной эскадрильи позируют для фотосъемки где-то в районе Сан-Диего, конец июля 1951 года. До Mercator данная эскадрилья летала на PB4Y-2 Privateer. Летом 1950 года эскадрилья имела оба типа самолетов, первые P4M прибыли в июне-июле. В роли дальнего патрульного бомбардировщика Mercator прослужил недолго.
S.M.86 внешне напоминал немецкий Henschel Hs 129, он оснащался чехословацкими двигателями Walter Sagitta мощностью по 600 л. с. каждый.
Savoia-Marchetti S.M.86 prototype.
S.M.89 внешне напоминал Junkers Ju 88 и создавался как бомбардировщик / штурмовик. Под фюзеляжем он мог нести вооружение массой до 1400 кг (бомбы, торпеды).
Модернизированный Ми-8МТВ-5 (Ми-17МД) выпуска Казанского вертолетного завода. Отличительные особенности - современная РЛС, композитные лопасти несущего винта, система аварийного приводнения, современное БРЭО, увеличенная масса груза и внешней подвески и др. Индия в мае 2000 года заказала 40 машин.
Отличные взлетно-посадочные характеристики AT3 обеспечивались его уникальной конструкцией.
F-4S из 161-й истребительной эскадрильи "Chargers" готовится к взлету с палубы авианосца "Мидуэй" (CV 41). Атлантический океан, март 1985 года. К началу 1980-х годов на самолетах стали применять малозаметные опознавательные знаки.
Май 1983 года. На фотографии - два F-4S из 301-й "Devil's Disciples" (на переднем плане) и 302-й "Stallions" истребительных эскадрилий авиации Резерва ВМС. F-4S на переднем плане (№ 155 749) несет в хвостовой части знак о сбитом 10 мая 1972 года вьетнамском МиГ-17.
И-6 на самом деле пошел в разработку раньше И-5. В горизонтальном полете И-6 развивал большую скорость, но имел худшие скороподъемность и маневренность. Построили лишь два опытных И-6, а в серию пошел И-5.
Внешне Triumph напоминал небольшой реактивный Starship и предназначался для перевозки до восьми пассажиров при крейсерской скорости 741 км/ч.
Pond Racer был спроектирован как поршневой самолет для авиагонок - на нем планировали установить новый рекорд скорости. В начале 1990-х годов самолет принимал участие в трех гонках в Рено.
"Асимметричный" Boomerang имел крыло с плоскостями разной длины и углами стреловидности. На левой "балке" внешней части стабилизатора не было, что улучшало управляемость при отказе или отключении двигателя.
Второй демонстратор технологий Raptor/Quiver, оснащенный органами управления для пилота, был облетан в 1994 году.
ВВС Италии заказали шесть S.M.95C, которые были поставлены в 1947 году только что созданной авиакомпании «Alitalia». Самолет I-DALJ получил собственное название в честь Христофора Колумба и стал первым S.M.95, поступившим в эту авиакомпанию. Впрочем, карьера его была короткой - самолет списали в 1950 году.
Самолет S.M.95 строился небольшой серией, но стал одним из первых послевоенных авиалайнеров Италии.
Самолеты семейства S.P. к 1917 году уже существенно устарели, но все же составляли значительную часть авиа парка итальянской авиации в годы Первой мировой войны.